ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Понятие, сущность и процессуальная регламентация задержания лица, совершившего преступление 7
§ 1. Задержание как мера принуждения 7
§2. Основания и мотивы задержания лица подозреваемого в совершении преступления 16
Глава II. Организационно-тактические аспекты задержания 16
§ 1. Организационно-подготовительные мероприятия при задержании 24
§2. Ситуации задержания 28
§3. Тактические приемы задержания 31
§4. Особенности задержания в помещении, в транспортном средстве, связанное с освобождением заложников 34
Глава III. Фиксация хода и результатов задержания 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Задержание - это мера принуждения, которая применяется органами дознания, дознавателем, следователем. Обычно это происходит для того, чтобы удержать лицо, которое подозревается в совершение преступления. Важно помнить, что задерживать гражданина можно только на определенный срок, а именно сорок восемь часов, что требует скорейшего решения его положения.
Именно после задержания может быть избрана одна из мер пресечения, если, конечно, это необходимо. К ним относятся: личное поручительство; подписка о невыезде и надлежащем поведении; залог; арест, в данном случае домашний; присмотр за лицом, не достигшим восемнадцати лет, а также наблюдения командира воинской части; заключение под стражу. Каждая из этих мер применяется только на основании постановления следователя, а в некоторых случаях таких, например, как залог или заключение под стражу на основании решения суда. При этом всегда учитываются сроки, и любое нарушение процессуальной стороны вопроса может повлечь недействительность того или иного принятого решения, а соответственно остановить предупреждение совершения преступлений в дальнейшем.
Принуждение - это важная часть уголовного процесса, которая помогает предотвратить совершение преступлений в будущем и пресечь негативное поведение со стороны подозреваемых лиц. В отличие от принуждения в целом, правовое не является запрещенным и поддерживается законом, что имеет колоссальное значение и влияние на общество. Безусловно, принуждение само по себе, как то, что оказывает психическое и физическое давление на человека, явление негативное. Именно поэтому закон четко устанавливает границы применения различных мер предупреждение преступлений, ставит действия правоохранительных органов в рамки и фиксирует принципы, определяющие важность человеческого достоинства и чести.
Проблемы, связанные с уголовно-процессуальным задержанием, всегда вызывали интерес среди ученых-процессуалистов. Новая волна обсуждения поднялась в связи с проектом Закона о преобразовании милиции в полицию. Проект не внес ясности в содержание рассматриваемого понятия. В ст. 14 проекта это действие толкуется в самом широком смысле. Согласно ч. 1 полиция имеет право задерживать и лиц, подозреваемых в совершении преступления, и лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, и лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, и т.д.
Несомненно, широкое толкование понятия «задержание» не позволяет четко очертить момент начала применения меры принуждения в различных отраслях права, разграничить процедуры принуждения. Видимо, с этим связано Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2004 г. № 44-004-3, где признается законным задержание подозреваемого в совершении преступления в порядке ст. 91 и 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), которое было осуществлено до возбуждения уголовного дела . Ранее свою позицию высказал Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что понятие «задержанный» должно толковаться в его конституционно-правовом, а не в придаваемом ему ранее утратившим силу УПК РСФСР более узком смысле. В этой части мнение Конституционного Суда Российской Федерации не подлежит сомнению, т.к. ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации закрепляет: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Данная норма должна реализовываться в любой правоохранительной деятельности, и в административно-правовой, и в уголовно-процессуальной. Однако далее Конституционный Суд делает акцент на уголовном процессе: «В целях реализации названного конституционного права предлагается учитывать не только формально процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование» . Иными словами, Конституционный Суд предлагает считать «задержанным» в уголовно-процессуальном смысле еще до того, как уголовный процесс начался, когда еще не оформлен законный повод и не проверены основания для возбуждения уголовного дела. Видимо, авторитетность такого источника порождает мнение о том, что задержание «...допустимо производить как после, так и до возбуждения уголовного дела. Во всяком случае, в отношении задержания по п. 1 ст. 91 УПК РФ никакой другой не находящийся в противоречии со здравым смыслом вывод невозможен» .
При таком подходе возникли противоречия между соблюдением прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве и собственно уголовно-процессуальной формой, о важности которой говорить не приходится. Думаю, здесь уместно привести слова проф. В.Н. Григорьева: «В последнее время уголовно-процессуальное законодательство стало использоваться для упорядочения отношений, не входящих в предмет регулирования УПК РФ. Процессуальная форма низводится к
административному регламенту в сфере уголовного судопроизводства, что не соответствует ни ее природе, ни предназначению, особенно если учесть сложный, творческий характер деятельности следователя, судьи, прокурора и дознавателя» .
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам задержания подозреваемых лиц. Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих основания и порядок задержания подозреваемых лиц.
Цель работы заключается в исследовании оснований и порядка задержания подозреваемых лиц. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие задержания как меры принуждения;
2. охарактеризовать основания и мотивы задержания лица подозреваемого в совершении преступления;
3. исследовать организационно-подготовительные мероприятия при задержании;
4. проанализировать ситуации задержания;
5. изучить тактические приемы задержания;
6. определить особенности задержания в помещении, в транспортном средстве, связанное с освобождением заложников ;
7. раскрыть вопросы фиксация хода и результатов задержания
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. Задержание - это неотложная мера процессуального принуждения, состоящая в захвате лица, подозреваемого в совершении преступления, и его временной изоляции от общества. Это процессуальное действие производится для того, чтобы подозреваемое лицо не смогло уклониться от дознания или следствия, помешать установлению истины по расследуемому уголовному делу, продолжить преступную деятельность.
2. При законодательном закреплении процессуальной формы и содержания института задержания лица по подозрению в совершении преступления необходимо всегда учитывать возможность применения дифференцированного подхода при их реализации на практике. То есть необходимо законодательно предусмотреть различный процессуальный порядок задержания лица на различных этапах уголовного судопроизводства: до возбуждения уголовного дела и после возбуждения уголовного дела.
3. Предлагается считать начальным моментом осуществления задержания лица по подозрению в совершении преступления при наличии возбужденного уголовного дела - фактическое ограничение прав лица (физический захват), а до возбуждения уголовного дела - доставление лица органу дознания, дознавателю, следователю или прокурору.
4.Задержание должно отвечать строжайшему соблюдению законности, быть обусловленным и мотивированным, проводиться с максимальной безопасностью для всех участников и граждан, случайно оказавшихся на месте проведения операции, и с оптимальной затратой сил, средств и времени. Оно должно отвечать принципу гуманности по отношению к задерживаемому - вред, причиненный ему задержанием, должен быть по
возможности минимальным.
5. В целях устранения правовых противоречий и пробелов, связанных с осуществлением деятельности по физическому захвату и доставлению, необходимо предусмотреть в ст. 6 Федерального закона «Об ОРД» дополнительные оперативно-розыскные мероприятия («оперативное задержание», «оперативное доставление»), которые позволили бы более полно и быстро реализовывать закрепленные в ст. 2 Закона задачи оперативно-розыскных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
6. Тактическая операция — это подсистема следственных, организационно - подготовительных, иных действий и оперативно - розыскных мероприятий, проводимых по единому плану и направленных на решение отдельных промежуточных задач, подчиненных общим целям расследования уголовного дела .
7. Тактика задержания при наличии времени на подготовку к нему включает ряд общих положений, которые должны реализовываться во всех случаях его проведения. К их числу можно отнести:
1) выставление скрытых постов наблюдения;
2) заблаговременное оцепление территории, прилегающей к месту задержания;
3) выдвижение участников задержания на исходные позиции;
4) проведение мероприятий отвлекающего характера;
5) проникновение в помещение, вступление в непосредственный контакт с подозреваемым и его физический захват;
6) проведение личного обыска задержанного, осмотра места задержания, примыкающей территории и др.
7) Задержание предпочтительнее проводить в помещении, так как в этом случае до минимума сведена возможность побега, исключаются вмешательство и скопление посторонних лиц, имеется больше возможностей для проведения личного обыска, изъятия у задержанного предметов, имеющих доказательственное значение. Однако задержание в помещении имеет и отрицательные моменты: оно становится известным семье и соседям и т.д.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 17.02.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, №1, ст.44.
Учебная литература
5. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М., 2009. С. 124.
6. Булатов Б.Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве. Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2013. С. 46.
7. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / под. ред. Е.П. Ищенко. М.: Проспект, 2011. С. 267.
8. Воронов Д.А. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, непосредственно после его доставления в орган дознания // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1. С. 141 - 147.
9. Гольцов А.Т. Сроки задержания в российском уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8. С. 54.
10. Григорьев В.Н., Задержание подозреваемого. - М., 1999. С. 97 - 116.
11. Драпкин Л.Я. Особенности информационного поиска в процессе расследования и тактика следствия // Проблемы повышения эффективности предварительного следствия. Л., 1976. С. 54.
12. Жуков Н.Б. Совершенствование тактики задержания в уголовно - процессуальном законодательстве Российской Федерации // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 6 (36). С. 174-178.
13. Иванов Л.Н., Волков А.С. Преступления против личности: криминалистические и социопсихологические аспекты киннеппинга. Саратов: СЮИ МВД России, 2005. С. 60.
14. Иванова Е.В. Расследование преступлений, совершённых с
использованием веществ, опасных для здоровья: монография. М.:
Юрлитинформ, 2012. С. 233.
15. Криминалистика: конспект лекций: учебное пособие / В.П. Лавров, Р.Р. Рахматуллин, В.И. Романов, А.И. Шалимов; под общ. ред. В.П. Лаврова. - М.: Проспект, 2016. - 256 с.
16. Криминалистика: учеб. - метод. пособие / сост.: И.О. Антонов, А.В. Мишин, П.Н. Мазуренко и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 96 с.
17. Курченко В.Н. Допустимость доказательств в судебной практике // Уголовный процесс. 2005. № 5. С. 49.
18. Мельников В.Ю. Задержание заподозренного лица. Ростов н/Д: ИнфоСервис, 2003. С. 114.
19. Павлов А.В. Задержание обвиняемого, находящегося в розыске: учебное пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2012. С. 54.
20. Петрухин И.Л. Глава 12. Задержание подозреваемого // Уголовно-процессуальный кодекс РФ / под ред. И.Л. Петрухина. М., 2014.С. 94.
21. Пидусов Е.А. Задержание подозреваемого в незаконном обороте наркотиков: науч.-практическое пособие. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 127-128.
22. Россинский С.Б. Концептуальные основы формирования результатов «невербальных» следственных и судебных действий в доказывании по уголовному делу: дисс. д - ра юрид. наук., М.: Университет имени О.Е. Кутафина, 2015. С. 118.
23. Руководство для следователей / под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М., 1997. С. 86.
24. Рыжаков А.П. Задержание по подозрению в совершении преступления. М.: Дело и Сервис, 2011. С. 84.
25. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2016 г. //
Министерство внутренних дел РФ. URL:
http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/ (дата обращения: 01.06.2017 г.).
26. Томин В.Т., Поляков М.П., Александров А.С. Комментарий к УПК РФ (Вводный). М., 2002. С. 56.
27. Фомин М.А. Защита по уголовным делам о наркотиках: практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 62-64
28. Маркелов А.Г. Объяснение как доказательство в уголовном судопроизводстве // Уголовный процесс. 2014. № 1. С. 35-39.
29. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 65.
Научные статьи
30. Артемова В.В., Самолаева Е.Ю. Задержание лица по подозрению в совершении преступления в условиях реформирования современного законодательства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2016. № 3. С. 73-80.
31. Григорьев В.Н. О некоторых современных тенденциях в развитии
уголовно-процессуальной формы // Уголовно-процессуальное
законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики: сб. статей / В.В. Абрамочкин [и др.]. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 24.
32. Громыко О.В. Особенности возбуждения уголовных дел по факту вымогательств, совершенных организованными группами // Российский следователь. 2010. № 8. С. 58.
33. Ким Е.П., Костенко К.А. Задержание подозреваемого: правовой и практический аспекты // Российский следователь. 2016. № 4. С. 27-31.
34. Лавдаренко Л.И. Определение целей и мотивов уголовно-процессуального задержания // Российский следователь. 2015. №12. С. 13.
35. Хохлова К.А. Применение тактической операции при задержании подозреваемого // Законность в современном обществе: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2017. С. 190-193.
36. Чуркин А.В. Допустимость в уголовном процессе объяснений как новых доказательств // Российский следователь. 2013. № 17. С. 19-22;
Материалы правоприменительной практики
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 27. Ст. 2882.
38. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 02.02.2004 № 44-004-3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 9. С. 17 - 18.
39. Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2004 № 44-о04-3 //
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 9. С. 17 - 18.
40. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1 июня 2011 г. № 77-П11 // СПС «КонсультантПлюс».