Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №80799

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца 8
1.1. Координация танцора в контексте междисциплинарного
исследования 8
1.2. Потенциал эстрадного танца в развитии координации
дошкольников 17
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования 27
2.1. Диагностика развития координации дошкольников 27
2.2. Разработка и апробация комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного
танца 36
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список литературы 49


Актуальность исследования. Развитая координация является условием выполнения многих сложных видов деятельности, включая танец. В широком смысле координация понимается как способность целесообразно строить движения, преобразовывать выработанные действия или переключаться от одних к другим. В хореографии координационные способности являются основополагающим элементом исполнительских способностей, условием становления профессионализма танцора.
Развитие координации обусловлено возрастными физиологическими факторами, связано со становлением мышечной организации и развитием центральной нервной системы. В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» координации - этот возрастной период называется «золотым возрастом» по темпу развития координационных способностей, т.к. к 6-7 годам жизни они достигают высокого уровня сформированности.
Зависимость развития координации от физиологических факторов не уменьшает роли педагогического сопровождения и определяет необходимость поиска эффективных путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Так, занятия хореографией дают возможность существенно усовершенствовать координацию движений, выработать и поддержать волевую и эмоциональную организацию ребенка, а кроме того, помогают развивать пластичность, гибкость, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.
Одним из перспективных направлений в развитии координации является использование потенциала современных направлений танцевального искусства, и в частности, элементов эстрадного танца как основы специальных упражнений по развитию координации.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы показал, что проблема развития координации в спорте и хореографии 3
освещена в работах таких авторов, как Н.А. Бернштейн, Е.П. Валукин, И.Г. Есаулов, И.А. Шипилина, Н.А. Кириенко, М.В. Климова,
Е. Котельникова, В.И. Лях, В.И. Панферов, Н.И. Тарасов, Д. Хавилер, И.А. Шипилина и др.
Проблемы развития координации в классической хореографии и двигательные аспекты хореографических упражнений освещены в трудах Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, М.Ф. Иваницкого, B.C. Костровицкой, Е.Г. Котельниковой, А.А. Писаревой, Н.И. Тарасовой, Н.И. Чефрановой и др.
Вопросы методики хореографической подготовки раскрыты в работах таких педагогов, как Н.А. Александрова, Л.В. Варин, Л.В. Волков, Л.Д. Ивлева, Е.Н. Игнатьева, Т.А. Кузьменко, Е.А. Малышевская, В.В. Полонский, И.А. Рубцева и др.
Стилистика и особенности исполнения современного, в том числе эстрадного танца, показаны в работах как О. В. Володиной, С.В. Иванова, И.Н. Мордовиной, С.С. Поляткова, Н. Шереметьевской и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца, нами не было обнаружено.
Анализ состояния данной проблемы в литературе и практике позволил выявить противоречие между возможностью развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца и недостаточной разработанностью методических аспектов ее реализации в системе дополнительного образования детей.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы теоретические основы и методические аспекты развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования?
Данная проблема послужила основой формулирования темы работы: «Развитие координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования».
4
Целью исследования является научно-теоретический анализ координации дошкольников и разработка методических приемов ее развития в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования.
Объект исследования - хореографическая подготовка детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - развитие координации детей в процессе изучения эстрадного танца.
Гипотеза исследования: развитие координации детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования будет осуществляться более эффективно:
- при организации хореографической подготовки с учетом возрастных физиологических особенностей развития координационных способностей;
- при использовании в процессе хореографической подготовки комплекса упражнений, основанных на элементах эстрадного танца.
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы координации танцора и выявление особенностей развития координации дошкольников в процессе хореографической подготовки.
2. Рассмотрение педагогических аспектов развития координации дошкольников средствами эстрадного танца.
3. Диагностика развития координации дошкольников.
4. Разработка и апробация комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного танца.
Методологической основой исследования послужили системный и личностно-деятельностный подходы, основополагающие идеи, касающиеся проблемы координации (И.Г. Есаулов, В.И. Лях и др.), методики хореографической подготовки (Н.А. Александрова, Л.В. Волков) и др.
Методы исследования: теоретические - методы научного познания (анализ, синтез, моделирование и др.), анализ литературы по проблеме 5
исследования; эмпирические - наблюдение, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2015-2016) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2016-2017) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная работа проводилась на базе Студии танца «Wake Up» г. Казани. В работе приняли участие 13 детей, 2 педагога.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о возможностях развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыт потенциал эстрадного танца в развитии координации дошкольников;
- разработано методическое обеспечение развития координации дошкольников, включающее комплекс упражнений, основанных на элементах эстрадного танца.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования, в том числе комплекс упражнений по развитию координации дошкольников, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов ссузов и вузов хореографического профиля, в работе педагогов-хореографов системы дополнительного образования детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Координацией (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) называются процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
Координация в хореографии - это сознательная профессиональная организация танцевальных движений в заданной форме, по времени, пространстве и образе, требующая согласованности движений, музыки и артистизма в едином временном пространстве.
По виду выполняемого действия выделяет три группы координационных способностей: специальные, специфические и общие способности. По уровню сложности выполняемого действия координационные способности разделяют на элементарные и сложные. Кроме того, выделяют актуальные и потенциальные координационные способности.
На основе изучения литературы мы пришли к выводу, что важнейшими координационными способностями в хореографии являются: способность к реакции, способность к ориентации, способность к равновесию и способность к ритму.
Развитие координации обусловлено возрастными физиологическими особенностями. Координация начинает развиваться у детей уже в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и держать голову; к шести-семи годам координация достигает высокого уровня развития. Ученые отмечают дошкольный возраст как сензитивный период для развития координации.
Развитие координации является одной из важнейших задач хореографической подготовки. Большим потенциалом в развитии координации обладает эстрадный танец.
Специфика эстрадного танца заключается в использовании выразительных средств хореографии, режиссуры, музыки, света, 46
сценографии, декораций, костюмов; возможности синтеза элементов различных танцевальных техник: классического танца, джаз-модерна, бальной хореографии, характерного танца, варьете, кабаре, степа, чечетки, популярных танцев прошлых лет (буги-вуги, линди хоп, твиста, джиттербага, чарльстона и т.п.).
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в диагностике выделенных в первой главе координационных способностей дошкольников, являющихся основой их координации, а также апробации комплекса специальных упражнений по развитию координации, основанных на элементах эстрадного танца.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Студии танца «Wake up» фитнес-клубов Maximus г. Казани. В работе приняли участие 13 детей дошкольного возраста (5-6 лет), 2 педагога.
В качестве методов эмпирического исследования выступили: наблюдение, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Для проведения диагностики мы разработали тестовые упражнения, соответствующие показателям координационных способностей, основанные на элементах эстрадного танца Dance show, который синтезирует элементы стилей диско, хип-хоп, стрит, техно, народного и классического танцев. В качестве музыкального сопровождения использовалась музыка в стиле R'n'b, характеризующаяся четким ритмом и выразительной мелодией.
По результатам диагностики большинство детей имело средний и низкий уровень развития координационных способностей. С целью развития координации испытуемых нами была проведена разработка и апробация комплекса упражнений, основанных на элементах эстрадного танца. Он включает упражнения на развитие координационных способностей: способности к реакции, способности к ориентации, способности к равновесию, способности к ритму (ритмической способности). Мы использовали элементы эстрадного танца, синтезировали движения танцев данс-шоу, диско, хип-хоп, стрит, техно, русского народного танца и элементы классического балета (положения рук, ног и их позиции).
Результаты показали, что систематические занятия детей эстрадным танцем носят многофункциональный характер, т.к. способствуют успешному развитию и совершенствованию не только двигательной координации, но и других важнейших хореографических способностей детей.
Результаты контрольного этапа доказали эффективность проведенной работы с использованием комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного танца, что подтвердило гипотезу исследования.



1. Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн: пособие для начинающих. - М.: Планета музыки, 2007. - 126 с.
2. Александрова Н.А., Малышевская Е.А. Классический танец для начинающих. - СПб.: Лань 2009. - 128 с.
3. Артепалихина Л.А. Методика обучения танцевальным упражнениям [Электронный ресурс]. - Киров: ВятГГУ, 1998. - 265 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 16.01.2017).
4. Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб.: Люкси, 1996. - 256 с.
5. Березова Г. Хореографическая работа с дошкольниками [Электронный ресурс]. - К.: Музична Украша, 1989. - 142 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 16.01.2017).
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 186 с.
7. Бернштейн Н.А. Развитие координации в раннем онтогенезе [Электронный ресурс] // Физиология движений и активность. - М., 1990. С. 309-326. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 16.01.2017).
8. Бесшапошникова С.Ю. Ритмическая гимнастика как средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 5 (53). С. 101-116.
9. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
10. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб.: Лань, 2000. - 192 с.
11. Варин Э.А. Танец и методика его преподавания: клубный танец и методика его преподавания: метод. указания для студентов. - Барнаул: АГАКИ, 2014. - 24 с.
12. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов. - М.: Лань, 2009. - 192 с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Электронный ресурс]. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 16.01.2017).
14. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
15. Галеева И. Поколение NEXT. Современная хореография. Образовательная программа художественно-эстетической направленности [Электронный ресурс] // Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка. - 2015. - №5 (213). - М.: Всероссийский центр художественного творчества. С.6-46. http://rucont.ru/efd/278712 (дата обращения 6.02.2017).
16. Гурулева Т.Г. Воспитание координационных способностей в спортивно оздоровительных группах детей 6-7 лет. - Улан-Удэ, 2006. - 150 с.
17. Гусев П.А. Музыка и хореография современного балета: сборник статей. Вып. 3 / П.А.Гусев и др. [Электронный ресурс]. - Ленинград: Музыка, 1979. - 238 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 6.02.2017).
18. Джазовый танец: дополнительная общеразвивающая программа в области хореографического искусства / Под общ.ред. И.Е. Домогацкой. - М., 2013. - 20 с.
19. Догудовский В.В. Педагогические условия формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2014. - 197 с.
20. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии: методическое пособие [Электронный ресурс]. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 136 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 16.01.2017).
21. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств [Электронный ресурс]. - М.: ФиС, 1987. - 198 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 16.01.2017).
22. Ивлева Л.Д. Джазовый танец: учеб. пособие для студентов и
преподавателей институтов искусства и культуры, колледжей и училищ культуры. - 2- е изд. - Челябинск: 2- е изд., 2000. - 106 с.
23. Кузьменко Т.А., Игнатьева Е.Н. Развиваем координацию у дошкольников // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 2 (8). С. 86-89.
24. Лесгафт Т.Ф. Избранные труды по анатомии [Электронный
ресурс] / Сост. И.Н.решетень. - М.: Медицина, 1990. - 235 с. URL:
http://www.twirpx.com (дата обращения 16.01.2017).
25. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
26. Максименко A.M. Теория и методика физической культуры. - М.: Физическая культура, 2005. - 522 с.
27. Марченкова А.И., Марченков А.Л. Художественный образ в хореографическом искусстве // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 26-31.
28. Махонин Е.В. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: монография. - Орел: ФГБОУ ВПО ОГУ, 2014. - 143 с.
29. Махонин Е.В. Утомление в хореографии // Инновационная наука. - 2015. - Т.1. № 1-2. С. 15-17.
30. Махонин Е.В. Экология физической культуры, взгляд с разных сторон // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2012. - № 6-1. С. 147-148.
31. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека [Электронный ресурс]. - М.: Медицина, 1972. - 215 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 16.01.2017).
32. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационные качества // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. С.48-52.
33. Панферов В.И. Пластика современного танца: учебное пособие [Электронный ресурс]. - Челябинск: ЧГИИК, 1996. - 50 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 6.02.2017).
34. Перлина Л.В. Танец модерн и методика его преподавания: учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. - 123 с.
35. Полонский В.В. Методика работы с хореографическим коллективом: учеб. пособие для средних специальных и высших учебных заведений. - Смоленск: Искусство, 2002. - 78 с.
36. Полятков С.С. Основы современного танца: учеб. пособие. - М.: Феникс, 2009. - 312 с.
37. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2003. - 256 с.
38. Рубин В.А. Разделы теории и методики физической культуры. - М.: Физическая культура, 2006. - 112 с.
39. Рябцева И.А. Специфика работы педагога-хореографа с детьми младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1 september.ru/articles/620982/ (дата обращения 6.02.2017).
40. Современный танец: дополнительная образовательная программа (раздел комплексной авторской образовательной программы «Образцовая хореографическая студия «Фантазия» / Сост. И.Н. Игумнова; рук. проекта Н.А.Митина. - Жуковский, 2012. - 57 с.
41. Тарасов Н.И. Классический танец [Электронный ресурс]. - М.: Искусство, 1981. - 356 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 23.01.2017).
42. Теория, методика и практика современной хореографии: учебно¬методический комплекс / Сост. А.И. Кинова, А.Н. Бегунов. - Кемерово: КемГУКИ, 2014. http://rucont.ru/efd/295814 (дата обращения 23.01.2017).
43. Уральская В.И. Выразительные средства современного хореографического искусства [Электронный ресурс] // Вопросы воспитания балетмейстера в театральном ВУЗе. - М.: ГИТИС, 1980. - 183 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 23.01.2017).
44. Фарвель В.С., Коц Я.М. Физиология человека (с основами биохимии) [Электронный ресурс]. - М.: ФиС, 1970. - 343 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 23.01.2017).
45. Федеральные государственные требования к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе. Утв. приказом Мин. культуры РФ от 12.03.2012 № 158 [Электронный ресурс]. URL: iroski.ru (дата обращения 23.01.2017)
46. Филиппова И.В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // [https ://moluch. ru/conf/ped/archive/19/941] (дата обращения 23.12.2016).
47. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции [Электронный ресурс]. - М.: Книга, 1990. - 32 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 23.01.2017).
48. Хрусталев М. Эстрадный танец // Театр. - 1964. - №9. С.9-12.
49. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. - М.: Один из лучших, 2006. - 280 с.
50. Шипилина И.А. Хореография в спорте. - РнД.: Феникс, 2004. -
224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ