Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи

Работа №80726

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
568
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.3 Понятие «грамматический строй речи» в научно-методической литературе
1.4. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по I главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Организация и результаты работы по анализу уровня
сформированности грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.2. Реализация педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 57
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение

Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Грамматика—это наука о строе языка, о его законах. Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Общее недоразвитие речи - одно из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Нарушение грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с ОНР самостоятельно с ней не справиться. Не усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Вопросами формирования грамматического строя речи у данной категории детей занимались такие авторы, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. Сравнительный анализ развития грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.
Исследование учёных выявило у большого количества старших дошкольников с ОНР значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, что обусловлено абстрактностью грамматических понятий и организацией этого раздела русского языка на основе большого количества правил.
В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду негативных последствий: нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, трудности в овладении всей школьной программой.
Недочеты в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нарушают процесс овладения языком и усвоения грамматических закономерностей, что влечет за собой ограниченность представлений, понятий, и приводит к замедлению темпов познавательного развития. Своеобразие в психическом развитии данной категории детей отрицательно сказывается на уровне их социальной адаптации и реабилитации. Однако влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать своевременную коррекционную работу. Своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строения речи способствует полноценному формированию личности ребенка.
Таким образом, тема нашего исследования «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи» является актуальной.
Цель работы: теоретически изучить и практически доказать необходимость разработки педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи.
Объект исследования- процесс формирования грамматического строя речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования-педагогические условия психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие эффективность работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по формированию грамматического строя речи будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, связанных с организацией специальной работы, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов организации учебного процесса, с учетом особенностей развития данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Проанализировать уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи и экспериментально проверить их эффективность.
Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
1. культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский);
2. концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
3. методология системного подхода (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.Б. Блауберг и др.);
4. теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Л.С.Волковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, С.В. Зориной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
Обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи. Определены содержательные, организационно-педагогические аспекты 7
процесса формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня Разработаны педагогические требования к формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые включают в себя организацию специальной работы по коррекции нарушений грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня: использование комплексов упражнений по развитию умений грамматически правильно выражать свои высказывания, строить предложения; создание мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков грамматического строя речи, широкое использование игровых форм работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений, могут быть использованы воспитателями, логопедами, родителями, в работе по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Созданы методические рекомендации для логопедов и воспитателей по организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР111 уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи.
База исследования: МБДОУ ДС № 147 г. Челябинск, в исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что процесс овладения родным языком, его грамматическим строем определен, как один из актуальных в методике коррекционно - логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи является очень важным в его развитии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания.
При изучении состояния грамматического строя речи и анализе полученных результатов, мы основывались на данных соответствующей психологической, психолингвистической, логопедической и специальной педагогической литературы.
Наиболее полно вопросы формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР дошкольного возраста освещены в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой, Тумановой Т.В., Грибовой О.Е., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. и других.
Исследования этих авторов позволили получить необходимые знания о теоретических и практических аспектах проблемы формирования лексики и грамматики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, об общих методических подходах по определению содержания коррекционно-логопедической работы.
Выявление особенностей детей с ОНР III уровня речевого развития и полученные данные при проведении констатирующего эксперимента, учитывались нами при проведении экспериментального обучения.
По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное исследование. Данные контрольного исследования показали
наличие положительной динамики в формировании у детей с ОНР грамматического строя речи.
При надлежащем педагогическом воздействии у детей с ОНР111 уровня значительно снижается число грамматических ошибок: при согласовании существительных с глаголами; согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, словообразовании и так далее.
Предложенные нами педагогические условия при обучении детей с ОНР III уровня речевого развития оказались эффективными в работе с этой категорией детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена проведенной экспериментальной работой.



1. АфонькинаЮ.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. - 67 с.
2. Беззубцева Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму / Г.В.Буззубцева, Т.Н.Андиевская. - М.: ГНОМ и Д, 2004. -120с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. - М.,1991г. - 245 с.
4. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М.Бородич. - 2-е изд. -М., 1984. - 380с.
6. Бурлакова М.К. Советы логопеда / М.К.Бурлакова. - М.: В.Секачев, 2004. - 64с.
7. ВенгерЛ.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А.Венгер. - М., 1978. - 174с.
8. Гербова В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада / В.В. Гербова, Р.А.Иванкова. - М.: Просвещение,1984. - 228с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. - М., 1961. - 276с.
10. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А.Н.Гвоздев. - М., 1948. - 112с.
11. Гризик Т.И. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет / Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. - М., 2000. - 64с.
12. Гризик Т.И. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи / Т.И.Гризик. - М., 2000. - 64с.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова. - 2-е изд. - М.: Просвещение,1985. - 112с.
14. Зееман М. Расстройство речи у дошкольников / М.Зееман. - М., 1962. Разд.2
15. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителями - логопедами в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р.А.Кирьянова. - СПб, 2002. - 368с.
16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И Д.Коненкова. - М., 2004. - 95с.
17. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет / Н.Г.Комратова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 208с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера. 2004. - 464с.
19. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. - М., 1968.
20. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 2002. - 428с.
21. Логопед // Научно-методический журнал. - 2006. - №6. - С.61-62.
22. Логопед // Научно-методический журнал. - 2007. - №3. - С.57-60.
23. Лопатина Л.В. Формирование восприятия речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В.Лопатина. - СПб: «Образование», 1990. - 253с.
24. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И.Лопухина. - М.: Аквариум, 1995. - 384с.
25. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И.Логинова, Ф.А.Сохина. - М., 1979.-176 с.
26. Логинова В.И.ошкольная педагогика / В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. - М.: Просвещение, 1988. - 69с.
27. Люблинская.А. Детская психология / А.А.Люблинская. - М.: Просвещение,1971.
28. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А.Миронова. - М.: Просвещение, 1991. - 208с.
29. На пороге школы: Метод.реком. для воспитателей, работающих с детьми по программе «Радуга». - М.: Просвещение, 2003. - 160с.
30. Нарушение речи у дошкольников / Р.А.Белова-Давид, Б.М.Гриншпут. - М.,1972.- 276с.
31. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет) / Н.В.Нищева. - СПб, 2004.
32. Нищева Н.В. Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В.Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 528с.
33. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с4-7лет) / Н.В.ие и воспитание детей с нарушениями речи / В.И.Селеверстов. - М.,1982. - 216с.
34. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. - М.. 1968. - 320с.
35. Павлов И.Д. Развитие детей 5-6 лет и подготовка их к школе / И.Д.Павлов, Г.Г.Петраченко. - Минск, 1975. - 185с.
36. Пименова Т.И. Выговаривать хочу...: Исправление недостатков
звукопроизношения у детей Т.И.Пименова. - СПб.: КАРО, 2006. - 96с.
37. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / В.И.Селеверстов, С.Н. Шаховская. - М.,1981. - 245с.
38. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ: Методика и конспекты игровых занятий по программе «Радуга» / Н.А.Баева, Н.В.Колмыкова, Т.Л.Солодова. - м.: АРКТИ, 2007. - 96с.
39. Проверено практикой // Научно-методический журнал. - 2004. - №2. - С.24-30.
40. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии / М.А.Полякова. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 208с.
41. Развитие ребенка в детском саду // Журнал. Ребенок в детском саду. - 2004.-№3. - С.39.
42. Развитие ребенка в детском саду // Журнал. Ребенок в детском саду. - 2003.-№4. - С.41-42.
43. Разнообразные приемы для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте // Журнал. Ребенок в детском саду. - 2004. - №5. - С.43-45.
44. Серебрякова Н.В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи / Н.В.Серебрякова, Л.С.Соломаха. - СПб.,2000. - 220с.
45. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДНП / И.А. Смирнова. - СПб., 2004 - 123с.
46. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР / Л.Н.Смирнова. - М.: «Мозаика-Синтез», 2006. - 80с.
47. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И.Сорокина. - М.,1982.
48. Стертые пути дизартрии. Пути коррекции / Сост.: Л.П.Петухова, Н.П.Ашихмина, С.Э.Зиберова. - Челябинск. 2003. - 112с.
49. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А.Ткаченко. - М.: «ГНОМ и Д», 2003. - 112с.
50. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков
звукового анализа и обучения грамоте / Т.А.Ткаченко. - М.: «ЭГСИ», 1999. - 48с.
51. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи / Т.А.Ткаченко. - М.: «ГНОМ и Д», 2006. - 32с.
52. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического
изучения аномальных детей / О.Н.Усанова. - М., 1990. - 236с.
53. Успенская Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П.Успенская, М.Б.Усппенский. Ч.1., - М.: Просвещение, 1995. - 224с.
54. Успенская Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П.Успенская, М.Б.спенский. Ч.2., - М.: Просвещение, 1992. - 319с.
55. Ушакова О.С. методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М., 2003. - 95с.
56. Фалюшиан Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л.И.Фалюшина. - М.: «АРКТИ», 2003. - 45с.
57. Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева. - М.: Просвещение, 1987. - 142с.
58. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б.Филичева - М., 1999. - 160с.
59. Филичева Т.Б. Устранение недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина - М.: Айрис пресс, 2004. - 224с.
60. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностирования устной речи / Т.А.Фотекова. - М., 2002. - 26с.
61. ХватцевМ.Е. Логопедия / М.Е.Хватцев. - М., 1959. - 347с.
62. Шашкина Г.Р. логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. - М.: «Академия», 2003. - 240с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ