Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №80586

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования 6
1.1. Понятие «письмо» и его формирование в процессе обучения 6
1.2. Нарушения письма у детей младшего школьного возраста 13
1.3. Роль уроков русского языка в преодолении нарушений письма у детей
младшего школьного возраста 23
Выводы по главе 1 27
Глава II. Экспериментальная работа по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста 28
2.1. Методики изучения сформированности письма у детей младшего школьного возраста 28
2.2. Обследование состояния письма у детей экспериментальной группы 34
2.3. Содержание логопедической работы по преодолению нарушений письма
у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 44
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 51
Выводы по главе II 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Стойкими нарушениями письменной речи страдают около 30% учащихся в общеобразовательной школе.
Учитель начальных классов достаточно часто встречается с тем, что дети не различают фонем родного языка. При письме такой школьник пропускает буквы в словах, пишет их в неправильном порядке, в зеркальном отражении. Он чаще других детей совершает нелепые или, как мы говорим, нелогичные ошибки. При чтении он пропускает слова и целые строки, зачастую прочитывает одну и ту же фразу несколько раз, медленней своих сверстников понимает прочитанное. Он списывает с доски, не запоминая слова, и сверяет с оригиналом каждое слово, между тем, опять же делая пропуски. У него путаница с написанием буквы "б" и "д". У ребёнка проблемы с ориентацией, он постоянно путает правую и левую стороны [37].
Впервые о такой проблеме в конце XIX - начале XX веков заговорили ученые, как А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др.
Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить Р.А. Ткачеву, С.С. Мухину, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левину, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаеву и др. Учения о нарушениях письма существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
Л.Г. Парамоновой были проведены исследования письменной речи учеников начальных классов общеобразовательной школы. При анализе результатов внимание обращалось только на присутствие специфических ошибок, говорящих о наличии нарушений письма (дисграфии). Это свидетельствует не только о невероятно большой распространенности дисграфии среди учащихся общеобразовательных школ, но также и о трудностях ее преодоления.
Основной задачей учителя начальных классов является коррекция дефектов письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.
Нарушения письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Современное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфических ошибок от ошибок иного характера, что чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.
Актуальность нашей работы заключается в том, что количество детей с нарушениями письменной речи с каждым годом увеличивается, в связи с этим многие исследователи, учёные, логопеды стали разрабатывать различные методики по устранению разных форм дисграфии.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определила тему нашего исследования: «Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: теоретически изучить и практически оценить эффективность логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: нарушения письма у младших школьников.
Предмет исследования: специфика логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов будет наиболее эффективна при использовании индивидуально подобранных специальных упражнений на уроках русского языка.
Из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности письма у детей экспериментальной и контрольной групп.
3. Разработать содержание логопедической работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и оценить её эффективность.
База исследования: МБОУ «СОШ №14» посёлка Красногорского, Еманжелинского района Челябинской области.
В исследовании принимало участие - 24 учащихся 2-го класса; с нарушениями письма - 7 учащихся, без нарушений - 17 учащихся. Возраст детей 8-10 лет.
Методологической базой и теоретической основой нашей работы являются работы по проблеме нарушений письменной речи А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе проанализированы теоретические источники по проблеме исследования, обобщен и систематизирован материал по проблеме коррекции нарушения письма у учащихся начальных классов. Рассмотрены общие подходы и методики устранения дисграфии. Практическая значимость заключается в том, что в работе подобраны методики для коррекции различных форм дисграфии, которые в дальнейшем могут применяться в работе учителями начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время актуальной проблемой является нарушения письма. Для современной общеобразовательной школы характерно буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфии у детей. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребёнком соответствующих речевых и других навыков. В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель исследования: изучить симптоматику дисграфических ошибок учащихся младшего школьного возраста и определить пути и методы логопедической работы по устранению дисграфии на уроках русского языка.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;
• выявить особенности письма у детей экспериментальной и контрольной групп;
• разработать содержание логопедической работы по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и оценить её эффективность.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о недостаточном использовании педагогами специальных упражнений по преодолению и профилактике различных нарушений письма у детей младшего школьного возраста, что сказывается, в дальнейшем, в нарушении письма в школе и в длительности коррекционно-логопедических мероприятиях.
Данные, полученные нами в ходе экспериментального исследования, легли в основу заданий и упражнений, которые мы разработали для занятий в классе на уроках русского языка. Повторное экспериментальное исследование подтвердило целесообразность и эффективность использования предложенных нами упражнений и заданий. Показания повторного исследования показали приблизительно одинаковые данные у контрольной и экспериментальной групп. Дети стали совершать меньшее количество ошибок, стали увереннее в написании работ, увеличился словарный запас за счет использования антонимов, синонимов, прилагательных и глаголов. У всех исследованных детей наблюдалось снижение ошибок письма по всем показателям, но у детей экспериментальной группы динамика оказалась выше. Целенаправленная работа способствовала развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.
Результаты исследования показали эффективность использованной нами системы обучения и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, которая заключалась в том, что логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов будет наиболее эффективна при использовании индивидуально подобранных специальных упражнений на уроках русского языка. Гипотеза доказана, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Материалы данного исследования могут быть использованы учителями- логопедами на индивидуальных и групповых занятиях по коррекции письма у младших школьников, а также учителями начальных классов на уроках русского языка, как дополнительные упражнения, при работе с учащимися.



1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников[Текст] /Н. Г. Агаркова. М., - 1999.
2. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя[Текст]
/Н.Г.
Агаркова. - М., 1997.
3. Азова, О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: Диссертация канд. пед. Наук [Текст] / О.А. Азова - Москва, 2006.
4. Алексеева А.В., Сиделева Г.Н. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика [Текст] /А.В. Алексеева, Г.Н.
Сиделева - М., 2003.
5. Аманатова М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ / Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии [Текст] /М.М.
Аманатова. - М., 2006г.
6. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]/ П.К. Анохин. - Москва, 1979.
7. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978.
8. Ахутина, Т.В. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма [Текст]/ Т.В.Ахутина // Вестник МГУ. - Москва, 2008 - № 3.
9. Безруких М.М., «Как научить ребенка писать красиво» [Текст] /М.М. Безруких. - М., 1995.
10. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы [Текст]
/М.М.
Безруких. - М., 1995.
11. Безруких, М.М. Становление навыка письма (психофизиологические аспекты) [Текст]/ М.М. Безруких / Начальная школа, плюс, минус. - Москва, 1998. - №8.
12. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма[Текст]/М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2003.
13. Боголюбов, Н.Н. Методика чистописания[Текст] /Н.Н. Боголюбова -
Л., 1963.
14. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии[Текст] / Д.Н. Богоявленский.-М., 1966.
15. Вартапетова, Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций [Текст]/ Г.М. Вартапетова: Дис.. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002.
16. Величенкова, О. А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы [Текст] / О.А. Величенкова: Дис.. канд. пед. наук. - М., 2002.
17. Венцов, А.В. Проблемы восприятия речи [Текст]/ А.В. Венцов, В.Б. Касевич. - Москва. 2003.
18. Ветвицкий, В.Г. Современное русское письмо[Текст] / В.Г. Ветвицкий,. - Москва,1974.
19. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие [Текст] / Т.Г. Визель. - Москва, 2007.
20. Вопросы психологии учебной деятельности младших
школьников[Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва, 1962.
21. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов[Текст] / Н.Н. Волоскова: Дис.. канд. пед. наук. - Москва, 1996.
22. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования[Текст] //Л.С. Выготский - М., 1959.
23. Выготский, Л.С. Собрание сочинений Т.3 [Текст] / Под ред. А. М. Матюшкина, М., 1983.
24. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., - 2000.
25. Грушевская, М.С. Дисграфия у младших школьников: Автореф. дис.... канд. пед. Наук [Текст] / М.С. Грушевская. - Москва, 1982.
26. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму [Текст] /Е.В. Гурьянов - М., 1959.
27. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников [Текст] /Е.В. Гурьянов. - М., 1940.
28. Гурьянов, Е.В., Щарбак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период[Текст] //Е.В. Гурьянов, М.К. Щарбак. - М, 1950.
29. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная педагогическая психология [Текст]/ Под ред. Петровского А.В. - М., 1973.
30. Дьяконов, И.М. О письменности: Предисловие к книге
[Текст] /Дирингер Д. Алфавит. - М., 1963.
31. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О.В. Елецкая. - М., 2007.
32. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - Москва, 1972.
33. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова.
- Москва, 1997.
34. Жедек, П.С.,Тимченко, М.И. Списывание в обучении правописанию [Текст]/ Начальная школа М., - 1989.-№8
35. Жинкин, Н.И. Механизмы речи[Текст]/ Н.И. Жинкин. - М., 1958.
36. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст]/Начальная школа. - 1999. — №8.
37. Илюхина, В.А. Письмо с «секретом» [Текст] / Начальная школа. - 1999. - №9.
38. Карасёва, Н.Л. Анализ специфических ошибок письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н.Л. Карасёва // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - Москва, 2004.
39. Козлова, В.П. Списывание в период обучения грамоте [Текст] / Начальная школа. - 1978. - №10.
40. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст]/ А.Н. Корнев. - М., 1995.
41. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебнометодическое пособие [Текст]/ А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург, 1997.
42. Костин, Н.А. Методика русского языка в начальных классах [Текст]/ Н.А. Костин. - М., 1969.
43. Краткий психологический словарь [Текст]/Под общ.ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985
44. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Санкт-Петербург, 2003
45. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство
формирования языковой способности у детей [Текст]/ Р.И. Лалаева / Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - Москва, 2004.
46. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст]/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростовна Дону, 2004.
47. Лалаева, Р.И. Нарушение письменной речи [Текст]/ Р.И. Лалаева // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - Москва, 2004.
48. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. [Текст]/ Р.И. Лалаева-Санкт-Петербург, 2002.
49. Лалаева, Р.И. Общефункциональные и специфические механизмы
нарушений письма у детей [Текст] / Р.И. Лалаева // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения. Материалы III международной конференции Российской ассоциации дислексии / Под ред. Г.В.
Чиркиной, М.Н. Русецкой. - Москва, 2007.
50. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. [Текст]/Р.Е. Левина.- М., - 2005.
51. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина. - Москва, 1961.
52. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. - Москва, 1964
53. Логинова, Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции [Текст] / Е.А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - Москва, 2004.
54. Логинова, Е.А. Нарушения письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Логинова. - Санкт-Петербург, 2004.
55. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской — М., 1998.
56. Логопед.ги [Электронный ресурс] www.logoped.ru
57. Лукашенко М. Л. , Свободина Н. Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме [Текст]/ М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина. - М., 2004. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. Институтов [Текст]/М.Р. Львов. - М.:
Просвещение, 1988.
58. Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей [Текст]/А.А. Люблинская. - М., 1974г.
59. Назарова, Л.К. Предупреждение ошибок в письме первоклассников [Текст]/Л.К. Назарова. - М., 1954.
60. Немцова Н.Л. Зеркальные ошибки письма [Текст] / Н.Л. Немцова: Диссертация канд. пед. наук. - Москва, 1999.
61. Потапова, Е.Н. Обучение письму младших школьников // Начальная школа. - 1987. - №6.
62. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, К.Н. Светловская. - М.:
Просвещение, 1987.
63. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов /[Текст]// Под ред. Соловейчик М.С. - М., 1993.
64. Саглин, В.А. Обучение письму в начальной школе[Текст]// В.А. Саглин - Л., 1980.
65. Садовникова И.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся [Текст] / И.Н. Садовникова: Автореферат диссертации канд. пед. наук. - Москва, 1979.
66. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]/И.Н. Садовникова- М., 1997
67. Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Л.Ф. Спирова // Проблемы психического развития аномального ребёнка. - Москва, 1966.
68. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте[Текст]/Т.П.Сальникова. - М., - 1996.
69. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника [Текст]/Н.Ф. Талызина. - М., 1988.
70. Фотекова, Т.А., Ахутина,Т.В.. Диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов [Текст]/ Т.А. Фотекова, Т.В.
Ахутина— М., - 2002.
71. Хрестоматия по логопедии [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, В.
И. Селиверстова. — М., 1997.
72. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - Москва, 2000.
73. Эльконин Д.Б. Избранные произведения [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 2000.-
74. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи [Текст]/ А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М., 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ