РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА В НАУЧНО-МЕТОДИСЕМКОЙ РАБОТЕ КОЛЛЕДЖА
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты контроля системы мониторинга в научно-методической работе колледжа 8
1.1 Содержание, цели, задачи, принципы образовательного мониторинга .. 8
1.2 Система мониторинга в научно-методической работе колледжа 22
2. Анализ системы мониторинга в научно-методической работе на примере
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК) 39
2.1 Образовательный мониторинг как средство контроля научно-методической работы 39
2.2 Проблемы контроля системы мониторинга в научно-методической
работе 48
3. Пути оптимизации научно-методической работы педагогов посредством
образовательного мониторинга на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК) 56
3.1 Программа мониторинга в научно-методической работе колледжа 56
3.2 Разработка модели мониторинга качества профессионального обучения
специалистов 64
Заключение 74
Список использованной литературы 79
Приложение
1. Теоретические аспекты контроля системы мониторинга в научно-методической работе колледжа 8
1.1 Содержание, цели, задачи, принципы образовательного мониторинга .. 8
1.2 Система мониторинга в научно-методической работе колледжа 22
2. Анализ системы мониторинга в научно-методической работе на примере
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК) 39
2.1 Образовательный мониторинг как средство контроля научно-методической работы 39
2.2 Проблемы контроля системы мониторинга в научно-методической
работе 48
3. Пути оптимизации научно-методической работы педагогов посредством
образовательного мониторинга на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК) 56
3.1 Программа мониторинга в научно-методической работе колледжа 56
3.2 Разработка модели мониторинга качества профессионального обучения
специалистов 64
Заключение 74
Список использованной литературы 79
Приложение
Актуальность исследования обусловлена происходящими социально-экономическими переменами в России, когда существенную роль в сохранении и развитии экономики страны играют квалифицированные кадры со средним профессиональным образованием. В первую очередь это подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью государственной политики в области образования, которая определяется как «повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны». [1]
Для отечественной системы среднего профессионального образования (далее по тексту - СПО) наступил новый этап развития, который, в первую очередь, определяется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [3] Этот этап развития обусловлен переходом к новой структуре профессионального образования, регионализацией учреждений среднего профессионального образования, безусловно, большую роль в развитии среднего профессионального образования играет возросшая роль социального партнерства в деятельности учреждений. Перевод учреждений среднего профессионального образования на региональный уровень сопровождается оптимизацией сети образовательных организаций, возрастанием проблем, которые в первую очередь связаны с ресурсами, обеспечивающими функционирование профессиональных организаций. В условиях преобразования руководители образовательных учреждений должны актуализировать поиск моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов для организации эффективной подготовки специалистов среднего профессионального образования. [45]
Целый ряд исследователей за последние годы (В.И. Блинов, В.М. Демин, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, И.П. Смирнов и др.) неоднократно подтверждали актуальность вопроса поиска и выработки концептуальных основ для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов, которая будет способствовать эффективному управлению образовательной организацией, реализующей программы подготовки среднего профессионального образования [38].
На основе вышесказанного, выявляются противоречия:
- между требованиями повышения доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны, и низкой эффективностью внутреннего мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
- между актуализацией процесса поиска моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов в СПО, повышающих эффективность подготовки специалистов, и нерациональным подходом к выбору управленческих решений по организации образовательного процесса не способствующих ни только к развитию этого процесса, но и его функционированию;
- между объективной потребностью в комплексных
рекомендациях по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у профессиональной организации, способствующих подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании, и отсутствием обоснованных моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов, основанных на комплексе внешних и внутренних ресурсов, педагогических возможностей, имеющихся у образовательной организации.
Из обозначенных противоречий вытекает проблема исследования: какой должна быть модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов, обеспечивающая повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
Цель исследования - проектирование и реализация система мониторинга в научно-методической работе колледжа.
Объект исследования - образовательный мониторинг в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования - модель системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Гипотеза исследования заключается в том, что системно реализуемый мониторинг качества профессионального обучения специалистов обеспечит повышение эффективности подготовки специалистов среднего звена, если будут:
1) изучены проблемы профессионального образования студентов в системе среднего профессионального образования;
2) определены концептуальные основы модели системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов в системе среднего профессионального образования
3) разработана модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
4) использована система критериев и показателей оценки эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. рассмотреть теоретические аспекты контроля системы мониторинга в научно-методической работе колледжа;
2. провести анализ системы мониторинга в научно-методической работе на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК);
3. разработать пути оптимизации научно-методической работы педагогов посредством образовательного мониторинга на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы по управлению организациями среднего профессионального образования, работ в области технологий, проектирования, моделирования; анализ и систематизация практического опыта магистранта; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению образовательным процессам; анкетирование, наблюдение, диагностирование участников эксперимента; экспертных оценок результатов исследования; сравнительного анализа результатов этапов экспериментальной работы.
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе Стерлитамакского многопрофильного профессионального колледжа (ГАПОУ СМПК).
В исследовании приняли участие 240 студентов, 26 преподавателей, 8 представителей работодателя.
Научная новизна исследования:
1) разработаны концептуальные основы модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
2) спроектирована модель мониторинга качества
профессионального обучения специалистов;
3) обоснована система критериев и показателей оценки эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены проблемы профессионального образования студентов в системе среднего профессионального образования как объекта управления, решение которых позволили обогатить теорию педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрена модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов, направленная на повышение эффективности подготовки специалистов. Разработанный комплекс критериев и показателей эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов может быть использован преподавателями и менеджментом колледжей для оценки качества подготовки специалистов среднего звена.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения философии, психологии и педагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, предмету исследования, воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным анализом; тщательностью и длительностью экспериментальной работы, наличием контрольной и экспериментальной групп.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Для отечественной системы среднего профессионального образования (далее по тексту - СПО) наступил новый этап развития, который, в первую очередь, определяется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [3] Этот этап развития обусловлен переходом к новой структуре профессионального образования, регионализацией учреждений среднего профессионального образования, безусловно, большую роль в развитии среднего профессионального образования играет возросшая роль социального партнерства в деятельности учреждений. Перевод учреждений среднего профессионального образования на региональный уровень сопровождается оптимизацией сети образовательных организаций, возрастанием проблем, которые в первую очередь связаны с ресурсами, обеспечивающими функционирование профессиональных организаций. В условиях преобразования руководители образовательных учреждений должны актуализировать поиск моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов для организации эффективной подготовки специалистов среднего профессионального образования. [45]
Целый ряд исследователей за последние годы (В.И. Блинов, В.М. Демин, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, И.П. Смирнов и др.) неоднократно подтверждали актуальность вопроса поиска и выработки концептуальных основ для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов, которая будет способствовать эффективному управлению образовательной организацией, реализующей программы подготовки среднего профессионального образования [38].
На основе вышесказанного, выявляются противоречия:
- между требованиями повышения доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны, и низкой эффективностью внутреннего мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
- между актуализацией процесса поиска моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов в СПО, повышающих эффективность подготовки специалистов, и нерациональным подходом к выбору управленческих решений по организации образовательного процесса не способствующих ни только к развитию этого процесса, но и его функционированию;
- между объективной потребностью в комплексных
рекомендациях по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у профессиональной организации, способствующих подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании, и отсутствием обоснованных моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов, основанных на комплексе внешних и внутренних ресурсов, педагогических возможностей, имеющихся у образовательной организации.
Из обозначенных противоречий вытекает проблема исследования: какой должна быть модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов, обеспечивающая повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
Цель исследования - проектирование и реализация система мониторинга в научно-методической работе колледжа.
Объект исследования - образовательный мониторинг в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования - модель системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Гипотеза исследования заключается в том, что системно реализуемый мониторинг качества профессионального обучения специалистов обеспечит повышение эффективности подготовки специалистов среднего звена, если будут:
1) изучены проблемы профессионального образования студентов в системе среднего профессионального образования;
2) определены концептуальные основы модели системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов в системе среднего профессионального образования
3) разработана модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
4) использована система критериев и показателей оценки эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. рассмотреть теоретические аспекты контроля системы мониторинга в научно-методической работе колледжа;
2. провести анализ системы мониторинга в научно-методической работе на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК);
3. разработать пути оптимизации научно-методической работы педагогов посредством образовательного мониторинга на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы по управлению организациями среднего профессионального образования, работ в области технологий, проектирования, моделирования; анализ и систематизация практического опыта магистранта; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению образовательным процессам; анкетирование, наблюдение, диагностирование участников эксперимента; экспертных оценок результатов исследования; сравнительного анализа результатов этапов экспериментальной работы.
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе Стерлитамакского многопрофильного профессионального колледжа (ГАПОУ СМПК).
В исследовании приняли участие 240 студентов, 26 преподавателей, 8 представителей работодателя.
Научная новизна исследования:
1) разработаны концептуальные основы модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
2) спроектирована модель мониторинга качества
профессионального обучения специалистов;
3) обоснована система критериев и показателей оценки эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены проблемы профессионального образования студентов в системе среднего профессионального образования как объекта управления, решение которых позволили обогатить теорию педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрена модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов, направленная на повышение эффективности подготовки специалистов. Разработанный комплекс критериев и показателей эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов может быть использован преподавателями и менеджментом колледжей для оценки качества подготовки специалистов среднего звена.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения философии, психологии и педагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, предмету исследования, воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным анализом; тщательностью и длительностью экспериментальной работы, наличием контрольной и экспериментальной групп.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
На основе проведенного анализа теоретических основ мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволил определить, что в образовательных организациях этого уровня существует потребность пересмотра системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов, которая должна строиться на концептуальных основах, которые определятся требованиями федерального закона и ФГОС СПО.
В процессе данного исследования изучались работы связанные с построением моделей направленных на организацию деятельности учреждений среднего профессионального образования (Г.Д Бухарова, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, З.С. Сазонова, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова, и др.); внедрением инструментов стратегического планирования и управления в современных образовательных организациях (В.А. Болотов, Е.Я. Бутко, В.М. Демин, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, И.П. Смирнов, Н.К.Чапаев и др.); использованием маркетинговых механизмов в системе управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования (З.Г. Данилова, Л.М. Наумова и др.); а также построение системы управления качеством в образовательных организациях (В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимов, В.В. Кондратьев, Л.М. Новиков, А.И. Субетто и др.).
В современных исследованиях, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса в СПО, немало места отводится вопросам повышения эффективности деятельности и модернизации управленческой системы профессиональных организаций (З.Г. Данилова, Р.И. Исаев, Е.А. Киуру, К.А. Кубарев, и др.), вопросам переосмысления отдельных аспектов, функций, принципов или компонентов управления или организационных структур профессиональных организаций (В.М. Демин, В.В. Кондратьев, Н.К. Сергеев, В.С. Суворов, Н.К. Чапаев, и др.). Несмотря на это, незатронутыми остаются вопросы, которые связаны с обоснованием модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в профессиональных организациях, основанных на использовании кадровых, методических, материальных возможностях, которыми располагает учреждение, с целью повышения эффективности подготовки специалистов среднего звена.
В процессе анализа практики деятельности организаций системы СПО выявлено, что одной из причин, которая не дает в полной мере развиваться профессиональным организациям, является низкий уровень эффективности внутреннего мониторинга качества профессионального обучения специалистов. Несомненно, руководители профессиональных организаций совершают попытки активизировать отдельные элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение контрольных мероприятий, преобразование и детализация процесса планирования, внедрение и усиление роли организационных мероприятий. Но все эти действия приводят к тому, что педагогический, управленческий состав организации все больше занимается вопросами, не направленными на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы, и не способствуют повышению эффективности подготовки кадров. Директора образовательных организаций, зачастую принимают решения, основываясь на отдельных ресурсах организации. Просматривается потребность в обосновании рекомендаций о том, как эффективно использовать ресурсы профессиональной образовательной организации, которые будут способствовать повышению эффективности подготовки специалистов.
Концептуальной основой построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов является единство системного и процессного подходов. Системный подход позволил определить модель управления как деятельностную систему, с набором связей и отношений. Процессный подход мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволяет идентифицировать, обеспечивающие и управленческие процессы, направленные на подготовку специалиста, отвечающего запросом потребителей экономики региона.
На основе анализа системного подхода в управлении образовательным мониторингом сформулированы принципы реализации модели управления: проектирование, внедрения, функционирования и развития системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов. В качестве основных принципов процессного подхода для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов предложены следующие: лидерство руководителя и вовлечение персонала, социальное партнерство, идентификации процессов, принятия решений.
Разработка концептуальных положений модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в среднем профессиональном образовании на основе сочетания принципов процессного подхода позволила получить систему критериев оценки по процессуальным и результирующим показателям в каждом виде деятельности; проводить непрерывный мониторинг измеряемых параметров, фиксируя существенные изменения; вовремя вносить взаимосвязанные корректировки, ориентировать образовательную деятельность в учреждении СПО на постоянное улучшение каждого процесса, учитывать требования потребителей и заинтересованных сторон.
Дальнейшие научные разработки данной проблемы исследования могут осуществляться по следующим направлениям:
- организация образовательного процесса с целью повышения эффективности подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
- реализация индивидуальной профессиональной личностной траектории достижения образовательных результатов;
- обеспечение диверсификации практико-ориентированного обучения в процессе подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.
Концептуальной основой построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов является единство системного и процессного подходов. Системный подход позволил определить модель управления как деятельностную систему, с набором связей и отношений. Процессный подход мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволяет идентифицировать, обеспечивающие и управленческие процессы, направленные на подготовку специалиста, отвечающего запросом потребителей экономики региона.
На основе анализа системного подхода в управлении образовательным мониторингом сформулированы принципы реализации модели управления: проектирование, внедрения, функционирования и развития системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов: В качестве основных принципов процессного подхода для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов предложены следующие: лидерство руководителя и вовлечение персонала, социальное партнерство, идентификации процессов, принятия решений.
Разработка концептуальных положений модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в среднем профессиональном образовании на основе сочетания принципов процессного подхода позволила получить систему критериев оценки по процессуальным и результирующим показателям в каждом виде деятельности; проводить непрерывный мониторинг измеряемых параметров, фиксируя существенные изменения; вовремя вносить взаимосвязанные корректировки, ориентировать образовательную деятельность в учреждении СПО на постоянное улучшение каждого процесса, учитывать требования потребителей и заинтересованных сторон.
На основе проведенного анализа теоретических основ мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволил определить, что в образовательных организациях этого уровня существует потребность пересмотра системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов, которая должна строиться на концептуальных основах, которые определятся требованиями федерального закона и ФГОС СПО.
В процессе данного исследования изучались работы связанные с построением моделей направленных на организацию деятельности учреждений среднего профессионального образования (Г.Д Бухарова, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, З.С. Сазонова, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова, и др.); внедрением инструментов стратегического планирования и управления в современных образовательных организациях (В.А. Болотов, Е.Я. Бутко, В.М. Демин, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, И.П. Смирнов, Н.К.Чапаев и др.); использованием маркетинговых механизмов в системе управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования (З.Г. Данилова, Л.М. Наумова и др.); а также построение системы управления качеством в образовательных организациях (В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимов, В.В. Кондратьев, Л.М. Новиков, А.И. Субетто и др.).
В современных исследованиях, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса в СПО, немало места отводится вопросам повышения эффективности деятельности и модернизации управленческой системы профессиональных организаций (З.Г. Данилова, Р.И. Исаев, Е.А. Киуру, К.А. Кубарев, и др.), вопросам переосмысления отдельных аспектов, функций, принципов или компонентов управления или организационных структур профессиональных организаций (В.М. Демин, В.В. Кондратьев, Н.К. Сергеев, В.С. Суворов, Н.К. Чапаев, и др.). Несмотря на это, незатронутыми остаются вопросы, которые связаны с обоснованием модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в профессиональных организациях, основанных на использовании кадровых, методических, материальных возможностях, которыми располагает учреждение, с целью повышения эффективности подготовки специалистов среднего звена.
В процессе анализа практики деятельности организаций системы СПО выявлено, что одной из причин, которая не дает в полной мере развиваться профессиональным организациям, является низкий уровень эффективности внутреннего мониторинга качества профессионального обучения специалистов. Несомненно, руководители профессиональных организаций совершают попытки активизировать отдельные элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение контрольных мероприятий, преобразование и детализация процесса планирования, внедрение и усиление роли организационных мероприятий. Но все эти действия приводят к тому, что педагогический, управленческий состав организации все больше занимается вопросами, не направленными на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы, и не способствуют повышению эффективности подготовки кадров. Директора образовательных организаций, зачастую принимают решения, основываясь на отдельных ресурсах организации. Просматривается потребность в обосновании рекомендаций о том, как эффективно использовать ресурсы профессиональной образовательной организации, которые будут способствовать повышению эффективности подготовки специалистов.
Концептуальной основой построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов является единство системного и процессного подходов. Системный подход позволил определить модель управления как деятельностную систему, с набором связей и отношений. Процессный подход мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволяет идентифицировать, обеспечивающие и управленческие процессы, направленные на подготовку специалиста, отвечающего запросом потребителей экономики региона.
На основе анализа системного подхода в управлении образовательным мониторингом сформулированы принципы реализации модели управления: проектирование, внедрения, функционирования и развития системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов. В качестве основных принципов процессного подхода для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов предложены следующие: лидерство руководителя и вовлечение персонала, социальное партнерство, идентификации процессов, принятия решений.
Разработка концептуальных положений модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в среднем профессиональном образовании на основе сочетания принципов процессного подхода позволила получить систему критериев оценки по процессуальным и результирующим показателям в каждом виде деятельности; проводить непрерывный мониторинг измеряемых параметров, фиксируя существенные изменения; вовремя вносить взаимосвязанные корректировки, ориентировать образовательную деятельность в учреждении СПО на постоянное улучшение каждого процесса, учитывать требования потребителей и заинтересованных сторон.
Дальнейшие научные разработки данной проблемы исследования могут осуществляться по следующим направлениям:
- организация образовательного процесса с целью повышения эффективности подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
- реализация индивидуальной профессиональной личностной траектории достижения образовательных результатов;
- обеспечение диверсификации практико-ориентированного обучения в процессе подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.
Концептуальной основой построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов является единство системного и процессного подходов. Системный подход позволил определить модель управления как деятельностную систему, с набором связей и отношений. Процессный подход мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволяет идентифицировать, обеспечивающие и управленческие процессы, направленные на подготовку специалиста, отвечающего запросом потребителей экономики региона.
На основе анализа системного подхода в управлении образовательным мониторингом сформулированы принципы реализации модели управления: проектирование, внедрения, функционирования и развития системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов: В качестве основных принципов процессного подхода для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов предложены следующие: лидерство руководителя и вовлечение персонала, социальное партнерство, идентификации процессов, принятия решений.
Разработка концептуальных положений модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в среднем профессиональном образовании на основе сочетания принципов процессного подхода позволила получить систему критериев оценки по процессуальным и результирующим показателям в каждом виде деятельности; проводить непрерывный мониторинг измеряемых параметров, фиксируя существенные изменения; вовремя вносить взаимосвязанные корректировки, ориентировать образовательную деятельность в учреждении СПО на постоянное улучшение каждого процесса, учитывать требования потребителей и заинтересованных сторон.



