Введение
§ 1. Закономерности развития творческих способностей в онтогенезе 5
§ 2. Особенности развития творческих способностей у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 11
§ 3. Методические аспекты коррекционной работы по развитию творческих способностей у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 16
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22
Для детей с ограниченными возможностями здоровья развитие творческих способностей имеет особое значение. Через творчество личность получает широкие возможности для самореализации, понимания собственной ценности для общества, а также для выбора профессиональной деятельности.
Изучением развития творческих способностей учащихся занимались многие отечественные педагоги и психологи Л. П. Блощицина, В. С. Выготский, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев и другие. Особенности развития творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи описаны в работах
С. А. Занько, А. В. Киселевой, О. С. Никулиной и других. Белорусские исследователи С. Ф. Левяш и Е. Л. Лесун выявили особенности творческого воображения учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
Л. А. Зайцева и В. П. Глухов охарактеризовали некоторые вопросы развития творческого воображения детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности.
С учетом изложенного выше, можно указать на актуальность проблемы, рассматриваемой в курсовой работе.
Объект исследования: развитие творческих способностей в онтогенезе и у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: особенности развития творческих способностей в онтогенезе и у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности развития творческих способностей в онтогенезе и у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить закономерности развития творческих способностей в онтогенезе;
– выявить особенности развития творческих способностей у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
– проанализировать методические аспекты коррекционной работы по развитию творческих способностей у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, в котором определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, трех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы
Онтогенез – процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка. В условиях нормального развития, развитие творческих способностей идет по нарастающей до шести лет, в младшем школьном возрасте, замедляясь. Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития, являясь продуктом воображения, внимания, памяти, мышления.
Тяжелые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи творческая деятельность вызывает затруднения, поскольку у таких учащихся недостаточно развиты воображение, внимание, сенсорно-моторная сфера.
Коррекционная работа по развитию творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи должна носить планомерный и регулярный характер. Эффективным средством развития творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи являются нетрадиционные материалы и техники рисования, способствующие формированию у таких обучающихся уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой деятельности. Такие задания должны быть ориентированы на преодоление шаблонности мышления, копирование образца, отказа от творческой деятельности.
1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребёнка [Текст] / Альфред Адлер. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 165 с
2. Блощицина, Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников [Текст] / Л.П. Блощицина // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – № 8. – С. 23-24.
3. Величко, Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление», в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [Электронный ресурс] / Ю.В. Величко // https://cyberleninka.ru/article/v/o (дата обращения: 26.10.2021).
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л.С. Выготский. – Санкт- Петербург: СОЮЗ, 2003. – 96 с.
5. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ В. П. Глухов // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М.: Наука, 1985. – С.89-98.
6. Гольнева, А. В. Творческое воображение детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст]/ А. В. Гольнева// Аллея науки. – 2017. – №16. –
С. 927-929.
7. Егорова, Т. Л. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей [Текст] / Т. Л. Егорова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 8. – С. 80-83.
8. Зайцева, Л. А. Развитие творческого воображения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] /
Л. А. Зайцева,С. А. Ищенко // Дэфекталогiя. –1996. – № 2. – С. 18–30.
9. Занько, С. А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию творческого воображения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / С. А. Занько, А. В. Киселева // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект : сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 26 апреля 2016 г. [Текст] / Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2016. – С.5-8.
10. Занько, С. А. Особенности творческого воображения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / С. А. Занько, Е. И. Мехович // Наука в школе и вузе : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Бирск, 18–22 апреля 2016 г. / Бирский филиал Башкирск. гос. ун-та ; редкол. : В. Л. Лобов [и др.] – Бирск, 2016. – С. 51–52.
11. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – Спб.: Питер, 2009. – 434 с.
12. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс]: учебное пособие по коррекционной педагогике / под ред.
Т.Г. Неретиной. – 3-е издание, доп. и перераб. – Москва: ФЛИНТА, 2014// https://docplayer.ru/44502552 (дата обращения: 26.10.2021).
13. Киселева А.В., Занько С.А. Особенности творческого воображения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи [Текст]/ А. В. Киселева, С. А. Занько. – Минск : Беларусь. – 162 с.
14. Киселева, А. В. Развитие творческого воображения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности / А. В. Киселева // Психологическое сопровождение образовательного процесса. – Вып. 7. В 2 ч. – Ч. 2. –Минск, 2017. – С. 126-131.
15. Клименко, Е. В. Арт-терапия в действии: применяем дудлинг и зентангл [Текст] / Е. В. Клименко // Школьный мир. – 2015. – № 11. – С. 10–11.
16. Левяш, С.Ф. Изучение развития динамики творческого воображения у школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / С.Ф. Левяш, Е.Л. Лесун // Проблемы развивающего обучения: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20–21 мая 1998 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка ; редкол.:Т.В. Варенова (отв. ред.) [и др.]. – Минск. –1998. – С. 89-91.
17. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей [Текст] /
А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1960. – №1. – С. 7-18.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 606 с.
19. Никулина, О. С. Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах [Электронный ресурс] / О. С. Никулина // https://urok.1sept.ru/articles/590295 (дата обращения: 26.10.2021).
20. Пирогова, К. В. Особенности формирования творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] / К. В. Пирогова // https://moluch.ru/archive/346/77966/ (дата обращения: 26.10.2021).