РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца 8
1.1. Координация танцора в контексте междисциплинарного
исследования 8
1.2. Потенциал эстрадного танца в развитии координации
дошкольников 17
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования 27
2.1. Диагностика развития координации дошкольников 27
2.2. Разработка и апробация комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного
танца 36
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список литературы 49
Глава 1. Теоретические основания развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца 8
1.1. Координация танцора в контексте междисциплинарного
исследования 8
1.2. Потенциал эстрадного танца в развитии координации
дошкольников 17
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования 27
2.1. Диагностика развития координации дошкольников 27
2.2. Разработка и апробация комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного
танца 36
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список литературы 49
Актуальность исследования. Развитая координация является условием выполнения многих сложных видов деятельности, включая танец. В широком смысле координация понимается как способность целесообразно строить движения, преобразовывать выработанные действия или переключаться от одних к другим. В хореографии координационные способности являются основополагающим элементом исполнительских способностей, условием становления профессионализма танцора.
Развитие координации обусловлено возрастными физиологическими факторами, связано со становлением мышечной организации и развитием центральной нервной системы. В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» координации - этот возрастной период называется «золотым возрастом» по темпу развития координационных способностей, т.к. к 6-7 годам жизни они достигают высокого уровня сформированности.
Зависимость развития координации от физиологических факторов не уменьшает роли педагогического сопровождения и определяет необходимость поиска эффективных путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Так, занятия хореографией дают возможность существенно усовершенствовать координацию движений, выработать и поддержать волевую и эмоциональную организацию ребенка, а кроме того, помогают развивать пластичность, гибкость, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.
Одним из перспективных направлений в развитии координации является использование потенциала современных направлений танцевального искусства, и в частности, элементов эстрадного танца как основы специальных упражнений по развитию координации.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы показал, что проблема развития координации в спорте и хореографии 3
освещена в работах таких авторов, как Н.А. Бернштейн, Е.П. Валукин, И.Г. Есаулов, И.А. Шипилина, Н.А. Кириенко, М.В. Климова,
Е. Котельникова, В.И. Лях, В.И. Панферов, Н.И. Тарасов, Д. Хавилер, И.А. Шипилина и др.
Проблемы развития координации в классической хореографии и двигательные аспекты хореографических упражнений освещены в трудах Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, М.Ф. Иваницкого, B.C. Костровицкой, Е.Г. Котельниковой, А.А. Писаревой, Н.И. Тарасовой, Н.И. Чефрановой и др.
Вопросы методики хореографической подготовки раскрыты в работах таких педагогов, как Н.А. Александрова, Л.В. Варин, Л.В. Волков, Л.Д. Ивлева, Е.Н. Игнатьева, Т.А. Кузьменко, Е.А. Малышевская, В.В. Полонский, И.А. Рубцева и др.
Стилистика и особенности исполнения современного, в том числе эстрадного танца, показаны в работах как О. В. Володиной, С.В. Иванова, И.Н. Мордовиной, С.С. Поляткова, Н. Шереметьевской и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца, нами не было обнаружено.
Анализ состояния данной проблемы в литературе и практике позволил выявить противоречие между возможностью развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца и недостаточной разработанностью методических аспектов ее реализации в системе дополнительного образования детей.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы теоретические основы и методические аспекты развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования?
Данная проблема послужила основой формулирования темы работы: «Развитие координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования».
4
Целью исследования является научно-теоретический анализ координации дошкольников и разработка методических приемов ее развития в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования.
Объект исследования - хореографическая подготовка детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - развитие координации детей в процессе изучения эстрадного танца.
Гипотеза исследования: развитие координации детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования будет осуществляться более эффективно:
- при организации хореографической подготовки с учетом возрастных физиологических особенностей развития координационных способностей;
- при использовании в процессе хореографической подготовки комплекса упражнений, основанных на элементах эстрадного танца.
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы координации танцора и выявление особенностей развития координации дошкольников в процессе хореографической подготовки.
2. Рассмотрение педагогических аспектов развития координации дошкольников средствами эстрадного танца.
3. Диагностика развития координации дошкольников.
4. Разработка и апробация комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного танца.
Методологической основой исследования послужили системный и личностно-деятельностный подходы, основополагающие идеи, касающиеся проблемы координации (И.Г. Есаулов, В.И. Лях и др.), методики хореографической подготовки (Н.А. Александрова, Л.В. Волков) и др.
Методы исследования: теоретические - методы научного познания (анализ, синтез, моделирование и др.), анализ литературы по проблеме 5
исследования; эмпирические - наблюдение, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2015-2016) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2016-2017) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная работа проводилась на базе Студии танца «Wake Up» г. Казани. В работе приняли участие 13 детей, 2 педагога.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о возможностях развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыт потенциал эстрадного танца в развитии координации дошкольников;
- разработано методическое обеспечение развития координации дошкольников, включающее комплекс упражнений, основанных на элементах эстрадного танца.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования, в том числе комплекс упражнений по развитию координации дошкольников, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов ссузов и вузов хореографического профиля, в работе педагогов-хореографов системы дополнительного образования детей.
Развитие координации обусловлено возрастными физиологическими факторами, связано со становлением мышечной организации и развитием центральной нервной системы. В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» координации - этот возрастной период называется «золотым возрастом» по темпу развития координационных способностей, т.к. к 6-7 годам жизни они достигают высокого уровня сформированности.
Зависимость развития координации от физиологических факторов не уменьшает роли педагогического сопровождения и определяет необходимость поиска эффективных путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Так, занятия хореографией дают возможность существенно усовершенствовать координацию движений, выработать и поддержать волевую и эмоциональную организацию ребенка, а кроме того, помогают развивать пластичность, гибкость, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.
Одним из перспективных направлений в развитии координации является использование потенциала современных направлений танцевального искусства, и в частности, элементов эстрадного танца как основы специальных упражнений по развитию координации.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы показал, что проблема развития координации в спорте и хореографии 3
освещена в работах таких авторов, как Н.А. Бернштейн, Е.П. Валукин, И.Г. Есаулов, И.А. Шипилина, Н.А. Кириенко, М.В. Климова,
Е. Котельникова, В.И. Лях, В.И. Панферов, Н.И. Тарасов, Д. Хавилер, И.А. Шипилина и др.
Проблемы развития координации в классической хореографии и двигательные аспекты хореографических упражнений освещены в трудах Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, М.Ф. Иваницкого, B.C. Костровицкой, Е.Г. Котельниковой, А.А. Писаревой, Н.И. Тарасовой, Н.И. Чефрановой и др.
Вопросы методики хореографической подготовки раскрыты в работах таких педагогов, как Н.А. Александрова, Л.В. Варин, Л.В. Волков, Л.Д. Ивлева, Е.Н. Игнатьева, Т.А. Кузьменко, Е.А. Малышевская, В.В. Полонский, И.А. Рубцева и др.
Стилистика и особенности исполнения современного, в том числе эстрадного танца, показаны в работах как О. В. Володиной, С.В. Иванова, И.Н. Мордовиной, С.С. Поляткова, Н. Шереметьевской и др.
Однако специальных работ, посвященных проблеме развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца, нами не было обнаружено.
Анализ состояния данной проблемы в литературе и практике позволил выявить противоречие между возможностью развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца и недостаточной разработанностью методических аспектов ее реализации в системе дополнительного образования детей.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы теоретические основы и методические аспекты развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования?
Данная проблема послужила основой формулирования темы работы: «Развитие координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования».
4
Целью исследования является научно-теоретический анализ координации дошкольников и разработка методических приемов ее развития в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования.
Объект исследования - хореографическая подготовка детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - развитие координации детей в процессе изучения эстрадного танца.
Гипотеза исследования: развитие координации детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования будет осуществляться более эффективно:
- при организации хореографической подготовки с учетом возрастных физиологических особенностей развития координационных способностей;
- при использовании в процессе хореографической подготовки комплекса упражнений, основанных на элементах эстрадного танца.
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы координации танцора и выявление особенностей развития координации дошкольников в процессе хореографической подготовки.
2. Рассмотрение педагогических аспектов развития координации дошкольников средствами эстрадного танца.
3. Диагностика развития координации дошкольников.
4. Разработка и апробация комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного танца.
Методологической основой исследования послужили системный и личностно-деятельностный подходы, основополагающие идеи, касающиеся проблемы координации (И.Г. Есаулов, В.И. Лях и др.), методики хореографической подготовки (Н.А. Александрова, Л.В. Волков) и др.
Методы исследования: теоретические - методы научного познания (анализ, синтез, моделирование и др.), анализ литературы по проблеме 5
исследования; эмпирические - наблюдение, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2015-2016) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2016-2017) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная работа проводилась на базе Студии танца «Wake Up» г. Казани. В работе приняли участие 13 детей, 2 педагога.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о возможностях развития координации дошкольников в процессе изучения эстрадного танца в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыт потенциал эстрадного танца в развитии координации дошкольников;
- разработано методическое обеспечение развития координации дошкольников, включающее комплекс упражнений, основанных на элементах эстрадного танца.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования, в том числе комплекс упражнений по развитию координации дошкольников, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов ссузов и вузов хореографического профиля, в работе педагогов-хореографов системы дополнительного образования детей.
Координацией (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) называются процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
Координация в хореографии - это сознательная профессиональная организация танцевальных движений в заданной форме, по времени, пространстве и образе, требующая согласованности движений, музыки и артистизма в едином временном пространстве.
По виду выполняемого действия выделяет три группы координационных способностей: специальные, специфические и общие способности. По уровню сложности выполняемого действия координационные способности разделяют на элементарные и сложные. Кроме того, выделяют актуальные и потенциальные координационные способности.
На основе изучения литературы мы пришли к выводу, что важнейшими координационными способностями в хореографии являются: способность к реакции, способность к ориентации, способность к равновесию и способность к ритму.
Развитие координации обусловлено возрастными физиологическими особенностями. Координация начинает развиваться у детей уже в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и держать голову; к шести-семи годам координация достигает высокого уровня развития. Ученые отмечают дошкольный возраст как сензитивный период для развития координации.
Развитие координации является одной из важнейших задач хореографической подготовки. Большим потенциалом в развитии координации обладает эстрадный танец.
Специфика эстрадного танца заключается в использовании выразительных средств хореографии, режиссуры, музыки, света, 46
сценографии, декораций, костюмов; возможности синтеза элементов различных танцевальных техник: классического танца, джаз-модерна, бальной хореографии, характерного танца, варьете, кабаре, степа, чечетки, популярных танцев прошлых лет (буги-вуги, линди хоп, твиста, джиттербага, чарльстона и т.п.).
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в диагностике выделенных в первой главе координационных способностей дошкольников, являющихся основой их координации, а также апробации комплекса специальных упражнений по развитию координации, основанных на элементах эстрадного танца.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Студии танца «Wake up» фитнес-клубов Maximus г. Казани. В работе приняли участие 13 детей дошкольного возраста (5-6 лет), 2 педагога.
В качестве методов эмпирического исследования выступили: наблюдение, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Для проведения диагностики мы разработали тестовые упражнения, соответствующие показателям координационных способностей, основанные на элементах эстрадного танца Dance show, который синтезирует элементы стилей диско, хип-хоп, стрит, техно, народного и классического танцев. В качестве музыкального сопровождения использовалась музыка в стиле R'n'b, характеризующаяся четким ритмом и выразительной мелодией.
По результатам диагностики большинство детей имело средний и низкий уровень развития координационных способностей. С целью развития координации испытуемых нами была проведена разработка и апробация комплекса упражнений, основанных на элементах эстрадного танца. Он включает упражнения на развитие координационных способностей: способности к реакции, способности к ориентации, способности к равновесию, способности к ритму (ритмической способности). Мы использовали элементы эстрадного танца, синтезировали движения танцев данс-шоу, диско, хип-хоп, стрит, техно, русского народного танца и элементы классического балета (положения рук, ног и их позиции).
Результаты показали, что систематические занятия детей эстрадным танцем носят многофункциональный характер, т.к. способствуют успешному развитию и совершенствованию не только двигательной координации, но и других важнейших хореографических способностей детей.
Результаты контрольного этапа доказали эффективность проведенной работы с использованием комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного танца, что подтвердило гипотезу исследования.
Координация в хореографии - это сознательная профессиональная организация танцевальных движений в заданной форме, по времени, пространстве и образе, требующая согласованности движений, музыки и артистизма в едином временном пространстве.
По виду выполняемого действия выделяет три группы координационных способностей: специальные, специфические и общие способности. По уровню сложности выполняемого действия координационные способности разделяют на элементарные и сложные. Кроме того, выделяют актуальные и потенциальные координационные способности.
На основе изучения литературы мы пришли к выводу, что важнейшими координационными способностями в хореографии являются: способность к реакции, способность к ориентации, способность к равновесию и способность к ритму.
Развитие координации обусловлено возрастными физиологическими особенностями. Координация начинает развиваться у детей уже в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и держать голову; к шести-семи годам координация достигает высокого уровня развития. Ученые отмечают дошкольный возраст как сензитивный период для развития координации.
Развитие координации является одной из важнейших задач хореографической подготовки. Большим потенциалом в развитии координации обладает эстрадный танец.
Специфика эстрадного танца заключается в использовании выразительных средств хореографии, режиссуры, музыки, света, 46
сценографии, декораций, костюмов; возможности синтеза элементов различных танцевальных техник: классического танца, джаз-модерна, бальной хореографии, характерного танца, варьете, кабаре, степа, чечетки, популярных танцев прошлых лет (буги-вуги, линди хоп, твиста, джиттербага, чарльстона и т.п.).
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в диагностике выделенных в первой главе координационных способностей дошкольников, являющихся основой их координации, а также апробации комплекса специальных упражнений по развитию координации, основанных на элементах эстрадного танца.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Студии танца «Wake up» фитнес-клубов Maximus г. Казани. В работе приняли участие 13 детей дошкольного возраста (5-6 лет), 2 педагога.
В качестве методов эмпирического исследования выступили: наблюдение, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Для проведения диагностики мы разработали тестовые упражнения, соответствующие показателям координационных способностей, основанные на элементах эстрадного танца Dance show, который синтезирует элементы стилей диско, хип-хоп, стрит, техно, народного и классического танцев. В качестве музыкального сопровождения использовалась музыка в стиле R'n'b, характеризующаяся четким ритмом и выразительной мелодией.
По результатам диагностики большинство детей имело средний и низкий уровень развития координационных способностей. С целью развития координации испытуемых нами была проведена разработка и апробация комплекса упражнений, основанных на элементах эстрадного танца. Он включает упражнения на развитие координационных способностей: способности к реакции, способности к ориентации, способности к равновесию, способности к ритму (ритмической способности). Мы использовали элементы эстрадного танца, синтезировали движения танцев данс-шоу, диско, хип-хоп, стрит, техно, русского народного танца и элементы классического балета (положения рук, ног и их позиции).
Результаты показали, что систематические занятия детей эстрадным танцем носят многофункциональный характер, т.к. способствуют успешному развитию и совершенствованию не только двигательной координации, но и других важнейших хореографических способностей детей.
Результаты контрольного этапа доказали эффективность проведенной работы с использованием комплекса упражнений по развитию координации дошкольников, основанных на элементах эстрадного танца, что подтвердило гипотезу исследования.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



