Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ KОММУНИКАТИВHЫX НАВЫКОВ CO CBЕPCТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №80606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Понятие коммуникативных навыков в педагогике и психологии 7
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у старших
дошкольников с нормой 17
1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у старших
дошкольников с задержкой психического развития 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
2.1 Диагностика развития коммуникативных навыков со сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития 34
2.2. Анализ результатов исследования коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 37
2.3 Коррекционные занятия по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 52
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Актуальность исследования. Современные процессы общественного развития определяют изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности как нормального ребенка, так и ребенка с особыми образовательными потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации. Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение имеет своевременное овладение коммуникативными навыками со сверстниками. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Известными учеными-психологами установлено, что отношения с другими людьми зарождаются и в наибольшей степени интенсивно развиваются в детском дошкольном возрасте (А.В. Запорожец, Л.И. Божович, А.В. Петровский, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, и др.). Именно опыт первых взаимоотношений и является тем фундаментом, который предопределяет дальнейшее развитие личности ребенка, его отношение к окружающему миру, его поведение и самочувствие среди других людей.
Многолетние исследования взаимоотношений детей в группах (А.С. Заслужный, Е.О. Смирнова, Л.Н. Блинова, Т.В. Антонова, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина и др.) показали, что межличностные отношения подпитывают чувства и переживания ребенка, позволяют проявить эмоциональный отклик и развить механизмы самоконтроля. Кроме того, в отношениях со сверстниками у детей идет процесс обогащения образов себя и другого человека, у них развивается самосознание и формируется самооценка.
Вступая в межличностные отношения в детском саду, ребенок проходит своеобразную школу социальных отношений, поскольку группа детского сада - это его первая организованная малая группа, именно в которой и начинают складываться первые взаимоотношения со сверстниками. Одним из значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреждения является социальное воспитание детей, в рамках которого создаются условия для приобретения ребенком социального опыта в процессе его участия в жизнедеятельности формализованных групп (коллективов). Это связано с тем, что в процессе совместной деятельности у ребенка растет интерес к окружающим людям, а также формируются социальные мотивы поведения.
В совместной деятельности происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила.
Одним из приоритетных направлений в рамках социальной компетентности является развитие коммуникативных навыков ребенка, направленное на формирование у него умений и навыков совместной игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Значение коммуникативных навыков для дошкольника с ЗПР весьма велико: если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то это гарантирует ему эмоциональное благополучие и психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг общения ребенка, вызывает у него ощущение непринятости, изолированности, что, в дальнейшем, может повлечь за собой переход в асоциальные формы поведения.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется тем, что развитие коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития — это ключ к успешной деятельности и благополучию будущей жизни дошкольника с ЗПР, это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных навыков сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования - содержание цикла коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - провести диагностику уровня развития коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и составить комплекс упражнений на развитие коммуникативных навыков со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Выявить особенности развития коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Составить коррекционные занятия по развитию коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализы результатов исследования.
База исследования: Свердловская область, г. Нижний Тагил, МБОУ «Начальная школа - детский сад №105 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги нашего исследования, мы выяснили, что коммуникативные навыки - это ключ к успешной деятельности и благополучию будущей жизни дошкольника, это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе.
В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности окружающих, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.
Старший дошкольник с ЗПР, как правило, безынициативен в социальных контактах со сверстниками, не проявляет ярких эмоций, не может выразить свое эмоциональное состояние, испытывает трудности в распознавании и понимании эмоциональных состояний других людей.
Изучение специфики коммуникативных навыков детей с ЗПР позволило увидеть существенные отличия в общении старших дошкольников с данной категорией нарушения от общения их нормативно развивающихся ровесников.
В ходе практического исследования выяснилось, что у большинства детей группы низкий уровень сформированности представлений о состояниях сверстника, а также о своих собственных переживаниях. Большая часть наших испытуемых имеют низкий уровень развития коммуникативных качеств: они безынициативны, чувствительность к воздействиям сверстника у них слабая, преобладающий эмоциональный
фон - в основном нейтрально-деловой. Такие результаты, вероятно, связаны с тем, что старшим дошкольникам с ЗПР характерна эмоциональная незрелость.
Для развития коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, на основе полученных результатов диагностики и анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, были составлены коррекционные занятия.
Итак, в данной работе нами была изучена научно-методическая литература по проблеме развития коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Мы провели диагностику коммуникативных навыков со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и составили коррекционные занятия по развитию коммуникативных навыков детей с данной категорией нарушения.
Таким образом, поставленная цель нашего исследования выполнена, задачи решены.



1. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. М.: Просвещение, 2005. 26 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.2-е изд., испр. и доп. М., 2005. 128 с.
3. Бабкина Н.В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №5. - с. 12-13.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : Учебное пособие / Н.Л. Блинова. - 2-е изд. - М.: НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с.
5. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М. Я. Басов. - М. : Педагогика, 1975. - 432 с.
6. Бойко, Т.В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития: старшая группа [Текст] / Т.В. Бойко. - Волгоград: изд-во Учитель, 2012. - 100 с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2017. - 811 с.
8. Булка - Майорова, Ж.Г. Взаимоотношения сверстников в группе детского сада [Текст] / Ж.Г. Булка - Майорова // Справочник дошкольного психолога. - 2012. - №3. - С. 36-38.
9. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2016. - 95 с., с. 36-41.
10. Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / О.А. Виноградова // Практическая психология и логопедия. - 2011. - №2. - С.53-54.
11. Волкова, С.В. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР: проблемы диагностики и коррекции [Текст] / С.В. Волкова // Справочник дошкольного психолога. - 20102. - №2. - С. 24-29.
12. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 2. — С. 2—3.
13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. — 231 с.
14. Деревянкина, Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР: новые подходы к диагностике [Текст] / Н.А. Деревянкина // Дошкольное образование. - 2014. - №14. - С.17-19.
15. Журавлева Т.О. Особенности общения детей-сирот с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста : диссертация канд. психол. наук: 19.00.10. - СПб., 2005. - 226 с.
16. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 157 с.
17.Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец. - Дошкольное воспитание. - 1972. - №4. - С. 37-42., с. 41.
18.Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.
19. Карслиева И.В., Зарин А.П., Ильина С.Ю. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. - 2015. - №3. - С. 92-99.
20. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - 3-е изд. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 240 с.
21. Лисина М.И. Потребность в общении [Текст] // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. С.31-57.
22. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Вестник практической психологии образования. - 2015. - №1(26). - С. 22-29.
23. Мессер В. М. Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 710-712.
24. Микляева, Н.В. Коррекционно - развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.П. Слободяник. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
25. Неретина, Т.Г. Опыт работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ [Текст] / Т.Г. Неретина // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2016. - №10/04. - С.9-13.
26. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
27.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2016. - 272 с.
28. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР. - М.: Педагогика, 2007. - 304 с.
29. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст]: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Сост. Защиринская О.В. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
30. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Академия, 2009. — 172 с.
31. Романова А.Н., Косьянова Т.И., Киселева Ю.И., Романова Е.А. Диагностика и коррекция перцептивных сенсорных и некоторых когнитивных нарушений у детей в условиях ДОУ // Оздоровление средствами образования и экологии мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск: ЧГПУ, 2005. - С. 207-208.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер Ком, 1999. — 418 с.
33. Рыданова И.А. Основы педагогики общения. - Минск: Беларуская навука, 2008. - 319 с.
34. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст] : Учебное пособие / Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика - Синтез, 2012. - 192 с.
35. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Детство - Пресс, 2017. - 120 с.
36. Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст]: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. - М.: Парадигма, 2016. - 256 с.
37. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. - М.: Просвещение, 2010. - 294 с.
38. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 368 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ