Введение 3
1. Теоретические аспекты контроля системы мониторинга в научно-методической работе колледжа 8
1.1 Содержание, цели, задачи, принципы образовательного мониторинга .. 8
1.2 Система мониторинга в научно-методической работе колледжа 22
2. Анализ системы мониторинга в научно-методической работе на примере
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК) 39
2.1 Образовательный мониторинг как средство контроля научно-методической работы 39
2.2 Проблемы контроля системы мониторинга в научно-методической
работе 48
3. Пути оптимизации научно-методической работы педагогов посредством
образовательного мониторинга на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК) 56
3.1 Программа мониторинга в научно-методической работе колледжа 56
3.2 Разработка модели мониторинга качества профессионального обучения
специалистов 64
Заключение 74
Список использованной литературы 79
Приложение
Актуальность исследования обусловлена происходящими социально-экономическими переменами в России, когда существенную роль в сохранении и развитии экономики страны играют квалифицированные кадры со средним профессиональным образованием. В первую очередь это подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью государственной политики в области образования, которая определяется как «повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны». [1]
Для отечественной системы среднего профессионального образования (далее по тексту - СПО) наступил новый этап развития, который, в первую очередь, определяется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [3] Этот этап развития обусловлен переходом к новой структуре профессионального образования, регионализацией учреждений среднего профессионального образования, безусловно, большую роль в развитии среднего профессионального образования играет возросшая роль социального партнерства в деятельности учреждений. Перевод учреждений среднего профессионального образования на региональный уровень сопровождается оптимизацией сети образовательных организаций, возрастанием проблем, которые в первую очередь связаны с ресурсами, обеспечивающими функционирование профессиональных организаций. В условиях преобразования руководители образовательных учреждений должны актуализировать поиск моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов для организации эффективной подготовки специалистов среднего профессионального образования. [45]
Целый ряд исследователей за последние годы (В.И. Блинов, В.М. Демин, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, И.П. Смирнов и др.) неоднократно подтверждали актуальность вопроса поиска и выработки концептуальных основ для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов, которая будет способствовать эффективному управлению образовательной организацией, реализующей программы подготовки среднего профессионального образования [38].
На основе вышесказанного, выявляются противоречия:
- между требованиями повышения доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны, и низкой эффективностью внутреннего мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
- между актуализацией процесса поиска моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов в СПО, повышающих эффективность подготовки специалистов, и нерациональным подходом к выбору управленческих решений по организации образовательного процесса не способствующих ни только к развитию этого процесса, но и его функционированию;
- между объективной потребностью в комплексных
рекомендациях по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у профессиональной организации, способствующих подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании, и отсутствием обоснованных моделей мониторинга качества профессионального обучения специалистов, основанных на комплексе внешних и внутренних ресурсов, педагогических возможностей, имеющихся у образовательной организации.
Из обозначенных противоречий вытекает проблема исследования: какой должна быть модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов, обеспечивающая повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
Цель исследования - проектирование и реализация система мониторинга в научно-методической работе колледжа.
Объект исследования - образовательный мониторинг в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования - модель системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Гипотеза исследования заключается в том, что системно реализуемый мониторинг качества профессионального обучения специалистов обеспечит повышение эффективности подготовки специалистов среднего звена, если будут:
1) изучены проблемы профессионального образования студентов в системе среднего профессионального образования;
2) определены концептуальные основы модели системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов в системе среднего профессионального образования
3) разработана модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
4) использована система критериев и показателей оценки эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. рассмотреть теоретические аспекты контроля системы мониторинга в научно-методической работе колледжа;
2. провести анализ системы мониторинга в научно-методической работе на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК);
3. разработать пути оптимизации научно-методической работы педагогов посредством образовательного мониторинга на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж (ГАПОУ СМПК).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы по управлению организациями среднего профессионального образования, работ в области технологий, проектирования, моделирования; анализ и систематизация практического опыта магистранта; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению образовательным процессам; анкетирование, наблюдение, диагностирование участников эксперимента; экспертных оценок результатов исследования; сравнительного анализа результатов этапов экспериментальной работы.
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе Стерлитамакского многопрофильного профессионального колледжа (ГАПОУ СМПК).
В исследовании приняли участие 240 студентов, 26 преподавателей, 8 представителей работодателя.
Научная новизна исследования:
1) разработаны концептуальные основы модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов;
2) спроектирована модель мониторинга качества
профессионального обучения специалистов;
3) обоснована система критериев и показателей оценки эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены проблемы профессионального образования студентов в системе среднего профессионального образования как объекта управления, решение которых позволили обогатить теорию педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрена модель мониторинга качества профессионального обучения специалистов, направленная на повышение эффективности подготовки специалистов. Разработанный комплекс критериев и показателей эффективности модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов может быть использован преподавателями и менеджментом колледжей для оценки качества подготовки специалистов среднего звена.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения философии, психологии и педагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, предмету исследования, воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным анализом; тщательностью и длительностью экспериментальной работы, наличием контрольной и экспериментальной групп.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
На основе проведенного анализа теоретических основ мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволил определить, что в образовательных организациях этого уровня существует потребность пересмотра системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов, которая должна строиться на концептуальных основах, которые определятся требованиями федерального закона и ФГОС СПО.
В процессе данного исследования изучались работы связанные с построением моделей направленных на организацию деятельности учреждений среднего профессионального образования (Г.Д Бухарова, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, З.С. Сазонова, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова, и др.); внедрением инструментов стратегического планирования и управления в современных образовательных организациях (В.А. Болотов, Е.Я. Бутко, В.М. Демин, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, И.П. Смирнов, Н.К.Чапаев и др.); использованием маркетинговых механизмов в системе управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования (З.Г. Данилова, Л.М. Наумова и др.); а также построение системы управления качеством в образовательных организациях (В.И. Байденко, Г.И. Ибрагимов, В.В. Кондратьев, Л.М. Новиков, А.И. Субетто и др.).
В современных исследованиях, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса в СПО, немало места отводится вопросам повышения эффективности деятельности и модернизации управленческой системы профессиональных организаций (З.Г. Данилова, Р.И. Исаев, Е.А. Киуру, К.А. Кубарев, и др.), вопросам переосмысления отдельных аспектов, функций, принципов или компонентов управления или организационных структур профессиональных организаций (В.М. Демин, В.В. Кондратьев, Н.К. Сергеев, В.С. Суворов, Н.К. Чапаев, и др.). Несмотря на это, незатронутыми остаются вопросы, которые связаны с обоснованием модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в профессиональных организациях, основанных на использовании кадровых, методических, материальных возможностях, которыми располагает учреждение, с целью повышения эффективности подготовки специалистов среднего звена.
В процессе анализа практики деятельности организаций системы СПО выявлено, что одной из причин, которая не дает в полной мере развиваться профессиональным организациям, является низкий уровень эффективности внутреннего мониторинга качества профессионального обучения специалистов. Несомненно, руководители профессиональных организаций совершают попытки активизировать отдельные элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение контрольных мероприятий, преобразование и детализация процесса планирования, внедрение и усиление роли организационных мероприятий. Но все эти действия приводят к тому, что педагогический, управленческий состав организации все больше занимается вопросами, не направленными на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы, и не способствуют повышению эффективности подготовки кадров. Директора образовательных организаций, зачастую принимают решения, основываясь на отдельных ресурсах организации. Просматривается потребность в обосновании рекомендаций о том, как эффективно использовать ресурсы профессиональной образовательной организации, которые будут способствовать повышению эффективности подготовки специалистов.
Концептуальной основой построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов является единство системного и процессного подходов. Системный подход позволил определить модель управления как деятельностную систему, с набором связей и отношений. Процессный подход мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволяет идентифицировать, обеспечивающие и управленческие процессы, направленные на подготовку специалиста, отвечающего запросом потребителей экономики региона.
На основе анализа системного подхода в управлении образовательным мониторингом сформулированы принципы реализации модели управления: проектирование, внедрения, функционирования и развития системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов. В качестве основных принципов процессного подхода для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов предложены следующие: лидерство руководителя и вовлечение персонала, социальное партнерство, идентификации процессов, принятия решений.
Разработка концептуальных положений модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в среднем профессиональном образовании на основе сочетания принципов процессного подхода позволила получить систему критериев оценки по процессуальным и результирующим показателям в каждом виде деятельности; проводить непрерывный мониторинг измеряемых параметров, фиксируя существенные изменения; вовремя вносить взаимосвязанные корректировки, ориентировать образовательную деятельность в учреждении СПО на постоянное улучшение каждого процесса, учитывать требования потребителей и заинтересованных сторон.
Дальнейшие научные разработки данной проблемы исследования могут осуществляться по следующим направлениям:
- организация образовательного процесса с целью повышения эффективности подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
- реализация индивидуальной профессиональной личностной траектории достижения образовательных результатов;
- обеспечение диверсификации практико-ориентированного обучения в процессе подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.
Концептуальной основой построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов является единство системного и процессного подходов. Системный подход позволил определить модель управления как деятельностную систему, с набором связей и отношений. Процессный подход мониторинга качества профессионального обучения специалистов позволяет идентифицировать, обеспечивающие и управленческие процессы, направленные на подготовку специалиста, отвечающего запросом потребителей экономики региона.
На основе анализа системного подхода в управлении образовательным мониторингом сформулированы принципы реализации модели управления: проектирование, внедрения, функционирования и развития системы мониторинга качества профессионального обучения специалистов: В качестве основных принципов процессного подхода для построения модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов предложены следующие: лидерство руководителя и вовлечение персонала, социальное партнерство, идентификации процессов, принятия решений.
Разработка концептуальных положений модели мониторинга качества профессионального обучения специалистов в среднем профессиональном образовании на основе сочетания принципов процессного подхода позволила получить систему критериев оценки по процессуальным и результирующим показателям в каждом виде деятельности; проводить непрерывный мониторинг измеряемых параметров, фиксируя существенные изменения; вовремя вносить взаимосвязанные корректировки, ориентировать образовательную деятельность в учреждении СПО на постоянное улучшение каждого процесса, учитывать требования потребителей и заинтересованных сторон.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Текст] // Собрание
законодательства РФ.», 28.04.2014, N 17, ст. 2058
3. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53, ст. 7598
4. Бобков, В.Н. Кризис образования и науки в России главный тормоз в ее переходе на стратегию инновационного развития [Текст] / В.Н. Бобков, А.И. Суббето. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2010. - 40 с.
5. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
6. Виничук, О.Ю. Проблемы формирования модели мониторинга профессионального образования региона [Текст] / О.Ю. Виничук // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2009. - №3. - С. 38-45.
7. Гарифуллин, Р.Г. Ресурсная модель управления колледжем как фактор повышения эффективности подготовки специалистов среднего звена [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ канд. пед. наук (13.00.08) / Гарифуллин Рустам Галимзянович; Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО. - Казань, 2013. - 23с.
8. Гнатышина, Е.А. Уровневая модель информационных и коммуникационных компетенций выпускников учреждений профессио-нально-педагогического образования [Текст] / Е.А. Гнатышина, С.А. Богатенков // Педагогическое образование и наука. -2012. - № 12. - С. 77¬80.
9. Голубева, А.И. Управление качеством образовательной деятельности в учреждении среднего профессионального образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : / А.И. Голубева. - Нижний Новгород: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», 2008. - 260.
10. Гончаров, М.А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования: учебное пособие [Текст] / М.А. Гончаров. - М.: КНОРУС,2010.- 336 с.
11. Загвязинский, В.И. Педагогика [Текст] / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2012. - 352 с.
12. Загвязинский, В.И. Российское образование: роль науки в его дальнейшем развитии [Текст] // Народное образование. №3. -2014 - С. 9-16.
13. Ибрагимов, Г.Г. Особенности управления колледжем в современных условиях [Текст] // Г.Г. Ибрагимов, Р.Г. Гарифуллин / Среднее профессиональное образование. - 2014. - №8. - С. 3 - 6.
14. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании [Текст] / Д.А. Иванов. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
15. Кифа, Л.Л. Модель формирования профессиональной компетенции в области кадрового менеджмента [Текст] / Л.Л. Кифа, И.В. Непрокина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - №1. - С. 356-359.
16. Ковлякова, В.Е. Оценка качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: / В.Е. Ковлякова. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2013. - 209 с.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 173с.
18. Кольцова, О.С. Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже на основе принципа интеграции [Текст]: дис. канд. пед. наук: / О.С. Кольцова. - Смоленск: Смоленский государственный унивесритет, 2008. - 221 с.
19. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. [Текст]/ В двух томах. Том 2. Издательство: Педагогика, 1982. - 134 с.
20. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю.А. Конаржевский - М.: Педагогический поиск, 2002. - 224 с.
21. Коротков, Э.М. Качество образования: формирование,
факторы и оценка, управление [Текст] / Э.М. Коротков. - М.: ГУУ, 2002. - 150 с.
22. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Э.М. Коротков. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. 320 с. - (Gaudeamus).
23. Коряпина, В.В. Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : /В. Коряпина. - Челябинск: Курсганский государственный университет, 2004.192 с.
24. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер [Текст] / Ф. Котлер ; пер. Т.В. Виноградова. - М. : Альпина Паблишер, 2014. - 211 с.
25. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: лучшие приемы и методы [Текст] / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф; пер. И. Матвеева. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 143 с.
26. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие
для студентов и аспирантов педагогических вузов [Текст] / В.В. Краевский. Волгоградский государственный педагогический университет. - М.:
Перемена, 2002, - 386 с.
27. Куторго, Н.А. Модульно - компетентностная технология контроля стандарта СПО в колледже [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : / Н.А. Куторго. М.: Федеральный институт развития образования. - 2014. - 240с.
28. Лейбович, А. Н. Федеральные государственные образовательные стандарты [Текст] / А. Н. Лейбович // Образовательная политика. - 2009. - № 8. -11.
29. Малыгина, С.Ю. Педагогические условия контроля профессионального модуля в учреждениях профессионального образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : / С.Ю. Малыгина. М. : Федеральный институт развития образования. - 2013. - 26 с.
30. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2012. - 160 с.
31. Медведева, Н.В. Взаимодействие среднего учебного заведения и социальных партнеров в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : защищена 18.05.2011 / Н.В. Медведева. - Москва: Изд-во МГУ им. М.А. Шолохова,
2011. - 29 с.
32. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Практикум [Текст] / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
33. Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование как фактор формирования человеческого капитала [Текст]/ Г.В. Мухаметзянова // Материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и рынок труда: опыт, проблемы и перспективы взаимодействия». - Казань: КГГУ, 2003. - Режим доступа: http://prometa.ru/archive/policy/capital/reports/7
34. Непрокина, И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования [Текст] / И.В. Непрокина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №7. - С. 61-64.
35. Непрокина, И.В. Феномен интеграции: историко¬
педагогический аспект [Текст] / И.В. Непрокина, Е.В. Ташкина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С. 271-274.
36. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. [Текст] / Н.Н. Ниикитина, Н.В. Кислинская- М.: ACADEMIA, 2004. - 216 с.
37. Новиков, А.М. Новые модели российских учреждений базового профессионального образования [Текст] / А.М. Новиков // Профессионал. - 2001. - №3. - С.5-8.
38. Новиков, А.М. О предмете и структуре методологии [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков // Мир образования - образование в мире. - М.: РАО, 2008. - №1(29). - С.29-40.
39. Новиков, А.М. О предмете педагогики [Текст] / А.М. Новиков // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 8-15.
40. Новиков, А.М. Образовательные системы и управление ими [Текст] /М, Новиков, Д.А. Новиков // Специалист. - М.: 2012. - №3. - С.3-8.
41. Орлов, Ю.М. Стимулирование побуждения к учению [Текст] / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, В.И. Шкурин. М.: ММИ, 1988. - 118 с.
42. Пальянов, М.П. Профессиональные намерения выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования [Текст] / М.П. Пальянов и др. - STT, Томск, 2009. - 32 с.
43. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник [Текст] / П.И. Пидкасистый, А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М. : Академия, 2014. - 624 с.
44. Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст]: практико-ориентированная монография и методическое пособие / М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос, А.М. Моисеев и др. под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.
45. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Текст] // Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489
46. Ривчун, Т.Е. Модели управления в системе профессионального образования (зарубежный опыт) [Текст] / Т.Е. Ривчун // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №328. - С. 135-139.
47. Сабирова, Д.И. Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина XX в.) [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук : защищена : утв. 19.03.2010 / Д.И. Сабирова. - Казань: ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2009. - 40 с.
48. Сластенин, В.А. Педагогикак. Учебник [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2013. - 496 с.
49. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: одобрено Коллегией Минобрнауки России протокол от 18.07.2013 № ПК - 5вн. - Режим доступа: Ы4р: //минобрнауки .рф/новости/3732/.
50. Суворов, B.C. Теория и технология управления качеством многоуровневой подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования: дис. . д-ра наук: 13.00.08 / B.C. Суворов. - Набережные Челны, 2005. - 447 с.
51. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования [Текст] / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
52. Харькова, Е.В. Оценка качества образовательных услуг как основа развития учреждений среднего профессионального образования
[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: / Е.В. Харькова. М.: Российская
международная академия туризма, 2011. - 202 с.
53. Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледжhttp: //mirsmpc.ru