ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современные патогенетические основы детского церебрального паралича 8
1.1. Этиология и факторы риска ДЦП 8
1.2. Патогенез и классификация ДЦП 18
1.3. Особенности проявления дизартрии у детей при ДЦП 22
1.4. Методы коррекции нарушений при дизартрии у детей с ДЦП. 30
Выводы по первой главе. 45
ГЛАВА 2. Эффективность методов коррекции нарушений речевого развития при дизартрии у дошкольников с ДЦП 47
2.1. Выраженность нарушений речевого развития у детей с диагнозами ДЦП
и дизартрии на констатирующем этапе эксперимента 47
2.2. Программа коррекции речевых нарушений при дизартрии у
дошкольников с синдромом ДЦП 64
2.3 Эффективность коррекции речевых нарушений при дизартрии у детей с ДЦП 74
Выводы по второй главе. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность изучения проблемы дизартрии у детей с синдромом ДЦП мотивирована тем, что детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным и прогрессирующим по росту числа больных заболеванием в клинике детских нервных болезней. ДЦП является очень распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте заболевания нервной системы. Является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве, первым является задержка психического развития у детей; на третьем месте - врожденные аномалии .
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это состояние, которое возникает в следствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов в периоды до рождения, во время родов или в первые месяцы после рождения. Поражаются те участки мозга, которые обеспечивают движения и удержание позы. Данные расстройства обычно сопровождаются разными нарушениями психической деятельность, так как движения играют важную роль в психическом развитии. Кроме двигательных зон у детей с дцп могут быть поражены и другие участки головного мозга, что тоже отрицательно влияет на психическое развитие.
У большинства детей с церебральным параличом возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций - речи. Эти проблемы могут быть различные: полное отсутствие речи, искаженное ее формирование.
Патология речи привлекла к себе внимание исследователей сразу, как только заболевание детский церебральный паралич попало в поле зрения специалистов. Дизартрия, как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе.
В результате выше сказанного определена тема исследования: «Эффективность методов коррекции дизартрии у дошкольников с синдромом ДЦП»
Объектом исследования является произносительная сторона речи детей с дизартрией и синдромом ДЦП.
Предметом исследования - комплексная программа коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста с синдромом ДЦП.
Цель исследования предполагает разработку эффективной программы коррекции дизартрии у детей с ДЦП.
Рабочей гипотезой явилось предположение о том, что эффективность методов коррекции дизартрии зависит от учета сформированности речевого анализатора у детей на данном этапе онтогенеза и уровня психосоматических нарушений развития.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования, включающий как фундаментальные работы, так и современные монографические издания.
2. Выбрать и апробировать методы диагностики дизартрии у детей с ДЦП.
3. Разработать и опробировать логопедическую программу по коррекции дизартрии у детей с ДЦП.
4. Оценить эффективность использования предложенной программы по коррекции дизартрии у детей с синдромом ДЦП.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
• положения о том, что изучение детей дошкольного возраста основывается на культурно-исторической теории развития психики; о сензитивных периодах в психическом развитии ребенка, где каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития; положения о взаимодействии ребенка и матери как психологического условия развития ребенка; о зонах актуального и ближайшего развития, означающих, что в ходе коррекционной работы необходимо опираться не только на созревшие психической функции, но и на те, которые находятся в стадии становления; о ведущей роли обучения, обеспечивающего опережающее развитие (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)
• концепция ранней диагностики и коррекции нарушения развития в детском возрасте (Н.Н. Малофеев, Л.С. Гончарова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, Е.А. Мастюкова и др.); психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский, К.А. Семенова и др.) современные представления о возрастных этапах, критических периодах, о закономерностях и условиях развития в онтогенезе, закономерностях довербального и вербального развития ребенка в онтогенезе, о сензитивных сроках созревания функциональной речевой системы, определяющимися первыми годами жизни ребенка (Н.М. Аксарина, А.Н. Гвоздева, Н.М. Щелованов и т.д.)
• положения о единстве законов развития речи в онтогенезе и
дизонтогенезе (Е.А. Мастюкова); о роли двигательно- кинестической импульсации, как фактора мощной стимуляции развития мозга у детей, условия закрепления при образовании динамических временных связей, представляющих физиологический фундамент второй сигнальной системы ( И.П. Павлов, Т.Н. Ушакова); о роли двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления (И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев и т.д.).
• теория функциональных систем, понятие об обратной связи при эфферентной и афферентной организации движений (П.К. Анохин).
• Учение о пластичности и универсальной способности мозга к компенсации нарушенных функций (А.Р.Лурия, К.А. Семенова, Е.А. Мастюкова).
Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность использования избирательного подхода в логопедической коррекции у детей с ДЦП.
Практическая значимость проведенных исследований определяется тем, что научно обоснована эффективность использования в речевой коррекции у детей с ДЦП комплексного подхода, имеющего полифункциональную направленность воздействия и оказавшего эффективность в отношении таких речевых функций, как экспрессивная речь, грамматический строй, разборчивость речи.
В процессе исследования использовались следующие методы:
• Теоретические: анализ смежных дисциплин (физиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, психологии, педагогики и т.д.)
• Организационные: сравнительный анализ данных о довербальном
и вербальном развитии детей в норме и при ДЦП; комплексное медико-психолого-педагогическое и логопедическое исследование детей с ДЦП;
• Эмпирические: динамические наблюдения спонтанной деятельности ребенка с ДЦП; психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение развития ребенка с ДЦП; методы диагностики;
• Биографические: сбор и анализ анамнестических и катамнестических данных, изучение документации, представленной в ходе исследования;
• Аналитико-интерпретационные: количественно-качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2015 по 2016 гг. на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 73, г. Златоуста и включало 4 этапа:
I этап (2015 г.) - подготовительно-аналитический и экспериментально- формирующий. Осуществлялось экспериментальное исследование детей с ДЦП в условиях детского сада г. Златоуста. Разрабатывались направления и содержания диагностическо -коррекционного исследования, определялся концептуальный подход к решению проблемы логопедической помощи дошкольникам с ДЦП.
II этап (2015 г.) - экспериментально-аналитический, в ходе которого
осуществлялось экспериментально - диагностическое изучение детей с ДЦП в дошкольном учреждении № 73 г. Златоуста и проводился первый этап коррекционной работы, направленный на расслабление, либо на активизацию мышечного тонуса и моторики речевого аппарата; выработки ритмичности дыхания и движений ребенка.
III этап (2016 г.) - экспериментально-формирующий. Проводился
второй этап коррекционной логопедической работы на базе МБДОУ д/с № 73 г. Златоуста у детей с ДЦП. Основанный на тактильно-кинестетической стимуляции и активизации проприоцептивной и кинестетической афферентации разной модальности.
IV этап (2016 г.) - заключительно - обобщающий. По завершении экспериментального исследования проводился теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов проведенного исследования определяется тем, что в представленной работе использовался комплексный подход в применяемой программе коррекции, учитывая особенности полифункциональных нарушений у детей с ДЦП, что отразилось на результатах эффективности.
В ходе исследования мы решили поставленные задачи следующим образом:
1. В первой главе диссертационного исследования были рассмотрены научно-теоретические основы развития дошкольников с дизартрией при детском церебральном параличе.
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основными симптомами являются нарушения движения, речи, слуха, зрения, интеллекта. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или периоде новорожденности. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой, которая выделяет пять основных форм детского церебрального паралича: -спастическая диплегия, при данной форме в большей степени поражаются ноги. Часто наблюдается задержка психического развития; -гемипаретическая форма, при данной форме поражается одна сторона: левая - при поражении правого полушария, правая - при поражении левого полушария. В 80% случаев развивается у ребенка в постнатальном периоде;
-атонически-астотическая форма характеризуется снижение мышечного тонуса, нарушением координации движения, равновесия;
-гиперкинетическая форма детского церебрального паралича развивается в следствии билирубиновой энцефалопатии, что является гемолитической болезнью новорожденных. У таких детей наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность туловища, шеи, ног;
-двойная гемиплегия - самая тяжелая форма, при ней наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта. У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80 %. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от тяжести поражения мозга. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические расстройства, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии. Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает произношение и просодическая организация звукового патока. Независимо от уровня поражения центральной нервной системы при дизартрии всякий раз нарушается целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц переферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения центральной нервной системы.
2. Исследования речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией с синдромом ДЦП проводилось на базе МБДОУ д/с компенсирующего вида № 73 г. Златоуста. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что у 100% обследуемых страдает звукопроизношение, у 70% - слоговая структура слова, составление предложений - 80%, словообразование - 70%, и связная речь страдает у 70% детей. На основании проведенного констатирующего экспериментами был сделан вывод, что уровень речевого развития у детей находится на низком уровне.
3. На основании полученных данных был проведен формирующий этап эксперимента. Целью которого была коррекция речевых нарушений у дошкольников с дизартрией. На данном этапе, за основу, была использована методика Е.Ф. Архиповой. Она подробно раскрывает все этапы коррекционной работы, которые включают в себя логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, упражнения на нормализацию дыхания, постановку и автоматизацию звуков.
4. Для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент с целью изучения уровня речевого развития у дошкольников с дизартрией после использования методики Е.Ф Архиповой. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, свидетельствуют об эффективности использованной методики, т.к. уровень речевого развития показал положительную динамику.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - М., 2008
2. Артыкова, М. А. Клинико-анамнестические факторы риска развития симптоматической эпилепсии при детском церебральном параличе / М. А. Артыкова // Детская и подростковая реабилитация - 2014. - N 2. - С.33-36.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
4. Батышева, Т. Т. Основные предикторы эпилепсии у детей с детским церебральным параличом / Т. Т. Батышева, О. Л. Бадалян, В. М.Трепилец // Детская и подростковая реабилитация - 2015. - N 1.-С.15-21.
5. Белоусова, Е. Д. Актуальные проблемы детской неврологии / Е. Д. Белоусова, Д. Ю. Зиненко, А. И. Крапивкин // Российский вестник перинатологии и педиатрии - 2014.-N 1.-С.8-14.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
7. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб., 2000.
8. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие - Ставрополь, 2008. - 224 с
9. Бровицкий А.С. Виды, симптомы, лечение ДЦП/ А.С. Бровицкий // Международный неврологический журнал. - 2008. №2. - с. 15-18
10. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М., 2005.
11. Виноградова, И. В., Иванов Д.О. Показатели развития детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, в возрасте 1 года / И. В. Виноградова, Д. О. Иванов // Вопросы практической педиатрии - 2014.-N 3.-С.52-55.
12. Волшебные руки: Энциклопедия массажа. / сост. Л.Н.логинова. - М., 2010.
13. Вопросы этиопатогенеза ДЦП. Реферативный обзор. Электронный ресурс. Режим доступа.http://knigi1.dissers.ru/books/library2/842-1.php
14. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).
15. Девялтовская, М. Г. Особенности структурных изменений головного мозга у младенцев с последствиями пре- и перинатального поражения центральной нервной системы / М. Г. Девялтовская, Е. А.Улезко // Вопросы практической педиатрии - 2014.-N 6.-С.62-65.
16. Детский церебральный паралич - основные тенденции. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение. Сергеева Р.А., Исмагилова М.Ф. Казанский государственный медицинский университет, республика татарстан, Россия 2012.
17. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - Киев: Здоровье, 2008. - 327 с.
18. Детский церебральный паралич. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bldkrasnodar.ru/index.php/statyi/85-dcp
19. Дифференцированный логопедический массаж. Электронный ресурс.
Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2455053/page:5/
20. Дутикова, Е. М. Детский церебральный паралич (дцп) как сфера реабилитационной работы будущих специалистов / Е. М Дутикова // Детская и подростковая реабилитация - 2006.-N 2.-С.48-53
21. Егорышева, И. В. Проблема борьбы с алкоголизмом в трудах пироговских съездов / И. В. Егорышева // Проблемы социальной гигиены и история медицины - 2014.-N 3.-С.51-54.
22.Задачи логопедической работы при дизартрии. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=59485
23. Каладзе Н.Н., Урсина Е, О. Симферополь. Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского (Медицинская академия имени С.И. Георгиевского КФУ) 2015 г.
24. Копейкина Я.А. особенности речевых функций у детей с ДЦП и разными профилями лотеризации мозга: диссертация кондидата психологических наук: 19.00.04. / Копейкина Я.А. [Место защиты Томс. гос. универ.]. Томск, 2011 - 185 с. ил.РГБ ОД, 61 11 - 19/337
25. Классификация ДЦП. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://reabilitaciya.org/index/85-detskie-zabolevaniya/352-klassifikacziya-dcp.html?type=raw&tmpl=component&print=1&page=
26. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб., 2007.
27. Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и гимнастика. Практическое пособие.» Издательство : Корона - Принт. 2014 г.
28. Козявкин В.И. Авторитетное мнение // Жизнь с ДЦП: проблемы и решения. №1. - 2009.Электронный ресурс. Режим доступа: - http: //cpl ife. ru/n 1 articles3. html
29. Коррекция нарушений звукопроизношения. Электронный ресурс.
Режим доступа: http://studopedia.ru/7_15080_korrektsiya-narusheniy-
zvukoproiznosheniya.html
30. Корнев А.Н. Логопатология. - СПб., 2006г.
31. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. - СПб., 2006 г.
32. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 408 с.
33. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Изд-во «Союз», 2005 (Коррекционная педагогика)
34. Макаров В.А. Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. №1. 2009.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://cplife.ru/n1articles1.html
35. Мартынюк, В. Ю. Международные шкалы оценки эффективности реабилитации детей с церебральным параличом / В. Ю. Мартынюк, О. В. Назар // Социальная педиатрия и реабилитация. - 2012- №2 - С34-42.
36. Мащенко Е.Н. Программа нейропсихологического развития и коррекции психологического развития с СДВГ, ММД, РДА. Статья. 2012 г. Электронныйресурс.Режимдоступа:ййр://’№№№.а11рзу.сот/з1ай/йе1а11/584/1/
37. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
38. Моргун, А. В. Маркеры апоптоза и нейроспецифические белки в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы у новорожденных детей / А. В. Моргун, Н. В. Овчаренко, Т. Е. Таранушенко, С. И. Устинова, О. С. Окунева, С. К. Антонова, Д. Ф. Гилязова, О. А. Успенская, А. Б. Салмина // Сибирское медицинское обозрение - 2013.-N 3.- С.3-11
39. Немкова, С. А. Современные методы в комплексной реабилитации детей с последствиями инсульта, детским церебральным параличом и черепно-мозговой травмой / С.А. Немкова, Н.Н. Заваденко, И.О. Щедеркина, В.Е. Попов, И.Е. Колтунов // Фарматека - 2015.-N 11.-С.37-44.
40. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит... - СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011.
41.Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. - Москва, Эксмо, 2015. - 320 с.: ил.
42. Приходько О.Г. Дифференцированный массаж в системе логопедической работы при коррекции дизартрических расстройств у детей / Приходько О.Г. М.: Русская речь, 2012, с.28
43. Развитие речи у детей с ДЦП. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //studbooks .net/532449/pedagogika/razvitie_rechi_u_detey_s_dtsp
44. Различные упражнения в коррекционной работе с детьми. Электронный
ресурс. Режим доступа: //vashpsixolog.ru/correctional-work-school-
psychologist/47-exercises/46-various-exercises-in-remedial-work-with-children
45. Реабилитация детского церебрального паралича. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.startmedicine.ru/rons-482-1.html
46. Реферативный обзор. Вопросы этиопатогенеза ДЦП. 2010. Электронный ресурс. Режим доступа: КЧр://медпортал.сош/пеугой1шгд1уа- nevrologiyaZvoprosyi-etiopatogeneza-detskogo-tserebralnogo.html
47. Савельева, Г. М. Асфиксия доношенных новорожденных. Комплексная терапия с использованием краниоцеребральной гипотермии / Г. М. Савельева, Р. И. Шалина, А. А. Смирнова, Ж. Ю. Кунях, О. П. Евстратова, М. А. Симухина // Акушерство и гинекология - 2015.- N 4. - С.19-24.
48. Семенова, К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. / К. А. Семенова - М., 2007.- 612 с
49. Смирнова И.А. логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно- методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004, - 320 с.
50. Факторы, влияющие на метобализм косной ткани у детей и фактроы риска его нарушения при ДЦП (обзор литературы) Каладзе Н.Н., Урсина Е.О. Симферополь. Крымский государственный университет имени С.И. Георгиевского (медицинская академия имени С.И. Георгиевского КФУ) 2016.
51. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С.П. Евсеева, С.Ф. Курбыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с. Часть П.Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико - функциональная характеристика детского церебрального паралича. С.200-206.
52. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию. / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 88 с.
53. Харпер, П. Практическое медико-генетическое консультирование./ Пер. с англ./ П. Харпер - М.: Медицина, 1984 - 302 с.
54. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 1. - М.: Владос, 2009. - 272 с.
55. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. - М., 2005.
56. Щипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб.; М., 2001
57. Этиология ДЦП. Электронный ресурс. Режим доступа:http://det-bol.ru/217.php
58. Яблонский, М. А. Запертые в своем теле / М. А. Яблонский // Новая аптека - 2014.-N 11.-С.13-15.
59. Ballot, D.E. Cooper PA. Developmental outcome of very low birth weight infants in a developing country. BMC / D.E Ballot, J. Potterton, T. Chirwa, N. Hilburn, P. A. Cooper // Pediatr - 2012 Feb 1;12:11. doi: 10.1186/1471 - 2431 - 12 - 11 .- http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22296705.
60. Bowen, J. R., Starts, D. R., Arnold, J. D., Silmmons, J. L., Ma, P. J., Leslie, G. I. // J.Paediatr.Child.Health. - 1993. - Vol.29. - P. 276-281.
61. Keihani-Doust, Z. Two-year follow-up study on neurodevelopmental outcomes after term intrapartum asphyxia usingage and stages questionnaire. / Z.1. Keihani-Doust, M. Saeedi, T. Esmaeilni, M. Habibi, S. S. Nazari // J Child Neurol. - 2013 - Dec;28(12):1555-61
62. Maloney, J. A. MRI findings in children with acute flaccid paralysis and cranial nerve dysfunction occurring during the 2014 enterovirus D68 outbreak / J. A. Maloney, D. M. Mirsky, K. Messacar, S. R. Dominguez, T. Schreiner, N. V. Stence // AJNR Am J Neuroradiol. 2015 Feb;36(2):245-50.
63. O'Callaghan M. E. Australian Collaborative Cerebral Palsy Research Group. Fetal and maternal candidate single nucleotide polymorphism associations with cerebral palsy: a case-control study. / M. E. O'Callaghan, A. H. Maclennan, C. S. Gibson, G. L. McMichael, E. A. Haan, J. L. Broadbent, P. N. Goldwater, J. N. Painter, G. W. Montgomery, G. A. Dekker // Pediatrics. 2012 Feb;129(2):e414-23
64. Danila, O. Prevalence of neurological conditions across the continuum of care based on inter RAI assessments BMC / O. Danila, J. P. Hirdes, C. J. Maxwell, R. A. Marrie, S. Patten, T. Pringsheim, N. Jette // Health Serv Res. - 2014 Jan 22;14:29. doi: 10.1186/1472-6963-14-29.
65. Hagberg, В., Hagberg, G., Olow, 1. // Acta.Paediatr - 1993. - Vol.82. - P. 387-393.
66. Haverkamp, F., Kramer, A., Fahnenstich, H., Zerres, K. // Kiln.Padiatr. - 1996.- Vol. 208. - P.93- 96.
67. Schneider, H. // Geburtshilfe.Frauenheilkd. -1993. - Vol. 53. - P. 369 -378.
68. Spinillo, A., Fazzi, E. Stronati, M., Ometto, A., Iasci, A., Guaschino, S. // Early Hum.Dev. - 1993. - Vol. 35. -P. 45-54.
69. Zhou, X. J. Risk factors related to infantile spastic cerebral palsy among 145 cases / X. J. Zhou, H. B. Qiu, H. Xu, L. L Zhu // Zhonghua Liu Xing Bing Xue Za Zhi. - 2013 - Apr;34(4):389-