Введение 3
1.Понятие, история и современное состояние проблемы супервизии 4
2.Виды, формы функции психологической супервизии для учителей начальных классов 7
3.Методы использования психологической супервизии для учителей начальных классов 12
Заключение 14
Список использованных источников 15
Актуальность работы обусловлена тем, что повышение требований к качеству образования на всех уровнях неразрывно связано с изменением подходов к деятельности педагога – центральной фигуры его осуществления. При этом ключевой тенденцией современного этапа развития образования выступает расширение инновационных форм работы педагогов, изменение способов педагогического взаимодействия, выполнение функций, не свойственных канонам традиционной педагогической деятельности. Среди новаций, получивших в последнее десятилетие широкое распространение, важное место занимает супервизия. Являясь заимствованным феноменом, который показал свою эффективность в других областях человеческой деятельности, супервизия сегодня требует специального исследования в отношении оценки ее принципиальной применимости к использованию в сфере образования.
Объект работы: психологическая супервизия для учителей начальных классов.
Предмет работы: особенности психологической супервизии для учителей начальных классов.
Цель работы: изучить психологическую супервизию для учителей начальных классов.
Задачи работы:
– рассмотреть понятие, историю и современное состояние проблемы супервизии ;
– раскрыть виды, формы функции психологической супервизии для учителей начальных классов;
– проанализировать методы использования психологической супервизии для учителей начальных классов.
Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, синтез, обобщение, систематизация, классификация.
Таким образом, понятие «супервизия» появилось в педагогике совсем недавно. Как социологией, экономикой и другими науками, оно заимствовано из психотерапии. Супервизия определяется в качестве одного из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, социальной работы и др. Она может быть представлена в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества, используемых практических подходов и методов, в виде процесса обучения как профессионально ориентированной позиции помощи в условиях рабочей ситуации. Супервизия носит локальный характер, который определяется степенью решения проблемы подготовки супервизируемого к оказанию любого рода помощи другому человеку. Супервизор может иметь формализованный статус, но выполнять задачи консультационного плана и только для тех, кто непосредственно осуществляет воздействие на формирующуюся личность.
Психологическую супервизию для учителей начальных классов можно назвать методом личностного и эмоционального роста, подготовки и повышения квалификации педагогов начальных классов. Основной его целью является сопровождение специалистов, имеющих затруднения в своей профессиональной деятельности, а точнее, выявление проблем в профессии, обмен мнениями, проведение анализа своей деятельности и оказание помощи в детекции собственных ресурсов развития, нахождение путей решения затруднительных профессиональных задач, рефлексия. Успешное прохождение супервизии способствует обретению профессиональной идентичности, которая послужит системой поиска собственных профессиональных смыслов.
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. СПб.: «Питер», 2014. – 120 с.
2. Винер, Дж. Супервизия супервизора: практика в поисках теории / Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхем. – М.: Изд-во Когито-центр, 2016. – 130 с.
3. Воронина, Л.В. Супервизия как ведущий метод научного менеджмента в подготовке аспирантов / Л.В. Воронина, Л.В. Моисеева // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 6–40.
4. Кулаков, С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С. А. Кулаков. Спб. : Речь, 2012. – 140 с.
5. Лях, И.В. Полимодальная супервизия: практика для практиков / И.В. Лях // Семья в XXI веке: материалы международного экспертного симпозиума (28 ноября – 2 декабря 2013 г.) – Новосибирск: Манускрипт, 2013.– 113 с.
6. Пономаренко, М.А. Педагогическое супервизорство: генезис понятия и сущность / М.А. Пономаренко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). – 2012. – № 8. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1839.htm. (Дата обращения: 19.11.2021)
7. Синицына, Г.П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов / Г.П. Синицына // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (Дата обращения: 19.11.2021).
8. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов / В.Г. Торосян.– М.: Владос, 2016. – 139 с.
9. Яковлев, Е.В. Инновационные виды педагогического сопровождения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. –№ 8. – С. 101–106.