ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРВОАНИЯ ГОТОВНОСТИ КАНДИДАТОВ К УСЫНОВЛЕНИЮ 12
1.1. Ретроспективный анализ проблемы сопровождения замещающих
семей 12
1.2. Сущность и содержание готовности кандидатов к усыновлению
детей 23
1.3. Модель психолого-педагогического сопровождения
формирования готовности кандидатов к усыновлению 40
Выводы по первой главе 49
Глава 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОТОВНОСТИ КАНДИДАТОВ К УСЫНОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБУ СО «КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР» 51
2.1. Изучение готовности кандидатов к усыновлению детей
дошкольного возраста 52
2.2. Реализация модели психолого-педагогического сопровождения
формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста 67
2.3. Анализ результатов исследования 77
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в России Правительством Российской Федерации ведется целенаправленная работа по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства.
Проблемы обеспечения права ребенка на семью, профилактически социального сиротства, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи сейчас бурно обсуждаются во власти, в экспертном сообществе, в средствах массовой информации, гражданами. В выступлениях Президента Российской Федерации В.В.Путина неоднократно подчеркивалась необходимость опираться на российские семейные традиции направлять усилия на укрепление потенциала семьи.
Устройство детей в семью, оставшихся без попечения родителей в России, в том числе путем усыновления, регламентируется международными договорами, законами и подзаконными актами. В соответствии со ст. 20 Конвенции «О правах ребенка» «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». В ст. 8.1 Европейской конвенции по усыновлению 1967 г. говорится о том, что усыновление производится, только если служит интересам или благу ребенка. Гаагская конвенция по межгосударственному усыновлению 1993 г. дополняет указание на интерес или благо ребенка правами детей, признанными международным правом. Закон Российской Федерации № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 24 апреля 2008 года (с изменениями от 28 ноября 2015 года), существенно расширил возможности семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Деинституализация, предполагающая сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях различного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (интернат, приют, детский дом), за счет устройства их в замещающих семьях или в разукрупненных учреждениях, условия которых приближены к семейным, может стать решением многих из названных проблем. В начале XXI века отечественные ученые - специалисты в области психологии сиротства, проведя и проанализировав многочисленные исследования о развитии ребенка в условиях детского дома и приемной семьи, пришли к заключению о практически полной согласованности своих выводов с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях. Сегодня деинституализация является основополагающей практикой во всех странах мира. В России также наблюдается ее развитие и поиск наиболее эффективных форм замещающей заботы.
Согласно статистике, в Российской Федерации насчитывается 102 тысячи детей, нуждающихся в опеке, попечительстве или усыновлении в 2015 году. Эта цифра за два года уменьшилась на 15 тысяч, несмотря на то, что после принятия в конце 2012 года так называемого «Закона Димы Яковлева» запрещено усыновление российских детей американскими гражданами. При этом возросла и статистика возвратов приемных детей обратно в детские дома. По данным «Интерфакса», «член комитета Совета Федерации ФС РФ по социальной политике Валентина Петренко озвучила устрашающие цифры: из 6,5 тысяч усыновленных в России в 2015 году детей 4,5 тысяч вернули обратно в детские дома»[50].Так, только в Челябинской области на 01.09.2015 года из 991 ребёнка воспитывающихся в 613 приемных семьях зафиксировано 48 возвратов детей. По данным отчетов Министерства образования РФ ежегодно из приемных семей возвращают до 2% детей [14].
Российский опыт организации семейного устройства детей последних лет свидетельствует об активизации работы по пропаганде и укреплению значимости и авторитета института замещающей семьи среди населения. Так, созданы специализированные сайты, выпускаются периодические издания («Приемная семья», «Детский дом», «Защити меня», «Родные люди» и др.), издаются и распространяются методические пособия и буклеты по актуальным вопросам воспитания детей в замещающих семьях, образуются социальные проекты, например, «Поезд Надежды», целью которого является знакомство кандидатов в приемные родители с потенциальными детьми из детских домов и приютов из разных городов и регионов РФ. Так, в октябре 2016 года «Поезд Надежды» посетил Челябинскую область. «Пунктом назначения этого рейса Челябинская область выбрана неслучайно - своих новых родителей здесь ждут более 2800 детей-сирот» - отметила министр социальных отношений Челябинской области Т.Е. Никитина.
Но, несмотря на правительственные меры, которые привели к массовому внедрению практики жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи, наблюдается рост возвратов детей обратно в детские дома. Это может говорить о недостаточном уровне готовности родителей нести ответственность за воспитание и развитие личности ребенка, принятого в семью.
В настоящее время внимание ученых и специалистов обращено к проблеме изучения и создания системы психолого-педагогического сопровождения всех форм семейного устройства. Такие ученые, как М.А.Бебчук, О.М.Дерябина А.И.Довгалевская, Е.Б.Жуйкова, О.В.Заводилкинаи др., обосновывают необходимость подготовки будущих замещающих родителей к принятию ребёнка в семью, доказывают, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, как особая культура поддержки и помощи семье в целом, ребёнку, родителям, специалистам, участвующим в процессе сопровождения и решения задач развития, обучения, воспитания, социализации ребенка.
Научные исследования, проведенные в этом направлении в России, и практика сопровождения приемных семей убедительно доказывают необходимость получения приемными родителями психолого-педагогической помощи, а анализ литературы показывает, что ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач семейного жизнеустройства.
В связи с тем, что работа по совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства образовалась в системе жизнеустройства детей-сирот относительно недавно, до сих пор неоднозначно решаются многие ключевые проблемы, связанные с формированием психолого-педагогической готовности замещающих родителей. Нет однозначного понимания содержания и способов работы с кандидатами к усыновлению детей, недостаточно описаны проблемы и средства отбора материала для формирования их психолого-педагогической готовности, что приводит к недостаточной результативности работы.
Вышеобозначенное позволило определить ряд противоречий в теории и практике психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению детей:
- между задачами, поставленными государством об обеспечении проживания детей в приемных семьях, а также желанием многих граждан взять на воспитание ребенка и их психолого-педагогической неготовностью выполнять функции родителя.
- между потребностью в научных исследованиях по данной проблеме и сложностью процедуры организации эксперимента, требующего соблюдения конфиденциальности информации и учета социальной и психологической разнородности будущих родителей.
- между высокими требованиями к работе с кандидатами в приемные родители и недостаточным научно-методическим обеспечением данной проблемы в практике социальных служб, что приводит к фрагментарной, отрывочной работе с будущими родителями.
Проблема исследования состоит в поиске результативных способов психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению детей.
Тема исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: модель психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение будет более эффективным, если будет реализована модель психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста, содержательно-смысловым наполнением которой являются следующие условия:
- организация диагностики индивидуальных особенностей семьи;
- оказание психолого-педагогической помощи посредством организации работы разных форм с кандидатами к усыновлению;
- индивидуальная работа с семьями с целью предупреждения возможных кризисных и конфликтных ситуаций в будущей семье.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследуемой проблемы и обосновать психолого-педагогическое сопровождение как способа формирования готовности кандидатов к усыновлению.
2. Изучить психолого-педагогическую готовность кандидатов на основе разработанных критериев, обеспечив подбор инструментария;
3. Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения готовности формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста;
4. Провести анализ результатов исследования.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросу формирования основ психолого-педагогической готовности кандидатов, системные подходы к психологии принимающей семьи, методические, социально-психологические идеи и гипотезы, исследования, модели, направленные на решение проблемы воспитания детей в приемной семье:
- идеи деятельностного подхода, в образовании (М.Боуэн, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Ч.Фишман, Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Д.Б.Эльконин и др.) и в психологии (В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.И. Загвязинский, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.И.Саранцев, М.Н.Скаткин и др.)
- идеи личностно подхода (Ш.А.Амонашвили, В.С.Ильин,
К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Черемисинова и др.);
- ретроспективный анализ проблемы сопровождения приемных семей (Г.И.Гайсина, В.Н.Ослон, Б.С. Павлов и др.)
- психолого-педагогические исследования в вопросах воспитания, развития ребёнка в приёмной семье, обосновывающие необходимость
подготовки будущих приёмных родителей к принятию ребёнка в семью, определяющих приоритетные направления работы с приёмной семьей (М.А.Бебчук, О.М.Дерябина, А.И.Довгалевская, Е.Б.Жуйкова, O. В.Заводилкина, Ж.А.Захарова, Н.П.Иванова, Г.С.Красницкая, P. В.Овчарова, В.Н.Ослон, С.С.Пиюкова, Г.В.Семья, А.С.Спиваковская, А.Б.Холмогоровая, В.М.Целуйко и др.);
- диссертационные исследования по проблемам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Н.А.Хрусталькова, Е.А.Горбунова, Н.А.Палиева, С.Н.Кашман и др.);
Методы исследования:
- теоретические(анализ философской, психолого-педагогической, литературы моделирование);
- эмпирические (беседа, анкетирование);
- методы математической обработки результатов экспериментального исследования.
Этапы исследования:
1. Аналитико-теоретический (ноябрь 2014 - август 2015 г.). На данном этапе проведено изучение и обобщение психолого-педагогических и социальных исследований в области психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов, обоснованы способы формирования готовности кандидатов в замещающие родители.
2. Эмпирический (сентябрь 2015 г.- февраль 2017 г.) на данном этапе был произведен подбор методик, проведена первичная и повторная диагностика, апробированы условия, составляющие содержательно-смысловое наполнение модели психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению, сделан сравнительный анализ, позволивший проверить эффективность модели
3. Итоговый (март 2017 г.- май 2017 г.). Проведение анализа
исследования, описание содержание работы, оформление работы.
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Кризисный центр» г. Челябинска. В процессе опытно-экспериментальной работы приняло участие 36 человек.
Научная новизна исследования:
1. Разработана структурно-функциональная модель психолого-педагогического формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста;
2. Разработаны критерии юридической и психолого-педагогической осведомленности, уровни родительских установок, модернизированы показатели социально-психологической адаптации.
3. Выделены показатели, определены уровни психолого-педагогической готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено определение понятия «психолого-педагогическая готовность»;
2. Определены теоретические основы формирования психолого-педагогической готовности кандидатов к усыновлению;
3. Проведен теоретический анализ литературы по вопросу причин возврата усыновленных детей из замещающих семей.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Предложен диагностический инструментарий, позволяющий определить потенциальных кандидатов к усыновлению;
2. Результаты и сформулированные выводы являются научно-
апробированными рекомендациями для совершенствования существующей системы отбора и обучения кандидатов к усыновлению;
3. Разработаны методы работы с кандидатами к усыновлению с учетом практического опыта субъектов Российской Федерации и требований Минобрнауки России с целью психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению.
Положения, выносимые на защиту:
1. Считаем, что реализация разработанной нами модели будет обеспечивать эффективность психолого-педагогического сопровождения кандидатов к усыновлению детей.
2. Теоретически и практически обосновываем условия реализации модели: организация диагностики индивидуальных особенностей семьи; оказание психолого-педагогической помощи посредством организации работы с кандидатами к усыновлению; индивидуальная работа с семьями с целью предупреждения возможных кризисных и конфликтных ситуаций в будущей семье.
3. Считаем, что методическое обеспечение, включающее средства, формы, методы работы с кандидатами позволяют осуществить формирование готовности кандидатов к усыновлению детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа содержит 8 таблиц, 4 рисунка, 1 формулу, 92 литературных источника. Объем работы 99 страниц.
Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению позволил установить, что данная проблема является на современном этапе актуальной и в ней выделяются ряд основных положений. Проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи, убеждают в том, что будущие родители нуждаются в профессиональной подготовке к жизни в условиях замещающей семьи, которая включает психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности кандидатов к усыновлению, как способа формирования готовности кандидатов к усыновлению.
На основе теоретического анализа мы уточнили такие понятия как «-педагогическая готовность», «усыновление (удочерение)», «сопровождение замещающей семьи», изучили причины возврата детей- сирот, а также условия установления успешных детско-родительских отношений в замещающей семье, изучили факторы, влияющие на результативность приемного родительства.
Проанализировав различные точки зрения, нами была разработана структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению, отражающая структуру психолого-педагогической готовности кандидатов к усыновлению, условия реализации психолого-педагогического сопровождения формирования готовности, формы работы, которая в последствии апробирована в условиях МБУ СО «Кризисный центр» города Челябинска.
В модели были предложены и опытно-экспериментальным путем доказаны условия, представляющие содержательно-смысловое наполнение модели: организация диагностики индивидуальных особенностей семьи; оказание психолого-педагогической помощи посредством организации работы разных форм с кандидатами к усыновлению; индивидуальная работа с семьями с целью предупреждения возможных кризисных и конфликтных ситуаций в будущей семье.
. На основе разработанных критериев повышения уровня психолого- педагогической готовности, а именно: психологическая-педагогическая и юридическая осведомленность, детско-родительские отношения, социально-психологическая адаптация, подобран инструментарий и проведена диагностика контрольной и экспериментальной групп, где, в качестве контрольной группы выступали кандидаты к усыновлению, прошедшие только «Школу приемных родителей» - программу, рекомендованную Министерством социальных отношений Челябинской области. К экспериментальной группе, согласно разработанной модели психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению, была оказана психолого-педагогическая помощь посредством организации работы разных форм: школа, клубы, индивидуальные и групповые встречи с целью психокоррекции и предупреждения возможных кризисных ситуаций в будущей семье.
В результате повторной диагностики и проведенного сравнительного анализа нами доказано, что выделенные условия оказались эффективными и предлагаемая нами модель психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов к усыновлению детей дошкольного возраста может быть применена в процессе подготовки будущих замещающих родителей.
Таким образом, задачи исследования решены, условия гипотезы доказаны.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Перспективы работы по проблеме психолого-педагогического сопровождения формирования готовности кандидатов мы связываем с разработкой дополнительных программ по сопровождению замещающих семей (клубы, встречи, психологическая поддержка), повышением информированности населения по вопросам форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения и юридических условий создания замещающей семьи, а также повышения уровня квалификации самих психологов-педагогов школ приемных родителей.