ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1. Внеурочная деятельность как форма организации учебного
процесса
1.2. Методы и формы внеурочной деятельности 12
1.3. Формирование универсальных учебных действий у
обучающихся в ходе организации внеурочной деятельности
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗВЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «ФИТОЗНАЙКА»
2.1. Пояснительная записка программы 28
2.2. Содержание программы 33
2.3. Методы исследования и анализ уровня сформированности
универсальных учебных действий по итогам реализации программы внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии
2.4. Анализ и научная интерпретация результатов опытно-
экспериментальной работы
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования состоит в разработке образовательной программы внеурочной деятельности в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка», в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность обязательных требований при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [22,60].
Создание условий, необходимых для решения важных задач Российского образования, таких как: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства, является главной целью введения ФГОС Основного Общего Образования второго поколения. Все это отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [22], а также в стратегии развития страны с 2018 - 2024год [57].
Принципиальным отличием ФГОС второго поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (УУД) [2].
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, важной составляющей образовательного процесса современной школы стала эффективная организация второй половины дня, выделенная в категорию «внеурочная деятельность» [10, 60].
Под внеурочной деятельностью школьников понимается - совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания, социализации, развития интересов и формирование универсальных учебных действий [10, 17, 18].
Именно слово «деятельность» придает внеурочной деятельности воспитательную направленность и инновационность. Понятие «внеурочная» направляет на новые формы, способы организации педагогического процесса, отличные от традиционной классической формы обучения и воспитания - «урока».
Исходя из требований Федерального закона об образовании, мы выдвигаем следующую гипотезу: на основе разработанной нами программы, реализуемой во внеурочной деятельности, у обучающихся шестых классов повысится уровень формирования универсальных учебных действий, познавательный интерес не только к естественным наукам, но и к различным учебным видам деятельности, а также поспособствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся.
Все указанные факторы актуальности исследования послужили основанием для формулировки цели исследования, а также выбора объекта и предмета данного исследования.
Цель магистерской диссертации - разработать программу внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии, направленную на формирование универсальных учебных действий, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
Для реализации данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу внеурочной деятельности в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
3. Оценить результаты реализации программы.
Объектом исследования является рабочая программа внеурочной деятельности по биологии.
Предметом исследования является формирование универсальных учебных действий у обучающихся, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 150 г.Челябинска»
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучена сущность организации внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: внеурочная деятельность как форма организации учебного процесса; методы и формы внеурочной деятельности, формирование универсальных учебных действий у обучающихся в ходе организации внеурочной деятельности по биологии.
Практическая значимость работы состоит в разработке программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, её реализации в образовательном учреждении, анализе уровня сформированных универсальных учебных действий.
Этапы исследования:
Первый этап (2017 г.) был посвящен анализу научной литературы, проведено обобщение знаний в области организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Второй этап (2018 г.) включал написание теоретической главы исследования, программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, её реализации в образовательном учреждении.
Третий этап (2018-2019 г.) включал проведение завершающего этапа эксперимента, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, формулировка выводов по результатам исследования, разработка практических рекомендаций, оформление текста диссертации и автореферата.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические - анализ научной и научно-методической литературы, анализ объекта и предмета исследования;
2) эмпирические - анализ базы исследования, социологические методы (опросы, анкетирование); наблюдение, беседа, изучение рабочей документации, систематизация и обобщение данных исследования.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Целью работы являлась разработка программы внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии, направленная на формирование универсальных учебных действий, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
Для достижения поставленной цели в работе были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая литература по теме исследования.
2. Разработана программа внеурочной деятельности научно-познавательной лаборатории «Фитознайка».
3. Оценены результаты реализации программы.
В первую очередь качественным показателем написанной программы внеурочной деятельности было формирование познавательных и личностных качеств обучающихся, в рамках реализации программы «Фитознайка».
В результате выполнения работы мной были сделаны следующие выводы:
Внеурочная деятельность в школьной учебно-воспитательной системе является незаменимой в решении целого ряда задач, связанных с самоопределением обучающихся в образовательном процессе.
Так же посредством внеурочных занятий каждый обучающийся способен открыть в себе новые способности, развить свой талант и почувствовать себя нужным и успешным. Внеурочная деятельность помогает личности определиться с выбором дальнейшего пути как образовательного, профессионального, так и жизненного.
Курс внеурочной деятельности позволяет не только расширить полученные знания, но и применить их в жизненных ситуациях. «Качественный» выпускник школы должен в достаточной мере обладать данными навыками, поэтому ценность предложенной образовательной программы будет действительной в том случае, если её реализация способствует достаточному развитию УУД среди обучающихся.
Полученные данные показывают, что уровень сформированности универсальных учебных действий имеет определенно положительную динамику, к концу прохождения курса внеурочной деятельности «Фитознайка» он поднялся по всем критериям и показателям. Если, в результате реализации программы внеурочной деятельности «Фитознайка», уровень универсальных учебных действий обучающихся был повышен на 20% и более - это значит, что предложенная программа курса внеурочной деятельности способствует повышению уровня формирования универсальных учебных действий, познавательному интересу не только к естественным наукам, но и к различным учебным видам деятельности, а также способствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся.
По результатам исследования, мы можем сделать следующие выводы:
• При реализации курса внеурочной деятельности была подтверждена гипотеза исследования
• 7 учеников из 11 (более 60%) показали высокий уровень развития универсальных учебных действий более чем на 20%;
• 100% наблюдаемых обучающихся показали положительную динамику уровня сформированности универсальных учебных действий;
• 63% учеников показали высокий уровень развития своих универсальных учебных действий.
• Лишь 1 обучающийся показал низкое качество развития универсальных учебных действий, но даже в этом случае, он показал положительную динамику развития.
C целью оценки эффективности, составленной образовательной программы внеурочной деятельности, мной был проведен мониторинг формирования УУД среди учащихся 6 классов, который показал, что разработанная программа внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка», положительно влияет на динамику формирования УУД, а значит является эффективной, гипотеза нашего исследования подтверждена.
Практическая значимость работы состояла в разработке программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, и в её успешной реализации в образовательном учреждении.
Результатом реализации программы внеурочной деятельности «Фитознайка» стал качественно высокий уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
1. Асмолова, А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] // Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 361 с.
2. Баева, М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности
[Электронный ресурс] / М.Л. Баева // Социальная сеть работников образования - 2015. - Режим доступа: pedportal.net/po-tipu-
materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/formirovanie-uud-vo- vneurochnoy-deyatelnosti-958775, свободный. - Загл. с экрана.
3. Балахничева, Г. В. Внеурочная деятельность студентов пед. вузов в системе их подготовки к воспитательной работе в школе: авт.дис. канд. пед. наук [Текст] / Г. В. Балахничева. - Луцк, 1981. -19 с.
4. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием [Текст] / В.П. Беспалько // Мир образования. - 1996. - №2. - С. 31-36.
5. Блинов, В.И. Развитие образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменения во взглядах на цели воспитания [Текст] / В.И. Блинов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 224 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
7. Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
8. Бурцева, Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности
студента во внеаудиторной деятельности вуза: дис. канд.
педагогических наук. / Т.А. Бурцева. - Кострома, 2005. - 139 с.
9. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74¬76. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/
10. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания [Текст] / Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1983.
11. Воробьёва, Т.А. Формируем универсальные учебные действия [Текст] / Т.А. Воробьёва // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. - 2014. - № 6. - С. 170 - 175.
12. Гацук, С.Ю. Внеучебные формы развития творческого потенциала
студентов вузов культуры: Дис... канд. пед. наук: 13.00.05 /
С.Ю. Гацук. - СПб., 1999. - 177 с.
13. Галакова, О.В. Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Галакова; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва,
2013. - 24 с.
14. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст] / И.З. Гликман. - М., 2002. - 157 с.
15. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова // Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2016. - 224 с.
16. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский. - М.: Просвещение, 2013. - 233 с.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение,
2014. - 223 с.
18. Григорьев, Д.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: «Просвещение», 2010. - 321 с.
19. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
20. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
21. Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе[Текст] / О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский. - М.: Высшая школа, 1990. - 278 с.
22. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
popular/edu/, свободный. - Загл. с экрана.
23. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. - М., 1990.
24. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
25. Зимнякова, И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия школьников [Текст] / И.Ю. Зимнякова // Наука и образование: новое время. 2015. - № 1 (6). - С. 532-534.
26. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? [Текст] / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
27. Кисляков, А.В. Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе [Текст] / А.В. Кисляков, А.В. Щербаков // Ярославский педагогический вестник, психолого-педагогические науки. - 2012 - № 4 - Том II. - С. 226-232.
28. Коломыйцова, И.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в школе [Электронный ресурс]/ И.Н. Коломыйцова //Открытый урок Первое сентября - 2014. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/645759, свободный. - Загл. с экрана.
29. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Педагогическое наследие [Текст] / Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
30. Константинова А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / А.М. Константинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 57. - С. 61- 63.
31. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников [Текст] / Л.В. Косикова // Психология обучения. - 2014. - № 2. - С. 114- 121.
32. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник [Текст] / Л.П Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. // Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
33. Личковаха, С.В. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / С.В. Личковаха // Социальная сеть работников образования - 2014. - Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh- uud-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-543454, свободный. - Загл. с экрана.
34. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2 (2). - С. 46- 102.
35. Майорова, Т.С. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Т.С. Майорова // Открытый урок Первое сентября - 2013. - Режим доступа:
festival.1september.ru/articles/651905/, свободный. - Загл. с экрана.
36. Макеева, А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 класс [Текст] / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2013. - 154 с.
37. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. - М.: Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.
38. Методические рекомендации по организации воспитательной работы, внеурочной деятельности и дополнительного образования в 2014-2015 уч. году [Электронный ресурс]. // Режим доступа: www.staviropk.ru/attachments/article/81/vospirab.doc, свободный. - Загл. с экрана.
39. Методика преподавания математических и естественнонаучных
дисциплин: современные проблемы и тенденции развития
[Электронный ресурс]: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 3 июля 2018 г.) / [отв. ред. А.А. Романова]. - Электрон. текстовые дан. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. - С. 132.
40. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Е.А. Тюрина, Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова, В.М. Кузнецов, Н.Е. Скрипова, А.В. Кисляков, Т.В. Соловьева, Ф.А. Зуева, Л.Н. Чипышева, Е.А. Солодкова, И.В. Латыпова, Т.П. Зуева; - Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 164 с.
41. Мошнина, Р.Ш. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий: пособие для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / Р.Ш. Мошнина. - М.: Просвещение, 2014.- 77 с.
42. Норец, А.И. Формирование социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: диссертация канд. пед. наук [Текст] / А.И. Норец. - Магнитогорск, 2002. - 187 с.
43. Нуржанова, И.Ф. Организация внеурочной деятельности в условиях
ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / И.Ф. Нуржанова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2016/01/20/
44. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - Режим доступа: //http://www.etextlib.ru/Book/Details/41088
45. Основные результаты международного исследования PISA-2015 [Электронный ресурс] / Под ред. Г.С. Ковалевой. - Режим доступа: http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_ 2015_results_short_report.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
46. Петрова, Н.Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Н.Н. Петрова // Социальная сеть работников образования - 2013. - Режим доступа: nsportal .ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i- formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh, свободный. - Загл. с экрана.
47. Пискунова, А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. [Текст]: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / А.И. Пискунова. - М., 2001. - 320 с.
48. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/444931311свободный. - Загл. с экрана.
49. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 года № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/ files/upload/okor/rsoko_konz_3525.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
50. Проект Правительства Челябинской области от 6 марта 2017 г.
№ 89-рп «О разработке стратегии социально-экономического
развития Челябинской области на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mineconom74.ru/sites/default/files
/field_downloads/1145/strategiyasocialnoekonomicheskogorazvitiyachelya binskoyoblastinaperioddo2035goda.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
51. Савинова, Л. В. Формирование общеучебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения учащимися предметного содержания начального общего образования [Электронный ресурс] / Л.В. Савинова. - Режим доступа: http://www.prodlenka.org/doklady/1861-formirovanie-obscheuchebnyh- umenij -i-navykov-. html
52. Сейдниязова, Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в общем звене обучения [Текст] / Н.В. Сейдниязова // ИСОМ. - 2012. - №6. - С.123- 126.
53. Синаева, Р.М. Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / Р.М. Синаева // Открытый урок Первое сентября - 2013. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/615984, свободный. - Загл. с экрана.
54. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе [Текст] / П. В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 126 с.
55. Татьянченко, Д. В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Завуч. - 2000. - №7. - С.38-63
56. Толоконцева, Т.В. Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся школы во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Толоконцева // Открытый урок Первое сентября - 2015. - Режим доступа: festival.1september.ru/ articles/657345, свободный. - Загл. с экрана.
57. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57425, свободный. -
Загл. с экрана.
58. Усова, А.В. Проблема совершенствования естественнонаучного образования в школе: поиски и находки: монография для студ. пед. вузов и учителей школ [Текст]/ А.В. Усова, М.Д. Даммер, М.Ж. Симонова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 88 с.
59. Усова, А.В. Проверка и пути повышения качества знаний учащихся [Текст]: учебн.-метод. пособие / А.В. Усова. - 2-е изд. - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 43 с.
60. Федеральный государственны образовательны стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
61. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;
base=LAW; n=140174, свободный. - Загл. с экрана.
62. Хоменко, В.Г. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / В.Г. Хоменко// Педпортал - 2017. - Режим доступа: pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/
formirovanie-kommunikativnyh-uud-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost- 508239 свободный. - Загл. с экрана.
63. Шевелева, Н.Н. Игровые формы ученического самоуправления как средство достижения планируемых образовательных результатов обучающихся во внеурочной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Н.Н. Шевелёва; [Место защиты: Пед. акад. последипломного образования]. - Москва, 2012. - 160 с.
64. Эльконин, Д.Б. Образовательное пространство как пространство развития [Текст] / Д.Б. Эльконин, И.Д. Фрумин // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 24-32.
65. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
66. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 157-167.