ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ УРАЛЬСКИХ ТАТАР КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ (на примере фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария»)
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты этнокультурного воспитания молодежи на основе хореографических традиций уральских татар
1.1. Сущность и содержание этнокультурного воспитания подрастающего
поколения 7
1.2. Педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар
в этнокультурном воспитании подростков 16
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Анализ деятельности фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» по этнокультурному воспитанию подростков
2.1. Фольклорный ансамбль песни и танца «Сардария» с. Аракаево: вехи
творческой биографии 35
2.2. Формы работы по этнокультурному воспитанию подростков в АПиТ
«Сардария» 45
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Литература 56
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты этнокультурного воспитания молодежи на основе хореографических традиций уральских татар
1.1. Сущность и содержание этнокультурного воспитания подрастающего
поколения 7
1.2. Педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар
в этнокультурном воспитании подростков 16
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Анализ деятельности фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» по этнокультурному воспитанию подростков
2.1. Фольклорный ансамбль песни и танца «Сардария» с. Аракаево: вехи
творческой биографии 35
2.2. Формы работы по этнокультурному воспитанию подростков в АПиТ
«Сардария» 45
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Литература 56
Приложение
Актуальность исследования. В последние годы проблема этнокультурного воспитания личности обретает особую значимость. Многонациональный состав населения России диктует необходимость сохранения и передачи последующим поколениям исторических и культурных ценностей разных народов. Обеспечение преемственности зависит от степени приобщенности подростков и молодежи к народной мудрости, от умело организованного этнокультурного воздействия, которое нацелило бы подрастающее поколение на сбережение этнокультурного наследия и самоидентификацию с традиционным образом жизни своего народа. Однако доминирование материальных благ над духовным развитием личности, усвоение норм поведения с более низкими ценностными установками способствует неблагоприятному вектору воспитания этнокультурных ценностей.
Необходимость этнокультурного воспитания личности провозглашают ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию говорится о механизмах воспитания этнокультурного самосознания подрастающего поколения. Одной из главных задач является помощь человеку в осознании важности своей принадлежности к определенной этнической группе, воспитание уважения к смежным культурам.
Важность обеспечения исторической преемственности поколений и развития принципов этнокультурного воспитания отражено в ряде законодательных актов Правительства РФ: Основы Законодательства РФ о культуре (2002 г.); Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.); Концепция модернизации российского образования (2002 г.); федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.); Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (на 2008¬2015 гг.). Закон РФ «Об образовании выделяет» в задачах воспитания выделяет «приобщение молодежи к достижениям мировой и отечественной
культуры; изучение истории, традиций и обычаев, как своего народа, так и других народов республики».
Степень изученности проблемы. Проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения рассматривается во многих научных публикациях. Теория и практика этнокультурного воспитания освещается в трудах Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, В.А. Разумного, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Э.Ф. Вертяковой, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой. Важное значение имеют работы В.И. Солодухина и Т.К. Солодухиной, посвященные возрождению, сохранению и развитию этнической культуры как важнейшего фактора формирования личности современного человека. Особенности этнокультурного воспитания и образования в регионах России изложены в диссертационных исследованиях А.Ю. Ахлестиной А.П. Божедоновой Л.И. Васехи Г.И. Губа. Концепции этнокультурного образования разрабатывалась Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой.
Однако исследований, посвященных этнокультурному воспитанию средствами хореографии уральских татар, не имеется.
Цель исследования: рассмотреть методические аспекты
этнокультурного воспитания подростков на основе хореографических традиций уральских татар.
Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания.
Предмет исследования: этнокультурное воспитание подростков
посредством хореографических традиций уральских татар.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность и содержание этнокультурного воспитания подрастающего поколения;
2. выявить педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар в этнокультурном воспитании учащихся;
3. проанализировать деятельность фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» с. Аракаево по этнокультурному воспитанию подростков.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование); изучение литературы по теме исследования; эмпирические: наблюдение, диагностика.
Методологическая основа работы: труды российских ученых, изучающих теорию народного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.С. Воронова, И.П. Работнова, Т.М. Рамзина, Т.С. Семенова, В.Г. Смолицкий, В.И.Солодухина, Т.К.Солодухиной и др.); работы по этнокультурному воспитанию (Г.Н. Волков, Л.И. Васеха, Н.И. Маркин); научно-методические и творческие работы в области татарской народной хореографии (Г.Х. Тагиров, Р.Х. Нуреев, И.В. Смирнов и др.).
Новизна исследования заключается в том, что проанализирована деятельность фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» в творческом, просветительском и воспитательном аспектах; уточнены критерии, показатели и уровни этнокультурной воспитанности подростков средствами народной хореографии.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в результате проведенного исследования расширено представление о самобытной хореографической культуре татар Урала как средстве этнокультурного воспитания подростков.
Экспериментальная база исследования: фольклорный ансамбль песни и танца «Сардария» села Аракаево Михайловского муниципального образования Нижнесергинского муниципального района Свердловской области. Исследованием было охвачено 23 подростка в возрасте 12-17-лет, посещавших репетиции и концертные мероприятия ансамбля.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материал может быть использован специалистами культурно-досуговых учреждений в этнокультурном воспитании подростков и молодежи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы содержит 50 источников.
Во введении раскрываются актуальность и степень научной
разработанности темы, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрывается его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе освещаются теоретико-методические аспекты этнокультурного воспитания подрастающего поколения, дается сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий выпускной квалификационной работы: этнос, этнокультура, этнокультурное воспитание; выявляется педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар в этнокультурном воспитании учащихся.
Во второй главе анализируется деятельность фольклорного АПиТ «Сардария»: выявляются особенности интерпретации коллективом
хореографических традиций уральских татар; выявляются направления работы по этнокультурному воспитанию подростков; осуществляется диагностика уровня их этнокультурной воспитанности.
В заключении представлены выводы.
В приложении помещено описание хореографической композиции «Кичке уен» АПиТ «Сардария».
Необходимость этнокультурного воспитания личности провозглашают ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию говорится о механизмах воспитания этнокультурного самосознания подрастающего поколения. Одной из главных задач является помощь человеку в осознании важности своей принадлежности к определенной этнической группе, воспитание уважения к смежным культурам.
Важность обеспечения исторической преемственности поколений и развития принципов этнокультурного воспитания отражено в ряде законодательных актов Правительства РФ: Основы Законодательства РФ о культуре (2002 г.); Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.); Концепция модернизации российского образования (2002 г.); федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.); Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (на 2008¬2015 гг.). Закон РФ «Об образовании выделяет» в задачах воспитания выделяет «приобщение молодежи к достижениям мировой и отечественной
культуры; изучение истории, традиций и обычаев, как своего народа, так и других народов республики».
Степень изученности проблемы. Проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения рассматривается во многих научных публикациях. Теория и практика этнокультурного воспитания освещается в трудах Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, В.А. Разумного, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Э.Ф. Вертяковой, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой. Важное значение имеют работы В.И. Солодухина и Т.К. Солодухиной, посвященные возрождению, сохранению и развитию этнической культуры как важнейшего фактора формирования личности современного человека. Особенности этнокультурного воспитания и образования в регионах России изложены в диссертационных исследованиях А.Ю. Ахлестиной А.П. Божедоновой Л.И. Васехи Г.И. Губа. Концепции этнокультурного образования разрабатывалась Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой.
Однако исследований, посвященных этнокультурному воспитанию средствами хореографии уральских татар, не имеется.
Цель исследования: рассмотреть методические аспекты
этнокультурного воспитания подростков на основе хореографических традиций уральских татар.
Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания.
Предмет исследования: этнокультурное воспитание подростков
посредством хореографических традиций уральских татар.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность и содержание этнокультурного воспитания подрастающего поколения;
2. выявить педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар в этнокультурном воспитании учащихся;
3. проанализировать деятельность фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» с. Аракаево по этнокультурному воспитанию подростков.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование); изучение литературы по теме исследования; эмпирические: наблюдение, диагностика.
Методологическая основа работы: труды российских ученых, изучающих теорию народного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.С. Воронова, И.П. Работнова, Т.М. Рамзина, Т.С. Семенова, В.Г. Смолицкий, В.И.Солодухина, Т.К.Солодухиной и др.); работы по этнокультурному воспитанию (Г.Н. Волков, Л.И. Васеха, Н.И. Маркин); научно-методические и творческие работы в области татарской народной хореографии (Г.Х. Тагиров, Р.Х. Нуреев, И.В. Смирнов и др.).
Новизна исследования заключается в том, что проанализирована деятельность фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» в творческом, просветительском и воспитательном аспектах; уточнены критерии, показатели и уровни этнокультурной воспитанности подростков средствами народной хореографии.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в результате проведенного исследования расширено представление о самобытной хореографической культуре татар Урала как средстве этнокультурного воспитания подростков.
Экспериментальная база исследования: фольклорный ансамбль песни и танца «Сардария» села Аракаево Михайловского муниципального образования Нижнесергинского муниципального района Свердловской области. Исследованием было охвачено 23 подростка в возрасте 12-17-лет, посещавших репетиции и концертные мероприятия ансамбля.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материал может быть использован специалистами культурно-досуговых учреждений в этнокультурном воспитании подростков и молодежи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы содержит 50 источников.
Во введении раскрываются актуальность и степень научной
разработанности темы, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрывается его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе освещаются теоретико-методические аспекты этнокультурного воспитания подрастающего поколения, дается сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий выпускной квалификационной работы: этнос, этнокультура, этнокультурное воспитание; выявляется педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар в этнокультурном воспитании учащихся.
Во второй главе анализируется деятельность фольклорного АПиТ «Сардария»: выявляются особенности интерпретации коллективом
хореографических традиций уральских татар; выявляются направления работы по этнокультурному воспитанию подростков; осуществляется диагностика уровня их этнокультурной воспитанности.
В заключении представлены выводы.
В приложении помещено описание хореографической композиции «Кичке уен» АПиТ «Сардария».
В современной социокультурной ситуации перед педагогами стоит нелегкая задача сформировать нового человека не столько как носителя знаний, сколько как человека - носителя культуры, и такое воспитание в духе приобщения к ценностям родной культуры, формирования нравственно-этических качеств и образцов поведения должно начинаться с самого раннего детства.
Рассмотрение сущности и специфики этнокультурного как направления воспитательной работы осуществлялось в ходе анализа содержания понятий «этнокультурное воспитание», «народная культура», «традиции этноса» и других. Нами было сформулировано определение понятия «этнокультурное воспитание». В этой связи результатом реализации этнокультурного воспитания в практике, должна стать этнопедагогическая система обучения, воспитания и развития личности, построенная на идеях народной педагогики, интегрирующихся с достижениями современной психологии и педагогики, передовым педагогическим опытом.
Изучение содержания народной культуры как основы этнокультурного воспитания позволило сделать вывод о том, что ценности народной культуры формулируются в ряде четких требований к организации воспитания:
-уважение старших,
-заботливое отношение к детям, больным, слабым, беспомощным,
-обожествление хлеба, воды, земли,
-бережное отношение к продуктам питания, материально-духовным ценностям, ко всему живому в природе,
-формирование таких качеств личности, как трудолюбие, терпеливость, скромность, творчество, милосердие, гостеприимство, уважение других, умение выслушивать собеседника и т.д.
В ходе анализа воспитательного потенциала использования фольклорных произведений в процессе этнокультурного воспитания мы пришли к выводу, что эффективность воспитания подростков средствами фольклора определяется их художественной ценностью, доступностью для восприятия и понимания детей, идейной направленностью на утверждение ценностей и норм поведения, зафиксированных в народной культуре.
Рассмотрение инновационной и массовой практики этнокультурного воспитания подростков средствами фольклора показывает, что возможности использования фольклора и традиций народной педагогики в практике обучения и воспитания весьма широки и многогранны. Это позволяет интенсифицировать процесс нравственно-этического, социального и патриотического воспитания, формирования этнокультурного сознания подростков, качеств личности, соответствующих ценностям народной культуры, навыков межнационального общения.
В основу разработки программы внеклассных воспитательных мероприятий этнокультурного воспитания были положены принципы:
1. Понимание и учет активно-деятельностной природы подростка, предполагающее организацию добровольного и заинтересованного участия во внеучебной деятельности.
2. Единство требовательного и уважительного отношения к личности подростка, нацеливающего педагога на сотрудничество, разумное сочетание руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, активности, творчества.
3. Создание условий для становления личности подростка.
4. Активное и заинтересованное участие всех участников педагогического процесса, обеспечивающее преемственность в воспитательном процессе в системе «подросток - педагог - общественность».
Преимущества разработанной нами программы мероприятий этнокультурного воспитания с использованием фольклорных произведений заключается в том, что подросток максимально реализует свои знания, способен творчески выполнить поставленные перед ним задачи, поделиться своим опытом со сверстниками и младшими друзьями.
Рассмотрение сущности и специфики этнокультурного как направления воспитательной работы осуществлялось в ходе анализа содержания понятий «этнокультурное воспитание», «народная культура», «традиции этноса» и других. Нами было сформулировано определение понятия «этнокультурное воспитание». В этой связи результатом реализации этнокультурного воспитания в практике, должна стать этнопедагогическая система обучения, воспитания и развития личности, построенная на идеях народной педагогики, интегрирующихся с достижениями современной психологии и педагогики, передовым педагогическим опытом.
Изучение содержания народной культуры как основы этнокультурного воспитания позволило сделать вывод о том, что ценности народной культуры формулируются в ряде четких требований к организации воспитания:
-уважение старших,
-заботливое отношение к детям, больным, слабым, беспомощным,
-обожествление хлеба, воды, земли,
-бережное отношение к продуктам питания, материально-духовным ценностям, ко всему живому в природе,
-формирование таких качеств личности, как трудолюбие, терпеливость, скромность, творчество, милосердие, гостеприимство, уважение других, умение выслушивать собеседника и т.д.
В ходе анализа воспитательного потенциала использования фольклорных произведений в процессе этнокультурного воспитания мы пришли к выводу, что эффективность воспитания подростков средствами фольклора определяется их художественной ценностью, доступностью для восприятия и понимания детей, идейной направленностью на утверждение ценностей и норм поведения, зафиксированных в народной культуре.
Рассмотрение инновационной и массовой практики этнокультурного воспитания подростков средствами фольклора показывает, что возможности использования фольклора и традиций народной педагогики в практике обучения и воспитания весьма широки и многогранны. Это позволяет интенсифицировать процесс нравственно-этического, социального и патриотического воспитания, формирования этнокультурного сознания подростков, качеств личности, соответствующих ценностям народной культуры, навыков межнационального общения.
В основу разработки программы внеклассных воспитательных мероприятий этнокультурного воспитания были положены принципы:
1. Понимание и учет активно-деятельностной природы подростка, предполагающее организацию добровольного и заинтересованного участия во внеучебной деятельности.
2. Единство требовательного и уважительного отношения к личности подростка, нацеливающего педагога на сотрудничество, разумное сочетание руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, активности, творчества.
3. Создание условий для становления личности подростка.
4. Активное и заинтересованное участие всех участников педагогического процесса, обеспечивающее преемственность в воспитательном процессе в системе «подросток - педагог - общественность».
Преимущества разработанной нами программы мероприятий этнокультурного воспитания с использованием фольклорных произведений заключается в том, что подросток максимально реализует свои знания, способен творчески выполнить поставленные перед ним задачи, поделиться своим опытом со сверстниками и младшими друзьями.



