Введение 3
Глава 1. Психолого- педагогические основы управления образовательным пространством для обучающихся с нарушением осанки 7
1.1. Концептуальные основы здоровья и здоровьесберегающей
деятельности человека в современных условиях 7
1.2. Особенности управления образовательным пространством
современной школы 19
1.3 Факторы, влияющие на индивидуально-типологические особенности подростков с нарушением осанки 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Организация исследовательской работы по оценке эффективности управляемого здоровьесберегающего пространства для подростков с нарушением осанки 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2 Система здоровьесберегающего пространства для обучающихся
подросткового возраста с нарушением осанки 34
Выводы по 2 главе 43
Глава 3. Собственные результаты исследования и их обсуждения 44
3.1. Результаты оценки исследуемых компонентов здоровья подростков с дисфункцией осанки на констатирующем этапе педагогического эксперимента 44
3.2 Результаты оценки компонентов здоровья подростков с нарушениями осанки на контрольном этапе педагогического эксперимента 51
Выводы по 3 главе: 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
В современной психолого-педагогической литературе достаточно разработаны вопросы управления образовательными организациями. Вопросы управления образовательной организацией в Российской педагогике разрабатывались Ю.А. Конаржевским, B.C. Лазаревым, М.М. Поташником, П.И. Третьяковым, Р.Х. Шакуровым, М.А. Моисеев и др.
В педагогической науке теория моделирования и проектирования образовательного пространства представлена в работах Н. К. Алексеева, В. П. Беспалько, Н. И. Гузеева, В. М. Монахова, Г. К. Селевко, В. И. Слободчикова, Е. Н. Степанова и др.
Герт В.А., Королева С.В. описывают модель образовательного пространства, в которой для эффективности развития способностей, индивидуальности к ценностно-смысловому самоопределению и самореализации предлагают определить результаты, задачи, принципы и условия.
В тоже время здоровьесберегающее образовательное пространство можно рассматривать как сложную многоуровневую и многоотраслевую систему (Касимов Р.А.)
Касимовым Р.А. выделены основные компоненты сформированности здоровьесберегающего образовательного пространства: организационно-правовые, социально-педагогические, информационные. Шевко Н.Р. Турутина Е.Э. отмечают значимость создания информационно-образовательного пространства для формирования компонентов здоровьесбережения.
В тоже время в образовательном пространстве осуществляются процессы роста и развития обучающихся трех категорий: здоровые дети, дети с нарушениями функций и дети с особыми возможностями здоровья. Различные виды нарушений осанки у детей школьного возраста встречаются в 66,9% и относятся к функциональным отклонениям.
Кочеткова Е.А.; Аксенова А.М., Бутова О.А., Кузякова Л.М., Бутов В.С. считают ведущим фактором в нарушении осанки генетический фактор, обусловливающий конституциональные признаки организма.
Барладян О.М., Ефименко П.Б., указывают на условия обучения в образовательных учреждениях.
Лаврентьев О.Э., Кривошапкина Д.М., Смагулов Н.К., Голобородько Е.А., Половко Ю.И., Сидоренко Г.И., Кучма В.Р выделяют экологический фактор, отражающий воздействие загрязнения окружающей среды, а также природно-климатических условий и группу социально-гигиенических факторов.
Одним из противоречий является отсутствие в доступной литературе описания структурированного управляемого здоровьесберегающего пространства для подростков с нарушением осанки в условиях типового образовательного учреждения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность управляемой системы здоровьесберегающего пространства для подростков с нарушением осанки
Предмет: образовательное пространство для подростков с нарушением осанки
Объект: Эффективность управления образовательным пространством для подростков с нарушением осанки.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
- подобрать диагностические методики, которые направлены на определение уровня эффективности, разработанной здоровьесберегающей системы для подростков с нарушением осанки;
- разработать систему здоровьесберегающего пространства для подростков с нарушением осанки;
- проверить гипотезу исследования, проведя диагностику морфофункционального, знаньевого, мотивационного и рефлексивного
критериев эффективности разработанной экспериментальной работы.
Гипотеза исследования
Состояние здоровья, мотивация к здоровому образу жизни, самооценка ЗОЖ и знания о здоровье у подростков с нарушением осанки будут улучшаться в управляемом здоровьесберегающем пространстве.
Наше исследование состояло из следующих этапов:
1) в октябре 2016 г. - мае 2017 г. изучалась полноту изложения данной проблемы в психолого-педагогической литературе, уточняли основные понятия, в том числе «образовательное пространство», формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения исследовательской работы, подбирался методический инструментарий. Проведен констатирующий эксперимент. Отобрана группа подростков 7-8 класса в составе 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 13-14 лет с нарушением осанки. Исследуемая группа находилась в структурируемом образовательном пространстве, исследование спланировано по типу квазиэксперимента.
2) в сентябре - октябре 2017 г. было проработано содержание
формирующего этапа работы, а также была разработана система
здоровьесберегающего пространства для подростков с нарушением осанки. Базой для реализации модели послужила МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа.
Внедрение системы проходило с ноября 2017 г. - май 2018 г. в рамках формирующего этапа эксперимента.
3) на третьем этапе оценили уровень эффективности модели здоровьесберегающего пространства для подростков с нарушением осанки
4) на четвертом этапе проводились обработка и анализ собственных результатов педагогического эксперимента, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
Экспериментальная работа организована на базе МОУ «СОШ № 21» Копейского городского округа.
В исследуемую группу вошли обучающиеся 13-14 лет, так как эта возрастная группа является наиболее многочисленной по наличию функционального отклонения осанки. В группу вошли 20 человек, по гендерному типу 10 мальчиков и 10 девочек.
Методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
2. Анализ медицинских карт обучающихся
3. Анкета «Здоровье, здоровый образ жизни» (разработана институтом возрастной физиологии РАО, под руководством д.б.н. М.М. Безруких для учащихся 8-11 класса)
4. Тест «Индекс отношения к здоровью» (С.Дерябо, В.Ясвин, кандидаты психологических наук, МГИИИ).
5. Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (В.Д. Пурин).
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования спроектированной здоровьесберегающей среды в условиях типового образовательного учреждения.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка, состоящего из 63 источников и приложений. Работа изложена на 79 страницах, содержит 3 таблицы и 12 рисунков.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил определить следующие заключения: здравотворческая активность человека является его внутренним ресурсом, определяющим мотивационную основу к здоровьесберегающей деятельности личности. При этом здоровьесберегающая деятельность индивида выражается в определённых действиях и поступках, основанных на взглядах и представлениях относительно факторов, влияющих на их физический и психический компоненты здоровья. Компоненты здоровья соподчинены и логически взаимосвязаны и могут быть количественно выражены, объективно измерены.
Компоненты здоровья формируются в условиях образовательного пространства и являются управляемыми.
Подростки с нарушением осанки характеризуются особенностями физического, психофизиологического и психического развития, поэтому характеризуются пониженным уровнем адаптивных возможностей к условиям образовательного пространства.
Образовательное пространство для подростков с нарушением осанки требует определенной структуры управления в контексте интеграции существующих здоровьесберегающих технологий. Компетентностный подход позволяет рассматривать образовательное пространство как «место», в котором формируются наиболее важные, социально востребованные «ключевые» компетенции личности, в том числе и компетенция здоровьсбережения. Рассматривая процесс управления образовательным пространством. с позиции системно-деятельностного подхода отметим функции управления: информационно-аналитическая, мотивационно¬
целевая, планово-прогностическая, контрольно- диагностическая, регулятивно-коррекционная, организационно-исполнительская.
В период обучения в магистратуре спланирована исследовательская работа по управлению здоровьесберегающей средой для подростков с нарушением осанки в общеобразовательном учреждении. Определена база исследования, цель и задачи, выделены этапы исследовательской работы.
По итогам анализа психолого-педагогической литературы определены критерии оценки эффективности управления образовательной средой: морфофункциональный, знаньевый, мотивационный и рефлексивный, а также показатели и методы: анализ медицинских карт, анкета «Здоровье, здоровый образ жизни», тест «Индекс отношения к здоровью», методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?».
На формирующем этапе исследования разработана система управления здоровьесберегающей средой для подростков с нарушением осанки на основе действующего Федерального государственного стандарта основного общего образования.
Система управляемой образовательной среды включала следующие компоненты: инфраструктура образовательного учреждения, организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся скорректированные образовательный программы, раздел «Работа с подростками с нарушением осанки» воспитательной работы, просветительская и организационная работа с родителями.
Результаты комплексной оценки уровня здоровья подростков с нарушением осанки контрольного этапа педагогического эксперимента выявил следующие:
- признаки деформации осанки не являются клинически стойкими, а лишь функциональными. Поэтому важно применение специальных условий, приемов и средств коррекции дисфункций осанки обучающихся подросткового возраста.
- негативную тенденцию в уровне знаний обучающихся о показателях и факторах среды оказывающих влияние и значимость на здоровье, обусловленные мероприятиями школьной среды при удовлетворительных показателях личного вклада в собственное здоровье, что указывает на малоэффективную деятельность, проводимую школой по повышению компетенции здоровьесбережения у школьников.
- у большинства обследованных подростков с нарушением осанки (65% выборки) констатирована низкая доминантность отношения к здоровью.
- абсолютное большинство подростков (80% обследованных) в процессе само оценочной деятельности определяют средний уровень помех для своего здоровья.
В этой связи важным является разработка и внедрение в образовательную деятельность школы специальной среды по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, в частности для лиц с признаками дисфункции осанки.
Внедрение в деятельность школы системы здоровьесберегающего пространства способствовало: снижению числа подростков с признаками дисфункции осанки на % объема обследованной выборки (со 100% до 25%). Наибольший терапевтический эффект получен у подростков с сутуловатой осанкой и кругло-вогнутой. достоверным положительным сдвигам в знаниях о здоровье и факторах их определяющих; возрастанию ценности и большей значимости, приоритетов в сохранности и укрепления здоровья у подростков с нарушением осанки и достоверному смещению определения помех здорового образа жизни в сторону самостоятельного разрешения возникающих проблем в ведении здорового образа жизни, что убедительно доказывает эффективность применяемой системы здоровьесберегающего пространства.
Полученные результаты соответствует цели и задачам исследовательской работы и подтверждают гипотезу о том, что состояние здоровья, мотивация к здоровому образу жизни, самооценка ЗОЖ и знания о здоровье у подростков с нарушением осанки улучшаются в управляемом здоровьесберегающем пространстве.
1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.
2. Акинин П. В., Фролова Н. Д. Кластеризация инновационно-образовательного пространства // Экономика образования. - 2012. - №4.
3. Аксенов А.М. Создание здоровьесберегающей среды как условие формирования здорового образа жизни у детей сирот // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - №. 2, С. 360-366.
4. Баянов О.М., Токарева И.В. Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 4. - 2010. - С. 25-28.
5. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2009. - №16.
6. Белова Т.Г. Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья детей // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - № 5. - 2016. - С. 418-419.
7. Большой психологический словарь / Под.ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко, 4-е издание [Электронный ресурс].
http://www.studfiles.ru/preview/976014/
8. Будаев, С.Д. К проблеме сохранения и укрепления здоровья населения // Вестник БГУ. - 2009. - №12. - С. 32-36.
9. Герт В.А., Королева С.В. Моделирование образовательного пространства образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. - 2013. - №2.
10. Дети реформ / Под ред. Римашевская Н.М., Лунякова Л.Г., Хоткина З.А. - М.: Институт экономических стратегий, 2011. - 304 с.
11. Доклад о состоянии санитарно-эпидемиологического
благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018. - 268 с.
12. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: Учебник для студ. вузов - М.: Владос, 1998 - 480 с.
13. Евлешина Н.А., Соломенко Л.Д., Абрамова Н.Н., Гринева Е.А. Использование здоровьесберегающих технологий в гимназическом образовании // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -№. 3. - 2016. - С. 69-75.
14. Единая межведомственная информационно-статистическая
система // fedstat.ru URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do(дата
обращения: 28.01.2019).
15. Естественное движение населения в разрезе субъектов
Российской Федерации за январь-декабрь 2012 года // gks.ru URL: http://www.gks.ru/free_doc/2012/demo/edn12-12.htm (дата обращения:
28.01.2019).
16. Зайцев, Г.К. Время педагогики здравосозидающей // Народное образование. - 2002. - № 6. - С. 119-123.
17. Зарипова М.С., Барон С.А. Создание здоровьесберегающего пространства школы // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 4. - 2010. - С. 32-35.
18. Касимов Р.А., Разварина И.Н. Апробация модели формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства на муниципальном уровне // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - №5 (35).
19. Касимов Р.А. О нормативной модели здорового образа жизни // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, №2 (38), 2015, С. 161-172.
20. Касимов Р.А. Формирование регионального
здоровьесберегающего образовательного пространства: монография / Р.А. Касимов. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. - 164 с.
21. Киселева Ю.С., Козликина О.Г., Чернецова О.О. Использование здоровьесберегающих технологий в общественно активной школе - Концепт.
- №7 (23). - 2013. - С. 21-25.
22. Кобринский, Б.А. Мониторинг состояния здоровья детей России на основе применения компьютерных технологий // Вестник Росздравнадзора. - 2010. - № 1. - С. 16-20.
23. Коган, В.З. Отношение к здоровью и пути его адекватного формирования как проблема общественного здоровья // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2006. - № 4. -С. 31-34.
24. Колбанов, В.В. Социальные детерминанты здоровья и образа жизни // Здоровье: сущность, диагностика и оздоровительные стратегии: материалы I Междунар. науч. конф. Радом, 2001. С. 25-30.
25. Копейкина, Н.А. Проблемы сохранения здоровья школьников / Н.А. Копейкина // Проблемы развития территории. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - № 60. - С. 44-52.
26. Крыжановский, Г.Н. Полисистемный саногенетический мониторинг: обеспечение функционального здоровья учащихся в ходе модернизации образования / Г.Н. Крыжановский, Л.А. Носкин, М.Ю. Карганов // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5. - № 5. - Прил. 1.
- С. 54-58.
27. Мереченкова И.В., Купряшева Л.А. Здоровьесберегающие технологии в школе // Здоровье и образование в XXI веке. - том 10 №1. - 2008. - С. 77-78.
28. Николаев И.С. Характеристика технологий сохранения и
укрепления здоровья населения // Acta biomedical Scientifica. - 2012. -
№6(88). - С. 168-170.
29. Пинчук Н.В., Якушкина М.С. Моделирование социокультурных сетей в процессе формирования образовательного пространства // ЧиО. - 2011. - №4.
30. Об образовании в Российской Федерации: Закон РФ от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ.
31. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803.
32. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61.
33. Репин С.А., Циринг Р.А. Системный подход как методологическое основание управления образовательной системой // тник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - №1.
34. Римашевская, Н.М. Здоровье школьников: тенденции и определяющие факторы / Н.М. Римашевская, А.А. Шабунова // Народонаселение. - 2011. - № 4. - С. 4-16.
35. Самарцева И.Ю., Курбачева Т.Л. Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - №4. - 2010. - С. 39¬43.
36. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Ч. 1: Явление и понятие: учеб. для студентов пед. специальностей - Челябинск: ЮУрГУ: ИЦ «Уральская академия», 2007. - 280 с.
37. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Ч. 2: Явление и понятие: учеб. для студентов пед. специальностей - Челябинск: ЮУрГУ: ИЦ «Уральская академия», 2008. - 266 с.
38. Сивцова А.М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учереждении на последующую адаптацию ребенка к школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №. 51, 2008, С. 289-292.
39. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2005.
40. Третьяков, П.И. Практика управления современной школой: опыт педагогического менеджмента - М.: МПУ, 1995. - 204 с.
41. Третьякова, Н.В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. Ун-т», 2009. - 176 с.
42. Управление школой. Теоретические основы и методы: учеб. пособие / под ред. В.С. Лазарева. - М.: Центр социал. и экон. исследований, 1997. - 336 с.
43. Федоров, А.И. Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья,физической активности и образа жизни школьников // А.И. Федоров, С.Б. Шарманов. - М.: ЧГНОЦУО РАО, 2004. - 88 с.
44. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: руководитель и педагогический коллектив - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
45. Шевко Н. Р., Турутина Е. Э. Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. - 2014. - №2.
46. Шибкова, Д.З. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - 165 с.
47. Шклярук В.Я. Адаптация человека к отрицательным воздействиям окружающей среды// Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 7. - С. 159-164.
48. Шклярук В.Я. Здоровье личности в условиях современных социально-экономических трансформаций // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т10, №1. - С. 179-185.
49. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты - Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2007. - 144 с.
50. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты - Новосибирск: СО РАМН, 2003. - 164 с.