УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Историография проблемы управления инновационной
деятельностью в дошкольной образовательной организации 13
1.2. Модель управления инновационной деятельностью в дошкольной
образовательной организации 18
1.3. Педагогические условия функционирования модели управления
инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации 36
Выводы по главе 1 47
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 51
2.1. Последовательность и организация экспериментальной работы ....
2.2. Реализация педагогических условий функционирования модели...
2.3. Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы..
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Историография проблемы управления инновационной
деятельностью в дошкольной образовательной организации 13
1.2. Модель управления инновационной деятельностью в дошкольной
образовательной организации 18
1.3. Педагогические условия функционирования модели управления
инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации 36
Выводы по главе 1 47
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 51
2.1. Последовательность и организация экспериментальной работы ....
2.2. Реализация педагогических условий функционирования модели...
2.3. Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы..
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в стране требует перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.
Основные требования к системе образования сформулированы в законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» и конкретизированы в Национальной доктрине образования, где поставлена одна из главных задач, стоящая перед современными образовательными учреждениями - стимулирование и развитие инновационных процессов.
Инновации затрагивают сегодня не только образование, но и деятельность управленцев.
Модернизация системы дошкольного образования в стране изменила характер управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.
Внедрение инноваций является одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением.
Процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации - это постепенный, сложный процесс затрагивающий содержание, методы, средства и технологию управления, что в конечном итоге положительно влияет на качество педагогического процесса.
Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень дошкольное образовательное учреждение, повысить его конкурентоспособность.
Анализ современных документов, а именно национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» показал, что модернизация и инновационное развитие - это единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособной и обеспечить достойную жизнь гражданам.
Все вышеперечисленные тенденции определяют актуальность настоящего исследования.
Таким образом, социально-педагогический аспект актуальности исследования связан с необходимостью повышения качества дошкольного образования, дальнейшего совершенствования процесса управления инновационной деятельностью образовательных организаций, в том числе и дошкольных.
Научно-теоретический аспект актуальности исследования связан с теоретическим обоснованием процесса управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Научно-методический аспект актуальности исследования обусловлен необходимостью разработки модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, а также условий ее эффективного функционирования.
Теория управления представлена в трудах отечественных и зарубежных ученых (В.Г. Афанасьева, Ю.И. Бобракова, Д.М. Гвишиани, М. Мескона и др.), в которых выявлены основы социального управления, изучены функции, структура органов управления, а также пути совершенствования управленческой деятельности.
Проблема управления инновационной деятельностью в образовательных организациях разного типа отражена в исследованиях (Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой и др.).
Основы управления инновационной деятельностью достаточно широко представлены в современных исследованиях.
В центре внимания остается «нововведение» как значимый компонент инновационной деятельности, способный преобразовать новшество из изменения потенциального в изменение действительное.
В трудах И.Г. Андреевой, К.Ю. Белой, Е.А. Лобановой, С.Г. Молчанова, Л.В. Поздняк, Н.В. Фединой и др. рассматриваются вопросы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Условия развития инноваций в содержании, технологии образовательного процесса детского сада явились предметом изучения в работах С.Ф. Багаутдиновой, Г.В. Яковлевой и др.
Профессиональная компетентность руководителя ДОО исследовалась учеными Г.П. Новиковой, Л.Ю. Шемятихиной и др.
Возможности использования инноваций в деятельности заведующего дошкольного образовательного учреждения представлены в работах Е.В. Давыткина, Л.М. Денякина, Г.П. Новикова, С.В. Савинова и др.
Анализ исследований показал, что особенности использования инноваций в управлении дошкольным образовательным учреждением недостаточно отражены в теории управления, несмотря на потребности практиков в совершенствовании данного процесса.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также сопоставительный анализ теории в аспекте управления инновационной деятельностью в ДОО с практическим состоянием решения этой проблемы, позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие заключается в том, что современное общество, а также система образования нуждается в компетентных педагогах, готовых и способных внедрять инновации в учебно-воспитательный процесс и не готовностью большинства педагогов к такой деятельности, а также не готовностью руководителей, способных управлять инновационной деятельностью в ДОО.
На научно-теоретическом уровне противоречие характеризуется тем, что необходимо организовывать процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, но теоретические аспекты данного процесса недостаточно исследованы.
На научно-методическом уровне противоречие проявляется в том, что необходимо управлять инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, но механизмы и алгоритмы управления данным видом деятельности в дошкольной образовательной организации недостаточно разработаны и обоснованы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования каковы условия эффективного управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации?
Актуальность проблемы, выявленные противоречия, позволили сформулировать тему исследования: «Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и внедрить в практику ДОО модель управления инновационной деятельностью, а также выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс управления дошкольной образовательной организацией.
Предмет исследования - управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации будет протекать эффективно, если:
1) общенаучной основой исследования выступит системный подход; теоретико-методологической стратегией - личностно-деятельностный подход; практико-ориентированной основой - компетентностный подход;
2) управление процессом инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации будет осуществляться на основе модели, включающей в себя целевой, содержательный, процессуальный, функциональный и результативный блоки;
3) разработанная модель будет реализована с учетом комплекса педагогических условий, включающих: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Представить историографию и проанализировать состояние проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
2. Определить совокупность методологических подходов к решению исследуемой проблемы.
3. Теоретически обосновать и разработать модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
4. Выявить комплекс педагогических условий реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса педагогических условий реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.А. Садовский,
Э.Г. Юдин и др.);
- личностно-деятельностный подход (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);
- компетентностный подход (А.С. Белкин, А.Н. Дахин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Е.Н Соловова, А.В. Хуторской и др.);
- теория управления (В.Г. Афанасьев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Ю.А. Конаржевский и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. К теоретическим методам относятся: а) анализ философской, психолого-педагогической, методической, управленческой литературы, а также нормативных документов; б) изучение, обобщение и систематизация педагогического опыта; в) моделирование. Эмпирические методы включают в себя: а) эксперимент; б) наблюдение, анкетирование, тестирование; в) анализ данных, методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по направлению интеллектуального развития воспитанников № 110 г. Челябинска» (МБДОУ «ДС № 110 г. Челябинска»). В исследовании приняли участие 26 педагогов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2017 г. по 2020 г.
На первом этапе (с 2017 г. по 2018 г.) изучалось состояние проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации. Были определены терминологическое поле, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, а также разрабатывалась модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
На втором этапе (с 2018 г. по 2019 г.) выявлялись и обосновывались педагогические условия эффективного функционирования модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, определялись критерии, показатели и уровня сформированности инновационной компетенции воспитателей ДОО, проводилась апробация педагогических условий в ходе экспериментальной работы. Уточнялись промежуточные выводы, сделанные в ходе исследования, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы дошкольного образовательного учреждения.
На третьем этапе (с 2019 г. по 2020 г.) обобщение результатов экспериментальной работы, статистическая обработка полученных данных, сравнительный анализ, уточнение выводов, подготовка рекомендаций для заведующих дошкольных образовательных организаций, а также воспитателей ДОО, оформление результатов работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации представляет собой системное образование, базирующееся на идеях системного, личностно-деятельностного, и компетентностного подходов представляющее собой целенаправленный, поэтапный процесс формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ.
2. Инновационная компетентность педагога ДОУ - это готовность и способность осуществлять инновационную деятельность в постоянно обновляющейся профессиональной среде, отражающая личностную, теоретическую и практическую готовность к внедрению новшеств, то есть в умении проектировать и внедрять новый продукт, вводить новые технологии и методы в процесс обучения и воспитания дошкольников.
Формирование инновационной компетентности педагога ДОУ - это непрерывный процесс количественных и качественных изменений всех компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностного, личностного и рефлексивного), имеющий естественно-искусственную природу, осуществляющийся под влиянием внешних условий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.
3. Модель управления инновационной деятельностью педагогов
ДОУ основывается на положениях используемых теоретических подходов, и понимается как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования, тесно связанная со средой, благодаря чему возможно управлять ею. Особенностью модели является поэтапное построение процесса формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ, включающее в себя информационно- познавательный, мотивационно-смысловой, профессионально-практический и профессионально-инновационный этапы.
4. Комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации включает: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
Научная новизна исследования заключается:
- в аналитическом представлении историографии проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в обосновании и разработке модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в выделении условий эффективного функционирования модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в разработке инструментария для оценки уровней сформированности инновационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
1. Исследована проблема управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации на общенаучном, теоретико-методологическом и методическом уровнях.
2. Уточнен и систематизирован понятийный аппарат проблемы, а именно понятия «управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации», «инновационная компетентность педагога ДОУ»; «формирование инновационной компетентности педагога ДОУ».
3. Уточнено понимание системного, личностно-деятельностного, и компетентностного подходов применительно к процессу управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и сформулированные на их основе выводы могут служить основой для совершенствования процесса управления инновационной деятельностью педагогов дошкольной образовательной организации. Она определяется: а) внедрением в практику деятельности ДОУ модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ; б) определением и характеристикой уровней сформированности инновационной компетентности педагогов ДОУ; в) разработкой методического обеспечения процесса управления инновационной деятельностью в ДОУ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения управленческой, психолого-педагогической науки, а также достижений методики дошкольного образования детей; выбором и реализацией комплекса методологических подходов к построению модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ; использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования; обработкой результатов исследования методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлены в виде выступлений на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, методических семинарах, заседаниях кафедры педагогики и психологии, а также отражены в публикациях материалов по итогам работы Всероссийских и Международных научно-практических конференций.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении представлена актуальность темы исследования, формулируется проблема, цель, задачи и гипотеза исследования, определяются его объект и предмет, описывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, обосновывается достоверность полученных результатов.
В первой главе исследования содержится теоретическое обоснование проблемы исследования, рассмотрены основные категории и понятия, определены методологические подходы и разработана модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, а также условия ее эффективного функционирования.
Во второй главе исследования сформулированы цель, задачи и условия проведения экспериментальной работы по проверке эффективности и оптимальности разработанной модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации в комплексе с педагогическими условиями реализации данной модели. Представлены результаты экспериментальной работы, а также выводы.
Библиографический список включает в себя 96 источников. Работа содержит 9 приложений.
Основные требования к системе образования сформулированы в законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» и конкретизированы в Национальной доктрине образования, где поставлена одна из главных задач, стоящая перед современными образовательными учреждениями - стимулирование и развитие инновационных процессов.
Инновации затрагивают сегодня не только образование, но и деятельность управленцев.
Модернизация системы дошкольного образования в стране изменила характер управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.
Внедрение инноваций является одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением.
Процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации - это постепенный, сложный процесс затрагивающий содержание, методы, средства и технологию управления, что в конечном итоге положительно влияет на качество педагогического процесса.
Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень дошкольное образовательное учреждение, повысить его конкурентоспособность.
Анализ современных документов, а именно национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» показал, что модернизация и инновационное развитие - это единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособной и обеспечить достойную жизнь гражданам.
Все вышеперечисленные тенденции определяют актуальность настоящего исследования.
Таким образом, социально-педагогический аспект актуальности исследования связан с необходимостью повышения качества дошкольного образования, дальнейшего совершенствования процесса управления инновационной деятельностью образовательных организаций, в том числе и дошкольных.
Научно-теоретический аспект актуальности исследования связан с теоретическим обоснованием процесса управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Научно-методический аспект актуальности исследования обусловлен необходимостью разработки модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, а также условий ее эффективного функционирования.
Теория управления представлена в трудах отечественных и зарубежных ученых (В.Г. Афанасьева, Ю.И. Бобракова, Д.М. Гвишиани, М. Мескона и др.), в которых выявлены основы социального управления, изучены функции, структура органов управления, а также пути совершенствования управленческой деятельности.
Проблема управления инновационной деятельностью в образовательных организациях разного типа отражена в исследованиях (Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой и др.).
Основы управления инновационной деятельностью достаточно широко представлены в современных исследованиях.
В центре внимания остается «нововведение» как значимый компонент инновационной деятельности, способный преобразовать новшество из изменения потенциального в изменение действительное.
В трудах И.Г. Андреевой, К.Ю. Белой, Е.А. Лобановой, С.Г. Молчанова, Л.В. Поздняк, Н.В. Фединой и др. рассматриваются вопросы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Условия развития инноваций в содержании, технологии образовательного процесса детского сада явились предметом изучения в работах С.Ф. Багаутдиновой, Г.В. Яковлевой и др.
Профессиональная компетентность руководителя ДОО исследовалась учеными Г.П. Новиковой, Л.Ю. Шемятихиной и др.
Возможности использования инноваций в деятельности заведующего дошкольного образовательного учреждения представлены в работах Е.В. Давыткина, Л.М. Денякина, Г.П. Новикова, С.В. Савинова и др.
Анализ исследований показал, что особенности использования инноваций в управлении дошкольным образовательным учреждением недостаточно отражены в теории управления, несмотря на потребности практиков в совершенствовании данного процесса.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также сопоставительный анализ теории в аспекте управления инновационной деятельностью в ДОО с практическим состоянием решения этой проблемы, позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие заключается в том, что современное общество, а также система образования нуждается в компетентных педагогах, готовых и способных внедрять инновации в учебно-воспитательный процесс и не готовностью большинства педагогов к такой деятельности, а также не готовностью руководителей, способных управлять инновационной деятельностью в ДОО.
На научно-теоретическом уровне противоречие характеризуется тем, что необходимо организовывать процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, но теоретические аспекты данного процесса недостаточно исследованы.
На научно-методическом уровне противоречие проявляется в том, что необходимо управлять инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, но механизмы и алгоритмы управления данным видом деятельности в дошкольной образовательной организации недостаточно разработаны и обоснованы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования каковы условия эффективного управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации?
Актуальность проблемы, выявленные противоречия, позволили сформулировать тему исследования: «Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и внедрить в практику ДОО модель управления инновационной деятельностью, а также выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс управления дошкольной образовательной организацией.
Предмет исследования - управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации будет протекать эффективно, если:
1) общенаучной основой исследования выступит системный подход; теоретико-методологической стратегией - личностно-деятельностный подход; практико-ориентированной основой - компетентностный подход;
2) управление процессом инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации будет осуществляться на основе модели, включающей в себя целевой, содержательный, процессуальный, функциональный и результативный блоки;
3) разработанная модель будет реализована с учетом комплекса педагогических условий, включающих: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Представить историографию и проанализировать состояние проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
2. Определить совокупность методологических подходов к решению исследуемой проблемы.
3. Теоретически обосновать и разработать модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
4. Выявить комплекс педагогических условий реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса педагогических условий реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.А. Садовский,
Э.Г. Юдин и др.);
- личностно-деятельностный подход (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);
- компетентностный подход (А.С. Белкин, А.Н. Дахин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Е.Н Соловова, А.В. Хуторской и др.);
- теория управления (В.Г. Афанасьев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Ю.А. Конаржевский и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. К теоретическим методам относятся: а) анализ философской, психолого-педагогической, методической, управленческой литературы, а также нормативных документов; б) изучение, обобщение и систематизация педагогического опыта; в) моделирование. Эмпирические методы включают в себя: а) эксперимент; б) наблюдение, анкетирование, тестирование; в) анализ данных, методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по направлению интеллектуального развития воспитанников № 110 г. Челябинска» (МБДОУ «ДС № 110 г. Челябинска»). В исследовании приняли участие 26 педагогов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2017 г. по 2020 г.
На первом этапе (с 2017 г. по 2018 г.) изучалось состояние проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации. Были определены терминологическое поле, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, а также разрабатывалась модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
На втором этапе (с 2018 г. по 2019 г.) выявлялись и обосновывались педагогические условия эффективного функционирования модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, определялись критерии, показатели и уровня сформированности инновационной компетенции воспитателей ДОО, проводилась апробация педагогических условий в ходе экспериментальной работы. Уточнялись промежуточные выводы, сделанные в ходе исследования, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы дошкольного образовательного учреждения.
На третьем этапе (с 2019 г. по 2020 г.) обобщение результатов экспериментальной работы, статистическая обработка полученных данных, сравнительный анализ, уточнение выводов, подготовка рекомендаций для заведующих дошкольных образовательных организаций, а также воспитателей ДОО, оформление результатов работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации представляет собой системное образование, базирующееся на идеях системного, личностно-деятельностного, и компетентностного подходов представляющее собой целенаправленный, поэтапный процесс формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ.
2. Инновационная компетентность педагога ДОУ - это готовность и способность осуществлять инновационную деятельность в постоянно обновляющейся профессиональной среде, отражающая личностную, теоретическую и практическую готовность к внедрению новшеств, то есть в умении проектировать и внедрять новый продукт, вводить новые технологии и методы в процесс обучения и воспитания дошкольников.
Формирование инновационной компетентности педагога ДОУ - это непрерывный процесс количественных и качественных изменений всех компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностного, личностного и рефлексивного), имеющий естественно-искусственную природу, осуществляющийся под влиянием внешних условий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.
3. Модель управления инновационной деятельностью педагогов
ДОУ основывается на положениях используемых теоретических подходов, и понимается как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования, тесно связанная со средой, благодаря чему возможно управлять ею. Особенностью модели является поэтапное построение процесса формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ, включающее в себя информационно- познавательный, мотивационно-смысловой, профессионально-практический и профессионально-инновационный этапы.
4. Комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации включает: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
Научная новизна исследования заключается:
- в аналитическом представлении историографии проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в обосновании и разработке модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в выделении условий эффективного функционирования модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в разработке инструментария для оценки уровней сформированности инновационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
1. Исследована проблема управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации на общенаучном, теоретико-методологическом и методическом уровнях.
2. Уточнен и систематизирован понятийный аппарат проблемы, а именно понятия «управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации», «инновационная компетентность педагога ДОУ»; «формирование инновационной компетентности педагога ДОУ».
3. Уточнено понимание системного, личностно-деятельностного, и компетентностного подходов применительно к процессу управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и сформулированные на их основе выводы могут служить основой для совершенствования процесса управления инновационной деятельностью педагогов дошкольной образовательной организации. Она определяется: а) внедрением в практику деятельности ДОУ модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ; б) определением и характеристикой уровней сформированности инновационной компетентности педагогов ДОУ; в) разработкой методического обеспечения процесса управления инновационной деятельностью в ДОУ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения управленческой, психолого-педагогической науки, а также достижений методики дошкольного образования детей; выбором и реализацией комплекса методологических подходов к построению модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ; использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования; обработкой результатов исследования методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлены в виде выступлений на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, методических семинарах, заседаниях кафедры педагогики и психологии, а также отражены в публикациях материалов по итогам работы Всероссийских и Международных научно-практических конференций.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении представлена актуальность темы исследования, формулируется проблема, цель, задачи и гипотеза исследования, определяются его объект и предмет, описывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, обосновывается достоверность полученных результатов.
В первой главе исследования содержится теоретическое обоснование проблемы исследования, рассмотрены основные категории и понятия, определены методологические подходы и разработана модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, а также условия ее эффективного функционирования.
Во второй главе исследования сформулированы цель, задачи и условия проведения экспериментальной работы по проверке эффективности и оптимальности разработанной модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации в комплексе с педагогическими условиями реализации данной модели. Представлены результаты экспериментальной работы, а также выводы.
Библиографический список включает в себя 96 источников. Работа содержит 9 приложений.
В современном педагогическом контексте управление инновационной деятельностью педагогов ДОО является актуальной проблемой, что обусловлено возросшими требованиями к нововведениям, с целью повышения качества образования.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативно-правовых документов системы образования, а также опыт практической деятельности показал ее недостаточную теоретическую и практическую разработанность. Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки.
В ходе теоретического исследования, нами были уточнены основные понятия проблемы исследования: «управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации», «инновационная компетентность педагога ДОУ», «формирование инновационной компетентности педагога ДОУ».
Общенаучной основой исследования выступил системный подход; теоретико-методологической стратегией - личностно-деятельностный подход; практико-ориентированной основой - компетентностный подход, на основе которых была разработана модель управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный, функциональный и результативный блоки.
Под моделью управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ будем понимать целостную совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования, тесно связанную со средой, благодаря чему возможно управлять ею. Особенностью данной модели является поэтапное построение процесса формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ, включающее в себя информационно-познавательный, мотивационно-смысловой, профессионально-практический и профессионально-инновационный этапы.
Разработанная модель управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ и реализуется с учетом комплекса педагогических условий, ее эффективного функционирования, в который входят: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
Экспериментальная работа, организованная в естественных условиях МБДОУ «ДС № 110 г. Челябинска» была проведена в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный, на каждом из которых решались соответствующие целям этапа задачи и были получены результаты, свидетельствующие об эффективности реализации разработанной модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, а также выделенного комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.
Использованные нами в ходе экспериментальной работы методы математической статистики позволили установить наличие статистически значимого влияния педагогических условий на повышение уровня сформированности инновационной компетентности педагогов ДОУ, что дает основание считать гипотезу исследования подтвержденной.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во- первых, полученные результаты и сформулированные на их основе выводы могут служить основой для совершенствования процесса управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации. Во-вторых, внедрение в практику деятельности ДОУ модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, в комплексе с педагогическими условиями ее эффективного функционирования обеспечивает достаточный уровень сформированности инновационной компетентности педагогов. В-третьих, разработанный инструментарий для оценки уровня сформированности инновационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, позволяют получить объективную информацию об уровне сформированности указанной компетентности.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативно-правовых документов системы образования, а также опыт практической деятельности показал ее недостаточную теоретическую и практическую разработанность. Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки.
В ходе теоретического исследования, нами были уточнены основные понятия проблемы исследования: «управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации», «инновационная компетентность педагога ДОУ», «формирование инновационной компетентности педагога ДОУ».
Общенаучной основой исследования выступил системный подход; теоретико-методологической стратегией - личностно-деятельностный подход; практико-ориентированной основой - компетентностный подход, на основе которых была разработана модель управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный, функциональный и результативный блоки.
Под моделью управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ будем понимать целостную совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования, тесно связанную со средой, благодаря чему возможно управлять ею. Особенностью данной модели является поэтапное построение процесса формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ, включающее в себя информационно-познавательный, мотивационно-смысловой, профессионально-практический и профессионально-инновационный этапы.
Разработанная модель управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ и реализуется с учетом комплекса педагогических условий, ее эффективного функционирования, в который входят: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
Экспериментальная работа, организованная в естественных условиях МБДОУ «ДС № 110 г. Челябинска» была проведена в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный, на каждом из которых решались соответствующие целям этапа задачи и были получены результаты, свидетельствующие об эффективности реализации разработанной модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, а также выделенного комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.
Использованные нами в ходе экспериментальной работы методы математической статистики позволили установить наличие статистически значимого влияния педагогических условий на повышение уровня сформированности инновационной компетентности педагогов ДОУ, что дает основание считать гипотезу исследования подтвержденной.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во- первых, полученные результаты и сформулированные на их основе выводы могут служить основой для совершенствования процесса управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации. Во-вторых, внедрение в практику деятельности ДОУ модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, в комплексе с педагогическими условиями ее эффективного функционирования обеспечивает достаточный уровень сформированности инновационной компетентности педагогов. В-третьих, разработанный инструментарий для оценки уровня сформированности инновационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, позволяют получить объективную информацию об уровне сформированности указанной компетентности.
Подобные работы
- Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационными процессами
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Управление инновационной деятельностью коллектива ДОУ в условиях реализации ФГОС нового поколения
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационной деятельностью в профессиональной образовательной организации (на примере ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Методические формы оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



