ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Историография проблемы управления инновационной
деятельностью в дошкольной образовательной организации 13
1.2. Модель управления инновационной деятельностью в дошкольной
образовательной организации 18
1.3. Педагогические условия функционирования модели управления
инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации 36
Выводы по главе 1 47
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 51
2.1. Последовательность и организация экспериментальной работы ....
2.2. Реализация педагогических условий функционирования модели...
2.3. Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы..
Выводы по главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в стране требует перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.
Основные требования к системе образования сформулированы в законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» и конкретизированы в Национальной доктрине образования, где поставлена одна из главных задач, стоящая перед современными образовательными учреждениями - стимулирование и развитие инновационных процессов.
Инновации затрагивают сегодня не только образование, но и деятельность управленцев.
Модернизация системы дошкольного образования в стране изменила характер управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.
Внедрение инноваций является одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением.
Процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации - это постепенный, сложный процесс затрагивающий содержание, методы, средства и технологию управления, что в конечном итоге положительно влияет на качество педагогического процесса.
Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень дошкольное образовательное учреждение, повысить его конкурентоспособность.
Анализ современных документов, а именно национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» показал, что модернизация и инновационное развитие - это единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособной и обеспечить достойную жизнь гражданам.
Все вышеперечисленные тенденции определяют актуальность настоящего исследования.
Таким образом, социально-педагогический аспект актуальности исследования связан с необходимостью повышения качества дошкольного образования, дальнейшего совершенствования процесса управления инновационной деятельностью образовательных организаций, в том числе и дошкольных.
Научно-теоретический аспект актуальности исследования связан с теоретическим обоснованием процесса управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Научно-методический аспект актуальности исследования обусловлен необходимостью разработки модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, а также условий ее эффективного функционирования.
Теория управления представлена в трудах отечественных и зарубежных ученых (В.Г. Афанасьева, Ю.И. Бобракова, Д.М. Гвишиани, М. Мескона и др.), в которых выявлены основы социального управления, изучены функции, структура органов управления, а также пути совершенствования управленческой деятельности.
Проблема управления инновационной деятельностью в образовательных организациях разного типа отражена в исследованиях (Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой и др.).
Основы управления инновационной деятельностью достаточно широко представлены в современных исследованиях.
В центре внимания остается «нововведение» как значимый компонент инновационной деятельности, способный преобразовать новшество из изменения потенциального в изменение действительное.
В трудах И.Г. Андреевой, К.Ю. Белой, Е.А. Лобановой, С.Г. Молчанова, Л.В. Поздняк, Н.В. Фединой и др. рассматриваются вопросы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Условия развития инноваций в содержании, технологии образовательного процесса детского сада явились предметом изучения в работах С.Ф. Багаутдиновой, Г.В. Яковлевой и др.
Профессиональная компетентность руководителя ДОО исследовалась учеными Г.П. Новиковой, Л.Ю. Шемятихиной и др.
Возможности использования инноваций в деятельности заведующего дошкольного образовательного учреждения представлены в работах Е.В. Давыткина, Л.М. Денякина, Г.П. Новикова, С.В. Савинова и др.
Анализ исследований показал, что особенности использования инноваций в управлении дошкольным образовательным учреждением недостаточно отражены в теории управления, несмотря на потребности практиков в совершенствовании данного процесса.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также сопоставительный анализ теории в аспекте управления инновационной деятельностью в ДОО с практическим состоянием решения этой проблемы, позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие заключается в том, что современное общество, а также система образования нуждается в компетентных педагогах, готовых и способных внедрять инновации в учебно-воспитательный процесс и не готовностью большинства педагогов к такой деятельности, а также не готовностью руководителей, способных управлять инновационной деятельностью в ДОО.
На научно-теоретическом уровне противоречие характеризуется тем, что необходимо организовывать процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, но теоретические аспекты данного процесса недостаточно исследованы.
На научно-методическом уровне противоречие проявляется в том, что необходимо управлять инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, но механизмы и алгоритмы управления данным видом деятельности в дошкольной образовательной организации недостаточно разработаны и обоснованы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования каковы условия эффективного управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации?
Актуальность проблемы, выявленные противоречия, позволили сформулировать тему исследования: «Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и внедрить в практику ДОО модель управления инновационной деятельностью, а также выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс управления дошкольной образовательной организацией.
Предмет исследования - управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - процесс управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации будет протекать эффективно, если:
1) общенаучной основой исследования выступит системный подход; теоретико-методологической стратегией - личностно-деятельностный подход; практико-ориентированной основой - компетентностный подход;
2) управление процессом инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации будет осуществляться на основе модели, включающей в себя целевой, содержательный, процессуальный, функциональный и результативный блоки;
3) разработанная модель будет реализована с учетом комплекса педагогических условий, включающих: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Представить историографию и проанализировать состояние проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
2. Определить совокупность методологических подходов к решению исследуемой проблемы.
3. Теоретически обосновать и разработать модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
4. Выявить комплекс педагогических условий реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса педагогических условий реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.А. Садовский,
Э.Г. Юдин и др.);
- личностно-деятельностный подход (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);
- компетентностный подход (А.С. Белкин, А.Н. Дахин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Е.Н Соловова, А.В. Хуторской и др.);
- теория управления (В.Г. Афанасьев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Ю.А. Конаржевский и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. К теоретическим методам относятся: а) анализ философской, психолого-педагогической, методической, управленческой литературы, а также нормативных документов; б) изучение, обобщение и систематизация педагогического опыта; в) моделирование. Эмпирические методы включают в себя: а) эксперимент; б) наблюдение, анкетирование, тестирование; в) анализ данных, методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по направлению интеллектуального развития воспитанников № 110 г. Челябинска» (МБДОУ «ДС № 110 г. Челябинска»). В исследовании приняли участие 26 педагогов.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2017 г. по 2020 г.
На первом этапе (с 2017 г. по 2018 г.) изучалось состояние проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации. Были определены терминологическое поле, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, а также разрабатывалась модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
На втором этапе (с 2018 г. по 2019 г.) выявлялись и обосновывались педагогические условия эффективного функционирования модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, определялись критерии, показатели и уровня сформированности инновационной компетенции воспитателей ДОО, проводилась апробация педагогических условий в ходе экспериментальной работы. Уточнялись промежуточные выводы, сделанные в ходе исследования, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы дошкольного образовательного учреждения.
На третьем этапе (с 2019 г. по 2020 г.) обобщение результатов экспериментальной работы, статистическая обработка полученных данных, сравнительный анализ, уточнение выводов, подготовка рекомендаций для заведующих дошкольных образовательных организаций, а также воспитателей ДОО, оформление результатов работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации представляет собой системное образование, базирующееся на идеях системного, личностно-деятельностного, и компетентностного подходов представляющее собой целенаправленный, поэтапный процесс формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ.
2. Инновационная компетентность педагога ДОУ - это готовность и способность осуществлять инновационную деятельность в постоянно обновляющейся профессиональной среде, отражающая личностную, теоретическую и практическую готовность к внедрению новшеств, то есть в умении проектировать и внедрять новый продукт, вводить новые технологии и методы в процесс обучения и воспитания дошкольников.
Формирование инновационной компетентности педагога ДОУ - это непрерывный процесс количественных и качественных изменений всех компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностного, личностного и рефлексивного), имеющий естественно-искусственную природу, осуществляющийся под влиянием внешних условий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.
3. Модель управления инновационной деятельностью педагогов
ДОУ основывается на положениях используемых теоретических подходов, и понимается как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования, тесно связанная со средой, благодаря чему возможно управлять ею. Особенностью модели является поэтапное построение процесса формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ, включающее в себя информационно- познавательный, мотивационно-смысловой, профессионально-практический и профессионально-инновационный этапы.
4. Комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации включает: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
Научная новизна исследования заключается:
- в аналитическом представлении историографии проблемы управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в обосновании и разработке модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в выделении условий эффективного функционирования модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации;
- в разработке инструментария для оценки уровней сформированности инновационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
1. Исследована проблема управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации на общенаучном, теоретико-методологическом и методическом уровнях.
2. Уточнен и систематизирован понятийный аппарат проблемы, а именно понятия «управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации», «инновационная компетентность педагога ДОУ»; «формирование инновационной компетентности педагога ДОУ».
3. Уточнено понимание системного, личностно-деятельностного, и компетентностного подходов применительно к процессу управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и сформулированные на их основе выводы могут служить основой для совершенствования процесса управления инновационной деятельностью педагогов дошкольной образовательной организации. Она определяется: а) внедрением в практику деятельности ДОУ модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ; б) определением и характеристикой уровней сформированности инновационной компетентности педагогов ДОУ; в) разработкой методического обеспечения процесса управления инновационной деятельностью в ДОУ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения управленческой, психолого-педагогической науки, а также достижений методики дошкольного образования детей; выбором и реализацией комплекса методологических подходов к построению модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ; использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования; обработкой результатов исследования методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлены в виде выступлений на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, методических семинарах, заседаниях кафедры педагогики и психологии, а также отражены в публикациях материалов по итогам работы Всероссийских и Международных научно-практических конференций.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении представлена актуальность темы исследования, формулируется проблема, цель, задачи и гипотеза исследования, определяются его объект и предмет, описывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, обосновывается достоверность полученных результатов.
В первой главе исследования содержится теоретическое обоснование проблемы исследования, рассмотрены основные категории и понятия, определены методологические подходы и разработана модель управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации, а также условия ее эффективного функционирования.
Во второй главе исследования сформулированы цель, задачи и условия проведения экспериментальной работы по проверке эффективности и оптимальности разработанной модели управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации в комплексе с педагогическими условиями реализации данной модели. Представлены результаты экспериментальной работы, а также выводы.
Библиографический список включает в себя 96 источников. Работа содержит 9 приложений.
В современном педагогическом контексте управление инновационной деятельностью педагогов ДОО является актуальной проблемой, что обусловлено возросшими требованиями к нововведениям, с целью повышения качества образования.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативно-правовых документов системы образования, а также опыт практической деятельности показал ее недостаточную теоретическую и практическую разработанность. Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления и практической разработки.
В ходе теоретического исследования, нами были уточнены основные понятия проблемы исследования: «управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации», «инновационная компетентность педагога ДОУ», «формирование инновационной компетентности педагога ДОУ».
Общенаучной основой исследования выступил системный подход; теоретико-методологической стратегией - личностно-деятельностный подход; практико-ориентированной основой - компетентностный подход, на основе которых была разработана модель управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный, функциональный и результативный блоки.
Под моделью управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ будем понимать целостную совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования, тесно связанную со средой, благодаря чему возможно управлять ею. Особенностью данной модели является поэтапное построение процесса формирования инновационной компетентности педагогов ДОУ, включающее в себя информационно-познавательный, мотивационно-смысловой, профессионально-практический и профессионально-инновационный этапы.
Разработанная модель управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ и реализуется с учетом комплекса педагогических условий, ее эффективного функционирования, в который входят: а) стимулирование педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности; б) формирование команды единомышленников в инновационной деятельности педагогов ДОУ; в) формирование умений педагогического проектирования педагогов ДОУ.
Экспериментальная работа, организованная в естественных условиях МБДОУ «ДС № 110 г. Челябинска» была проведена в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный, на каждом из которых решались соответствующие целям этапа задачи и были получены результаты, свидетельствующие об эффективности реализации разработанной модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, а также выделенного комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.
Использованные нами в ходе экспериментальной работы методы математической статистики позволили установить наличие статистически значимого влияния педагогических условий на повышение уровня сформированности инновационной компетентности педагогов ДОУ, что дает основание считать гипотезу исследования подтвержденной.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во- первых, полученные результаты и сформулированные на их основе выводы могут служить основой для совершенствования процесса управления инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации. Во-вторых, внедрение в практику деятельности ДОУ модели управления инновационной деятельностью педагогов ДОУ, в комплексе с педагогическими условиями ее эффективного функционирования обеспечивает достаточный уровень сформированности инновационной компетентности педагогов. В-третьих, разработанный инструментарий для оценки уровня сформированности инновационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, позволяют получить объективную информацию об уровне сформированности указанной компетентности.
1. Абрамова, Н.А. Готовность к инновационной деятельности - условие успешного профессионального старта [Текст] / Н.А. Абрамова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2019. - № 9. - С. 48 - 54.
2. Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления [Текст] / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск: Поликом, 2007. - 204 с.
3. Алиева, Т.М. Методики диагностики рефлексивных способностей будущих педагогов в вузе [Текст] / Т.М. Алиева // Гаудеамус. - 2016. - № 4. - С. 53 - 57.
4. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Наука, 1997. - 445 с.
5. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент: учебник для вузов [Текст] / И.Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
6. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
7. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2005. - 64 с.
8. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А.С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
9. Белоусова, Р.Ю. Управление инновационным развитием дошкольного образования на основе маркетингового подхода [Текст] / Р.Ю. Белоусова // Нижегородское образование. - 2012. - № 2. - С. 48 - 54.
10. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход [Текст] / И.В. Блауберг. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с.
11. Бунтова, А.В. Содержание профессиональной деятельности современного педагога [Текст] / А.В. Бунтова // Вестник ПензГУ. - 2014. - № 1 (5). - С. 49 - 52.
12. Бургин, М.С. Инновации и новизна в педагогике [Текст] / М.С. Бургин // Советская педагогика. - 2015. - № 12. - С. 33 - 40.
13. Буркова, Л.В. Педагогические инновации и их диагностика: теоретический аспект [Текст] / Л.В. Буркова. - К.: Наук. мир, 2014. - С. 37 - 45.
14. Василенко, О.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие [Текст] / О.В. Василенко, В.Г. Шматько; под ред. В.О. Василенко. - М.: ЦУЛ, Феникс, 2013. - С. 9 - 11.
15. Волобуева, Л.М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Л.М. Волобуева, Е.Б. Кузнецова. - Москва: Прометей, 2012. - 158 c. - ISBN 978-5-4263-0098-9. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - Режим доступа: URL: http://www.iprbookshop.ru/18557.html(Дата обращения: 19.02.2020).
16. Воропаева, Е.Э. Структура и критерии сформированности готовности педагога к инновационной деятельности [Текст] / Е.Э. Воропаева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 28.
17. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] /
Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
18. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие [Текст] / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. - М.: Логос, 2006. - 128 с.
19. Давыткина, Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Давыткина; МИГУ - Москва, 2003. - 224 с.
20. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015. - 896 с.
21. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в
дошкольном образовательном учреждении [Текст]: методические
рекомендации / Л.М. Денякина. - М.: Новая школа, 2008. - 48 с.
22. Долгова, В.И. Управление инновационными процессами в
образовании: сущность, закономерности и тенденции [Текст] /
В.И. Долгова, В.А. Ткаченко // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 7 (13). - С. 17 - 22.
23. Дошкольная образовательная система: модели развития [Текст] / А.Ф. Аменд, М.В. Жукова, Е.Ф. Фролова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 5. - С. 10 - 14.
24. Дошкольное образование: Нормативно-правовое регулирование [Текст] / сост. Л. Гураш, Т. Воронина. - М.: Изд. дом «Школьный мир»: Изд-во: Голицына, 2016. - 120 с.
25. Зеер, Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст]: научно-методическое пособие / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, Е.Г. Лопес; Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. - 128 с.
26. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с.
27. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20 - 26.
28. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко; под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004. - 304 с.
29. Ильина, Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ильина Нина Федоровна; [Место защиты: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева]. - Красноярск, 2014. - 358 с.
30. Инновационная деятельность в дошкольном образовании[Текст]: материалы IX Международной научно-практической конференции // под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль - Москва: Изд-во «Канцлер», 2016 - 540 с.
31. Инновационная социально-педагогическая деятельность ДОУ как фактор развития профессионализма его персонала (из опыта работы ДОУ) [Текст] / Л.К. Косарева, С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова и др. - СПб., 2004. - С. 30 - 39.
32. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях [Текст] / Г.В. Фадина, И.Г. Андреева, Е.А. Лобанова. - Балашов: Изд-во Николаев, 2004. - 64 с.
33. Ишмухаметов, Р.Р. Совершенствование системы управления образованием на уровне муниципального района [Текст]: автореферат дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Ишмухаметов Рустам Рифатович. - Башкир. гос. ун-т. - Уфа, 2006. - 22 с.
34. Казакова, В.Н. Управление инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Казакова Вера Николаевна. - Екатеринбург, 2000. - 161 с.
35. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Арена, 1994. - 78 с.
36. Книга руководителя дошкольного учебного заведения: справочно-методическое издание [Текст] / Сост. О.А. Копейкина, Л.В. Гураш. - Харьков: Торсинг плюс, 2016. - 512 с.
37. Конаржевский, Ю.А. Инспектирование состояния управления дошкольными учреждениями (методические указания) [Текст] / Ю.А. Конаржевский, А. Троян. - Магнитогорск, 1981. - С. 46 - 53.
38. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 222 с.
39. Кондрашова, Н.В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе [Текст] / Н.В. Кондрашова // Перспективы науки. - 2014. - №. 11. - С. 24-31.
40. Котлярова, И.О. Исследование формирования готовности
студентов к инновационной деятельности с позиций системного подхода [Текст] / И.О. Котлярова, С. Мэн // Научное обеспечение системы
непрерывного образования. - 2015. - C. 18-21.
41. Краевский, В.В. Методология научного исследования [Текст] / В.В. Краевский. - СПб.: СПб. ГУП, 2001. - 145 с.
42. Краснорядцева, О.М. Чувствительность к проблемам: от исследовательских процедур к диагностике потенциала самореализации личности [Текст] / О.М. Краснорядцева // Методология и история психологии, 2009. - № 4. - С. 73 - 81.
43. Круглова, Н.Ю. Стратегический менеджмент [Текст] / Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов. - Изд-во: Высшее образование, 2008. - 496 с.
44. Крутой, К.Л. Инновационная деятельность в дошкольном учебном заведении: методический аспект [Текст] / К.Л. Крутой, Н.В. Маковецкая. - Запорожье: ЛИПС, 2014. - 153 с.
45. Крутой, К.Л. Инновационная деятельность в современном
дошкольном учебном заведении: методический аспект [Текст] /
К.Л. Крутой, Н.В. Маковецкая. - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2012. - 203 с.
46. Крутой, К.П. Массовые формы методической работы с педагогами в современном дошкольном образовательном учреждении [Текст] / К.П. Крутой. - Запорожье: ЛИПС, 2014. - 157 с.
47. Кучергина, О.В. К вопросу о критериях инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения [Текст] / О.В. Кучергина // Инновационные направления в образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: УрГПУ, 2009. - С. 186 - 189.
48. Кучергина, О.В. Формирование инновационной культуры
педагогов дошкольного образовательного учреждения в поликультурном образовательном пространстве [Текст] / О.В. Кучергина, Н.Г. Смольникова // Поликультурное образование детей дошкольного возраста: от
исследовательского поиска к инновационному проектированию: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. - С. 79 - 92.
49. Лазарев, B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы [Текст] / B.C. Лазарев. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. - 187 с.
50. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
51. Майер, А.А. Модернизация дошкольного образования [Текст] / А.А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 2. - С. 16 - 20.
52. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.
53. Мендыбаева, М.М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы [Текст] / М.М. Мендыбаева, Т.К. Дюсембаева // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 89 - 91.
54. Моисеев, А.М. Стратегическое управление школой: словарь- справочник. [Текст]: В3 т. - Т. 3. С-Я / А.М. Моисеев; под ред. О.М. Моисеевой. - М.: АСОУ, 2014. - 372 с.
55. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр- 271). Доступ из справ. -правовой системы «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/6744437/(Дата обращения: 22.02.2020).
56. Новикова, Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику [Текст] / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2005. - № 5. - С. 25 - 32.
57. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
58. Осипова, С.И. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании: монография [Текст] / С.И. Осипова, Н.В. Гафурова, А.И. Богданова и др.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федер. ун-т; под ред. С.И. Осиповой. - Красноярск: СФУ, 2017. - 461 с.
59. Палкина, М.В. Концепция инновационной системы муниципального образования [Текст] / М.В. Палкина, А.Ю. Палкин // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2016. - № 1. - С. 82 - 88.
60. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / сост. Е.В. Трифонова. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. - 264 с.
61. Педагогическая психология [Текст] / Зимняя И.А. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
62. Педагогический словарь: учебное пособие [Текст] /
В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 352 с.
63. Педагогический энциклопедический словарь[Текст]. - М.:
Большая Российская энциклопедия, 2002. - 186 с.
64. Петрова, Л.И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Петрова Людмила Иннокентьевна. - Москва, 2005. - 188 с.
65. Петровский, А.В. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
66. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 351 с.
67. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н. - Режим доступа:
https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/ (Дата
обращения: 23.02.2020).
68. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70265348/(Дата обращения
23.02.2020).
69. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об
утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/(Дата обращения: 23.02.2020).
70. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум [Текст] / А.А. Реан - СПб.: Прайм. - ЕВРОЗНАК, 2006. - С. 84 - 86.
71. Романенко, Е.В. Управление ДОУ в современных условиях [Текст] / Е.В. Романенко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 77 - 79.
72. Рыбалова, И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст] / И.А. Рыбалова // Управление ДОУ. - 2005. - № 4. - С. 10 - 23.
73. Саранцева, М.В. Управление процессом совершенствования профессионального мастерства педагогов системы общего образования на муниципальном уровне [Текст] / М.В. Саранцева, В.Н. Куровский // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 1. - С. 58 - 65.
74. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2005. - № 11. - С. 138 - 144.
75. Сериков, С.Г. Гуманно-ориентированная интерпретация системы качества образования [Текст] / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 2. - С. 22 - 25.
76. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.
77. Сидоров, С.В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: монография [Текст] / С.В. Сидоров; под ред. С.А. Репина. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. - 266 с.
78. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
79. Третьяков, П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе [Текст] / П.И. Третьяков. - М.: Педагогика, 1991. - С. 25 - 69.
80. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента [Текст] / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 1998. - 288 с.
81. Трифонова, С.А. Диагностика обеспечения готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С.А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011. - С. 35 - 38.
82. Трифонова, С.А. Структура готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С.А. Трифонова // Молодой ученый. - 2010. - № 12. - Т. 2. - С. 129 - 131.
83. Управление инновационными проектами: учеб. пособие [Текст] / Под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
84. Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ. - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников [Текст] / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.
85. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: ООО ТЦ «Сфера», 2014. - 32 с.
86. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.30/i№dex.php(Дата обращения 12.05.2019).
87. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58 - 64.
88. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
89. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 384 с.
90. Шемятихина, Л.Ю. Менеджмент и экономика образования: учебное пособие [Текст] / Л.Ю. Шемятихина, Е.Е. Лагутина. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 442 с.
91. Штофф, В.А. Роль моделей в познании [Текст] / В.А. Штофф. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. - 128 с.
92. Щедровицкий, Г.П. Компетенции и компетентность [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 36 -41.
93. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность [Текст] / Э.Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.
94. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
95. Яковлева, Г.В. Организация работы инновационных структурных подразделений дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Г.В. Яковлева, Г.А. Сапожникова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 2. - С. 6-13.
96. Яковлева, Г.В. Управление инновациями в современном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие для руководителей ДОУ [Текст] / Г.В. Яковлева, Г.А. Сапожникова, О.Н. Мирошниченко, Л.И. Филиппова, И.А. Мальцева. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 159 с.