Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №80598

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы разработки и применения наглядных пособий для самостоятельной работы студентов 7
1.1 Понятие наглядных пособий, классификация пособий 7
1.2 Требования к наглядным пособиям, особенности разработки 18
1.3 Виды самостоятельной работы, особенности организации 26
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению наглядного
пособия по модулю «Конструирование одежды» 38
2.1 Характеристика базы исследования 38
2.2 Анализ используемых наглядных пособий в обучении студентов 43
2.3 Разработка наглядного пособия для самостоятельной работы студентов
по модулю «Конструирование одежды» 50
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение

Актуальность. В условиях сегодняшнего дня главнейшей задачей в системе образования - это создание необходимых условий для повышения качества обучения, что позволяет сделать возможным с использованием правильного подхода в процессе обучения. Огромнейшую помощь в процессе овладения обучающимися профессиональными компетенциями может оказать использование в учебном процессе визуализация, в том числе при организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студента занимает немаловажную роль в процессе подготовки студентов профессиональных образовательных организаций. Одним из условий организации самостоятельных работ в процессе обучения студентов является использование средств визуализации, или наглядных пособий.
Использование средств визуализации имеет огромное значение для повышения качества усвоения обучающимися учебной информации. Визуализация помогает приобретению студентом прочных знаний. Она связывает между собой теорию и практику, способствует развитию у студентов абстрактного мышления, формирует интерес к учёбе и активность обучающихся.
Наглядные пособия используются для того, чтобы более подробно изложить учебный материал педагогом в процессе самостоятельной деятельности по приобретению студентом знаний и формированию навыков и умений при контроле за усвоением материала. Самостоятельная работа студента занимает определяющее место в процессе подготовки студентов профессиональных образовательных организаций.
В научной литературе проблема организации самостоятельных работ в процессе обучения раскрывается в работах Е.В. Евпловой, Б.П. Есипова, В.И. Загвязинского, И.И. Ильясова, А.Г. Козакова, Г.И. Кругликова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, А.И. Савенкова, М.Н. Скаткина, И.И. Тубер, И.В. Унта, И.В. Шамовой и других.
Вопросы использования средств визуализации, или наглядности, рассматривается в работах Ю.К. Бабанского, А.А. Вербицкого, Е.Н. Горячкина, Я.И. Груденова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Т.А. Ильиной, Ю.С. Меженко, А.В. Усовой, И.В. Шамовой, В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева и других.
Возможности использования средств визуализации, созданных посредством информационных технологий, раскрываются в исследованиях О.И. Агаповой, А.А. Вербицкого, Г.Р. Громова, В.И. Гриценко, О.А. Кривошеева, И.В. Роберта, В.Ф. Шолоховича, Г. Клеймана, С. Пейперта, Б. Сендова, Б. Хантера и др.
При этом в научно-методической литературе недостаточно разработана проблема использования различных всевозможных видов и средств визуализации при организации самостоятельной работы студентов. Использование средств визуализации при самостоятельной работе в системе СПО сильно затруднено из-за огромного количества профессий и учебных дисциплин. По этой же причине разработка систем и проведения самостоятельных работ студентов полностью ложатся на плечи мастеров ПО и преподавателей.
В связи с этим проблема разработки и применения наглядных пособий в процессе организации самостоятельной работы является актуальной и недостаточно разработанной. При очевидных преимуществах использования средств визуализации на современном этапе недостаточно освещена методика их разработки, не определены требования к ним в процессе обучения студентов.
Таким образом, актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: «Разработка наглядного пособия по модулю 
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать наглядное пособие по модулю «Конструирование одежды» для студентов средней профессиональной образовательной организации.
Объект исследования: наглядные пособия среднего профессионального образования.
Предмет исследования: методика разработки наглядного пособия для самостоятельной работы по модулю «Конструирование одежды» для студентов профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий: «визуализация», «наглядное пособие», виды наглядных пособий в педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать требования и особенности разработки наглядных пособий.
3. Раскрыть понятие самостоятельных работ, их виды, особенности организации.
4. Разработать наглядное пособие для самостоятельной работы студентов по модулю «Конструирование одежды».
Методы исследования: анализ литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; обобщение, систематизация; педагогический эксперимент.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» (ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»).
Практическая значимость заключается в применении наглядного пособия для самостоятельной работы студентов СПО по модулю «Конструирование одежды».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы показал, что понятие «визуализация» используется в дидактике для обозначения наглядности и его использования в процессе обучения посредством наглядных пособий. Наглядные пособия позволяют визуализировать процесс обучения и представить учебный материал в наглядной форме.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения; активизации учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного восприятия; образного представления. Достижение данных задач возможно при соблюдении следующих требований к средствам визуализации: соответствие возрасту обучающихся, целям и содержанию занятия, использование различных видов наглядности, их сочетаемость и т.д.
В процессе обучения используются различные виды наглядных пособий. В настоящее время широко внедряются наглядные пособия, разработанные на основе информационных технологий. Электронные наглядные пособия создаются посредством информационных технологий и включают компьютерную, динамическую, интерактивную, виртуальную, мультимедийную и гипертекстовую наглядность.
Наглядные пособия применяются на всех этапах занятий. А в процессе самостоятельной работы студентов-наглядные пособия просто необходимы и незаменимы. Самостоятельная работа- это вид деятельности, где студенты учатся сами, без какого либо участия мастера и педагога. Выполняют задание педагога за определенное количество времени. Со стороны педагога данная работа является и методом обучения и средством обучения. Это форма взаимосвязанной деятельности студентов по отношению друг к другу.
Практическая работа по разработке и применению наглядного пособия по модулю «Конструирование одежды» проводилась на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» (ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»).
Анализ используемых наглядных пособий педагогами ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» в процессе обучения студентов проводился по следующим направлениям: общая характеристика материально-технической базы техникума; изучение оснащенности учебных кабинетов и мастерских; опрос педагогов по использованию наглядных пособий в обучении.
Анализ материально-технической базы ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» показал, что для реализации в обучении информационных технологий и разработанных на их основе наглядных пособий созданы все необходимые условия. Оснащенность учебных кабинетов и мастерских включает различные материалы, инструменты, а также различные наглядные пособия (плакаты, схемы), которые могут использоваться в процессе профессионального обучения студентов.
В качестве наглядных пособий педагогами ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» используются такие традиционные средства, как учебно-технологическая документация, образцы изделий, учебники, учебные пособия, таблицы, схемы, плакаты, рисунки, модели. Не всеми педагогами используются наглядные пособия, разработанные посредством информационных технологий (мультимедиа презентации).
В ходе практической работы по теме исследования были разработаны посредством информационных технологий и использованы в процессе обучения студентов по специальности 19601 «Швея» наглядные пособия по модулю «Конструирование одежды» в форме мультимедиа презентации.
В процессе обучения использовались следующие наглядные пособия: комплект учебно-методической документации, по модулю чертежи, макеты изделий, образцы и рисунки моделей одежды, журналы мод, которые демонстрировались посредством проектора на экране. Каждый этап занятия сопровождался презентацией. Для изучения каждой темы студентами рекомендовался список литературы - электронных учебников и учебных пособий для самостоятельного изучения. Особенности применения наглядных пособий рассмотрены на примере темы «Раскрой изделия, подготовка и проведение первой примерки разного ассортимента швейных изделий».
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены


1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. N 534 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» // Гарант: информационный правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70687464/
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» // Гарант: информационный правовой портал. URL: http://base.garant.ru/135916/
Специальная литература
3. Аронова, Т.А. Структурирование учебного материала по физике методом интеллект-карт / Т.А. Аронова // Психодидактика высшего и среднего образования: матер. Девятой Междунар. научно-практ. конференции. - Барнаул: АГПУ, 2012. - С. 231-233.
4. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 17-22.
5. Бершадская, Е.А. Способы введения метода интеллект-карт в начальной и основной школе / Е.А. Бершадская // Современные образовательные технологии. Теория и практика: Сборник научных статей и методических материалов/ под ред. В.В. Ефимовой. - Новокузнецк, 2011. - С.101-114.
6. Бершадский, М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения / М.Е. Бершадский. - М.: Сентябрь, 2011. - 256 с.
7. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 224 с.
8. Бьюзен, Т. Суперинтеллект / Т. Бьюзен; пер. с англ. Ю. Е. Андреева. - 3-е изд. - Мн.: Попурри, 2007. -400с.
9. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - С. 168-376 с.
10. Евплова, Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин / Е.В. Евплова, И.И. Тубер. - Челябинск, 2015. - 108 с.
11. Ермолаева, Ж.Е. Использование метода интеллект-карты (mind map) на занятиях по дисциплинам естественно-научного и гуманитарного цикла / Ж.Е. Ермолаева, И.Н. Герасимова // Школьные технологии. - 2014. - № 5. - С. 108-122.
12. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 2009. - 239 с.
13. Жарова, Л.В. Организация самостоятельной работы учебно¬
познавательной деятельности учащихся / Л.В. Жарова. - М., 2008. - 59 с.
14. Ильязова, Л.М. Методика использования технологии составления интеллект-карт в школьном курсе химии / Л.М. Ильязова, Г.И. Якушева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 109-112.
15. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов / под ред. А.Г. Казакова - М.: Издательский центр «Академия», 202. - 368 с.
16. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - М., 1989. - С. 41.
17. Коломиец, С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей : монография / С. М. Коломиец. - М. : Перо, 2010. - 181 с.
18. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - С. 168-182.
19. Криволапова, Н.А. Компетентностный подход в реализации
федерального компонента государственного образовательного стандарта / Н.А. Криволапова. - Курган, 2005. - С.10-11.
20. Криволапова, Н.А. Опорные конспекты по физике в системе развивающего обучения: автореферат дис... канд. пед. наук / Н.А. Криволапова. - Курган, 1999. - 29 с.
21. Курдюмова, Н.А. О методических подходах к записи учебного материала / Н.А. Курдюмова // Математика в школе. - 1983. - № 3. - С. 26-28.
22. Лопуга, В.Ф. Применение интеллект-карт в образовательном процессе /
B. Ф. Лопуга // Педагогическое образование на Алтае. - 2012. - № 1. -
C. 121-126.
23. Лысенкова, С.Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы / С. Н. Лысенкова. - М.: Просвещение, 1988. - С. 114-192 с.
24. Меженко, Ю.С. Опорные конспекты на уроках русского языка / Ю.С. Меженко // Русский язык и литература в школе. - 1987. - № 4. - С. 68.
25. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья / под ред. О.А. Козыревой : учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья. - КГПУ, 2015. - 93 с.
26. Митрофанова, В.И. Эффективность применения интеллект-карт как инновационных технологий в изучении дисциплин естественно¬научного цикла / В.И. Митрофанова, М.А. Мельникова // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии: конференция. - Благовещенск: АГУ, 2015. - С. 40-43.
27. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер. - Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 238с.
28. Обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными
возможностями здоровья: методические рекомендации для
преподавателей МГПИ / сост. О. В. Бобкова. - Саранск, 2017. - 91 с.
29.Оконь, В. Процесс обучения: перевод с польского языка под ред. М.А. Канилова. - М.: Учпедгиз, 1962. - 171 с.
30.Остапенко И. А., Магомедова Е. В. Дидактические требования к наглядным методам и их использованию в процессе педагогической практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 23. - С. 72-76.
31. Педагогика: учебн. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
32. Попова, О.В. Социализация и профессиональное образование личности / О.В. Попова, Ю.И. Титаренко. - Барнаул: БГПУ, 2001. - 342 с.
33. Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2007. - 800 с.
34. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.
35. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» / под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.
36. Свалова, Т.А. Интеллект-карта как средство формируюшего
оценивания знаний / Т.А. Свалова, М.Ю. Мамонтова // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: Межвузовский сборник научных работ. - Екатеринбург, 2016. - С. 86-96.
37. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
38. Сидоренко, Ф.А. Использование принципов построения интеллект-карт при создании электронных конспектов для студентов по курсу физики / Ф.А. Сидоренко, А.Е. Бунтов // Открытое и дистанционное образование. 2009. - № 4. - С. 34-37.
39. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 365 с.
40. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 1996. - 231с.
41. Тарас, О.С. Внедрение интеллект-карт в образовательный процесс / О.С. Тарас // Теория и практика развития экономики на международном, национальном, региональном уровнях: Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Т.Э. Пироговой. - СПб.: Эйдос, 2014. - С. 364-368.
42. Усова, А.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики / А.В. Усова. - М.: Высшая школа, 1984. -168 с.
43. Фещенко, Т.С. Ментальная карта как метаязык ума: обеспечение метапредметного образовательного результата / Т.С. Фещенко, Л.А. Шестакова // Физика в школе. - 2013. - №5. - С. 41-47.
44. Фурман, Б.В. Опора в обучении как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Дисс.канд. пед. наук. - Харьков, 1991. - 218 с.
45. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Томск: Том. ун-та, 1997. - 294 с.
46. Цыброва, И.О. Интеллект-карта как средство реализации современного урока / И.О. Цыброва // Информатика в школе. - 2015. - № 3 (106). - С. 31-36.
47. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
48. Шареев, И.Г. Применение интеллект-карт в преподавании физики к УМК Л.Э. Генденштейна в 7-9 классах в сельской школе (из опыта работы) / И.Г. Шареев // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации: материалы Международной научно-практической конференции «Математическое, естественнонаучное образование и информатизация» / отв. ред. Г.А. Клековкин. - Самара, 2015. - С. 431-436.
49. Шаталов, В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике: книга для учителя: из опыта работы/ В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, А.М. Хаит. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.
50. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. - М.: Педагогика, 1980. - 95 с.
51. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989. - 336 с.
52. Шестакова, Л.А. О работе с учебно-методическим комплектом «Физика. 7-9 классы» авторов Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской /Л.А. Шестакова// Физика в школе. - 2010. - №4. - С. 50-53.
53. Шестакова, Л.А. Применение ментальных карт на уроках физики для достижения новых образовательных результатов / Л.А. Шестакова // Физика. Первое сентября», 2013. - №11. - C. 27-29.
54.Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. - 150 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ