Введение 3
Глава 1. Общая характеристика интерактивных методов обучения как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся в профессиональных образовательных организациях 7
1.1. Понятие интерактивных методов обучения в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Проблема формирования профессиональных компетенций обучающихся в
профессиональных образовательных организациях 14
Выводы по 1 главе 40
1.3 Применение интерактивных методов обучения с целью формирования
профессиональных компетенций обучающихся в профессиональных
образовательных организациях 20
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке методических рекомендаций с использованием интерактивных методов обучения в процессе формирования профессиональных компетенций 39
2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы 41
2.2 Разработка методических рекомендация для проведения занятия с
применением интерактивных методов по профессиональному модулю 44
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 60
Выводы по 2 главе 62
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложение
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в СПО.
В системе образования проводится масштабная модернизация, которая приводит к усовершенствованию учебной программы в СПО. Среднее профессиональное образование должно быть качественным и способствовать хорошей профессиональной, социальной и личностной самореализации.
Внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования требует кардинальных изменения всех ее компонентов. Новые требования к результатам освоения образовательных программ (результатам образования) обуславливают совершенствование содержания, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности и форм контроля за их осуществлением.
Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям. Новая роль образовательных технологий в профессиональных образовательных организациях требует новых подходов к их проектированию.
Компетентность и мобильность выпускника образовательного учреждения являются главными его характеристиками. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или 2активныхметодов обучения.
Принятие нового Закона об Образовании и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловили те существенные изменения, которые происходят в настоящее время в российском образовании, в том числе и в системе среднего профессионального образования. В условиях реализации стандартов третьего поколения приоритетной задачей педагогов СПО становится формирование общих и профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий.
Значительный интерес представляют профессиональные компетенции, которые позволяют успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Следовательно, формирование у учащихся профессиональных компетенций является неотъемлемой частью образовательного процесса, который следует проводить в форме активного обучения для успешного усвоения новых знаний. В дополнение к задаче «усвоение знаний - передаче фиксированных знаний» в образовании сегодня остро ощущается разрешение следующей задачи - «овладение смыслом». Задача научить пониманию четко не поставлена перед традиционной системой образования. Традиционное обучение, пишет Н.И. Мешков, в своем вузовском варианте не обеспечивает целенаправленное развитие профессиональных мотивов; если они и формируются, то прежде всего, как новообразование собственной познавательной деятельности студента, зачастую имеющей внеучебную природу. Традиционное обучение, по мнению Н.И. Мешкова, не формирует ни учебно-познавательную, ни профессиональную мотивацию [4].
В связи с изменением и пересмотром ценностей и целей общего и профессионального образования в современных условиях развитие личности в процессе обучения предполагает формирование творчески активной и социально зрелой личности, отмечает Л.М. Фридман [8].
Как верно заметил Д.Н. Кавтарадзе, «начался переход от обучения фактам к овладению смыслом событий, развитию эколого-гуманистического мировоззрения, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа. Для этого и нужно использовать интерактивные методы обучения» [1, с. 5].
А.М. Смолкин рассматривает интерактивные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [7, с. 30].
Так же нами были изучены работы следующих выдающихся педагогов, психологов, внесших большой вклад в развитие общей теории активизации учебного процесса: В.В. Давыдов и Л.В. Занков, М.А. Данилов, В.П. Есипов, М.Н. Скаткин, А.М. Матюшкин, А.Н.Леонтьев, А.А.Балаев.
Разработка и внедрение интерактивных методов обучения представлена в различных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование интерактивных методов обучения в профессиональной образовательной организации, что предопределило актуальность данной темы.
Объектом исследования является процесс обучения в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: использование интерактивных методов обучения при различных формах организации учебного процесса.
Целью исследования является выявление влияния интерактивных методов обучения на познавательную активность обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать использование интерактивных методов обучения в психолого-педагогической литературе
2. Дать классификацию методов интерактивного обучения;
3. Рассмотреть формы организации обучения с использованием
интерактивных методов в СПО;
4. Провести анализ применения интерактивных методов обучения в профессиональной образовательной организации.
5. Составить план-конспект урока по профессиональному модулю.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования интерактивных методов для повышения эффективности процесса обучения с целью подготовки специалистов.
База исследования: группы поваров, кондитеров 225-П и 221-К ГБПОУ Саткинского политехнического техникума им. А.К. Савина.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Рассмотрев проблему использования методов интерактивного обучения при подготовке поваров, кондитеров, мы определили, что под методами интерактивного обучения понимаются способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Методы интерактивного обучения направлены главным образом, на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.
Появление и развитие интерактивных методов обучения обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Широкое использование методов интерактивного обучения, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применением их на практике.
Для методов интерактивного обучения характерны следующие признаки: высокая степень включенности студентов в процесс обучения; их активность в процессе разных видов учебной деятельности; совпадение познавательных интересов преподавателя и студентов; коллективное форсирование усилий; наличие обратных связей в обучении; мотивация обучения не только лично, но и социально-значимая; возможность моделирования целостного содержания будущей профессиональной деятельности благодаря формам обучения; повышенная эмоциональность студентов.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по использованию методов интерактивного обучения, выявив особенности использования методов интерактивного обучения при подготовке поваров, кондитеров в ГБПОУ Саткинский политехнический техникум им. А.К. Савина, мы пришли к выводу, что использование методов интерактивного обучения, является одним из наиболее важных условий при подготовке высококлассных специалистов в данной области. На основе этого мы разработали и внедрили в образовательный процесс поваров, кондитеров Чебаркульского профессионального техникума комплекс уроков теоретического и производственного обучения с использованием методов интерактивного обучения, а также разработали рекомендации преподавателям колледжа по использованию методов интерактивного обучения при подготовке технологов.
В ходе нашего исследования мы провели опытно-экспериментальную работу по использованию методов интерактивного обучения, влияющую на развитие профессионального интереса студентов, учебную мотивацию, креативности, повышения уровня успеваемости студентов по определенным предметам.
Подвели итоги нашего эксперимента и пришли к выводу, что обучение студентов по традиционной системе обучения с использованием методов интерактивного обучения повышает уровни успеваемости, профессионального интереса, учебной мотивации и креативности студентов, при этом рационально сочетались традиционное методы и методы интерактивного обучения.
В ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы выявлено, что при включении в образовательный процесс методов интерактивного обучения уровень профессионального интереса в экспериментальной группе возрос на 29%, уровень успеваемости студентов увеличился на 30 %, а уровень учебной мотивации на 35%, а в контрольной группе показатели остались неизменными.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования были достигнуты.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. Екатеринбург, 2012. - 190 с.
2. Алексеев, Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения / Н.Г. Алексеев, Б.А. Злотник, Ю.В. Громыко. Вестник высшей школы. - М.: 20. - №7, 143 с.
3. Ананьев, Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли / Б.Г. Ананьев; Избр. психологич. Труды, том 2. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, И.В. Кузьмина. - М.: 2010. - 267 с.
4. Ахметов, Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А,
2013. 56 с.
5. Барсукова, Н.В., Блиц игры в системе преподавания педагогики. // Дошкольное воспитание №11 2011. 45 с.
6. Балаев, А.А. интерактивные методыобучения. М., 2012. 109 с.
7. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2013. 250 с.
8. Борисова, Н.В. Контекстное обучение в системе повышения квалификации // Непрерывное образование: методология и практика. Серис: в помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М.: «Знание», 2013. 198 с.
9. Борисова, Н.В., Соловьева А.А. Игра в обучении лекторов. М.: «Знание», 2012. 96 с.
10. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2012. 435 с.
11. Вайсбург, А.А. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии. - М.: Высшая школа, 2011. - 204с.
12. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 2011. - 207 с.
13. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3. 2011. 246 с.
14. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // «Вопросы психологии» № 5. 2011. 345 с.
15. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: «Знание», 2011. 260 с.
16. Вербицкий, А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство № 11 2012 / М. «Знание». 430 с.
17. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.
Петровского. - М.: Педагогика, 2012 - 288с.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1934. 285 с.
19. Государственный Образовательный Стандарт Среднего Профессионального Образования / Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 19.01.17 Повар, кондитер. 2013. 4 с.
20. Гибш, И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. М., 2012. 180 с.
21. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2013. 360 с.
22. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2011. 205 с.
23. Дакупин, А.Г. Использование 2активныхметодов обучения // «Вестник высшей школы» № 8. 2012. 45 с.
24. Дидактика средней школы. / Под ред. Сластенина М.Н. М., 2012. 230 с.
25. Зимней, И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2011. 162 с.
26. Ильин, Е.П. Умение и навыки: нерешенные вопросы // «Вопросы психологии» № 2. 2013. 305 с.
27. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись: Учебн. Пособие/Ю.М. Кирцер - 6-е изд., стер. - М.: Высш. Шк., 2011. - 272 с.
28. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения. М., 2014. 158 с.
29. Климов, В.П. Научное обеспечение // Образование и наука. Известия УрО РАО.-2014. - № 21 (32). - С. 135-148.
30. Кожуховская, С.М. Организация образования в колледже // Профессиональное образование. - 2013. - № 6.
31. Кожуховская, С.М. образование в системе НПО // Профессиональное образование. - 2014. - № 8.
32. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 2000. 89 с.
33. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение. М., 2011. 245 с.
34. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики. М., 2012. 324 с.
35. Маршев, В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 2012. 215 с.
36. Матюшкин, А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 2012. 348 с.
37. Матюшкин, А.М. Проблемы развития профессионально-
теоретического мышления. М., 2013. 264 с.
38. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 2011. 205 с.
39. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., «Педагогика, 2011. - 368 с.
40. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования: Учебн. пособие для студ. Высш. учебн. заведений / Н. А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.
41. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: Учебн. пособие для студ. Высш. учебн. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т. С. М. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с.
42. Педагогическая энциклопедия: / под ред. И.А. Каирова. - М.: Педагогика, 2000.- 546 с.
43. Педагогика / Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 2014. 435 с.
44. Педагогика / Под ред. Питкасистого П.И. М., 2012. 342 с.
45. Петровский, А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2011. 394 с.
46. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, органихзация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 2013. - 192 с.
47. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учебн. прособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия»,
2014. - 416 с.
48. Проблема активности личности /Под ред. проф. Н.Ф. Добрынина. - М.: Эксмо, 2015. - 216с
49. Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения.
Методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 56 с.
50. Психологические проблемы профессионального обучения: /Сб. статей/. /Под. Ред. В.С. Филатова, В.Д. Шадрикова. - Ярославль, 2012.- 267 с.
51. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 2013. 280 с.
52. Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Москва - Новосибирск, 2012. 456 с.
53. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии /под ред. Е.В. Шороховой. - М: Педагогика, 2011. - 423с.
54. Сатыбалдина, К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. А.-А., 2015. 132 с.
55. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И. М.: «Высшая школа», 2014. 234 с.
56. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 2000. 215 с.
57. Смолкин, А.М. Методы активного обучения. М., 2013. 198 с.
58. Стефановская, Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2013. 430 с.
59. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум/ Ред.- сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2012. - 576с.
60. Столяренко, Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Москва - Ростов на Дону, 2011. Стр. 439
61. Теория и практика профессионального-педагогического образования: коллектив. моног. / под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд- во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2011. Т. 1. 305 с.
62. Ткаченко, Е.В., Климов В.П. Дизайн-образование: концептуальные версии // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2011. - № 4.
63. Ткаченко, Е. В., Кожуховская, С. М. Концепции непрерывного дизайн-образования. - М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ», 2012. - 44 с.
64. Филатов, О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов на Дону, 2013. 200 с.
65. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М., 2014. 456 с.
66. Фридман, Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.,2013. 538 с.