ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ
СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ 8
1.1. Квалиметрический подход в управлении качеством образования
студентов современного вуза 8
1.2. Балльно-рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов ... 22
Выводы по 1 главе 61
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ 65
2.1 Принципы и цели реализации балльно-рейтинговой системы обучения студентов 65
2.2. Мероприятия направленные на совершенствование балльно-рейтинговой системы 72
Выводы по 2 главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЯ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В начале XXI века перед человечеством стояла важнейшая задача создания такой системы образования, которая предоставляла бы возможность для интеллектуального творческого развития каждого человека, в условиях быстро эволюционирующего информационно- технологического общества.
В настоящее время объем знаний быстро растет, поэтому необходимо прививать студентам умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, пробуждать привычку к постоянному расширению своего кругозора.
Именно поэтому вся педагогическая система, начиная с начальных ее звеньев, требует переориентации на решение данной сверхзадачи — подготовку контингента людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, самых неординарных ситуациях.
Сегодня студент должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями.
Однако в процессе практической педагогической деятельности, в особенности в области естественнонаучных дисциплин приходится ориентироваться на ситуацию, когда часть студентов не готова либо по своему уровню развития, либо по уровню ценностной мотивации к активному усвоению предмета, дающего ему базовые знания.
В настоящее время широко внедряются активные методы обучения, нацеленные на индивидуализацию, получение мобильного знания, формирование гибкого критического мышления у будущих специалистов. Разрабатываются и используются новые, более объективные способы контроля знаний студентов, позволяющие установить оптимальную обратную связь. Одновременно с этим идет процесс совершенствования управления обучением на университетском уровне.
Обучение с использованием рейтинга применяется в вузах достаточно давно, и является сегодня важной составной частью новых технологий. Одной из таких технологий, сочетающих в себе элементы классического подхода и новые формы обучения и контроля, является балльно-рейтинговая система (БРС).
Рейтинговая система оценки качества знаний студента основана на его рейтинге. В этой системе выделяются этапы текущего, промежуточного и итогового контроля, связанные со структурой содержания изучаемой дисциплины. Результаты, достигнутые на каждом этапе, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный кумулятивный индекс студента — рейтинг. Цель студента — набрать максимальное число баллов.
Важной задачей в этой области является разработка научных положений БРС, объединяющих психологические и математические рычаги управления учебным процессом, основанных на достижениях квалиметрии, андрагогики и акмеологии образования.
Ведущие специалисты в области высшего образования отмечают, что перед высшей школой России сегодня встала необходимость перейти на новую модель обучения студентов, которая требовала бы от преподавателя активности не только в преподавании, но и в объективном контроле результатов обучения, а от студента — активности в самостоятельной учебной деятельности, нацеленной на достижение высоких показателей в профессиональной подготовке. Этому может способствовать БРС, в основе которой лежат понятия «рейтинг», «система», «управление».
Анализ различных источников показал, что особенности БРС при обучении математике студентов вуза до сих пор не изучены в полном объеме. Для учащихся педагогического вуза важно иметь твердые знания по математике. На гуманитарные профили педагогического вуза традиционно поступают студенты с неглубокими школьными знаниями по математике, они убеждены, что данный предмет не пригодится в их будущей специальности. Однако это распространенное мнение имеет место лишь в результате их неосведомленности, знание математики для студентов педагогического вуза важно. Таким образом, налицо противоречие, неразрешимое в рамках традиционных методов обучения.
Данная работа посвящена проблеме снятия указанного противоречия на примере Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогического университета с помощью балльно-рейтинговой системы обучения.
Задачи уменьшения отсева студентов первого курса, повышения качества усвоения материала вместе с достаточно строгим контролем успеваемости в условиях перехода высшей школы к новой парадигме образования, когда преподаватель является организатором познавательной деятельности студентов, обусловили актуальность настоящего магистерского исследования.
Актуальность проблемы настоящего исследования состоит в разрешении противоречия между традиционной системой обучения студентов педагогического вуза (где студент пассивен) и балльно-рейтинговой системой, реализация которой наиболее целесообразна уже на начальном этапе обучения (где студент активен).
Цель настоящего исследования состоит в поиске условий оптимизации балльно-рейтинговой системы обучения, с помощью которой повышается качество подготовки студентов по математике.
Объект исследования — процесс обучения математике студентов педагогического вуза.
Предмет исследования — проектирование содержания, способов организации, управления и контроля при балльно-рейтинговой системе обучения математике студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования: включение в балльно-рейтинговую систему обучения математике студентов гуманитарных профилей компьютерного тестирования с использованием практико-ориентированных заданий способствует повышению качества математического образования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие частные задачи:
1. Выявить основы применения педагогических технологий в балльно-рейтинговой системе обучения;
2. Определить принципы и цели реализации балльно-рейтинговой системы обучения студентов педагогического вуза;
3. Разработать и внедрить содержательный и процессуальный компоненты балльно-рейтинговой системы обучения математике студентов педагогического вуза;
4. Разработать компьютерные средства для сопровождения балльно- рейтинговой программы по курсу «Основы математической обработки информации» и контроля знаний студентов.
Для решения конкретных задач, обусловленных целями исследования и его гипотезой были использованы следующие методы:
• изучение и систематизация психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме диссертации; анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, программ, учебных пособий по математике в педагогическом университете; изучение и систематизация технологий оценки знаний студентов по математике в педагогическом вузе;
• наблюдение за ходом работы студентов педагогического университета при балльно-рейтинговой системе обучения математике, мониторинг текущей успеваемости студентов;
• анкетирование, опрос, беседы со студентами и преподавателями;
• поисковый и формирующий этапы) и его результатов.
В связи с постоянно растущими требованиями к уровню обучения, а также необходимостью стимулировать самостоятельную работу студентов возникла объективная потребность инновационной разработки — балльно-рейтинговой системы оценки качества учебной работы студентов.
Исследование проблемы реализации балльно-рейтинговой системы оценки эффективности и качества обучения математике студентов нематематических факультетов позволило сделать следующие выводы.
Радикальные изменения в образовательной системе России, смена образовательной парадигмы, новая нормативно-правовая база образования значительно изменили условия работы преподавателей высшей школы, расширили и усложнили их функциональные обязанности.
Начавшаяся в России модернизация содержания образования представляет собой сложнейшую проблему в научно-практическом и организационном аспектах. Наибольшую сложность для профессиональной деятельности преподавателя представляет проблема эффективного управления качеством обучения студентов в условиях адаптации многоуровневой системы высшего профессионального образования.
Важнейшим направлением реформирования высшего профессионального образования является повышение качества образования во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в вузе. В связи с этим возрастает роль педагогической диагностики как одной из актуальных проблем отечественной дидактики на современном этапе. При этом основным критерием качества процесса обучения является уровень обученности студентов на любой ступени образовательного процесса. Одна из современных технологий — балльно-рейтинговая система, которая является основным инструментом оценки работы студентов в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности. Цель введения балльно-рейтинговой системы оценки знаний 85
— повышение качества образовательного процесса, ответственности и заинтересованности студентов результатами обучения, совершенствование управления учебным процессом.
Введение балльно-рейтинговой системы делает более объективной оценку успеваемости студентов в целом. Она позволяет оценить совокупные академические успехи студента и дать более глубокий анализ результатов обучения, оценить те области деятельности студента, которые не может охватить академическая оценка и акцентирует внимание студента на наиболее важных видах деятельности.
Основные результаты использования текущего контроля в итоговом оценивании успеваемости студентов заключаются в повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, а также в повышении уровня организации образовательного процесса в университете.
Одна из первоочередных задач внедрения рейтинговой системы состоит в том, что мы стараемся ввести совокупную оценку работы студента за семестр и оценивать не только результаты экзаменов и зачетов, но и другие формы работы. Чем больше мы хотим активизировать студента для систематической работы, тем большую часть баллов мы должны давать за текущие виды работ (устные ответы, контрольные работы, тестирование, написание рефератов, выступления с докладами и т.п.). В случае, если мы за экзамены выставляем большую часть баллов, то рейтинговая система мало чем отличается от сложившейся системы оценивания по 5-ти балльной шкале. Выставление подавляющего количества баллов за экзамен не убеждает студента в необходимости и важности текущей работы. Поэтому, с нашей точки зрения, за экзамены целесообразно выставлять небольшое количество баллов — 20-40 % от общего количества баллов, получаемых студентом за семестр.
Практическое применение балльно-рейтинговой системы в Южно-Уральском государственно гуманитарно-педагогическом университете выявило ряд достоинств и недостатков, для решения которых необходимо тщательно дорабатывать основные пункты положения.
Оценка результатов использования балльно-рейтинговой системы обучения студентов математике на нематематических факультетах позволяет сделать следующие выводы: в целом студенты воспринимают данную систему оценки как более объективную, но еще не совершенную. По мнению преподавателей, 100-балльная рейтинговая оценка более дифференцированно отражает успеваемость студентов и в высокой степени совпадает с их субъективными ощущениями относительно места конкретных студентов в общем рейтинге. Фиксация результатов рейтинга позволяет студентам лучше контролировать свой учебный процесс.
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. — М: Высшая школа, 1994. —135с.
2. Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. — М.: Изд-во стандартов, 1973. — 213 с.
3. Азгальдов Г.Г., Азгальдова Л.А. Количественная оценка качества: Квалиметрия. — М.: Изд-во стандартов, 1971. — 175с.
4. Александров И.В., Афанасьева A.M., Сагитова Э.В.,
Строкина В.Р. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: Материалы XVI Всеросс. научно-методической конференции. — Уфа; М., 2006. — С. 33-35.
5. Аркаева Р.П. Исторические предпосылки становления и развития тестового контроля. Вестник университета (Государственный университет управления) (журнал ВАК). — М. №16. 2009. — С. 10-11.
6. Аркаева Р.П. Оценка качества обучения студентов на основе квалитативного подхода в условиях высшего профессионального образования. Инновационные технологии в гуманитарных науках. Труды Международной конференция. Ульяновск, 2009. — С. 229-230.
7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н./Д: «Феникс», 2000. — С. 98, 247.
8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Педагогика, 1995. — 134 с.
9. Бобровская Т.В., Спицкая Г.А. Вопросы управления качеством в системе дополнительного профессионального образования // Материалы IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию. — Казань, 2008. — С. 132-134.
10. Болотов В.А. Оценка знаний: основные подходы к созданию общероссийской систем оценки качества образования // Экономика и
88
образование сегодня, 2005, № 3, — С.24-25.
11. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. 3-е изд. — Ростов н./Д: Феникс, 2006. — С. 165-168.
12. Бухаркина М.Ю. Технология разноуровнего обучения // Иностранные языки в школе, 2003, — №3. — С. 48-54.
13. Васильев В.И., Тягунова Т.Н. Основы культуры адаптивного тестирования. — М., 2003. — 136 с.
14. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Педагогическое общество России, 1991. — 208 с.
15. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Педагогическое общество России, 2004.—192 с.
16. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге 21 века. — М.: Педагогика, 1993. — С. 38-42.
17. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: Каро, 1999 —С. 114-117.
18. Гличев А.В. Прикладные вопросы квалиметрии. Стандарт. — М.: Высшая школа, 1983 г. С.77-79.
19. Глухов В.В., Шевченко Е.В. Европейское приложение к диплому: отражение трудоемкости дисциплин // Болонский процесс: Обеспечение признания российского образования за рубежом. СПб., 2004. — С. 35-39.
20. Давыдова Л. Н. Зачетно-рейтинговая система контроля и оценки результатов обучения. — Астрахань, 2009. — С. 65-66.
21. Данилаев Д.П. Применение балльно-рейтинговой
системы оценки качества обученияhttp: //www.ksma.ru/ fh/ iuk.k29. doc
22. Денисов И.Н., Артамонов Р.Г., Улумбеков Э.Г, Хлумбекова Г.Э. Модульный принцип — основа современного образования: Методические рекомендации. — Москва, 2005. — 29 с.
23. Диканская Н.Н. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. №3. — С. 38-42.
24. Европейская система перевода кредитов.
http: //www,bologna. mgimo. m
25. Занина Л.В. Особенности становления российской системы
многоуровневого профессионально-педагогического образования
http: //rspu.edu.ru/li/j oumal/zanina.htm
26. Зарубежный опыт реформ в образовании. Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. — 2000, № 2.
27. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 1999. — 384с.
28. Игнатьева Е.Ю. Технологии профессионально¬
ориентированного обучения: Учеб. — метод, пособие. — Великий Новгород, 2002. — 67с.
29. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
30. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. — М.: Логос, 1997. — С. 47-48.
31. Кармов В.В., Котханов Н.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. — М.: СПб., 1992. — 283 с.
32. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. — М.: Наука, 1996.— 85 с.
33. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. — М.: ИЦ «Академия», 2005. — 288 с.
34. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Педагогика, 1993.—С. 69.
35. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. — Ростов на Дону: Феникс, 1994. — С. 97-99.
36. Кравченко Т.К. Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики // Вопросы образования. 2005, № 1.
37. Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. — 1999. №1. — С. 165-172.
38. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.:
Педагогика, 1985. —128 с.
39. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2¬х тт. / Под ред. В.В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
40. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.—С. 98-100.
41. Лукичева СВ., Логиновская Т.Н., Яковлева С.Ф. Модульно-рейтинговая технология обучения как средство адаптации Российского образовательного пространства к европейскому // Инновационное образование в техническом университете: Международная научно-методическая конференция. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та. 2004. — 644с.
42. Микуляк О.П., Матвеев Г. П., Костюченко М: П. и др. «Модульная технология обучения — Донецк: ТОВ. «Юго-восток, Лтд», 2002. — 246с
43. Мифтахутдинова Ф.Р. Квалитативное образование — требование времени // Материалы Ж Всероссийской конференции по дополнительному образованию. Казань, 2008. — С 226-227.
44. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография. — М.: Изд-во центр АПО, 2001. —221 с.
45. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Образцова. — Орел: ОГУ, 2005. — 114 с.
46. Пахомова Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обученияhttp://www.tgc.ru
47. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. — М., 1988. 385 с.
48. Педагогика и психология высшей школы. / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006..— 512 с.
49. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. —М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 117-136;
50. Педагогика профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Сластенина. —М.: Издательский центр «Академия», 2006. — С 266-285.
51. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
52. Педагогический поиск. /Под ред. И.Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1990.— 225 с.
53. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М. Бим-Бад. —М.: Большая Российская энциклопедия. 2008. — 528с.
54. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированные
педагогические тесты для итоговой аттестации студентов. — М.: Высшая школа, 1999: — 138 с.
55. Пестерева Н.М., Солдаткин В.И. Формы контроля и аттестации при использовании балльно-рейтинговой системы в ГОУ ВПО «Московский государственный университет сервиса» — M, 2007.
56. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. — М: Педагогика, 1987. — 238 с.
57. Пидкасистый П.И. Педагогика. — М., 1998. — С. 352-366.
92
58. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. — М.: Просвещение: Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 1. — С. 273.
59. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2007. — 368 с.
60. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов (Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова). — Владикавказ ,2007.
61. Понукалин А.А. Психология, педагогика, акмеология высшего образования: Учеб. пособие для преподавателей вузов. — Саратов: Саратов. гос. техн. ун-т, 2002. — 32 с.
62. Порядок балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» от 28 февраля 2007 г.
63. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Наука о методах количественной оценки качества продукции. http://www.smartcat. ru/Referat/itxeeramvr. shtml
64. Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении
иностранным языкам: итоги двадцатилетнего эксперимента //
Иностранные языки в школе. —1989 № 6.—С. 19-24.
65. Раппорт И.А., Гохлернер М.М., Сельг Р., Соттер И. О диагностических функциях тестовой методики дополнения // Иностранные языки в школе. —1976. №2 — С.31 - 36.
66. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровье формирующего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №2. С. 23 - 30.
67. Рейтинговая система // Высшее образование в России. 2001.№
4. — С. 131-137.
68. Рогожин С. В свердловских вузах вводится балльно¬рейтинговая система. http ://www.UrGU.ru
69. Русских Т.А.. Технология рейтингового обучения //
Дополнительное образование. — 2004, № 12
70. Савельев, Б.А., Масленников А.С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: учебное пособие. — 2-е изд., испр. — Йошкар-Ола, 2004. — 82 с.
71. Сагитова Н.С. Квалитативная составляющая дополнительной профессиональной подготовки // Материалы IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию. — Казань, 2008. — С. 251-254.
72. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. — М.:НИИ школьных технологий, 2005. — 144с.
73. Селезнева Н.А. др. Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов высшей школы на базе компьютерных технологий. Сб. тр. — М.: НИИ школьных технологий, 1995. — 248 с.
74. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. — М.: Изд-во центр «Граф-пресс», 2001. — С. 22-25.
75. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании. — М., 2007. — 257 с.
76. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. — 7-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — С. 482-483.
77. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика:
Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во центр
«Академия», 2001. — 480 с.
78. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512с.
79. Советский энциклопедический словарь /Под ред. A.M.
Прохорова. — М.: «Советская энциклопедия». 1987. — 1600 с.
80. Современные методы изучения и преподавания иностранных языков. /Под ред. Ю.А. Карулина, В.И. Юньева. — М.: Высшая школа, 1987.
81. Субетто А.И. Квалитология образования. СПб — М., 2000, — С. 132
82. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Просвещение, 1983.— С. 86 - 88.
83. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе. / Под ред. Л.П. Ильенко. — М.: Высшая школа, 2008. — 200 с.
84. Типовое положение о балльно-рейтинговой системе контроля успеваемости студентов РУДН // Бюллетень Мин. обр. РФ. №11. 2006.
85. Турышев В.Н. Модульное обучение в реализации дополнительных профессиональных образовательных программ http://www.sgu.ru/dpo/docs/turehev.doc
86. Федюкин В.К.Основы квалиметрии. — М. «ФИЛИНЪ», 2004. — 312 с.
87. Щипанов В.В. Технология квалитативного образования при подготовке специалистов в технических учебных заведениях http://www.rusnauka.com/NTIP 2006/Pedagpgica/5ppnikarovskaia.dpc.htm