Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗPАСТА

Работа №80698

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы тревожности детей
старшего дошкольного возраста
1.1. Теоретические аспекты проблемы тревожности
1.2. Понятие тревожности и ее поведенческие признаки и
причины ее возникновения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Пути преодоления тревожности у детей старшего
дошкольного возраста
Глава II. Организация и проведение исследования тревожности у
детей старшего дошкольного возраста
2.1. Этапы, методики исследования 25
2.2. Характеристика выборки и результатов констатирующего
Глава III. Экспериментальная работа по организации и проведению
коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
3.1. Программа коррекции тревожности у детей старшего
дошкольного возраста
3.2. Анализ результатов и определение эффективности 39
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
тревожности у детей старшего дошкольного возраста 48
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложения 72


Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психического развития уже в раннем возрасте формируется база доверия к миру: ребенок чувствует, что ему ни что не угрожает, что он является значимым и ценным для окружающих людей.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, важное место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский язык как «беспокойство», «тревога».
В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ, но для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений, прежде всего, важно четкое концептуальное различение понятий «тревоги» как состояния и «тревожности» как черты, свойства личности. Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и реакция на представленную угрозу. Более характерной, на наш взгляд, является тенденция рассматривать тревогу как особое эмоциональное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы [3].
Повышенный уровень тревожности может быть причиной многих психологических трудностей, которые возникают у детей, это и трудности в общении и обучении, снижение продуктивности в деятельности. Это может служить поводом обращения в психологическую службу образования.
Ситуация тревоги способствует изменению поведения или же мобилизации защитных механизмов личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к формированию типичных механизмов защиты [2].
Накопление дошкольником в достаточной мере неудачных способов преодоления состояния тревоги является предпосылкой формирования тревожности как черты личности. В виду этого, для профилактики невротически - тревожного типа развития личности, необходимой составляющей является помощь детям в нахождении адекватных способов, посредством которых они могли бы совладать с неуверенностью, волнением и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью влияния уровня тревожности ребенка на его деятельность, поскольку повышенная тревожность способна дезорганизовать любую деятельность дошкольника, особенно значимую старшего дошкольного возраста ,а также широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы[41].
Методы арт-терапии это очень важный инструмент в деятельности образовательных учреждений, особенно в работе с детьми дошкольного возраста. Формы и методы которые используются в арт-терапевтической работе с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности оказывают важные психопрофилактические, развивающие эффекты и сводят к минимуму высокое эмоциональное напряжение, детскую тревожность [40].
Объект исследования: тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности старших дошкольников.
2. Провести диагностику тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и реализовать программу коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Оценить и интерпретировать результаты экспериментальной работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- работы зарубежных психологов, исследовавших особенности тревоги в психоаналитическом направлении: (З. Фрейда, А. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Г. Салливана, Э. Эриксона; теория Д. Селли .Шалимова и многие др.).
В исследованиях Л. С. Выготский, В. Вилюнас, Е.П. Ильин, К.Э. Фрейд и мн. др. подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность тревожности, ее значимость для полноценного развития личности[15,16,28,53].
- взгляды отечественных психологов на проявление и значение тревоги и страха в развитии ребенка: Л.С.Выготского; С.Л. Рубинштейн A. М. Прихожан; Т.Д. Марцинковской; А.И.Захарова, А. С. Спиваковской, B. И. -Гарбузова, И. П. Воропаевой, Н. П.Еренковой, О. А. Карабановой; разработки педагогической науки по способам преодоления тревожности у детей: Р.В. Овчарова; методы и приемы психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью ,описанные в работе А. М. Прихожан и М.И. Чистяковой; рекомендации воспитателям и родителям по снижению и преодолению детской тревожности и страха Е. Савина и Н. Шанина [43,52,43,25,16].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по поставленной проблеме, наблюдение, тестирование, опрос, эксперимент, методы обработки полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ ЦРР Детского сада № 6 г.Чебаркуля в исследовании приняли участие 12 детей 6-7 лет .
Практическая значимость исследования: материалы исследования, а также психолого-педагогические рекомендации по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, могут применятся в практике работы педагогов, воспитателей, педагогов-психологов дошкольных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, вывода, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе проведенного нами исследования была выявлена степень проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к исследованию тревожности, а также связь тревожности с другими сферами психической деятельности человека, с личностью. Сложность структуры тревожности, ее постепенное развитие и усложнение отражены в исследованиях, посвященных онтогенезу эмоций.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - отсутствие или недостаток эмоциональных потребностей со стороны близких взрослых и условность родительской любви. Это приводит к переживанию детьми эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия и предчувствия грозящей опасности.
Детская тревожность может быть и следствием чрезмерной опеки ребёнка, предохранением его от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений и страхов у самих родителей.
В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.
Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно подойти к решению проблем.
Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.
Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами было установлено, что если у ребенка:
1) постоянное беспокойство;
2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
3) мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
4) раздражительность;
5) нарушения сна;
Это признаки тревожности.
Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого.
Именно это и делает сказку и игру эффективными психотерапевтическими и развивающими средствами.
На основании общей характеристики исследования нами были определены цель, задачи, этапы экспериментальной работы.
Экспериментальная работа, осуществлялась в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент и проводилась в естественных условиях Муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ ЦРР Детского сада № 6 г.Чебаркуля в исследовании приняли участие 12 детей 6-7 лет.
В результате первичной диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента нами была определена группа старших дошкольников имеющих высокий уровень тревожности. В данную группу по результатам первичной диагностики вошли 6 детей. Именно с этими детьми на этапе формирующего эксперимента проводилась специальная коррекционная работа.
На основе проведенной диагностики и выявленных особенностей детей, нами, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы была подобрана программа, направленная на коррекцию уровня тревожности старших дошкольников средствами арт-терапии (сказкотерапии и игротерапии).
В основу психолого-педагогической коррекционной работы легла система арт-терапевтических занятий, предложенная Галушко М.В. Цель программы: коррекция уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов арт-терапии.
Занятия проводились с детьми в неурочное время. Всего было проведено 10 занятий.
На контрольном этапе работы, мы провели повторную диагностику с использованием тех же самых методик, что и на констатирующем этапе. В диагностике приняли участие только те дети, у которых, в ходе первичной диагностики, был выявлен высокий уровень эмоциональных нарушений, и с которыми проводилась коррекционная работа.
Наблюдения за детьми показали, что у них: значительно снизилась тревожность, уменьшилось число страхов, произошло принятие себя, повысилось качество коммуникации, уменьшилась в игровой ситуации агрессия, сформировалась дифференциация своих чувств, повысилась самооценка.
Таким образом, можно утверждать, что разработанная нами программа, направленная на коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста эффективна. На основании этого можно утверждать, что проведенная нами экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.



1. Адлер, А. О нервическом характере [Текст] /А. Адлер. - СПб.: Питер, 1997. - 170 с.
2. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] /Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко //Психологический журнал. - 1997. - № 2. - С.34 - 38.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] /Е.А. Аркин. - М.: Просвещение, 1968. - 129 с.
4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учебник для студ. вузов /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2009. - 248 с.
5. Астапов, В.М. Функциональный подход и изучению состояния тревоги [Текст] /В.М. Астапов //Психологический журнал. - 1992. - №5. - С.38 - 41.
6. Ахмедова, С.А. Профилактика и снижение агрессивности младших школьников средствами арт-терапии [Текст]: материалы XIII Всероссийской научно-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летию ТИ (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ» (5 - 7 апреля 2012г.). - Нерюнгри: Б.И., 2012. - С.12 - 14.
7. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога при использовании арт-терапевтических приемов [Текст]: учеб. пособие /Г.А. Берулава. - М.: Высш. шк., 2009. - 112 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9. Большой толковый психологический словарь [Текст] /пер. с англ. Р. Артур. - М.: АСТ; Вече, 2012. - 560 с.
10. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] /Г.М. Бреслав. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
11. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] /А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 160 с.
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личности [Текст] /А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман //Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.89 - 96.
13. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] /В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.
14. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших
школьников [Текст]: метод. пособие /И.П. Воропаев. - М.:
Просвещение, 1993. - 350 с.
15. Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
16. Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Эксмо- Пресс, 2002. - 1008 с.
17. Гант, Т.Л. Арт-терапевтические исследования [Текст] /Т.Л. Гант // Исцеляющие искусство. - 1989. - № 2. - С.24 - 36.
18. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия [Текст] /В.И. Гарбузов. - СПб.: Питер, 1994. - 210 с.
19. Детская практическая психология [Текст] /под ред. Т.Д.
Марцинковской. - М.: Гардарики, 2005. - 225 с.
20. Джеймс, У. Психология [Текст] /У. Джеймс. - М.: Педагогика, 1991. - 234 с.
21. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации [Текст]: сб. /В.И. Долгова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №11. - С.191 - 196.
22. Долгова, В.И. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников [Текст]: сб. /В.И. Долгова, С.С. Журбенко //Вестник Орловского государственного
университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - №4. - С.60 - 62.
23. Долгова, В.И. Психологические детерминанты нравственного
развития дошкольника [Текст]: сб. /В.И. Долгова, Р.В. Овчарова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - №6. - С.40 - 48.
24. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология по изучению
страхов у детей [Текст] /В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2001. - 341 с.
25.Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст]: сб. /А.И. Захаров. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. - С.114 - 125.
26.3еньковский, В.В. Психология детства [Текст] /В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 1995. - 346 с.
27. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
28. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. -230 с.
29. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] /Б.Д. Карвасарский. - 2-е доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 1024 с.
30. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса [Текст] /Л.А. Китаев-Смык. - М.: Просвещение, 1983. - 250 с.
31. Кляйн, М. Эдипов комплекс [Текст] /М. Кляйн. - М.: Эрко, 2000. - 350 с.
32. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет [Текст] /Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 208 с.
33. Куртышева, М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей [Текст] /М.А. Куртышева. - СПб.: Питер, 2005. - 252 с.
34. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков [Текст] /П. Лафренье. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 256 с.
35. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике [Текст] /Л.Д. Лебедева //Педагогика. - 2000. - №9. - С.27 - 34.
36. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] /В.В. Лебединский. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 197 с.
37. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей [Текст] /Л.В. Макшанцева //Психологическая наука и образование. - 1988. - №2. - С.15 - 18.
38. Мерфи, Дж. Арт-терпия в работе с детьми и подростками [Текст] /Дж. Мерфи //Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С.10 - 16.
39. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] /М.А. Панфилова. - М.: Просвещение, 2000. - 156 с.
40. Первин, Л. Арт-терапия. Теория и исследования [Текст] /Л. Первин. - М.: Инфра-М, 2001. - 284 с.
41. Практикум по арт-терапии [Текст] /под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
42. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика [Текст] /А.М. Прихожан. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
43. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика [Текст] /А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2008. - 304 с.
44. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и
отклонениями развития [Текст] /сост. и общ. ред. В.М. Астакова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
45. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]. - М.: Академия, 2001. - 224 с.
46. Психологические тесты В 2 т. [Текст] /под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - Т. 2. - 248 с.
47. Психология менеджмента [Текст]: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
48. Психология мотивации и эмоций [Текст] /под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - 751 с.
49. Савва, Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста [Текст]: колл. монография /Л.И. Савва, Л.В. Трубайчук, В.И. Долгова, В.И. Павлова, Ю.Г. Камскова, В.И. Сиваков. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 150 с.
50. Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии [Текст] /Г.С. Салливан. - М.: Академия; СПб.: Питер, 1999. - 347 с.
51. Словарь практического психолога [Текст] /сост. С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2001. - 800 с.
52. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов [Текст]: сб. /А.С. Спиваковская //Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. - М.: Академия, 1999. - 300 с.
53. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений [Текст] /З. Фрейд; сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
54. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] /К. Хорни. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
55. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ [Текст] /К. Хорни; пер. с англ.; общ. ред. Г.В. Бурменской. - М.: Прогресс- Универс, 1993. - 480 с.
56. Юнг, К.Г. Психология бессознательного [Текст] /К.Г. Юнг. - М.: Канон+, 2003. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ