ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 9
1.1. Дидактическое обеспечение образовательного процесса как педагогическое условие формирования знаний у обучающихся 9
1.2. Внеурочная деятельность как форма реализации пропедевтики
химических знаний у обучающихся 7-ых классов 13
1.3. Анализ пропедевтических курсов по химии и их
специфика 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРОПЕДЕВТИКУ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 23
2.1. Программа внеурочной деятельности «Химия и жизнь» 23
2.2. Реализация программы внеурочной деятельности и ее
дидактическое обеспечение 31
2.3. Педагогический эксперимент и анализ его результатов 38
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное общество постоянно изменяется и выдвигает новые требования к уровню качества развития социальной жизни. В связи с этим государство пересмотрело и улучшило разработанный ранее закон об образовании и сформировало новый - Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) нового поколения. Новые запросы общества в сфере образования, отраженные в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в стратегии развития страны 2018 - 2024 и стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. Приоритетными направлениями в области образования являются:
• создание современной, доступной, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, практико-ориентированной образовательной среды в общеобразователь¬ных школах.
• расширение возможностей дополнительного образования, интеграция дополнительного образования в учебный процесс с целью индивидуализации и практической ориентации образования.
• ранняя профессиональная ориентация молодежи
Эти стратегии предполагают создание практико-ориентированной образовательной среды в общеобразовательных школах - развитие личностей самостоятельных, творческих, инициативных, предприимчивых, с развитыми коммуникативными навыками, критическим мышлением, способных предлагать, разрабатывать идеи, принимать решения, презентовать материал, реализовывать экономически выгодные проекты, применять свои знания на практике [49].
Челябинская область является развитым индустриально-аграрный регионом, где реализуется множество проектов в области физики, химии, машиностроения, атомной энергетики и других отраслях. Для реализации поставленных задач в области разработан и реализуется новый образовательный проект «ТЕМП» и «ТЕМП +», направленный на популяризацию знаний в области технологии, естествознания, математики и педагогики. Создание в школах многофункциональных пространств для организации совместной деятельности педагогических работников и обучающихся позволяет воплотить в жизнь современные требования, которые целесообразно соединить в единое целое и разработать курс внеурочной деятельности, направленный на реализацию одной из областей (химии) проекта «ТЕМП». Курс сможет выполнить несколько важных задач: с одной стороны - это усвоение учебного материала, с другой - популяризация химических знаний. Так как химия является одним из сложных предметов, который изучается с 8 класса, то рационально вводить его на более ранних этапах в адаптированной форме.
Перед учениками часто возникает проблема применения полученных знаний в жизни и обоснование происходящего в окружающей среде с научной точки зрения. Анкетирование среди части участников образовательного процесса 5-6 классов МАОУ «СОШ № 78 г.Челябинска» показало, что запрос на изучение химии и применение знаний в жизни человека на ранних стадиях обучения ярко выражен. Среди опрощенных 84 % обучающихся 6 классов изъявили желание записаться на курс внеурочной деятельности по химии в 7 классе, 80 % родителей поддержали в этом вопросе своих детей. Нежелание посещать курс оставшиеся 16% школьников объяснили нехваткой времени на освоение основных образовательных программ и большой занятостью в кружках в системе дополнительного образования.
В связи с высокими запросами общества, изменением психофизиологических особенностей подростков в сторону более раннего созревания в психологическом плане и высокой познавательной активностью, мы считаем, что в рамках внеурочной деятельности важно проведение пропедевтического курса по запросам обучающихся «Химия и жизнь». Для этого нужно разработать содержание такого курса и обеспечить его преподавание дидактическими материалами, что и составляет проблему нашего исследования.
При проведении исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: если проводить занятия по химии при реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности для обучающихся с 7 класса с использованием разработанной нами программы и рабочей тетради для внеурочной деятельности, то это будет способствовать повышению мотивации к изучению химии и других естественнонаучных дисциплин.
Целью магистерской диссертации является обоснование, разработка, реализация программы и дидактического обеспечения внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, предполагающей пропедевтику химических знаний для повышения значимости изучения естественнонаучных дисциплин и применения знаний в жизни.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, связанную с вопросами организации внеурочной деятельности и реализации пропедевтики химических знаний.
2. Обосновать отбор содержания и построение программы курса внеурочной деятельности «Химия и жизнь»
3. Подобрать методы, технологии, и приемы, а также разработать дидактические материалы для проведения данного курса внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса с учетом требований ФГОС ООО.
4. Провести педагогический эксперимент по оценке эффективности курса и и разработанных нами дидактических материалов.
Объектом исследования является пропедевтический курс химии, реализующийся через организацию внеурочной деятельности.
Предметом исследования послужили программа и дидактические материалы, помогающие реализовать внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению в области пропедевтики химии.
Для реализации данной цели мы использовали следующие методы: анкетирование и тестирование (опрос потребностей в изучении, сформированность метапредметных и личностных УУД), педагогический эксперимент. Эксперимент был проведен на базе МАОУ «СОШ № 78 г.Челябинска». В эксперименте принимали участие 24 обучающихся 7а, 7б, 7в и 7 г классов.
Работа была реализована в несколько этапов.
На первом этапе (2016-2017 гг.) была обоснована актуальность введения курса внеурочной деятельности, его значение и возможность осуществления в школьных условиях. Изучены нормативные документы, литература по химии и методике ее преподавания, проведено анкетирование школьников и их родителей с целью отбора направлений химии для изучения в пропедевтическом курсе в рамках внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления. Проведен анализ содержания и построения программ существующих пропедевтических курсов по химии.
На втором этапе (2017-2018 гг) разработана программа курса внеурочной деятельности «Химия и жизнь», выбраны педагогические методы и технологии, которые помогут обучающимся лучше усвоить материал, через включение их в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, отобраны и разработаны задания для рабочей тетради для реализации программы внеурочной деятельности.
На третьем этапе апробирован разработанный курс внеурочной деятельности «Химия и жизнь» с применением рабочей тетради для обучающихся 7 класса на базе МАОУ «СОШ № 78 г.Челябинска» и оценена эффективность программы курса и разработанных дидактических материалов рабочей тетради. В это же время проведена апробация работы через выступления на XI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование» и V Всероссийской научно-практической конференции «Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития», написание работы и доработка рабочей тетради.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• обосновано содержание и построение курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Химия и жизнь»;
• теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность использования данного курса для пропедевтики химических знаний в условиях внеурочной деятельности при реализации ФГОС ООО.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный курс был реализован в условиях школьной образовательной практики и в рамках внеурочной деятельности и получил одобрение со стороны школьников, родителей и учителей.
Материалы исследования могут быть использованы в дальнейшем при организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению с целью достижения новых образовательных результатов, на которые ориентирует учителя ФГОС ООО.
Апробация работы. Основные результаты исследования изложены в 2-х публикациях, докладывались и обсуждались на конференции по итогам научно-исследовательской работы магистрантов. Материалы исследования были опубликованы в сборниках статей XI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование» и в сборнике «Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития» V Всероссийской научно-практической конференции. Также на сайте «Инфоурок.ш» опубликована разработка дидактическое обеспечение курса внеурочной деятельности, направленной на пропедевтику химических знаний для обучающихся 7х классов по теме «Индикаторы», которая отмечена сертификатом.
В ходе проведенного педагогического эксперимента по внедрению на ранних этапах курса внеурочной деятельности, направленной на пропедевтику химических знаний нами были получены следующие результаты:
1. Рассмотрены современные требования и тенденции развития образования в Российской Федерации и в частности Челябинской области
2. Выявлены основные принципы дидактики, направления внеурочной деятельности, виды дидактического обеспечения, основные теоретические аспекты курса химии;
3. На основе анализа литературных источников обоснована целесообразность введения пропедевтического курса на более ранних этапах обучения;
4. Разработана рабочая программа и тетрадь внеурочной деятельности для пропедевтики химических знаний;
5. В ходе педагогического эксперимента выявлен высокий уровень заинтересованности родителей и обучающихся в изучении химии;
6. Установлены хорошее качество усвоения учебного материала обучающимися и высокий уровень сформированности метапредметных, предметных и личностных УУД. Обучающиеся совершенствовали навыки работы с информацией, поиска информации с использованием дополнительной литературы, в том числе и интернет-источников; использования знако-графической системы; смыслового чтения; анализ объектов, выделение главных и второстепенных признаков; определение причинно-следственных связей; формулирование и самостоятельное решение проблем.
7. Успешное овладение первоначальными химическими знаниями и умениями, способствовало дальнейшему развития учебной мотивации и повышению уровня сформированности УУД.
Значимость исследования выше указанных результатов заключается:
• в обосновании возможности и целесообразности изучения химии на ранних этапах;
• включение в системность естественнонаучной картины мира;
• преемственности знаний на следующих этапах обучения;
• обеспечении разработанным дидактическим обеспечением (рабочей программой и тетрадью для внеурочной деятельности).
По окончанию нашего эксперимента можно сделать вывод о том, что мы добились поставленной цели, а именно использовали возможности внеурочной деятельности по химии для формирования у обучающихся интереса к изучению данной дисциплины и других естественных наук. Задачи, поставленные в работе, полностью выполнены. Данная программа может быть рекомендована в образовательные учреждения для ее дальнейшей реализации.
1. Аксёнова, И.В. Пропедевтический курс химии в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.В. Аксёнова // Химия в школе. - 2018. - №4. - С.10-13.
2. Баева, М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности
[Электронный ресурс] / М.Л. Баева // Социальная сеть работников образования - 2015. - Режим доступа: pedportal.net/po-tipu-
materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/formirovanie-uud-vo- vneurochnoy-deyatelnosti-958775, свободный. - Загл. с экрана.
3. Берсенева, Е.В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие [Текст] / Е.В. Берсенева. - М.: Центрхимпресс, 2004. - 144 с.
4. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием [Текст] / В.П. Беспалько // Мир образования. - 1996. - №2. - С. 31-36.
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
6. Блинов, В.И. Развитие образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменения во взглядах на цели воспитания [Текст] / В.И. Блинов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 224 с.
7. Божович, Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки. Психодидактический аспект [Текст] / Е.Д. Божович. - М.: «Канон+» РОООИ «Реабилитация», 2008. - 256 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9. Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
10. Воробьёва, Т.А. Формируем универсальные учебные действия [Текст] / Т.А. Воробьёва // Проблемы социализации личности в контексте
непрерывного профессионального образования. -2014.-№ 6-С. 170-175.
11. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руко-водителей проектов учащихся основной школы [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова - Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.
12. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2016. - 224 с.
13. Габриелян, О.С. Химия. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК О.С. Габриеляна: учебно-методическое пособие [Текст]/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2017. - 123 с.
14. Габриелян, О.С. Школьное химическое образование: проблемы и пути их решения [Текст] / О.С. Габриелян // Химия в школе. - 2018. - №4. - С. 21-23.
15. Григорьев, Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 223с.
16. Григорьев, Д.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: «Просвещение», 2010. - 321с.
17. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
19. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
20. Данилова, А.Г. Оценка качества знаний в системе тематического контроля [Текст] / А.Г. Данилова // Химия в школе. - 2008. - №2. - С. 16-20.
21. Дерябина, Н.Е. «Системно-деятельностный подход к построению курса неорганической химии» [Текст] / Н.Е. Дерябина // Химия в школе. - 2006. - №9. - С. 15-23.
22. Зайцев, О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты [Текст]: учебник для вузов / О.С. Зайцев. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
23. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/,
свободный. - Загл. с экрана.
24. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. - М., 1990.
25. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
26. Зимнякова, И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий в процессе группового
взаимодействия школьников [Текст] / И.Ю. Зимнякова// Наука и
образование: новое время. 2015. — № 1 (6). - С. 532-534.
27. Каверина, А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий 8 - 9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013. - 128 с.
28. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? [Текст] / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
29. Коломыйцова И.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в школе [Электронный ресурс] / И.Н. Коломыйцова //Открытый урок Первое сентября - 2014. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/645759, свободный. - Загл. с экрана.
30. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Педагогическое наследие [Текст] / Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
31. Константинова, А.М. Особенности формирования личностных универ-сальных учебных действий у учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / А.М. Константинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 57. - С. 61-63.
32. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универ-сальных учебных действий у школьников [Текст] / Л.В. Косикова // Психология обучения. - 2014. - № 2. - С. 114- 121.
33. Личковаха, С.В. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / С.В. Личковаха // Социальная сеть работников образования - 2014. - Режим доступа: pedportal.net/ nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh-uud-vo- vneurochnoy-deyatelnosti-543454, свободный. - Загл. с экрана.
34. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2 (2). - С. 46-102.
35. Майорова, Т.С. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Т.С. Майорова // Открытый урок Первое сентября - 2013. - Режим доступа:
festival.1september.ru/articles/651905/, свободный. - Загл. с экрана.
36. Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5 - 6 класс [Текст] / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2013. - 154 с.
37. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. - М.: Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.
38. Мошнина, Р.Ш. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий: пособие для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / Р.Ш. Мошнина. - М.: Просвещение, 2014. - 77 с.
39. Нуржанова, И. Ф. Организация внеурочной деятельности в условиях
ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / И.Ф. Нуржанова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2016/01/20/
40. Обучение химии в современной школе: традиции и инновации, ретроспективы и перспективы [Текст]: моногр. / А.Н. Лямин. - Киров: ИРО Кировской области, 2012. - 329 с.
41. Основные результаты международного исследования PISA-2015 [Электронный ресурс] / Под ред. Г.С. Ковалевой. - Режим доступа: http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_ 2015_results_short_report.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
42. Пак, М.С. Дидактика химии: учебник для студентов вузов [Текст] / М.С. Пак. - Издание 2-е, перераб. и доп. - СПб.: ООО «ТРИО», 2012. - 457 с.
43. Пак, М.С. Теория и методика обучения химии [Текст]: учебник для вузов / М.С. Пак. - СПб.: Изд-во. РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 306 с.
44. Пак, М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: учебное пособие [Текст] / М.С. Пак. - СПб.: Издательство «Лань», 2018. - 120 с.
45. Петрова, Н.Н. Направления и формы внеурочной деятельности в
рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Н.Н. Петрова // Социальная сеть работников образования - 2013. - Режим доступа:
nsportal .ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i- formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh, свободный. - Загл. с экрана.
46. Пискунова, А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст]/ А.И. Пискунова. - М., 2001. - 320 с.
47. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/444931311, свободный. - Загл. с экрана.
48. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14
декабря 2016 года № 01/3525 «Об утверждении Концепции
региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/ files/upload/okor/rsoko_konz_3525.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
49. Проект Правительства Челябинской области от 6 марта 2017 г. №
89-рп «О разработке стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineconom74.ru/sites/default/files/field_
downloads/1145/strategiyasocialno-ekonomicheskogorazvitiyachelyabinsk oyoblastinaperioddo 2035goda. pdf, свободный. - Загл. с экрана.
50. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров // Под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
51. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / И.В. Роберт [и др.]. - М.: Дрофа, 2008. - 313 с.
52. Савинова, Л. В. Формирование общеучебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения учащимися предметного содержания начального общего образования [Электронный ресурс] / Л.В. Савинова. - Режим доступа: http://www.prodlenka. org/doklady/1861 -formirovanie-obscheuchebnyh-umenij-i-navykov-.html
53. Сейдниязова, Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в общем звене обучения [Текст] / Н.В. Сейдниязова // ИСОМ. - 2012. - №6. - С.123-126.
54. Синаева, Р.М. Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / Р.М. Синаева // Открытый урок Первое сентября - 2013.- Режим доступа:
festival.1september.ru/articles/615984, свободный. - Загл. с экрана.
55. Соловейчик, А.С. Учебник: вчера, сегодня, завтра [Текст] / А.С. Соловейчик // Химия в школе. - 2018. - №4. - С. 27-30.
56. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе [Текст] / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 126 с.
57. Татьянченко, Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Завуч. - 2000. - №7. - С. 38-63.
58. Толоконцева, Т.В. Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся школы во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Толоконцева // Открытый урок Первое сентября - 2015. - Режим доступа: festival.1september.ru/ articles/657345, свободный. - Загл. с экрана.
59. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57425, свободный. -
Загл. с экрана.
60. Усова, А.В. Проблема совершенствования естественнонаучного образования в школе: поиски и находки: монография для студ. пед. вузов и учителей школ [Текст]/ А.В. Усова, М.Д. Даммер, М.Ж. Си-монова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 88 с.
61. Усова, А.В. Проверка и пути повышения качества знаний учащихся: учебн.-метод. пособие [Текст]/ А.В. Усова. - 2-е изд. - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 43 с.
62. Федеральный государственные образовательные стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
63. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140174, свободный. - Загл. с экрана.
64. Химия: пропедевтический курс: учебное пособие для 7 класса общеобразовательных организаций [Текст] / И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 168 с.
65. Хоменко, В.Г. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / В.Г. Хоменко // Педпортал - 2017. - Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/
formirovanie-kommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost- 508239 свободный. - Загл. с экрана.
66. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе [Текст] / Г.М. Чернобельская. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
67. Чернобельская Г.М. Мир глазами химика: учебное пособие к пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия-2009 [Электронный
ресурс] / Г.М. Чернобельская.-Режим доступа:
http://him.1september.ru/article.php?ID=199902604- Загл. с экрана.
68. Эльконин, Д.Б. Образовательное пространство как пространство развития [Текст] / Д.Б. Эльконин, И.Д. Фрумин // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 24-32.
69. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
70. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности [Текст] /
Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - С. 157-167.
71. Ярцева, С.В. «Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии» [Текст] / С.В. Ярцева // Химия в школе. - 2010. - №6. - С. 23-27.