Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психофизиологические особенности умственной работоспособности студентов Челябинского энергетического колледжа

Работа №80805

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Психофизиологические особенности обучающихся 15-17 лет. 5
1.2. Особенности умственной работоспособности обучающихся
15-17 летнего возраста 9
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1. Организация исследования 14
2.2. Методы исследования 14
2.3. Методы математико-статистической обработки результатов исследования
Выводы по второй главе 18
ГЛАВА З РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 19
3.1. Характеристика умственной работоспособности студентов
1 курса Челябинского Энергетического колледжа 19
3.2. Психофизиологические особенности студентов 1 курса
Челябинского Энергетического колледжа 21
3.3. Взаимосвязь психофизиологических особенностей и
умственной работоспособности студентов 1 курса Челябинского Энергетического колледжа 26
Выводы по третьей главе 31
ГЛАВА 4.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42


Психофизиологические особенности являются предметом широких и всесторонних исследований. Проблемой является состояние здоровья студентов. Сложным периодом адаптации к среде обучения является, переход студентов в профессиональные учебные заведения [6].
На данном этапе ученики сталкиваются с новыми сложностями: усложнение учебного материала, более высокие требования к учебной деятельности- все это снижает работоспособность, повышает тревожность. Подросток, в процессе перехода из детского мира во взрослый, не принадлежит в полной мере ни к тому, ни к другому миру.
Адаптация является целостным, системным процессом взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе и с социумом [24].
Критериями адаптированности являются, как выживаемость человека, нахождение и определение места в социально-профессиональной структуре, так и общий уровень здоровья, способность человека развиваться оптимально своему потенциалу, иметь адекватный уровень самопринятия и самоуважения.
Учебная адаптация определяется следующими факторами: психо-физиологическими, социальными, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятного климата в коллективе.
Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает значительное влияние на! степень эмоционального напряжения функциональных систем адаптации студентов [26].
Неадаптированность студента к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отстраненности от колледжа, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной отрицательного отношения к себе и другим.
Недостаточно исследовании остается умственная работоспособность учащихся, средне-профессиональных образовательных учреждений.
Цель исследования - изучить психофизиологические особенности умственной работоспособности студентов Челябинского энергетического колледжа.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1 задача: Изучить уровень умственной работоспособности студентов колледжа, в динамике дня.
2 задача: Оценить психофизиологические особенности контингента.
3 задача: Выявить взаимосвязь психофизиологических особенностей и умственной работоспособности (провести математико-статистическую обработку данных).
Предмет исследования - психофизиологические особенности умственной работоспособности студентов Челябинского энергетического колледжа.
Объект исследования - умственная работоспособность студентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. По результатам диагностики выявили группу учащихся (18%) с неустойчивым уровнем концетрации внимания, что отображает сниженную умственную работоспособность. Определили хорошую психическую устойчивость в группе, которая является показателем хорошей врабатываемости.
2. Результаты исследования уровня тревожности показали, что на фоне переживания социального стресса (фактор 2) и потребности в достижении успеха (фактор 3), наблюдается общий негативный фон отношений с преподавателями, повышающий общий страх нахождения в колледже (фактор 1). Общая тревожность и эмоционально тревожное состояние, связанное с вопросами включения студента в жизнь группы проявляется у 30% учащихся.
3. Умственная работоспособность зависит от психофизиологических особенностей студента. Психофизиологические особенности умственной работоспособности отражают процессы адаптации в условиях повышенных требований к обучению, осложнённых условиями самоопределения, связанного с продолжением обучения.
С помощью критерия Фишера, была установлена взаимосвязь между умственной работоспособностью и психофизиологическими особенностями студентов Челябинского энергетического колледжа. Исследование показало, что низкий уровень тревожности, благоприятно влияет на психическую устойчивость учащихся, следовательно они быстро включаются в работу и умственная работоспособность у них высокая.
Зависимость умственной работоспособности от благоприятности климата в группе, зависит не значительно. Но положительный микроклимат в группе, взаимосвязан с психической устойчивостью и врабатываемостью. Чем выше показатель благоприятности в группе, тем лучше психическая устойчивость и включенность в работу студентов.
По результатам обследования, можно считать данную тему исследования актуальной. Проблемы возникающие в учебном процессе, зависят от внутреннего состояния студента. Насколько комфортнее он себя ощущает в коллективе, тем более вероятно высокая умственная работоспособность и включение в работу. Повышенная тревожность мешает наиболее полно проявиться свои умственные способности в группе. Изучение данной проблемы не имеет границ.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что поставленые задачи решены, цели достигнуты.



1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов [Текст] /
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.
2. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 207 с.
3. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. - 2002. - № 2. - С. 34-38.
4. Арсентиева, С.Н. Детские конфликты в образовательных учреждениях: сущность, причины и пути урегулирования [Текст] / С.Н. Арсентиева // Воспитание школьников. - 2013. - № 8. - С. 57-61.
5. Бароненко, В.А. Здоровье и телесная физическая культура учащегося студента: учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 336 с.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология [Текст] / М.М. Безруких и др. - М., 2002. - 379 с.
7. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 2006. - 207 с.
8. Бякова, Н.В. Представления подростков об успехе и успешности [Текст] / Н.В. Бякова // Начальная школа до и после. - 2011. - № 9. - C. 29-31.
9. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Академические Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
10. Воробьева, К.А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях [Текст] / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.
11. Донцов, А.И., Психология коллектива [Текст] / А.и. Донцов. - М.: Изд- во МСК. ун-та, 2007.
12. Зыкова, Е.Н. Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения [Электронный ресурс] / Е.Н. Зыкова. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/- Заглавие с экрана.- Дата обращения 12.06.2018.
13. Казанцева, Т.А. Профессиональное самоопределение студентов вуза [Текст] /Т.А. Казанцева // Психологический журнал. - 2002. - № 6. - С. 45-50.
14. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] /
В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 2007. - 358 с.
15. Карелин, А.А. Большая книга психологических тестов [Текст] /
А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.
16. Коверзнева, И.А. Психология активности и поведения: учебно-метод. комплекс [Текст] / Авт.-сост. И.А. Коверзнева. - Минск: изд-во МИУ, 2010. - 316 с
17. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий [Текст] / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: СПб изд., 2003. - 143 с.
18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб.пособие [Текст] / Я.Л. Коломинский. 2-е изд., - Минск: ТетраСистемс, 2000.
19. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] /И.С. Кон. - М.: София, 2008. - 209 с.
20. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты [Текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во МСК. ун-та, 2005. - 152 с.
21. Лешин, В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов [Текст] / В.В. Лешин // Вопросы психологии. -
2006. - № 8. - С. 100-111.
22. Лутошкин, А.Н. Психологический климат детского коллектива [Текст] / А.Н. Лутошкин // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия ; под ред. И. Дубровиной, А. Прихожан, А. Зацепина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
23. Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. - М., 1995. - С. 112-116.
24. Мухина, Р.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Р.Ф. Мухина. - СПб.: Питер, 2000. - 349с.
25. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии [Текст] / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
26. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2014. - 640 с.
27. Новиков, М.Г. К вопросу о социально-психологических проблемах в учебном студенческом коллективе [Текст] / М.Г. Новиков // Психология образования: современное состояние и перспективы. :Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием). Славянск-на- Кубани, 24-25 апреля 2008 г. / под общей ред. Е.Ю. Пряжниковой. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. - С.295-301.
28. Новиков, М.Г. Мотивация профессионального развития студентов
[Текст] / М.Г. Новиков // Психология образования: современное состояние и перспективы: Материалы I Всерос. науч. -практич. конф. Славянск-на-Кубани, 26-27 апреля 2007 г. / под общей ред.
Е.Ю. Пряжниковой. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ,
2007. - С. 106-113.
29. Платонов, Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект[Текст] /Ю.П. Платонов. - Л.: Изд-во СПб, ун¬та, 2006. - 181 с.
30. Реан, А.А. Психологическая адаптация личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов, — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
31. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С.И. Семенака. - М.: АРКТИ, 2012. - 72 с.
32. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие [Текст] / Н.П. Слободяник. - М.: Айрис, 2003. - 420с.
33. Собчик, Л.Н. Психолог о подростках в школе и семье [Текст] / Л.Н. Собчик // Московский психологический журнал. 2002. - №3.
34. Соловьёв, В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу [Текст] / В.Н. Соловьев // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 8. - С. 69-72.
35. Ульянова, Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении [Текст] / Т.Л. Ульянова // Средняя школа. - 2006. - № 7. -
С. 21-24.
36. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2009. - 191 с.
37. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная пед. академия, 2004. - 375с
38. Чернышев, А.С. Психологические проблемы современной молодежи [Текст] / А.С. Чернышев // Молодежь провинции: проблемы и перспективы. - Курск, 2011. - 154 с.
39. Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам [Текст] / Н.Е. Шустова,
B. В. Гриценко // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28, № 1. -
C. 46-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ