ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖЕНСКАЯ ПРОЗА КАК ФЕНОМЕН 9
1.1 Специфика «женской прозы» 9
1.2 «Книга для девочек» в массовом сознании XX-XXI века 15
ГЛАВА 2. ЦИКЛ ПОВЕСТЕЙ Л.А. ЧАРСКОЙ «КНИГА ДЛЯ ДЕВОЧЕК» 28
2.1 Приключенческая повесть «Сибирочка» 28
2.2 «Записки институтки» как дневниковые записи автора 32
2.3 Продолжение темы дневниковых записей в повести «Записки
юной гимназистки» 39
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования состоит в том, литературные предпочтения детей в большей степени ориентированы на жанр «фэнтези». По данным ВЦИОМ художественную литературу чаще любят читать в электронном виде. Бумажный формат предпочитают люди более старшего возраста [10].
Безусловно, проблема в различиях в чтении детей и подростков существует и уже давно. Почти сто лет назад, еще в 1920-1930 гг. - в период обучения неграмотного населения России азам грамотности, прежде всего базовым умениям хотя бы немного читать и писать, в период развития в нашей стране всеобщего школьного образования - выяснилось, что мальчики и девочки читают по-разному, и их читательские предпочтения значительно отличаются. Во многом эта разница формировалась и формируется разными представлениями о гендерных ролях мужчин и женщин в обществе, в семье и на работе, целях и задачах, которые они перед собой ставят. Образ жизни и гендерные роли мужчин и женщин определили и определяют их «модели чтения» в целом и их читательские предпочтения (темы, жанры, любимых писателей). Гендерные «модели чтения» (комплекс характеристик чтения в целом) мужчин и женщин как родителей определяют гендерную социализацию личности, формируют соответствующие модели чтения детей - мальчиков и девочек.
Л. А. Чарская (1889-1937) - одна из самых популярных русских писателей начала XX века, посвятившая свое творчество в основном детской литературе. Ее имя и ее произведения всегда были на слуху не только детей, но и взрослых читателей, и даже спустя сто лет, в числе которых годы советской власти, державшей ее в тени, она снова привлекает внимание, как читателей, так и литературоведов. Творчество Л. А. Чарской является ярким примером, прежде всего, литературы для
девочек, оказав на развитие этой сферы большое влияние, поэтому является интересным объектом для исследований филологов и литературоведов.
Нельзя сказать, что свои произведения Л. А. Чарская писала исключительно для девочек, все же не просто так центральными персонажами в ее историях становились именно девочки: «Записки институтки» (1902), «Княжна Джаваха» (1903), «Люда Власовская» (1904), «Вторая Нина» (1909) и другие. Наиболее популярная для начала XX века реальная девичья история: расставание с родиной, поступление в институт, посвящение, обучение и выпуск как «официальное» окончание детского периода жизни - отражены в этих произведениях, так называемых «институтских повестях», которые и были наиболее популярны среди читательской аудитории. Одна из центральных тем творчества Л. А. Чарской - это тема взросления девочки подросткового возраста, поэтому в нашей теме обозначено направление книг писательницы именно как «Книга для девочек».
«Книга для девочек» - понятие, не используемое ранее в отечественном литературоведении. Формируя основные терминологические признаки, можно отметить, что это - литературное произведение, имеющее высокий воспитательный потенциал и гендерную ориентированность. «Книга для девочек» может состоять как из одного литературного произведения, так и сочетать несколько источников. Авторское исполнение «книги для девочек» может быть с использованием моносостава, либо включать работы разных авторов. «Книга для девочек» в современных условиях значительно изменилась. Ценности современных детей и подростков сосредоточены в социальных сетях. Значительным образом изменились представления о семье и ценностях гендерных ролей в обществе. На фоне растущих рисков потери основополагающих общественных приоритетов, следует вести активную психолого-педагогическую работу, направленную на повышение значимости семьи и общекультурных ценностей в сознании детей и подростков.
В работе рассматривается циклизация произведений Л. А. Чарской. Основой цикличности являются особенности характеров героинь, высокая значимость финала, который определяет победу главных героинь над обстоятельствами и особенности окружения, как важное условие формирования сознания девочек.
Определяя критерии цикличности мы рассматриваем занимательность сюжета и высокую адаптивность к к эмоциональной заинтересованности современных девочек-подростков. Другим критерием цикличности выступает воспитательный потенциал, в рамках которого рассматривается противодействие таготам судьбы, положительный образ героини, высокая духовная и эстетика описываемых событий. Важным критерием цикла можно назвать пропагандирование семейных ценностей, добросердечия и всепрощения, как условий положительного финала.
В цикл произведений Л. А. Чарской мы предлагаем объединить следующие повести: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки сиротки», «Приютки», «Лишний рот», «Генеральская дочка», «Смелая жизнь», «Лесовичка», «Некрасивая», «Ради семьи», «Лизочкино счастье», «Тайна института», «В институте благородных девиц», «Записки воспитанницы».
Определяя критерии и воспитательный потенциал произведений, следует отметить, что сопереживание главным героиням Л. А. Чарской, постоянное чередование плохого и хорошего, размышления о причинах тех или иных поступков персонажей оставляют заметный след в душе детей. Повести Лидии Чарской учит доброте, чуткости, умению сопереживать и сочувствовать.
Определяя критерии выбора книг, следует отметить, что основой произведений являются прекрасные человеческие качества: доброте и отзывчивость, любовь и бескорыстие. Дети продолжали верить ей и пытались быть похожими на ее героинь, потому что она описывала то, что она прекрасно понимала и что приходилось переживать ее героиням, она переживала сама.
За двадцать лет писательской деятельности Чарская написала около 80 книг, многие были переведены на иностранные языки. На сегодняшний день работ о творчестве Л. А. Чарской не так много: стилистические исследования [25], анализ произведений с точки зрения гендерных моделей [4; 1], с точки зрения нравственно-эстетического содержания [36], социологические исследования [26], а так же анализ с позиции интереса к феномену «институтских повестей» [9; 8]. Один из самых частых предметом обращения исследователей - это стилевые особенности [35; 17; 23; 22; 25] и сюжетно-персонажный план [4; 25; 36].
Наиболее близко нам исследование произведений писательницы с точки зрения формирования личности девочки-подростка [32]. Однако по- прежнему мало кто из исследователей творчества Л. А. Чарской анализирует повести именно с точки зрения ценности ее произведений для внутреннего мира девочки-подростка. Немногие также обращались к исследованию несказочной группы произведений в творчестве Л. А. Чарской, к которым и обращается наше исследование. Обращение к произведениям Л. А. Чарской в подобных исследованиях особенно интересно теперь, поскольку с начала творческого пути писательницы прошел целый век, а ее произведения по-прежнему занимают одно из заветных мест в памяти детей. Современные дети, как и героини произведений Л. А. Чарской переживают начало нового века, тем важнее их интерес к творчеству этой писательницы. Именно этими положениями обусловлена актуальность этого исследования.
«Книга для девочек» в период начала XX века и писательской деятельности Чарской служила для воспитательных и образовательных целей. Трансляция смысла «Книга для девочек», «Девичий дневник» в современных условиях является актуальной литературоведческой задачей. Главная героиня подобного рода произведений - девочка - сверстница, передающая свои эмоции посредством литературного произведения.
Объектом исследования в данной работе является литературное наследие Л.А. Чарской.
Предметом исследования выступают произведения Чарской, ориентированные на девочек-подростков: приключенческие повести, дневниковые записи, литературные записки и т.д.
Целью исследования является рассмотрение системы ценностей, транслируемых в произведениях Л. Чарской, определение специфики и педагогического потенциала «книги для девочек» Л.А. Чарской и разработка методов их использования в учебном процессе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть специфику «женской прозы»;
- проанализировать сущность и назначение. «книги для
девочек» в массовом сознании XX-XXI века;
- изучить приключенческую повесть «Сибирочка» и определить потенциал включения произведения в цикл «Книга для девочек;
- рассмотреть произведение Чарской «Записки институтки» в контексте специфики жанра и цикличности;
- оценить возможности и закономерности включения в цикл работы Чарской «Записки юной гимназистки».
В ходе исследования используются следующие группы методов: аксиологический подход, гендерный и жанровый.
В ходе исследования мы выдвигаем гипотезу, состоящую из следующих суждений:
1. Женская проза обладает ярко выраженной спецификой, эмоциональным настроем и высоким уровнем нравственности героинь.
2. «Книга для девочек» Л.А. Чарской раскрывает специфику женской прозы конца 20 столетия и формирует правильный женский образ у читательской аудитории.
3. Жанровая специфика произведений Чарской соответствует именно гендерному стереотипу - особенностям женского восприятия реальности и следовательно, специфическим жанровым формам - дневника, записок. Историческая повесть «Сибирочка» показывает значимость нравственных качеств характера главной героини.
4. Жанровые особенности «Записки институтки», представленные как дневниковые записи позволяют в большей степени отразить личное восприятие действительности со стороны главной героини, учат читателя сопереживать. «Записки маленькой гимназистки» продолжают цикл произведений Чарской и демонстрируют приверженность героини лучшим человеческим качествам.
5. Занимательность повестей Л.И. Чарской, утверждение семейных ценностей, уважение к личности девочки, воспитание таких черт характера. которые помогают в выборе нравственных идеалов и достойных моделей поведения.
Эстетизм и образность творчества Чарской вызовет интерес у современных девочек-подростков, что позволит посредством литературного чтения повысить эмоциональность и сформировать ценностные ориентации, направленные на улучшение образа девочки.
Подводя итоги, следует сказать, что женская проза, как литературная категория, значительно отличается от произведений написанных мужчинами. Проведя анализ специфики женской прозы в первой главе, мы пришли к выводу: женская проза в большей степени отличается романтичностью, высоким уровнем эмоциональности, некоторой наивностью и пр. Рассматриваемый период конца двадцатого века значительным образом изменил сознание и миропонимание, что стало основой для развития женского писательства.
Циклизация литературных произведений с одной авторской позицией, несомненно позволяет повысить читательский интерес. В первой главе нами рассмотрены литературные особенности и значимость «Книги для девочек». Отмечается, что изучение особенностей и специфики гендерно ориентированных произведений является важным направлением исследовательской работы. Особое место в литературном цикле «Книга для девочек» занимает ярко выраженный педагогический потенциал. Девочки-подростки стремятся к подражанию понравившимся героям, соответственно задачей литературного чтения является создание правильных образов в сознании школьниц.
Основой абсолютного большинства произведений женской прозы является любовь, семейные ценности, самопожертвование. Именно в этом ракурсе следует рассматривать произведения Лидии Чарской.
Циклизация произведений подтверждается особенностями и характерными чертами главных героинь. Каждая из них переживает трагические события в начальной фазе описания Чарской, но благодаря сильному характеру. личным душевным качествам достигают финала в роли победителей. Каждая из героинь борется с обстоятельствами, трансформируя окружающую реальность и адаптируясь к созданным условиям. Во второй главе подробно рассмотрены произведения Лидии Чарской.
Для циклизации произведений Чарской подробно рассмотрены три образа: княжны Александры Гордовой, Ленуши Иконниковой и Люды Влассовской. Все три образа яркие и исключительно положительные, каждая героиня Чарской попадает в сложные условия, но успешно преодолевает трудности «Сибирочка» - произведение созданной Чарской в жанре приключенческой повести, безусловно, заслуживает особого внимания со стороны читателя. Воспитательный потенциал произведения актуализирует его использование в цикле «Книга для девочек».
Еще одно произведение изучено в рамках второй главы. «Записки институтки» - удивительно светлое, доброе и душевное произведение, в основу которого легли воспоминания самой писательницы. Оно состоит из трех частей и рассказывает историю Люды Влассовской, дочери погибшего героя Плевны. Учеба в Павловском институте благородных девиц, дружба с грузинской княжной Ниной Джавахой, детские переживания, страхи и надежды, будни и праздники, приключения, ссоры, романтика - такое чтение может быть очень увлекательным.
Книга написана легким, грамотным, красивым литературным языком. Она прекрасно передает атмосферу начала XX-го века, обычаи закрытой женской школы и особенности межличностных отношений.
Чарскую обвиняли в излишней сентиментальности. «Записки институтки» сентиментальности не лишены, а где-то даже ею перенасыщены. Однако именно это создает особый настрой у читателя и определяет приверженность образу и желание подражать. Ведь книга учит добру, сердечности, открытости, человечности, благородству и чистоте - учит нравственности, и предназначена она для детей, а в первую очередь, для девочек. «Записки институтки» - замечательная книга, которая никого не оставит равнодушным и подарит немало добрых эмоций.
В «Записках юной гимназистки» представлен ребёнок, переживший смерть своей матери, который попадает в семью к дяде, где вместо сочувствия встречает неприязнь и издевательство со стороны своих двоюродных братьев и сестер. Девочка Лена не озлобилась и не утратила способность к пониманию людей и прощению.
Лена вызывает большую симпатию своей скромностью и способностью любить. Книга для детей и о детях. Поэтому они так легко и с удовольствием её читают и сопереживают главной героине.
Объединение литературного творчества Чарской в единый цикл «Книга для девочек», безусловно, будет полезным для развития литературного чтения у девочек-подростков. Понимание героинь, построение параллелей между временной спецификой, описываемых в произведениях Чарской и современностью, дает основания говорить о необходимости цикличного курса литературного чтения с выраженной гендерной направленностью.
Характеры героинь Чарской позволят современным школьницам определить для себя такие душевные качества, как доброта, умение прощать, стремление к достижению цели.
Определяя особенности произведений Лидии Чарской, мы видим достаточно яркие характеры героинь, каждой из которых приходится переживать сложности становления. В какой-то мере Чарская пыталась вложить в каждую частицу собственного мировосприятия. Выраженная женская линия произведений однозначно демонстрирует лучшие черты женской прозы.
Тематика женских рассказов и ее повестей Чарской связана в основном с бытовыми ситуациями и типичными психологическими переживаниями героев. Героини произведений поражают глубиной и искренностью эмоций и поступков. Стоит отметить обширную проблематику ее произведений: она пишет об отношении людей к правде и ко лжи, о любви и чувстве долга, о «доме-крепости». Также поднимаются проблемы «отцов и детей», смысла жизни, условий жизни в России.
Герои ее произведений - простые люди, их жизнь меняется по разным причинам. Все они ищут удобный способ существования в мире, стационарное положение, которое позволяет в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни. Мало кто из них был счастливым человеком.
Таким образом, особенность женской прозы проявляется в особом, «женском», взгляде на мир. Большое внимание уделяется понятиям дома, семьи, верности, отношениям мужа и жены. Зачастую герои, выстраивая свои отношения с внешним миром, должны, прежде всего, разобраться с отношением к самому себе, что говорит о глубоком психологизме «женской прозы».
Герой в прозе от женского лица это человек мыслящий, думающий о смысле жизни, ищущий ответы на вечные вопросы. Еще одной особенностью женской прозы является отсутствие пошлости, множества штампов и клише. Современная женская русская проза в ярчайших красках передает всю уникальность и неповторимость жизни. Она далека от кипения политических страстей, от общественных споров и разбирательств. Фокус сосредоточен на личной жизни конкретного человека, на глубине его души.
На определенном этапе, когда идет становления гендерной идентичности, гендерный подход в воспитании вполне уместен, но только в тот момент, когда ребенку самому это важно и нужно. Специально навязывать ребенку книги «для мальчиков» или, наоборот, не покупать девочке «мальчишескую» книгу, конечно же, не стоит. При этом «Книга для девочек» позволит приобщить к литературному чтению. в контексте произведений Чарской можно говорить о развитии эстетизма и нравственных качеств современных девочек-подростков. Результаты урока позволят активизировать интерес девятиклассников к чтению. По результатам прямых ответов и написанных работ можно будет судить об отношении учащихся к личности Лидии Чарской и в целом гендерному разделению в литературном творчестве.
1. Абашева М. П. Семиотика девичьей инициации : от
институтской повести к советской детской прозе / М. П. Абашева // «Убить Чарскую...» : парадоксы советской литературы для детей. - Санкт-
Петербург : Алетейя, 2013. - С. 77-87.
2. Абаюкова А. Б. Анализ социокультурных процессов развития российской семьи на рубеже XX - начала XXI века / А. Б. Абаюкова // Науч. потенциал. - 2011. - № 4. - С. 5-9.
3. Абрамович Н. Я. Женщина и мир мужской культуры. Мировое творчество и половая любовь / Н. Я. Абрамович. - Москва : Книгоиздательство «Свободный путь», 1913. - 113 с.
4. Агафонова Н. С. Проза А. Вербицкой и Л. Чарской как явление
массовой литературы / Н. С. Агафонова // Сервис
онлайн-дневников : [сайт]. - 2010. -
URL: https://www.diary.ru/~charskaya/p98069492_agafonova-n-s-proza-a- verbickoj -i-l-charskoj -kak-yavlenie-massovoj -literatury.htm (дата обращения: 20.02.2020).
5. Андреева П. А. Культура «Женского мира» : семантико-семиотический анализ : дис. канд. филос. наук : 24.00.01. / Андреева Палина Александровна ; науч. рук. Н. Н. Рамах ; ТГУ. - Тамбов, 2009. - 126 с.
6. Антонов А. И. Анализ демографической ситуации и демографической политики в России и в мире / А. И. Антонов // Демографические исследования : сборник / отв. ред. А. И. Антонов. - Москва : 2009. - С. 3-8.
7. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Ф. Арес // - Екатеринбург : 1999. - 416 с. - ISBN: 5-7525-0740-5.
8. Белоусов А. Ф. Записки институтки / А. Ф. Белоусов // «Точка, распространяющаяся на все.» К 90-летию проф. Ю. Н. Чумакова : Сборник научных трудов. - Новосибирск : 2012. - С. 425-431.
9. Белоусов А. Ф. Институтка / А. Ф. Белоусов // Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. - Москва : 2001. - С. 5-32.
10. ВЦИОМ представил портрет российского читателя 2020 //
Новости Литературы : [сайт]. - 2020. -
URL: https://novostiliteratury.ru/2020/02/interesno/vciom-predstavil-portret- rossijskogo-chitatelya-2020/(дата обращения: 22.03.2020).
11. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П. П. Гайденко. - Москва : Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с. - ISBN: 89826-076-5.
12. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург // Литература Западной Европы 19 века : [сайт]. - 2017. - URL: http://19v- euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ginzburg-o-psihologicheskoj-proze/index.htm(дата обращения: 28.03.2020)
13. Гранкин А. Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX - начале XX в. / А. Ю. Гранкин. - Пятигорск : Издательство ПГЛУ, 1996. - 85 с.
14. Громова К. А. К вопросу о понятии «Женская проза» в современной литературной критике. / К. А. Громова // Межкафедральный сборник научных статей. - Москва, 2013. - С. 24-31.
15. Жуковская В. А. Сестра Варенька. Повесть старых годов / В. А. Жуковская. - Москва : MCMXVI, 1916. - 213 с.
16. Топорков А. Л. Материалы по славянскому язычеству (культ матери-сырой земли в дер. Присно) / А. Л. Топорков // Древнерусская литература. Источниковедение. Сборник научных трудов / под ред. Д. С. Лихачева. - Ленинград : 1984. - С. 225-229.
17. Данько Е. Я. О читателях Чарской / Е. Я. Данько // Звезда. - 1934. - №3. - С. 124-140.
18. Есин А. Б. Примечания / А. Б. Есин, Т. А. Касаткина // Достоевский Ф. М. Бесы. - Москва : Правда, 1990. - С. 685-700.
19. Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические. / С. А. Жебелев. - Петроград : Огни, 1919. - 137 с.
20. Жолнеркевич Н. Образ студентки-христианки в русской культуре / Н. Жолнеркевич // Приход иконы Божией матери «Всех скорбящих радосте» // Белорусская православная церковь : [сайт]. 2007. - URL: http://sobor.by/obraz.php. (дата обращения: 21.04.2020).
21. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. / Г. Зиммель // Избранные работы. - Киев : Ника-Центр : 2006. - С. 61-80. - ISBN: 966¬521-295-8.
22. Коваленко С. Феномен Лидии Чарской / С. Коваленко // Чарская Л.А. Записки институтки. - Москва : Республика, 1993. - С. 372¬379.
23. Либрович С. Ф. За что дети любят Чарскую? / С. Ф. Либрович,
В. Русаков // Сервис онлайн-дневников : [сайт]. - 2011. - URL:
http://www.diary.ru/~charskaya/p165294163_viktor-rusakov -za-chto-deti-
lyubyat-charskuyu-1.htm (дата обращения: 20.02.2020).
24. Магомедова Д. М. Стилизация как фактор динамики жанровой системы / Д. М. Магомедова, М.В. Козьменко // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра : Общие проблемы. Проза. - Москва : ИМЛИ РАН, 2009. - С. 77-148.
25. Матвеева А. С. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : 10.01.01 / Матвеева Александра Сергеевна ; науч. рук. Минералова И. Г. ; МПГУ. - Москва, 2004. - 16 с.
26. Михалевская Г. Н. Уроки общения по Л. Чарской / Г. Н. Михалевская // Уроки общения. - Санкт-Петербург : Знаменитые универсанты, 2004. - 192 с. - ISBN: 5-98104-010-6.
27. Пензина О. В. «Критерии гендерного анализа женской прозы
конца 19 века в современном литературоведении» / О. В Пензина // Научная электронная библиотека «Киберленинка» : [сайт]. - 2008. -
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-gendernogo-analiza-zhenskoy- prozy-kontsa-hih-veka-v-sovremennom-literaturovedenii(дата обращения 19.03.2020).
28. Петровская Н. И. Последняя ночь / Н. И. Петровская // Иллюстрированный художественно-литературный журнал «Фонарь» : [сайт]. - 2015. - URL: http://laterne.ru/nina-petrovskaya-poslednyaya- noch.html(дата обращения: 22.05.2020).
29. Путилова Е. О. Ф. Сологуб и Л. Чарская : конец биографии /
Е. О. Путилова // Сервис онлайн-дневников : [сайт]. - 2009. -
URL: https://www.ru/~charskaya/p80536978.htm?oam (дата обращения
20.02.2020).
30. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Воспоминания /
М. К. Тенишева // Проект «Собрание классики» : [сайт]. - 2013. - URL: http://az.lib.ru/t/tenishewa_m_k/text_0010.shtml (дата обращения
10.05.2020).
31. Радлова А. Богородицын корабль. Крылатый гость / А. Радлова // Повесть о Татариновой / предисл. и прим. А. Эткинда. - Москва : ИЦ- Гарант, 1997. - 192 с. - ISBN: 5-900241-27-0.
32. Саскевич А. Е. Проблема формирования личности девочки- подростка в творчестве Лидии Чарской // ВКР маг. филос. / Саскевич Анна Евгеньевна ; науч. рук. Душечкина Е. В. ; СПбГУ. - Санкт-Петербург, 2017. - 71 с.
33. Толстой Ю. О духовном союзе Е. Ф. Татариновой / Ю. Толстой // Девятнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром
Бартеневым. Книга I / сост. П.И. Бартенев. - Москва : Русский архив, 1872. - С. 220-234.
34. Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 т. Т. 3 : Накануне. Отцы и дети / И. С. Тургенев. - Москва : Гослитиздат, 1954. - 410 с.
35. Чуковский К. И. Лидия Чарская / К. И. Чуковский // Собр. соч. В 6 т. Т. 6. - Москва : Художественная литература, 1969. - С. 150-162.
36. Шацкий Е. О. Нравственно-эстетическое своеобразие и актуальность творчества Лидии Алексеевны Чарской : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук : 10.01.01 / Шацкий Евгений Олегович ; МГУКИ - Москва, 2010. - 20 с.