Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №80608

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Творческие виды деятельности младших школьников при обучении русскому языку 6
1.1. Понятие "творчество" и "творческая деятельность" 6
1.2. Общая характеристика процесса творческой деятельности младших
школьников 11
1.3. Анализ УМК "Школа XXI века" на предмет представленности
творческих заданий по русскому языку 15
Выводы по I главе 19
Глава II. Применение творческих видов деятельности при обучении русскому языку в начальной школе 21
2.1. Диагностика уровня сформированности творческих способностей
младших школьников 21
2.2. Комплекс творческих заданий для уроков русского языка в начальной школе 26
Выводы по II главе 37
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение

На сегодняшний день в образовании меняется политика государства, происходит её обновление. Это проявляется в стремительном совершенстве общества, где меняются цели, методы и средства обучения. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС HOO) ориентирует современный подход к обучению русского языка на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучающихся социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.
Одним из способов повышения интереса к изучению русского языка в начальной школе является использование творческих видов деятельности. По мнению А.В. Конышевой, творческая деятельность делает учебный процесс более содержательным и более качественным. Это одна из универсальных форм обучения. Занимательность творчества делает положительной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала, a эмоциональность творческой деятельности активизирует все психические процессы обучающихся начальной школы. Кроме того, использование творческих видов деятельности в обучении русскому языку помогает стимулировать познавательную активность обучающихся младшего школьного возраста, способствует их самовыражению, мотивирует к саморазвитию и самообразованию.
Утверждение о том, что творческие виды деятельности помогают сделать процесс обучения русскому языку увлекательным, не подлежит сомнению. В уроке русского языка всегда найдется место творческой деятельности. Формирование языковых навыков не обходится без разнообразных творческих заданий и упражнений.
При обучении русскому языку задействованы память, внимание, логическое мышление младшего школьника, и в целом этот процесс требует большого умственного напряжения. Ни для кого не секрет, что интерес к урокам русского языка у младших школьников быстро угасает, иногда прямо на начальном этапе. Поэтому очень значимо, чтобы уроки русского языка в начальной школе проходили в интересной и увлекательной форме.
Основные методические инновации связаны сегодня c применением творческих видов деятельности в обучении русскому языку в начальной школе, поэтому актуальность выбранной нами темы безусловна.
Анализ ФГОС НОО выявил противоречие между ростом требований к развитию творческих способностей обучающихся при изучении русского языка в начальной школе и недостатками традиционной системы обучения.
Анализ актуальности и противоречия определили проблему исследования: каким должно быть содержание заданий творческого характера для повышения интереса младших школьников к урокам русского языка?
Объект: процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет: творческие виды деятельности в обучении русскому языку в начальной школе.
Цель: выявить теоретические основы использования творческих видов деятельности в обучении русскому языку в начальной школе и разработать комплекс творческих заданий для повышения интереса к урокам русского языка.
Задачи:
1. Дать определения понятиям «творчество» и «творческая
деятельность».
2. Изучить общую характеристику процесса творческой
деятельности младших школьников.
3. Проанализировать УМК "Школа XXI века" на предмет представленности творческих заданий по русскому языку.
4. Провести диагностику уровня сформированности творческих способностей младших школьников.
5. Разработать комплекс творческих заданий для уроков русского языка в начальной школе.
База исследования: МБОУ СОШ №121 г.Челябинск 3 «Г» класс.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практических разработок педагогов, диагностика, анализ продуктов детского творчества, статистическая обработка данных, моделирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что 1) осуществлена систематизация данных по вопросу истории и теоретических основ использования творческих видов деятельности в педагогике и анализ практики его применения в обучении русскому языку в начальной школе; 2) проанализированы типы творческой деятельности, их использование в разработке уроков русского языка.
Практическая значимость состоит в разработке комплекса творческих заданий для уроков русского языка в начальной школе.
Материалы данной работы могут использоваться педагогами начальной школы, а также педагогами дополнительного образования.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели творческие виды деятельности младших школьников как средство повышения интереса к урокам русского языка.
В ходе исследования научной литературы выяснили, что творческая деятельность - это деятельность, направленная на создание какого-либо творческого продукта. В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через творчество. Творческие задания для обучающихся являются предпосылками развития творческой личности ребенка, выявлением у него тяги к тому или иному виду искусства. В качестве средств развития творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.
Уроки русского языка не должны быть скучными. Чтобы избежать однообразия и однотипности уроков русского языка, учителю начальных классов нужно использовать различные игровые моменты, задания и упражнения творческого характера.
Для достижения поставленной нами цели в квалификационной работе, мы реализовали следующие задачи:
1. Дали определения понятиям «творчество» и «творческая деятельность».
2. Изучили общую характеристику процесса творческой
деятельности младших школьников.
3. Проанализировали УМК "Школа XXI века" на предмет представленности творческих заданий по русскому языку.
4. Провели диагностику уровня сформированности творческих способностей младших школьников.
5. В связи с недостаточностью представленности творческих видов деятельности авторами учебно-методических комплексов, нами был разработан комплекс творческих заданий для обучения русскому языку в начальной школе. Данный комплекс заданий поможет учителю начальных классов повышать интерес младших школьников к урокам русского языка, развивать их творческие способности, а также улучшать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.
Тем самым, мы достигли нашу цель, которая заключалась в выявлении теоретических основ использования творческих видов деятельности в обучении русскому языку в начальной школе и разработке комплекса творческих заданий для повышения интереса к урокам русского языка.



1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 2010.- С. 19-44.
2. Айбазова, М.Ю. Мир красоты восприятия эстетической культуры в народной педагогике. - Пятигорск, 2009.
3. Алейникова, А.Г. О креативной педагогике //Вестник высшей школы. - 2013. - №12. С.29-34.
4. Алексеева, М.В. Системное управление подготовкой
профессионалов (методология и методы) СПБ. - Изд-во: ГИЭА, 2017. - 131с.
5. Алпатова, Р.Д. Изучение творчества. Новые технологии обучения //Сборник научных статей. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, -2013. С.86-77.
6. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2011. 496 с.
7. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 2011.-380 с.
8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет воспитания //Избранные психологические труды. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 2016. - 339 с.
9. Андреев, В.И., Петренко, И.Г., Сидоров, М.М. Использование пар сменного состава при обучении русскому: Методические рекомендации /Университет усовершенствования учителей. - Л., 2011. - 36 с.
10. Андреева, Т., Жежеров. Методы оценки конкурирующих методов обучения. Сов. Педагогика, 2011. - №10. - С. 73-80.
11. Бим, И.Л. Личностно ориентированный подход — основная стратегия обновления школы. - 2002. - № 2. - С. 11-15.
12. Брушлинский, А.В. Воображение и познание творчества. - М., 2014.
13. Булгакова, Т.Д. Развитие межкультурной компетенции /Тезисы Всероссийской конференции «Когнитивная методика обучения русскому языку в различных условиях». - Пятигорск: ПГЛУ, 2013. - С. 10.
14. Бэн, А. Психология /Пер. с англ., под ред. и с предисл. прив. доц. Моск. ун-та А.С.Белкина Т1-2/. - М.: тип. А.И. Баландина, 2011-2013. Т.1. - 417 с. Т.2.-104 с.
15. Вайсбурд, М., Алпатова, Р. Игра в учебном процессе //Народное образование. - 2012.-№8. С.46.
16. Холмовской, Н.В. - М.: Педагогика, 2014 - 248 с.
17. Вербицкий, А., Бакшаева Н. Развитие мотивации
в контекстном обучении //Alma mater, 2014. - №1-2. - С.47-50.
18. Вербицкий, А. Психолого-педагогические особенности контекстового обучения: В помощь слушателя факультета новых методов и средств обучения. - М.: Знание, 2017. - С.3-46
19. Верхогляд, В.А. Игра. - Пермь: Педагогика, 2015. - №1.
20. Вилюанас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 2016. -288 с.
21. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
22. Зверев, И.Д. Современный урок: поиск, проблемы, решения //Педагогика. 2016. - №10. - С.56.
23. Зимняя, И.А. Психология слушания и говорения /Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. псих. наук. - М., 2013. - 32 с.
24. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования //Педагогика. 2017. -№5 - 3-16 с.
25. Иванов, С.В. Программа, планирование, контроль: 1-4 класс. Русский язык: пособие для учителя начальной школы. / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / М.: Вентана-Граф, 2018. - 176 с.
26. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание, 2011. - 32 с.
27. Игнатьев, Е.И. Психология избирательной деятельности детей. 2¬е изд. - М.: Учпедгиз, 2011. - 224 с.
28. Игнатьев, С.Е. Исследование закономерностей развития
творческих способностей младших школьников: Дис. .канд.
педагогических наук. - М., 2012. - 264 е.: ил.
29. Искандеров, О. Профессиональная компетентность будущего педагога //Высшее образование в России. - М., 2009. - № 6. - С.53-54.
30. Кагальняк, А.И. Особенности сравнения учащимися конкретных объектов в зависимости от их количества и характера. Вопр. психол., 2012, - № 4, - С.93-99.
31. Казакова, Е. Овладение родным языком в игре //Высшее образование в России. 2014. - №6. - С.73-76.
32. Калмыкова, Е.И. Современный учебник русского языка //Межвуз. сб. науч. трудов Пермского государственного университета. - 2016. - С. 12-17.
33. Канарская, О.М. Педагогическая технология. - СПб, 2015. - 121 с.
34. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ // Общ.ред. и предислов. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. - М.: Прогресс, 2009. - 720 с.
35. Каспин, И.В. Использование компьютерных программ в обучении различным аспектам русского языка //Новые технологии в преподавании языков /Материалы международного семинара. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. - С. 55-61.
36. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения русского языка. - М.: изд-во МГУ, 2016. - 175 с.
37. Лозанов, Г.К. Наука и искусство, - 2011. 517с.
38. Любарская, Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. - М.: 2009. -168 с.
39. Макаев, В.В. Педагогика/ Учебное пособие для студентов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2016. - 121 с.
40. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., Педагогика, 2012.
41. Махмутов, М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 2015. - 184 с.
42. Мельникова, Е. Россия-США: технология формирования образцового потенциала /Alma mater. - 2013. - № 6. - С.37-44.
43. Методика обучения русскому языку в начальной школе /Под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, А.А. Миролюбова и др. - М.: Высшая школа, 2012. -373 с.
44. Методы педагогических исследований /Под ред. В.И. Журавлева.- М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
45. Платонов, К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 2012. - 312 с.
46. Подласый, И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2016.
47. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 2016. - 304.
48. Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М.: Знание, 2017, - 80с. - (новое в жизни, науке и технике, сер. Педагогика и психология; №1).
49. Русский язык : 1 класс: учебник / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В. Иванова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 176 с.: ил.: вкл. - (Российский учебник).
50. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]: [под ред. С.В. Иванова]. - 6-е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 192 с. : ил. - (Российский учебник).
51. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / [С.В. Иванов, А.О.
Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]: [под ред. С.В. Иванова]. - 6-е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 176 с. : ил. - (Российский учебник).
52. Русский язык : 3 класс. В 2 ч. Ч.2 : учебник / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В. Иванова. - 7-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 192 с.: ил.: вкл. - (Российский учебник).
53. Русский язык : 3 класс. В 2 ч. Ч.1 : учебник / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В. Иванова. - 7-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 192 с.: ил.: вкл. - (Российский учебник).
54. Русский язык : 4 класс. В 2 ч. Ч.1 : учебник / С.В. Иванов, , М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова; под ред. С.В. Иванова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 176 с.: ил.
55. Русский язык : 4 класс. В 2 ч. Ч.2 : учебник / С.В. Иванов, , М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова; под ред. С.В. Иванова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 192 с.: ил.
56. Синица, Ю.А. Формирование социолингвистической
компетенции в процессе обучения устному общению //Автореф. дисс. канд.пед.наук. - М., 2010. - 25 с.
57. Скалкин, B.JI. Основы обучения устной речи. - М.: Русский язык, 2011.-248 с.
58. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.:
Педагогика, 2010.-96 с.
59. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373.
61. Чалкова, Е.Г. Социально-психологические проблемы
ускоренного обучения русскому языку //Социальная психология и
45
общественная практика /Отв.ред. Е.В. Морохова, В.П. Левкович. - М.: Изд- во «Наука», 2015.-233 с.
62. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. - М., 2010.
63. Школьников, А.П. О языке в начальном обучении // Начальная школа, 2013, с.13-14


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ