Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты найма персонала 7
1.1. Понятие и сущность найма персонала 7
1.2. Методы и способы найма персонала 13
1.3. Этапы и технологии найма персонала 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Анализ системы найма персонала итальянском ресторане «ВекатегопТраторрия» 37
2.1. Организационно-экономическая характеристика итальянского ресторана
«DekameronТраттория» 37
2.2. Рекомендации по совершенствованию системы найма на предприятии 55
2.3. Оценка экономической и социальной эффективности мероприятий по совершенствованию процесса найма персонала в итальянском ресторане «DekameronТраттория» 70
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Библиографический список 84
Приложения
Актуальность исследования. Система управления персоналом представляет собой сложную, постоянно обновляющуюся совокупность методов, технологий, приемов организации работы с персоналом и включает процессы подбора и найма, адаптации, развития и обучения, мотивации, оценки, аттестации и др. От того насколько эффективно осуществляются каждый из этих процессов зависит эффективность функционирования системы управления персоналом в целом.
Актуальность выбранной темы исследования определяется быстроменяющимися условиями внешней и внутренней среды, которые прямо или косвенно влияют на достижение поставленных целей организации. В современных условиях рыночной экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность.
Практика консультирования российских организаций за последние пять лет свидетельствует о серьезном стратегическом повороте управленческих подходов большинства успешных фирм в сторону усиления внимания к человеческой, прежде всего, профессионально-культурной составляющей своей деятельности. При этом важнейшим аспектом управления персоналом организации является найм персонала [3, с. 7].
Персонал любого предприятия представлен его кадрами. Состав и структура кадров постоянно меняется в соответствии с изменением коммерческой деятельности и управления.
Создание научно обоснованной системы найма персонала предполагает решение одной из важнейших проблем управления персоналом.
Однако одного осознания возможности решения проблемы недостаточно, чтобы она была решена на самом деле. Необходимы еще и знание о том, как это сделать, умелое и уместное использование соответствующих методов управления персоналом.
Конечная цель реализации системы найма персонала - максимальное совпадение ожиданий кандидата и предприятия. Мировая практика и исследования показывают, что даже в лучших фирмах они совпадают не более чем в 30% случаев [4, с. 9]. Чем выше совпадение, тем выше степень мотивации сотрудников и их годность считать интересы предприятия своим личным делом. Поэтому следует стремиться к максимальному увеличению степени совпадения ожиданий.
Грамотно организованный процесс найма персонала - первый шаг к успеху компании на рынке. Необходимо подобрать именно таких людей, которые гармонично впишутся в коллектив, которым будет интересна работа и близка корпоративная культура вашей компании. В этом и заключается актуальность выполняемой работы.
Все выше изложенное свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы «Совершенствование системы найма персонала на предприятии».
Цель исследования: на основе теоретических аспектов найма персонала выявить, обосновать и разработать мероприятия по совершенствованию системы найма персонала в итальянском ресторане «ВекашегопТраттория» ПКФ Символ.
Объект исследования - система найма персонала в итальянском ресторане «ВекашегопТраттория» ПКФ Символ.
Предмет исследования: мероприятия по совершенствованию системы найма персонала в итальянском ресторане «ВекашегопТраттория» ПКФ Символ.
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
1. изучить понятие и сущность найма персонала на предприятии;
2. проанализировать методы и способы найма персонала;
3. рассмотреть этапы и технологии найма персонала;
4. проанализировать существующую систему найма персонала в итальянском ресторане «Dekameron Траттория» ПКФ Символ;
5. разработать мероприятия, направленные на совершенствование системы найма персонала в итальянском ресторане <ЮекатегопТраттория».
Теоретико-методологическая база исследования. В виду своей актуальности проблематика темы набора, отбора и найма весьма широко представлена в существующей отечественной и зарубежной учебной и научной литературе. Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили работы таких авторов как С.В.Андреев, В.К. Волкова, Т.Ю. Базарова, Л.В. Бершова, И.В. Бизюкова, Е.А. Борисова, О.С. Виханский, В.Р. Веснин, М.В. Грачев, Г.Десслер, В.Д. Дорофеев, П.В. Журавлев, Л.А. Козлова, А.Я. Кибанов, И.В. Лазарев, Д. Мерсер, С.А. Сурков, Ф.Н. Филина и других.
Методы исследования:
1. теоретические:
- изучение и анализ литературных источников, документов по проблеме исследования;
- обобщение и систематизация материала;
2. эмпирические:
- наблюдение;
- управленческий анализ;
- тестирование;
- анкетирование;
- статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования состоит в разработанных рекомендациях по совершенствованию системы найма персонала итальянского ресторана «Dekameron Траттория» ПКФ Символ.
База исследования: итальянский ресторан «Dekameron Траттория» ПКФ ООО Символ.
Место нахождения учреждения (юридический адрес): 454080 г. Челябинск, ул. Сони Кривой д. 59 б
Структура исследования: исследование состоит из введения, теоретической и практической части, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения.
В первой главе рассматриваем теоретические аспекты эффективного найма персонала. А именно: понятие и сущность найма персонала, методы и способы эффективного найма, его этапы и технологию.
Во второй главе описывается непосредственное проведение исследовательской работы и выявление, разработка мероприятий по совершенствованию найма персонала в итальянском ресторане.
Нами представлены результаты анализа организационно-экономической характеристики показателей деятельности итальянского ресторана «ВекашегопТраттория» ПКФ ООО Символ. Проведен анализ существующей системы найма персонала в итальянском ресторане, и предложены практические рекомендации по ее повышению.
Эффективность деятельности предприятия во многом определяется эффективностью ее персонала. Сегодняшняя ситуация на рынке труда позволяет с уверенностью говорить о том, что спрос на высокопрофессиональные кадры явно превышает предложение. Следовательно, чем дальше, тем труднее будет найти высококлассного специалиста. А значит, все более значимым будет отношение и организация найма персонала на предприятии. Выиграют те предприятия, которые будут тщательно и профессионально подходить к найму персонала.
Найм персонала представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс - к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства, которые будут возрастать по мере того, как он начинает проходить профессиональное обучение, получать заработную плату. Поэтому фирма заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода - несовпадение реальности с ожиданиями. Предотвратить увольнение должен хорошо подготовленный процесс подбора новых сотрудников.
Для того, чтобы нанять необходимого сотрудника, любая компания проходит следующие этапы: внутренний и внешний поиск кандидатов, первичный отбор резюме, собеседование с кандидатом, тестирование его профессиональных качеств, суммируя всю информацию, руководитель принимает решения о найме.
В выпускной квалификационной работе были изложены теоретические и практические основы процесса набора, отбора и найма персонала современной организации на примере анализа деятельности по управлению персоналом в итальянском ресторане.
Как показало проведенное исследование, с практической точки зрения актуальность работы весьма значительна. В настоящее время в системе найма
персонала а итальянском ресторане «ВекашегопТраттория» обнаружены следующие проблемы:
1. Отсутствие в организации менеджера по персоналу, ответственного за подбор, отбор и найм персонала.
2. Отсутствие карты компетенции для каждой вакантной должности, имеющей принципиальное значение для организации и квалификационной карты для должностей, которые не являются столь ключевыми.
3. Слабое использование новых современных технологий для поиска необходимых кадров, например, Интернет-технологий.
4. Отсутствие взаимодействия с кадровыми агентствами для поиска кадров на ключевые должности.
Данные недостатки требуют срочного разрешения.
В связи с чем, в дипломной работе с целью устранения выявленных упущений мы разработали следующие рекомендации по совершенствованию системы найма персонала в итальянском ресторане «ВекашегопТраттория»:
- введение в штатное расписание должности менеджера по персоналу и разработка для него системы должностных обязанностей и методов работы по найму персонала в итальянском ресторане;
- программу совершенствования системы найма персонала в итальянском ресторане.
Для осуществления указанных рекомендаций по введению в штатное расписание должности менеджера по персоналу сформулирован примерный перечень вопросов при проведении собеседования с кандидатом на должность менеджера по персоналу; определены методы найма высококвалифицированных и перспективных специалистов менеджером по персоналу; разработаны функциональные обязанности менеджера по персоналу, права менеджера по персоналу, ответственность менеджера по персоналу и квалификационные требования к менеджеру по персоналу.
Программа совершенствования системы найма персонала в итальянском ресторане «ВекашегопТраттория» содержит в себе следующие составляющие:
- разработка процедуры найма персонала в итальянском ресторане «ВекашегопТраттория» с использованием новых, ранее не применявшихся прогрессивных методов;
- разработка карт компетенции для каждой вакантной ключевой должности и квалификационных карт для должностей, которые не являются ключевыми.
Оптимизация области найма персонала позволяет существенно сократить затраты на эту работу, сделать найм своевременным, результативным, надежным, экономичным, простым и удобным.
Предлагаемая система поиска и отбор новых сотрудников призвана с высокой степенью вероятности предсказывать профессиональную успешность кандидатов, давая возможность отбирать наиболее перспективных работников и способствовать своевременному заполнению вакансий на предприятии.
Проведенные расчеты показывают экономическую целесообразность предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы найма персонала Итальянском ресторане.
В ходе проведенного исследования нашла свое подтверждение выдвинутая гипотеза: если будут реализованы рекомендации по совершенствованию системы найма персонала в итальянском ресторане «ВекашегопТраттория» ПКФ Символ, состояние работы с персоналом улучшится, повысится результативность их деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что цель проводимого исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Конституция РФ // Российская газета, N 237, 25.12.1993
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Амиров, А.Г. Система управления персоналом на предприятиях / А.Г. Амиров, В.Г. Головина, М.В. Горяинов. - М.: Бек, 2008. - 453 с.
4. Андреев, С.В. Поиск персонала. Оформление приема на работу / С.В. Андреев, В.К. Волкова. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 327 с.
5. Архипова, Н.И. Менеджмент / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 611 с.
6. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом: Учебник 2-е издание / Т.Ю. Базарова. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 597 с.
7. Бершова, Л.В. Оценка личного трудового трудового вклада руководителя / Л.В. Бершова // Справочник кадровика. - 2009. - № 1. - С. 45-51
8. Бизюкова, И.В. Оценка и подбор кадров предприятия / И.В. Бизюкова. - М.: Экономика, 2004. - 451 с.
9. Бойдаченко, П.Г. Служба управления персоналом / П.Г. Бойдаченко. - Новосибирск: Наука, 2004. - 475 с.
10. Борисова, Е.А. Управление персоналом / Е.А. Борисова. - Санкт- Петербург: Питер, 2003. - 252 с.
11. Бычин В.Б. Найм и повышение квалификации персонала / В.Б. Бычин // Эффективный менеджер. - 2008. - № 4. - С. 23 - 35
12. Вейл, П. Искусство менеждмента / П. Вейл. - М.: Новости, 2002. - 679 с.
13. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. - М. «Юрист», 2006. -598 с.
14. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2005. - 624 с.
15. Владимирова, В.В. Отбор персонала / В.В. Владимирова // Кадры предприятия. - 2008. - № 5. - С. 17-23
16. Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / А.П. Волгин, В.И. Матирко, А.А. Модин. - М.: Дело, 2005. - 593 с.
17. Герасимова, С. Поиск и подбор руководителей / С. Герасимова // Советник. - 2008. - № 12. - С. 25-29
18. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров - М.: МП "Сувенир", БГ,
2006. - 479 с.
19. Грачев, М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. 2 изд. Дополненное и переработанное / М.В. Грачев. - М.: Дело Лтд,
2007. - 521 с.
20. Грачев, М.В. Управление трудом / М.В. Грачев. - М: Наука, 2008. - 436 с.
21. Гущина, Н. Новые возможности для подбора персонал / Н. Гущина // Служба кадров и персонал. - 2009. - № 2. - С. 32-37.
22. Деркач, А.А. Стратегия подбора и формирование управленческой команды / А.А. Деркач, И.В. Калинин. - М: Изд-во РАГС, 2007. - 198 с.
23. Десслер, Г. Управление персоналом: Пер. с англ. / Г. Десслер. - М.: БИНОМ, 2007. - 498 с.
24. Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учеб. Пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - ИНФРА-М, 2007. - 584 с.
25. Егоров, С.Н. Управление персоналом / С.Н. Егоров. - Изд.: ПГУ Пенза, 2004. - 612 с.
26. Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - 3-е изд.Н. Новгород: НИМБ, 2006. - 591 с
27. Журавлев, П.В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / П.В. Журавлев, М.Н. Кулапов, С.А. Сухарев. - М.: Наука, 2004. - 451 с.
28. Журавлев, П.В. Персонал. Словарь понятий и определений / П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К. Маусов. - М.: Экзамен, 2007. - 599 с.
29. Журавлев, П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К. Маусов. - М.: Экзамен,
2005. - 487 с.
30. Зайцев, Г.Г. Управление кадрами на предприятии: Персональный менеджмент: Текст лекций / Г.Г. Зайцев, С.И. Файбушевич. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2005. -398 с.
31. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 641 с.
32. Козлова, Л.А. Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании. Методическое пособие / Л.А. Козлова, Л.Э. Самуйлова, Ю.А. Логинова. - М.: Феникс, 2008. - 137 с.
33. Королевский, М.И. Поиск и отбор персонала / М.И. Королевский. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. - 395 с.
34. Кошарная, Г.Б. Управление персоналом (новые кадровые технологии): Методические указания / Г.Б. Кошарная. - Изд.: ПГУ Пенза, 2004. - 98 с.
35. Куршакова, Н.Б. Система отбора персональных менеджеров, как способ получения конкурентных преимуществ / Н.Б. Куршакова // Кадры предприятия. - 2009. - № 4. - С. 31-37
36. Лазарев, И.В. Менеджмент персонала: функции и методы / И.В. Лазарев. - М: МАИ, 2003. - 411 с.
37. Лазарев, И.В. Отбор и повышение квалификации персонала / И.В. Лазарев // Эффективный менеджер. - 2008. - № 4. - С. 23 - 35
38. Магура, М.И. Поиск и отбор персонала / М.И. Магура. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008. - 231 с.
39. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. - 579 с.
40. Мерсер, Д. Новые подходы к управлению / Д. Мерсер. - М.: Феникс,
2006. - 391 с.
41. Молодцов М.В. Трудовое право России. Учебник для вузов / М.В. Молодцов. - М.: Просвещение, 2009. - С. 561
42. Никитина, Н.Ш. Методика отбора персонала на вакансию руководителя / Н.Ш. Никитина, Е.В. Бурмистрова // Университетское управление - 2007. - №3 (31). - С. 43-47.
43. Одегов, Ю.Г. Эффективность системы управления персоналом. Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Н.К. Маусов, М.Н. Кулапов. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007. 523 с.
44. Питерс, Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т. Питерс, Р. Уотермен. - М.: Компания Пента, 2006. - 471 с.
45. Резапкина, Г. Куда движется профотбор? / Г. Резапкина // Служба кадров и персонал. - 2009. - № 5. - С. 11-17
46. Рубан, В.А. Психологическое тестирование при отборе и оценке персонала / В.А. Рубан // Управление персоналом. - 2008. - № 1. - С. 23-28
47. Севостьянов, М.И. Технология управления / М.И. Севостьянов // Генеральный директор. - 2007- № 4. - С. 32-38.
48. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? / Э.Е. Старобинский. - М.: АО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 573 с.
49. Таунсерд, Р. Секреты управления / Р. Таунсерд. - М.: Феникс, 2008. - 491 с.
50. Филина, Ф.Н. Технологии найма персонала для вашей фирмы / Ф.Н. Филина // Генеральный директор. - 2009. - № - 2. - С. 17-24
51. Франк, Э. Отбор персонала фирмах / Э. Франк // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №1. - С. 35-41
52. Цендер, Э. Практика управления / Э. Цендер. - М.: Титул, 2004. - 399 с.