Введение 3
Глава 1. Характеристика основных понятий исследования 9
1.1. Сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки» и
особенности их формирования у учащихся подросткового возраста 9
1.2. Педагогический потенциал современного эстрадного танца для
развития коммуникативных навыков подростков 30
Глава 2. Практическая реализация программы-тренинга по совершенствованию коммуникативных навыков у подростков средствами современного эстрадного танца 43
2.1 Методические аспекты разработки программы-тренинга,
способствующей совершенствованию коммуникативных навыков у подростков в процессе занятий современным эстрадным танцем 43
2.2 Экспериментальная апробация программы-тренинга по
современному эстрадному танцу, способствующей совершенствованию коммуникативных навыков у подростков 62
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения
Актуальность исследования. Современный мир выдвигает перед нами множество трудноразрешимых проблем, одной из которых является проблема коммуникаций подростков. Согласно нормативному документу РФ «Концепция художественного образования» от 28.12.2001г. большое значение в воспитании подрастающего поколения имеют такие задачи, как: привлечение ресурсов художественного образования в целях социально- культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков.
Тем не менее анализ современной действительности показывает, что в настоящее время ситуация складывается парадоксальная: с одной стороны - подростки немыслимы вне общения. Они активно заявляют о себе в социальных сетях, комментируют чьи-то посты, размещают свои, зарабатывая «лайки». С другой - подростки постепенно уходят в виртуальный мир, который заменяет им обычное человеческое общение с окружающими их людьми из реальной жизни.
Ещё десять-пятнадцать лет назад, когда слово «гаджет» было не известно подросткам, да и самые простые телефоны были не у всех, дворы были заполнены детьми всех возрастов. Они бегали, шумели, гоняли мяч, прыгали со скакалкой, играли в классики, бренчали на гитарах, ссорились, дрались, мирились.
Сегодня картина иная: во дворах многоквартирных домов, где проживает много детей школьного возраста, можно увидеть лишь малышей в колясках. Подростки же предпочитают проводить время за компьютером.
Такое времяпрепровождение усыпляло бдительность родителей. Они уже не были озабочены тем, что их подрастающие дети много времени проводят на улице неизвестно с кем, и неизвестно чем там занимаются. Однако тенденции последних лет заставили многих по-другому взглянуть на ситуацию. Первое поколение детей, выросших в интернете, по достижении совершеннолетия оказалось перед лицом непреодолимых препятствий на пути социализации. Не сформировавшиеся коммуникативные навыки, которые обычно приобретаются в школьные годы, стали помехой в общении и в студенческой среде. Затем эта проблема потянулась и дальше - страх перед собеседованием при устройстве на работу, невозможность завести друзей и поддерживать длительные отношения. Ведь это, в конечном счете, напрямую связано с успешностью в жизни.
Молодых людей, избегающих прямого общения, становится все больше. Они предпочитают удаленную работу, чаще всего за компьютером, которая позволяет им неделями не выходить из дома. Но, тем не менее, каждый из них желает быть услышанным. «В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты» [42, с.11].
Исследованиями ученых доказано, что важные для взрослой жизни коммуникативные навыки закладываются в детстве и отрочестве, а в дальнейшем они могут лишь совершенствоваться или искажаться под влиянием неблагоприятных условий (неблагополучная среда, изоляция от общества, неправильное воспитание и т.д.). Самый благоприятный возраст для формирования коммуникативных способностей - подростковый, когда ведущей деятельностью становится общение. Поскольку все люди без исключения проходят путь от детства к взрослению через переходный возраст, тема коммуникаций подростков была и будет всегда актуальной.
Степень изученности. Тему коммуникаций затрагивали многие специалисты в области педагогики и психологии (Г.М. Андреева,В.И. Андреев, Г.С. Батищев,А.А. Бодалев, И.И. Докучаев, И.С. Кон, Б.Н. Парыгин, Г.Г. Почепцов, А.В. Резаев, И.П. Яковлев и др.)
Однако проблеме развития коммуникативных способностей у подростков посвящено не так много работ. Из отечественных авторов представляют интерес работы О.Я. Воробьевой, М.Н. Жиленко,О.А. Осиповой, М.И. Скрыпко, и др.
Психологию подростков подробно освещали в своих трудах Ю.В. Александрова, М.М. Безруких, Н.И. Козлов, И.С. Кон, Е.М. Наркевич, Е.Е. Сапогова, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер и др.
Методика обучения хореографическому искусству имеет обширную библиографию: Н.П. Базарова, Т.Барышникова, А.И. Бочаров, А.Я. Ваганова, Е.П. Валукин, М.Е. Валукин,М.В. Васильева-Рождественская,Г.П. Гусев, В.А. Звездочкин, А.А. Климов, В.М. Костровицкая, А.В. Лопухов, В.П. Мей, А. Мессерер, В.Э. Мориц, П.А. Пестов, А. Писарев, Г.Х. Тагиров, Н.И. Тарасов, Т.С. Ткаченко, М.В. Усанова, Г. Чеккетти, А.И. Чекрыгин, А.В. Ширяев и др.
Этапы развития эстрадного танца исследовали И.А. Богданов, В. Ивинг, А.Д. Жарков, С.С. Клитин, Е. Кузнецов, А.В. Луначарский, С.М. Макаров, С.С. Полятков, И. Сироткина, Е.Я. Суриц, В.А. Тейдер, Е.Д. Уварова, П.М. Шаболтай, Н.В. Шереметьевская и др.
Методика обучения эстрадному танцу разрабатывалась А.Г. Богуславской, В. Кирсановым, С.С. Полятковым, В. Ю. Никитиным.
На основе изученных трудов было выделено существующее противоречие между значительной разработанностью теории коммуникации и коммуникативных навыков в разных областях научного знания и отсутствием методического обеспечения развития коммуникативных навыков подростков средствами хореографии, включая современный эстрадный танец.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - каким образом должна быть построена программа по современному эстрадному танцу, способствующая совершенствованию коммуникативных навыков подростков?
5
На основе выделенного противоречия и проблемы исследования была сформулирована тема выпускной квалификационной работы - Совершенствование коммуникативных навыков у подростков средствами современного эстрадного танца.
Целью исследования было выявить уровень коммуникативности подростков, посещающих занятия в коллективе эстрадного танца, и выработать методы воздействия, направленные на совершенствование коммуникативных навыков.
Объект исследования - процесс хореографической подготовки в рамках внеучебной деятельности.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков подростков средствами современного эстрадного танца.
Гипотеза исследования. Развитие коммуникативных навыков подростков средствами современного эстрадного танца будет проходить эффективнее, если будет:
- изучена сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки»;
- раскрыт педагогический потенциал современного эстрадного танца для развития коммуникативных навыков подростков;
- разработана программа-тренинг для совершенствования коммуникативных навыков подростков;
- выполнена апробация программы-тренинг в коллективе эстрадного танца, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования был определенкруг задач, необходимых для достижения целей:
- изучить сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки»;
- раскрыть педагогический потенциал современного эстрадного танца для развития коммуникативных навыков подростков;
- разработать программу-тренинг для совершенствования коммуникативных навыков подростков;
- апробировать программу-тренинг в коллективе эстрадного танца, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение методических материалов; метод диагностики с помощью анкетирования и тестирования; сравнение; педагогическое наблюдение; формирующий эксперимент; анализ собственного опыта.
Теоретическая база исследования.В качестве теоретической базы исследования были использованы труды: посвященные проблеме
коммуникаций - Г.М. Андреевой, В.И. Андреева, А.А. Бодалева, И.И. Докучаева, И.С. Кона, Б.Н. Парыгина, А.В. Резаева и др.; проблеме развития коммуникативных способностей у подростков - О.Я. Воробьевой, М.Н. Жиленко, О.А. Осиповой, М.И. Скрыпко, и др.; о психологии подростков - Ю.В. Александровой, Н.И. Козлова, И.С. Кона, Е.М. Наркевич, Е.Е. Сапоговой, и др.; исследования в области эстрадного танца - И.А. Богданова, В. Ивинга, Е. Кузнецова, И. Сироткиной, Е.Я. Суриц, В.А. Тейдера, Е.Д. Уваровой, П.М. Шаболтай, Н.В. Шереметьевской и др.; методики обучения эстрадному танцу, разработанные В. Ю. Никитиным, С.С. Полятковым; авторские методики по совершенствованию коммуникативных способностей, разработанные М.Н. Иващенко, А.М. Белобородовым; тест- опросникМихельсона.
Этапы исследования:
На первом этапе (октябрь-декабрь 2016 г.) - было осуществлено изучение и сбор материала по психологии подростков, проблемам коммуникации подростков на современном этапе, методике обучения современному эстрадному танцу.
На втором этапе (январь-февраль 2017 г.) - изучено содержание и выполнен анализ авторских программ А.М. Иващенко и А.М. Белобородова по формирования коммуникативных навыков у подростков; были разработаны анкеты по определению уровня коммуникативности подростков; был разработан тренинг по совершенствованию коммуникативных навыков у подростков.
На третьем этапе (март-апрель 2017 г.) - проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнено обобщение результатов исследования, оформлены и структурированы результаты.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент был проведен на базе хореографического коллектива Частной школы искусств и фитнеса для детей и взрослых «Эклектик - студио».
Научная новизна состоит в том, что была разработана программа- тренинг по современному эстрадному танцу, включающая комплекс специальных упражнений: «Синхронность», «На одном Дыхании»; пластических этюдов: «Зеркало», «Новенькая», «Продолжи комбинацию», «Скульптурная группа», «Сказки Пушкина»; и пантомимно-танцевальных импровизаций: «За стеклом», «На остановке».
Практическая значимостьработы заключается в том, что на основе разработанной программы-тренинга могут разрабатываться более расширенные по тематическому содержанию программы, направленные на совершенствование коммуникативных навыков подростков и внедряться в практику внешкольных учреждений - клубов, детских и подростковых центров, хореографических отделений музыкальных школ,
хореографических коллективов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений.
В процессе проведения исследования было установлено, что коммуникативные навыки подростков - это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию, умения обращаться с просьбой, оказывать сочувствие, поддержку, умения реагировать на справедливую и несправедливую критику, умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника, умения вступать в контакт с другими людьми.
Подростковый возраст является той точкой отсчета, с которой начинается взросление ребенка, а общение становится его ведущей деятельностью. Поэтому именно подростки оказались в фокусе внимания педагогов, работающих в детских самодеятельных коллективах во внешкольных учреждениях.
Подростковый возраст, по мнению психологов, самый благоприятный для совершенствования коммуникативных навыков. Однако переход от детства к юности один из самых сложных и относится к числу кризисных. Для успешной реализации своих творческих проектов руководителю необходимо знать психофизические особенности развития подростков. Перестройка организма одновременно на гормональном и психическом уровнях влечет за собой появление характерных для подростков проявлений. Во втором параграфе были рассмотрены возможные варианты таких проявлений, связанных, в первую очередь, с общением со сверстниками.
Было подчеркнуто, что нельзя допускать, чтобы процесс взросления начал развиваться по деструктивному сценарию. Для этого необходимо создать условия для формирования правильных коммуникативных умений подростков, которые способны помочь подросткам пережить сложности переходного возраста.
Педагогический потенциал для развития коммуникативных навыков подростков средствами современного эстрадного танца заключается в том, что в танцевальном коллективе подростки получают возможность переживать эмоциональный контакт с группой, чувство единения и солидарности, чувство своей самоценности. Через профессиональные умения подростки могут самоутверждаться в глазах окружающих и, самое главное, сверстников.
Наблюдение за подростками во время занятий, в перерывах между занятиями, во время репетиций помогли выявить проблемы коммуникаций у подростков, что послужило основанием разработки программы-тренинга, направленной на совершенствование коммуникативных навыков у подростков средствами современного эстрадного танца.
Программа-тренинг по современному эстрадному танцу представляет собой комплекс специальных упражнений, пластических этюдов и пантомимно-танцевальных импровизаций, направленных на
совершенствование таких коммуникативных навыков у подростков, как:
- распознавание невербальных сигналов;
- эмпатия к окружающим;
- внимательность к действиям друга, сонастроенность;
- осознавание себя частью группы, умение работать коллективно.
Разработанная программа-тренинг была апробирована на базе хореографического коллектива Частной школы искусств и фитнеса для детей и взрослых «Эклектик - студио».
Экспериментальную группу составили 11 девочек - учащихся средних классов, возраст которых 11-13 лет.
Эксперимент проводился в три этапа. Первый этап - констатирующий, на котором была проведена диагностика. Для диагностики был использован тест-опросник коммуникативных умений для подростков и старшеклассников Михельсона под редакцией Ю.З. Гильбуха и разработанная нами экспертная карточка.
79
Второй этап - формирующий. На этом этапе был проведен тренинг, направленный на развитие коммуникативных умений. Программа включала 4 занятия по 2 академических часа, всего 8 часов. Занятия в рамках программы проводились 2 раза в неделю.
На третьем - контрольном этапе был проведен анализ проведенного эксперимента и сделаны выводы об эффективности данной программы.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволило выявить значительные изменения в результатах экспериментальной группы, в которой коммуникативные навыки заметно улучшились. На основании полученных данных был сделан вывод об эффективности разработанной программы-тренинга по развитию коммуникативных навыков подростков средствами современного эстрадного танца.
Позитивный опыт общения, полученный в ходе эксперимента, был перенесен на общение вне коллектива — в школе, дома. Некоторые участники говорили об этом. Отзывы подростков о прошедшем тренинге свидетельствуют о том, что эксперимент прошел удачно и заслуживает того, чтобы быть внедренным в практику работы с подростками.
1. Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика особенностей подростков и юношей // Ю.В. Александрова. - М.: Изд- во: Современный гуманитарный университет, - 1999. - 66 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития. - 3-е изд. // В.И. Андреев. - Казань: Центр
инновационных технологий. - 2006. — 608 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
4. Андрусенко Л. С. Детское хореографическое творчество в художественной культуре России ХХ - начала XXI вв. // Л.С. Андрусенко. - Автореф. дис. канд. искусствоведения. - СПб, - 2008.
5. Балет. Энциклопедия / Гл. ред . Григорович. - М.: Советский балет, 1981. - 623 с., ил.
6. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Г.С. Батищев. - Альманах «Восток». - Выпуск: № 3(39), май 2006. - URL: http://www.situation.rU/app/j art 1116.htm
7. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
8. Белобородов А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А. М. Белобородов // Научный диалог. - 2013. - № 9 (21): Психология. Педагогика. - С. 6¬20.
9. Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь // А. А. Бодалев. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Л.И. Божович. - М.: 1968. - 400 с.: ил.
11. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
12. Бриске, И. Э. // Феномен хореографии как социокультурной
деятельности. Педагогический опыт и мастерство хореографа: сб. науч. тр. / науч. ред. В. Я. Рушанин, В. И. Панферов, сост. Т. Ф. Берестова // И.Э. Бриске. - Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - С. 89-93.
13. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. - М.: Учитель, 2008. - 144 с.
14. Гиглаури В.Т. Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения // В.Т. Гиглаури. - Казань, МОО РТ «Созвездие- Йолдызлык», - 2011. - 52 с.
15. Докучаев И.И. Общение в истории культуры: Методологический и типологический аспекты // И.И. Докучаев. - Автореф. дис. Докт.философск. наук, - 2003.- 519 с.
16. Дондокова Р.П. Исследование практики по развитию коммуникативной компетенции подростков в бурятской сельской национальной школе. Вектор науки ТГУ. №1(8). 2012
17. Дранков В.Л., Дранков А.В. О природе коммуникативных способностей // Психология - производству и воспитанию / В.Л. Дранков, А.В. Дранков. - Л., 1977. - С. 239-242.
18. Жиленко М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве // М.Н. Жиленко. - Автореф. диссерт. - 2000. - 24 с.
19. Иващенко М.Н. «Мы умеем общаться» — авторская программа. - URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/05/12/. Опубликовано 12.05.2012 (дата обращения: 05. 02.2017)
20. Идентификация и эго-идентичность во взглядах Э. Эриксона. URL: http://studopedia.org/9-92103.html (дата обращения: 13.03.2017)
21. Каган, М. С. Мир общения / М.С.Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319
с.
22. Каргин А.С. Воспитательная работа
художественном коллективе // А.С. Каргин. - М.: Просвещение, - 1984. - 224 с.
23. Козлов Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека / Н.И. Козлов. - Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. - 264 с.: ил.
24. Кон И.С. Психология ранней юности // И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
25. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учеб.// В.П. Конецкая.- М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. - 304 с.
26. Кули Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума // Тексты по истории социологии XIX-XX вв.: Хрестоматия / Ч.Х. Кули. - М.: Наука, 1994. - с. 379.
27. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл,
1999. - 365 с.
28. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
29. Марченко С. Е. Комплекс предпосылок и факторов, влияющих на процесс формирования и развития эстетического воспитания подростков в самодеятельном коллективе // С.Е. Марченко. - Журнал Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения scholar Выпуск № 15 / 2010. - 241-250
30. Марченко С.А. Формирование репертуара руководителем-педагогом самодеятельного хореографического коллектива // С.А. Марченко. - Журнал Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения scholar. - Выпуск № 14 / 2010.- С. 172-177
31. Нарская, Т. Б. Танец в общественной жизни, системе обучения и воспитания в России / Т. Б. Нарская // Педагогический опыт и мастерство хореографа: сб. науч. тр. / науч. ред. В. Я. Рушанин, В. И. Панферов, сост. Т. Ф. Берестова; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - С. 156-159.
32. Нарекая Т.Б. Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности / Т.Б. Нарекая. - Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014 / 1 (37) - С. 118-122
33. Наумов Е.Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности: Автореф.дис.канд.пед.наук //Е.Б. Наумов. - Курган,
2000. - 21 с.
34. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика //В.Ю. Никитин. - М.: Изд-во «ГИТИС», - 2000. - 440с., ил.
35. Осипова О.А. Формирование коммуникативных навыков у подростков
/ Изучение межличностных отношений // Студенческий научный форум: V Международная студенческая научная конференция (15 февраля - 31 марта 2013 г.). URL:
ййр://^^^зс1епсе1Ьгиш.ги/2013/304/5572Опубликовано 12.05.2012
(дата обращения: 05. 02.2017)
36. Основы теории коммуникации / Под ред. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2005. - 615 с.
37.Основные теории коммуникации. - URL: http://psyera.ru/osnovnye- teorii-kommunikacii_7231 .htm / (дата обращения 03.03.2017)
38. Основы коммуникации: Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — СПб.: Образование, 1995.- 196 с.
39.Отаку одиночества. Почему в мире стало модно быть хикки. URL: https://lenta.ru/articles/2014/01/30/hikikomori/ (дата обращения 03.03.2017)
40. Парыгин Б.Н. Анатомия общения / Б.Н. Парыгин. - СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 1999. -301 с.
41. Пашкова А.С. Проблемы коммуникации в философии и психологии: Учебн.пос. / А.С. Пашкова. - Екатеринбург, - 2006. - 36 с.
42. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - Изд-во: Рефл- Бук, - 2006. - 656 с.
43. Пуртова Т.В.и др. Учите детей танцевать: учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Владос. 2003.
44. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия: Психология. Высший курс / под ред. А.А.Реана. - Изд-во: АСТ, 2015. - 656 с.
45. Резаев А.В. Об Общении, его социально-философской рефлексии и возможностях социологии коммуникации. Серия «Мыслители» Homophilosophans, Выпуск 12 / Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. //А.В. Резаев. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.- C.375-395.
46. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы
становления личности / Х.Ремшмидт. Перевод с
немецкогоГ.И.Лойдиной под редакцией Т.А.Гудковой. - URL:
http://www.lib.knigi-x.ru/23istoriya/41626-1 -hremshmidt-podrostkoviy- yunosheskiy-vozrast-problemi-stanovleniya-lichnosti-perevod-nemeckogo- loydinoy-p.php (дата обращения: 13.03.2017)
47. Сапегина Т.А. Формирование коммуникативных способностей
будущих педагогов профессионального обучения средствами невербального общения: Автореф. дис. канд. пед. наук // Т.А. Сапегина. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
48. Е.Е. Сапогова. Психология развития человека. Учебное пособие // Е.Е. Сапогова. - Изд-во: Аспект Пресс, 2005 г. - 460 с.
49. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России // И. Сироткина; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 328 с., ил.
50. Скрыпко М. И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга. Автореф.дис. канд.пед.наук, - 2002. - 175 с.
51. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие / А.В. Соколов. - СПб. Издательство Михайлова В. А., - 2002.
- 461 с.
52. Солдатченко А.Л. Система формирования коммуникативности
старшеклассников общеобразовательной школы: Автореф.дис.канд. пед.наук // А.Л. Солдатченко. - Магнитогорск, - 2001. - 186 с.
53. Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917 г.г. / Л.И. Тихвинская. - М.: Молодая гвардия. 2005г.- 527с.
54. Уварова Е. Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917—1945). / Е.Д. Уварова. - М.: Искусство, 1983. - 320 с.
55. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева. - 2-е изд. - М. : Сов.энцикл., 1989. - 814 с.
56. Шаболтай П.М. Проблемы развития отечественной эстрады, 1917 - 1929 гг. Автореф. дис.канд.искусствоведения / П.М. Шаболтай. - 2000.
- URL: http://www.dissercat.com/content/problemy-razvitiya-
otechestvennoi-estrady-1917-1929-gg
57. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. // Н. Шереметьевская. - М.: Искусство, 1985. - 416 с., ил.
58.Эльконин Д.Б.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б.Эльконин,Т.В.Драгунова, М.Э.Боцманова, А.В.Захарова. - М.: Просвещение , 1967, - 360с.
59. Эстрада. Большая советская энциклопедия. -3-е изд. - М.: Сов.энцикл.
- 1969-1978. URL: http://bse.sci-lib.com/article127250.html
60. Яшин Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций. учеб.пособ. для учащ. высш.учеб.зав // Б.Л. Яшин. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 243 с.