ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ 9
1.1 Нововведения и инновации: понятие, сущность, содержание, функции,
жизненный цикл инновации 9
1.2 Инновационная деятельность. Инновационный процесс 23
1.3 Инфраструктура инновационной деятельности 25
1.4 Проблема обеспечения непрерывности продвижения инновационного
проекта от идеи до рынка 29
2 МИП КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО 37
2.1 Преобразование интерактивной модели инновационного процесса (третье
поколение инновационного цикла) 37
2.2 Модель развития инновационного проекта. Основные барьеры при создании
бизнеса 41
2.3 МИП как ключевое звено трансфера и коммерциализации высоких
технологий 48
2.4 Проблемы малых предприятий и пути их решения 56
3 ОТДЕЛ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ И ОТДЕЛ ПРИЕМКИ ТЕХНОЛОГИЙ
ОРГАНИЗАЦИЙ 64
3.1 Система управления организацией, адекватная требованиям «внешней
среды» 64
3.2 Отдел передачи технологий (ОПТ) университета, НИИ, КБ 72
3.2.1 Структурно-функциональная схема 78
3.3 Отдел приема технологий (ОПрТ) предприятия 79
3.3.1 Структурно-функциональная схема 85
3.4 Создание элементов НИС для связи ОПТ и ОпрТ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
В современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование инновации : существует широкий и узкий подходы к ее определению.
В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового ранее действовавшего, но устаревшего.
В узком смысле инновация - новое техническое решение, осуществленное на практике.
Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.
Нововведения создаются для улучшения финансового состояния и получения выгоды: прямой (живые деньги) и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации.
Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией .
В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).
Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.
В современных условиях к одному из побудительный мотивов для создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных преимуществ.
Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности. Инновация - продукт научно-технического прогресса. Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений. Подобное объединение стало возможным в XIX веке. Ранее в течение почти 2000 лет наука не оказала значительного влияния на производство. Со становление капитализма процессы научно-технического развития активизировались, влияние науки на производство усилилось. В настоящий момент существует тесная связь между научной и производственной сферами. Это обусловлено тем, что в современных условиях устойчивый экономический рост достигается за счет ускорения процессов внедрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспечения непрерывности инновационной деятельности.
Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. Однако положительный эффект в инновационной деятельности не всегда достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании нововведений.
Так, около 90% инноваций не воспринимается рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения.
В 1950 году фирма «Сони» выпустила ленточный магнитофон - техническое устройство с превосходными эксплуатационными характеристиками. По прогнозам специалистов, покупатели должны были завалить фирму заказами. Но оказалось, что это было совсем не то, о чем думали люди, как о самом необходимом. И они не могли его продать.
Таким образом, инновационная деятельность является областью высоких рисков. По этой причине внедрению новой наукоемкой продукции на рынок должна предшествовать правильная организованная рекламная компания, в процессе которой потребитель информируется о характеристиках новинки.
Нововведения - это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (НИИ, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются.
Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:
- нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы;
- нововведение считается новшество, реализованное на практике.
Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность, а также они связаны с рисками.
Эта тема довольно актуальна т.к. без создания новых технологий не будет прогресса.
Объектом данной работы будут являться нововведения в инновационном менеджменте.
Предметом являться сами нововведения.
Целью данной работы: будет являться разработка специализированных
инновационных структур на микроэкономическом уровне.
Задачами данной работы будут являться:
- определение зоны ответственности ВУЗов и предприятий в модели инновационного цикла 3-го поколения:
- разработка элементов инновационной системы, обеспечивающих непрерывность инновационного процесса участников «Университеты - МИП - Предприятия»:
- разработка структурно-функциональной схемы элементов и схемы работы.
Инновационная деятельность - необходимый компонент политики государств и отдельных предприятий. Без этого компонента любое предприятие обречено на разорение, а государство на отставание от инновационно-приверженных стран. И несмотря на распространение в последнее время различных научных работ по этой теме, инновационная сфера требует еще более глубокого и детального исследования. Остаются в России так же и проблемы практического применения инноваций, и основная из них в том, что нету связи российского бизнеса с наукой. Словом, над инновационной сферой в России нужно работать не покладая рук. Очень хочется надеяться, что уже в ближайшем будущем российские предприятия будут занимать лидирующие строчки в рейтингах самых успешных компаний, а наша экономика сможет обеспечивать российскому народу высочайший уровень жизни.
В работе представлены основные понятия, связанные с инновационной сферой экономики, разобраны особенности инноваций, как бизнес-процессов и также приведена классификация инноваций по признакам. Отмечается важность обеспечения непрерывности продвижения инновационных разработок от генераторов идей до рынка товаров, технологий и услуг.
При преобразовании интерактивной модели инновационного процесса (третье поколение инновационного цикла) выделены стадии трансформации: инновационный проект - МИП - предприятие. На данном этапе развития национальной инновационной системы МИП является ключевым звеном трансфера и коммерциализации высоких технологий. Рассмотрены проблемы малых предприятий и пути их решения.
На микроэкономическом уровне наряду с МИП выделены для генераторов инноваций - отдел передачи технологий, а для предприятий - отдел приемки технологий. Такой подход позволяет построить цепочку ОПеТ - МИП - ОПрТ, которая повышает эффективность продвижения инновационных разработок от
ВУЗа через малые инновационные предприятия на рынок инноваций. Разработаны структурно-функциональные схемы ОПеТ и ОПрТ и схемы их работы.
Создание предложенных элементов инновационной системы на микроэкономическом уровне позволяет организовать взаимодействие первоначально на информационном уровне. Предприятии информативны об имеющихся разработок в ВУЗах (технологические предложения), научные организации об технологических запросах предприятий, а МИПы эффективно могут соединить интересы данных организаций.
В целом эффективность продвижения инновационных разработок на рынок при такой организации повышается.
1. Афонин, И. В. Инновационный менеджмент : учебное пособие [Текст]/ И. В. Афонин. - М. : Гардарики, 2015. - 224 с.
2. Базилевич, А. И. Инновационный менеджмент предприятия : учеб. пособие для студентов вузов [Текст]/ А. И. Базилевич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 231 с.
3. Бизнес Инжиниринг Групп [Электронный ресурс] - СПб., 1999-2016. - URL: http://bigc.ru/theory/innovations/innovations.php (Дата обращения 12.02.2010)
4. Бовин, А. А. Управление инновациями в организации : учеб. пособие [Текст] / А.А. Бовин. - М. : Омега-Л, 2016. - 415 с.
5. Воскобойников, В. Высокое качество - ключевой элемент рынка [Текст]/ В. Воскобойников // Экономика и жизнь. - 2013. - № 35. - С. 21-27.
6. Гуглев, А. В. Инновационный менеджмент : учебник [Текст]/ А. В. Гуглев. - М. : Дашков и К, 2013. - 336 с.
7. Дандон, Э. Инновации : как определять тенденции и извлекать выгоду [Текст]/ Э. Дандон. - М. : Вершина, 2012. - 304 с.
8. Денисюк, Д. А. Модель связи конкурентоспособности и инновационной активности государств [Текст]/Д.А. Денисюк// Инновации. - 2016. - №9. - С. 45-50.
9. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента : Пер. с англ. [Текст]/ П. Ф. Друкер. - М. : Вильямс, 2014. — 400 с.
10. Друкер, П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы [Текст]/ П. Ф. Друкер. М. : Бук Чембер Интернэшнл, 2013. - 352 с.
11. Инновационное ускорение как фактор экономического развития [Текст]/ С. Г. Овчинников [и др.] // Инновации. - 2006. - № 3. - С. 84-92.
12. Инновационный менеджмент : учеб. пособие [Текст]/ К. В. Балдин [и др.]. - М. : Академия, 2008. - 368 с.
13. Инновационный менеджмент : учебник для вузов [Текст]/ С. Д. Ильенкова [и др.]. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 327 с.
14. Казмина, О. А. О развитии инновационной деятельности на предприятиях Российской промышленности [Текст]/ О. А. Казьмина. - Вестник развития науки и образования. - 2007. - №1.
15. Кравченко, И. С. Инновации и экономический рост: проблемы измерения [Текст]/ И. С. Кравченко, Г. А. Багратян // Инновации. - 2007. - №8. - С. 59-61.
16. Макаров, В. Л. Инновационный менеджмент в России : вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности [Текст]/ В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. - М. : Наука, 2004. - 880 с.
17. Наука [Электронный ресурс] : известия - М., 2002-2010. - URL:
http://www.inauka.ru/education/article92760.html (Дата обращения 12.02.2010)
18. Никсон, Ф. Роль руководства в предприятии в обеспечении качества и надежности [Текст]/ Ф. Никсон. - М. : Издат. стандартов, 1990. - 317 с.
19. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова. - М. : Прогресс, 1990. - 296 с.
20. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями : Пер. с англ. [Текст]/ Б. Твисс. - М. : Экономика, 1989. - 271 с.
21. Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие [Текст]/ Т. Г. Философова, В. А. Быков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 295 с.
22. Шумпетер, Й. Теории экономического развития [Текст]/ Й. Шумпетер. - М. : Экономика, 1995. - 540 с.
23. Экономическое обозрение [Электронный ресурс] : online версия журнала -
М., 1998-2010. - URL: http://www.review.uz/page/article/206.htm (Дата
обращения 31.04.2010)
24. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. [Текст]/ Ф. Янсен. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 308 с