Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №80766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 7
1.2 Специфика речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.3 Особенности использования дидактических игр для активизации словаря старших дошкольников с задержкой психического развития.
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1 Организация и содержание обследования словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
2.2 Состояние словаря у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития 25
2.3 Содержание работы по использованию дидактических игр для активизации словаря старших дошкольников с задержкой психического развития 30
Выводы по II главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 47


Формирование гармонично развитой личности представляет собой одну из самых важных целей педагогической теории и практики на данном этапе развития нашего общества. В наше время становление и раскрытие потенциала детей, развитие их внимания, способности мыслить, предоставление комфортных условий для увеличения жизненного опыта и становления личности является основной целью современной педагогики.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях дошкольной организации должна занимать исключительное положение.
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций [9, с. 56]. По разным данным, дети с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11% из числа всех детей [3].
Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У этих детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковых (фонетика) и смысловых сторон (грамматика и лексика).
В настоящее время в рамках введения новых ФГОС ДОО, проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в теории, так и в практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии. Для детей с ЗПР характерны низкий уровень психических процессов, ослабленное состояние нервной системы, недостаточность моторного развития: низкий уровень развития как крупной, так и тонкой моторики.
Такие дети характеризуются скудностью словарного запаса, и, в современных условиях привычным является тот факт, что к началу обучения в школе дети не просто слабо владеют словом, отмечаются многочисленные ошибки в употреблении слов, из-за недостаточного понимания их смысла, как следствие перечисленного - прежние методы развития речи не достаточны, чтобы преодолеть эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.
К сожалению, не многие педагоги, воспитатели дошкольных учреждений обращают внимание на использование в коррекционно-развивающей работе дидактических игр, направленных именно на пополнение, уточнение и актуализацию словаря ребёнка с ЗПР.
В специальной психологии в настоящее время имеется ряд исследований, посвященных специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом старших дошкольников с ЗПР, данные исследования написаны такими авторами, педагогами, психологами как Н. Ю. Борякова, Н. В. Елфимова, Е. К. Иванова, И. А. Коробейников, Л. В. Кузнецова, Н. Г. Лутонян, Е. С. Слепович, Т. А. Стрекалова, У. В. Ульенкова, и другие. В данных исследованиях идет речь о необходимости актуализации словаря дошкольников с помощью наиболее присущего им вида деятельности - с помощью игр.
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника, занимаясь которой дети учатся, и, следовательно, чем ранее будет начата работа по активизации словаря с дошкольниками с ЗПР, тем более гармоничным будет их развитие, и использование дидактических игр в данном случае целесообразно - данным фактом обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования - изучение особенностей использования дидактических игр для активизации словаря старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу проблеме исследования.
2. Выявить особенности становления речи у детей с задержкой психического развития.
3. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать картотеку дидактических игр, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Обозначить рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы по развитию словарного запаса со старшими дошкольниками с задержкой психического развития с использованием дидактических игр.
Объект данного исследования - словарь детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования - специфика использования дидактических игр для активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
- Эмпирические: анализ психолого-педагогического опыта, психолого-педагогическое наблюдение, методы обработки результатов исследования, анализ результатов.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 "Вишенка" поселка Вишневогорск» Каслинского муниципального района. В исследовании принимали участие воспитанники старшей дошкольной специализированной группы с ЗПР, количество детей - 8 человек.
Теоретическая значимость исследования - обобщен материал по использованию дидактических игр при активизации словаря старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного материала в процессе коррекционно-развивающей работы с целью активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Задержка психического развития представляет собой одну из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, в результате которого у детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. У этих детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковых (фонетика) и смысловых сторон (грамматика и лексика).
Такие дети характеризуются скудностью словарного запаса, и, в современных условиях привычным является тот факт, что к началу обучения в школе дети не просто слабо владеют словом, отмечаются многочисленные ошибки в употреблении слов, из-за недостаточного понимания их смысла, как следствие перечисленного - прежние методы развития речи не достаточны, чтобы преодолеть эти проблемы, приходится искать новые пути их решения.
Целью исследования явилось изучение особенностей использования дидактических игр для активизации словаря старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для поставленной цели в ходе исследования нами был решён ряд задач.
Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Было выявлено, что принято выделять индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития, данные особенности отличают их от детей с нормальным психическим развитием и умственно отсталых детей. Одной из типичных особенностей детей с ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности детей:
• недостаточность общего запаса знаний,
• незрелость мышления,
• ограниченность представлений об окружающем мире,
• малая интеллектуальная целенаправленность,
• преобладание игровых интересов,
• чрезмерная перенасыщаемость в интеллектуальной деятельности [3].
Далее нами были выявлены особенности становления речи у детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющиеся в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.
У дошкольников с ЗПР не сформировано использование элементов речи на практическом уровне, и это ограничивает возможность перехода к усвоению речи на более высокий уровень.
Если анализировать словарь детей с ЗПР, то можно отметить значительное расхождение между пассивным и активным словарем; неточное употребление слов; мало слов, обозначающих общие понятия и конкретизирующих эти понятия; затруднена активизация словарного запаса. Лексический строй речи детей с ЗПР скуден. Отмечаются трудности в составлении предложения по опорным словам.
На основании проведённого анализа литературы по проблеме исследования нами была подобрана методика обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и проведён констатирующий эксперимент.
Основываясь на данных, полученных после проведения эксперимента, пришли к следующим выводам.
У большинства детей с ЗПР данной группы уровень сформированности словаря является средним. В процессе выполнения заданий испытуемые неоднократно обращались за помощью к воспитателю, используя при этом междометия, были малоактивны. У двоих детей был зафиксирован низкий уровень развития речи. Высокого уровня в данной группе не было обнаружено ни у кого.
Основываясь на результатах проведённого обследования, мы разработали картотеку дидактических игр, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На завершающем этапе исследования мы обозначили рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы по развитию словарного запаса со старшими дошкольниками с задержкой психического развития с использованием дидактических игр.
В частности, рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах; игра должна соответствовать программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей, формировать социальные навыки у старших дошкольников с ЗПР; необходимо тщательно подготовиться к игре самому педагогу: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме.



1. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для школьников [Текст]: учеб. пособие / Е. И. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - 189 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М: Просвещение, 2001. - 144с.
3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения:
Нейропсихологический подход [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
4. Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Апинян / - Спб.: Радуга, 2003. - 189 с.
5. Березина, Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования [Текст]: статья / Т.Н.Березина // AlmaMater: Вестник высшей школы. - 2009. - № 8. - С. 11-37.
6. Брагинский, В. В. Необычные дети в обычной школе / В.В. Брагинский [Текст] // Медицинский журнал России. - 2011. - № 4. - С. 12¬23.
7. Волкова, С.И., Столяров Н.Н. Развитие познавательных способностей для детей на уроках математики [Текст] / С.И. Волкова, Н.Н. Столяров // Журнал «Начальная школа». - №7, 2015. - С. 22-27.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012. - 278 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 2001. - 244 с.
10. Говорова, Р.В., Дьяченко О.П., Цеханская, Л.В. Игры и
упражнения для развития умственных способностей у детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.В. Говорова, О.П. Дьяченко, Л.В. Цеханская. - М:Эксмо, 2003. - 121 с.
11. Гурин, В.Е., Солопанова, О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие [Текст]: учеб. пособие / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова / Краснодар: 1-я типография, 2009. -140 с.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: учеб. пособие / В.В. Давыдов. - М.: ПРИОР, 2012. - 239 с.
13. Дети с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. - М.: Педагогика, 2004. - 284 с.
14. Добринская, Е.Л., Соколов, Э.И. Свободное время и развитие личности [Текст]: учеб. пособие / Е.Л. Добринская, Э.И. Соколов. - Спб.: Наука, 2008. - 167 с.
15. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева. - Екатеринбург: Феникс, 2009.- 319 с.
16. Жинкин Н.И. Нарушение речи у дошкольников [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 2002. - 188 с.
17. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст]: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2017. - 285 с.
18. Занков, Л.В. Обучение и развитие [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Занков. - М.: Элита, 2012. — 233 с.
19. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.Г Зикеев. - М.: Академия, 2003.- 190 с.
20. Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной познавательной деятельности [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Е.М. Ишмуратова. - М.: Академический Проект, 2014. - 250 с.
21. Крашенинников. Е.Е. Диалектическое обучение [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Е.Е. Крашенинников // Школьные технологии. - 2010. - № 6. - С. 79-89.
22. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Л.М. Костина. - Спб.: Речь, 2013. - 149 с.
23. Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция
структуры учебной познавательной деятельности младшего школьника [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Н.Ф. Круглова. - М.: Московский
психолого-социальный институт, 2017. - 238 с.
24. Куприянов, Б.В. Шесть граней ролевой игры [Текст]: учеб. пособие / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2010. - №2. - С. 48-57.
25. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 281 с.
26. Лернер, И.Н. Процесс обучения и его закономерности [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Лернер. - М.: Наука, 2010. - 209 с.
27. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]: учеб. пособие / М.И. Лисина. - М.: Прогресс, 2014. - 316 с.
28. Люблинская, А.А. Детская психология Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]: учеб. пособие / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2017. - 265 с.
29. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / А.Р.Лурия . - М.: МГУ, 2002.- 431 с.
30. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст]: учеб. пособие / Н.Я. Михайленко. - М.: Дошкольное воспитание, 2010. - 233 с.
31. Михеева, Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования [Текст]: статья // Науч. - практ. жур.
«Академический вестник», Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2012. - Вып. 1(5). - С. 41-47.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество [Текст]: учеб. пособие / В.С. Мухина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2014. - 437 с.
33. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Л.Ф. Обухова. - М.: Элита, 2015. - 287 с.
34. Обухова, Л.Ф. Некоторые особенности психического развития детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения чтения и письма [Текст]: статья / Л.Ф. Обухова // Школьный логопед. - 2011. - № 2. - С.41-44.
35. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в познавательной деятельности педагога [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 271 с.
36. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / М.Н. Перова. - М: Просвещение 2014. - 144 с.
37. Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество [Текст]: учеб. пособие / М.М. Поташник. - М.: Наука, 2017. - 190 с.
38. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / под ред. М.М. Дубровиной. - М: Просвещение, 2016 - 225 с.
39. Раченко, И.П. НОТ учителя [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / И.П. Раченко. - М.: Педагогика, 2002. - 138 с.
40. Репинцева, Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром [Текст]: методическое пособие / Г.И. Репинцева. - М.: ФОРУМ, 2008. - 248 с.
41. Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании [Текст]: методическое пособие / Н.В. Самоукина. М.: Народное образование, 2006. - 239 с.
42. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: методическое пособие / В.А. Сластенин. - М.: Лидер-М., 2018. - 229 с.
43. Селиванов, В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 245 с.
44. Скульский, Р.П. Учимся быть учителем [Текст]: учеб. пособие / Р.П. Скульский. - М.: Педагогика, 2006. - 200 с.
45. Столяренко, В.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб.
пособие по спецкурсу / В.А. Столяренко. - Минск: НовПресс, 2007. - 288 с.
46. Сиденко, А. П. Игровой подход в обучении [Текст]: учеб.
пособие / А.П. Сиденко // Народное образование, 2011. - №8 - С. 56-71.
47. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать [Текст]: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей / Ю.Г. Тамберг. - СПб.: Речь, 2005 - 177 с.
48. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
49. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей
дошкольника [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Г. А. Урунтаева. - М.:
Эксмо-Пресс, 2013. — 311 с.
50. Харламов, И.В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.В. Харламов. - М.: Высшая школа, 2008. - 209 с.
51. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2009. - 289 с.
52. Янковская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод.пособие для учителей и воспитателей [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу / М.Г. Янковская. - М.: Просвещение, 2013. - 278 с.
53. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ. [Электронный ресурс]: свод законов / М.: МФТИ, 2009. - Режим доступа к журн.: www.edu.ru,свободный.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт
школьного образования. [Электронный ресурс]: свод законов / Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155) - Режим доступа
www.gosstand.ru, свободный.
55. Педагогическая страничка. Опыт педагогов [Электронный
ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. пед. ин-т. - Электрон. журн. - Долгопрудный: МПУ, 2008. - Режим доступа к
журн.: http: //www.ug. ru/method_article/260


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ