Введение 3-8
Глава I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
1.1 Принципы организации здоровьесберегающей среды в ДОУ 10-14
1.2 Общая характеристика здоровьесберегающей среды в ДОУ 14-18
1.3 Значение хореографических занятий в системе здоровьесбережения
дошкольников 19-22
Выводы по I главе 23
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели и методы исследовательской работы по изучению
здоровьесберегающей среды в ДОУ 24-36
2.2 Методика оценки физического развития детей старшего дошкольного
возраста 37-53
2.3 Реализация программы «СА-ФИ-ДАНСЕ» для эффективного управления
танцевально-оздоровительной деятельности в ДОУ 38-59
Выводы по II главе 60
Глава III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
3.1 Анализ результатов работы по внедрению программы «СА-ФИ-
ДАНСЕ» 60-66
Выводы по III главе 66-67
Заключение 67-69
Библиографический список 69-73
Приложение 74-80
Здоровье - понятие многогранное, оно не ограничивается физическим состоянием. Немаловажную роль играет психическое, социальное и духовное благополучие, развитие интеллектуальных способностей.
Мы рассмотрим хореографию, как один из важных методов оздоровления подрастающего поколения.
Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.
Несмотря на многочисленные научные исследования по проблеме физического развития детей, интерес к данной теме не ослабевает.
Оздоровительная деятельность с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.
Данной проблемой занимались такие учёные как: А.В. Кенеман П.Ф. В.В. Гориневский, Лесграф, Е.А. Аркин, Н.А. Метлов.
Педагога дополнительного образования, руководителя хореографического коллектива не может не волновать состояние здоровья воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Хореография - искусство, любимые дети, с огромным потенциалом для улучшения эстетического ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Хореографические занятия формируют правильную осанку, тренируют мышечную силу, дают телу физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.
Ритм, который диктует музыка для мозга, снимает напряжение, улучшая, таким образом, самочувствие ребенка и его речь. Движение и танец, помимо того, снимают психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко установить дружеские отношения с другими детьми- способствуя его адаптации в социуме, также даёт определённый терапевтический эффект:
•Эмоциональную разрядку
• Снятие умственной перегрузки
• Снижение нервно- психического напряжения
Умение и желание сохранить здоровье цель больше информативная, чем материальная. Поэтому в содержание программы включены вопросы, касающиеся здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к такой вредной привычки, как курение, алкоголизм, наркомания, самолечение). Занятия в младших группах целесообразно опираться на меж предметные связи: окружающий мир (в таких вопросах, как закаливание, требования к подготовке одежды, работа мышц, режим дня и т. д.); музыкально-ритмическое воспитание (ритм, темп, характер музыки); эстетическое воспитание (красота движений, поз). Интегрированный урок с элементами импровизации позволит детям не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и играть роль новатора в любой форме искусства.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является психологический комфорт детей во время уроков. Дружеская атмосфера на занятии, спокойная беседа, внимание к каждой положительной обратной связи от учителя к желанию дошкольника выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение самостоятельной мыслительной деятельности, соответствующий юмор или небольшое историческое отступление — это еще не весь арсенал, в который входит учитель, жаждущий раскрыть способности каждого ребенка.
Одним из важнейших компонентов оздоровительной среды является развитие навыков физической активности. Танцевальные упражнения, развитие механизма обучения новым двигательным навыкам, координация движений. И большой запас хореографических навыков у ребенка, чем богаче будет его физический опыт и возможность реализовать себя активно в современном мире. Его осанка, движения, прыжки, вращения, повороты, движения и комбинации в различных вариантах-это новые для физического тела, навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. Таким образом, на занятии организация четкая, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и рекомендаций преподавателя, в сочетании с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативу. Занятия основаны на обучении от простого к сложному, от самовыражения до участия в общей танцевальной композиции. Использование игровых технологий на уроках в сочетании с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей (игра- импровизация "море волнуется раз...", "Тили-тили-стоп...", "лесная поляна...", игра на развитие моторики «Пауки»).
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания, важную роль в организации ежедневных физических упражнений, обучающихся безусловно принадлежит и в свободное от занятий время. Такие мероприятия, как правило, охватывают всех детей. Например, День здоровья, экскурсии, игры на воздухе, консультации и беседы, инструктажи и обучения по ОБЖ.
Вместе с тем нами было выделено противоречие между необходимостью организации занятий по хореографии с дошкольниками и недостаточной разработанностью содержания и методики проведения таких занятий в условиях здоровьесберегающей среды ДОУ.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: какие педагогические условия необходимо учитывать при организации хореографических занятий, которые будут являться элементом здоровьесберегающей среды ДОУ?
Цель исследования: определить педагогические условия организации хореографической деятельности дошкольников и оценить эффективность их реализации в условиях здоровьесберегающей среды ДОУ.
Объект исследования: процесс сохранения и укрепления здоровья детей в условиях здоровьесберегающей среды ДОУ.
Предмет исследования: хореография как элемент эффективности в условиях здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Гипотеза: если применить в здоровьесберегающей среде в ДОУ танцевально-оздоровительную программу «Са-Фи-Дансе», то у дошкольников будут наблюдаться положительные тенденции в физическом и эмоциональном развитии, т.к. применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно- образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования определены следующие задачи:
1. В результате анализа психолого-педагогической, методической литературы и научных публикаций определить принципы организации и содержание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
2. Изучить особенности хореографической деятельности с детьми дошкольного возраста и выяснить значение хореографических занятий в системе здоровьесбережения дошкольников.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс ДОУ танцевально-оздоровительную программу.
4. Оценить эффективность использования хореографии как элемента здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Теоретическая значимость работы заключена в определении педагогических условий организации хореографической деятельности дошкольников в условиях здоровьесберегающей среды ДОУ.
Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс ДОУ танцевально-оздоровительной программы, оказывающей положительное влияние на физическое и эмоциональное развитие дошкольников.
Этапы исследования:
Первый этап исследования - констатирующий. На нем осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение психолого-педагогической и методической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка плана проведения основного педагогического эксперимента. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.
Второй этап - формирующий - посвящен экспериментальной разработке и внедрению в дошкольное образование педагогических условий организации хореографической деятельности. На данном этапе были изучены и зафиксированы показатели физического развития детей, разработаны педагогические условия организации танцевально-оздоровительной деятельности. Внедрена в практику дошкольной образовательной организации программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», имеющая оздоровительную и образовательную ценность.
Третий этап - контрольный - включал обобщение и описание исследовательской работы, оценку результативности исследования, систематизацию его результатов.
Методы исследования:
Теоретические: изучение педагогической и методической литературы (анализ педагогической и методической литературы по теме исследования).
Эмпирические: наблюдение, эксперимент (наблюдение, анкетирование, метод экспертной оценки).
Статистические: количественная и качественная обработка экспериментальных данных; графическое представление результатов.
База исследования: МАДОУ «ДС №17г.Челябинска». В исследовании принимали участие 30 детей дошкольного возраста и их родители.
Структура магистерской диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.
Список публикации:
1. Лисенкова И.О. «Формирование культуры здоровья у младших
школьников с использованием художественно-эстетических средств».
2. Лисенкова И.О. «Танец как средство коррекции у младших
школьников».
В данной работе, согласно целям и задачам исследования, было теоретически обосновано и экспериментально проверено эффективность танцевально- оздоровительной программы в системе здоровьесберегающей среды дошкольников
Таким образом, мы выяснили, что физические качества определяют, как отдельные проявления двигательных возможностей человека, обусловленных во многом врожденными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания.
В соответствии с целью и задачами исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Использование танцевально-оздоровительной программы в детском саду с учетом специфических возрастных особенностей детей, уровнем состояния здоровья каждого воспитанника позволяет создать благоприятные условия для полноценного физического развития.
2. В дошкольном возрасте преимущественное внимание уделяется развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
3. В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста танцевальной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, танцевальная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи.
4. Игро-танцы являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность ритмических и ритмопластических игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.
5. Танцевальные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.
6. Танцевальная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени влияет на правильный рост и развитие ребёнка.
7. Использование разнообразных методик танцевально-оздоровительной программы стимулирует воспитание физических качеств дошкольников, таких, как сила, быстрота, чувство ритма и музыки, выносливость, ловкость, эстетический вкус, гибкость, равновесие, глазомер.
Таким образом, цель квалификационной работы достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Алексеева, Е. А. Пение в системе музыкального воспитания детей [Текст] / Е. А. Алексеева // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С. 55¬58.
3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам для себя арттерапевт» [Текст] / Л.А.Ахметова.- М.: Столичный муниципальный открытый педагогический институт, 2003а. - 36с.
4. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник / под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Арт-терапия — новые горизонты [Текст] / Под ред. А.И. Копытина. -М: Когито-Центр, 2006. - 336с.
6. Арт-терапия: хрестоматия [Текст] / сост. и общая ред. А.И.Копытина. - СПб.: Питер, 2001. -320с.
7. Баскаков В. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. - М.: Прогресс, 1992.
8. Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми. // Журнал практического психолога.2005. № 3. С.6-13.
9. Беккер-ГломВ., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера [Текст] // Исцеляющее искусство. 1999.- № 1.-С 167.
10. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души // Журнал практического психолога. 2001. № 1-2.
11. Блонский П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. - М: Инфра, 2007. - 143с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М: Наука, 2001. - 296с.
13. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя: психотерапевт. Истории для детей [Текст] / Д. Бетт. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 224с.
14. Веремеенко Н.И. Танцевально-двигательные методы в современной практической психологии. // Журнал прикладной психологии. 2006. № 1. С. 2-12.
15. Вилюнас В.К., Психология эмоций. Тексты [Текст] / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288с.
16. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
17. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2004.
18. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования [Текст]/ И.Ф.Девятко.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 208с.
19. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
20. Жаворонкова И.А., Некрасов А.С. Танцевально-двигательная терапия.
// Успехи современного естествознания. 2005. № 5. С. 20-23.
21. Жидкова Н.Е. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка // Школьный психолог, 2008. №1. С.6-9.
22. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - М., 2009. - 244 с.
23. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2009. - 460 с.
24. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007.
25. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2006.
26. Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Творческий центр, 2003.
Т1. Кученко Т.В. О детской тревожности // Воспитание школьников, 2008.
№5. С. 10-12.
28. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1. С.31¬
38.
29. Лебедева Л.Д. Арттерапевтические занятия [Текст] / Л.Д.Лебедева // Начальная школа.- 2001.- №5.- С.26.
30. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии [Текст] // Дидактика 2000. -№ 1.-С.26-54
31. Лебедева, Л.Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе [Текст] /Л.Д.Лебедева // Школьные технологии.-2000.- №6.- С.201.
32. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация [Текст] / Л.Д.Лебедева // Педагогика.- 2001.- №5.- С.29.
33. Лобанова, Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Е. А. Лобанова // Музыка в школе. -2005. - №3. - С. 36 - 52.
34. Лобина С.А. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов образовательных» учреждений [Текст] / С.А.Лобина Новокуйбышевск, 2008 г. - 105с.
35. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. -415с.
36. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду/ Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2001.
31. Полетаева Н. М. Валеологическое воспитание школьников / Н.М.
Полетаев. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 188 с.
38. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, 30 августа 2013г.№ 1014;
39. Программа развития МДОБУ детский сад с. Ташкиново 2014-2016г.г.;
40. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика/ Т.Т. Ротерс. - Москва: Просвещение, 2000. -50с.
41. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М.А. Рунова - Москва: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.
42. Сайкина Е.Г. Социокультурные предпосылки развития детского фитнеса в системе физкультурного образования детей и подростков/ Е.Г. Сайкина.-Спб., 2004.
43. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
44. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений/ Э.Я. Степаненкова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155).
46. Фонякин, А. А. Влияние семьи и детского сада на формирование физической культуры личности дошкольников [Текст] / А. А. Фонякин. - М., 20011. -130-133с.
47. Шебеко, В.Н. Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников / В.Н. Шебеко. -Брест: БрГУ, 2009. - 238 -243с.
48. Шебеко, В. Н. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности [Текст]/ В. Н. Шебеко. Брест:БрГУ, 2011. - 28- 33c.
49. Шилкова, И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]/ И.К.Шилкова, А.С.Большев. - Москва: ВЛАДОС.- 2001. - 336 с.
50. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]/ Под ред. С.О. Филипповой. - Москва: Детство, 2007. - 322 с.
51. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]/ Ж.К.Холодов, B.C. Кузнецов. - Москва: Академия, 2000. - 480 с.