Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня во взаимодействии со сверстниками
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 10
1.1 Закономерности развития взаимодействия со сверстниками у
детей дошкольного возраста 10
1.2 Особенности развития взаимодействия со сверстниками у детей с
ОНР III уровня 17
1.3 Психолого-педагогические условия развития взаимодействия со
сверстниками у детей с ОНР III уровня 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 35
2.1 Изучение особенности речевого развития и особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня . 35
2.2 Реализация психолого-педагогических условий по развитию взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 54
2.3 Результаты экспериментальной работы 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 10
1.1 Закономерности развития взаимодействия со сверстниками у
детей дошкольного возраста 10
1.2 Особенности развития взаимодействия со сверстниками у детей с
ОНР III уровня 17
1.3 Психолого-педагогические условия развития взаимодействия со
сверстниками у детей с ОНР III уровня 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 35
2.1 Изучение особенности речевого развития и особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня . 35
2.2 Реализация психолого-педагогических условий по развитию взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 54
2.3 Результаты экспериментальной работы 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Модернизация отечественного образования особое внимание уделяет проблеме развития самостоятельной, свободной личности, способной к созидательному взаимодействию с социокультурной средой [52]. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном возрасте. В связи с этим, сущностью адекватно организованного процесса дошкольного образования является накопление ребенком субъектного опыта, содержащего средства и способы взаимодействия с миром, расширение возможностей дошкольника активно и творчески участвовать в этом взаимодействии (В.В. Давыдов [11], А.В. Петровский [44], Л.М. Кларина [24], и др.).
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблеме оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, существует противоречие между необходимостью в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР умения взаимодействовать со сверстниками, и отсутствием конкретных методических разработок, включающих направления и приемы логопедической работы.
Действия человека определённым образом оцениваются обществом, отражается в таком социалистическом понятии, как социальное взаимодействие, которое выделяет главный аспект взаимодействия.
Данное понятие трактуется разными авторами, например, Волков Ю.Г. придерживается формулировке, что социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных цикличной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [14].
А.В. Кроткова говорит о том, что, социальное взаимодействие - это одно из значимых условий развития ребёнка. Оно выступает в качестве ведущего вида его деятельности, которая направлена на формирование личности посредством общения с другими людьми [27].
Для становления личности ребенка дошкольного возраста необходимо формирование навыков социального взаимодействия, умение ребенка вступать в контакт со сверстниками, другими людьми, умение вести диалог поддержать беседу, сохранять дружеские взаимоотношения.
Проблему социального взаимодействия детей дошкольного возраста изучали: Д.Б. Эльконин [58], Т.А. Маркова [41], А.В. Запорожец [22], Я.Л. Коломинский [25], М.И. Лисина [33], Е.О. Смирнова [47], Л.М. Шипицына [57] и др.
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме формирования навыков общения и взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи. Общение присутствует во всех видах деятельности ребенка и оказывает влияние на речевое и психическое развитие, формирует личность в целом.
Нарушения речевого общения детей дошкольного возраста вызывают затруднение в общении со сверстниками и взрослыми, затрудняет ориентацию окружающей действительности. Это приводит к недоразвитию умения взаимодействовать, что отражается на поведении ребенка, его активности в процессе разных видов деятельности, а также наблюдается отклонение в развитии речевой функции.
Теоретическая значимость исследования: данные исследования позволяют расширить и уточнить знания о взаимодействии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со сверстниками.
Доказана возможность развития навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня при реализации определенных психолого-педагогических условий, включающие в себя взаимосвязанные составляющие: содержание, формы и методы организации взаимодействия детей в процессе коррекционного обучения.
Практическая значимость: развитие взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, может успешно осуществляться в рамках, разработанных и реализованных на практике психолого-педагогических условий. Результаты исследования могут быть широко использованы в работе логопеда, воспитателя в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: коррекционная работа по развитию взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить экспериментальным путем комплекс психолого-педагогических условий развития взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: развитие взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраст с ОНР III уровня, может более эффективным, если будет определен ряд психолого-педагогических условий:
- диагностика актуального состояния развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и особенностей взаимодействия со сверстниками в реальном педагогическом процессе;
- определение содержания форм и методов коррекционно- педагогической работы по обучению взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в предметно-практической деятельности;
- определен круг участников психолого-педагогического сопровождения развития взаимодействия детей и организованно их взаимодействие.
В соответствии с выявленной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить актуальное состояние речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Изучить особенности взаимодействия со сверстниками, детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе психолого-педагогической литературы.
4. Выявить особенности взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
5. Разработать и проверить экспериментальным путем эффективность комплекса психолого-педагогических условий развития взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, логопедической документации, сравнение теоретических и экспериментальных данных констатирующего и контрольного эксперимента, систематизация экспериментальных данных и обобщение результатов исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, социометрический метод, наблюдение, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Организация исследования осуществлялась в течении 2017-2019 гг.
Первый этап теоретический (декабрь 2017 - апрель 2018) - изучение литературы по теме исследования; на данном этапе были поставлены цель, предмет, гипотеза и методы исследования, так же были изучены и определены методики для изучения взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня со сверстниками.
Второй этап экспериментальный (май 2018 - июнь 2019) - проведение исследования по изучению особенностей взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, планирование содержания экспериментальной работы, отбор участников взаимодействия, определение содержания занятий, определение психолого-педагогических условий и их реализация.
Третий этап обобщающий (июль 2019 - январь 2020) - обработка полученных результатов экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлены материалы исследования магистерской диссертации.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 г. Карабаша», Челябинской области.
В эксперименте приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и 8 детей с нормальным речевым развитием, воспитывающихся в группе комбинированного вида.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, список используемых источников, приложений - 6, таблиц - 19.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблеме оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, существует противоречие между необходимостью в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР умения взаимодействовать со сверстниками, и отсутствием конкретных методических разработок, включающих направления и приемы логопедической работы.
Действия человека определённым образом оцениваются обществом, отражается в таком социалистическом понятии, как социальное взаимодействие, которое выделяет главный аспект взаимодействия.
Данное понятие трактуется разными авторами, например, Волков Ю.Г. придерживается формулировке, что социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных цикличной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [14].
А.В. Кроткова говорит о том, что, социальное взаимодействие - это одно из значимых условий развития ребёнка. Оно выступает в качестве ведущего вида его деятельности, которая направлена на формирование личности посредством общения с другими людьми [27].
Для становления личности ребенка дошкольного возраста необходимо формирование навыков социального взаимодействия, умение ребенка вступать в контакт со сверстниками, другими людьми, умение вести диалог поддержать беседу, сохранять дружеские взаимоотношения.
Проблему социального взаимодействия детей дошкольного возраста изучали: Д.Б. Эльконин [58], Т.А. Маркова [41], А.В. Запорожец [22], Я.Л. Коломинский [25], М.И. Лисина [33], Е.О. Смирнова [47], Л.М. Шипицына [57] и др.
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме формирования навыков общения и взаимодействия у детей с общим недоразвитием речи. Общение присутствует во всех видах деятельности ребенка и оказывает влияние на речевое и психическое развитие, формирует личность в целом.
Нарушения речевого общения детей дошкольного возраста вызывают затруднение в общении со сверстниками и взрослыми, затрудняет ориентацию окружающей действительности. Это приводит к недоразвитию умения взаимодействовать, что отражается на поведении ребенка, его активности в процессе разных видов деятельности, а также наблюдается отклонение в развитии речевой функции.
Теоретическая значимость исследования: данные исследования позволяют расширить и уточнить знания о взаимодействии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня со сверстниками.
Доказана возможность развития навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня при реализации определенных психолого-педагогических условий, включающие в себя взаимосвязанные составляющие: содержание, формы и методы организации взаимодействия детей в процессе коррекционного обучения.
Практическая значимость: развитие взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, может успешно осуществляться в рамках, разработанных и реализованных на практике психолого-педагогических условий. Результаты исследования могут быть широко использованы в работе логопеда, воспитателя в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: коррекционная работа по развитию взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить экспериментальным путем комплекс психолого-педагогических условий развития взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: развитие взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраст с ОНР III уровня, может более эффективным, если будет определен ряд психолого-педагогических условий:
- диагностика актуального состояния развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и особенностей взаимодействия со сверстниками в реальном педагогическом процессе;
- определение содержания форм и методов коррекционно- педагогической работы по обучению взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в предметно-практической деятельности;
- определен круг участников психолого-педагогического сопровождения развития взаимодействия детей и организованно их взаимодействие.
В соответствии с выявленной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить актуальное состояние речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Изучить особенности взаимодействия со сверстниками, детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе психолого-педагогической литературы.
4. Выявить особенности взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
5. Разработать и проверить экспериментальным путем эффективность комплекса психолого-педагогических условий развития взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, логопедической документации, сравнение теоретических и экспериментальных данных констатирующего и контрольного эксперимента, систематизация экспериментальных данных и обобщение результатов исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, социометрический метод, наблюдение, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Организация исследования осуществлялась в течении 2017-2019 гг.
Первый этап теоретический (декабрь 2017 - апрель 2018) - изучение литературы по теме исследования; на данном этапе были поставлены цель, предмет, гипотеза и методы исследования, так же были изучены и определены методики для изучения взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня со сверстниками.
Второй этап экспериментальный (май 2018 - июнь 2019) - проведение исследования по изучению особенностей взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, планирование содержания экспериментальной работы, отбор участников взаимодействия, определение содержания занятий, определение психолого-педагогических условий и их реализация.
Третий этап обобщающий (июль 2019 - январь 2020) - обработка полученных результатов экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлены материалы исследования магистерской диссертации.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 г. Карабаша», Челябинской области.
В эксперименте приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и 8 детей с нормальным речевым развитием, воспитывающихся в группе комбинированного вида.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, список используемых источников, приложений - 6, таблиц - 19.
Цель нашего исследования была: теоретически обосновать, разработать и проверить экспериментальным путем комплекс психолого - педагогических условий развития взаимодействия со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотезой было определено ряд условий, для достижения целей и проверки гипотезы был выполнен ряд задач, выполняя первую задачу, которая состояла в анализе психолого-педагогической литературы, мы проанализировали закономерности развития взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста, в работах Панфилова А.П., Андреевой А.Г., Лисиной М.И., Рузской А.Г., Коробейникова И.А. Выяснили, что взаимодействие ребенка со взрослым становится, как бы фундаментом для приобретения ребенком навыков общения со сверстниками, процесс развития личности ребенка формируется благоприятно при положительном эмоциональном фоне, что способствуют умению взаимодействовать. Проанализировав особенности взаимодействия со сверстниками у детей с ОНР III уровня, мы констатировали, что у детей не сформировано речевое развитие, что является главным компонентом во взаимодействии, так же у детей отмечается недостаточное представление об особенностях социального и речевого поведения, что в большей степени влияет на развитие взаимодействия со сверстниками, выполнив вторую задачу. Изучив литературу психолого-педагогическим условиям развития взаимодействия со сверстниками у детей с ОНР III уровня, что являлось третьей задачей мы констатировали, что для успешного развития взаимодействия необходима помощь педагога - специально организованная совместная деятельность на развитие взаимодействия.
На основание этого нами были определены методики для выявления особенностей речевого развития и особенности взаимодействия со сверстниками у детей с ОНР III уровня, что предусмотрено четвертой задачей, результаты проведения методик, показали низкий уровень по всем компонентам.
После этого опираясь на теоретический анализ и данные экспериментального исследования, нами был определен ряд психолого - педагогических условий, которые состояли в диагностики актуального состояния развития связной речи, определение форм и методов коррекционно-педагогической работы, определение круга участников психолого-педагогического сопровождения.
Нами последовательно были организованы все условия, после окончания был проведен контрольный эксперимент, выполняя пятую задачу исследования, которая подтвердила гипотезу.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Гипотезой было определено ряд условий, для достижения целей и проверки гипотезы был выполнен ряд задач, выполняя первую задачу, которая состояла в анализе психолого-педагогической литературы, мы проанализировали закономерности развития взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста, в работах Панфилова А.П., Андреевой А.Г., Лисиной М.И., Рузской А.Г., Коробейникова И.А. Выяснили, что взаимодействие ребенка со взрослым становится, как бы фундаментом для приобретения ребенком навыков общения со сверстниками, процесс развития личности ребенка формируется благоприятно при положительном эмоциональном фоне, что способствуют умению взаимодействовать. Проанализировав особенности взаимодействия со сверстниками у детей с ОНР III уровня, мы констатировали, что у детей не сформировано речевое развитие, что является главным компонентом во взаимодействии, так же у детей отмечается недостаточное представление об особенностях социального и речевого поведения, что в большей степени влияет на развитие взаимодействия со сверстниками, выполнив вторую задачу. Изучив литературу психолого-педагогическим условиям развития взаимодействия со сверстниками у детей с ОНР III уровня, что являлось третьей задачей мы констатировали, что для успешного развития взаимодействия необходима помощь педагога - специально организованная совместная деятельность на развитие взаимодействия.
На основание этого нами были определены методики для выявления особенностей речевого развития и особенности взаимодействия со сверстниками у детей с ОНР III уровня, что предусмотрено четвертой задачей, результаты проведения методик, показали низкий уровень по всем компонентам.
После этого опираясь на теоретический анализ и данные экспериментального исследования, нами был определен ряд психолого - педагогических условий, которые состояли в диагностики актуального состояния развития связной речи, определение форм и методов коррекционно-педагогической работы, определение круга участников психолого-педагогического сопровождения.
Нами последовательно были организованы все условия, после окончания был проведен контрольный эксперимент, выполняя пятую задачу исследования, которая подтвердила гипотезу.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОТЕХНИК
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2019 - Изучение коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016



