ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема развития речи детей младшего
дошкольного возраста в психолого - педагогической литературе.
1.1 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.
1.2. Роль дидактической игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
1.3. Особенности работы педагога по развитию речи детей младшего
дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Выводы по главе I
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
2.1. Цели и условия протекания эксперимента, используемые методики.
2.2. Анализ полученных результатов.
2.3. Программа развития речи детей младшего дошкольного возраста
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Чрезвычайная прибавка на уровне человека» - так великий русский физиолог И.П.Павлов назвал способность человека к речи и отвлеченному мышлению.
Прежде всего, благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она позволяет устанавливать связи не только между теми, кто может непосредственно разговаривать друг с другом, но и между теми, кого разделяют огромные расстояния, - мы говорим по телефону, переписываемся с людьми, которые находятся в других городах, других странах. Время также не является препятствием для речи: ведь мы читаем рукописи и книги, написанные много десятков и сотен лет тому назад. Таким образом устанавливается связь поколений: люди, жившие очень давно, передают нам опыт и знания, делятся своими мыслями.
Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Эту роль речи образно охарактеризовал М.В. Ломоносов: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить другому своих понятий, то бы не токмо лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва ли не хуже ли мы были диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням!» [11, 8]
Речь помогает людям и в познании окружающего мира. В общественной практике благодаря слову возникли общие понятия времени, пространства, причинности и т.д. Это дало возможность человеку понять сущность явлений природы, разобраться в событиях общественной жизни, позволило создать науку, а это уже означает, что человек может влиять на окружающий мир, управлять им. Именно это имел в виду И.П.Павлов, когда писал о том, что речь, слово сделала человека «господином действительности».
Очень рано ознакомление с окружающим и установление правильных отношений с другими детьми и взрослыми у детей начинают осуществляться через посредство слова. С помощью слова дети получают от взрослых и знания сначала элементарные, а потом всё более глубокие. Им называют предметы, рассказывают, что ими делают, знакомят с различными явлениями природы и жизни людей. С помощью слова дети узнают то, что невозможно увидеть, потрогать руками.
Исключительное значение имеет речь в приспособлении детей к требованиям человеческого общества, установления контакта с другими детьми. Ребенок, который владеет речью, легко вступает в контакт со взрослыми.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. В младшем дошкольном возрасте это игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. [23, 6]
Современные условия образовательного процесса характеризуются гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умствен-ной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, претерпевают изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей в частности, дидактические игры.
Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях и родителями. Дидактическая игра - это своеобразная форма учебной деятельности, соответствующая дошкольному возрасту. К.Д.Ушинский подчеркивал, «что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим»[23, 11].
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения, а положительные эмоции облегчают процесс познания.
Одним из первых значение речи для развития психики ребёнка стал изучать отечественный психолог Л.С. Выготский. Позднее, этому вопросу посвятили много работ и исследований такие отечественные психологи как: А.Р.Лурия, А.А. Люблинская, Г.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.[35,42,55,57]. Они установили, что с ранних этапов развития ребёнка (уже со 2-го года жизни), слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.Б.Эльконин и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения литературного и народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.Н Гвоздева, С.Л.Рубинштейна, Е.И.Тихеевой, Д.Б. Эльконина и др.[15,27,42,47,57]
Различными аспектами речевого развития дошкольников, а также подбором и разработкой дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста занимались М.К. Боголюбская, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, Е.Н. Водовозова А.Н. Гвоздев, О.И. Давыдова, Ю.Г. Илларионова, Н.В. Казюк, Е.В. Карпова, Я.А. Коменский, А.Я. Мацкевич,СорокинаА.И., Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, Г.А. Тумакова,О.С. Ушакова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, И.В. Черная, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова и др.[11, 15,27,42,44,47,48,57]
Вместе с тем проблема, рассматриваемая в настоящем исследовании, до сих пор еще остается не полностью решенной. Практика и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что педагоги дошкольного образования не используют целенаправленно на занятиях по развитию речи дидактические игры, или допускают методические ошибки в их применении. Использование дидактических игр не всегда осознается педагогами как важное средство и условие успешного обучения и развития дошкольников. Поэтому дети младшего дошкольного возраста нередко испытывают трудности в освоении родного языка.
Данная проблема определяется противоречием между необходимостью развития грамматически правильной речи дошкольников, как условия полноценной коммуникации, с одной стороны, и недостаточным вниманием к возможностям дидактической игра младших дошкольников в данном процессе с другой.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: какие дидактические игры и упражнения может использовать педагог для максимально эффективного развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Сказанное выше определяет выбор темы исследования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Объектом исследования является процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности программы развития речи «Я познаю мир».
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
3.Определить роль дидактической игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть особенности работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
5. Экспериментальным путем проверить эффективность программы развития речи детей младшего дошкольного возраста «Я познаю мир».
Гипотеза: Развитие грамматически правильной речи будет наиболее эффективным, если педагоги в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста будут использовать специальные дидактические игры и упражнения.
Методы исследования: метод анализа психолого-педагогической литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, анализ и обобщение материала, полученного в ходе эксперимента.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5«Росток».
Этапы исследования:
1. Изучение и анализ литературы; теоретическое осмысление темы, объекта, предмета, цели исследования, рассматриваемых понятий.
2. Определение и выделение методов эксперимента; базы эксперимента; подбор методик для проведения эксперимента, проведение эксперимента (.
3. Подведение итогов; описание полученных результатов; оформление квалификационной работы.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения, 4 таблиц, 3 рисунков.
Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи тесным образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии ребенок младшего дошкольного возраста умеет: в общении со взрослыми и сверстниками слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умеет составлять простейшие, но интересные по смысловой и содержанию нагрузке рассказы, грамматически и фонетически строить фразы. В младшем дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование зависит от участия взрослых.[6, 1]
Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
В первой главе нашей работы была проанализирована психолого - педагогическая литература по выбранной теме исследования. Понятия речь и язык едины и отличны одновременно. «Речь» - это выражающий специфический, человеческий способ формирования и формулирования мыслей посредствам языка.
«Язык» - это система знаков и символов, которые служат средством человеческого общения, мышления, передачи и хранения информации.
Рубинштейн С.Л. дает такое значение понятиям речь и язык. Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - по средствам языка. Речь - это язык в общении. Речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.[42,382]
Также в главе I были выявлены возрастные отличия детей младшего дошкольного возраста; рассмотрены особенности работы педагога по развитию речи младших дошкольников. Проведенный анализ показал, что вопросам использования дидактических игр, как своеобразным средствам обучения, отвечающим особенностям детей, придавали большое значение многие выдающиеся педагоги. Кроме того, при изучении проблемы исследования мы сделали следующие выводы:
Младшее дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками и взрослыми.
Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием. Психические процессы уже достаточно развиты: память дошкольника в основном носит непроизвольный характер, внимание становится устойчивым, ребенок овладевает приемами наглядно-образного мышления, творчески осваивает речь, появляется творческое воображение.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. И задача взрослых - помочь сформировать качественную речевую деятельность детей в процессе общения. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, поэтому обучение должно быть интересным. Достичь этого можно путем широкого включения в занятие дидактических игровых приемов, игровых ситуаций.
Отправной точкой нашего исследования является анализ понятия «дидактическая игра», которое определяется как обучающая игра, специально создаваемая или приспособленная для целей обучения детей младшего дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена описанию экспериментальной работы по исследованию влияния дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе экспериментальной работы нами был выявлен уровень речевого развития младших дошкольников. Исследование показало, что детей из экспериментальной группы можно разделить по уровню речевого развития на младших дошкольников с очень высоким и высоким уровнем речевого развития (24% детей), со средним (55% детей) и низким уровнем речевого развития (21 % детей).
На основании полученных данных нами была разработана программа речевого развития, в основе которой лежат разнообразные дидактические игры. Целью программы является создание условий для речевого развития ребенка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурой и материальной среды в их многообразных связях.
Предлагаемая программа может быть использована педагогами ДОУ и учреждений сферы дополнительного образования. Эффективность реализации программы напрямую зависит от внимания педагога к развитию речи, его умения грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на своевременное освоение родного языка.
Основой данной программы является систематическое и разнообразное использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по развитию речи и в свободной деятельности дошкольников
Обобщая результаты проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Дидактическая игра построена на основных принципах дидактики: научности, наглядности, сознательности обучения, имеет воспитательный характер и дает прочные, доступные знания, оказывает существенное влияние на развитие познавательных процессов детей.
2. Дидактическая игра оказывает эмоциональное воздействие на детей, активизирует потенциальные возможности личности.
3. Грамотно проведенная и правильно организованная игра облегчает введение и закрепление материала и способствует формированию соответствующих навыков и умений по развитию речи.
4. Дидактические игры по развитию речи содержат большие возможности расширять и закреплять знания младших дошкольников в этом направлении.
Проведенное исследование показало значимость внедрения его результатов в практику дошкольного образования, но не исчерпывает содержания изученной темы.
Дальнейшее исследование может осуществляться в следующем направлении: более углубленного исследования дидактической игры и её сочетание с другими средствами обучения, подготовка будущих педагогов к использованию дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста, разработка технологий применения дидактических игр по развитию речи младших дошкольников.