ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1. Понятие методов управления и их классификация 5
1.2. Социальные методы управления 12
1.3. Психологические методы управления 12
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 24
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА КОП 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Формирование рыночной экономики в России создает условия, при которых возрастает значимость человеческого фактора в производстве, в бизнесе: знания, опыт, навыки работников становятся главным источником эффективности и конкурентоспособности организаций. До последнего времени само понятие «управление персоналом» в отечественной экономической практике отсутствовало. В условиях командно-административной системы управления отделы кадров на советских предприятиях рассматривались как вспомогательные или посреднические службы, имевшие дело в основном с инструкциями и приказами, с ведением и хранением личных дел работников. Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленное на обеспечение всех участков жизнедеятельности организации высококва-лифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению.
В процессе организации системы управления персоналом необходимо выбрать наиболее оптимальное в каждом конкретном случае сочетание методов воздействия на персонал. Эти методы могут осуществлять как материальное, так и моральное воздействие на работников предприятия. При этом менеджер может использовать различные методы управления, к числу которых относятся и социально-психологические методы.
Цель данной работы - изучение применения социально-психологических методов менеджмента.
Задачи работы:
- изучение сущности и значение методов воздействия на персонал и их классификацию;
- изучить сущность и особенности применения социально-психологических методов управления;
- провести анализ применения социально-психологических методов управления на торговом предприятии.
Построение системы управления организацией строится с использованием различных методов.
Большую группу методов составляют социально-психологические методы.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Психологические методы направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
В практике управления организацией этим методы обычно используются комплексно, что позволяет добиться наибольшей их эффективности.
Задача руководителя - подбор наиболее оптимальных методов для конкретных условий организации. Арсенал рычагов воздействия, основанных на социально-психологическом стимулировании, достаточно широк. Руководитель может использовать управленческие приемы, способствующие осознанию работником важности своего труда, своей роли в успехе организации.
1. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. – М.: изд-во “Экономика”, 1998. – 150 с.
2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд-во «Экмос» - 360 с.
3. Вайсман А. «Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента 5 факторов успеха», М.: Интреэксперт. Экономика. 1995.
4. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федотов А.В. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Издательство “Лань”, 1999. – 448 с.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 1999. – 480 с.
6. Виноградский Н.Д. «Научная организация труда в торговле» М.: Изд-во Объединение, 1979. - 168с.
7. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 1998.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.
9. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Специальная литература, 1999. – 700 с.
10. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. Экономика предприятия. – М.:Юнити, 1996. – 368 с.
11. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика , 1999. – 208 с.
12. Дорошева М.В. Нужны ли Вам такие сотрудники? – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997. – 48 с.
13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 644 с.
14. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304 с.
15. Книга работника кадровой службы/Под ред. Е.В. Охотского, В.М. Анисимова. – М.: “Издательство“Экономика”, 1998. – 494 с.
16. Менеджмент/Под ред. Максимцова М.М., Игнатьевой А.В. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 343 с.
17. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рл. Гос. экон. ун-та, 2003. – 304 с.
18. Прокушев Е.Ф. Менеджмент первичного уровня. – М.: "Дашков и К", 1999. – 329 с.
19. Румянцева З.П. и др. Менеджмент организации. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 432 с.
20. Самыгин С.И., Зайналабидов М.С., Макиев З.Г., Обухов Д.В. Основы управления персоналом. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 480 с.
21. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие. – СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 480 с.
22. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб: Питер, 2003. – 528 с.
23. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: ЗАО “Бизнес-школа“Интел-Синтез”, 1999 – 384 с.
24. Управление организацией/Под ред.Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669 с.
25. Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 296 с.
26. Управление персоналом организации/Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 512 с.
27. Управление персоналом/Под ред. А.Я Кибанова и Л.В. Ивановской. – М.: ПРИОР, 1999. – 352 с.
28. Управление персоналом/Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М.: “Издательство Приор”, 1999. – 432 с.
29. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 1999. – 304 с.