Работа учителя-логопеда по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 6
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 11
1.3. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 15
1.4. Характеристика логопедической работы по развитию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 26
2.1. Организация и результаты анализа уровня развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 26
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 39
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение
Глава 1. Теоретические вопросы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 6
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 11
1.3. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 15
1.4. Характеристика логопедической работы по развитию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 26
2.1. Организация и результаты анализа уровня развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 26
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 39
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение
Установление контакта с окружающими как первоначальная функция речи ребёнка, функция общения, была отмечена ещё Л.С. Выготским [3].
Умение использовать речь относят к области отношений в обществе, оно соотносится с качествами личности ребёнка, которые позволяют ему взаимодействовать с другими детьми, а также взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать целей. Специфика развития речи детей с нарушениями речи осложняет их общение с окружающим миром.
Общее недоразвитие речи является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Это различные сложные расстройства речи, при которых наблюдается нарушение формирования всех составляющих речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введён в 50¬60 годах ХХ века основоположником логопедии в России Р.Е. Левиной [25].
Общее недоразвитие речи отмечается при таких сложных формах патологии детской речи как: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.
Формирование коммуникативных умений у данной категории детей изучали такие учёные, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. В работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. представлен сравнительный анализ развития коммуникативных умений при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Данные нарушения могут обуславливать сложности в общении с окружающим миром, а в дальнейшем способны повлечь за собой определённые изменения в личности в цепи развития «ребёнок -подросток - взрослый», то есть привести к формированию у детей комплексов, осложняя их обучение и раскрытие свои природных способностей и интеллектуальных возможностей, если не исправить их вовремя в детстве.
Исследование детей с общим недоразвитием речи III уровня чётко демонстрирует наличие взаимозависимости между их речевыми и коммуникативными умениями, поэтому в настоящее время важно подбирать эффективные способы активизации речевой коммуникации и необходимости в общении данных детей.
Таким образом, актуальность темы нашей квалификационной работы обусловлена тем значением, которое имеет полноценное общение для всестороннего развития личности дошкольника.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы, обратить внимание на содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда.
Объект исследования: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выделить содержание работы и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда; составить комплекс сюжетно-ролевых игр; экспериментально проверить их эффективность.
При выполнении данной квалификационной работы были использованы методы: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 319 II категории г. Челябинска». В исследовании участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выделенный нами комплекс сюжетно-ролевых игр и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности учителя-логопеда, воспитателей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Умение использовать речь относят к области отношений в обществе, оно соотносится с качествами личности ребёнка, которые позволяют ему взаимодействовать с другими детьми, а также взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать целей. Специфика развития речи детей с нарушениями речи осложняет их общение с окружающим миром.
Общее недоразвитие речи является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Это различные сложные расстройства речи, при которых наблюдается нарушение формирования всех составляющих речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введён в 50¬60 годах ХХ века основоположником логопедии в России Р.Е. Левиной [25].
Общее недоразвитие речи отмечается при таких сложных формах патологии детской речи как: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.
Формирование коммуникативных умений у данной категории детей изучали такие учёные, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. В работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. представлен сравнительный анализ развития коммуникативных умений при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Данные нарушения могут обуславливать сложности в общении с окружающим миром, а в дальнейшем способны повлечь за собой определённые изменения в личности в цепи развития «ребёнок -подросток - взрослый», то есть привести к формированию у детей комплексов, осложняя их обучение и раскрытие свои природных способностей и интеллектуальных возможностей, если не исправить их вовремя в детстве.
Исследование детей с общим недоразвитием речи III уровня чётко демонстрирует наличие взаимозависимости между их речевыми и коммуникативными умениями, поэтому в настоящее время важно подбирать эффективные способы активизации речевой коммуникации и необходимости в общении данных детей.
Таким образом, актуальность темы нашей квалификационной работы обусловлена тем значением, которое имеет полноценное общение для всестороннего развития личности дошкольника.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы, обратить внимание на содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда.
Объект исследования: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выделить содержание работы и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда; составить комплекс сюжетно-ролевых игр; экспериментально проверить их эффективность.
При выполнении данной квалификационной работы были использованы методы: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 319 II категории г. Челябинска». В исследовании участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выделенный нами комплекс сюжетно-ролевых игр и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности учителя-логопеда, воспитателей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Овладение коммуникативными умениями - необходимое условие для полноценного развития психики ребенка, для формирования общественных качеств личности, появления и развития первых коммуникативных взаимоотношений детей. Отсутствие основ коммуникативного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня затрудняет полноценное общение со взрослыми и сверстниками, обуславливает появление неуверенности в себе, недоверчивости к людям и негативным формам поведения.
В ходе всего обучения важно развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего с помощью познавательной деятельности: сначала это способность понять и распознать состояние собеседника, а затем - выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление - создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые возникают во время речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются задания и упражнения, которые направлены на развитие уровня речи и коммуникативного развития.
В практической части работы нами выделено содержание работы по развитию коммуникативных умений на занятиях учителя-логопеда. Составленный нами комплекс игр и выделенные рекомендации по их проведению, направлены на развитие коммуникативных умений в ходе проведения индивидуальных и фронтальных занятий логопедом.
Экспериментальное обучение показало, что коррекционно-педагогическая работа, организованная в соответствии с нашими рекомендациями, обеспечивает успешное овладение детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня коммуникативными умениями.
Эффективность работы по развитию коммуникативных умений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях по развитию коммуникативных умений доказана и подтверждена результатами, проведенного исследования.
Таким образом, выделенный нами комплекс сюжетно-ролевых игр и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности учителей - логопедов.
В ходе всего обучения важно развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего с помощью познавательной деятельности: сначала это способность понять и распознать состояние собеседника, а затем - выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление - создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые возникают во время речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются задания и упражнения, которые направлены на развитие уровня речи и коммуникативного развития.
В практической части работы нами выделено содержание работы по развитию коммуникативных умений на занятиях учителя-логопеда. Составленный нами комплекс игр и выделенные рекомендации по их проведению, направлены на развитие коммуникативных умений в ходе проведения индивидуальных и фронтальных занятий логопедом.
Экспериментальное обучение показало, что коррекционно-педагогическая работа, организованная в соответствии с нашими рекомендациями, обеспечивает успешное овладение детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня коммуникативными умениями.
Эффективность работы по развитию коммуникативных умений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях по развитию коммуникативных умений доказана и подтверждена результатами, проведенного исследования.
Таким образом, выделенный нами комплекс сюжетно-ролевых игр и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности учителей - логопедов.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе формирования диалогической речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу литературных произведений
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Формирование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе логопедической работы
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИМАГОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



