ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ
Г. ТАРАНДЫ КАК ТАНЦОВЩИКА 7
1.1. Становление Г. Таранды как артиста балета 7
1.2. Хореографические образы в балетах Ю.Н. Григоровича 11
(работа в Большом театре)
1.3. Самостоятельная творческая карьера как танцовщика и
продюсера 22
ГЛАВА 2. Г. ТАРАНДА - СОЗДАТЕЛЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА «ИМПЕРСКИЙ РУССКИЙ БАЛЕТ» 27
2.1. Творческая биография театра. Анализ репертуара 27
2.2. Особенности гастрольного графика театра 36
2.3. Творческий состав труппы «Имперского русского балета» 44
2.4. Детская хореографическая студия при Имперском балете 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Хореографическому искусству, более чем какому-либо другому, нужны исследования о людях, которые своим творчеством определяли самые интересные периоды развития этого жанра. Артисты, балетмейстеры, педагоги своей деятельностью, своей личностной ценностью создавали богатейшие творческие «кладовые», из которых мы - их последователи - можем черпать средства и силы для нового и нового движения вперед. Искусство хореографии трудно сохраняется во времени, тем более нужно фиксировать самое ценное в нем, чтобы оно не забылось, не ушло, а постоянно служило современности. Поэтому познание мастерства, методики, технологии ведущих артистов и балетмейстеров особо ценно для нас. Их творческая деятельность - это не только познавательно интересный материал, но и своеобразное учебное пособие.
Балет, как направление в искусстве, нельзя представить себе без Гедиминаса Таранды.
Таранда Гедиминас Леонович - артист балета, хореограф, актер, режиссер-постановщик, продюсер, организатор культурных мероприятий, заслуженный деятель искусств России, создатель и художественный руководитель театра «Имперский русский балет».
Театр был основан в 1994 году по инициативе прославленной балерины Майи Плисецкой. Свое название получил в дань памяти Императорской фамилии России, которая внесла огромный вклад в развитие российской культуры, в том числе в создание Большого и Мариинского театров, где и выросла слава русского балета. Г. Таранда сумел сохранить и приумножить единство и целостность русской балетной школы, традиции которой передаются из поколения в поколение.
Творчество известного артиста и его театра воспринимаются как настоящая творческая Империя. Сегодня этот коллектив известен во всем мире, в репертуаре театра - 15 балетов, труппа насчитывает 40 танцоров.
В постановках Таранды участвуют не только ведущие солисты российских театров, но и артисты балета из других стран. В репертуаре труппы гармонично сочетаются постановки, представляющие классику балетного искусства, и современные оригинальные хореографические композиции.
Помимо театра Таранда принимал участие в съемках телефильма- концерта «Аллегро», дилогии «Юность Бемби» и «Юность Бемби», «Возвращение Жар-птицы», снимался вместе с Инной Чуриковой в «Тайне Снежной королевы». Играл как драматический актер в спектаклях «Учитель танцев» и «Овечка» (Театр имени Моссовета), а также в мюзикле «Бюро счастья».
Знаменитый танцор принимал участие в популярных масштабных телевизионных проектах - «Король ринга» и «Ледниковый период». В последнем его партнершей была двукратная чемпионка мира по фигурному катанию Ирина Слуцкая. В каждом выступлении эта пара радовала зрителей своим невероятным мастерством и актерским талантом.
Г. Таранда - действительный член Международной академии информатизации при ООН, президент балетного фестиваля «Гран Па». Оказывает активную поддержку начинающим дарованиям, с 2012 года является соучредителем и лидером фонда «Культурно-просветительское движение «Содействие творческому образованию».
Удостоен множества наград, среди которых звание «Человек года», Знак почета «Серебряный крест» в области религии, культуры и науки, олимпийские медали Ванкувера и Лондона «За продвижение идеи олимпийского движения», медаль Брянской епархии Русской православной церкви «В благословение за усердные труды во благо Русской православной церкви». Кавалер ордена Дягилева 1-й степени «За пользу русской культуре», ордена Святого Станислава 3-й степени «За сохранение и возрождение традиций отечественного балетного искусства». Лауреат международной премии «Золотая муза» и премии «ДЕРЖАВА» «За патриотизм и неоценимый вклад в экономику России». В 2004 году стал заслуженным деятелем искусств Российской Федерации.
Несмотря на такую плодотворную жизнь, о Гедиминасе Таранде написано очень мало. Основная часть материалов сосредоточена в газетных и журнальных публикациях. Таранда - открытый человек и охотно идет на контакт с журналистами, поэтому большинство статей имеет форму интервью. К сожалению, газетные публикации отличаются повышенным вниманием авторов к личной жизни артиста. Многие статьи описывают просто сюжеты балетов или высказываются по поводу очередных гастролей. Некоторые аспекты творчества балетмейстера отражены в работах О. Розановой, Н. Аркиной, Н. Шереметьевской, В. Гаевского, Д. Катышевой и других авторов. Но в целом творчество Г. Таранды представлено без глубокого анализа и сравнений, обособленным от контекста исторического развития балетного искусства. Поэтому выбор темы исследования «Творчество Г. Таранды в контексте развития современного балетного театра» вызван, в первую очередь, профессиональной заинтересованностью.
В процессе работы мы постараемся проанализировать творчество Таранды и ответить на вопросы: в чем и как меняется творчество хореографа, в каких спектаклях проявились его сильные стороны, в чем он верен себе, в чем стал новым, в чем его удачи, каковы перспективы развития «Имперского русского балета».
Объект исследования: творчество Г. Таранды
Предмет исследования: творческая деятельность театра «Имперский Русский Балет» под руководством Г. Таранды.
Цели исследования: проследить этапы становления Г. Таранды как танцовщика, балетмейстера и руководителя театра; раскрыть его творческие принципы и показать их влияние на развитие современного балетного искусства.
Задачи:
1) проследить пути становления Г. Таранды как артиста балета;
2) выявить особенности его индивидуального стиля;
3) раскрыть специфику работы театра «Имперский русский балет»;
4) обобщить новаторство и художественные принципы работы Г. Таранды как балетмейстера-постановщика;
5) определить вклад Г. Таранды в развитие балетного искусства.
Методологической основой явились работы по истории и теории хореографического искусства В. Ванслова, А. Демидова, Е. Куриленко, П. Карпа, Р. Донченко; статьи, публикации в СМИ, электронные ресурсы.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме;
- просмотры и анализ творческих работ, балетных спектаклей;
- обобщение материалов статей в периодической литературе и СМИ;
- беседы с артистами и директором театра Г. Тарандой;
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение творчества способствует более полному пониманию закономерностей развития хореографического искусства на современном этапе.
Теоретическая и практическая ценность работы обусловлена характером исследования, где основной упор делается на анализ наиболее удачных и показательных спектаклей Г. Таранды. Материал может быть использован руководителями и педагогами балетных студий, школ искусств, хореографических коллективов, преподавателями СУЗов, ВУЗов как дополнения к истории современного балетного театра.
База исследования: театр «Имперский русский балет», г. Москва.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
В исследовании мы рассматривали творческую деятельность Гедиминаса Таранды. На основе анализа литературы, просмотр архивных выступлений, наблюдений, используя методы беседы и интервью с артистами, мы постарались выполнить поставленные задачи.
Мы проследили путь становления Г. Таранды как артиста балета, выявили характерные особенности его индивидуального стиля через созданные им танцевальные образы, раскрыли специфику работы театра «Имперский русский балет», показали различные стороны деятельности Г.Л. Таранды.
Все выше изложенное в исследовании позволяет сделать следующие выводы.
Г.Л. Таранда - человек незаурядного таланта. Путь в профессию артиста балета не был изначально определенным, особого желания к учебе в хореографическом училище также не было. Огромную роль на становление будущего артиста сыграли педагоги, которые увидели в Гедиминасе индивидуальность. Первая большая победа - золотая медаль на Всесоюзном конкурсе исполнителей - определила творческую карьеру Таранды. После окончания Московского хореографического училища он начинает работать в Большом театре.
На становление Таранды как артиста повлияла работа с известными исполнителями - М. Лиепа, В. Васильев, А. Годунов, Н. Бессмертнова и другие, а также участие в спектаклях Ю.Н. Григоровича. Постепенно от роли к роли формировались творческие принципы Таранды-исполнителя.
Таранда обладает редким сценическим обаянием, бесценным даром перевоплощения, при этом виртуозно владел техникой классического и характерного танца. Таранду можно назвать танцующим актером, одним из немногих в современном балетном театре. Любая балетная партия в его исполнении вырастает до масштабов драматического мини -спектакля. Каждая новая роль солиста становилась событием. Созданные им хореографические образы Яшки из «Золотого века», Северьяна из «Каменного цветка», Тибальда из «Ромео и Джульетты», Абдерахмана из «Раймонды», Ивана Грозного и другие - могут служить учебным пособием по актерскому мастерству и психологии образа.
Творческое сотрудничество с Майей Плисецкой определило новый этап творчества Г. Таранды. Он становится художественным руководителем независимого, первого частного театра «Имперский русский балет».
В названии театра заложена идея воскрешения величия русского искусства, дань признательности ушедшим «императорам» сцены, великим основателям славы русского балета. С другой стороны - дань памяти императорской фамилии, внесшей огромный исторический вклад в отечественную культуру. Это также дань всем артистам, которые покинули в то смутное время Россию, но остались русскими. По словам художественного руководителя: «Мы чествуем его величество Танец и людей его создающих».
Труппа Имперского русского балета небольшая, 40 человек. Из них три ведущих солиста, шесть солистов и 22 человека - артисты кордебалета. Каждый артист вносит свой вклад в историю театра.
Репертуар театра строится на сочетании классических шедевров с программами, воплощающими современные искания. Обе эти тенденции реализуются и в содержании, и в стиле театра.
Анализируя балетные спектакли театра, мы убедились, что Г.Л. Таранда достойно продолжает традиции русской балетной школы, заложенные хореографами прошлого. Воспитанный на творчестве Ю.Н. Григоровича, Таранда в своих балетах и хореографических миниатюрах утверждает художественно-эстетические принципы балетного театра. Он выстраивает драматургию спектакля не просто как сценическую, а как музыкально-хореографическую. В его спектаклях танец является действенным и насыщенным драматическим смыслом. Этот принцип является главенствующим всего творчества Гедиминаса Таранды.
«Имперский русский балет» выделяется среди других частных балетных компаний. Высокий профессионализм танцоров, замечательная хореография и умение адаптировать сложные спектакли к гастрольным условиям стали залогом успеха и долголетия театра.
Мы проследили творческую деятельность Таранды, начиная с 90-х годов, и увидели, что Гедиминас Таранда - это танцовщик, актер, сценарист, режиссер, продюсер, импресарио, ведущий-конферансье. Организаторские качества артиста позволили реализоваться многочисленным проектам, направленным на пропаганду балета и всего хореографического искусства, как в России, так и в мировом пространстве.
Руководитель театра «Имперский русский балет» - Гедиминас Таранда - не только выдающийся танцовщик, но и замечательный педагог. При театре открыта детская хореографическая студия, которая соединяет задачи обучения профессиональному мастерству и задачи воспитания творческой личности. Детская хореографическая студия призвана сохранять традиции обучения балетному искусству, которые вырабатывались на протяжении веков, прививать любовь к классической эстетике балета с самого детства
Таким образом, Гедиминас Таранда внес неоценимый вклад в историю русского балета и всего искусства в целом. Это великий танцор, который шел к своей славе твердо и уверенно, несмотря на трудности и препятствия, возникающие на этом пути.
1. Алексеева Е. Душа обнажена и готова к творчеству // Экран и сцена. - 2006. - № 14. - С.15
2. Анфилова С. Г. Соотношение танцевального и пластического в жанре балета: автореф. дис. . канд. искусствоведения. Харьков, 2005.
3. Балет Ю.Н. Григоровича «Иван Грозный» / В комнате наверху [Электронный ресурс] URL: http://amaliris.livejournal.com/28600.html (дата обращения 16.09.2017)
4. Валукин Е.П. Система мужского классического танца М., ГИТИС, 1999.
5. Валукин Е.П., Комплексная система обучения мужскому классическому танцу, Сб. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М.: ГИТИС, 1992, с. 157-168.
6. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М.: искусство, 1971.
7. Ванслов В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности // Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 1979.
8. Ванслов В. Традиции и новаторство в балете // Ванслов В. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1980.
9. Ванслов В. Хореограф Юрий Григорович. М.: Театралис, 2009.
10. Власова Р. «Золотой век» /журнальный вариант главы из подготовленной к печати книги «Симон Вирсаладзе» [Электронный ресурс] URL: http://divanna.livejournal.com/45905.html (дата обращения 16.09.2017)
11. Волкова О. Перекрестки судьбы: о моем Доме, о моем Театре. - Гамма Пресс 2000, 2013. - 353 с.
12. Демидов А. Большой Театр под звездой Григоровича. М.: Алгоритм, Эксмо, 2011.
13. Демидов А. Золотой век Юрия Григоровича. М.: Алгоритм, Эксмо, 2007.
14. Демидов А. Юрий Николаевич Григорович // Книга-сборник «Мастера Большого театра». М.: Советский композитор, 1976.
15. «Донжуан» русского балета Гедиминас Таранда. [Электронный ресурс] URL: http://www.vgoroden.ru/gorod/gosti/donzhuan-russkogo-baleta-gediminas-taranda (дата обращения 11.07.2017)
16. Загайкевич М. Драматургические функции музыки в балетном жанре // Музыкальный театр: драматургия и жанры. Сб. науч. тр. М.:1' ГИТИС, 1983.
17. Захаров Р.В., Артист балета художник, творящий образ, Журнал "Балет" №6, М., 1996.
18. Имперский русский балет. [Электронный ресурс] URL:
https://kudago.com/msk/place/imperskij-russkij-balet (дата обращения
04.11.2017)
19. Карп П. Балет и драма. Л.: Искусство, 1980.
20. Катышева Д. Магия Таланта. - СПб., 2010. - С.190-195
21. Классики хореографии. /Карло Блазис. Искусство танца /Сб. редакция М.В. Борисоглебского/ - Л.-М..: Искусство, изд.2-ое, 1987
22. Колескиков А. Иван Грозный и Юрий Великий [Электронный ресурс] URL:ЬЬр://историк.рфАрес1а1 posts/(дата обращения 16.09.2017)
23. Кузнецова Т. Хроники Большого балета. М.: Рипол Классик, 2011.
24. Кузнецова Т.А. Мариинский балет: взгляд из Москвы. М.: Артист. Режиссер. Театр., 2013. - С. 248
25. Кузьмин Ю. Гедиминас Таранда: главная задача танца - затрагивать душу человека! / Босс №06, 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.bossmag.ru/archiv/2016/boss-06-2016-g/gediminas-taranda-glavnaya-zadacha-tantsa-zatragivat-dushu-cheloveka.html (дата обращения 14.09.2017)
26. Ли Чин А. Проблемы воплощения романов Ф.М. Достоевского на сценах Москвы и Санкт-Петербурга: Автореф. дис. канд. иск. наук. - СПб., 2002
27. Линькова Л. О драматургии балета // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1979.
28. Майя Плисецкая: Кармен в стране Советов. [Электронный ресурс] URL: http://april-knows.ru/top_ten/ (дата обращения 16.09.2017)
29. Маранцман В. Балеты притчи // Балет. - 2005. - № 3
30. Мессерер А.М., Танец. Мысль. Время. 2 е изд. доп. М., Искусство, 1990.
31. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2012 г.
32. Смирнов Ю. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления. М.: Фолиант, 2005.
33. Соловьем залетным./Ретро портал. [Электронный ресурс] URL: http://pesni.retroportal.ru/np3/08.shtml (дата обращения 21.09.2017)
34. Тараканов М. Музыкальная драматургия в советском балете // Советский музыкальный театр: проблемы жанров. - М.: Сов. композитор, 1982.
35. Таранда Гедиминас Леонович [Электронный ресурс] URL: https://meyerholdfest.jimdo.com/ (дата обращения 11.07.2017)
36. Тарасов, Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Тарасов, Н. - 3-е изд. - СПб.: Изд. Лань, 2005. - 496 с.
37. Терентьева Н.А., Учебно-методическое пособие: Теория и история хореографического искусства, 2011. - 22 с.
38. Холфина С., Вспоминая мастеров московского балета. М., Искусство 1990.
39. Чекетти Э. Учебник по теории и практике классического театрального танца. Практика. 2010. - 340 с.