РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы разработки и применения наглядных пособий для самостоятельной работы студентов 7
1.1 Понятие наглядных пособий, классификация пособий 7
1.2 Требования к наглядным пособиям, особенности разработки 18
1.3 Виды самостоятельной работы, особенности организации 26
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению наглядного
пособия по модулю «Конструирование одежды» 38
2.1 Характеристика базы исследования 38
2.2 Анализ используемых наглядных пособий в обучении студентов 43
2.3 Разработка наглядного пособия для самостоятельной работы студентов
по модулю «Конструирование одежды» 50
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы разработки и применения наглядных пособий для самостоятельной работы студентов 7
1.1 Понятие наглядных пособий, классификация пособий 7
1.2 Требования к наглядным пособиям, особенности разработки 18
1.3 Виды самостоятельной работы, особенности организации 26
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению наглядного
пособия по модулю «Конструирование одежды» 38
2.1 Характеристика базы исследования 38
2.2 Анализ используемых наглядных пособий в обучении студентов 43
2.3 Разработка наглядного пособия для самостоятельной работы студентов
по модулю «Конструирование одежды» 50
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение
Актуальность. В условиях сегодняшнего дня главнейшей задачей в системе образования - это создание необходимых условий для повышения качества обучения, что позволяет сделать возможным с использованием правильного подхода в процессе обучения. Огромнейшую помощь в процессе овладения обучающимися профессиональными компетенциями может оказать использование в учебном процессе визуализация, в том числе при организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студента занимает немаловажную роль в процессе подготовки студентов профессиональных образовательных организаций. Одним из условий организации самостоятельных работ в процессе обучения студентов является использование средств визуализации, или наглядных пособий.
Использование средств визуализации имеет огромное значение для повышения качества усвоения обучающимися учебной информации. Визуализация помогает приобретению студентом прочных знаний. Она связывает между собой теорию и практику, способствует развитию у студентов абстрактного мышления, формирует интерес к учёбе и активность обучающихся.
Наглядные пособия используются для того, чтобы более подробно изложить учебный материал педагогом в процессе самостоятельной деятельности по приобретению студентом знаний и формированию навыков и умений при контроле за усвоением материала. Самостоятельная работа студента занимает определяющее место в процессе подготовки студентов профессиональных образовательных организаций.
В научной литературе проблема организации самостоятельных работ в процессе обучения раскрывается в работах Е.В. Евпловой, Б.П. Есипова, В.И. Загвязинского, И.И. Ильясова, А.Г. Козакова, Г.И. Кругликова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, А.И. Савенкова, М.Н. Скаткина, И.И. Тубер, И.В. Унта, И.В. Шамовой и других.
Вопросы использования средств визуализации, или наглядности, рассматривается в работах Ю.К. Бабанского, А.А. Вербицкого, Е.Н. Горячкина, Я.И. Груденова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Т.А. Ильиной, Ю.С. Меженко, А.В. Усовой, И.В. Шамовой, В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева и других.
Возможности использования средств визуализации, созданных посредством информационных технологий, раскрываются в исследованиях О.И. Агаповой, А.А. Вербицкого, Г.Р. Громова, В.И. Гриценко, О.А. Кривошеева, И.В. Роберта, В.Ф. Шолоховича, Г. Клеймана, С. Пейперта, Б. Сендова, Б. Хантера и др.
При этом в научно-методической литературе недостаточно разработана проблема использования различных всевозможных видов и средств визуализации при организации самостоятельной работы студентов. Использование средств визуализации при самостоятельной работе в системе СПО сильно затруднено из-за огромного количества профессий и учебных дисциплин. По этой же причине разработка систем и проведения самостоятельных работ студентов полностью ложатся на плечи мастеров ПО и преподавателей.
В связи с этим проблема разработки и применения наглядных пособий в процессе организации самостоятельной работы является актуальной и недостаточно разработанной. При очевидных преимуществах использования средств визуализации на современном этапе недостаточно освещена методика их разработки, не определены требования к ним в процессе обучения студентов.
Таким образом, актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: «Разработка наглядного пособия по модулю
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать наглядное пособие по модулю «Конструирование одежды» для студентов средней профессиональной образовательной организации.
Объект исследования: наглядные пособия среднего профессионального образования.
Предмет исследования: методика разработки наглядного пособия для самостоятельной работы по модулю «Конструирование одежды» для студентов профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий: «визуализация», «наглядное пособие», виды наглядных пособий в педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать требования и особенности разработки наглядных пособий.
3. Раскрыть понятие самостоятельных работ, их виды, особенности организации.
4. Разработать наглядное пособие для самостоятельной работы студентов по модулю «Конструирование одежды».
Методы исследования: анализ литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; обобщение, систематизация; педагогический эксперимент.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» (ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»).
Практическая значимость заключается в применении наглядного пособия для самостоятельной работы студентов СПО по модулю «Конструирование одежды».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложение.
Самостоятельная работа студента занимает немаловажную роль в процессе подготовки студентов профессиональных образовательных организаций. Одним из условий организации самостоятельных работ в процессе обучения студентов является использование средств визуализации, или наглядных пособий.
Использование средств визуализации имеет огромное значение для повышения качества усвоения обучающимися учебной информации. Визуализация помогает приобретению студентом прочных знаний. Она связывает между собой теорию и практику, способствует развитию у студентов абстрактного мышления, формирует интерес к учёбе и активность обучающихся.
Наглядные пособия используются для того, чтобы более подробно изложить учебный материал педагогом в процессе самостоятельной деятельности по приобретению студентом знаний и формированию навыков и умений при контроле за усвоением материала. Самостоятельная работа студента занимает определяющее место в процессе подготовки студентов профессиональных образовательных организаций.
В научной литературе проблема организации самостоятельных работ в процессе обучения раскрывается в работах Е.В. Евпловой, Б.П. Есипова, В.И. Загвязинского, И.И. Ильясова, А.Г. Козакова, Г.И. Кругликова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, А.И. Савенкова, М.Н. Скаткина, И.И. Тубер, И.В. Унта, И.В. Шамовой и других.
Вопросы использования средств визуализации, или наглядности, рассматривается в работах Ю.К. Бабанского, А.А. Вербицкого, Е.Н. Горячкина, Я.И. Груденова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Т.А. Ильиной, Ю.С. Меженко, А.В. Усовой, И.В. Шамовой, В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева и других.
Возможности использования средств визуализации, созданных посредством информационных технологий, раскрываются в исследованиях О.И. Агаповой, А.А. Вербицкого, Г.Р. Громова, В.И. Гриценко, О.А. Кривошеева, И.В. Роберта, В.Ф. Шолоховича, Г. Клеймана, С. Пейперта, Б. Сендова, Б. Хантера и др.
При этом в научно-методической литературе недостаточно разработана проблема использования различных всевозможных видов и средств визуализации при организации самостоятельной работы студентов. Использование средств визуализации при самостоятельной работе в системе СПО сильно затруднено из-за огромного количества профессий и учебных дисциплин. По этой же причине разработка систем и проведения самостоятельных работ студентов полностью ложатся на плечи мастеров ПО и преподавателей.
В связи с этим проблема разработки и применения наглядных пособий в процессе организации самостоятельной работы является актуальной и недостаточно разработанной. При очевидных преимуществах использования средств визуализации на современном этапе недостаточно освещена методика их разработки, не определены требования к ним в процессе обучения студентов.
Таким образом, актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: «Разработка наглядного пособия по модулю
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать наглядное пособие по модулю «Конструирование одежды» для студентов средней профессиональной образовательной организации.
Объект исследования: наглядные пособия среднего профессионального образования.
Предмет исследования: методика разработки наглядного пособия для самостоятельной работы по модулю «Конструирование одежды» для студентов профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий: «визуализация», «наглядное пособие», виды наглядных пособий в педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать требования и особенности разработки наглядных пособий.
3. Раскрыть понятие самостоятельных работ, их виды, особенности организации.
4. Разработать наглядное пособие для самостоятельной работы студентов по модулю «Конструирование одежды».
Методы исследования: анализ литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; обобщение, систематизация; педагогический эксперимент.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» (ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»).
Практическая значимость заключается в применении наглядного пособия для самостоятельной работы студентов СПО по модулю «Конструирование одежды».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложение.
Анализ научной литературы показал, что понятие «визуализация» используется в дидактике для обозначения наглядности и его использования в процессе обучения посредством наглядных пособий. Наглядные пособия позволяют визуализировать процесс обучения и представить учебный материал в наглядной форме.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения; активизации учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного восприятия; образного представления. Достижение данных задач возможно при соблюдении следующих требований к средствам визуализации: соответствие возрасту обучающихся, целям и содержанию занятия, использование различных видов наглядности, их сочетаемость и т.д.
В процессе обучения используются различные виды наглядных пособий. В настоящее время широко внедряются наглядные пособия, разработанные на основе информационных технологий. Электронные наглядные пособия создаются посредством информационных технологий и включают компьютерную, динамическую, интерактивную, виртуальную, мультимедийную и гипертекстовую наглядность.
Наглядные пособия применяются на всех этапах занятий. А в процессе самостоятельной работы студентов-наглядные пособия просто необходимы и незаменимы. Самостоятельная работа- это вид деятельности, где студенты учатся сами, без какого либо участия мастера и педагога. Выполняют задание педагога за определенное количество времени. Со стороны педагога данная работа является и методом обучения и средством обучения. Это форма взаимосвязанной деятельности студентов по отношению друг к другу.
Практическая работа по разработке и применению наглядного пособия по модулю «Конструирование одежды» проводилась на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» (ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»).
Анализ используемых наглядных пособий педагогами ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» в процессе обучения студентов проводился по следующим направлениям: общая характеристика материально-технической базы техникума; изучение оснащенности учебных кабинетов и мастерских; опрос педагогов по использованию наглядных пособий в обучении.
Анализ материально-технической базы ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» показал, что для реализации в обучении информационных технологий и разработанных на их основе наглядных пособий созданы все необходимые условия. Оснащенность учебных кабинетов и мастерских включает различные материалы, инструменты, а также различные наглядные пособия (плакаты, схемы), которые могут использоваться в процессе профессионального обучения студентов.
В качестве наглядных пособий педагогами ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» используются такие традиционные средства, как учебно-технологическая документация, образцы изделий, учебники, учебные пособия, таблицы, схемы, плакаты, рисунки, модели. Не всеми педагогами используются наглядные пособия, разработанные посредством информационных технологий (мультимедиа презентации).
В ходе практической работы по теме исследования были разработаны посредством информационных технологий и использованы в процессе обучения студентов по специальности 19601 «Швея» наглядные пособия по модулю «Конструирование одежды» в форме мультимедиа презентации.
В процессе обучения использовались следующие наглядные пособия: комплект учебно-методической документации, по модулю чертежи, макеты изделий, образцы и рисунки моделей одежды, журналы мод, которые демонстрировались посредством проектора на экране. Каждый этап занятия сопровождался презентацией. Для изучения каждой темы студентами рекомендовался список литературы - электронных учебников и учебных пособий для самостоятельного изучения. Особенности применения наглядных пособий рассмотрены на примере темы «Раскрой изделия, подготовка и проведение первой примерки разного ассортимента швейных изделий».
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения; активизации учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного восприятия; образного представления. Достижение данных задач возможно при соблюдении следующих требований к средствам визуализации: соответствие возрасту обучающихся, целям и содержанию занятия, использование различных видов наглядности, их сочетаемость и т.д.
В процессе обучения используются различные виды наглядных пособий. В настоящее время широко внедряются наглядные пособия, разработанные на основе информационных технологий. Электронные наглядные пособия создаются посредством информационных технологий и включают компьютерную, динамическую, интерактивную, виртуальную, мультимедийную и гипертекстовую наглядность.
Наглядные пособия применяются на всех этапах занятий. А в процессе самостоятельной работы студентов-наглядные пособия просто необходимы и незаменимы. Самостоятельная работа- это вид деятельности, где студенты учатся сами, без какого либо участия мастера и педагога. Выполняют задание педагога за определенное количество времени. Со стороны педагога данная работа является и методом обучения и средством обучения. Это форма взаимосвязанной деятельности студентов по отношению друг к другу.
Практическая работа по разработке и применению наглядного пособия по модулю «Конструирование одежды» проводилась на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» (ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»).
Анализ используемых наглядных пособий педагогами ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» в процессе обучения студентов проводился по следующим направлениям: общая характеристика материально-технической базы техникума; изучение оснащенности учебных кабинетов и мастерских; опрос педагогов по использованию наглядных пособий в обучении.
Анализ материально-технической базы ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» показал, что для реализации в обучении информационных технологий и разработанных на их основе наглядных пособий созданы все необходимые условия. Оснащенность учебных кабинетов и мастерских включает различные материалы, инструменты, а также различные наглядные пособия (плакаты, схемы), которые могут использоваться в процессе профессионального обучения студентов.
В качестве наглядных пособий педагогами ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» используются такие традиционные средства, как учебно-технологическая документация, образцы изделий, учебники, учебные пособия, таблицы, схемы, плакаты, рисунки, модели. Не всеми педагогами используются наглядные пособия, разработанные посредством информационных технологий (мультимедиа презентации).
В ходе практической работы по теме исследования были разработаны посредством информационных технологий и использованы в процессе обучения студентов по специальности 19601 «Швея» наглядные пособия по модулю «Конструирование одежды» в форме мультимедиа презентации.
В процессе обучения использовались следующие наглядные пособия: комплект учебно-методической документации, по модулю чертежи, макеты изделий, образцы и рисунки моделей одежды, журналы мод, которые демонстрировались посредством проектора на экране. Каждый этап занятия сопровождался презентацией. Для изучения каждой темы студентами рекомендовался список литературы - электронных учебников и учебных пособий для самостоятельного изучения. Особенности применения наглядных пособий рассмотрены на примере темы «Раскрой изделия, подготовка и проведение первой примерки разного ассортимента швейных изделий».
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены



