Введение 3
Глава 1. Основы народной игры 7
1.1. Понятие «народные игры» и их классификация 7
1.2. Самоценность народной игры, как педагогического явления 10
1.3. Традиционные народные игры и обряды в воспитании детей 14
Глава 2. Эстетическая ценность народной игровой культуры 22
2.1. Понятие и содержание эстетического воспитания 22
2.2. Виды и методы эстетического воспитания 26
2.3. Игра и развитие эстетического воспитания 29
Глава 3. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры 38
3.1. Методический проект по внедрению игровых традиций в
МДОУ № 3 «Буратино» г. Чебаркуля. 38
Заключение 44
Список литературы
На сегодняшний день одной из основных задач дошкольного учреждения является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Многие исследователи, такие как В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, Б.Т. Лихачев и др. считают, что педагогический процесс должен быть направлен на раскрытие у ребенка богатств его внутренней духовной культуры. В связи с этим огромное значение приобретает формирование у дошкольников эстетических качеств.
Формировать личность и эстетическую культуру особенно актуально в дошкольном возрасте. Ведь чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает психические процессы.
Одним из средств воспитания является народная игра. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Константин Дмитриевич Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков".
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н. Радищева, А.К. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинским.
Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.
Существует пословица: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети», поэтому большое внимание мы уделили знакомству детей с народными играми и забавами.
Игры являются неотъемлемой частью эстетического, художественного, физического и интернационального воспитания детей разного возраста.
Игра - это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр в работе с дошкольниками, раскрыть природу игры и углубить знание детей о народных праздниках и обрядах.
Объектом исследования являются народные игры как средство эстетического воспитания личности ребёнка в образовательном процессе.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие введению игровых традиций в повседневный быт современных детей в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
Привести типологию и особенности детской народной игры.
Определить возможности народной игры в народно-эстетическом и социально-нравственном воспитании дошкольников.
Изучить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у детей.
Выявить особенности организации народной игры.
Разработать модель общения у детей в процессе народной игры.
Разработать и апробировать проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.
Гипотеза исследования: Народные игры могут являться эффективным средством формирования культуры общения у дошкольников, если:
а) они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности;
б) определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у дошкольников.
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий использования народной игры как средства народно-эстетического воспитания у дошкольников.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение. В первой главе мы рассматриваем теоретические основы народной игры, её понятие и классификацию. Во второй главе освещена эстетическая значимость народной игровой культуры. Третья глава включает в себя описание опыта работы автора в МДОУ №3 города Чебаркуля в виде проекта по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные игры.
Игра, игровые упражнения (этюды) выступают как способ приспособления ребенка к окружающей среде. Ребенок начинает чувствовать, что логика - не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не бывает истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, за действуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Игра пользуется особой любовью детей-дошкольников, она возникает без принуждения со стороны взрослых. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении, в эмоциональном развитии, в эстетическом воспитании и т.п. происходят в игре. Игра имеет важное значение и для перестройки психических процессов.
Обучая ребенка в игре, воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений, воспитывает эстетику, эмоциональное отношение со сверстниками.
Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров. Этому помогает создание в игре таких условий, которые помогут ребенку войти в роль, передать образ персонажа, исполняемого им, перевоплотиться и не только изобразить своего героя, но и благодаря активной внутренней работе выразить свое определенное отношение к нему.
Обращение к театрализованным играм на темы сказок помогают перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с детьми. Такие игры в отдельных ситуациях преображают эмоционально пассивных и неотзывчивых на чужую беду детей.
В игре дети обучаются языку эмоций и чувств, учатся понимать другого человека, связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и народная игра, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.
Итак, проблема жизненного призвания человека и сегодня находится в центре внимания различных гуманитарных наук. Она волнует и каждого конкретного человека, где бы он ни жил, какое бы общественное положение ни занимал. При обращении к человеческой проблематике возникает вопрос - каковы пути и способы развития эстетического воспитания человека, что позволило ему состояться и достойно проявить себя в изменяющихся условиях времени и социальной среды.
Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребёнка и необходимость применения её в воспитании. Игра как деятельность человека - явление сложное, и педагоги на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления. При этом, указывая на огромное воспитательное значение народных игр.
1. Аникин В. П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. - М., 1959.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.,1999.
3. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. - М., 1989.
4. Андреасова, М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. Дошкольное воспитание 2007, №3
5. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - М.: Академия, 2005. - 344 с.
6. Беседы с учителем (методика обучения): Второй класс
четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.:
Вентана-Графф, 2011. - 480 с.
7. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе / Т.А.Биржевая // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35¬36.
8. Болотина, Л.Р., Микляева, Н.В., Родионова, Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. - М.: Айрис пресс, 2006.
9. Бремс К. Техника рассказывания историй (Сказкотерапия)// Полное руководство по детской психотерапии. - М. 2002. - С. 428-461.
10. Брилева, И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В.,
Красных В.В. Русское культурное пространство:
Лингвокультурологический словарь / И.С.Брилева [и др.]. - М.: Инфра-М, 2004. - 329 с.
11. Ватаман В.П.: Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград: Учитель, 20084.Гельфан, Е.М., Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию. - М., Педагогика, 2007 - С. 3-20
12. Емельянова М.И.: Воспитание духовно развитой личности. - Старый Оскол: Роса, 20107.Жуков, М.Н.: Подвижные игры. - М.: Академия, 2007
13. Епифанцева ,Т.Б., Киселенко, Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005
14. Ермолаева М. В. Восприятие и переживание сказки - путь от смысла житейского к смыслу жизненному// Мир психологии. - 1998. - № 3. - С. 54-60.
15. Костина, А.В.: Культурология. - М.: КноРус, 20099.Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ.: Детство-Пресс,2006.
16. Куприна, Л.С,. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
17. Лепешкин, В.А.: Подвижные игры для детей. Лапта. - М.: Школьная Пресса, 2006
18. Лепешкин, В.А.: Подвижные игры для детей. - М.: Школьная Пресса, 2005
19. Литвинова, М.Ф.: Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2005
20. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. - М., 2005 - С. 15-47.
21. Морозов, И.Н., Слепцова И.С. Русские народные традиции в играх.
- М., «Роман-газета» 2006 - С. 3-16.
22. Никитин, Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М., Педагогика, 2007
- С. 15-21.
23. Николаева, С.Р., Катышева, И.Б., Комбарова, Г.Н.- Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты
24. Онежские былины, записанные Гильфердингом, А.Ф. летом 1871 - СПб., 2006, т.3, - С. 32-38.
25. Петрусинский, В.В.: Искусство общения в играх. - М.: Владос, 200721.Петрусинский, В.В.: Игры для активного отдыха в процессе обучения. - М.: Владос, 200722.Пугачева, Н.В., Есаулова, Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005
26. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
27. Семенов О. Иван Билибин. Рассказ о художнике-сказочнике. - М., 1986.
28. Спирин М.П.: Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 201024.Терский, В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. - М., Просвещение, 2006 - С. 13-36.
29. Тихонова М.В. Смирнова, Н.С. красна изба...Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
30. Ушакова, Е.В.: Подвижные игры. - Белгород: БелГУ, 201127. Шмаков, С.А. Игра и дети. - М., 2005 - С. 23-31.
31. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1997.
32. Филиппов Ю. В., Кольцова И. Н. Сказка в процессе социализации детей// Мир психологии. - 2003. - № 3. - С. 160-174.
33. Шемшурина А. И. Роль сказки в воспитании детей// Этическое воспитание. - 2002. - №1.
34. Шмаков, С.А. Игры учащихся- феномен культуры / С.А.Шмаков- М.: Новая школа,2004-240 с.
35. Шорина ,С.В. : Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. - М.: ЦГЛ, 200530. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., Педагогика, 2004 - С. 5-7
36. Яковлев, В.Г.: Игры для детей. - М.: Сфера, 2005- С. 35-38
37. Яковлев,В.Г.: Подвижные игры. - М.: Просвещение, 2007- С. 5-9