Разработка учебно-методического обеспечения лабораторно-практических занятий по дисциплине «Охрана труда» в профессиональной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность практических занятий и их функции
1.2. Специфика проведения лабораторно-практических занятий
1.3. Подготовка преподавателя к проведению лабораторно-
практических занятий
Выводы
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Виды инструктажей, применяемых на лабораторно-практических занятиях
2.2. Методическая разработка для проведения лабораторно-практических занятий по теме “Расчет естественного и искусственного освещения” дисциплины “Охрана труда”
2.3. Исследовательская работа по применению учебно-методического обеспечения занятия на тему: «Расчет естественного и искусственного освещения»
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность деятельности педагога профессионального образования очевидна. Этим определяются высокие требования к нему. Профессия педагога профессионального образования еще только складывается. В ней много неопределенного и неизученного. Но широкий диапазон применения этой педагогической квалификации говорит о том, как сильно возрастает в ней потребность в условиях рынка. Педагог профессионального образования призван осуществлять любую педагогическую деятельность в системе профессионального образования.
Система профессионального образования в нашей стране прочно утвердилась как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и стала фактором формирования у них моральных и социальных качеств.
Видов деятельности, выполняемых педагогом профессионального образования, много: профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое; внеучебная воспитательная работа, общественная работа в коллективе; деятельность по организации производственного труда учащихся; методическая деятельность.
Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального образования по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, осуществляющих регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или по циклу учебных дисциплин.
Развитие технического творчества обучающегося рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае - технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это и подтверждает актуальность выбранной темы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно - технической информации и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.
Объект исследования: образовательный процесс в системе СПО.
Предмет исследования: методика организации и проведения
лабораторно-практического занятия по дисциплине профессионального цикла.
Цель исследования: разработка методического обеспечения лабораторно-практического занятия по дисциплине профессионального цикла.
Гипотеза: совершенствование учебно-методического обеспечения
занятий позволит повысить качество образовательного процесса в учреждениях СПО.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1) исследовать теоретико-методические аспекты разработки учебно-методического обеспечения лабораторно-практических занятий;
2) выявить особенности проведения лабораторно-практических занятий;
3) разработать методические указания для проведения лабораторно-практического занятия на тему «Расчет естественного и искусственного освещения» по дисциплине «Охрана труда»;
4) экспериментально проверить эффективность предложенных методических указаний и рекомендаций.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования.
2. Анализ и обобщение материала, полученного в результате практической работы.
Экспериментальная база исследования - ГБПОУ «Копейский Политехнический колледж им. С.В. Хохрякова».
В результате анализа литературы выявлено, что в принятой в настоящее время системе методов обучения важное место занимают практические методы. Если не проводить лабораторно-практические работы, то теория останется без практического применения и понимания.
Лабораторные занятия в наибольшей степени требуют активной деятельности студента по сравнению с другими формами организации обучения. Они предусматривают обязательное общение преподавателя с каждым студентом и позволяют эффективно управлять его самостоятельной работой.
Одним из эффективных способов повышения качества лабораторно-практических занятий является разработка четких и подробных методических указаний для выполнения работ. В связи с этим было разработано учебно-методическое обеспечение занятий по теме «Расчет естественного и искусственного освещения» дисциплины «Охрана труда».
Результаты экспериментального исследования, проведенного в ГБПОУ «Копейский Политехнический колледж им. С.В. Хохрякова», свидетельствуют об эффективности применения разработанного учебно-методического обеспечения занятий.
1. Неонов Т.Л. Теория и практика организации учебного процесса. - М.: Завуч., 2006.- 257 с.
2. Борцовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов /Н.В. Борцовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 314 с.
3. Гомола А.И. Учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности процесса обучения/ А.И. Гомола- М.:СПО, 2001. - 211 с.
4. Недоступов Ю.К. Методические рекомендации по контролю за состоянием охраны труда в образовательных учреждениях. - М.: Завуч. - 2008 - 149 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 2012.- 357 с.
6. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М.: Высшая школа, 2012. - 431 с.
7. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения /А.П. Аношкин. - Омск.: Ом ГПУ, 2008. - 170 с.
8. Артемьева С.Ф. Дидактические условия разработки и применения обучающих программных средств в учебном процессе профессиональных училищ/ Артемьева С.Ф. - СПб, 2008. - 204 с.
9. Девисилов, В.А. Безопасность труда [охрана труда]: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. / В.А. Девисилов. - М.: Форум-Инфра-М, 2011. - 420 с.
10. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2010. - 345 с.
11. Методические рекомендации по разработке учебно-методического
обеспечения предметов и профессий/Под ред. Г.П. Андрусенко. - ГУ Оин Челяб. Обл., ЧелИРПО. - Челябинск, 2011. - 75 с.
12. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
13. Графкина, М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности: Автомобильный транспорт: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / М.В. Графкина. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 154 с.
14. Туревский, И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие. / И.С. Туревский. - М.: ИД «ФОРУМ», 2010. - 287 с.
15. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения. - М., 2008., 69 с.
16. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. - М., 2004., с. 198.
17. Бухарова Г.Д. Общая профессиональная педагогика / Г.Д.
Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: «Академия», 2009., с.239. Батышев С.Я.
Профессиональная педагогика. - М., 1997., 62 с.
18. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования / А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др., М.: «Академия», 2004., 67 с.
19. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 57¬61.
20. Щедрова И. А. Инновации и традиции в образовании - как их совместить? // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 323-325.
21.Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учебно-методическое пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256с.
22. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие / Под ред.
В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368с.
Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. - М.: Мастерство, 2012 - 288 с.
23. Оборудование для ремонта автомобилей. Справочник. Под редакцией М.М. Шахнеса. М.: Транспорт, 2008, 384 с.
24. Морева Н. А. Технология профессионального образования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 245с.
25. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». - Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. - 224с.