Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.3 Понятие «грамматический строй речи» в научно-методической литературе
1.4. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по I главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Организация и результаты работы по анализу уровня
сформированности грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.2. Реализация педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 57
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.3 Понятие «грамматический строй речи» в научно-методической литературе
1.4. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по I главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1. Организация и результаты работы по анализу уровня
сформированности грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.2. Реализация педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 57
Выводы по II главе 62
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение
Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Грамматика—это наука о строе языка, о его законах. Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Общее недоразвитие речи - одно из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Нарушение грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с ОНР самостоятельно с ней не справиться. Не усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Вопросами формирования грамматического строя речи у данной категории детей занимались такие авторы, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. Сравнительный анализ развития грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.
Исследование учёных выявило у большого количества старших дошкольников с ОНР значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, что обусловлено абстрактностью грамматических понятий и организацией этого раздела русского языка на основе большого количества правил.
В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду негативных последствий: нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, трудности в овладении всей школьной программой.
Недочеты в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нарушают процесс овладения языком и усвоения грамматических закономерностей, что влечет за собой ограниченность представлений, понятий, и приводит к замедлению темпов познавательного развития. Своеобразие в психическом развитии данной категории детей отрицательно сказывается на уровне их социальной адаптации и реабилитации. Однако влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать своевременную коррекционную работу. Своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строения речи способствует полноценному формированию личности ребенка.
Таким образом, тема нашего исследования «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи» является актуальной.
Цель работы: теоретически изучить и практически доказать необходимость разработки педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи.
Объект исследования- процесс формирования грамматического строя речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования-педагогические условия психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие эффективность работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по формированию грамматического строя речи будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, связанных с организацией специальной работы, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов организации учебного процесса, с учетом особенностей развития данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Проанализировать уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи и экспериментально проверить их эффективность.
Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
1. культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский);
2. концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
3. методология системного подхода (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.Б. Блауберг и др.);
4. теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Л.С.Волковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, С.В. Зориной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
Обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи. Определены содержательные, организационно-педагогические аспекты 7
процесса формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня Разработаны педагогические требования к формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые включают в себя организацию специальной работы по коррекции нарушений грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня: использование комплексов упражнений по развитию умений грамматически правильно выражать свои высказывания, строить предложения; создание мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков грамматического строя речи, широкое использование игровых форм работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений, могут быть использованы воспитателями, логопедами, родителями, в работе по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Созданы методические рекомендации для логопедов и воспитателей по организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР111 уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи.
База исследования: МБДОУ ДС № 147 г. Челябинск, в исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Грамматика—это наука о строе языка, о его законах. Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Общее недоразвитие речи - одно из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Нарушение грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с ОНР самостоятельно с ней не справиться. Не усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Вопросами формирования грамматического строя речи у данной категории детей занимались такие авторы, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. Сравнительный анализ развития грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.
Исследование учёных выявило у большого количества старших дошкольников с ОНР значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, что обусловлено абстрактностью грамматических понятий и организацией этого раздела русского языка на основе большого количества правил.
В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду негативных последствий: нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, трудности в овладении всей школьной программой.
Недочеты в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нарушают процесс овладения языком и усвоения грамматических закономерностей, что влечет за собой ограниченность представлений, понятий, и приводит к замедлению темпов познавательного развития. Своеобразие в психическом развитии данной категории детей отрицательно сказывается на уровне их социальной адаптации и реабилитации. Однако влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать своевременную коррекционную работу. Своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строения речи способствует полноценному формированию личности ребенка.
Таким образом, тема нашего исследования «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи» является актуальной.
Цель работы: теоретически изучить и практически доказать необходимость разработки педагогических условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи.
Объект исследования- процесс формирования грамматического строя речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования-педагогические условия психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие эффективность работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по формированию грамматического строя речи будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении ряда педагогических условий, связанных с организацией специальной работы, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов организации учебного процесса, с учетом особенностей развития данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Проанализировать уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать и обосновать условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи и экспериментально проверить их эффективность.
Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
1. культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский);
2. концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
3. методология системного подхода (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.Б. Блауберг и др.);
4. теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Л.С.Волковой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, С.В. Зориной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
Обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи. Определены содержательные, организационно-педагогические аспекты 7
процесса формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня Разработаны педагогические требования к формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые включают в себя организацию специальной работы по коррекции нарушений грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня: использование комплексов упражнений по развитию умений грамматически правильно выражать свои высказывания, строить предложения; создание мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков грамматического строя речи, широкое использование игровых форм работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений, могут быть использованы воспитателями, логопедами, родителями, в работе по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Созданы методические рекомендации для логопедов и воспитателей по организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР111 уровня в процессе работы по формированию грамматического строя речи.
База исследования: МБДОУ ДС № 147 г. Челябинск, в исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что процесс овладения родным языком, его грамматическим строем определен, как один из актуальных в методике коррекционно - логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи является очень важным в его развитии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания.
При изучении состояния грамматического строя речи и анализе полученных результатов, мы основывались на данных соответствующей психологической, психолингвистической, логопедической и специальной педагогической литературы.
Наиболее полно вопросы формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР дошкольного возраста освещены в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой, Тумановой Т.В., Грибовой О.Е., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. и других.
Исследования этих авторов позволили получить необходимые знания о теоретических и практических аспектах проблемы формирования лексики и грамматики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, об общих методических подходах по определению содержания коррекционно-логопедической работы.
Выявление особенностей детей с ОНР III уровня речевого развития и полученные данные при проведении констатирующего эксперимента, учитывались нами при проведении экспериментального обучения.
По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное исследование. Данные контрольного исследования показали
наличие положительной динамики в формировании у детей с ОНР грамматического строя речи.
При надлежащем педагогическом воздействии у детей с ОНР111 уровня значительно снижается число грамматических ошибок: при согласовании существительных с глаголами; согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, словообразовании и так далее.
Предложенные нами педагогические условия при обучении детей с ОНР III уровня речевого развития оказались эффективными в работе с этой категорией детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена проведенной экспериментальной работой.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи является очень важным в его развитии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания.
При изучении состояния грамматического строя речи и анализе полученных результатов, мы основывались на данных соответствующей психологической, психолингвистической, логопедической и специальной педагогической литературы.
Наиболее полно вопросы формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР дошкольного возраста освещены в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой, Тумановой Т.В., Грибовой О.Е., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. и других.
Исследования этих авторов позволили получить необходимые знания о теоретических и практических аспектах проблемы формирования лексики и грамматики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, об общих методических подходах по определению содержания коррекционно-логопедической работы.
Выявление особенностей детей с ОНР III уровня речевого развития и полученные данные при проведении констатирующего эксперимента, учитывались нами при проведении экспериментального обучения.
По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное исследование. Данные контрольного исследования показали
наличие положительной динамики в формировании у детей с ОНР грамматического строя речи.
При надлежащем педагогическом воздействии у детей с ОНР111 уровня значительно снижается число грамматических ошибок: при согласовании существительных с глаголами; согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, словообразовании и так далее.
Предложенные нами педагогические условия при обучении детей с ОНР III уровня речевого развития оказались эффективными в работе с этой категорией детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена проведенной экспериментальной работой.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекции связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Изучение коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядных опор
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Методическое обеспечение процесса коррекции особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019



