ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы исследования 8
1.1. Сущность понятий «креативность» и «развитие креативности» 8
1.2. Специфика развития креативности у детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Семья и ее роль в формировании и развитии личности детей младшего
школьного возраста 14
Выводы по первой главе: 24
Глава 2. Практические аспекты проблемы исследования 26
2.1 Задачи и содержание исследования 26
2.2. Анализ результатов изучения креативного мышления младших школьников 30
2.3 Программа взаимодействия учителя с семьей по развитию креативности младших школьников 39
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В последние десятилетия стремительно разворачивались и продолжают развиваться процессы глобализации экономики, одновременно растет напряженность международной конкуренции и интенсивность международного сотрудничества, протекает процесс интеграции наук, который диктует изменение типа познавательного отношения к миру и требует от индивида не только обширных знаний, но и высокого уровня развития творческого мышления.
Сегодня основным экономическим ресурсом становится информация. Стремительная динамика объемов и увеличение сложности информационных процессов, активное развитие коммуникационных и интеллектуальных информационных технологий на сегодняшний день создают качественно более сложную и динамичную среду существования организаций, людей, общественных институтов и других участников социально-экономических процессов. Современные человек вынужден постоянно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, к лавинно увеличивающемуся объему информации.
Сегодня личность человека труда признается как главная ценность общества. А на фоне полной автоматизации производства в системе требований к специалисту отчетливо проявляется личностная составляющая. В условиях стремительных социально-экономических преобразований выдвигаются требования к развитию творческого потенциала специалиста, его способности генерировать новые идеи, имеющие общечеловеческую ценность, и рациональные пути их решения.
Таким образом, современные социально-экономические условия заявляют необходимость развития креативности личности.
Современные родители, заботясь о благополучной жизни своих детей в обществе такого формата, стремятся создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. С уверенностью можно заявить, что сегодня существует «мода» на дополнительное образование, развитие личностных качеств. Также хотелось бы отметить повышение престижа широкого и глубокого образования. Нереализованность самих родителей в социальной сфере обуславливает их желание компенсировать ее за счет своих детей. Данные мотивы стимулируют родителей на создание специальных условий для воспитания и обучения ребенка, в частности и его креативности.
В настоящее время рассмотрение развития креативности младшего школьника в условиях семьи является достаточно изученной областью психологии способностей и наиболее актуальной проблемой семейного воспитания. В условиях возрастающей роли сотрудничества семьи и школы растет понимание того, что педагогические инициативы по развитию креативности младшего школьника могут быть успешно реализованы, если они будут поддержаны как педагогическими традициями школы, так и семейными творческими традициями. Творческие традиции семьи в системе воспитания креативности младшего школьника исследованы в психологической науке пока еще недостаточно. Этим обусловлена необходимость изучения их роли в учебно - воспитательном процессе.
Сегодня цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстетико-поведенческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.
Рассматривая вопрос креативности и развитие ее как качества личности, нельзя не сказать о состоянии и степени разработанности проблемы.
Феномен креативности исследуется широко как зарубежными (П.Е. Торренс, Дж. Гилфорд, X. Гоу, Ф. Баррон и др.), так и отечественными учеными (Д.Б. Богоявленская, E.JL Солдатова, Я.А. Пономарев, E.JL Яковлева и др.). Большинство исследований носит прикладной характер, в них обращается внимание на конкретные способы решения задачи воспитания творческой личности младшего школьника (A.A. Адаскина, A.B. Богомолова, Л.Г. Гудзенко и др.).
При общем доминировании прикладных исследований проблемы развития личности ребенка в условиях творческой деятельности обращается внимание на ее методологический аспект. Специалистами изучаются целевое содержание воспитания творческой личности, уровни развития креативности школьников, теоретические подходы к развитию детского творчества (Д.Б. Богоявленская, А.Ю. Бодров, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева- Томина, И.М. Кыштымова, В.А. Сластенин и др.).
В контексте креативности младшего школьника можно отметить повышение интереса к исследованиям возрастных особенностей проявления и укрепления творческих способностей ребенка (Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова, Н.С. Лейтес и др.), тендерных различий (Дж.Д. Морен, Д.В. Тегано и др.), условий и факторов, способствующих более успешному развитию творческого потенциала, а следовательно, креативности в школьном возрасте (Н.В. Гончаренко, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Е.А. Корсунский, A.M. Матюшкин и др.).
Многие исследователи указывают на важную роль семьи в развитии креативности ребенка (И.В. Дубровина, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер др.) и, в частности, семейных традиций (Е.Г. Благушкина, Л.В. Загик, В.Я. Титаренко и др.). При этом отмечается, что значима роль традиций, сложившихся в семье, в поиске детьми нестандартных способов организации и осуществления деятельности, в применении ранее не апробированных приемов достижения значимых для ребенка целей (Т.М. Баринова, В.П. Зеньковский, P.M. Чумичева, В.П. Щербакова и др.)
Актуальность темы повлекла за собой выявление противоречия между необходимостью развития креативности у младшего школьника и недостаточной методической разработанностью способов ее формирования, адаптированных к использованию родителями в условиях семейного воспитания.
Проблема - с помощью каких способов, адаптированных к использованию родителями в условиях семейного воспитания, можно формировать креативность у детей младшего школьного возраста.
Тема нашего исследования будет звучать следующим образом: «Работа с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - процесс развития креативности младшего школьника.
Предмет исследования - деятельность педагога с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста.
Целью квалификационной работы обозначим теоретическое обоснование проблемы развития креативности и разработку программы деятельности педагога по работе с родителями младших школьников.
Для реализации поставленной цели видим необходимость решить следующие задачи:
1. Определить понятие «креативность» и его основные составляющие;
2. Выявить особенности развития креативности в младшем школьном возрасте;
3. Определить направления деятельности педагога с семьей по развитию креативности младшего школьника;
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы; по
выявлению уровня креативности у младших школьников
5. Разработать программу взаимодействия педагога с семьей по развитию креативности младшего школьника.
Нами будут использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение);
2. Эмпирические (тестирование, анкетирование).
3. Методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: в эксперименте принимали участие учащиеся 3-го класса в количестве 27 человек МОУ СОШ г. Челябинска.
Практическую значимость данного исследования мы видим в следующем: подобранные нами рекомендации, направленные на развитие креативности у младших школьников в семье, могут быть использованы родителями учеников начальных классов.
Структура работы: наше исследование состоит из двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. В тексте работы 4 таблиц, 11 рисунков. Список литературы представлен 64 источниками.
Семья - это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы, влияющие на развитие и становление личности - это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В первой главе исследования нами рассмотрена проблема формирования креативности у младших школьников в теории педагогической и психологической науки.
Креативность младшего школьника как психологическая структура включает новое видение цели семейного творчества, нестандартное достижение новых творческих результатов, освоение новых ролей в коллективном творчестве семьи, инновационную организацию творческого процесса, эвристические способы решения творческой задачи всей семьей.
Принято считать, что креативный потенциал ребенка значительно выше, чем у взрослого, но это никогда не гарантирует высоких творческих достижений в будущем. Влияние родителей - первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я - концепции ребенка. Как пишет К. Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению со взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические.
Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К.Тэкэкс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулированию детского творчества. По ее мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Важно развивать у ребенка самые различные интересы. Как говорила Галина Васильевна Бурменская, задача взрослых, стремящихся развивать в ребенке его творческий потенциал, реализовывать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно [13].
Во второй главе исследования нами проведено изучение уровня развития творческого мышления детей для разработки программы взаимодействия педагога с семьей. С помощью Диагностики творческого мышления, Туник, Е.Е.
Мы выявили, что высокий показатель выявлен у 9 человек, что составляет 33%, низкий показатель у 3 человек, а это 11%. Соответствует возрастной норме данный показатель у 15 человек - 56%. В соответствии с этим мы разработали рекомендации для родителей по формированию креативности младшего школьника.
По результатам исследования мы разработали программу взаимодействия учителя с семьей по развитию креативности младших
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, дальнейшим направлением исследования может стать проверка эффективности разработанной нами программы работы с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /Г.С. Абрамова - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление. Психология мышления [Текст]: / Р. Арнхейм - М.: 2000. - 510 с.
3. Артемова, Т.А. Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста[Текст] /Т.А. Артемова // Психолог. Наука и образование. - М.: 2003. - 101- 111с.
4. Банзелюк, Е. И. Возрастная Динамика Показателей Креативности У Детей 6-9 Лет [Текст] / Е.И. Банзелюк // Вопросы Психологии. -2008. -№ 3. - С. 55-60.
5. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие [Текст]: моногр. / Т.А.Барышева. - СПБ .: РГПУ им.А.И.Герцена, 2002. - 205 с.
6. Барышева,Т.А. Психологопедагогические основы развития креативности [Текст]: Учеб.Пособ./Т.А.Барышева,Ю.А.Жигалов. - Спб .: Спгутд, 2006.
7. Блинова, В.Л. Детская одаренность: Теория и практика[Текст]: Учебно-методическое пособие. / В.Л. Блинова, Л.Ф.Блинова.- Казань.: Тггпу,2010.- 56с.
8. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Знание,2001. - 80 с.
9. Богоявленская, Д.Б «Психология творческих способностей» [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. моногр. /Д.Б. Боговленская. - М.: Издательский центр «Академия» ,2004. -118с.
10. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: Л.И. Божович.
- М.: Воронеж, 1997. - 520с.
11. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл.ред. С.А. Кузнецов -СПб.: «Норинт»,2001. -1536 с.
12. Бурменской, Г.В Одаренные дети [Текст]: Сборник Одарённые дети. / В.М. Слуцкий. - М.: Прогресс, 2003. -156с.
13. Виноградова, Н. Ф. Все о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей [Текст]:учеб. Пособие для родителей . / Н.Ф. Виноградова - М.: «Вентана - Граф»,2005. -400с.
14. Гамезо,М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М.В. Гамезо, Е.А .Петрова. - М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России.,2003. -512с.
15. Галин,А.Л.Психологические особенности творческого поведения [Текс] / А.Л. Галин. - Новосибирск .: 2001. - 150с.
16. Геркусова, М. Психология человека от рождения до смерти [Текст]:/ М. Геркусова, О. Терехова. - СПб .: ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
17. Гиппиус,С.В.Тренинг развития креативности [Текст]:психологический тренинг. / С.В. Гиппиус. - М .:Речь ,2010. - 90 с.
18. Гин,С.Как развить креативность у детей [Текст]: Методическое пособие./С.Гин. - М.:ВИТА-ПРЕСС,2017. - 110 с.
19. Гойжа, Н.В. Креативное пособие ребенка[Текст]:Практическое пособие для педагогов ,родителей./Н.В. Гойжа. - М.:Владос,2015. -74с.
20. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учеб . пособие для студ. высш. учебн. завед. / Л. А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
21. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [Текст]: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1991. -300с.
22. Джадкинс, Р. Искусство креативного мышления [Текст] / Р.Джадкинс. - М.:Азбука-Аттикус,2016. -200с.
23. Доровский, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей [Текст] / А.И. Доровский. - М.: Российское педагогическое агентство, 2000. -312с.
24. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. [Текст]: / В.Н. Дружинин. - СПб .: Питер, 2000. - 130 с.
25. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ[Текст] / В.И. Ефремов. /- Пенза.: Уникон - ТРИЗ, 2001- 31с .
26. Жердева, М. М. Особенности развития креативных способностей в младшем школьном возрасте[Текст]: Материалы научно-практической конференции. / М.М. Жердеев. - СПб.: 2005. - 462-464с.
27.Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст]: / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008- 857 с.
28. Игнатьев,Е.И.Психология[Текст]:пособиедляпед.училищ/Е.И.Игнатьев,Н. С.Лукин,М.Д.Громов. - М.: Просвещение, 1965. - 344с.
29. Иванова,Т. В. Остроумие и креативность[Текст] / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 76-87.
30. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности[Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012 . -160-165с.
31. Киреенко, О.В. Воспитать любовь к прекрасному [Текст] / О.В. Киреенко// Библ. дело. - 2010. - № 8. - с. 31-33.
32. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст]:/ И.Ю. Кулагина. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
33. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники особенности развития [Текст]:/И.Ю. Кулагина. - М.:Эксмо, 2009. - 176 с.
34. Кудрявцев,С. Творческая природа психологии человека [Текст] / С.Кудрявцев.// Вопросы психологии. - 1990, № 3. - С. 113.
35. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников[Текст] / И.Б. Левицкая, С.К. Турчак . - М.: Владос, 2007- 173 с.
36. Леви,М. Гениальность на заказ[Текст] / М. Леви. - М.: Иванов И Фербер,2015. -200с.
37. Лейтес, Н.С. Об умственной одаренности[Текст] / Н.С. Лейтес. — М.: Педагогика, 1971- 131с.
38. Лук, А.Н. Психология творчества[Текст] : учебное пособие. / А.Н. Лук. - М.: Наука, 2004. - 91 с.
39. Лифинцева, Н.И. Развитие у ребенка эстетического восприятия [Текст] / Н.И.Лифинцева, О.А. Бычихина // Искусство и образование. - 2010. - №
6. - С. 23-33.
40. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст]: / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2003. - №6.
41. Меерович, М.И. Технология творческого мышления [Текст]: Практическое пособие. / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - М.: АСТ., 2000. - 432 с.
42. Мотков,О.И. Психология самопознания личности [Текст]: практическое пособие. / О.И. Мотков. - М.: Треугольник, 1993- 131с.
43. Мижериков,В. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. Мижериков, - М.: Феникс, 2008. - 447 с.
44. Микалко, М. Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие [Текст] / М. Микалко. - М.: Манн,2016. -320с.
45. Никитин, Б.Н. Мы, наши дети и внуки [Текст] / Л.А. Никитина, Б.Н. Никитин. - М.: Самокат, 2015-300с.
46. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 1999. - 261 с.
47. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] / В.И. Петрушина. - М.: Центр Педагогический поиск, 2001. - 160с.
48. Педагогическая энциклопедия : актуальные понятия современной педагогики [Текст] / Н.Н. Тулькибаевой ,Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2003.-274с.
49. Пономарев, Я.А . Исследование проблем психологии творчества[Текст] / Я.А. Пономарев. -М.: Наука, 2000. -234 с.
50. Регуш, Л.А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Регуш, А.В. Орлова. - СПб .: Питер, 2011. - 416 с.
51. Скворцова, В.О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: метод.пособ. / В.О. Скворцова. - М.:Феникс,2009. -219 с.
52. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003. —368 с.
53. Современный словарь по педагогике [Текст] / Рапацевич. Е.С - М.: Современное слово, 2011. - 929 с.
54. Сосновский, Б. А. Психология [Текст]: учебник для педагогических вузов / Б.А. Сосновский. - М.: Высшее образование, 2008. - 660 с.
55. Степанова, Н.А. Развитие креативности младшего школьника средствами семейных традиций [Текст]: дис. ... канд. психол. наук 19.00.07 утв.15.07.2003/ Н.А. Степанова. - М., 2003. - 188 с.
56. Трик, Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества [Текст]: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Х.Е. Трик. - М.: МГУ, 1981. - 28 с.
57. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления [Текст]: Креативные тесты. / Е.Е. Туник - М.: Чистые пруды, 2006.
58. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]:учебник для студ. высш. проф. образования/Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. - 366с.
59. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников [Текст]: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. А.В. Хуторской.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
60.Чудновский, В.Э. Одаренность: дар или испытание [Текст] / В.С. Юркевич- М.: Знание, 1990. -122 с.
61.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Д.Б.Эльконин. - 6-е изд. -М.: Академия, 2011. -384 с.
62.Эйдемиллер, Э.Г Психология и психотерапия семьи[Текст] / В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер. -М.: СПб.: Питер, 2008 - 200с.
63. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст]/ Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.28 - 37.
64. Ярошевский,М.Г. Психология творчества и творчество в психологии[Текст]/ М.Г. Ярошевский // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. - С. 14- 30.