Работа с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы исследования 8
1.1. Сущность понятий «креативность» и «развитие креативности» 8
1.2. Специфика развития креативности у детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Семья и ее роль в формировании и развитии личности детей младшего
школьного возраста 14
Выводы по первой главе: 24
Глава 2. Практические аспекты проблемы исследования 26
2.1 Задачи и содержание исследования 26
2.2. Анализ результатов изучения креативного мышления младших школьников 30
2.3 Программа взаимодействия учителя с семьей по развитию креативности младших школьников 39
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава I. Теоретические аспекты проблемы исследования 8
1.1. Сущность понятий «креативность» и «развитие креативности» 8
1.2. Специфика развития креативности у детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Семья и ее роль в формировании и развитии личности детей младшего
школьного возраста 14
Выводы по первой главе: 24
Глава 2. Практические аспекты проблемы исследования 26
2.1 Задачи и содержание исследования 26
2.2. Анализ результатов изучения креативного мышления младших школьников 30
2.3 Программа взаимодействия учителя с семьей по развитию креативности младших школьников 39
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В последние десятилетия стремительно разворачивались и продолжают развиваться процессы глобализации экономики, одновременно растет напряженность международной конкуренции и интенсивность международного сотрудничества, протекает процесс интеграции наук, который диктует изменение типа познавательного отношения к миру и требует от индивида не только обширных знаний, но и высокого уровня развития творческого мышления.
Сегодня основным экономическим ресурсом становится информация. Стремительная динамика объемов и увеличение сложности информационных процессов, активное развитие коммуникационных и интеллектуальных информационных технологий на сегодняшний день создают качественно более сложную и динамичную среду существования организаций, людей, общественных институтов и других участников социально-экономических процессов. Современные человек вынужден постоянно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, к лавинно увеличивающемуся объему информации.
Сегодня личность человека труда признается как главная ценность общества. А на фоне полной автоматизации производства в системе требований к специалисту отчетливо проявляется личностная составляющая. В условиях стремительных социально-экономических преобразований выдвигаются требования к развитию творческого потенциала специалиста, его способности генерировать новые идеи, имеющие общечеловеческую ценность, и рациональные пути их решения.
Таким образом, современные социально-экономические условия заявляют необходимость развития креативности личности.
Современные родители, заботясь о благополучной жизни своих детей в обществе такого формата, стремятся создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. С уверенностью можно заявить, что сегодня существует «мода» на дополнительное образование, развитие личностных качеств. Также хотелось бы отметить повышение престижа широкого и глубокого образования. Нереализованность самих родителей в социальной сфере обуславливает их желание компенсировать ее за счет своих детей. Данные мотивы стимулируют родителей на создание специальных условий для воспитания и обучения ребенка, в частности и его креативности.
В настоящее время рассмотрение развития креативности младшего школьника в условиях семьи является достаточно изученной областью психологии способностей и наиболее актуальной проблемой семейного воспитания. В условиях возрастающей роли сотрудничества семьи и школы растет понимание того, что педагогические инициативы по развитию креативности младшего школьника могут быть успешно реализованы, если они будут поддержаны как педагогическими традициями школы, так и семейными творческими традициями. Творческие традиции семьи в системе воспитания креативности младшего школьника исследованы в психологической науке пока еще недостаточно. Этим обусловлена необходимость изучения их роли в учебно - воспитательном процессе.
Сегодня цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстетико-поведенческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.
Рассматривая вопрос креативности и развитие ее как качества личности, нельзя не сказать о состоянии и степени разработанности проблемы.
Феномен креативности исследуется широко как зарубежными (П.Е. Торренс, Дж. Гилфорд, X. Гоу, Ф. Баррон и др.), так и отечественными учеными (Д.Б. Богоявленская, E.JL Солдатова, Я.А. Пономарев, E.JL Яковлева и др.). Большинство исследований носит прикладной характер, в них обращается внимание на конкретные способы решения задачи воспитания творческой личности младшего школьника (A.A. Адаскина, A.B. Богомолова, Л.Г. Гудзенко и др.).
При общем доминировании прикладных исследований проблемы развития личности ребенка в условиях творческой деятельности обращается внимание на ее методологический аспект. Специалистами изучаются целевое содержание воспитания творческой личности, уровни развития креативности школьников, теоретические подходы к развитию детского творчества (Д.Б. Богоявленская, А.Ю. Бодров, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева- Томина, И.М. Кыштымова, В.А. Сластенин и др.).
В контексте креативности младшего школьника можно отметить повышение интереса к исследованиям возрастных особенностей проявления и укрепления творческих способностей ребенка (Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова, Н.С. Лейтес и др.), тендерных различий (Дж.Д. Морен, Д.В. Тегано и др.), условий и факторов, способствующих более успешному развитию творческого потенциала, а следовательно, креативности в школьном возрасте (Н.В. Гончаренко, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Е.А. Корсунский, A.M. Матюшкин и др.).
Многие исследователи указывают на важную роль семьи в развитии креативности ребенка (И.В. Дубровина, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер др.) и, в частности, семейных традиций (Е.Г. Благушкина, Л.В. Загик, В.Я. Титаренко и др.). При этом отмечается, что значима роль традиций, сложившихся в семье, в поиске детьми нестандартных способов организации и осуществления деятельности, в применении ранее не апробированных приемов достижения значимых для ребенка целей (Т.М. Баринова, В.П. Зеньковский, P.M. Чумичева, В.П. Щербакова и др.)
Актуальность темы повлекла за собой выявление противоречия между необходимостью развития креативности у младшего школьника и недостаточной методической разработанностью способов ее формирования, адаптированных к использованию родителями в условиях семейного воспитания.
Проблема - с помощью каких способов, адаптированных к использованию родителями в условиях семейного воспитания, можно формировать креативность у детей младшего школьного возраста.
Тема нашего исследования будет звучать следующим образом: «Работа с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - процесс развития креативности младшего школьника.
Предмет исследования - деятельность педагога с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста.
Целью квалификационной работы обозначим теоретическое обоснование проблемы развития креативности и разработку программы деятельности педагога по работе с родителями младших школьников.
Для реализации поставленной цели видим необходимость решить следующие задачи:
1. Определить понятие «креативность» и его основные составляющие;
2. Выявить особенности развития креативности в младшем школьном возрасте;
3. Определить направления деятельности педагога с семьей по развитию креативности младшего школьника;
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы; по
выявлению уровня креативности у младших школьников
5. Разработать программу взаимодействия педагога с семьей по развитию креативности младшего школьника.
Нами будут использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение);
2. Эмпирические (тестирование, анкетирование).
3. Методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: в эксперименте принимали участие учащиеся 3-го класса в количестве 27 человек МОУ СОШ г. Челябинска.
Практическую значимость данного исследования мы видим в следующем: подобранные нами рекомендации, направленные на развитие креативности у младших школьников в семье, могут быть использованы родителями учеников начальных классов.
Структура работы: наше исследование состоит из двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. В тексте работы 4 таблиц, 11 рисунков. Список литературы представлен 64 источниками.
Сегодня основным экономическим ресурсом становится информация. Стремительная динамика объемов и увеличение сложности информационных процессов, активное развитие коммуникационных и интеллектуальных информационных технологий на сегодняшний день создают качественно более сложную и динамичную среду существования организаций, людей, общественных институтов и других участников социально-экономических процессов. Современные человек вынужден постоянно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, к лавинно увеличивающемуся объему информации.
Сегодня личность человека труда признается как главная ценность общества. А на фоне полной автоматизации производства в системе требований к специалисту отчетливо проявляется личностная составляющая. В условиях стремительных социально-экономических преобразований выдвигаются требования к развитию творческого потенциала специалиста, его способности генерировать новые идеи, имеющие общечеловеческую ценность, и рациональные пути их решения.
Таким образом, современные социально-экономические условия заявляют необходимость развития креативности личности.
Современные родители, заботясь о благополучной жизни своих детей в обществе такого формата, стремятся создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. С уверенностью можно заявить, что сегодня существует «мода» на дополнительное образование, развитие личностных качеств. Также хотелось бы отметить повышение престижа широкого и глубокого образования. Нереализованность самих родителей в социальной сфере обуславливает их желание компенсировать ее за счет своих детей. Данные мотивы стимулируют родителей на создание специальных условий для воспитания и обучения ребенка, в частности и его креативности.
В настоящее время рассмотрение развития креативности младшего школьника в условиях семьи является достаточно изученной областью психологии способностей и наиболее актуальной проблемой семейного воспитания. В условиях возрастающей роли сотрудничества семьи и школы растет понимание того, что педагогические инициативы по развитию креативности младшего школьника могут быть успешно реализованы, если они будут поддержаны как педагогическими традициями школы, так и семейными творческими традициями. Творческие традиции семьи в системе воспитания креативности младшего школьника исследованы в психологической науке пока еще недостаточно. Этим обусловлена необходимость изучения их роли в учебно - воспитательном процессе.
Сегодня цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстетико-поведенческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.
Рассматривая вопрос креативности и развитие ее как качества личности, нельзя не сказать о состоянии и степени разработанности проблемы.
Феномен креативности исследуется широко как зарубежными (П.Е. Торренс, Дж. Гилфорд, X. Гоу, Ф. Баррон и др.), так и отечественными учеными (Д.Б. Богоявленская, E.JL Солдатова, Я.А. Пономарев, E.JL Яковлева и др.). Большинство исследований носит прикладной характер, в них обращается внимание на конкретные способы решения задачи воспитания творческой личности младшего школьника (A.A. Адаскина, A.B. Богомолова, Л.Г. Гудзенко и др.).
При общем доминировании прикладных исследований проблемы развития личности ребенка в условиях творческой деятельности обращается внимание на ее методологический аспект. Специалистами изучаются целевое содержание воспитания творческой личности, уровни развития креативности школьников, теоретические подходы к развитию детского творчества (Д.Б. Богоявленская, А.Ю. Бодров, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева- Томина, И.М. Кыштымова, В.А. Сластенин и др.).
В контексте креативности младшего школьника можно отметить повышение интереса к исследованиям возрастных особенностей проявления и укрепления творческих способностей ребенка (Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова, Н.С. Лейтес и др.), тендерных различий (Дж.Д. Морен, Д.В. Тегано и др.), условий и факторов, способствующих более успешному развитию творческого потенциала, а следовательно, креативности в школьном возрасте (Н.В. Гончаренко, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.Н. Козленко, Е.А. Корсунский, A.M. Матюшкин и др.).
Многие исследователи указывают на важную роль семьи в развитии креативности ребенка (И.В. Дубровина, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер др.) и, в частности, семейных традиций (Е.Г. Благушкина, Л.В. Загик, В.Я. Титаренко и др.). При этом отмечается, что значима роль традиций, сложившихся в семье, в поиске детьми нестандартных способов организации и осуществления деятельности, в применении ранее не апробированных приемов достижения значимых для ребенка целей (Т.М. Баринова, В.П. Зеньковский, P.M. Чумичева, В.П. Щербакова и др.)
Актуальность темы повлекла за собой выявление противоречия между необходимостью развития креативности у младшего школьника и недостаточной методической разработанностью способов ее формирования, адаптированных к использованию родителями в условиях семейного воспитания.
Проблема - с помощью каких способов, адаптированных к использованию родителями в условиях семейного воспитания, можно формировать креативность у детей младшего школьного возраста.
Тема нашего исследования будет звучать следующим образом: «Работа с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - процесс развития креативности младшего школьника.
Предмет исследования - деятельность педагога с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста.
Целью квалификационной работы обозначим теоретическое обоснование проблемы развития креативности и разработку программы деятельности педагога по работе с родителями младших школьников.
Для реализации поставленной цели видим необходимость решить следующие задачи:
1. Определить понятие «креативность» и его основные составляющие;
2. Выявить особенности развития креативности в младшем школьном возрасте;
3. Определить направления деятельности педагога с семьей по развитию креативности младшего школьника;
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы; по
выявлению уровня креативности у младших школьников
5. Разработать программу взаимодействия педагога с семьей по развитию креативности младшего школьника.
Нами будут использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение);
2. Эмпирические (тестирование, анкетирование).
3. Методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: в эксперименте принимали участие учащиеся 3-го класса в количестве 27 человек МОУ СОШ г. Челябинска.
Практическую значимость данного исследования мы видим в следующем: подобранные нами рекомендации, направленные на развитие креативности у младших школьников в семье, могут быть использованы родителями учеников начальных классов.
Структура работы: наше исследование состоит из двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. В тексте работы 4 таблиц, 11 рисунков. Список литературы представлен 64 источниками.
Семья - это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы, влияющие на развитие и становление личности - это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В первой главе исследования нами рассмотрена проблема формирования креативности у младших школьников в теории педагогической и психологической науки.
Креативность младшего школьника как психологическая структура включает новое видение цели семейного творчества, нестандартное достижение новых творческих результатов, освоение новых ролей в коллективном творчестве семьи, инновационную организацию творческого процесса, эвристические способы решения творческой задачи всей семьей.
Принято считать, что креативный потенциал ребенка значительно выше, чем у взрослого, но это никогда не гарантирует высоких творческих достижений в будущем. Влияние родителей - первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я - концепции ребенка. Как пишет К. Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению со взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические.
Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К.Тэкэкс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулированию детского творчества. По ее мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Важно развивать у ребенка самые различные интересы. Как говорила Галина Васильевна Бурменская, задача взрослых, стремящихся развивать в ребенке его творческий потенциал, реализовывать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно [13].
Во второй главе исследования нами проведено изучение уровня развития творческого мышления детей для разработки программы взаимодействия педагога с семьей. С помощью Диагностики творческого мышления, Туник, Е.Е.
Мы выявили, что высокий показатель выявлен у 9 человек, что составляет 33%, низкий показатель у 3 человек, а это 11%. Соответствует возрастной норме данный показатель у 15 человек - 56%. В соответствии с этим мы разработали рекомендации для родителей по формированию креативности младшего школьника.
По результатам исследования мы разработали программу взаимодействия учителя с семьей по развитию креативности младших
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, дальнейшим направлением исследования может стать проверка эффективности разработанной нами программы работы с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
В первой главе исследования нами рассмотрена проблема формирования креативности у младших школьников в теории педагогической и психологической науки.
Креативность младшего школьника как психологическая структура включает новое видение цели семейного творчества, нестандартное достижение новых творческих результатов, освоение новых ролей в коллективном творчестве семьи, инновационную организацию творческого процесса, эвристические способы решения творческой задачи всей семьей.
Принято считать, что креативный потенциал ребенка значительно выше, чем у взрослого, но это никогда не гарантирует высоких творческих достижений в будущем. Влияние родителей - первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я - концепции ребенка. Как пишет К. Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению со взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические.
Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К.Тэкэкс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулированию детского творчества. По ее мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Важно развивать у ребенка самые различные интересы. Как говорила Галина Васильевна Бурменская, задача взрослых, стремящихся развивать в ребенке его творческий потенциал, реализовывать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно [13].
Во второй главе исследования нами проведено изучение уровня развития творческого мышления детей для разработки программы взаимодействия педагога с семьей. С помощью Диагностики творческого мышления, Туник, Е.Е.
Мы выявили, что высокий показатель выявлен у 9 человек, что составляет 33%, низкий показатель у 3 человек, а это 11%. Соответствует возрастной норме данный показатель у 15 человек - 56%. В соответствии с этим мы разработали рекомендации для родителей по формированию креативности младшего школьника.
По результатам исследования мы разработали программу взаимодействия учителя с семьей по развитию креативности младших
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, дальнейшим направлением исследования может стать проверка эффективности разработанной нами программы работы с семьей по развитию креативности детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- Гендерный подход в развитии креативности
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие педагога с семьей по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016



