РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ
|
Введение 3
Глава 1 Историко-теоретические основания развития двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики на занятиях по хореографии 10
1.1 Теоретические аспекты развития двигательной активности
дошкольников в учреждении дополнительного образования 10
1.2 Исторический процесс становления художественной гимнастики
как вида спорта и ее значение для развития двигательной активности детей 21
Выводы по 1 главе 39
Глава 2Практический опыт внедрения программы развития двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики на занятиях по хореографии 42
2.1 Методические основания разработки программы по хореографии
для развития двигательной активности детей в учреждении дополнительного образования 42
2.2 Разработка программы по хореографии для развития двигательной
активности дошкольников с применением средств художественной гимнастики и ее апробация на занятиях в «Центре детского творчества» Тюлячинского муниципального района 57
Выводы по 2 главе 68
Заключение 72
Список литературы 78
Приложения
Глава 1 Историко-теоретические основания развития двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики на занятиях по хореографии 10
1.1 Теоретические аспекты развития двигательной активности
дошкольников в учреждении дополнительного образования 10
1.2 Исторический процесс становления художественной гимнастики
как вида спорта и ее значение для развития двигательной активности детей 21
Выводы по 1 главе 39
Глава 2Практический опыт внедрения программы развития двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики на занятиях по хореографии 42
2.1 Методические основания разработки программы по хореографии
для развития двигательной активности детей в учреждении дополнительного образования 42
2.2 Разработка программы по хореографии для развития двигательной
активности дошкольников с применением средств художественной гимнастики и ее апробация на занятиях в «Центре детского творчества» Тюлячинского муниципального района 57
Выводы по 2 главе 68
Заключение 72
Список литературы 78
Приложения
Актуальность исследования
«Здоровье детей - богатство нации!» -этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди, и есть крупные промышленные предприятия.
В «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации» (от 21 марта 2003 года N 113)в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно, физическое воспитание детей дошкольного возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности ДОУ, ведь в общей системе дошкольного образования именно этот вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психологического потенциала ребенка.
В то же время в многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. По данным медицинских исследований около 25-30% детей, поступающих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Природа, через специфические физиологические механизмы (в частности, утомление) сама регулирует темп движений и их количество, поэтому бояться перегрузки нужно в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для ненормального физического развития детей. Однако в дошкольном образовательном учреждении значение двигательной
активности как фактора, стимулирующего резервные возможности
3
физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.
Анализ официальных документов, теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе. Одним из путей достижения такого уровня является разработка и использование таких методов и приемов на физкультурных занятиях, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Степень изученности темы исследования. Различные аспекты двигательной активности детей были раскрыты в трудах таких ученых, как Н.Н.Васильева,Е.А.Ермилова,М.Н. Кузнецова,В.Т. Кудрявцева,Л.В.
Пасечник,Н.В. Поповапова,О.В.Филиппова.В работах И.А. Винер- Усмановой,Т.Н. Машиной обоснована польза гимнастики для общего развития ребенка. Возрастные особенности детей дошкольного возраста были изучены Е.К. Извековым, Н.М. Исламовой, Н.Б. Котелевской,Н.Н. Кожуховой.
История художественной гимнастики и пути ее развития как самостоятельного вида спорта представлены в работах В.М. Баршай, И.А.Винер-Усмановой, В.Н. Курысь,Н.Б.Павлова.Методики обучения детей художественной гимнастике были разработаны И.А. Винер-Усмановой, Л.А.Карпенко, Л.Т Майоровой, Г.Н. Пшеничниковой. Методики обучения детей разных возрастов хореографии были представленыТ.К. Барышниковой, К.В.Динейка,Т.И. Ерофеевой,В.С. Костровицкой,Е.С. Николаевой.Такими авторами, как Л.В.Байбородова,М.И. Рожков,О.В.Филиппова выявлены особенности образовательного процесса в условиях сельской местности.
Однако вопрос о путях повышения двигательной активности детей в дошкольных учреждениях изучен недостаточно.В процессе проведения исследования нами было обнаружено противоречие между широкой изученностью возможностей развития двигательной активности дошкольников в процессе занятий художественной гимнастикой и отсутствием методического обеспечения для систематического и последовательного использования спортивных упражнений на занятиях по хореографии.
Необходимость поиска теоретико-практического решения
обозначенных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: Какое методическое обеспечение, включающее элементы художественной гимнастики, позволит повысить эффективность развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в системе дополнительного образования?
На основе выделенного противоречия и сформулированной проблемы исследования была определена его тема: «Развитие двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики на занятиях по хореографии».
Цель исследования - разработать и апробировать на практике программу по хореографии для развития двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики в условиях сельской местности.
процесс занятий по хореографии в
учреждении дополнительного образования в условиях сельской местности.
Предмет исследования - развитие двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования средствами художественной гимнастики.
Гипотеза исследования-развитие двигательной активности
дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования в условиях сельской местности будет проходить эффективней, если будут:
- изучены теоретические аспекты развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования;
- раскрыты исторические аспекты становления художественной гимнастики как вида спорта и ее значение для развития двигательной активности детей;
- выявлены методические основания разработки программ развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования;
- разработана программа по хореографии для развития двигательной активности дошкольников с применением средств художественной гимнастики и выполнена ее апробация в «Центре детского творчества» Тюлячинского муниципального района.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить теоретические аспекты развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования;
2. Раскрыть исторические аспекты становления художественной гимнастики как вида спорта и ее значение для развития двигательной активности детей;
3. Выявить методические основания разработки программ развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования;
4. Разработать программу по хореографии для развития двигательной активности дошкольников с применением средств художественной гимнастики и апробировать ее в «Центре детского творчества» Тюлячинского муниципального района.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения исследования в качестве его теоретической базы были использованы работы по общефизической подготовке дошкольников Н.Н.Васильевой,И.И.Воротилкиной,Л.Д.Глазыриной,О.В.Ивасевой,О.Н. Коган,Н.Н. Кожуховой,А.И.Кравчук,И.Н.Моргун,И.В. Никуличевой;
исследования по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми дошкольного возрастаТ.В.Ахутина,М.Н.Кузнецова,В.Р. Кучма, А.Г.Сухарев;трудыИ.И. Воротилкина, Т.И. Ерофеева,в которых раскрыты возможности развития двигательной активности в учреждениях дошкольного образования; методические работы по организации занятий по хореографии в учреждениях дошкольного образования Л.Н. Буйловой,С.В. Кочневой; исследования, раскрывающие методические аспекты организации физического воспитания дошкольников Н.В.Минникаевой,
И.В.Никуличевой,С.А.Сологуб, Э.Я.Степапенковой,В.Н.Шебеко.
«Здоровье детей - богатство нации!» -этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди, и есть крупные промышленные предприятия.
В «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации» (от 21 марта 2003 года N 113)в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно, физическое воспитание детей дошкольного возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности ДОУ, ведь в общей системе дошкольного образования именно этот вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психологического потенциала ребенка.
В то же время в многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. По данным медицинских исследований около 25-30% детей, поступающих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Природа, через специфические физиологические механизмы (в частности, утомление) сама регулирует темп движений и их количество, поэтому бояться перегрузки нужно в меньшей степени, чем недогрузки. Именно гиподинамия создает условия для ненормального физического развития детей. Однако в дошкольном образовательном учреждении значение двигательной
активности как фактора, стимулирующего резервные возможности
3
физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.
Анализ официальных документов, теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе. Одним из путей достижения такого уровня является разработка и использование таких методов и приемов на физкультурных занятиях, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Степень изученности темы исследования. Различные аспекты двигательной активности детей были раскрыты в трудах таких ученых, как Н.Н.Васильева,Е.А.Ермилова,М.Н. Кузнецова,В.Т. Кудрявцева,Л.В.
Пасечник,Н.В. Поповапова,О.В.Филиппова.В работах И.А. Винер- Усмановой,Т.Н. Машиной обоснована польза гимнастики для общего развития ребенка. Возрастные особенности детей дошкольного возраста были изучены Е.К. Извековым, Н.М. Исламовой, Н.Б. Котелевской,Н.Н. Кожуховой.
История художественной гимнастики и пути ее развития как самостоятельного вида спорта представлены в работах В.М. Баршай, И.А.Винер-Усмановой, В.Н. Курысь,Н.Б.Павлова.Методики обучения детей художественной гимнастике были разработаны И.А. Винер-Усмановой, Л.А.Карпенко, Л.Т Майоровой, Г.Н. Пшеничниковой. Методики обучения детей разных возрастов хореографии были представленыТ.К. Барышниковой, К.В.Динейка,Т.И. Ерофеевой,В.С. Костровицкой,Е.С. Николаевой.Такими авторами, как Л.В.Байбородова,М.И. Рожков,О.В.Филиппова выявлены особенности образовательного процесса в условиях сельской местности.
Однако вопрос о путях повышения двигательной активности детей в дошкольных учреждениях изучен недостаточно.В процессе проведения исследования нами было обнаружено противоречие между широкой изученностью возможностей развития двигательной активности дошкольников в процессе занятий художественной гимнастикой и отсутствием методического обеспечения для систематического и последовательного использования спортивных упражнений на занятиях по хореографии.
Необходимость поиска теоретико-практического решения
обозначенных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: Какое методическое обеспечение, включающее элементы художественной гимнастики, позволит повысить эффективность развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в системе дополнительного образования?
На основе выделенного противоречия и сформулированной проблемы исследования была определена его тема: «Развитие двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики на занятиях по хореографии».
Цель исследования - разработать и апробировать на практике программу по хореографии для развития двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики в условиях сельской местности.
процесс занятий по хореографии в
учреждении дополнительного образования в условиях сельской местности.
Предмет исследования - развитие двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования средствами художественной гимнастики.
Гипотеза исследования-развитие двигательной активности
дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования в условиях сельской местности будет проходить эффективней, если будут:
- изучены теоретические аспекты развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования;
- раскрыты исторические аспекты становления художественной гимнастики как вида спорта и ее значение для развития двигательной активности детей;
- выявлены методические основания разработки программ развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования;
- разработана программа по хореографии для развития двигательной активности дошкольников с применением средств художественной гимнастики и выполнена ее апробация в «Центре детского творчества» Тюлячинского муниципального района.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить теоретические аспекты развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования;
2. Раскрыть исторические аспекты становления художественной гимнастики как вида спорта и ее значение для развития двигательной активности детей;
3. Выявить методические основания разработки программ развития двигательной активности дошкольников на занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования;
4. Разработать программу по хореографии для развития двигательной активности дошкольников с применением средств художественной гимнастики и апробировать ее в «Центре детского творчества» Тюлячинского муниципального района.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения исследования в качестве его теоретической базы были использованы работы по общефизической подготовке дошкольников Н.Н.Васильевой,И.И.Воротилкиной,Л.Д.Глазыриной,О.В.Ивасевой,О.Н. Коган,Н.Н. Кожуховой,А.И.Кравчук,И.Н.Моргун,И.В. Никуличевой;
исследования по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми дошкольного возрастаТ.В.Ахутина,М.Н.Кузнецова,В.Р. Кучма, А.Г.Сухарев;трудыИ.И. Воротилкина, Т.И. Ерофеева,в которых раскрыты возможности развития двигательной активности в учреждениях дошкольного образования; методические работы по организации занятий по хореографии в учреждениях дошкольного образования Л.Н. Буйловой,С.В. Кочневой; исследования, раскрывающие методические аспекты организации физического воспитания дошкольников Н.В.Минникаевой,
И.В.Никуличевой,С.А.Сологуб, Э.Я.Степапенковой,В.Н.Шебеко.
Представленная выпускная квалификационная работа позволила определить актуальность проблемы развитие двигательной активности средствами художественной гимнастики в учреждении дополнительного образования и подтвердить эффективность выдвинутой гипотезы исследования.
На основе изученных материалов мы пришли к следующим выводам:
1. Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом. Различные аспекты двигательной активности детей были раскрыты в трудах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, В.П. Дудьев, Е.А., Ермилова Л. Кэйл, Н.Б. Стамбулова, В.И. Угнивенко, О.В. Филиппова.
2. В работах П.В. Валери, И.А. Винер-Усмановой, Н.А. Довбыш обоснована польза гимнастики для общего развития ребенка. Возрастные особенности детей дошкольного возраста были изучены В.Г. Асеевым, Н.В. Вараевой, О.М. Дьяченко, В.К. Котырло, И.Ю. Кулагина, Н.Ю. Куражева. Такими авторами, как Л.В. Байбородова, С.Г. Броневщук, И.Л. Темежникова выявлены особенности образовательного процесса в условиях сельской местности.
3. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время.В исследовании рассмотрены понятия «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».
5. Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. В игре создаются благоприятные условия для формирования движений.
6. Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья и является рациональным сочетанием различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.
7. В процессе изучения истории становления художественной гимнастики как вида спорта было установлено, что художественная гимнастика в своём становлении и развитии прошла долгий путь, собрав воедино всё самое лучшее из спорта и искусства. В конце XIX - начале XX века большую популярность получили студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демени и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие получило признание во всём мире и послужило основой развития нового направления художественного движения, которое и явилось истоком зарождающегося вида спорта для женщин.Художественная гимнастика, как вид спорта возникла и сформировалась в Ленинграде.
8. Периоды развития художественной гимнастики:
- первый период (1947-1963) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики. Первые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (Таллин в 1947, Тбилиси в 1948), а в 1949 году состоялось первое лично-командное первенство страны. В 1950 году была опубликована спортивная классификация, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в 1954 году, способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений.
- второй период(1960-1980) развития художественной гимнастики в СССР начинается с 1963 года. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с 1963 года) и Европы (с 1978 года). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1984 год).
- третий период (с 1980 года по наши дни) год был судьбоносным для художественной гимнастики. После завершения Игр XXII Олимпиады в Москве Конгресс Международного Олимпийского комитета принял решение о включении художественной гимнастики в число Олимпийских видов спорта.
9. Общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация художественной гимнастики» создана учредительной Конференцией 12 сентября 1991 года и главным тренером сборной команды России утверждена Заслуженный тренер страны И.А. Винер. «Гимнастику - в общеобразовательные школы!» - это на сегодня одно из приоритетных направлений работы Международной академии Ирины Винер.
10. На основе анализа представленных программ по развитию двигательной активности дошкольников нами были выделены следующие методические аспекты организации данной работы:
- в процессе обучения дети дошкольного возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы.
- игры являются базой в процессе обучения дети дошкольного возраста. На их основе, для того чтобы разнообразить занятия, преподаватели предлагают детям выполнять творческие задания, психорегулирующие тренировки и отвлекающие мероприятия.
- программы направлены на достижение личностного успеха обучающихся, их социальной адаптации в обществе, а также на развитие физических и моральных качеств ребенка, создание постановочных концертных номеров.
- в настоящее время комплексных программ для обучения художественной гимнастике в учреждениях дополнительного образования не существует. Все ограничивается лишь правилами соревнований и разрозненными пособиями по развитию тех или иных качеств. Но в них нет комплексного подхода к обучению, не дается рекомендаций по годам обучения, к тому же правила соревнований более подходят для специализированных спортивных школ.
11. Были рассмотрены основные условия сельской местности, имеющие значение для организации образовательного процесса детей:
1. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино, телевидения, видео, радио.
2. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.
3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.
4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей.
12. В выпускной квалификационной работе, посвященной развитию
двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики в учреждении дополнительного образования, была разработана и внедрена программа по хореографии. Она была апробирована в процессе экспериментального исследования, которое было организовано в «Центре детского творчества» Тюлячинского муниципального района. В эксперименте принимало участие 32 дошкольника, из них 16 входили в контрольную группу, 16 - в экспериментальную. Возраст участников
исследования - 5-7 лет.С целью изучения уровня развития двигательной активности дошкольников была разработана экспертная карточка оценки уровня двигательной активности.
13. В экспериментальной группе уровень двигательной активности повысился, в контрольной группе наблюдаются не значительные изменения.
Таким образом, осуществленный эксперимент продемонстрировал положительные результаты, тем самым подтвердив выдвинутую в исследовании гипотезу о применении программы по хореографии для комплексного воздействия двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики.Данные полученные на каждом этапе экспериментальной работы по внедрениюпрограммысвидетельствовали об эффективном развитиидвигательной активности детей на занятиях по хореографии. Они отражают определенную тенденцию к повышению уровня двигательной активности дошкольников, входящих в экспериментальную группу, что позволяет считать проведенное исследование успешным.
На основе изученных материалов мы пришли к следующим выводам:
1. Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом. Различные аспекты двигательной активности детей были раскрыты в трудах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, В.П. Дудьев, Е.А., Ермилова Л. Кэйл, Н.Б. Стамбулова, В.И. Угнивенко, О.В. Филиппова.
2. В работах П.В. Валери, И.А. Винер-Усмановой, Н.А. Довбыш обоснована польза гимнастики для общего развития ребенка. Возрастные особенности детей дошкольного возраста были изучены В.Г. Асеевым, Н.В. Вараевой, О.М. Дьяченко, В.К. Котырло, И.Ю. Кулагина, Н.Ю. Куражева. Такими авторами, как Л.В. Байбородова, С.Г. Броневщук, И.Л. Темежникова выявлены особенности образовательного процесса в условиях сельской местности.
3. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время.В исследовании рассмотрены понятия «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».
5. Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. В игре создаются благоприятные условия для формирования движений.
6. Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья и является рациональным сочетанием различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.
7. В процессе изучения истории становления художественной гимнастики как вида спорта было установлено, что художественная гимнастика в своём становлении и развитии прошла долгий путь, собрав воедино всё самое лучшее из спорта и искусства. В конце XIX - начале XX века большую популярность получили студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демени и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие получило признание во всём мире и послужило основой развития нового направления художественного движения, которое и явилось истоком зарождающегося вида спорта для женщин.Художественная гимнастика, как вид спорта возникла и сформировалась в Ленинграде.
8. Периоды развития художественной гимнастики:
- первый период (1947-1963) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики. Первые соревнования проводились в виде смотров-конкурсов (Таллин в 1947, Тбилиси в 1948), а в 1949 году состоялось первое лично-командное первенство страны. В 1950 году была опубликована спортивная классификация, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии художественной гимнастики. Единая программа и нормативные требования для гимнасток различных разрядов конкретизировали содержание и организацию учебной работы на местах. Программа для мастеров спорта, введенная в 1954 году, способствовала развитию художественной гимнастики и росту спортивно-технических достижений.
- второй период(1960-1980) развития художественной гимнастики в СССР начинается с 1963 года. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с 1963 года) и Европы (с 1978 года). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1984 год).
- третий период (с 1980 года по наши дни) год был судьбоносным для художественной гимнастики. После завершения Игр XXII Олимпиады в Москве Конгресс Международного Олимпийского комитета принял решение о включении художественной гимнастики в число Олимпийских видов спорта.
9. Общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация художественной гимнастики» создана учредительной Конференцией 12 сентября 1991 года и главным тренером сборной команды России утверждена Заслуженный тренер страны И.А. Винер. «Гимнастику - в общеобразовательные школы!» - это на сегодня одно из приоритетных направлений работы Международной академии Ирины Винер.
10. На основе анализа представленных программ по развитию двигательной активности дошкольников нами были выделены следующие методические аспекты организации данной работы:
- в процессе обучения дети дошкольного возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы.
- игры являются базой в процессе обучения дети дошкольного возраста. На их основе, для того чтобы разнообразить занятия, преподаватели предлагают детям выполнять творческие задания, психорегулирующие тренировки и отвлекающие мероприятия.
- программы направлены на достижение личностного успеха обучающихся, их социальной адаптации в обществе, а также на развитие физических и моральных качеств ребенка, создание постановочных концертных номеров.
- в настоящее время комплексных программ для обучения художественной гимнастике в учреждениях дополнительного образования не существует. Все ограничивается лишь правилами соревнований и разрозненными пособиями по развитию тех или иных качеств. Но в них нет комплексного подхода к обучению, не дается рекомендаций по годам обучения, к тому же правила соревнований более подходят для специализированных спортивных школ.
11. Были рассмотрены основные условия сельской местности, имеющие значение для организации образовательного процесса детей:
1. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации - печати, кино, телевидения, видео, радио.
2. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.
3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.
4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей.
12. В выпускной квалификационной работе, посвященной развитию
двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики в учреждении дополнительного образования, была разработана и внедрена программа по хореографии. Она была апробирована в процессе экспериментального исследования, которое было организовано в «Центре детского творчества» Тюлячинского муниципального района. В эксперименте принимало участие 32 дошкольника, из них 16 входили в контрольную группу, 16 - в экспериментальную. Возраст участников
исследования - 5-7 лет.С целью изучения уровня развития двигательной активности дошкольников была разработана экспертная карточка оценки уровня двигательной активности.
13. В экспериментальной группе уровень двигательной активности повысился, в контрольной группе наблюдаются не значительные изменения.
Таким образом, осуществленный эксперимент продемонстрировал положительные результаты, тем самым подтвердив выдвинутую в исследовании гипотезу о применении программы по хореографии для комплексного воздействия двигательной активности дошкольников средствами художественной гимнастики.Данные полученные на каждом этапе экспериментальной работы по внедрениюпрограммысвидетельствовали об эффективном развитиидвигательной активности детей на занятиях по хореографии. Они отражают определенную тенденцию к повышению уровня двигательной активности дошкольников, входящих в экспериментальную группу, что позволяет считать проведенное исследование успешным.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В КЛУБЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ,
НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И РИТМИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие гибкости у обучающихся младших классов на занятиях по ритмике во внеурочное время
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Эффективность процесса совершенствования физических качеств и повышения двигательной активности детей школьного возраста средствами художественной гимнастики
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - ОСВОЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ДОШКОЛЬНИКАМИ НА
ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ПРИМЕРЕ ЧДОУ «СКАЗОЧНЫЙ» г.КАЗАНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Выявление эффективных средств и методов, направленных на воспитание гибкости акробаток 6-7 лет (Башкирский Институт Физической Культуры)
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



