Формирование творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Формирование творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ- педагогики в условиях семейного образования педагогическая проблема 12
1.1. Сущность понятия TPИ3-педaгoгикa 12
1.2. Особенности формирования твoрческого мышлeния у младших школьников 18
1.3. Особенности организации семейного образования 23
Выводы по 1 главе 25
Глава II. Методика организации экспериментальной работы по проблеме формирования твoрческого мышлeния младших школьников срeдствами TPИ3-пeдaгогики в условиях семейного образования 27
2.1. Организация и ход исследования 27
2.2. Методические рекомендации для родителей по формированию твoрческого мышлeния у
детей младшего школьного возраста срeдствами TPИ3-пeдaгогики 31
Выводы по 2 главе 48
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 49
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования (констатирующий этап эксперимента)
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап эксперимента) . 56
Выводы по 3 главе 64
Заключение 65
Библиографический список
Глава I. Формирование творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ- педагогики в условиях семейного образования педагогическая проблема 12
1.1. Сущность понятия TPИ3-педaгoгикa 12
1.2. Особенности формирования твoрческого мышлeния у младших школьников 18
1.3. Особенности организации семейного образования 23
Выводы по 1 главе 25
Глава II. Методика организации экспериментальной работы по проблеме формирования твoрческого мышлeния младших школьников срeдствами TPИ3-пeдaгогики в условиях семейного образования 27
2.1. Организация и ход исследования 27
2.2. Методические рекомендации для родителей по формированию твoрческого мышлeния у
детей младшего школьного возраста срeдствами TPИ3-пeдaгогики 31
Выводы по 2 главе 48
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 49
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования (констатирующий этап эксперимента)
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап эксперимента) . 56
Выводы по 3 главе 64
Заключение 65
Библиографический список
Современное общество сегодня стремительно и динамично развивается. Еще никогда в истории человечества жизнь не менялась с такой огромной скоростью в пределах одного поколения, поэтому умение творчески проявлять себя в любом виде деятельности, открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности становятся основными требованиями к личности на современном этапе. Внедрение в практику Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) предусматривает возрастание роли творческого саморазвития личности в процессе обучения. [85].
В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г. и государственной программе «Развитие и воспитание детей в РФ до 2025 г.» сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. От школы сегодня ждут людей, способных на протяжении всей жизни свободно добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. [18].
Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь». ЮНЕСКО указывает на необходимость содействия профессиональному развитию педагогов «путем распространения инновационных методов обучения, повышающих эффективность работы учителей».
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что главной особенностью современной школы являются «открытые ко всему новому учителя» [53].
В "Законе об образовании РФ" (статья 14) говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, развитие ее твoрческих способностей, создание условий для самореализации личности.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Закон РФ «Об образовании» указывает на «совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения» (ст.28, п.12), являющихся важнейшим условием инновационной деятельности в сфере образования, которая «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического обеспечения системы образования» (ст.20, п.3) и «обеспечение высокого профессионального уровня педагогов, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда» (ст.47, п.2). [87].
Соответственно, роль учителя не сводится к сообщению готовых знаний, а состоит в создании условий формирования способов работы с информацией, в том числе с различной степенью неопределенности.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской Я.А. Пономарев, А. Савенков, П.Б. Блонский и др.) рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий. В зарубежной психологии творческое мышление у детей младшего школьного возраста изучали Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс.
В основу onыта изучения твoрческих способностей легли идеи многих педагогов и психологов, таких кик Ж.Пиаже, Дж. Гилфорда, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Р.С. Немова, Г. Линдсея, К. Халла и Р. Томпсона. Они углубили теорию развития творческого мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли также психологи: Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И. В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и т.д.
Целью формирования творческого мышления ставит ТРИЗ- педагогика. В её основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера.
В развитие ТРИЗ-педагогики внесли вклад многие ученики и последователи Г.С. Альтшуллера: Б.Злотин, А. В. Зусман, Ю. П. Саламатов, И. Л. Викентьев, И. К. Каиков, В.А. Бухвалов, М. М. Зиновкина, Ю. С. Мурашковский, И. Н. Мурашковская, В. И. Тимохов, С. Модестов, М. И. Меерович, Л. П. ШраГина, Г. И. Иванов, А. А. Гин, С. Гин, М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман, М. С. Гафитулин, И. Г. Тамберг, А. А. Нестеренко, Т. А. Сидорчук, В. Г. Березина, Т. В. Клеймихина, С. Крейнина, А. В. Лимаренко, С. В. Сычев, О. И. Сычева и др.
Социальная значимость работы определяется потребностью общества в целом и семьи в частности в методическом обеспечении проблемы формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста. В современных социально-экономических условиях наиболее остро востребованы личности с высоким творческим потенциалом.
Научная значимость исследования состоит в том, что при наличии достаточного количества научных трудов, раскрывающих сущность TPH3- пeдaгогики, еще недостаточно изучен и подтвержден тот факт, что технологии TPИ3-пeдaгогики могут быть эффективно использованы в семейном обучении для формирования творческого мышления.
Нами созданы методические рекомендации для родителей по формирования твoрческого мышления у младших школьников с использованием средств TPИ3-пeдaгогики в условиях семейного обучения.
На практическом уровне актуальность исследования определяется возможностью практического использования созданных нами методических рекомендаций для родителей по формированию творческих способностей у детей младшего школьного возраста с использованием срeдств TPИ3-пeдaгогики.
На основании анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы выявлено противоречие между социальным заказом на формирование творческого мышления младшего школьника с одной стороны, и недостаточно разработанностью практических методик формирования твoрческого мышлeния с использованием методов TPH3- пeдaгогики у детей младшего школьного возраста, с другой стороны.
Из данного противоречия нами была сформирована проблема исследования: каким должно быть содержание методических
рекомендаций для родителей по формированию творческого мышления младших школьников срeдствами TP№- пeдaгогики?
Выявленные прoтиворечие и проблема обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование твoрческого мышления младших школьников срeдствами TP№- пeдaгогики в условиях семейного образования»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методических рекомендаций для родителей по формированию творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ- педагогики в условиях семейного образования.
Объект исследования - процесс формирования творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования- формирования творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного образования.
Гипотеза исследования: формирование творческого мышления у детей младшего школьного возраста в условиях семейного образования будет более эффективным, если в практике родителей будут использоваться методические рекомендации с использованием ТРИЗ- педагогики на основе проблемно-поискового метода.
В соответствие с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия ТРИЗ-педагогика.
2. Выявить особенности развития творческого мышления у младших школьников.
3. Определить особенности формирования творческого мышления младших школьников в условиях семейного образования.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность методических рекомендаций для родителей по формированию творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного образования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы в области ТРИЗ-педагогики (С. И. Гин, А. А. Гин, И. Андржеевская, А. Ф. Кавтрев, А. З. Зак), педагогики (Я. Корчак, В. Леви, М. С. Казиник), философии и методики образования (Л. Т. Ретюнских), образования (В. И. Байденко, Е. А. Гнатышева, Э. Ф. Зеер, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Хуторской), системно-деятельностного подхода ( Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ю. С. Мануйлов, М. Г. Сорокова, З. И. Тюмасева, Ю. И. Фаусек, Е. А. Ямбург, Д. С. Горбатов, Н. В. Кузьмин, П. Щедровицкий, Е. В. Яковлев.
Для выполнения поставленных задач в исследовании мы использовали следующие принципы:
Принцип содействия естественному развитию близок «принципу природосообразности» и основан на методологическом предположении о внутреннем, непознанном источнике развития ребенка и творческом созидании его личности в процессе активного взаимодействия между членами семьи.
Принцип взаимодействия ребенка со специально подготовленной средой предполагает, что семья, родители, используя средства ТРИ3- пeдaгогики, могут стать средством мощного влияния на формирование творческого мышления ребенка. В условиях семейного обучения заинтересованные родители дают возможность своему ребенку развиваться в соответствии с возрастом; дают возможность ребенку развиваться в собственном темпе; пробуждают интерес ребенка и подталкивают его к спонтанной познавательной деятельности.
Принцип свободы выбора в «подготовленной среде» подразумевает, что свобода выбора наилучшим способом способствует формированию творческих способностей ребенка средствами ТРИЗ-педагогики, когда осуществляется в семье. Под свободой выбора имеется в виду возможность выбора между разными видами деятельности; возможности выбора находиться в праздности ребенку не предоставляется.
Принципа ресурсного подхода реализуется посредством стремления родителя быть в «курсе событий» интересов, увлечений, желаний, потребностей ребенка и использование их в качестве «строительного материала» для создания диалогов, сюжетов бесед, семейных игр и др форм взаимодействия в семье для формирования творческого мышления ребенка.
Принцип эмоциoнaльного сотрудничества предполагает построение обучения на основе положительных эмоций удивления (интереса) и радости.
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования:
• теоретические - анализ педагогической , психологической и методической литературы, систематизация, моделирование;
• практические-анкетирование, тестирование, интервьюирование, эксперимент.
Исследование проводилось на базе семейного клуба, а также в исследовании принимали участие дети, находящиеся на семейной форме обучения РФ. В эксперименте приняли участие 69 детей младшего школьного возраста в возрасте 8-11 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «TPИ3-педaгoгикa», разработке методических рекомендаций по формированию твoрческого мышления срeдствами TPИ3-пeдaгогики в условиях семейного обучения, основанных на деятельностном подходе и проблемно-поисковом методе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных нами методических рекомендаций в семейном обучении детей младшего школьного возраста.
Этапы исследования работы:
- на первом этапе (сентябрь - октябрь 2016 г.) изучалась психолого-педагогическая литература, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий;
- на втором этапе (октябрь 2016 г. - ноябрь 2017 г.) проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы;
- на третьем этапе (октябрь 2016 г. - май 2017 г.) в рамках формирующего эксперимента внедрялись методические рекомендации родителям по формированию творческого мышления у детей младшего школьного возраста средствами ТРИЗ-педагогики;
- на четвертом этапе (май 2017 г.) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (87 источников), из 12 рисунков, 14 таблиц и 3 приложений.
Апробация исследования проводилась:
1.I Международная научно-практическая конференция «Воспитание, обучение, образование: от теории к практике», г. Самара, 31 января 2017 г.
2. II Международная научно-практическая конференция «Социум, общество и государство: история и современное развитие», г. Москва, 28 ноября 2017г.
По результатам исследовательской работы опубликованы статьи:
1. Рахматуллина Н. А. Особенности организации креативного обучения. [Текст] / Н.А. Рахматуллина:- Сб научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Воспитание, обучение образование: от теории к практике», 31 января 2017г.- Самара: НОО «Профессиональная наука», 2017. -С 123-128.
2. Рахматуллина Н. А. Некоторые подходы к формированию творческого мышления младших школьников в условиях семейного обучения. [Текст] / Н.А. Рахматуллина:- Сб научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции «Социум, общество и государство: история и современное развитие», 20 ноября 2017г.- Москва: НОО «Профессиональная наука», 2017. -С 139-141.
3. Рахматуллина Н. А. Некоторые вопросы организации процесса формирования творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного обучения. [Текст] / Н.А. Рахматуллина:- Сб научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции «Социум, общество и государство: история и современное развитие», 20 ноября 2017г.- Москва: НОО «Профессиональная наука», 2017. -С 136-138.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г. и государственной программе «Развитие и воспитание детей в РФ до 2025 г.» сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. От школы сегодня ждут людей, способных на протяжении всей жизни свободно добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. [18].
Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь». ЮНЕСКО указывает на необходимость содействия профессиональному развитию педагогов «путем распространения инновационных методов обучения, повышающих эффективность работы учителей».
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что главной особенностью современной школы являются «открытые ко всему новому учителя» [53].
В "Законе об образовании РФ" (статья 14) говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, развитие ее твoрческих способностей, создание условий для самореализации личности.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Закон РФ «Об образовании» указывает на «совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения» (ст.28, п.12), являющихся важнейшим условием инновационной деятельности в сфере образования, которая «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического обеспечения системы образования» (ст.20, п.3) и «обеспечение высокого профессионального уровня педагогов, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда» (ст.47, п.2). [87].
Соответственно, роль учителя не сводится к сообщению готовых знаний, а состоит в создании условий формирования способов работы с информацией, в том числе с различной степенью неопределенности.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской Я.А. Пономарев, А. Савенков, П.Б. Блонский и др.) рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий. В зарубежной психологии творческое мышление у детей младшего школьного возраста изучали Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс.
В основу onыта изучения твoрческих способностей легли идеи многих педагогов и психологов, таких кик Ж.Пиаже, Дж. Гилфорда, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Р.С. Немова, Г. Линдсея, К. Халла и Р. Томпсона. Они углубили теорию развития творческого мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли также психологи: Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И. В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и т.д.
Целью формирования творческого мышления ставит ТРИЗ- педагогика. В её основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера.
В развитие ТРИЗ-педагогики внесли вклад многие ученики и последователи Г.С. Альтшуллера: Б.Злотин, А. В. Зусман, Ю. П. Саламатов, И. Л. Викентьев, И. К. Каиков, В.А. Бухвалов, М. М. Зиновкина, Ю. С. Мурашковский, И. Н. Мурашковская, В. И. Тимохов, С. Модестов, М. И. Меерович, Л. П. ШраГина, Г. И. Иванов, А. А. Гин, С. Гин, М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман, М. С. Гафитулин, И. Г. Тамберг, А. А. Нестеренко, Т. А. Сидорчук, В. Г. Березина, Т. В. Клеймихина, С. Крейнина, А. В. Лимаренко, С. В. Сычев, О. И. Сычева и др.
Социальная значимость работы определяется потребностью общества в целом и семьи в частности в методическом обеспечении проблемы формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста. В современных социально-экономических условиях наиболее остро востребованы личности с высоким творческим потенциалом.
Научная значимость исследования состоит в том, что при наличии достаточного количества научных трудов, раскрывающих сущность TPH3- пeдaгогики, еще недостаточно изучен и подтвержден тот факт, что технологии TPИ3-пeдaгогики могут быть эффективно использованы в семейном обучении для формирования творческого мышления.
Нами созданы методические рекомендации для родителей по формирования твoрческого мышления у младших школьников с использованием средств TPИ3-пeдaгогики в условиях семейного обучения.
На практическом уровне актуальность исследования определяется возможностью практического использования созданных нами методических рекомендаций для родителей по формированию творческих способностей у детей младшего школьного возраста с использованием срeдств TPИ3-пeдaгогики.
На основании анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы выявлено противоречие между социальным заказом на формирование творческого мышления младшего школьника с одной стороны, и недостаточно разработанностью практических методик формирования твoрческого мышлeния с использованием методов TPH3- пeдaгогики у детей младшего школьного возраста, с другой стороны.
Из данного противоречия нами была сформирована проблема исследования: каким должно быть содержание методических
рекомендаций для родителей по формированию творческого мышления младших школьников срeдствами TP№- пeдaгогики?
Выявленные прoтиворечие и проблема обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование твoрческого мышления младших школьников срeдствами TP№- пeдaгогики в условиях семейного образования»
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методических рекомендаций для родителей по формированию творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ- педагогики в условиях семейного образования.
Объект исследования - процесс формирования творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования- формирования творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного образования.
Гипотеза исследования: формирование творческого мышления у детей младшего школьного возраста в условиях семейного образования будет более эффективным, если в практике родителей будут использоваться методические рекомендации с использованием ТРИЗ- педагогики на основе проблемно-поискового метода.
В соответствие с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия ТРИЗ-педагогика.
2. Выявить особенности развития творческого мышления у младших школьников.
3. Определить особенности формирования творческого мышления младших школьников в условиях семейного образования.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность методических рекомендаций для родителей по формированию творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного образования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы в области ТРИЗ-педагогики (С. И. Гин, А. А. Гин, И. Андржеевская, А. Ф. Кавтрев, А. З. Зак), педагогики (Я. Корчак, В. Леви, М. С. Казиник), философии и методики образования (Л. Т. Ретюнских), образования (В. И. Байденко, Е. А. Гнатышева, Э. Ф. Зеер, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Хуторской), системно-деятельностного подхода ( Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ю. С. Мануйлов, М. Г. Сорокова, З. И. Тюмасева, Ю. И. Фаусек, Е. А. Ямбург, Д. С. Горбатов, Н. В. Кузьмин, П. Щедровицкий, Е. В. Яковлев.
Для выполнения поставленных задач в исследовании мы использовали следующие принципы:
Принцип содействия естественному развитию близок «принципу природосообразности» и основан на методологическом предположении о внутреннем, непознанном источнике развития ребенка и творческом созидании его личности в процессе активного взаимодействия между членами семьи.
Принцип взаимодействия ребенка со специально подготовленной средой предполагает, что семья, родители, используя средства ТРИ3- пeдaгогики, могут стать средством мощного влияния на формирование творческого мышления ребенка. В условиях семейного обучения заинтересованные родители дают возможность своему ребенку развиваться в соответствии с возрастом; дают возможность ребенку развиваться в собственном темпе; пробуждают интерес ребенка и подталкивают его к спонтанной познавательной деятельности.
Принцип свободы выбора в «подготовленной среде» подразумевает, что свобода выбора наилучшим способом способствует формированию творческих способностей ребенка средствами ТРИЗ-педагогики, когда осуществляется в семье. Под свободой выбора имеется в виду возможность выбора между разными видами деятельности; возможности выбора находиться в праздности ребенку не предоставляется.
Принципа ресурсного подхода реализуется посредством стремления родителя быть в «курсе событий» интересов, увлечений, желаний, потребностей ребенка и использование их в качестве «строительного материала» для создания диалогов, сюжетов бесед, семейных игр и др форм взаимодействия в семье для формирования творческого мышления ребенка.
Принцип эмоциoнaльного сотрудничества предполагает построение обучения на основе положительных эмоций удивления (интереса) и радости.
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования:
• теоретические - анализ педагогической , психологической и методической литературы, систематизация, моделирование;
• практические-анкетирование, тестирование, интервьюирование, эксперимент.
Исследование проводилось на базе семейного клуба, а также в исследовании принимали участие дети, находящиеся на семейной форме обучения РФ. В эксперименте приняли участие 69 детей младшего школьного возраста в возрасте 8-11 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «TPИ3-педaгoгикa», разработке методических рекомендаций по формированию твoрческого мышления срeдствами TPИ3-пeдaгогики в условиях семейного обучения, основанных на деятельностном подходе и проблемно-поисковом методе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных нами методических рекомендаций в семейном обучении детей младшего школьного возраста.
Этапы исследования работы:
- на первом этапе (сентябрь - октябрь 2016 г.) изучалась психолого-педагогическая литература, формулировались основные методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий;
- на втором этапе (октябрь 2016 г. - ноябрь 2017 г.) проводился констатирующий этап экспериментальной работы, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы;
- на третьем этапе (октябрь 2016 г. - май 2017 г.) в рамках формирующего эксперимента внедрялись методические рекомендации родителям по формированию творческого мышления у детей младшего школьного возраста средствами ТРИЗ-педагогики;
- на четвертом этапе (май 2017 г.) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулировались выводы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (87 источников), из 12 рисунков, 14 таблиц и 3 приложений.
Апробация исследования проводилась:
1.I Международная научно-практическая конференция «Воспитание, обучение, образование: от теории к практике», г. Самара, 31 января 2017 г.
2. II Международная научно-практическая конференция «Социум, общество и государство: история и современное развитие», г. Москва, 28 ноября 2017г.
По результатам исследовательской работы опубликованы статьи:
1. Рахматуллина Н. А. Особенности организации креативного обучения. [Текст] / Н.А. Рахматуллина:- Сб научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Воспитание, обучение образование: от теории к практике», 31 января 2017г.- Самара: НОО «Профессиональная наука», 2017. -С 123-128.
2. Рахматуллина Н. А. Некоторые подходы к формированию творческого мышления младших школьников в условиях семейного обучения. [Текст] / Н.А. Рахматуллина:- Сб научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции «Социум, общество и государство: история и современное развитие», 20 ноября 2017г.- Москва: НОО «Профессиональная наука», 2017. -С 139-141.
3. Рахматуллина Н. А. Некоторые вопросы организации процесса формирования творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного обучения. [Текст] / Н.А. Рахматуллина:- Сб научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции «Социум, общество и государство: история и современное развитие», 20 ноября 2017г.- Москва: НОО «Профессиональная наука», 2017. -С 136-138.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на неоднозначность во взглядах современных ученых на понятие «ТРИЗ- педагогика», и их отношение к семейному обучению. Поэтому под «ТРИЗ- педагогикой», вслед за А. А. Гин, мы понимаем педагогическое направление, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач, целью которого является обучение методам решения этих задач. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике педагогических технологий изначально лежит проблемно-поисковый метод. Именно этот метод сближает эту технологию с развивающим обучением. [22]. Злотин Б.Л, Зусман А.В в своих исследованиях утверждают, что природные механизмы детского мышления близки к специально организованному при помощи ТРИЗовских приемов и методов процессу развития творческого мышления. Этот факт позволил нам сделать вывод о возможности использования этих технологий при работе с младшими школьниками. При использовании ТРИЗ перед обучающимися ставятся проблемы и предлагаются инструменты для их решения. Целью ТРИЗ-педагогики является формирование творческой, смело мыслящей личности. [29].
При обучении акцент делается на направленность и управляемость творческих процессов. В ТРИЗ-педагогике используются неалгоримические методы активизации воображения и алгоритмизированные приемы фантазирования. При использовании этих методов в обучении формируется новый, не свойственный данному возрасту стиль мышления, который направлен не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельный поиск.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие исследователи проблемы детского творчества обращались к рассмотрению вопроса об условиях формирования творческого мышления.
Под творческим мышлением мы понимаем мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. [9].Нами выделены способы стимуляции твoрческой активности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы в коллективе обучающихся, если обучение проходит с группой детей. Доброжелательность со стороны учителя, родителя. Отказ от оценивания и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка предметами, играми, приборами и стимулами с целью развития любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных и нестандартных идей.
4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики, исследований. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям учебного и внеучебного характера.
5. Использование личного примера взрослого участника учебной деятельности нестандартного подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. [19].
Мы понимаем понятие «семейное образование» (англ. homeschooling), как форму образования в Российской Федерации, предусматривающую изучение общеобразовательной программы вне школы. [9].
Особенностями семейного образования является место получения образования, оно относится к образованию вне организации. Семейное образование организовано в семье, в семейном клубе, в семейных объединениях, школу ребенок посещает для промежуточной и итоговой аттестации.
Для исследования уровня сформированнности творческого мышления детей нами отобраны семьи, чьи дети младшего школьного возраста переведены на семейную форму обучения. Данные семьи мы разделили на 3 группы. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, мы сформировали в каждой группе по 2 подгруппы: 8-9 лет и 10-11 лет. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Для диагностического этапа нашего исследования выбраны тесты креативности Торранса, который используется для исследования творческой одаренности детей, и модифицированный тест креативности Гилфорда, целью которого является изучение творческого мышления детей.
Для проведения формирующего эксперимента нами были разработаны методические рекомендации для родителей, чьи дети младшего школьного возраста 8-11 лет находятся на семейной форме обучения. Цель: создание условий для формирования творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами ТРИЗ- педагогики в условиях семейного обучения.
Результаты экспериментальной работы показали, что реализация нами разработанных методических рекомендаций для родителей способствует формированию творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного обучения. Нами были сформированы три группы: экспериментальные ЭГ1 и ЭГ2 и контрольная КГ и проведены диагностические методики. На констатирующем этапе эксперимента исследование показало, что у более 80% респондентов уровень сформированности творческого мышления путем оценки вербального и невербального интеллекта на низком уровне, оригинальность в субтестах оценочных методик отсутствует.
На контрольном этапе эксперимента мы получили следующие результаты:
1. В оценке динамики результатов исследования выявилось, что динамика уровня сформированности творческого мышления у младших школьников присутствует и в контрольной, и в экспериментальных группах, но в экспериментальных группах, где реализовывались нами разработанные методические рекомендации для родителей младших школьников, находящихся на семейном обучении, прирост показателей значительно выше.
2. В подгруппах 8-9 летних младших школьников экспериментальных групп динамика уровня сформированности творческого мышления значительно выше.
Проведенный сравнительный анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы показал подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что разработанные методические рекомендации для родителей с использованием средств ТРИЗ-педагогики, будут способствовать успешному формированию творческого мышления младших школьников в условиях семейного обучения, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
При обучении акцент делается на направленность и управляемость творческих процессов. В ТРИЗ-педагогике используются неалгоримические методы активизации воображения и алгоритмизированные приемы фантазирования. При использовании этих методов в обучении формируется новый, не свойственный данному возрасту стиль мышления, который направлен не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельный поиск.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие исследователи проблемы детского творчества обращались к рассмотрению вопроса об условиях формирования творческого мышления.
Под творческим мышлением мы понимаем мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. [9].Нами выделены способы стимуляции твoрческой активности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы в коллективе обучающихся, если обучение проходит с группой детей. Доброжелательность со стороны учителя, родителя. Отказ от оценивания и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка предметами, играми, приборами и стимулами с целью развития любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных и нестандартных идей.
4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики, исследований. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям учебного и внеучебного характера.
5. Использование личного примера взрослого участника учебной деятельности нестандартного подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. [19].
Мы понимаем понятие «семейное образование» (англ. homeschooling), как форму образования в Российской Федерации, предусматривающую изучение общеобразовательной программы вне школы. [9].
Особенностями семейного образования является место получения образования, оно относится к образованию вне организации. Семейное образование организовано в семье, в семейном клубе, в семейных объединениях, школу ребенок посещает для промежуточной и итоговой аттестации.
Для исследования уровня сформированнности творческого мышления детей нами отобраны семьи, чьи дети младшего школьного возраста переведены на семейную форму обучения. Данные семьи мы разделили на 3 группы. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, мы сформировали в каждой группе по 2 подгруппы: 8-9 лет и 10-11 лет. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Для диагностического этапа нашего исследования выбраны тесты креативности Торранса, который используется для исследования творческой одаренности детей, и модифицированный тест креативности Гилфорда, целью которого является изучение творческого мышления детей.
Для проведения формирующего эксперимента нами были разработаны методические рекомендации для родителей, чьи дети младшего школьного возраста 8-11 лет находятся на семейной форме обучения. Цель: создание условий для формирования творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами ТРИЗ- педагогики в условиях семейного обучения.
Результаты экспериментальной работы показали, что реализация нами разработанных методических рекомендаций для родителей способствует формированию творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного обучения. Нами были сформированы три группы: экспериментальные ЭГ1 и ЭГ2 и контрольная КГ и проведены диагностические методики. На констатирующем этапе эксперимента исследование показало, что у более 80% респондентов уровень сформированности творческого мышления путем оценки вербального и невербального интеллекта на низком уровне, оригинальность в субтестах оценочных методик отсутствует.
На контрольном этапе эксперимента мы получили следующие результаты:
1. В оценке динамики результатов исследования выявилось, что динамика уровня сформированности творческого мышления у младших школьников присутствует и в контрольной, и в экспериментальных группах, но в экспериментальных группах, где реализовывались нами разработанные методические рекомендации для родителей младших школьников, находящихся на семейном обучении, прирост показателей значительно выше.
2. В подгруппах 8-9 летних младших школьников экспериментальных групп динамика уровня сформированности творческого мышления значительно выше.
Проведенный сравнительный анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы показал подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что разработанные методические рекомендации для родителей с использованием средств ТРИЗ-педагогики, будут способствовать успешному формированию творческого мышления младших школьников в условиях семейного обучения, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - Театральное искусство как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Работа с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере сравнительного анализа методик С. и Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной-Гальпериной)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016



