Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Работа №80772

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ 6
1.1 Понятие связной речи. Становление связной речи в онтогензе 6
1.2. Определение понятия заикание. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием 11
1.3 Анализ методик по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 16
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙРАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ 26
2.1. Методы и приемы обследования связной речи детей старшего
дошкольного возраста с заиканием 26
2.2. Состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с
заиканием 31
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию
связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 36
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. (МКБ-10) [19]
Заикание представляет собой одну из острых проблем во всем мире. Согласно статистическим данным в России 3 506 400 человек нуждаются в лечении заикания (логоневроза). Из них: дети и школьники - 2 103 640 человек. Дети и школьники с тяжёлой формой заикания - 147 255 человек. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. В последние годы в развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы на нервную систему ребенка. [54]
Независимо от этиологии нарушения заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, что препятствует полноценному общению, выражению своих мыслей, использованию связной речи. [55]
Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Становление связной речи в дошкольном возрасте определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе. [19]
В течение многолетней истории исследования заикания достигнуты серьезные успехи в изучении, исправлении и предупреждении данной речевой патологии у детей. При этом необходимость углубленного изучения и преодоления заикания у детей дошкольного возраста определяется пропедевтической значимостью своевременной коррекции заикания на ранних возрастных этапах (Гиляровский В.А.). В то же время эта проблема все также далека от своего окончательного решения.
Существующая в настоящее время система преодоления заикания у детей дошкольного возраста ставит своей целью в процессе постепенного перехода от ситуативной речи к контекстной сформировать у заикающихся детей к началу школьного обучения способность пользоваться свободной от судорожных запинок монологической речью. [57]
Однако в литературе (Абелева И.Ю., Ястребова А.В. и др.) все чаще встречаются указания, свидетельствующие о недостатках связной речи заикающихся школьников. Авторы сообщают о ряде характерных ошибок развернутых связных высказываний заикающихся учащихся и отмечают, что эти ошибки в свою очередь вызывают усиление заикания, а также нередко отрицательно сказываются на учебной деятельности детей.
Данная актуальность позволяет сформулировать тему нашего исследования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием».
Цель исследования: теоретически и практически обосновать проблему исследования и определить содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Объект - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Предмет - особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Цель, объект и предмет позволяют определить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития связной речи детей дошкольного возраста с заиканием.
3. Изучить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
4. Разработать на основе результатов диагностики содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Качественный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Анализ учебно-воспитательного процесса.
3. Обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 4 ребенка 5-6 летнего возраста с заиканием. (старшая группа).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного комплекса методов и приемов коррекционно-развивающей работы в дальнейшей работе педагогов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с задачами исследования в первой главе квалификационной работы был осуществлен анализ психолого- педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Стойкое отставание заметно в формировании всех компонентов речевой системы, как звуковой, так смысловой сторон речи.
Таким образом, особенности связной речи при заикании затрудняют формирование коммуникативной компетентности, вследствие чего значительно снижается эффективность взаимодействия с окружающим миром и дальнейшая социализация ребенка в обществе.
Заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению.
Нами были проанализированы методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау, Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, В. И. Селиверстова, Г.А. Волковой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Экспериментальная работа, направленная на изучение особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием, представлена в констатирующем эксперименте.
Проведенное нами исследование показало, что у детей недостаточно сформированы артикуляционная моторика и речевое дыхание, лексико-грамматическая сторона речи и фонематический слух. Низкие результаты обследования данных критерий позволяют нам сделать вывод и о низком уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
При правильном определении содержания коррекционной работы с детьми с заиканием возможно корригировать недостатки связной речи и она будет иметь положительную динамику в своем развитии. На основании изученной теории и проведенной диагностики мы разработали содержание коррекционной работы с использованием разных методов и приемов.
При разработке содержания коррекционной работы по развитию связной речи детей, имеющих заикание, учитывалось, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи имеют тесную связь с развитием познавательных процессов; учитывались особенности каждого ребенка.
В результате включения в занятия специальных методов и приемов у детей начала улучшаться речь, фразы стали объемнее, уменьшилось количество лексико-грамматических ошибок.
Мы предполагаем, что использование данных методов работы будет способствовать эффективности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Представленный практический материал может быть использован логопедами, воспитателями, родителями, педагогами дошкольного образовательного учреждения на индивидуальных и фронтальных занятиях.
Таким образом, можно считать, что цель нашей работы достигнута, задачи выполнены.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений стр.253
2. Андронова, Л. З. Коррекция интонационной стороны речи при заикании // журнал Дефектология./Л.З.Андронова. -1988 г., №6. С 22¬29.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов./Е.Ф.Архипова .¬М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов/ Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.- 319 с.
5. Бабина Г.В.,Идес, Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией./Г.В. Бабина.- М., 1989 г.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения./ В.П. Балобанова, Л.Г.Богданова. - С.- П.,«Детство-пресс», 2001. - 240 с.
7. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: в 7 т. / М.М. Бахтин. - М.: Русские словари./М.М. Бахтин.- 1996. - Т. 5. - 476 с
8. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. -287 с.
9. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия Заикание: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / под ред. Л.И. Белякова, Е.А.
Дьякова. - М. - «Академия» , 2003. - 208 с.
10. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с
детьми./А.И.Богомолова.- М.: СПб. Библиополис. - 2004. - 134 с.
11. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи./Е.А.Брызгуова. - М., 1972 г.
12. Величук, А.П. Методика развития речи в начальной школе. /
A. П. Величук. - Л.: Просвещение, 1982. - 278 с.
13. Волкова Л.С. Логопедия./Л.С.Волкова. - М.: Просвещение, 2005.- 147 с.
14. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003 г.
15. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
16. Выготский ,Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
17. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
18. Глухов ,В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР /
B. П. Глухов.- М., 2007. - 68 с.
19. Дефектология: Словарь-справочник/ Авт. сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: «Новая школа», 2006. - 350 с.
20. Дьякова, Е.А. Особенности чтения вслух у заикающихся //Журнал Дефектология/ Е.А. Дьякова .-2000 - № 6. - с. 23 - 28.
21. Жукова ,Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)
22. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и Психологические аспекты/А.Н.Корев. - СПб, 2006. -
235 c.
23. Крупенчук, О. И., Воробьева, Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств
/О.И.Крупенчук. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. - 96 с.: ил. - (Серия «Уроки логопеда»).
24. Лалаева. Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников /Р.И. Лалаева, Серебрякова Н.В.- СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.
25. Лапухина, И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи/И.С.Лапухина. - М.: Аквариум, 2005. - 115 с.
26. Леонтьев.А.А. Язык, речь, речевая деятельность/А.А. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1995. - 214 с.
27. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина.- М.: ВЛАДОС.2006. - 144 с.
28. Логопедия. Методические рекомендации// Режим доступа:http: //www.logopedihka.narod.ru
29. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии/Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова.- С.-Петербург «Образование» 1994 г. - 502 с.
30. Лопатина, Л.В., Позднякова, Л.А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // журнал Логопедия/Л.В.Лопатина,Л.А.Позднякова.- №1(3) 2004
31. Михайличенко, Л.А. Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением речевой деятельности/Л.А.Михайличенко.- Ставрополь.2000 г. - 112 с.
32. Михайлова, Е.А. О роли и специфике невербальных средств в процессе коммуникации заикающихся//журнал Логопед в детском саду/Е.А.Михайлова.- № 2/ 2005 г.
33. Пассов, Е.В. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.В. Пассов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223с.
34. Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 7-е, доп. и перераб./О.В.Правдина. — М.: «Просвещение». 2003. - 205 с.
35. Практическая логопедия//Режим доступа:
http: //www.logopedi.narod.ru
36. План по самообразованию учителя-логопеда [Электронный ресурс] // Logopediya.ruРежим доступа: // http://www.logoped.ru/gogogs01.htm
37. План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса [Электронный ресурс] //Logopediya.ruРежим доступа: //http://www.logoped.ru/lomotn01 .htm
38. Резниченко, Т.С. Чтобы ребёнок не заикался / Т.С. Резниченко.
- М., 2000. - 205 c.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубенштейн .- СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
40. Селиверстов, В.И. Заикание у детей/В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 2000. -122 с.
41. Серебрякова, Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей - дошкольников с нарушениями речи // Речевые и нервно - психические расстройства у детей и подростков /Н.В. Серебрякова. -Л., 2007.
42. Скобликова, С.Б. Заикание: лицом к лицу/С.Б.Скобликова.- ООО «РусНеруд», 2010. - 306 с.
43. Сорокина, В.Т. Исследование особенностей мелодико¬интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом // журнал Логопедия/В.Т. Сорокина.- 1(7) 2005 г.
44. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста/Е.И.Тихеева.- М.: Просвещение,1981
45. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/О.С.Ушакова. -
М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
46. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие в 2 т. Т. 1/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М., 1997 г
47. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.) / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. - 223с.: ил.
48. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/Т.Б. Филичева.- Монография.- М., 2000. - 314 с.
49. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ С.Н.Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
50.Чевелева, И.А. Преодоление заикания у детей / И.А. Чевелева.
- М.: Гном, 2001. - 128 с.
51.Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие. / А.В. Чулкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 220 с.
52.Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
53. Яшина, Н. П. Учить детей трудно, но интересно /Н.П.Яшина.- Начальная школа. -2001 - №6
54. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00100693 0.html
55. https://ilive.com.ua/health/zaikanie-u-detey 97041i15937.html
56. https: //www.pdou.ru/categories/5/articles/1738
57. https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-istoriya-i-obzor-sovremennogo-sostoyaniya-problemy


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ