Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уроки изобразительного искусства как средство приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края

Работа №80743

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края 7
1.1 Анализ основных понятий исследования «национальные, региональные и этнокультурные особенности» 7
1.2 Отражение проблемы приобщения школьников к национальным,
региональным и этнокультурным особенностям родного края в научной литературе 20
1.3 Возможности уроков изобразительного искусства в приобщении
младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края 25
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Уроки изобразительного искусства, направленные на приобщение младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным
особенностям родного края 34
2.1. Диагностика сформированности представлений о национальных,
региональных и этнокультурных особенностях родного края 34
2.2. Уроки изобразительного искусства 39
Выводы по 2 главе 57
Список литературы

В условиях Российской Федерации c учетом многонационального состава воспитание подрастающих поколений должно базироваться на поликультурной основе.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов политики государства и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание гражданственности, взаимоуважения, патриотизма, ответственности личности, а также развитие и защиту традиций и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3) [65, с. 14].
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 12) акцентируется внимание на том, что содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями »
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 12) акцентируется внимание на том, что содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». [65, с. 25].
Обеспечивают механизм исполнения данного содержания образования федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, идея сбережения и развития культуры нашей страны выходит на первый план. Актуальным становится воспитание чувства уважения и эмоциональной отзывчивости к культуре народа другой национальности идущее параллельно с формированием осознания собственного национального «я».
Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвергается коренным трансформациям, она стабильна благодаря многовековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура является не только источником обновления содержательной базы современного воспитания, но и традиционным этническим средством влияния на формирование личности. Знание истоков культуры народа, духовной природы их художественных ценностей составляет неотделимую часть развивающей культуры ребенка. Через приобщение к народным истокам и культуре своего народа, через понимание созвучия основных тем в искусстве различных народов, через декоративно-прикладное искусство народов мира возможно эффективное приобщение ученика к многообразной, яркой и интересной сокровищнице художественной культуры. Изучение регионального искусства является важным компонентом художественного образования.
Включение изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание стандарта художественного образования , базируется на знаниях о культурных и исторических традициях родного края; о искусстве народном и профессиональном , о его наиболее ярких проявлениях. Особенности развития каждого определенного региона, культурные и национальные обычаи и традиции населяющих его народов диктуют своеобразие содержания регионального компонента художественного и эстетического образования.
Важность интеграции национальных, региональных и этнокультурных особенностей в систему художественного образования школьников описана в исследовательских работах Т.Я. Шпикаловой, В.В. Алексеева, Г.В. Лабунской, К.В. Дитмар, Ю.П. Желтухова. В последние годы проблема освоения обучающимися национальных, региональных и этнокультурных особенностей в системе художественного образования, основывающихся на особенностях отдельных регионов нашей страны, получила емкое теоретическое обоснование в диссертационных исследованиях И.Н. Полынской, Л.А. Слагаевой, Е.Н. Губановой и др.
В ходе анализа психолого-педагогических исследований нами было обнаружено противоречие между необходимостью приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края и недостаточным использование потенциала уроков изобразительного искусства в этом процессе. Отсюда следует проблема: каким образом организовать уроки изобразительного искусства в начальной школе, чтобы обеспечить приобщение младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края.
Необходимость разрешения этих противоречий, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Уроки изобразительного искусства как средство приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края и разработать уроки изобразительного искусства по данному направлению.
Объект исследования: процесс приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края.
Предмет исследования: уроки изобразительного искусства, направленные на приобщение младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края.
В соответствии с целью и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятий «национальные, региональные и этнокультурные особенности» в процессе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Проанализировать разработанность проблемы приобщения школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края в научной литературе.
3. Изучить возможности уроков изобразительного искусства для формирования представлений младших школьников о национальных, региональных и этнокультурных особенностях родного края.
4. Выявить уровень сформированности представлений младших школьников о национальных, региональных и этнокультурных особенностях родного края.
5. Разработать уроки изобразительного искусства по приобщению младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края.
Для решения задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, анкетирование, контент-анализ.
Методологической основой исследования явились:
- идеи отечественной педагогики о народном воспитании (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, и др.);
- этнопедагогический подход, предполагающий учет культурно-исторических традиций народа (Г.Н. Волков, В.А. Сластенин и др.);
- деятельностный подход (Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.).
Теоретической основой исследования явились исследовательские работы по проблеме приобщения школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края на уроках изобразительного искусства (Э.Ф. Вертякова, С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк и др.);
База исследования. Исследование проводилось на базе СОШ № 108 имени Героя РФ А.В. Яковлева г. Челябинска.
Практическая значимость: разработанные нами уроки изобразительного искусства, направленные на формирование представлений младших школьников о национальных, региональных и этнокультурных особенностях родного края могут быть использованы в работе учителя начальных классов, работающего по программе УМК «Школа России».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение этнокультурного потенциала регионов России, межкультурное общение, взаимодействие и сотрудничество, социализация этнокультурных сообществ, укрепление российской нации становятся актуальными педагогическими проблемами настоящего времени. В их решении большую роль играют образование, в частности общеобразовательная школа.
Приобщение младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям представляет собой процесс, предполагающий последовательное поэтапное овладение этнокультурными представлениями, понятиями, знаниями, которое происходит в ходе целенаправленной работы в урочной и внеурочной деятельности с учащимися в соответствии с их психолого-педагогическими и индивидуальными характеристиками.
Отношение к народному искусству как к целостной художественно - эстетической системе позволяет интегрировать ряд дифференцированных учебных предметов - русский язык, литературу, музыку, изобразительное искусство, трудовое обучение, - которые не дублируют, а дополняют и углубляют друг друга. Это прослеживается в связях изобразительно- пластического искусства с музыкально-поэтическим, прикладным и обрядовым фольклором, где возможно использование разнообразного материала из изобразительного, литературного, музыкального ряда в зависимости от местных условий.
Важное значение в приобщении младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям региона имеют уроки изобразительного искусства. В настоящее время возрождается интерес к изучению народного декоративного искусства. Приобщение к «народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с жизнью.
Систематическое освоение художественного наследия на уроках изобразительного искусства помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
На сегодняшний день актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему художественного образования. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечеством.
При изучении учащимися в начальной школе искусства своего народа на уроках изобразительного искусства ставится цель: формирование устойчивого интереса к национальной культуре Южного Урала, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Этнокультурный компонент в преподавании изобразительного искусства в начальной и основной школе - это специально отобранная содержательная часть этнохудожественной культуры народов Южного Урала, которая интегрируется в типовую федеральную учебную программу для изучения.
В ходе работы была предложена тематика уроков в рамках регионального компонента и представлен конспект урока по ознакомлению с региональными особенностями искусства Урала.
Следует отметить, что насыщенность учебной программы для начальной школы не позволяет достаточно широко ознакомится с особенностями искусства нашего края, поэтому наряду с интеграцией различных предметов в ходе учебного процесса необходимо использовать интеграцию учебной и внеучебной деятельности учащихся.
В отличие от учебной внеучебная деятельность направлена на индивидуальную работу с детьми, предоставляя им возможность выбора в области художественного образования по своим интересам.
К формам внеучебной деятельности относятся кружки художественного творчества, студии, внеклассные и факультативные занятия, тематические вечера об искусстве, встречи с художниками, праздники и фестивали, экспедиции и т.д. Такие формы интеграции помогают совершенствовать художественные способности детей, а также знакомить их с произведениями изобразительного и народного искусства, не вошедшими в школьную программу.



1. Авксентьев, А.В Этнические проблемы современности и культура межнационального общения : учеб. пособие [Текст] / А.В. Авксентьев, В.Л. Авксентьев. - Ставрополь, 2000. - 222 с.
2. Адаскина О. Н. Русский фольклор. М. : АСТ, 2011. 256 с.
3. Александрова, Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Н.С. Александрова. - М., 2000. - 356 с.
4. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа : учебное пособие. М. : МГУ, 2012. - 95 с.
5. Аниконова Т. Г. Народные игры : учебное пособие. Белгород, 2004. 169 с.
6. Анохин A. M. Этносоциальная педагогика : феноменология адаптации и дезадаптации личности в межэтническом пространстве. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2013. 200 с.
7. Арабов, И.А. Этнопедагогика (культурологический аспект) [Текст] / И.А. Арабов, Г.Ю. Нагорная. - Карачаевск : Изд-во Карачаево-Черкес. гос. пед. ун-та, 1999. - 213 с.
8. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология [Текст] / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М., 1999. - 271 с.
9. Бабанский Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М. : Просвещение, 1987. 478 с.
10. Бабинова С. В. Воспитание толерантности младших школьников
средствами поликультурного образования : учебное пособие.
Новосибирск : НИпКиПРО, 2009. 130 с.
11. Бабунова Е. С. Основы этнопедагогики : учеб. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2015. 153 с.
12. Байрамбеков, М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (на материале искусства о народе Дагестана) [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / М.М. Байрамбеков. - М., 2014. - 361 с.
13. Бакланова Т. И. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Йошкар-Ола, 2015. 28 с.
14. Бакланова, Т.И. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации [Текст] / Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова. - Йошкар-Ола, 2005. - 28 с.
15. Балицкая И. В. Поликультурное образование : учеб. пособие. Южно- Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2013. 60 с.
16. Библер, В.С. Целостная концепция школы диалога культур.
Теоретические основы программы [Текст] / В.С. Библер //
Психологическая наука и образование. - 1996. - №4. - С. 9 - 19.
17. Блинова, Г.П. Русские традиции и народная культура (история и современность) [Текст] : лекции / Г.П. Блинова. - М. : МГУКИ, 2000.
- 49 с.
18. Богомолова М. И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей : учебно-методическое пособие. Тольятти, 2014. 71 с.
19. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 398 с.
20. Бозиев Р.С.,Боргояков С.А. Формирование этнокультурной идентичности учащихся в контексте национальной политики РФ// Педагогика. - № 5. - 2016.- с.3-13.
21. Болотина Л. Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М. : Просвещение, 2013. 128 с.
22. Бороноев, А.О. Этническая психология [Текст] / А.О. Бороноев, В.Н. Павленко. - СПб., 2007. - 168 с.
23. Бромлей, Ю. В. К вопросу о сущности этноса / Бромлей Ю.В. - М.: 1970.
- С.51-55.
24. Бромлей, Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе [Текст] / Ю.В. Бромлей // Вопросы философии. - 1988. - № 7. - С. 16-29.
25. Бызова, В.М. Введение в этнопедагогику [Текст] / В.М. Бызова. - Сыктывкар, 2014. - 46 с.
26. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики [Текст] / З.П. Васильцова. - М., 1988. - 137 с.
27. Вертякова Э.Ф. Адаптивная технология по воспитанию этнокультурных отношений в у условиях поликультурной образовательной среды [Текст]: учеб. пособие для учителей. - Челябинск, 2007. - 111 с.
28. Вертякова, Э.Ф. Воспитание этнокультурных отношений: термины и понятия: Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2008 51 с.
29. Вертякова, Э.Ф. Теоретико -методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве: монография. Челябинск, 2006. - 143 с.
30. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст] / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1992. - 66 с.
31. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2015. — 1136 с.
32. Галигузов И. Ф. Народы Южного Урала : история и культура. Магнитогорск, 2014. 498 с.
33. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. 240 с.
34. Гришина, Г.Н. Летние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / Г.Н. Гришина, В.М. Петров, Л.Д. Короткова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
35. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Гумилёв Лев Николаевич. - Астель.: 2015.
36. Детям о традициях народного мастерства. Осень [Текст] : учеб.-метод. пособие : в 2 ч. / под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М. : ВЛАДОС, 2001. - Ч.
2. - 272 с.
37. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание : сущность
и перспективы развития [Текст] / А.Н. Джуринский // Педагогика. - 2002. - №10. - С. 93-95.
38. Жуковская, Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, под ред. С.А. Козловой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1985. - 195 с.
39.Забылин, М. Русский народ : Его обычаи, предания, обряды и суеверия [Текст] / М. Забылин. - М. : Изд-во Эксмо, 2002. - 607 с.
40. Захарова, Л.М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании школьников [Текст] / Л.М. Захарова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2015. - № 3. - С. 70-73.
41. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : метод. пособие / авт.-сост. : Л.С. Куприна [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2014.
- 325 с.
42. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. Ростов-на-Дону : МарТ, 2009. 272 с.
43. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Не хата, а царская палата: Метод, пособие / Сост. Е. Г. Лопатина, И. В. Филиппова. - Магнитогорск, 2010.
44. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
45. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 294 с.
46. Клиентов А. Н. Народные промыслы. М. : Белый город, 2008. 47 с.
47. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа. СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. 158 с.
48. Коган, Л.Н. Социология культуры [Текст] : учеб. пособие / Л.Н. Коган.
- Екатеринбург : УРГУ, 1992. - 391 с.
49. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Изд. Центр «Академия», 2013. - 176 с.
50. Козлова С. А. Я - Человек : Программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 2009. 165 с.
51. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. - М. : Линка-Пресс, 2000. - 244 с.
52. Колпачев В.В., Колпачева О.Ю. Проблемы национального и общечеловеческого в работах отечественных педагогов// Педагогика. - №3. - 2016. - с.78-85.
53. Копцева Т.А. Этапы раскрытия творческого потенциала детей на уроках изобразительного искусства// Педагогика. - №4. - 2016. - с.65¬69
54. Кузина Т. Ф. Занимательная педагогика народов России. М. : Школьная пресса, 2011. 105 с.
55. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России [Текст] / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. - М. : Школьная пресса, 2001. - 105 с.
56. Кукушин В. С. Этнопедагогика : учебное пособие. Воронеж : МОДЭК, 2012. 304 с.
57. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
58. Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях : учебное пособие. М. : Российский ин-т культурологии, 2012. 219 с.
59. Молданова И.М. Этнокультурно-образовательные проекты как способ формирования национальной самоидентичности// Педагогика. - № 9. - 2016.- с.120-122.
60. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для высш. пед. учеб. зав. / А.В. Мудрик. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Academia, 2000. - 191 с.
61. Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. 2015. №4. С. 596-601.
62. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
63. Суслова, Э.К. Воспитание детей этики межнационального общения [Текст] / Э.К. Суслова. - М. : А.П.О., 1994. - 80 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2010. 213 с.
65. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ / сост. : А. А. Кельцева. М. : Эксмо, 2014. 787 с.
66. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М. :
ИНФРА, 2004. - 576 с.
67.Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. - Тбилиси : Мецниереба, 1984. - 171 с.
68. Широкогоров, С.М. Этнос / Сергей Михайлович Широкогоров. - Шанхай, 1923. - 13с.
69. Школяр Л. В. Курбатова Н.В. Стратегические ориентиры художественного образования в России// Педагогика. - № 6. - 2016. - с.46-50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ