ПОСТРОЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ И ТАНЦА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ РИТМИКИ 6
1.1. Определение сущности понятий ритмика и танец 6
1.2. Особенности системы музыкально-ритмического воспитания Эмиля Жак-Далькроза 13
1.3. Психолого-педагогические особенности развития младших
школьников 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РИТМИКИ И ТАНЦА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Анализ рабочей программы по учебному предмету «Ритмика и танец»30
2.2. Открытый урок «Ритмика и танец» на тему «Развитие танцевальных навыков» для детей 1 класса хореографического отделения МБОУ ДО
«ДШИ №2» г.Сатка 46
2.3. Анализ эффективности методики 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ РИТМИКИ 6
1.1. Определение сущности понятий ритмика и танец 6
1.2. Особенности системы музыкально-ритмического воспитания Эмиля Жак-Далькроза 13
1.3. Психолого-педагогические особенности развития младших
школьников 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РИТМИКИ И ТАНЦА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Анализ рабочей программы по учебному предмету «Ритмика и танец»30
2.2. Открытый урок «Ритмика и танец» на тему «Развитие танцевальных навыков» для детей 1 класса хореографического отделения МБОУ ДО
«ДШИ №2» г.Сатка 46
2.3. Анализ эффективности методики 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Ритмика является необходимой дисциплиной, которая направленна на развитие первичных двигательных навыков. Ритмика оказывает музыкально-ритмическое развитие для детей и дает возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.
В детских школах искусств «Ритмика» тесно связана с такими предметами как: «Танец», «Классический танец», «Народно-сценический танец» и «Музыкальная грамота».
Актуальность выбранной темы заключается в следующем: в современном мире наблюдается большое количество детей с ограниченным развитием, с определенными проблемами здоровья, психическими нарушениями. Родителям просто некогда заниматься воспитанием детей, многие предоставлены сами себе. Через ритмику и танец, мы помогаем развить эмоциональные и физические аспекты ребенка.
Вопросом ритмического воспитания детей занимались известные педагоги-ритмисты, музыкальные деятели. Влияние ритма на развитие человека всегда вызывал интерес у различных философов, психологов, педагогов и представителей наук. Вопросом педагогических исследований развития детей младшего школьного возраста занимались следующие отечественные психологи: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.В. и другие.
В психолого-педагогической литературе можно найти элементы музыкально-ритмической культуры, определить критерии и уровни сформировании, пути развития различных возрастных групп. Для решения данной проблемы мы будем использовать труды следующих ученных: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр и др.
Цель: на основе опыта работы известных хореографов, специалистов музыкально- ритмического направления, анализа литературы и собственного опыта работы спроектировать методику развития чувства ритма у младших школьников на уроках ритмики и танца.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «Ритмика», «Танец» и найти пути его развития.
2. Проанализировать литературу выдающихся психологов, педагогов и хореографов.
3. Исследовать психологические особенности младшего школьного возраста.
4. Разработать открытый урок по дисциплине «Ритмика» для детей младшего школьного возраста.
5. Провести диагностику, определяющую уровень развития чувства ритма у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития чувства ритма у младших школьников на уроках ритмики и танца.
Предмет исследования: методика построения и проведения уроков ритмика и танец.
Гипотеза исследования включает ряд предположений:
1. Решение такой задачи, как развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста на уроках ритмики и танца может быть успешно осуществлено, если в качестве основы выступит методика построения проведения уроков ритмики и танца.
2. Методика построения и проведения уроков ритмики и танца у детей младшего школьного возраста связывает структурные компоненты: планирование, мотивацию, организацию деятельности младшего школьника на уроках ритмика и танца, диагностику.
3. Успешность в реализации методики развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста зависит от разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие чувства ритма, от создания комфортных условий на уроках за счёт учёта специфики и разнообразия типов занятий, танцевально-ритмических игр, доступности и соответствия возрастным и психофизическим особенностям детей.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
- теоретический: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований;
- эмпирический: педагогическое наблюдение за деятельностью авторитетных руководителей известных хореографических коллективов и учащихся в учебном процессе, а также личный опыт развития ритмического воспитания детей младшего школьного возраста; изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-поисковая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МБОУ ДО «ДШИ№2» 1 класс отделения «Хореография».
Практическая значимость: состоит в определении дополнительных возможностей для эффективного решения задач развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста, возможность использования выводов и обобщений по спроектированной методике в практике работы педагогов хореографов по ритмике и танцу.
Данная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В детских школах искусств «Ритмика» тесно связана с такими предметами как: «Танец», «Классический танец», «Народно-сценический танец» и «Музыкальная грамота».
Актуальность выбранной темы заключается в следующем: в современном мире наблюдается большое количество детей с ограниченным развитием, с определенными проблемами здоровья, психическими нарушениями. Родителям просто некогда заниматься воспитанием детей, многие предоставлены сами себе. Через ритмику и танец, мы помогаем развить эмоциональные и физические аспекты ребенка.
Вопросом ритмического воспитания детей занимались известные педагоги-ритмисты, музыкальные деятели. Влияние ритма на развитие человека всегда вызывал интерес у различных философов, психологов, педагогов и представителей наук. Вопросом педагогических исследований развития детей младшего школьного возраста занимались следующие отечественные психологи: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.В. и другие.
В психолого-педагогической литературе можно найти элементы музыкально-ритмической культуры, определить критерии и уровни сформировании, пути развития различных возрастных групп. Для решения данной проблемы мы будем использовать труды следующих ученных: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр и др.
Цель: на основе опыта работы известных хореографов, специалистов музыкально- ритмического направления, анализа литературы и собственного опыта работы спроектировать методику развития чувства ритма у младших школьников на уроках ритмики и танца.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «Ритмика», «Танец» и найти пути его развития.
2. Проанализировать литературу выдающихся психологов, педагогов и хореографов.
3. Исследовать психологические особенности младшего школьного возраста.
4. Разработать открытый урок по дисциплине «Ритмика» для детей младшего школьного возраста.
5. Провести диагностику, определяющую уровень развития чувства ритма у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития чувства ритма у младших школьников на уроках ритмики и танца.
Предмет исследования: методика построения и проведения уроков ритмика и танец.
Гипотеза исследования включает ряд предположений:
1. Решение такой задачи, как развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста на уроках ритмики и танца может быть успешно осуществлено, если в качестве основы выступит методика построения проведения уроков ритмики и танца.
2. Методика построения и проведения уроков ритмики и танца у детей младшего школьного возраста связывает структурные компоненты: планирование, мотивацию, организацию деятельности младшего школьника на уроках ритмика и танца, диагностику.
3. Успешность в реализации методики развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста зависит от разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие чувства ритма, от создания комфортных условий на уроках за счёт учёта специфики и разнообразия типов занятий, танцевально-ритмических игр, доступности и соответствия возрастным и психофизическим особенностям детей.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
- теоретический: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований;
- эмпирический: педагогическое наблюдение за деятельностью авторитетных руководителей известных хореографических коллективов и учащихся в учебном процессе, а также личный опыт развития ритмического воспитания детей младшего школьного возраста; изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-поисковая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МБОУ ДО «ДШИ№2» 1 класс отделения «Хореография».
Практическая значимость: состоит в определении дополнительных возможностей для эффективного решения задач развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста, возможность использования выводов и обобщений по спроектированной методике в практике работы педагогов хореографов по ритмике и танцу.
Данная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Уроки ритмики и танца являются средством гармоничного духовного и физического развития ребёнка. А также, эффективным способом снятия нервного напряжения детей, стрессов, депрессий и позитивного влияния на состояние здоровья и общую трудоспособность.
В первой главе «Исторические аспекты возникновения и развития ритмики» данной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты. Проведенное исследование показало, что понятие «ритм» было исследовано во многих научных трудах. Ритмическим воспитанием детей интересовались многие педагоги ритмисты и музыкальные деятели. Особый вклад в развитие ритмики внёс педагог, музыкант и композитор Эмиль Жак-Далькроз, создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Именно он одним из первых сформулировал мысль о необходимости ритмического воспитания, как основы для любого вида творческой деятельности. И сделал предположение о пользе ритмических навыков во всех сферах жизнедеятельности человека. Мы выяснили, что сущность понятие «ритм» формируется под воздействием многих факторов, по некоторым данным ритм является врождённым, но успешно поддаётся развитию и совершенствованию, что мы и доказывали в данной квалификационной работе. Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития чувства ритма у детей, особенно у детей младшего школьного возраста, так как именно в это период все системы организма ребёнка особенно чувствительны и настроены на восприятие нового.
В работе была поставлена цель: спроектировать методику развития чувства ритма у младших школьников на уроках ритмика и танец. В ходе поставленной цели мы решали следующие задачи: осуществляли анализ психолого-педагогической и музыкально-хореографической литературы, рассмотрели содержание понятия «ритм», определили пути его развития у младших школьников, провели диагностику, определяющую уровень развития чувства ритма, разработали комплекс упражнений, направленных на развитие чувства ритма на уроках.
Только расширяя и развивая круг физических и духовных потребностей детей, их интересов, эмоций, чувств, вкусов, только так можно приобщить детей к культуре, заложить ее основы. Младший школьный возраст чрезвычайно важен для успешного развития чувства ритма. Если в процессе обучения средствами искусства будет развито чувство ритма у младших школьников, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления, укрепления жизненно важных функций организма.
Основной задачей нашей работы стало ознакомление с основными приёмами, методами художественного творчества руководителей прославленных хореографических коллективов в процессе работы, в процессе постановок танцев с акцентом на их ритмическую основу. Мы изучали теоретические основы в данной области хореографии, изложенные в методических пособиях, учебниках по данной теме. Анализировали практические достижения, авторские наработки авторитетных руководителей хореографических коллективов. Внимательно изучили методику Жак- Далькроза, мы попытались применить её в построении комплекса упражнений, направленных на развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста и проводили уроки ритмика и танца в течение экспериментального периода. Результаты диагностической работы показали эффективность разработанной методики.
В результате реализации методики, включающей в себя построение и проведение уроков ритмики и танца для детей младшего школьного возраста с помощью созданного нами комплекса ритмических упражнений и создания комфортных условий для её реализации, с помощью структурных компонентов: планирования, мотивации, организации деятельности младших школьников на уроках ритмики и танца, проведённой диагностике на начальном и заключительном этапе работы для развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась - все дети повысили свой уровень, то есть спроектированная методика, направленная на развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста оказалась эффективной.
Проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития чувства ритма у младших школьников, однако смоделированная нами методика построения и проведения уроков ритмика для детей младшего школьного возраста опробована, и дала положительный результат. Однако, существует ряд аспектов, которые, требуют более глубокого и серьёзного изучения проблемы: более детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития чувства ритма у младших школьников средствами ритмики и танца.
На основе возникших направлений будем продолжать дальнейшее исследование.
В первой главе «Исторические аспекты возникновения и развития ритмики» данной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты. Проведенное исследование показало, что понятие «ритм» было исследовано во многих научных трудах. Ритмическим воспитанием детей интересовались многие педагоги ритмисты и музыкальные деятели. Особый вклад в развитие ритмики внёс педагог, музыкант и композитор Эмиль Жак-Далькроз, создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Именно он одним из первых сформулировал мысль о необходимости ритмического воспитания, как основы для любого вида творческой деятельности. И сделал предположение о пользе ритмических навыков во всех сферах жизнедеятельности человека. Мы выяснили, что сущность понятие «ритм» формируется под воздействием многих факторов, по некоторым данным ритм является врождённым, но успешно поддаётся развитию и совершенствованию, что мы и доказывали в данной квалификационной работе. Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития чувства ритма у детей, особенно у детей младшего школьного возраста, так как именно в это период все системы организма ребёнка особенно чувствительны и настроены на восприятие нового.
В работе была поставлена цель: спроектировать методику развития чувства ритма у младших школьников на уроках ритмика и танец. В ходе поставленной цели мы решали следующие задачи: осуществляли анализ психолого-педагогической и музыкально-хореографической литературы, рассмотрели содержание понятия «ритм», определили пути его развития у младших школьников, провели диагностику, определяющую уровень развития чувства ритма, разработали комплекс упражнений, направленных на развитие чувства ритма на уроках.
Только расширяя и развивая круг физических и духовных потребностей детей, их интересов, эмоций, чувств, вкусов, только так можно приобщить детей к культуре, заложить ее основы. Младший школьный возраст чрезвычайно важен для успешного развития чувства ритма. Если в процессе обучения средствами искусства будет развито чувство ритма у младших школьников, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления, укрепления жизненно важных функций организма.
Основной задачей нашей работы стало ознакомление с основными приёмами, методами художественного творчества руководителей прославленных хореографических коллективов в процессе работы, в процессе постановок танцев с акцентом на их ритмическую основу. Мы изучали теоретические основы в данной области хореографии, изложенные в методических пособиях, учебниках по данной теме. Анализировали практические достижения, авторские наработки авторитетных руководителей хореографических коллективов. Внимательно изучили методику Жак- Далькроза, мы попытались применить её в построении комплекса упражнений, направленных на развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста и проводили уроки ритмика и танца в течение экспериментального периода. Результаты диагностической работы показали эффективность разработанной методики.
В результате реализации методики, включающей в себя построение и проведение уроков ритмики и танца для детей младшего школьного возраста с помощью созданного нами комплекса ритмических упражнений и создания комфортных условий для её реализации, с помощью структурных компонентов: планирования, мотивации, организации деятельности младших школьников на уроках ритмики и танца, проведённой диагностике на начальном и заключительном этапе работы для развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась - все дети повысили свой уровень, то есть спроектированная методика, направленная на развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста оказалась эффективной.
Проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития чувства ритма у младших школьников, однако смоделированная нами методика построения и проведения уроков ритмика для детей младшего школьного возраста опробована, и дала положительный результат. Однако, существует ряд аспектов, которые, требуют более глубокого и серьёзного изучения проблемы: более детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития чувства ритма у младших школьников средствами ритмики и танца.
На основе возникших направлений будем продолжать дальнейшее исследование.
Подобные работы
- ПОСТРОЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ РИТМИКИ И ТАНЦА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Построение и проведение уроков ритмики и ганца с детьми младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Специфика преподавания слушания музыки и музыкальной грамоты на хореографическом отделении ДШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018



