БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ БАКАЛАВРОВ ГУМАНИТАРНЫХ ПРОФИЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ
СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ 8
1.1. Квалиметрический подход в управлении качеством образования
студентов современного вуза 8
1.2. Балльно-рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов ... 22
Выводы по 1 главе 61
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ 65
2.1 Принципы и цели реализации балльно-рейтинговой системы обучения студентов 65
2.2. Мероприятия направленные на совершенствование балльно-рейтинговой системы 72
Выводы по 2 главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЯ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ
СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ 8
1.1. Квалиметрический подход в управлении качеством образования
студентов современного вуза 8
1.2. Балльно-рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов ... 22
Выводы по 1 главе 61
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ 65
2.1 Принципы и цели реализации балльно-рейтинговой системы обучения студентов 65
2.2. Мероприятия направленные на совершенствование балльно-рейтинговой системы 72
Выводы по 2 главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЯ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В начале XXI века перед человечеством стояла важнейшая задача создания такой системы образования, которая предоставляла бы возможность для интеллектуального творческого развития каждого человека, в условиях быстро эволюционирующего информационно- технологического общества.
В настоящее время объем знаний быстро растет, поэтому необходимо прививать студентам умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, пробуждать привычку к постоянному расширению своего кругозора.
Именно поэтому вся педагогическая система, начиная с начальных ее звеньев, требует переориентации на решение данной сверхзадачи — подготовку контингента людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, самых неординарных ситуациях.
Сегодня студент должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями.
Однако в процессе практической педагогической деятельности, в особенности в области естественнонаучных дисциплин приходится ориентироваться на ситуацию, когда часть студентов не готова либо по своему уровню развития, либо по уровню ценностной мотивации к активному усвоению предмета, дающего ему базовые знания.
В настоящее время широко внедряются активные методы обучения, нацеленные на индивидуализацию, получение мобильного знания, формирование гибкого критического мышления у будущих специалистов. Разрабатываются и используются новые, более объективные способы контроля знаний студентов, позволяющие установить оптимальную обратную связь. Одновременно с этим идет процесс совершенствования управления обучением на университетском уровне.
Обучение с использованием рейтинга применяется в вузах достаточно давно, и является сегодня важной составной частью новых технологий. Одной из таких технологий, сочетающих в себе элементы классического подхода и новые формы обучения и контроля, является балльно-рейтинговая система (БРС).
Рейтинговая система оценки качества знаний студента основана на его рейтинге. В этой системе выделяются этапы текущего, промежуточного и итогового контроля, связанные со структурой содержания изучаемой дисциплины. Результаты, достигнутые на каждом этапе, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный кумулятивный индекс студента — рейтинг. Цель студента — набрать максимальное число баллов.
Важной задачей в этой области является разработка научных положений БРС, объединяющих психологические и математические рычаги управления учебным процессом, основанных на достижениях квалиметрии, андрагогики и акмеологии образования.
Ведущие специалисты в области высшего образования отмечают, что перед высшей школой России сегодня встала необходимость перейти на новую модель обучения студентов, которая требовала бы от преподавателя активности не только в преподавании, но и в объективном контроле результатов обучения, а от студента — активности в самостоятельной учебной деятельности, нацеленной на достижение высоких показателей в профессиональной подготовке. Этому может способствовать БРС, в основе которой лежат понятия «рейтинг», «система», «управление».
Анализ различных источников показал, что особенности БРС при обучении математике студентов вуза до сих пор не изучены в полном объеме. Для учащихся педагогического вуза важно иметь твердые знания по математике. На гуманитарные профили педагогического вуза традиционно поступают студенты с неглубокими школьными знаниями по математике, они убеждены, что данный предмет не пригодится в их будущей специальности. Однако это распространенное мнение имеет место лишь в результате их неосведомленности, знание математики для студентов педагогического вуза важно. Таким образом, налицо противоречие, неразрешимое в рамках традиционных методов обучения.
Данная работа посвящена проблеме снятия указанного противоречия на примере Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогического университета с помощью балльно-рейтинговой системы обучения.
Задачи уменьшения отсева студентов первого курса, повышения качества усвоения материала вместе с достаточно строгим контролем успеваемости в условиях перехода высшей школы к новой парадигме образования, когда преподаватель является организатором познавательной деятельности студентов, обусловили актуальность настоящего магистерского исследования.
Актуальность проблемы настоящего исследования состоит в разрешении противоречия между традиционной системой обучения студентов педагогического вуза (где студент пассивен) и балльно-рейтинговой системой, реализация которой наиболее целесообразна уже на начальном этапе обучения (где студент активен).
Цель настоящего исследования состоит в поиске условий оптимизации балльно-рейтинговой системы обучения, с помощью которой повышается качество подготовки студентов по математике.
Объект исследования — процесс обучения математике студентов педагогического вуза.
Предмет исследования — проектирование содержания, способов организации, управления и контроля при балльно-рейтинговой системе обучения математике студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования: включение в балльно-рейтинговую систему обучения математике студентов гуманитарных профилей компьютерного тестирования с использованием практико-ориентированных заданий способствует повышению качества математического образования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие частные задачи:
1. Выявить основы применения педагогических технологий в балльно-рейтинговой системе обучения;
2. Определить принципы и цели реализации балльно-рейтинговой системы обучения студентов педагогического вуза;
3. Разработать и внедрить содержательный и процессуальный компоненты балльно-рейтинговой системы обучения математике студентов педагогического вуза;
4. Разработать компьютерные средства для сопровождения балльно- рейтинговой программы по курсу «Основы математической обработки информации» и контроля знаний студентов.
Для решения конкретных задач, обусловленных целями исследования и его гипотезой были использованы следующие методы:
• изучение и систематизация психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме диссертации; анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, программ, учебных пособий по математике в педагогическом университете; изучение и систематизация технологий оценки знаний студентов по математике в педагогическом вузе;
• наблюдение за ходом работы студентов педагогического университета при балльно-рейтинговой системе обучения математике, мониторинг текущей успеваемости студентов;
• анкетирование, опрос, беседы со студентами и преподавателями;
• поисковый и формирующий этапы) и его результатов.
В настоящее время объем знаний быстро растет, поэтому необходимо прививать студентам умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, пробуждать привычку к постоянному расширению своего кругозора.
Именно поэтому вся педагогическая система, начиная с начальных ее звеньев, требует переориентации на решение данной сверхзадачи — подготовку контингента людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, самых неординарных ситуациях.
Сегодня студент должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями.
Однако в процессе практической педагогической деятельности, в особенности в области естественнонаучных дисциплин приходится ориентироваться на ситуацию, когда часть студентов не готова либо по своему уровню развития, либо по уровню ценностной мотивации к активному усвоению предмета, дающего ему базовые знания.
В настоящее время широко внедряются активные методы обучения, нацеленные на индивидуализацию, получение мобильного знания, формирование гибкого критического мышления у будущих специалистов. Разрабатываются и используются новые, более объективные способы контроля знаний студентов, позволяющие установить оптимальную обратную связь. Одновременно с этим идет процесс совершенствования управления обучением на университетском уровне.
Обучение с использованием рейтинга применяется в вузах достаточно давно, и является сегодня важной составной частью новых технологий. Одной из таких технологий, сочетающих в себе элементы классического подхода и новые формы обучения и контроля, является балльно-рейтинговая система (БРС).
Рейтинговая система оценки качества знаний студента основана на его рейтинге. В этой системе выделяются этапы текущего, промежуточного и итогового контроля, связанные со структурой содержания изучаемой дисциплины. Результаты, достигнутые на каждом этапе, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный кумулятивный индекс студента — рейтинг. Цель студента — набрать максимальное число баллов.
Важной задачей в этой области является разработка научных положений БРС, объединяющих психологические и математические рычаги управления учебным процессом, основанных на достижениях квалиметрии, андрагогики и акмеологии образования.
Ведущие специалисты в области высшего образования отмечают, что перед высшей школой России сегодня встала необходимость перейти на новую модель обучения студентов, которая требовала бы от преподавателя активности не только в преподавании, но и в объективном контроле результатов обучения, а от студента — активности в самостоятельной учебной деятельности, нацеленной на достижение высоких показателей в профессиональной подготовке. Этому может способствовать БРС, в основе которой лежат понятия «рейтинг», «система», «управление».
Анализ различных источников показал, что особенности БРС при обучении математике студентов вуза до сих пор не изучены в полном объеме. Для учащихся педагогического вуза важно иметь твердые знания по математике. На гуманитарные профили педагогического вуза традиционно поступают студенты с неглубокими школьными знаниями по математике, они убеждены, что данный предмет не пригодится в их будущей специальности. Однако это распространенное мнение имеет место лишь в результате их неосведомленности, знание математики для студентов педагогического вуза важно. Таким образом, налицо противоречие, неразрешимое в рамках традиционных методов обучения.
Данная работа посвящена проблеме снятия указанного противоречия на примере Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогического университета с помощью балльно-рейтинговой системы обучения.
Задачи уменьшения отсева студентов первого курса, повышения качества усвоения материала вместе с достаточно строгим контролем успеваемости в условиях перехода высшей школы к новой парадигме образования, когда преподаватель является организатором познавательной деятельности студентов, обусловили актуальность настоящего магистерского исследования.
Актуальность проблемы настоящего исследования состоит в разрешении противоречия между традиционной системой обучения студентов педагогического вуза (где студент пассивен) и балльно-рейтинговой системой, реализация которой наиболее целесообразна уже на начальном этапе обучения (где студент активен).
Цель настоящего исследования состоит в поиске условий оптимизации балльно-рейтинговой системы обучения, с помощью которой повышается качество подготовки студентов по математике.
Объект исследования — процесс обучения математике студентов педагогического вуза.
Предмет исследования — проектирование содержания, способов организации, управления и контроля при балльно-рейтинговой системе обучения математике студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования: включение в балльно-рейтинговую систему обучения математике студентов гуманитарных профилей компьютерного тестирования с использованием практико-ориентированных заданий способствует повышению качества математического образования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие частные задачи:
1. Выявить основы применения педагогических технологий в балльно-рейтинговой системе обучения;
2. Определить принципы и цели реализации балльно-рейтинговой системы обучения студентов педагогического вуза;
3. Разработать и внедрить содержательный и процессуальный компоненты балльно-рейтинговой системы обучения математике студентов педагогического вуза;
4. Разработать компьютерные средства для сопровождения балльно- рейтинговой программы по курсу «Основы математической обработки информации» и контроля знаний студентов.
Для решения конкретных задач, обусловленных целями исследования и его гипотезой были использованы следующие методы:
• изучение и систематизация психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме диссертации; анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, программ, учебных пособий по математике в педагогическом университете; изучение и систематизация технологий оценки знаний студентов по математике в педагогическом вузе;
• наблюдение за ходом работы студентов педагогического университета при балльно-рейтинговой системе обучения математике, мониторинг текущей успеваемости студентов;
• анкетирование, опрос, беседы со студентами и преподавателями;
• поисковый и формирующий этапы) и его результатов.
В связи с постоянно растущими требованиями к уровню обучения, а также необходимостью стимулировать самостоятельную работу студентов возникла объективная потребность инновационной разработки — балльно-рейтинговой системы оценки качества учебной работы студентов.
Исследование проблемы реализации балльно-рейтинговой системы оценки эффективности и качества обучения математике студентов нематематических факультетов позволило сделать следующие выводы.
Радикальные изменения в образовательной системе России, смена образовательной парадигмы, новая нормативно-правовая база образования значительно изменили условия работы преподавателей высшей школы, расширили и усложнили их функциональные обязанности.
Начавшаяся в России модернизация содержания образования представляет собой сложнейшую проблему в научно-практическом и организационном аспектах. Наибольшую сложность для профессиональной деятельности преподавателя представляет проблема эффективного управления качеством обучения студентов в условиях адаптации многоуровневой системы высшего профессионального образования.
Важнейшим направлением реформирования высшего профессионального образования является повышение качества образования во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в вузе. В связи с этим возрастает роль педагогической диагностики как одной из актуальных проблем отечественной дидактики на современном этапе. При этом основным критерием качества процесса обучения является уровень обученности студентов на любой ступени образовательного процесса. Одна из современных технологий — балльно-рейтинговая система, которая является основным инструментом оценки работы студентов в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности. Цель введения балльно-рейтинговой системы оценки знаний 85
— повышение качества образовательного процесса, ответственности и заинтересованности студентов результатами обучения, совершенствование управления учебным процессом.
Введение балльно-рейтинговой системы делает более объективной оценку успеваемости студентов в целом. Она позволяет оценить совокупные академические успехи студента и дать более глубокий анализ результатов обучения, оценить те области деятельности студента, которые не может охватить академическая оценка и акцентирует внимание студента на наиболее важных видах деятельности.
Основные результаты использования текущего контроля в итоговом оценивании успеваемости студентов заключаются в повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, а также в повышении уровня организации образовательного процесса в университете.
Одна из первоочередных задач внедрения рейтинговой системы состоит в том, что мы стараемся ввести совокупную оценку работы студента за семестр и оценивать не только результаты экзаменов и зачетов, но и другие формы работы. Чем больше мы хотим активизировать студента для систематической работы, тем большую часть баллов мы должны давать за текущие виды работ (устные ответы, контрольные работы, тестирование, написание рефератов, выступления с докладами и т.п.). В случае, если мы за экзамены выставляем большую часть баллов, то рейтинговая система мало чем отличается от сложившейся системы оценивания по 5-ти балльной шкале. Выставление подавляющего количества баллов за экзамен не убеждает студента в необходимости и важности текущей работы. Поэтому, с нашей точки зрения, за экзамены целесообразно выставлять небольшое количество баллов — 20-40 % от общего количества баллов, получаемых студентом за семестр.
Практическое применение балльно-рейтинговой системы в Южно-Уральском государственно гуманитарно-педагогическом университете выявило ряд достоинств и недостатков, для решения которых необходимо тщательно дорабатывать основные пункты положения.
Оценка результатов использования балльно-рейтинговой системы обучения студентов математике на нематематических факультетах позволяет сделать следующие выводы: в целом студенты воспринимают данную систему оценки как более объективную, но еще не совершенную. По мнению преподавателей, 100-балльная рейтинговая оценка более дифференцированно отражает успеваемость студентов и в высокой степени совпадает с их субъективными ощущениями относительно места конкретных студентов в общем рейтинге. Фиксация результатов рейтинга позволяет студентам лучше контролировать свой учебный процесс.
Исследование проблемы реализации балльно-рейтинговой системы оценки эффективности и качества обучения математике студентов нематематических факультетов позволило сделать следующие выводы.
Радикальные изменения в образовательной системе России, смена образовательной парадигмы, новая нормативно-правовая база образования значительно изменили условия работы преподавателей высшей школы, расширили и усложнили их функциональные обязанности.
Начавшаяся в России модернизация содержания образования представляет собой сложнейшую проблему в научно-практическом и организационном аспектах. Наибольшую сложность для профессиональной деятельности преподавателя представляет проблема эффективного управления качеством обучения студентов в условиях адаптации многоуровневой системы высшего профессионального образования.
Важнейшим направлением реформирования высшего профессионального образования является повышение качества образования во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в вузе. В связи с этим возрастает роль педагогической диагностики как одной из актуальных проблем отечественной дидактики на современном этапе. При этом основным критерием качества процесса обучения является уровень обученности студентов на любой ступени образовательного процесса. Одна из современных технологий — балльно-рейтинговая система, которая является основным инструментом оценки работы студентов в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности. Цель введения балльно-рейтинговой системы оценки знаний 85
— повышение качества образовательного процесса, ответственности и заинтересованности студентов результатами обучения, совершенствование управления учебным процессом.
Введение балльно-рейтинговой системы делает более объективной оценку успеваемости студентов в целом. Она позволяет оценить совокупные академические успехи студента и дать более глубокий анализ результатов обучения, оценить те области деятельности студента, которые не может охватить академическая оценка и акцентирует внимание студента на наиболее важных видах деятельности.
Основные результаты использования текущего контроля в итоговом оценивании успеваемости студентов заключаются в повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, а также в повышении уровня организации образовательного процесса в университете.
Одна из первоочередных задач внедрения рейтинговой системы состоит в том, что мы стараемся ввести совокупную оценку работы студента за семестр и оценивать не только результаты экзаменов и зачетов, но и другие формы работы. Чем больше мы хотим активизировать студента для систематической работы, тем большую часть баллов мы должны давать за текущие виды работ (устные ответы, контрольные работы, тестирование, написание рефератов, выступления с докладами и т.п.). В случае, если мы за экзамены выставляем большую часть баллов, то рейтинговая система мало чем отличается от сложившейся системы оценивания по 5-ти балльной шкале. Выставление подавляющего количества баллов за экзамен не убеждает студента в необходимости и важности текущей работы. Поэтому, с нашей точки зрения, за экзамены целесообразно выставлять небольшое количество баллов — 20-40 % от общего количества баллов, получаемых студентом за семестр.
Практическое применение балльно-рейтинговой системы в Южно-Уральском государственно гуманитарно-педагогическом университете выявило ряд достоинств и недостатков, для решения которых необходимо тщательно дорабатывать основные пункты положения.
Оценка результатов использования балльно-рейтинговой системы обучения студентов математике на нематематических факультетах позволяет сделать следующие выводы: в целом студенты воспринимают данную систему оценки как более объективную, но еще не совершенную. По мнению преподавателей, 100-балльная рейтинговая оценка более дифференцированно отражает успеваемость студентов и в высокой степени совпадает с их субъективными ощущениями относительно места конкретных студентов в общем рейтинге. Фиксация результатов рейтинга позволяет студентам лучше контролировать свой учебный процесс.



