ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ 5
1.1. Понятие и сущность общественного объединения 5
1.2. Правовой статус общественных объединений 10
2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИКВИДАЦИИ И ЗАПРЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 15
2.1. Порядок приостановления деятельности общественных организаций 15
2.2. Порядок ликвидации и запрета деятельности общественных организаций 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Неисполнение требований законодательства предполагает возможность вмешательства со стороны государственных органов и принятия решений о приостановлении деятельности общественных организаций, а затем и ликвидации, запрета деятельности. Правовое регулирование в данной части несовершенно, вследствие чего на практике возникает немало вопросов о правомерности принятия решений о приостановлении, особенно в ситуации, когда суды определяют основания для приостановления как незначительные. Соответственно, сохраняется потребность в проведении исследований для выявления наиболее проблематичных аспектов, что впоследствии позволит выдвинуть предложения о совершенствовании законодательства.
Приведенные выше доводы свидетельствуют об актуальности темы, выбранной для исследования.
Целью настоящей работы является исследование порядка приостановления, ликвидации и запрета деятельности общественных объединений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность общественного объединения;
охарактеризовать правовой статус общественных объединений;
исследовать порядок приостановления деятельности общественных объединений;
провести анализ порядка ликвидации и запрета деятельности общественных объединений.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе приостановления деятельности, ликвидации и запрета деятельности общественных объединений.
Предмет – законодательство России, судебная правоприменительная практика, позиции высших судов, а также воззрения теоретиков и исследователей на порядок приостановления деятельности, ликвидации и запрета общественных объединений.
В процессе написания были использованы следующие практические материалы: правовые позиции высших судов, а также судебная правоприменительная практика судов, входящих в состав судебной системы Российской Федерации.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Подводя итог исследованию, проведенному в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы, обобщая полученные результаты.
Общественное объединение как самостоятельный участник правоотношений в обществе всегда возникает по инициативе людей, на добровольных началах. Общественные объединения независимы и самоуправляемы. Они не могут создаваться для целей осуществления предпринимательской деятельности. Для общественных объединений свойственны такие признаки, как общность интересов и целей. При этом цели создания общественных объединений фиксируются в уставах, предопределяя деятельность, ее направление и некий результат, который предполагается достигнуть.
Правовой статус общественных организаций определяет их права, обязанности и ответственность, основывается на разного рода гарантиях, закрепляемых в действующем законодательстве. По результатам проведенного анализа можно утверждать, что правовой статус имеет определенные отличия в зависимости от того, создается ли общественное объединение в форме юридического лица или нет. Значение имеет также цель создания общественного объединения, а также наличие или отсутствие намерения участвовать в политической жизни общества. К участникам политической жизни предъявляются более строгие требования.
Приостановление деятельности общественных организаций допускается в случае нарушения ими положений закона. При этом как отдельное, самостоятельное нарушение закона рассматривается то, которое предусмотрено законодательством, регламентирующим осуществление противодействия экстремистской деятельности. Приостановление деятельности общественных организаций в случае введения чрезвычайного режима не связано с нарушениями в их деятельности. Решение о приостановлении деятельности принимается государственным органом, наделенным правом осуществления проверки и внесения представлений об устранении нарушений. Приостанавливается деятельность только в том случае, когда нарушения не устранены.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о недостаточной проработанности положений закона в части определения критериев существенности нарушения закона для случаев приостановления деятельности общественных организаций. В итоге оценка оставляется на усмотрение надзирающих органов и судов.
Общественные объединения могут быть ликвидированы как добровольно, так и принудительно. Добровольный порядок не предполагает необходимости вмешательства в процедуру ликвидации государственных органов. Решение о принудительной ликвидации общественных объединений и запрете на их деятельность может быть принято только судом. В зависимости от статусу общественного объединения различается круг лиц, которые наделены правом обращения в суд с требованием о ликвидации и запрете деятельности общественной организации.
С позиции законодательного регулирования принудительная ликвидация общественного объединения влечет за собой установление запрета на осуществление им деятельности. Принудительная ликвидация, влекущая за собой необходимость исключения общественного объединения из единого государственного реестра юридических лиц, применяется только в отношении тех общественных объединений, которые имеют данный статус.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.
4. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.
5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (ч. I). – Ст. 3431.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3031.
Учебная, научная литература
7. Гончаров В.В. О роли общественных объединений и политических партий в системе юридических гарантий конституционного принципа народовластия в Российской Федерации / В.В. Гончаров, В.Е. Абрамова, Д.А. Черникова, Е.Ю. Егорова // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 3 (195). – С. 129-132.
8. Нудненко Л.А. Конституционно-правовая природа права граждан на объединение / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. 2021. – № 8. – С. 14-18.
9. Синицын С.А. Публично-правовой и частноправовой статус некоммерческих организаций: границы правового регулирования (на примере общественных движений) / С.А. Синицын // Гражданское право. – 2019. – № 6. – С. 8-12.
10. Сойфер Т.В. Некоммерческие организации: проблемы гражданской правосубъектности / Т.В. Сойфер // Журнал российского права. – 2018. – № 1. – С. 30-39.
11. Филиппова В.П. Конституционно-правовой механизм защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации / В.П. Филиппова // Современная наука: прогнозы, факты, тенденции развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 669-672.
Эмпирические материалы
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2017. – № 2.
13. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2018 № 78-АПГ18-8. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
14. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 № 32-АПА19-1. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.