ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЦП
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современные патогенетические основы детского церебрального паралича 8
1.1. Этиология и факторы риска ДЦП 8
1.2. Патогенез и классификация ДЦП 18
1.3. Особенности проявления дизартрии у детей при ДЦП 22
1.4. Методы коррекции нарушений при дизартрии у детей с ДЦП. 30
Выводы по первой главе. 45
ГЛАВА 2. Эффективность методов коррекции нарушений речевого развития при дизартрии у дошкольников с ДЦП 47
2.1. Выраженность нарушений речевого развития у детей с диагнозами ДЦП
и дизартрии на констатирующем этапе эксперимента 47
2.2. Программа коррекции речевых нарушений при дизартрии у
дошкольников с синдромом ДЦП 64
2.3 Эффективность коррекции речевых нарушений при дизартрии у детей с ДЦП 74
Выводы по второй главе. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Современные патогенетические основы детского церебрального паралича 8
1.1. Этиология и факторы риска ДЦП 8
1.2. Патогенез и классификация ДЦП 18
1.3. Особенности проявления дизартрии у детей при ДЦП 22
1.4. Методы коррекции нарушений при дизартрии у детей с ДЦП. 30
Выводы по первой главе. 45
ГЛАВА 2. Эффективность методов коррекции нарушений речевого развития при дизартрии у дошкольников с ДЦП 47
2.1. Выраженность нарушений речевого развития у детей с диагнозами ДЦП
и дизартрии на констатирующем этапе эксперимента 47
2.2. Программа коррекции речевых нарушений при дизартрии у
дошкольников с синдромом ДЦП 64
2.3 Эффективность коррекции речевых нарушений при дизартрии у детей с ДЦП 74
Выводы по второй главе. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность изучения проблемы дизартрии у детей с синдромом ДЦП мотивирована тем, что детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным и прогрессирующим по росту числа больных заболеванием в клинике детских нервных болезней. ДЦП является очень распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте заболевания нервной системы. Является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве, первым является задержка психического развития у детей; на третьем месте - врожденные аномалии .
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это состояние, которое возникает в следствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов в периоды до рождения, во время родов или в первые месяцы после рождения. Поражаются те участки мозга, которые обеспечивают движения и удержание позы. Данные расстройства обычно сопровождаются разными нарушениями психической деятельность, так как движения играют важную роль в психическом развитии. Кроме двигательных зон у детей с дцп могут быть поражены и другие участки головного мозга, что тоже отрицательно влияет на психическое развитие.
У большинства детей с церебральным параличом возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций - речи. Эти проблемы могут быть различные: полное отсутствие речи, искаженное ее формирование.
Патология речи привлекла к себе внимание исследователей сразу, как только заболевание детский церебральный паралич попало в поле зрения специалистов. Дизартрия, как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе.
В результате выше сказанного определена тема исследования: «Эффективность методов коррекции дизартрии у дошкольников с синдромом ДЦП»
Объектом исследования является произносительная сторона речи детей с дизартрией и синдромом ДЦП.
Предметом исследования - комплексная программа коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста с синдромом ДЦП.
Цель исследования предполагает разработку эффективной программы коррекции дизартрии у детей с ДЦП.
Рабочей гипотезой явилось предположение о том, что эффективность методов коррекции дизартрии зависит от учета сформированности речевого анализатора у детей на данном этапе онтогенеза и уровня психосоматических нарушений развития.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования, включающий как фундаментальные работы, так и современные монографические издания.
2. Выбрать и апробировать методы диагностики дизартрии у детей с ДЦП.
3. Разработать и опробировать логопедическую программу по коррекции дизартрии у детей с ДЦП.
4. Оценить эффективность использования предложенной программы по коррекции дизартрии у детей с синдромом ДЦП.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
• положения о том, что изучение детей дошкольного возраста основывается на культурно-исторической теории развития психики; о сензитивных периодах в психическом развитии ребенка, где каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития; положения о взаимодействии ребенка и матери как психологического условия развития ребенка; о зонах актуального и ближайшего развития, означающих, что в ходе коррекционной работы необходимо опираться не только на созревшие психической функции, но и на те, которые находятся в стадии становления; о ведущей роли обучения, обеспечивающего опережающее развитие (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)
• концепция ранней диагностики и коррекции нарушения развития в детском возрасте (Н.Н. Малофеев, Л.С. Гончарова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, Е.А. Мастюкова и др.); психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский, К.А. Семенова и др.) современные представления о возрастных этапах, критических периодах, о закономерностях и условиях развития в онтогенезе, закономерностях довербального и вербального развития ребенка в онтогенезе, о сензитивных сроках созревания функциональной речевой системы, определяющимися первыми годами жизни ребенка (Н.М. Аксарина, А.Н. Гвоздева, Н.М. Щелованов и т.д.)
• положения о единстве законов развития речи в онтогенезе и
дизонтогенезе (Е.А. Мастюкова); о роли двигательно- кинестической импульсации, как фактора мощной стимуляции развития мозга у детей, условия закрепления при образовании динамических временных связей, представляющих физиологический фундамент второй сигнальной системы ( И.П. Павлов, Т.Н. Ушакова); о роли двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления (И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев и т.д.).
• теория функциональных систем, понятие об обратной связи при эфферентной и афферентной организации движений (П.К. Анохин).
• Учение о пластичности и универсальной способности мозга к компенсации нарушенных функций (А.Р.Лурия, К.А. Семенова, Е.А. Мастюкова).
Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность использования избирательного подхода в логопедической коррекции у детей с ДЦП.
Практическая значимость проведенных исследований определяется тем, что научно обоснована эффективность использования в речевой коррекции у детей с ДЦП комплексного подхода, имеющего полифункциональную направленность воздействия и оказавшего эффективность в отношении таких речевых функций, как экспрессивная речь, грамматический строй, разборчивость речи.
В процессе исследования использовались следующие методы:
• Теоретические: анализ смежных дисциплин (физиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, психологии, педагогики и т.д.)
• Организационные: сравнительный анализ данных о довербальном
и вербальном развитии детей в норме и при ДЦП; комплексное медико-психолого-педагогическое и логопедическое исследование детей с ДЦП;
• Эмпирические: динамические наблюдения спонтанной деятельности ребенка с ДЦП; психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение развития ребенка с ДЦП; методы диагностики;
• Биографические: сбор и анализ анамнестических и катамнестических данных, изучение документации, представленной в ходе исследования;
• Аналитико-интерпретационные: количественно-качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2015 по 2016 гг. на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 73, г. Златоуста и включало 4 этапа:
I этап (2015 г.) - подготовительно-аналитический и экспериментально- формирующий. Осуществлялось экспериментальное исследование детей с ДЦП в условиях детского сада г. Златоуста. Разрабатывались направления и содержания диагностическо -коррекционного исследования, определялся концептуальный подход к решению проблемы логопедической помощи дошкольникам с ДЦП.
II этап (2015 г.) - экспериментально-аналитический, в ходе которого
осуществлялось экспериментально - диагностическое изучение детей с ДЦП в дошкольном учреждении № 73 г. Златоуста и проводился первый этап коррекционной работы, направленный на расслабление, либо на активизацию мышечного тонуса и моторики речевого аппарата; выработки ритмичности дыхания и движений ребенка.
III этап (2016 г.) - экспериментально-формирующий. Проводился
второй этап коррекционной логопедической работы на базе МБДОУ д/с № 73 г. Златоуста у детей с ДЦП. Основанный на тактильно-кинестетической стимуляции и активизации проприоцептивной и кинестетической афферентации разной модальности.
IV этап (2016 г.) - заключительно - обобщающий. По завершении экспериментального исследования проводился теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов проведенного исследования определяется тем, что в представленной работе использовался комплексный подход в применяемой программе коррекции, учитывая особенности полифункциональных нарушений у детей с ДЦП, что отразилось на результатах эффективности.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это состояние, которое возникает в следствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов в периоды до рождения, во время родов или в первые месяцы после рождения. Поражаются те участки мозга, которые обеспечивают движения и удержание позы. Данные расстройства обычно сопровождаются разными нарушениями психической деятельность, так как движения играют важную роль в психическом развитии. Кроме двигательных зон у детей с дцп могут быть поражены и другие участки головного мозга, что тоже отрицательно влияет на психическое развитие.
У большинства детей с церебральным параличом возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций - речи. Эти проблемы могут быть различные: полное отсутствие речи, искаженное ее формирование.
Патология речи привлекла к себе внимание исследователей сразу, как только заболевание детский церебральный паралич попало в поле зрения специалистов. Дизартрия, как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе.
В результате выше сказанного определена тема исследования: «Эффективность методов коррекции дизартрии у дошкольников с синдромом ДЦП»
Объектом исследования является произносительная сторона речи детей с дизартрией и синдромом ДЦП.
Предметом исследования - комплексная программа коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста с синдромом ДЦП.
Цель исследования предполагает разработку эффективной программы коррекции дизартрии у детей с ДЦП.
Рабочей гипотезой явилось предположение о том, что эффективность методов коррекции дизартрии зависит от учета сформированности речевого анализатора у детей на данном этапе онтогенеза и уровня психосоматических нарушений развития.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования, включающий как фундаментальные работы, так и современные монографические издания.
2. Выбрать и апробировать методы диагностики дизартрии у детей с ДЦП.
3. Разработать и опробировать логопедическую программу по коррекции дизартрии у детей с ДЦП.
4. Оценить эффективность использования предложенной программы по коррекции дизартрии у детей с синдромом ДЦП.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
• положения о том, что изучение детей дошкольного возраста основывается на культурно-исторической теории развития психики; о сензитивных периодах в психическом развитии ребенка, где каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития; положения о взаимодействии ребенка и матери как психологического условия развития ребенка; о зонах актуального и ближайшего развития, означающих, что в ходе коррекционной работы необходимо опираться не только на созревшие психической функции, но и на те, которые находятся в стадии становления; о ведущей роли обучения, обеспечивающего опережающее развитие (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)
• концепция ранней диагностики и коррекции нарушения развития в детском возрасте (Н.Н. Малофеев, Л.С. Гончарова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, Е.А. Мастюкова и др.); психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский, К.А. Семенова и др.) современные представления о возрастных этапах, критических периодах, о закономерностях и условиях развития в онтогенезе, закономерностях довербального и вербального развития ребенка в онтогенезе, о сензитивных сроках созревания функциональной речевой системы, определяющимися первыми годами жизни ребенка (Н.М. Аксарина, А.Н. Гвоздева, Н.М. Щелованов и т.д.)
• положения о единстве законов развития речи в онтогенезе и
дизонтогенезе (Е.А. Мастюкова); о роли двигательно- кинестической импульсации, как фактора мощной стимуляции развития мозга у детей, условия закрепления при образовании динамических временных связей, представляющих физиологический фундамент второй сигнальной системы ( И.П. Павлов, Т.Н. Ушакова); о роли двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления (И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев и т.д.).
• теория функциональных систем, понятие об обратной связи при эфферентной и афферентной организации движений (П.К. Анохин).
• Учение о пластичности и универсальной способности мозга к компенсации нарушенных функций (А.Р.Лурия, К.А. Семенова, Е.А. Мастюкова).
Научная новизна исследования определяется тем, что обоснована целесообразность использования избирательного подхода в логопедической коррекции у детей с ДЦП.
Практическая значимость проведенных исследований определяется тем, что научно обоснована эффективность использования в речевой коррекции у детей с ДЦП комплексного подхода, имеющего полифункциональную направленность воздействия и оказавшего эффективность в отношении таких речевых функций, как экспрессивная речь, грамматический строй, разборчивость речи.
В процессе исследования использовались следующие методы:
• Теоретические: анализ смежных дисциплин (физиологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, психологии, педагогики и т.д.)
• Организационные: сравнительный анализ данных о довербальном
и вербальном развитии детей в норме и при ДЦП; комплексное медико-психолого-педагогическое и логопедическое исследование детей с ДЦП;
• Эмпирические: динамические наблюдения спонтанной деятельности ребенка с ДЦП; психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение развития ребенка с ДЦП; методы диагностики;
• Биографические: сбор и анализ анамнестических и катамнестических данных, изучение документации, представленной в ходе исследования;
• Аналитико-интерпретационные: количественно-качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2015 по 2016 гг. на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 73, г. Златоуста и включало 4 этапа:
I этап (2015 г.) - подготовительно-аналитический и экспериментально- формирующий. Осуществлялось экспериментальное исследование детей с ДЦП в условиях детского сада г. Златоуста. Разрабатывались направления и содержания диагностическо -коррекционного исследования, определялся концептуальный подход к решению проблемы логопедической помощи дошкольникам с ДЦП.
II этап (2015 г.) - экспериментально-аналитический, в ходе которого
осуществлялось экспериментально - диагностическое изучение детей с ДЦП в дошкольном учреждении № 73 г. Златоуста и проводился первый этап коррекционной работы, направленный на расслабление, либо на активизацию мышечного тонуса и моторики речевого аппарата; выработки ритмичности дыхания и движений ребенка.
III этап (2016 г.) - экспериментально-формирующий. Проводился
второй этап коррекционной логопедической работы на базе МБДОУ д/с № 73 г. Златоуста у детей с ДЦП. Основанный на тактильно-кинестетической стимуляции и активизации проприоцептивной и кинестетической афферентации разной модальности.
IV этап (2016 г.) - заключительно - обобщающий. По завершении экспериментального исследования проводился теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов проведенного исследования определяется тем, что в представленной работе использовался комплексный подход в применяемой программе коррекции, учитывая особенности полифункциональных нарушений у детей с ДЦП, что отразилось на результатах эффективности.
В ходе исследования мы решили поставленные задачи следующим образом:
1. В первой главе диссертационного исследования были рассмотрены научно-теоретические основы развития дошкольников с дизартрией при детском церебральном параличе.
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основными симптомами являются нарушения движения, речи, слуха, зрения, интеллекта. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или периоде новорожденности. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой, которая выделяет пять основных форм детского церебрального паралича: -спастическая диплегия, при данной форме в большей степени поражаются ноги. Часто наблюдается задержка психического развития; -гемипаретическая форма, при данной форме поражается одна сторона: левая - при поражении правого полушария, правая - при поражении левого полушария. В 80% случаев развивается у ребенка в постнатальном периоде;
-атонически-астотическая форма характеризуется снижение мышечного тонуса, нарушением координации движения, равновесия;
-гиперкинетическая форма детского церебрального паралича развивается в следствии билирубиновой энцефалопатии, что является гемолитической болезнью новорожденных. У таких детей наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность туловища, шеи, ног;
-двойная гемиплегия - самая тяжелая форма, при ней наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта. У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80 %. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от тяжести поражения мозга. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические расстройства, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии. Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает произношение и просодическая организация звукового патока. Независимо от уровня поражения центральной нервной системы при дизартрии всякий раз нарушается целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц переферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения центральной нервной системы.
2. Исследования речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией с синдромом ДЦП проводилось на базе МБДОУ д/с компенсирующего вида № 73 г. Златоуста. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что у 100% обследуемых страдает звукопроизношение, у 70% - слоговая структура слова, составление предложений - 80%, словообразование - 70%, и связная речь страдает у 70% детей. На основании проведенного констатирующего экспериментами был сделан вывод, что уровень речевого развития у детей находится на низком уровне.
3. На основании полученных данных был проведен формирующий этап эксперимента. Целью которого была коррекция речевых нарушений у дошкольников с дизартрией. На данном этапе, за основу, была использована методика Е.Ф. Архиповой. Она подробно раскрывает все этапы коррекционной работы, которые включают в себя логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, упражнения на нормализацию дыхания, постановку и автоматизацию звуков.
4. Для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент с целью изучения уровня речевого развития у дошкольников с дизартрией после использования методики Е.Ф Архиповой. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, свидетельствуют об эффективности использованной методики, т.к. уровень речевого развития показал положительную динамику.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. В первой главе диссертационного исследования были рассмотрены научно-теоретические основы развития дошкольников с дизартрией при детском церебральном параличе.
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основными симптомами являются нарушения движения, речи, слуха, зрения, интеллекта. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или периоде новорожденности. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой, которая выделяет пять основных форм детского церебрального паралича: -спастическая диплегия, при данной форме в большей степени поражаются ноги. Часто наблюдается задержка психического развития; -гемипаретическая форма, при данной форме поражается одна сторона: левая - при поражении правого полушария, правая - при поражении левого полушария. В 80% случаев развивается у ребенка в постнатальном периоде;
-атонически-астотическая форма характеризуется снижение мышечного тонуса, нарушением координации движения, равновесия;
-гиперкинетическая форма детского церебрального паралича развивается в следствии билирубиновой энцефалопатии, что является гемолитической болезнью новорожденных. У таких детей наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность туловища, шеи, ног;
-двойная гемиплегия - самая тяжелая форма, при ней наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта. У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80 %. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от тяжести поражения мозга. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические расстройства, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии. Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает произношение и просодическая организация звукового патока. Независимо от уровня поражения центральной нервной системы при дизартрии всякий раз нарушается целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц переферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения центральной нервной системы.
2. Исследования речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией с синдромом ДЦП проводилось на базе МБДОУ д/с компенсирующего вида № 73 г. Златоуста. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что у 100% обследуемых страдает звукопроизношение, у 70% - слоговая структура слова, составление предложений - 80%, словообразование - 70%, и связная речь страдает у 70% детей. На основании проведенного констатирующего экспериментами был сделан вывод, что уровень речевого развития у детей находится на низком уровне.
3. На основании полученных данных был проведен формирующий этап эксперимента. Целью которого была коррекция речевых нарушений у дошкольников с дизартрией. На данном этапе, за основу, была использована методика Е.Ф. Архиповой. Она подробно раскрывает все этапы коррекционной работы, которые включают в себя логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, упражнения на нормализацию дыхания, постановку и автоматизацию звуков.
4. Для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент с целью изучения уровня речевого развития у дошкольников с дизартрией после использования методики Е.Ф Архиповой. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, свидетельствуют об эффективности использованной методики, т.к. уровень речевого развития показал положительную динамику.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Особенности обучения говорению на иностранном языке
детей с синдромом ДЦП с сохранным интеллектом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ МОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ HЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018



