РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ 6
1.1 Понятие связной речи. Становление связной речи в онтогензе 6
1.2. Определение понятия заикание. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием 11
1.3 Анализ методик по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 16
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙРАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ 26
2.1. Методы и приемы обследования связной речи детей старшего
дошкольного возраста с заиканием 26
2.2. Состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с
заиканием 31
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию
связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 36
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ 6
1.1 Понятие связной речи. Становление связной речи в онтогензе 6
1.2. Определение понятия заикание. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием 11
1.3 Анализ методик по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 16
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙРАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ 26
2.1. Методы и приемы обследования связной речи детей старшего
дошкольного возраста с заиканием 26
2.2. Состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с
заиканием 31
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию
связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 36
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. (МКБ-10) [19]
Заикание представляет собой одну из острых проблем во всем мире. Согласно статистическим данным в России 3 506 400 человек нуждаются в лечении заикания (логоневроза). Из них: дети и школьники - 2 103 640 человек. Дети и школьники с тяжёлой формой заикания - 147 255 человек. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. В последние годы в развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы на нервную систему ребенка. [54]
Независимо от этиологии нарушения заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, что препятствует полноценному общению, выражению своих мыслей, использованию связной речи. [55]
Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Становление связной речи в дошкольном возрасте определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе. [19]
В течение многолетней истории исследования заикания достигнуты серьезные успехи в изучении, исправлении и предупреждении данной речевой патологии у детей. При этом необходимость углубленного изучения и преодоления заикания у детей дошкольного возраста определяется пропедевтической значимостью своевременной коррекции заикания на ранних возрастных этапах (Гиляровский В.А.). В то же время эта проблема все также далека от своего окончательного решения.
Существующая в настоящее время система преодоления заикания у детей дошкольного возраста ставит своей целью в процессе постепенного перехода от ситуативной речи к контекстной сформировать у заикающихся детей к началу школьного обучения способность пользоваться свободной от судорожных запинок монологической речью. [57]
Однако в литературе (Абелева И.Ю., Ястребова А.В. и др.) все чаще встречаются указания, свидетельствующие о недостатках связной речи заикающихся школьников. Авторы сообщают о ряде характерных ошибок развернутых связных высказываний заикающихся учащихся и отмечают, что эти ошибки в свою очередь вызывают усиление заикания, а также нередко отрицательно сказываются на учебной деятельности детей.
Данная актуальность позволяет сформулировать тему нашего исследования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием».
Цель исследования: теоретически и практически обосновать проблему исследования и определить содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Объект - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Предмет - особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Цель, объект и предмет позволяют определить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с заиканием.
3. Изучить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
4. Разработать на основе результатов диагностики содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Качественный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Анализ учебно-воспитательного процесса.
3. Обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 4 ребенка 5-6 летнего возраста с заиканием. (старшая группа).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного комплекса методов и приемов коррекционно-развивающей работы в дальнейшей работе педагогов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Заикание представляет собой одну из острых проблем во всем мире. Согласно статистическим данным в России 3 506 400 человек нуждаются в лечении заикания (логоневроза). Из них: дети и школьники - 2 103 640 человек. Дети и школьники с тяжёлой формой заикания - 147 255 человек. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. В последние годы в развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы на нервную систему ребенка. [54]
Независимо от этиологии нарушения заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, что препятствует полноценному общению, выражению своих мыслей, использованию связной речи. [55]
Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Становление связной речи в дошкольном возрасте определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе. [19]
В течение многолетней истории исследования заикания достигнуты серьезные успехи в изучении, исправлении и предупреждении данной речевой патологии у детей. При этом необходимость углубленного изучения и преодоления заикания у детей дошкольного возраста определяется пропедевтической значимостью своевременной коррекции заикания на ранних возрастных этапах (Гиляровский В.А.). В то же время эта проблема все также далека от своего окончательного решения.
Существующая в настоящее время система преодоления заикания у детей дошкольного возраста ставит своей целью в процессе постепенного перехода от ситуативной речи к контекстной сформировать у заикающихся детей к началу школьного обучения способность пользоваться свободной от судорожных запинок монологической речью. [57]
Однако в литературе (Абелева И.Ю., Ястребова А.В. и др.) все чаще встречаются указания, свидетельствующие о недостатках связной речи заикающихся школьников. Авторы сообщают о ряде характерных ошибок развернутых связных высказываний заикающихся учащихся и отмечают, что эти ошибки в свою очередь вызывают усиление заикания, а также нередко отрицательно сказываются на учебной деятельности детей.
Данная актуальность позволяет сформулировать тему нашего исследования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием».
Цель исследования: теоретически и практически обосновать проблему исследования и определить содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Объект - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Предмет - особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Цель, объект и предмет позволяют определить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с заиканием.
3. Изучить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
4. Разработать на основе результатов диагностики содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Качественный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Анализ учебно-воспитательного процесса.
3. Обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 4 ребенка 5-6 летнего возраста с заиканием. (старшая группа).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного комплекса методов и приемов коррекционно-развивающей работы в дальнейшей работе педагогов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
В соответствии с задачами исследования в первой главе квалификационной работы был осуществлен анализ психолого- педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Стойкое отставание заметно в формировании всех компонентов речевой системы, как звуковой, так смысловой сторон речи.
Таким образом, особенности связной речи при заикании затрудняют формирование коммуникативной компетентности, вследствие чего значительно снижается эффективность взаимодействия с окружающим миром и дальнейшая социализация ребенка в обществе.
Заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению.
Нами были проанализированы методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау, Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, В. И. Селиверстова, Г.А. Волковой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Экспериментальная работа, направленная на изучение особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием, представлена в констатирующем эксперименте.
Проведенное нами исследование показало, что у детей недостаточно сформированы артикуляционная моторика и речевое дыхание, лексико-грамматическая сторона речи и фонематический слух. Низкие результаты обследования данных критерий позволяют нам сделать вывод и о низком уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
При правильном определении содержания коррекционной работы с детьми с заиканием возможно корригировать недостатки связной речи и она будет иметь положительную динамику в своем развитии. На основании изученной теории и проведенной диагностики мы разработали содержание коррекционной работы с использованием разных методов и приемов.
При разработке содержания коррекционной работы по развитию связной речи детей, имеющих заикание, учитывалось, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи имеют тесную связь с развитием познавательных процессов; учитывались особенности каждого ребенка.
В результате включения в занятия специальных методов и приемов у детей начала улучшаться речь, фразы стали объемнее, уменьшилось количество лексико-грамматических ошибок.
Мы предполагаем, что использование данных методов работы будет способствовать эффективности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Представленный практический материал может быть использован логопедами, воспитателями, родителями, педагогами дошкольного образовательного учреждения на индивидуальных и фронтальных занятиях.
Таким образом, можно считать, что цель нашей работы достигнута, задачи выполнены.
Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Стойкое отставание заметно в формировании всех компонентов речевой системы, как звуковой, так смысловой сторон речи.
Таким образом, особенности связной речи при заикании затрудняют формирование коммуникативной компетентности, вследствие чего значительно снижается эффективность взаимодействия с окружающим миром и дальнейшая социализация ребенка в обществе.
Заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению.
Нами были проанализированы методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау, Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, В. И. Селиверстова, Г.А. Волковой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Экспериментальная работа, направленная на изучение особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием, представлена в констатирующем эксперименте.
Проведенное нами исследование показало, что у детей недостаточно сформированы артикуляционная моторика и речевое дыхание, лексико-грамматическая сторона речи и фонематический слух. Низкие результаты обследования данных критерий позволяют нам сделать вывод и о низком уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
При правильном определении содержания коррекционной работы с детьми с заиканием возможно корригировать недостатки связной речи и она будет иметь положительную динамику в своем развитии. На основании изученной теории и проведенной диагностики мы разработали содержание коррекционной работы с использованием разных методов и приемов.
При разработке содержания коррекционной работы по развитию связной речи детей, имеющих заикание, учитывалось, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи имеют тесную связь с развитием познавательных процессов; учитывались особенности каждого ребенка.
В результате включения в занятия специальных методов и приемов у детей начала улучшаться речь, фразы стали объемнее, уменьшилось количество лексико-грамматических ошибок.
Мы предполагаем, что использование данных методов работы будет способствовать эффективности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Представленный практический материал может быть использован логопедами, воспитателями, родителями, педагогами дошкольного образовательного учреждения на индивидуальных и фронтальных занятиях.
Таким образом, можно считать, что цель нашей работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Интонационная выразительность речи у заикающихся детей старшего дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста ДИЗАРТРИЕЙ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией в старшем дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 111 уровня посредством сюжетно-ролевой юры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по совершенствованию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



