Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения
|
Введение 3
Глава 1. Анализ проблемы развития коммуникативного 8
опыта в научной литературе 8
1.1. Понятие «коммуникативный опыт» в педагогике и психологии 8
1.2. Закономерности развития коммуникативного опыта на этапе дошкольного возраста 16
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативного опыта старших дошкольников с нарушениями зрения 24
1.4. Возможности сюжетно - ролевой игры в развитии коммуникативного
опыта детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 31
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
2.1. Исследование состояния коммуникативного опыта детей старшего
дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
2.2. Модель психолого-педагогического сопровождения развития
коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и
амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры 59
2.3. Результаты контрольного эксперимента по развитию коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией 71
Выводы по 2 главе 81
Заключение 84
Список литературы 88
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Анализ проблемы развития коммуникативного 8
опыта в научной литературе 8
1.1. Понятие «коммуникативный опыт» в педагогике и психологии 8
1.2. Закономерности развития коммуникативного опыта на этапе дошкольного возраста 16
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативного опыта старших дошкольников с нарушениями зрения 24
1.4. Возможности сюжетно - ролевой игры в развитии коммуникативного
опыта детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 31
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
2.1. Исследование состояния коммуникативного опыта детей старшего
дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией 41
2.2. Модель психолого-педагогического сопровождения развития
коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и
амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры 59
2.3. Результаты контрольного эксперимента по развитию коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией 71
Выводы по 2 главе 81
Заключение 84
Список литературы 88
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В последние десятилетия в нашей стране и во всем мире все больше говорят о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья, и, в частности, о положении детей с нарушениями зрения. Изучением особенностей формирования личности детей с нарушениями зрения занимались многие ученые, такие как В. З. Денискина, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.
Проблему развития коммуникативного опыта детей с нарушениями зрения в различных ее аспектах изучали Л. С. Волкова, Г.В. Никулина, В. А. Феоктистова, Л. М. Шипицина и др. Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию и негативно влияет на развитие их коммуникативного опыта. В свою очередь, нарушение или ограничение коммуникации ведет за собой целый ряд осложнений в формировании личности. У детей потеря зрения приводит к сдерживанию активной позиции, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности, способствует появлению отрицательных черт характера: эгоизма, нерешительности, упрямства, снижения внимания к окружающим. Поэтому проблема развития коммуникативного опыта ребенка с нарушениями зрения является актуальной и практически значимой.
Одним из факторов, успешно влияющим на развитие коммуникативного опыта детей, в том числе и детей с нарушениями зрения, является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игровой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста, которая основывается на взаимодействии взрослых и сверстников, на познании окружающего мира, на переживании детьми событий реальной жизни. Исследования ученых (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.) показали, что развитие сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения осуществляется по тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся дошкольников, но имеет свои специфические особенности и сложности, обусловленные состоянием и степенью зрительных нарушений и уровнем зрительного восприятия данной категории детей. Тем не менее, по мнению многих ведущих тифлологов, сюжетно-ролевая игра является мощным фактором развития опыта взаимодействия ребенка с нарушенным зрением с социумом, который очень важен для дальнейшего процесса социализации личности.
Таким образом, с одной стороны, дефект зрения, осложняет формирование коммуникативного опыта детей с нарушением зрения, а с другой, требования к умению детей взаимодействовать с другими людьми в современное время возрастает. Данное противоречие легло в основу выбора нами темы нашего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования сюжетно-ролевой игры как фактора развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения.
Объект исследования: процесс развития коммуникативного опыта у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Предмет исследования: модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры в процессе их психолого-педагогического сопровождения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать состояние коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры как средства коррекции.
4. Проверить эффективность представленной модели психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: коммуникативный опыт детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией будет развиваться эффективнее при реализации следующих условий:
1. если будет реализовано содержание коррекционной работы в рамках предложенной модели психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта детей с нарушениями зрения;
2. если данное содержание будет включать в себя такие направления, как работа по развитию знаний и представлений детей о коммуникативном поведении в обществе, формированию их позиции в процессе коммуникативного акта и развитию у них коммуникативных способностей.
3. если в качестве средства коррекции недостатков коммуникативного опыта детей с нарушениями зрения будет использована сюжетно - ролевая игра.
Методологическую основу исследования составили:
- положение о единстве закономерностей в развитии детей с сохранным и нарушенным зрением ( Л.С. Выготский, Л.И. Солнцева, М.И. Земцова и др.);
- деятельностный подход к обучению детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)
- представления о социализации как интериоризации социального опыта (Г.М. Андреева, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина и др.)
педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 138 г. Челябинска. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в количестве 15 человек.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием сюжетно-ролевой игры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Коммуникативный опыт дошкольников с нарушениями зрения характеризуется недостаточным уровнем реализации перцептивной стороны коммуникативной деятельности, своеобразием протекания процесса межличностного взаимодействия, что, с одной стороны, осложняет процесс их социализации, а с другой, вызывает необходимость преодоления этих трудностей в процессе сопровождения ребенка с нарушениями зрения.
2. Преодоление недостатков формирования коммуникативного опыта данной категории детей возможно в условиях реализации модели психолого-педагогического сопровождения и предложенного содержания коррекционной работы специалистов с использованием сюжетно-ролевой игры
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что полученные экспериментальные данные позволяют:
- уточнить теоретические подходы к преодолению трудностей развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушением зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения;
- доказать, что сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в преодолении этих трудностей в процессе ее использования различными специалистами службы сопровождения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- подобран набор методик для изучения состояния коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения;
- представлена модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с нарушениями зрения с использованием сюжетно-ролевой игры в деятельности разных специалистов;
- на практике апробировано содержание данной коррекционной работы.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Проблему развития коммуникативного опыта детей с нарушениями зрения в различных ее аспектах изучали Л. С. Волкова, Г.В. Никулина, В. А. Феоктистова, Л. М. Шипицина и др. Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию и негативно влияет на развитие их коммуникативного опыта. В свою очередь, нарушение или ограничение коммуникации ведет за собой целый ряд осложнений в формировании личности. У детей потеря зрения приводит к сдерживанию активной позиции, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности, способствует появлению отрицательных черт характера: эгоизма, нерешительности, упрямства, снижения внимания к окружающим. Поэтому проблема развития коммуникативного опыта ребенка с нарушениями зрения является актуальной и практически значимой.
Одним из факторов, успешно влияющим на развитие коммуникативного опыта детей, в том числе и детей с нарушениями зрения, является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игровой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста, которая основывается на взаимодействии взрослых и сверстников, на познании окружающего мира, на переживании детьми событий реальной жизни. Исследования ученых (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.) показали, что развитие сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения осуществляется по тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся дошкольников, но имеет свои специфические особенности и сложности, обусловленные состоянием и степенью зрительных нарушений и уровнем зрительного восприятия данной категории детей. Тем не менее, по мнению многих ведущих тифлологов, сюжетно-ролевая игра является мощным фактором развития опыта взаимодействия ребенка с нарушенным зрением с социумом, который очень важен для дальнейшего процесса социализации личности.
Таким образом, с одной стороны, дефект зрения, осложняет формирование коммуникативного опыта детей с нарушением зрения, а с другой, требования к умению детей взаимодействовать с другими людьми в современное время возрастает. Данное противоречие легло в основу выбора нами темы нашего исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования сюжетно-ролевой игры как фактора развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения.
Объект исследования: процесс развития коммуникативного опыта у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Предмет исследования: модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры в процессе их психолого-педагогического сопровождения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать состояние коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
3. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры как средства коррекции.
4. Проверить эффективность представленной модели психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: коммуникативный опыт детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией будет развиваться эффективнее при реализации следующих условий:
1. если будет реализовано содержание коррекционной работы в рамках предложенной модели психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта детей с нарушениями зрения;
2. если данное содержание будет включать в себя такие направления, как работа по развитию знаний и представлений детей о коммуникативном поведении в обществе, формированию их позиции в процессе коммуникативного акта и развитию у них коммуникативных способностей.
3. если в качестве средства коррекции недостатков коммуникативного опыта детей с нарушениями зрения будет использована сюжетно - ролевая игра.
Методологическую основу исследования составили:
- положение о единстве закономерностей в развитии детей с сохранным и нарушенным зрением ( Л.С. Выготский, Л.И. Солнцева, М.И. Земцова и др.);
- деятельностный подход к обучению детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)
- представления о социализации как интериоризации социального опыта (Г.М. Андреева, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина и др.)
педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 138 г. Челябинска. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в количестве 15 человек.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием сюжетно-ролевой игры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Коммуникативный опыт дошкольников с нарушениями зрения характеризуется недостаточным уровнем реализации перцептивной стороны коммуникативной деятельности, своеобразием протекания процесса межличностного взаимодействия, что, с одной стороны, осложняет процесс их социализации, а с другой, вызывает необходимость преодоления этих трудностей в процессе сопровождения ребенка с нарушениями зрения.
2. Преодоление недостатков формирования коммуникативного опыта данной категории детей возможно в условиях реализации модели психолого-педагогического сопровождения и предложенного содержания коррекционной работы специалистов с использованием сюжетно-ролевой игры
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что полученные экспериментальные данные позволяют:
- уточнить теоретические подходы к преодолению трудностей развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушением зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения;
- доказать, что сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в преодолении этих трудностей в процессе ее использования различными специалистами службы сопровождения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- подобран набор методик для изучения состояния коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения;
- представлена модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с нарушениями зрения с использованием сюжетно-ролевой игры в деятельности разных специалистов;
- на практике апробировано содержание данной коррекционной работы.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Целью нашего исследования было теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования сюжетно-ролевой игры как фактора развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения.
Для достижения поставленной цели перед работой был поставлен ряд задач:
При решении задачи изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что существует множество определений понятия «коммуникативный опыт».
Понятия предложены разными учеными, такими как: С. В. Бориснев, Божович Л. И., С. Ю. Головин.
Изучив все предложенные понятия, мы определили коммуникативный опыт как процесс накопления информации, качеств и умений, которые позволяют человеку взаимодействовать и правильно выстраивать общение с другими людьми.
Изучая вопрос о закономерностях развития коммуникативного опыта на этапе дошкольного детства мы выяснили, что прослеживается динамика в развитии коммуникативного опыта: от младшего к старшему увеличивается интенсивность общения, его избирательность, расширяется круг общения, деятельность, а главное - у ребенка возрастает потребность в общении со сверстниками.
Исследованием общения детей дошкольного возраста занимались такие известные ученые, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.
Мы выяснили, что дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловливать возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых отношений с окружающими.
Особенности развития детей с нарушениями зрения, а так же особенности их обучения и воспитания рассматривали в своих работах: М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина , Л.И Солнцева и др.
Мы изучили понятие «психолого-педагогическое сопровождение» и выяснили, что психолого-педагогическое сопровождение- это система совместной деятельности специалистов ДОУ, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей каждого конкретного дошкольника. Возможности психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативного опыта детей с нарушениями зрения велики, т.к. каждый специалист, участвующий в сопровождении, может осуществлять коррекционную работу в данном направлении.
В работе каждого специалиста есть возможности для развития коммуникативного опыта средствами сюжетно-ролевой игры, так как, мы выяснили, что она оказывает большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми, так как, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия; в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
При решении задачи исследовать состояние коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией, нами был проведен констатирующий эксперимент с помощью подобранных диагностических методик: «Интервью» О.Дыбина, «Мозаика» Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой.
По результатам констатирующего эксперимента, мы выяснили, что у детей, принявших участие в эксперименте недостаточно коммуникативного опыта, что затрудняет их процесс социализации. Мы выяснили, что у детей с нарушением зрения недостаточно знаний и представлений о том, как нужно общаться, о том, как нужно вести себя в процессе общения и как действовать.
При решении задачи разработать модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры как средства коррекции, нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта, в которой мы описали содержание коррекционной работы в данном направлении. Содержательно-технологическая составляющая модели коррекции коммуникативного опыта представлена тремя направлениями работы: 1. Работа по развитию знаний и представлений о коммуникативном поведении в обществе. 2. Работа по развитию позиции в процессе коммуникативного акта. 3. Работа по развитию проявлений коммуникативных способностей.
Крайняя задача нашего исследования проверить эффективность представленной модели психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры, решалась путем проведения контрольного эксперимента исследования. Сравнительные результаты показали положительную динамику в развитии коммуникативного опыта старших дошкольников с нарушениями зрения. Дети стали более заинтересованными в общении со сверстниками, у них повысился интерес к общению. Повысился уровень межличностного общения. Отметим, что при повторной диагностике у детей были достаточно хорошо развиты такие качества личности, как эмпатийность, доброжелательность.
После проведения коррекционной работы в данном направлении мы увидели положительные результаты. Дети получили необходимые знания и представления о том, как нужно и можно общаться со сверстниками и взрослыми, а затем стали успешно применять их на практике.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что коммуникативный опыт детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией будет развиваться эффективнее, если: будет реализовано содержание коррекционной работы, включающей в себя выделенные нами направления работы; будут использоваться средства коррекции, подобранные в соответствии с этими направлениями.
В нашей работе мы доказали, что сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в преодолении этих трудностей, а так же уточнили теоретические подходы к преодолению трудностей развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушением зрения.
В заключении отметим, что наша работа имеет практическую значимость, т.к. подобран набор методик для изучения состояния коммуникативного опыта дошкольников с нарушением зрения, представлено и апробировано содержание коррекционной работы по психолого-педагогическому сопровождению развития коммуникативного опыта старших дошкольников с нарушением зрения с использованием сюжетно-ролевой игры.
Важно то, что результаты контрольного эксперимента показали нам эффективность использования данной коррекционной работы. Разработанные нами материалы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, как со зрительной патологией, так и с нормой по развитию коммуникативного опыта.
Таким образом, задачи выполнены, поставленная цель достигнута.
Для достижения поставленной цели перед работой был поставлен ряд задач:
При решении задачи изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что существует множество определений понятия «коммуникативный опыт».
Понятия предложены разными учеными, такими как: С. В. Бориснев, Божович Л. И., С. Ю. Головин.
Изучив все предложенные понятия, мы определили коммуникативный опыт как процесс накопления информации, качеств и умений, которые позволяют человеку взаимодействовать и правильно выстраивать общение с другими людьми.
Изучая вопрос о закономерностях развития коммуникативного опыта на этапе дошкольного детства мы выяснили, что прослеживается динамика в развитии коммуникативного опыта: от младшего к старшему увеличивается интенсивность общения, его избирательность, расширяется круг общения, деятельность, а главное - у ребенка возрастает потребность в общении со сверстниками.
Исследованием общения детей дошкольного возраста занимались такие известные ученые, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.
Мы выяснили, что дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловливать возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых отношений с окружающими.
Особенности развития детей с нарушениями зрения, а так же особенности их обучения и воспитания рассматривали в своих работах: М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина , Л.И Солнцева и др.
Мы изучили понятие «психолого-педагогическое сопровождение» и выяснили, что психолого-педагогическое сопровождение- это система совместной деятельности специалистов ДОУ, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, индивидуальное развитие через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей каждого конкретного дошкольника. Возможности психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативного опыта детей с нарушениями зрения велики, т.к. каждый специалист, участвующий в сопровождении, может осуществлять коррекционную работу в данном направлении.
В работе каждого специалиста есть возможности для развития коммуникативного опыта средствами сюжетно-ролевой игры, так как, мы выяснили, что она оказывает большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми, так как, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия; в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
При решении задачи исследовать состояние коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией, нами был проведен констатирующий эксперимент с помощью подобранных диагностических методик: «Интервью» О.Дыбина, «Мозаика» Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой.
По результатам констатирующего эксперимента, мы выяснили, что у детей, принявших участие в эксперименте недостаточно коммуникативного опыта, что затрудняет их процесс социализации. Мы выяснили, что у детей с нарушением зрения недостаточно знаний и представлений о том, как нужно общаться, о том, как нужно вести себя в процессе общения и как действовать.
При решении задачи разработать модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры как средства коррекции, нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта, в которой мы описали содержание коррекционной работы в данном направлении. Содержательно-технологическая составляющая модели коррекции коммуникативного опыта представлена тремя направлениями работы: 1. Работа по развитию знаний и представлений о коммуникативном поведении в обществе. 2. Работа по развитию позиции в процессе коммуникативного акта. 3. Работа по развитию проявлений коммуникативных способностей.
Крайняя задача нашего исследования проверить эффективность представленной модели психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативного опыта старших дошкольников с косоглазием и амблиопией с использованием сюжетно-ролевой игры, решалась путем проведения контрольного эксперимента исследования. Сравнительные результаты показали положительную динамику в развитии коммуникативного опыта старших дошкольников с нарушениями зрения. Дети стали более заинтересованными в общении со сверстниками, у них повысился интерес к общению. Повысился уровень межличностного общения. Отметим, что при повторной диагностике у детей были достаточно хорошо развиты такие качества личности, как эмпатийность, доброжелательность.
После проведения коррекционной работы в данном направлении мы увидели положительные результаты. Дети получили необходимые знания и представления о том, как нужно и можно общаться со сверстниками и взрослыми, а затем стали успешно применять их на практике.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что коммуникативный опыт детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией будет развиваться эффективнее, если: будет реализовано содержание коррекционной работы, включающей в себя выделенные нами направления работы; будут использоваться средства коррекции, подобранные в соответствии с этими направлениями.
В нашей работе мы доказали, что сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в преодолении этих трудностей, а так же уточнили теоретические подходы к преодолению трудностей развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушением зрения.
В заключении отметим, что наша работа имеет практическую значимость, т.к. подобран набор методик для изучения состояния коммуникативного опыта дошкольников с нарушением зрения, представлено и апробировано содержание коррекционной работы по психолого-педагогическому сопровождению развития коммуникативного опыта старших дошкольников с нарушением зрения с использованием сюжетно-ролевой игры.
Важно то, что результаты контрольного эксперимента показали нам эффективность использования данной коррекционной работы. Разработанные нами материалы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, как со зрительной патологией, так и с нормой по развитию коммуникативного опыта.
Таким образом, задачи выполнены, поставленная цель достигнута.
Подобные работы
- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



