Введение 2
Глава 1. Историография и история изучения Старой Сибирской дороги 5
Глава 2. Транспортные коммуникации с Южного Урала в Сибирь в ХУШ в., по картам и сведениям ученых-путешественников 9
2.1 Сибирская дорога на картах Российской Империи (XVIII - XIX вв.)... 10
2.2 П.И. Рычков 21
2.3 П.С. Паллас 26
2.4 И.И. Лепёхин 31
2.5 И.П. Фальк 36
Глава 3. Описание населённых пунктов в трудах путешественников XVIII -
XIX вв 44
Глава 4. Использование информации по старой Сибирской дороге в краеведении и туристической работе 55
4.1 Теоретические положения 55
4.2 Практическая разработка 57
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения
Не секрет, что Россия является одной из крупнейших стран по своим размерам. Со временем размеры нашей страны всё увеличивались и увеличивались. За этим и последовало увеличение сети транспортных магистралей, а затем, и прибавление к ним таких способов перемещения, как поезда и электрички. В жизни нашей страны, издавна всем известно высказывание - «В России есть две беды - дураки и дороги». Размышляя об этом мы можем понять, что важность вопроса коммуникаций в нашей стране была всегда. И сегодня, с процессом развития транспорта, когда почти в каждой семье есть как минимум один автомобиль, мы можем смело утверждать, что вопрос транспортных коммуникаций остаётся одним из наиболее острых.
Количество и качество коммуникаций адекватно отражает уровень развития страны, так как, по тому насколько сильно развита транспортная сеть, мы можем увидеть значение отдельных регионов страны для её (страны) развития. Так же, транспортная сеть может рассказать нам о социально-экономическом положении в стране, показать уровень развития торговых отношений.
Именно поэтому есть смысл в использовании традиционных маршрутов в экскурсионной практике, дабы связать современность с прошлым нашей родины. Ведь именно те маршруты, которые были важны для населения нашей страны до проложения современных трасс, могут показать и региональное расставление приоритетов и значимости отдельных городов. Так же это поможет нам объяснить ученикам и ту проблему, над которой они могли и не задумываться - почему, ранее крупные и значимые места нашей страны исчезают с современных карт.
С изменением социально-экономической ситуации в стране, появлением современных трасс множество тех, что использовались ранее утратили своё значение или просто пришли в негодность, но о великой их роли ранее могут сказать карты, труды путешественников или просто сами окрестности дорог, история создания населённых пунктов на том или ином маршруте.
Изучение традиционной для наших предков, ранее используемой сети дорог играет большое значение в современном краеведении, так как это позволяет глубже понять систему функционирования социально-экономических связей различных районов нашей страны.
Сеть дорог региона довольно редко выступает объектом изучения в научных кругах. Одним из учёных, занимающихся этой проблемой является Гаяз Хамитович Самигулов. Так же в периодической печати встречаются статьи по этой теме, например, материал под авторством Евгения Вениаминовича Ястребова.
Несмотря на значительные результаты, в исследовании транспортной сети нельзя поставить точку. Прежде всего важно рассмотреть современное состояние тех мест, через которые эти дороги проходили. Основной проблемой изучения данной темы является изменчивость маршрутов Сибирской дороги.
Объектом исследования выступает традиционная, исторически сложившаяся дорожная сеть, соединяющая Южное Зауралье и Сибирь, как отражение конкретного социально-экономического и культурного контекста.
Предметом данного исследования является транспортная сеть Южного Зауралья на протяжении XVIII - XIX вв.
Источниковую базу исследования составляют труды учёных- путешественников XVIII века, а именно: П.И. Рычкова , И.И. Лепёхина , П.С. Палласа, И.П. Фалька, и карты России XVIII - XIX вв.
Целью данной работы является конкретизация традиционных, маршрутов Сибирской дороги, существовавших на протяжении XIX - XXвв. (и ранее) и детализация их этапов для практических, туристических и экскурсионных целей.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ карт с целью выявления времени появления первых упоминаний на них об интересующем нас маршруте, а также установления процесса эволюции самой дороги на протяжении XIX - XX вв.
2. Анализ маршрутов путешественников XIIX века с целью выявления перечня населённых пунктов Сибирской дороги.
3. Анализ трудов путешественников с целью сравнения описаний населённых пунктов Сибирской дороги, для того чтобы узнать, как изменялось значение этих мест в функционировании Сибирской дороги.
4. Оформление экскурсионной программы для школьников, с целью популяризации материала о традиционной Сибирской дороге.
Методологическая часть основана как на общелогических методах познания (метод анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, аналогий и т.п.), так и на методах исторического исследования (историко-сравнительный и историко-типологический метод).
Территориальные рамки исследования охватывают территорию от Южного Урала до Зауралья (в данном случае берём расстояние от г. Сима и до г. Кургана). Именно этот участок пути и будет приоритетным в нашем исследовании.
Научная новизна данной работы состоит в том, что конкретизацией роли транспортных коммуникаций в России учёные практически не занимались, и следует познакомить общественность с таким великим наследием по средством экскурсионного тура.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в дальнейшем для углубления знаний о традиционных транспортных сетях Южного Зауралья. В школьном краеведении вопрос об изменчивости и вариативности маршрутов поможет в объяснении материала о торговле между регионами страны
Сбор и систематизация источников и литературы по транспортным коммуникациям Южного Зауралья XVIII - Х1Хвв. в первых двух главах настоящей работы позволили прийти к следующим выводам. Информацию о дорогах, находящихся в наших территориальных рамках можно извлечь, прежде всего, из двух категорий источников. Первая категория - карты России XVIII - нач.ХХ вв. - на них можно увидеть, как и через какие населённые пункты проходила дорога в Сибирь, вторая категория - труды учёных-путешественников XVIII - XIX вв. Степень информативности этих категорий источников различна. И с уверенностью можно сказать, что они дополняют друг друга.
На основе анализа этих двух категорий источников в совокупности можно сказать о том, через какие населённые пункты прошла эта дорога. Так же большой точностью возможно восстановить её маршрут на современных картах (Приложение 20).
Однако в оставшихся существовать и по сей день на картах местах очень мало упоминаний о том, какими величественными они были в XVIII веке. По нашей, Челябинской области, нет ни одного памятника в тех населённых пунктах об их забытом значении.
«Белые пятна» в изучении Сибирской дороги можно частично компенсировать при более глубоком изучении истории становления населённых пунктов, находящихся на ней и их экономического развития. Так же полезными будут сами поездки-разведки по местам Сибирской дороги, если это будет позволять само состояние дорожного полотна.
Основываясь на материале второй главы можно сказать, что Сибирская дорога проходила через такие населённые пункты, как:
- Симский завод;
- Саткинский завод;
- Златоустовский завод (он же Косотурский завод);
- Чебаркульская крепость;
- Кундравинская слобода;
- Травники;
- Челябинская крепость;
- Миасская крепость;
- Чумляцкая крепость;
- Карачельская слобода;
- Воскресенское;
- Курган.
Третья глава, посвящённая описанию самих мест, находящихся на Сибирской дороге позволяет нам увидеть те изменения, которые произошли с течением времени. С помощью статистических данных о численности населения мы можем сказать о том, что судьба населённых пунктов по Сибирской дороге сложилась по-разному. Некоторые, такие как, например, Челябинск, Златоуст, Сатка, Курган стали крупными городами областного значения. Их население, с момента основания увеличивается. А некоторые, такие как, например, село Карачельское и Воскресенское потеряли своё былое значение и в них население идёт только на убыль.
Изучение Сибирской дороги на территории Южного Зауралья даёт широкое представление о транспортных коммуникациях XVIII - XIX вв.
Перспективы исследования Сибирской дороги лежат в нескольких направлениях. Во-первых, дальнейшее изучение истории развития самой дороги во времени, то есть выход за пределы временных рамок. Они могут быть как за верхние ее границы, так и за нижние. Во-вторых, дальнейшее изучение, выходящее за территориальные рамки, обозначенные нами в данной работе. Наконец, при дальнейшем исследовании Сибирской дороги необходимо так же привлечение архивных документов, таких как письма, указы, закон и т.д. С их помощью есть возможность более точно обосновать рамки существования выбранной нами сети коммуникаций. Обобщая выводы по этим направлениям, можно получить более достоверную картину возникновения, развития и упадка Сибирской дороги на территории Южного Зауралья.
1. Александровская О.А., Широкова В.А., Романова О.С., Собисевич А.В.
Экспедиции, наводящие мосты, — ученик К. Линнея И.П. Фальк: российско-шведский проект // Вопросы истории естествознания и техники. — 2017. — № 1. — С. 190-195.
2. Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: Средне-Ур. книж. изд-во, 1990. - 222с.
3. Бординских Г. А., Шилов В. В. Бабиновская дорога — путь длиною в 400 лет. Березники, 2004. - 43с.
4. Багров Лео. История русской картографии. Пер. с англ. Е.В. Ламановой. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. - 523 с.
5. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1997. - 160 с.
6. Виноградов, Н. Б., Гитис, М. С., Кузнецов, В. М.Историческое краеведение. Челябинская область: учеб. пособие / Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В. М. Кузнецов. - Челябинск: АБРИС, 2009. - 128 с.
7. Греков В.И. Очерки по истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. М. Издательство Академии наук СССР, 1960. - 425с.
8. Дегтярев И. В. Из истории заселения местности по среднему течению реки Миасс (начальный период) // Краеведческие записки. - Челябинск, 1969. - Вып. 2. - С. 13 - 20.
9. Ефремов А. В. Петр Иванович Рычков: историк и просветитель. Казань: Татарское книжное изд-во, 1995. — 116 с.
10. История Курганской области (с древнейших времен до 1861 года) / Отв. ред. Н.Ф. Емельянов. Том I. - Курган: Кург. гос. пед. ин-т, 1995. - С. 115; Менщиков В.В. Русская колонизация Зауралья в XVII- XVIII вв.: общее и особенное в региональном развитии: Монография / Науч. ред. В.В. Пундани. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 296 с.
11. Корецкая Т.Л. История Урала в рассказах для детей : Книга для
чтения / Т.Л. Корецкая. - Челябинск : Край Ра, 2011. - 104 с.
12. Лепёхин И. И. Продолжение Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1770 году. Часть 2. — СПб.,1772. -338 с.
13. Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд. 2-е, дополненное. Т. II. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 200 с.
14. Мильков Ф.Н. П.И. Рычков: Жизнь и географические труды. Государственное издательство географической литературы. Москва, 1953. — 144 с.
15. Муравьёв В. Б. Дорогами российских провинций: путешествия Петра- Симона Палласа. — М.: Мысль, 1977. — 94 с.
16. Носкова О. Л. Иоганн Петер Фальк - последователь Карла Линнея в России // Известия Самарского научного центра РАН : журнал. — Самара, 2007. — Т. 9, вып. 4. — С. 1103-1106.
17. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. — Ч. 2.—Кн. 1.—СПб, 1786. - 476 с.
18. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. — Ч. 2.—Кн. 2.—СПб, 1786. - 571 с.
19. Поздеев В.В. Топонимика Южного Урала : историко¬
топонимический словарь / Поздеев В.В. - Челябинск : Край Ра, 2013. - 400 с.
20. Рычков П. И. — Топография Оренбургская, то-есть обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым,
ч. 1 и 2, СПб., 1762. - 405 с.
21. Самигулов Г.Х., Свистунов В.М. Что такое Старая Казанская дорога? // Интеграция археологических и этнографических исследований / Гл. ред. Н.А. Томилов. - Одесса; Омск: «Издательский дом «Наука», 2007.
- С. 66-72.
22. Самигулов Г.Х. Историография «казанских дорог» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 9 (226). Серия «Социально-гуманитарные науки». Вып. 16. - С. 50-53.
23. Самигулов Г.Х. От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости.
- Челябинск: Полиграфическое объединение «Книга». - 2011. - 344 с.: ил.
24. Самигулов Г.Х. Исторические дороги и их роль в основании слобод и острогов Южного Зауралья XVII века // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - № 34(288). Серия История. Вып. 53. С. 30-35.
25. Самигулов Г.Х. Трансформация дорожной сети Южного Зауралья в XVII-XVIII веках // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. - № 6 (297). Серия История. Вып. 54. С. 5-8.
26. Самигулов Г. Х. Дорога: часть и целое: осмысление дороги в разных масштабах восприятия / Г Х. Самигулов // Научный диалог. - 2013. - № 6 (18) : История. Социология. Этнография. - С. 75-87.
27. Фальк И. П. Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академией Наук, по предложению её президента, с прим., изъясн. и дополн. Т. 6. Записки путешествия академика Фалька / Пер. с нем. П. Петрова. Спб.: При Имп. АН, 1824. - 446 с.
28. Фель С.Е. Картогафия России XVIII века .М.: Изд-во геодезической литературы,1960. - 226 с.
29. Фрадкин Н. Г. Академик И. И. Лепёхин и его путешествия по России в 1768—1773 гг. 2-е изд. — М.: Географгиз, 1953. — 224 с.
30.Чеботарь А.М. Церковь Трех Святителей Великих в
Карачельском.(электронный ресурс) //http://temples.ru/card.php?ID=9714(Дата обращения 25.05.2018).
31.Челябинск: Энцикл. / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Изд. испр. и доп. - Челябинск: Каменный пояс, 2001. - 1112 с.; ил.
32.Ястребов.Е. Уральский следопыт/Е.Ястребов//Древние дороги урала. - 1990.- №12. - С. 76-77.