ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ УРАЛЬСКИХ ТАТАР КАК
СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
(на примере фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария»)
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты этнокультурного воспитания молодежи на основе хореографических традиций уральских татар
1.1. Сущность и содержание этнокультурного воспитания подрастающего
поколения 7
1.2. Педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар
в этнокультурном воспитании подростков 16
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Анализ деятельности фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» по этнокультурному воспитанию подростков
2.1. Фольклорный ансамбль песни и танца «Сардария» с. Аракаево: вехи
творческой биографии 35
2.2. Формы работы по этнокультурному воспитанию подростков в АПиТ
«Сардария» 45
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Литература 56
Приложение
Актуальность исследования. В последние годы проблема этнокультурного воспитания личности обретает особую значимость. Многонациональный состав населения России диктует необходимость сохранения и передачи последующим поколениям исторических и культурных ценностей разных народов. Обеспечение преемственности зависит от степени приобщенности подростков и молодежи к народной мудрости, от умело организованного этнокультурного воздействия, которое нацелило бы подрастающее поколение на сбережение этнокультурного наследия и самоидентификацию с традиционным образом жизни своего народа. Однако доминирование материальных благ над духовным развитием личности, усвоение норм поведения с более низкими ценностными установками способствует неблагоприятному вектору воспитания этнокультурных ценностей.
Необходимость этнокультурного воспитания личности провозглашают ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию говорится о механизмах воспитания этнокультурного самосознания подрастающего поколения. Одной из главных задач является помощь человеку в осознании важности своей принадлежности к определенной этнической группе, воспитание уважения к смежным культурам.
Важность обеспечения исторической преемственности поколений и развития принципов этнокультурного воспитания отражено в ряде законодательных актов Правительства РФ: Основы Законодательства РФ о культуре (2002 г.); Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.); Концепция модернизации российского образования (2002 г.); федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.); Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (на 2008¬2015 гг.). Закон РФ «Об образовании выделяет» в задачах воспитания выделяет «приобщение молодежи к достижениям мировой и отечественной
культуры; изучение истории, традиций и обычаев, как своего народа, так и других народов республики».
Степень изученности проблемы. Проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения рассматривается во многих научных публикациях. Теория и практика этнокультурного воспитания освещается в трудах Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, В.А. Разумного, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Э.Ф. Вертяковой, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой. Важное значение имеют работы В.И. Солодухина и Т.К. Солодухиной, посвященные возрождению, сохранению и развитию этнической культуры как важнейшего фактора формирования личности современного человека. Особенности этнокультурного воспитания и образования в регионах России изложены в диссертационных исследованиях А.Ю. Ахлестиной А.П. Божедоновой Л.И. Васехи Г.И. Губа. Концепции этнокультурного образования разрабатывалась Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой.
Однако исследований, посвященных этнокультурному воспитанию средствами хореографии уральских татар, не имеется.
Цель исследования: рассмотреть методические аспекты
этнокультурного воспитания подростков на основе хореографических традиций уральских татар.
Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания.
Предмет исследования: этнокультурное воспитание подростков
посредством хореографических традиций уральских татар.
Задачи исследования:
1. раскрыть сущность и содержание этнокультурного воспитания подрастающего поколения;
2. выявить педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар в этнокультурном воспитании учащихся;
3. проанализировать деятельность фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» с. Аракаево по этнокультурному воспитанию подростков.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование); изучение литературы по теме исследования; эмпирические: наблюдение, диагностика.
Методологическая основа работы: труды российских ученых, изучающих теорию народного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.С. Воронова, И.П. Работнова, Т.М. Рамзина, Т.С. Семенова, В.Г. Смолицкий, В.И.Солодухина, Т.К.Солодухиной и др.); работы по этнокультурному воспитанию (Г.Н. Волков, Л.И. Васеха, Н.И. Маркин); научно-методические и творческие работы в области татарской народной хореографии (Г.Х. Тагиров, Р.Х. Нуреев, И.В. Смирнов и др.).
Новизна исследования заключается в том, что проанализирована деятельность фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария» в творческом, просветительском и воспитательном аспектах; уточнены критерии, показатели и уровни этнокультурной воспитанности подростков средствами народной хореографии.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в результате проведенного исследования расширено представление о самобытной хореографической культуре татар Урала как средстве этнокультурного воспитания подростков.
Экспериментальная база исследования: фольклорный ансамбль песни и танца «Сардария» села Аракаево Михайловского муниципального образования Нижнесергинского муниципального района Свердловской области. Исследованием было охвачено 23 подростка в возрасте 12-17-лет, посещавших репетиции и концертные мероприятия ансамбля.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материал может быть использован специалистами культурно-досуговых учреждений в этнокультурном воспитании подростков и молодежи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы содержит 50 источников.
Во введении раскрываются актуальность и степень научной
разработанности темы, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрывается его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе освещаются теоретико-методические аспекты этнокультурного воспитания подрастающего поколения, дается сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий выпускной квалификационной работы: этнос, этнокультура, этнокультурное воспитание; выявляется педагогический потенциал хореографических традиций уральских татар в этнокультурном воспитании учащихся.
Во второй главе анализируется деятельность фольклорного АПиТ «Сардария»: выявляются особенности интерпретации коллективом
хореографических традиций уральских татар; выявляются направления работы по этнокультурному воспитанию подростков; осуществляется диагностика уровня их этнокультурной воспитанности.
В заключении представлены выводы.
В приложении помещено описание хореографической композиции «Кичке уен» АПиТ «Сардария».
В современной социокультурной ситуации перед педагогами стоит нелегкая задача сформировать нового человека не столько как носителя знаний, сколько как человека - носителя культуры, и такое воспитание в духе приобщения к ценностям родной культуры, формирования нравственно-этических качеств и образцов поведения должно начинаться с самого раннего детства.
Рассмотрение сущности и специфики этнокультурного как направления воспитательной работы осуществлялось в ходе анализа содержания понятий «этнокультурное воспитание», «народная культура», «традиции этноса» и других. Нами было сформулировано определение понятия «этнокультурное воспитание». В этой связи результатом реализации этнокультурного воспитания в практике, должна стать этнопедагогическая система обучения, воспитания и развития личности, построенная на идеях народной педагогики, интегрирующихся с достижениями современной психологии и педагогики, передовым педагогическим опытом.
Изучение содержания народной культуры как основы этнокультурного воспитания позволило сделать вывод о том, что ценности народной культуры формулируются в ряде четких требований к организации воспитания:
-уважение старших,
-заботливое отношение к детям, больным, слабым, беспомощным,
-обожествление хлеба, воды, земли,
-бережное отношение к продуктам питания, материально-духовным ценностям, ко всему живому в природе,
-формирование таких качеств личности, как трудолюбие, терпеливость, скромность, творчество, милосердие, гостеприимство, уважение других, умение выслушивать собеседника и т.д.
В ходе анализа воспитательного потенциала использования фольклорных произведений в процессе этнокультурного воспитания мы пришли к выводу, что эффективность воспитания подростков средствами фольклора определяется их художественной ценностью, доступностью для восприятия и понимания детей, идейной направленностью на утверждение ценностей и норм поведения, зафиксированных в народной культуре.
Рассмотрение инновационной и массовой практики этнокультурного воспитания подростков средствами фольклора показывает, что возможности использования фольклора и традиций народной педагогики в практике обучения и воспитания весьма широки и многогранны. Это позволяет интенсифицировать процесс нравственно-этического, социального и патриотического воспитания, формирования этнокультурного сознания подростков, качеств личности, соответствующих ценностям народной культуры, навыков межнационального общения.
В основу разработки программы внеклассных воспитательных мероприятий этнокультурного воспитания были положены принципы:
1. Понимание и учет активно-деятельностной природы подростка, предполагающее организацию добровольного и заинтересованного участия во внеучебной деятельности.
2. Единство требовательного и уважительного отношения к личности подростка, нацеливающего педагога на сотрудничество, разумное сочетание руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, активности, творчества.
3. Создание условий для становления личности подростка.
4. Активное и заинтересованное участие всех участников педагогического процесса, обеспечивающее преемственность в воспитательном процессе в системе «подросток - педагог - общественность».
Преимущества разработанной нами программы мероприятий этнокультурного воспитания с использованием фольклорных произведений заключается в том, что подросток максимально реализует свои знания, способен творчески выполнить поставленные перед ним задачи, поделиться своим опытом со сверстниками и младшими друзьями.
1. Ангархаева, Е.А. Этнокультурное образование как детерминанта личностного развития учащихся: региональный аспект: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2003. - 22 с.
2. Арутюнов, С.А. Народы и культуры / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 1993. - 196 с.
3. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография. - СПб.: Университетский образовательный округ Санкт- Петербурга и Ленинградской области, 2009. - 296 с.
4. Баймурзин, Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания и их использование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ: Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1993.¬174 с.
5. Бакланова, Т.П. Концепция этнокультурного образования в
Российской Федерации / Т.П. Бакланова, JI.B. Ершова, Т..Я. Шпикалова.- Йошкар-Ола: Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО
«Мар.гос.ун-т», Фак. Культуры и искусств, 2005. - 33с.
6. Басова, А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: автореф. дис. ...канд. пед. наук / А.Н. Басова. - Кострома, 2002. - 31 с.
7. Беленчук, JI.H. Национальное воспитание в педагогическом творчестве/ JI.H. Беленчук
8. Биктагиров, И.И. Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников/ И.И. Биктагиров. - 69 с.
9. Боголюбская, М.С. Учебно-воспитательная работа в детских
хореографических коллективах: учебно-методическое пособие/ М.С.
Боголюбская. - М.: Просвещение, 1982. - 174 с.
10. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1973. - 53 с.
11. Бухвостова, Л.В. Мастерство хореографа: учебное пособие/ Л.В. Бухвостова. - Орел: ОГИИК, 2004. - 123 с.
12. Васеха, Л.И. Этнохудожественное образование как фактор
социально-культурной адаптации личности: дис. ... канд. пед.
наук/Л.И.Васеха. - М., 2004. - С. 149 - 175.
13. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н.Волков.- М.: Академия, 1999. - 157 с.
14. Гадельшина, Г.Л. Осененные надеждой // Общественно политическая газета РТ. - 19.04.2017. - Вып. №56 (28244).
15. Газизова, Ф.Г. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших школьников учащихся сельской школы: дис. .канд. пед. наук / Ф.Г. Газизова. - Казань, 2004. - 169 с.
16. Головко, Т.И. К проблеме содержания этнохудожественного образования // Инновационные технологии повышения качества подготовки специалистов в сфере художественного образования и информационных ресурсов: теоретико-методологические подходы и практика вузов культуры и искусств: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 12 апреля 2007 г.). - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ , 2007 - С. 22-24.
17. Губа, Г.И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук / Г.И. Губа. - Курск, 2007. - 23 с.
18. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учебное пособие / Г.П.Гусев. - М.: Владос, 2004. - 232 с.
19. Джусупова, Р.С. Развитие духовной культуры в условиях национального возрождения: дис. .канд. филос. наук / Р.С. Джусупова. - М., 1993.- 114 с.
20. Дубских, Т.М. Хореографическое искусство Южного Урала (башкирский и татарский танцы): учеб. пособие / Т.М. Дубских. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - 175 с.
21. Дугин, А.Г. Социология этноса: лекция, прочитанная 22.04.2009
на Социологическом факультете МГУ имени Ломоносова в рамках курса «Структурная социология» [Электронный ресурс] //
http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/220409204809.xhtml (дата
обращения 20. 12.2016)
22. Ершова, Л.В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика: дис. ... докт. пед. наук / Л.В. Ершова. - М., 2006. - 129 с.
23. Забылин, М.И. Русский народи: обычаи, обряды, предания, суеверия / М.И. Забылин. - М.: Русская книга 1996. - 96 с.
24. Заикин, Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка: Методическое пособие. М.: Всероссийский научно-методический центр народного творчества им. Н.К. Крупской / Н.И. Заикин, 1991. - 123 с.
25. Зацепина, М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук / М.Б. Зацепина. - М., 2005. - 34 с.
26. Иксанова, И.В. Эйдэн, дуслар, барыйк эле, Аракайда кунелле /И.В. Иксанова, Г. Хэмидуллина // Тугэрэк уен: татар халык ижатын яктыручы мэгълумэти-популяр журнал альманах. - 2013. - №3. - Б.4-15.
27. Калошина, И.П. Структура механизмы творческой деятельности / И.П. Калошина - М.: Изд-во МГУ 1983.- 148 с.
28. Карбенова, З.У. Этнокультурное воспитание студентов в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук / З,У, Карбенова. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.
29. Картавцева, М.Т. Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора: автореф. дис. .док. пед. наук / М.Т. Картавцева. - М., 2009. - 59 с.
30. Клименко, Н.А. Народная художественная культура как фактор социализации молодёжи: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н.А. Клименко. - Тамбов, 1999. - 19 с.
31. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы
формирования личности: учебное пособие / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 155 с.
32. Кузин, B.C. Психология искусства / В.С. Кузин. - М.:
Психология, 1998. - 134 с.
33. Куц, А.К. Глобальная этносоциология: учебное пособие / А.К. Куц. - Омск: ОмГУ, 1997. - 212 с.
34. Лопухов, А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. - М.: Лань; Планет музыки, 2010. - 138 с.
35. Лузин, Л. Татары на Южном Урале / Л.Лузин // Планета Южный
Урал [Электронный ресурс] // URL:
http://nailtimler.com/tatars in russia/chelyabinsk tatars southern urals.html (дата обращения 22.03.2017)
36. Магометова, З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана
как средство нравственного воспитания: дис. .канд. пед. наук/
З.М. Магометова. - Л., 1978.- 137 с.
37. Маркин, Н.И. Этнокультурное воспитание детей средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Маркин.- Орел, 2013. - 112 с.
38. Народное искусство в воспитании детей: книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 174 с.
39. Нестеренко, A.B. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие / А.В. Нестеренко. - М.: МГУКИ, 2008. - 113 с.
40. Нигматов, З.Г. Духовное развитие личности на основе этнокультурных традиций / З.Г. Нигматов // Материалы VI Междунар. научн.-практ. конф. (Казань, 18-20 октября 1999). - Казань: КГПУ, 1999. - С. 9-10.
41. Низамов, Р.А. Татарская народная педагогика: Учебное пособие / Р.А. Низамов.- Казань: Магариф, 2002.- 112 с.
42. Нюдюрмагомедова, Л.А. Этнокультурное воспитание подростков средствами традиционных ритуалов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Нюдюрмагомедова. - Махачкала, 2016. - 24 с.
43. Образцов, П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика: учебное пособие. - Орел: Картуш, 2007. - 248 с.
44. Печуркина, Р. Дирижер поющих деревень / Р. Печуркина //
Культура Урала. - 2014. - №3 (19). - С 54-59.
45. Рашитов, Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для национальных школ, лицеев / Ф.А. Рашитов.- Саратов: Детская книга, 2001. - 217 с.
46. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева, Д.В. Монастырский, И.И. Алпацкий и др. - Тамбов: Першина, 2004. - 125 с.
47. Стрельцова, Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Е.Ю. Стрельцова. - М., 2006. - 40 с.
48. Стрельцова, Е.Ю. Совершенствование системы
этнохудожественных знаний и проблемы их введения в содержание вузовского художественного образования // Вестник МГУКИ. - 2005. - №4. - С. 123-129.
49. Тагиров, Г.Х. 100 татарских фольклорных танцев / Г.Х.Тагиров; Вступ.ст. В.Горшкова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. - 153 с.
50. Тагиров, Г.Х. Татарские танцы / Г.Х. Тагиров; Послесл. Ю.Виноградова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. - 254с.
51. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. — СПб.: ИГПУ, 1996. — 214 с.
52. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб.пособие / Н.Б. Тарасова. — СПб.: ИГПУ, 1996. — 264 с.
53. Устинова, Т.А. Собирание и сценическая обработка фольклорного танца // Материалы творческой конференции Всесоюзного фестиваля самодеятельных ансамблей народного танца.- Кишинев, 1987. - С. 54-62
54. Ханбиков, Я.И. История педагогики татарского народа / Я.И. Ханбиков.- Казань, 1975.- 165
55. Харитонова, С.А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процессе начальной школы: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Харитонова.- М., 2003.- 234 с.
56. Шаваева, М.О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия: автореферат дис. ... канд. филос. наук /М.О. Шаваева. - Ростов-на-Дону, 2004. - 20 с.
57. Шарафутдинов, Д.Р. Сабантуй - образ жизни народа / Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 1997.- 310 с.
58. Щербакова, О.С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга / О.С. Щербакова. - Барнаул: Изд-во Алтайской гос. академии культуры и искусств, 2013. - 220 с.