Организация внеурочной деятельности обучающихся шестых классов в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1. Внеурочная деятельность как форма организации учебного
процесса
1.2. Методы и формы внеурочной деятельности 12
1.3. Формирование универсальных учебных действий у
обучающихся в ходе организации внеурочной деятельности
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗВЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «ФИТОЗНАЙКА»
2.1. Пояснительная записка программы 28
2.2. Содержание программы 33
2.3. Методы исследования и анализ уровня сформированности
универсальных учебных действий по итогам реализации программы внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии
2.4. Анализ и научная интерпретация результатов опытно-
экспериментальной работы
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1. Внеурочная деятельность как форма организации учебного
процесса
1.2. Методы и формы внеурочной деятельности 12
1.3. Формирование универсальных учебных действий у
обучающихся в ходе организации внеурочной деятельности
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗВЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «ФИТОЗНАЙКА»
2.1. Пояснительная записка программы 28
2.2. Содержание программы 33
2.3. Методы исследования и анализ уровня сформированности
универсальных учебных действий по итогам реализации программы внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии
2.4. Анализ и научная интерпретация результатов опытно-
экспериментальной работы
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования состоит в разработке образовательной программы внеурочной деятельности в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка», в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность обязательных требований при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [22,60].
Создание условий, необходимых для решения важных задач Российского образования, таких как: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства, является главной целью введения ФГОС Основного Общего Образования второго поколения. Все это отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [22], а также в стратегии развития страны с 2018 - 2024год [57].
Принципиальным отличием ФГОС второго поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (УУД) [2].
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, важной составляющей образовательного процесса современной школы стала эффективная организация второй половины дня, выделенная в категорию «внеурочная деятельность» [10, 60].
Под внеурочной деятельностью школьников понимается - совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания, социализации, развития интересов и формирование универсальных учебных действий [10, 17, 18].
Именно слово «деятельность» придает внеурочной деятельности воспитательную направленность и инновационность. Понятие «внеурочная» направляет на новые формы, способы организации педагогического процесса, отличные от традиционной классической формы обучения и воспитания - «урока».
Исходя из требований Федерального закона об образовании, мы выдвигаем следующую гипотезу: на основе разработанной нами программы, реализуемой во внеурочной деятельности, у обучающихся шестых классов повысится уровень формирования универсальных учебных действий, познавательный интерес не только к естественным наукам, но и к различным учебным видам деятельности, а также поспособствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся.
Все указанные факторы актуальности исследования послужили основанием для формулировки цели исследования, а также выбора объекта и предмета данного исследования.
Цель магистерской диссертации - разработать программу внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии, направленную на формирование универсальных учебных действий, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
Для реализации данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу внеурочной деятельности в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
3. Оценить результаты реализации программы.
Объектом исследования является рабочая программа внеурочной деятельности по биологии.
Предметом исследования является формирование универсальных учебных действий у обучающихся, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 150 г.Челябинска»
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучена сущность организации внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: внеурочная деятельность как форма организации учебного процесса; методы и формы внеурочной деятельности, формирование универсальных учебных действий у обучающихся в ходе организации внеурочной деятельности по биологии.
Практическая значимость работы состоит в разработке программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, её реализации в образовательном учреждении, анализе уровня сформированных универсальных учебных действий.
Этапы исследования:
Первый этап (2017 г.) был посвящен анализу научной литературы, проведено обобщение знаний в области организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Второй этап (2018 г.) включал написание теоретической главы исследования, программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, её реализации в образовательном учреждении.
Третий этап (2018-2019 г.) включал проведение завершающего этапа эксперимента, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, формулировка выводов по результатам исследования, разработка практических рекомендаций, оформление текста диссертации и автореферата.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические - анализ научной и научно-методической литературы, анализ объекта и предмета исследования;
2) эмпирические - анализ базы исследования, социологические методы (опросы, анкетирование); наблюдение, беседа, изучение рабочей документации, систематизация и обобщение данных исследования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность обязательных требований при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [22,60].
Создание условий, необходимых для решения важных задач Российского образования, таких как: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства, является главной целью введения ФГОС Основного Общего Образования второго поколения. Все это отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [22], а также в стратегии развития страны с 2018 - 2024год [57].
Принципиальным отличием ФГОС второго поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (УУД) [2].
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, важной составляющей образовательного процесса современной школы стала эффективная организация второй половины дня, выделенная в категорию «внеурочная деятельность» [10, 60].
Под внеурочной деятельностью школьников понимается - совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания, социализации, развития интересов и формирование универсальных учебных действий [10, 17, 18].
Именно слово «деятельность» придает внеурочной деятельности воспитательную направленность и инновационность. Понятие «внеурочная» направляет на новые формы, способы организации педагогического процесса, отличные от традиционной классической формы обучения и воспитания - «урока».
Исходя из требований Федерального закона об образовании, мы выдвигаем следующую гипотезу: на основе разработанной нами программы, реализуемой во внеурочной деятельности, у обучающихся шестых классов повысится уровень формирования универсальных учебных действий, познавательный интерес не только к естественным наукам, но и к различным учебным видам деятельности, а также поспособствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся.
Все указанные факторы актуальности исследования послужили основанием для формулировки цели исследования, а также выбора объекта и предмета данного исследования.
Цель магистерской диссертации - разработать программу внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии, направленную на формирование универсальных учебных действий, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
Для реализации данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу внеурочной деятельности в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
3. Оценить результаты реализации программы.
Объектом исследования является рабочая программа внеурочной деятельности по биологии.
Предметом исследования является формирование универсальных учебных действий у обучающихся, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 150 г.Челябинска»
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучена сущность организации внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: внеурочная деятельность как форма организации учебного процесса; методы и формы внеурочной деятельности, формирование универсальных учебных действий у обучающихся в ходе организации внеурочной деятельности по биологии.
Практическая значимость работы состоит в разработке программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, её реализации в образовательном учреждении, анализе уровня сформированных универсальных учебных действий.
Этапы исследования:
Первый этап (2017 г.) был посвящен анализу научной литературы, проведено обобщение знаний в области организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Второй этап (2018 г.) включал написание теоретической главы исследования, программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, её реализации в образовательном учреждении.
Третий этап (2018-2019 г.) включал проведение завершающего этапа эксперимента, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, формулировка выводов по результатам исследования, разработка практических рекомендаций, оформление текста диссертации и автореферата.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические - анализ научной и научно-методической литературы, анализ объекта и предмета исследования;
2) эмпирические - анализ базы исследования, социологические методы (опросы, анкетирование); наблюдение, беседа, изучение рабочей документации, систематизация и обобщение данных исследования.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Целью работы являлась разработка программы внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии, направленная на формирование универсальных учебных действий, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
Для достижения поставленной цели в работе были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая литература по теме исследования.
2. Разработана программа внеурочной деятельности научно-познавательной лаборатории «Фитознайка».
3. Оценены результаты реализации программы.
В первую очередь качественным показателем написанной программы внеурочной деятельности было формирование познавательных и личностных качеств обучающихся, в рамках реализации программы «Фитознайка».
В результате выполнения работы мной были сделаны следующие выводы:
Внеурочная деятельность в школьной учебно-воспитательной системе является незаменимой в решении целого ряда задач, связанных с самоопределением обучающихся в образовательном процессе.
Так же посредством внеурочных занятий каждый обучающийся способен открыть в себе новые способности, развить свой талант и почувствовать себя нужным и успешным. Внеурочная деятельность помогает личности определиться с выбором дальнейшего пути как образовательного, профессионального, так и жизненного.
Курс внеурочной деятельности позволяет не только расширить полученные знания, но и применить их в жизненных ситуациях. «Качественный» выпускник школы должен в достаточной мере обладать данными навыками, поэтому ценность предложенной образовательной программы будет действительной в том случае, если её реализация способствует достаточному развитию УУД среди обучающихся.
Полученные данные показывают, что уровень сформированности универсальных учебных действий имеет определенно положительную динамику, к концу прохождения курса внеурочной деятельности «Фитознайка» он поднялся по всем критериям и показателям. Если, в результате реализации программы внеурочной деятельности «Фитознайка», уровень универсальных учебных действий обучающихся был повышен на 20% и более - это значит, что предложенная программа курса внеурочной деятельности способствует повышению уровня формирования универсальных учебных действий, познавательному интересу не только к естественным наукам, но и к различным учебным видам деятельности, а также способствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся.
По результатам исследования, мы можем сделать следующие выводы:
• При реализации курса внеурочной деятельности была подтверждена гипотеза исследования
• 7 учеников из 11 (более 60%) показали высокий уровень развития универсальных учебных действий более чем на 20%;
• 100% наблюдаемых обучающихся показали положительную динамику уровня сформированности универсальных учебных действий;
• 63% учеников показали высокий уровень развития своих универсальных учебных действий.
• Лишь 1 обучающийся показал низкое качество развития универсальных учебных действий, но даже в этом случае, он показал положительную динамику развития.
C целью оценки эффективности, составленной образовательной программы внеурочной деятельности, мной был проведен мониторинг формирования УУД среди учащихся 6 классов, который показал, что разработанная программа внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка», положительно влияет на динамику формирования УУД, а значит является эффективной, гипотеза нашего исследования подтверждена.
Практическая значимость работы состояла в разработке программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, и в её успешной реализации в образовательном учреждении.
Результатом реализации программы внеурочной деятельности «Фитознайка» стал качественно высокий уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
Целью работы являлась разработка программы внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии, направленная на формирование универсальных учебных действий, в рамках научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка».
Для достижения поставленной цели в работе были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая литература по теме исследования.
2. Разработана программа внеурочной деятельности научно-познавательной лаборатории «Фитознайка».
3. Оценены результаты реализации программы.
В первую очередь качественным показателем написанной программы внеурочной деятельности было формирование познавательных и личностных качеств обучающихся, в рамках реализации программы «Фитознайка».
В результате выполнения работы мной были сделаны следующие выводы:
Внеурочная деятельность в школьной учебно-воспитательной системе является незаменимой в решении целого ряда задач, связанных с самоопределением обучающихся в образовательном процессе.
Так же посредством внеурочных занятий каждый обучающийся способен открыть в себе новые способности, развить свой талант и почувствовать себя нужным и успешным. Внеурочная деятельность помогает личности определиться с выбором дальнейшего пути как образовательного, профессионального, так и жизненного.
Курс внеурочной деятельности позволяет не только расширить полученные знания, но и применить их в жизненных ситуациях. «Качественный» выпускник школы должен в достаточной мере обладать данными навыками, поэтому ценность предложенной образовательной программы будет действительной в том случае, если её реализация способствует достаточному развитию УУД среди обучающихся.
Полученные данные показывают, что уровень сформированности универсальных учебных действий имеет определенно положительную динамику, к концу прохождения курса внеурочной деятельности «Фитознайка» он поднялся по всем критериям и показателям. Если, в результате реализации программы внеурочной деятельности «Фитознайка», уровень универсальных учебных действий обучающихся был повышен на 20% и более - это значит, что предложенная программа курса внеурочной деятельности способствует повышению уровня формирования универсальных учебных действий, познавательному интересу не только к естественным наукам, но и к различным учебным видам деятельности, а также способствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся.
По результатам исследования, мы можем сделать следующие выводы:
• При реализации курса внеурочной деятельности была подтверждена гипотеза исследования
• 7 учеников из 11 (более 60%) показали высокий уровень развития универсальных учебных действий более чем на 20%;
• 100% наблюдаемых обучающихся показали положительную динамику уровня сформированности универсальных учебных действий;
• 63% учеников показали высокий уровень развития своих универсальных учебных действий.
• Лишь 1 обучающийся показал низкое качество развития универсальных учебных действий, но даже в этом случае, он показал положительную динамику развития.
C целью оценки эффективности, составленной образовательной программы внеурочной деятельности, мной был проведен мониторинг формирования УУД среди учащихся 6 классов, который показал, что разработанная программа внеурочной деятельности для обучающихся шестых классов по биологии в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка», положительно влияет на динамику формирования УУД, а значит является эффективной, гипотеза нашего исследования подтверждена.
Практическая значимость работы состояла в разработке программы внеурочной деятельности научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка» для обучающихся шестых классов по биологии, и в её успешной реализации в образовательном учреждении.
Результатом реализации программы внеурочной деятельности «Фитознайка» стал качественно высокий уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся.



