Введение 3
1. Теоретические вопросы использования средств нового
поколения 10
1.1. Понятие и сущность средств нового поколения 10
1.2. Классификация средств нового поколения 15
1.3. Средства обучения в рамках изучения экономических дисциплин 20
Выводы по первой главе 26
2. Использование средств нового поколения в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры «Урайский политехнический колледж» 28
2.1. Оценка использования средств при изучении экономических дисциплин в БУ «Урайский политехнический колледж» 28
2.2. Рекомендации по внедрению средств нового поколения при изучении дисциплины «Основы экономики» и оценка результативности их внедрения 36
Выводы по второй главе 46
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Образование, и прежде всего профессиональное, играет исключительно важную и все возрастающую роль в современной жизни России. Интеллектуальный потенциал граждан страны, который, в первую очередь, создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Современная профессиональная деятельность все больше предъявляются все более жесткие требования к профессиональному, образовательному и культурному уровню всех работников. Исходя из этого необходимо уделять первостепенное внимание развитию персональных способностей студентов, расширять дифференцированное образование в соответствии их запросами и потребностями. В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования профессионального интереса. Практика, однако, показывает, что еще у многих студентов виден низкий интерес к избранной специальности, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной и профессиональной подготовке и в результате к отсеву студентов.
В условиях реализации реформы системы среднего профессионального образования развернулись активные поиски совершенствования учебного и методического процесса. Одним из путей является широкое внедрение в учебный процесс дидактических средств нового поколения. Ученые-педагоги подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-методической работы, эти средства, обогащая используемые методы образовательного процесса, содействуют росту их эффективности. Педагогические средства дают материал в форме впечатлений и эмпиризма, на который опираются косвенное познание, мыслительная деятельность, а также разного вида профессионально-практическая занятость. Успех любой практической деятельности в значительной мере определяется набором подходов, способов, подходов, которые в совокупности своей представляют методику.
Если понятие методы подходит для производственных, материальных процессов, то понятие методики может рассматриваться как та же технология, но применяемая к непроизводственной сфере: науке,
образованию, в меньшей мере - искусству. Выявления действенных методик и их освоение для практической деятельности дает возможности с минимальными затратами достигать поставленных целей, т.е. делает работу человека более эффективной, производительной. Именно повышение производительности характерен для развитого человеческого общества, поэтому развитие методической базы характеризует развитие общества в целом.
Важность образования в век невиданного технического и технологического прогресса не требует доказательства. Однако вопрос о том, какими образовательными методиками следует пользоваться для того, чтобы интенсифицировать процесс передачи знаний, умений и навыков в эпоху, когда объем востребованной знаний нарастает лавинообразно, является актуальным. Поиск эффективных образовательных технологий постоянно ведется, как и разработка технических и организационных средств поддержки действенных методов и подходов. Педагогические методики являются объектом публикаций, вокруг них ведутся серьезные дискуссии. Действительно, образование - вторая после медицины сфера деятельности человека, брак в которой ведет к трагическим последствиям.
Изучение дисциплины «Основы экономики» в учреждениях среднего профессионального образования становится реалией современной системы подготовки студентов экономических направлений. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по данному направлению остается на недостаточно высоком уровне. На наш взгляд, основная причина низкой эффективности такого обучения состоит в том, что в этой работе нет системы использования средств и технологий. Во- первых, преподаватели не имеют специальной научно-методической подготовки в области преподавания экономических дисциплин. Во-вторых, используются классические подходы, методы и способы образовательного процесса и обучения без учета специфики самого предмета. В-третьих, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономическим дисциплинам не всегда соответствует современным требованиям предъявляемым системой образования. Считается, что в настоящее время крайне мало качественной учебно-методического обеспечения, в которой подача материала по праву по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим специфике возраста студентов, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки.
Все большее значение приобретает личностно ориентированный подход в обучении, так как он, с одной стороны, позволяет максимально раскрыть всю многогранность и неповторимость индивидуальных особенностей студента, а с другой стороны, в будущем предоставит ему возможность самостоятельной реализации в современном стремительно меняющемся социуме. Очевидно, что активное использование в образовательном процессе, наряду с другими формами и методами, дидактико - педагогических средств нового поколения, должно способствовать повышению эффективности образовательного процесса и развития.
Анализ состояния данной проблемы использования дидактико - педагогических средств нового поколения показывает, что применяемые сегодня классические средства образовательного процесса по сути носят объяснительно-иллюстративный характер и не могут обеспечить существующее многообразие рабочих программ. С другой стороны, очевидно, что невозможно создавать педагогические средства образовательного процесса нового поколения для каждой отдельно взятой авторской методики, поэтому определение принципов и подходов к созданию иллюстративно-наглядных инструментов образования, пригодных для каждого раздела учебных программ в условиях функционирования вариативных, многопрофильных учреждений высшего и среднего образования. Эта проблема особенно важна в период реформирования образовательной системы, когда вводятся современные подходы образовательного процесса, осуществляется внедрение интегрированных предметов с применением современных информационных технологий.
Классические средства образовательного процесса в силу своих дидактико - педагогических свойств являлись иллюстративно-пассивными, они предназначались не для активной работы, тогда как современное эффективное обучение предполагает активную познавательную деятельность, что порождает определенную проблему, связанную с определением путей реализации принципа активности в применении традиционных инструментов образования. Однако на данном этапе развития общества выявлены новые проблемы в системе изучения учебной дисциплины «Основы экономики», связанные с определением наиболее эффективных методов данной деятельности.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы нашего исследования: «Современные средства обучения, используемые для преподавания экономических дисциплин в СПО».
Степень изученности проблемы исследования. Изучением вопросов преподавания Основы экономики занимаются такие российские ученые как Курышева И.В., МасалковИ. К., Михайлова Е. И., Панина Т. С., Панфилова А. П., Полат Е.С. Теоретические и практические исследования изучения основ экономики органов в сфере образования только начинаются. Плодотворно исследуют в данном направлении Аронова Г.А., Базаров Т.Ю., Гуревич А.М., Двуличанская Н. Н.
Теоретико-методологическая основа исследования: изучением данной проблемы занимались такие ученые как: Аронова Г.А., Базаров Т.Ю., Гуревич А.М., Двуличанская Н. Н., ЕфремоваН. Ф., Зимняя И.А., Краснов Ю. Э., Красностанова М. В., Курышева И.В., МасалковИ. К., Михайлова Е. И., Панина Т. С., ПанфиловаА. П., Полат Е.С., Скуратовская Н. С., Сорокина Е. И. и другие.
Следует указать и вклад в методическое и научное обоснование использования дидактических средств специалистов уральской научной школы таких как: Гнатышина Е.А., Гнатышина Е.В., Евплова Е.В., Корнеев Д.Н., Чередникова М.В. и другие.
Цель исследования: проанализировать особенности инструментов образования нового поколения, применяемых в дисциплине «Основы экономики» и разработать рекомендации по применению средств обучения нового поколения в Бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж».
Объект исследования - средства обучения, реализуемые в профессиональном образовании.
Предмет исследования - внедрение средств обучения в методическое обеспечение дисциплины «Основы экономики».
Гипотеза исследования: Если применять дидактические средства нового поколения при изучении дисциплины «Основы экономики» в БУ ПО «Урайский политехнический колледж» и разработать и внедрить рекомендации по применению данных дидактических средств, эффективность преподавания данной дисциплины, эффективность образовательного процесса в БУ ПО «Урайский политехнический колледж» повысится.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность средств обучения
2. Изучить классификацию средств обучения
3. Охарактеризовать средства обучения в рамках дисциплины «Основы экономики»
4. Оценить использование средств обучения при изучении экономических дисциплин в БУ ПО «Урайский политехнический колледж».
5. Разработать рекомендации по внедрению средств при изучении дисциплины «Основы экономики».
Практическая значимость определяется тем, что рекомендации по эффективному применению основных средств нового поколения учебной дисциплины «Основы экономики» разработанные в результате исследования, будут способствовать повышению эффективности процесса образовательного процесса в процессе изучения данной дисциплины.
Методы исследования:
• эмпирические - сравнительный анализ литературы, анализ документов, изучение и обобщение передового опыта;
• теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция.
База исследованиям эксперименте участвовали студенты, обучающиеся в бюджетном учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж».
Сокращенное наименование: БУ «Урайский политехнический колледж»».
Адрес:почтовыйиндекс628281, ул. Ленина, 51, Урай, Ханты-Мансийский автономный округ, 628284
Структура квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка из 50 наименования.
Современное понятие «дидактическое инструмент образовательного процесса» распространяется на достаточно обширную группу подходов и способов проведения теоретических и особенно практических занятий. Использование интерактивных методов образовательного процесса студентов экономическим дисциплинам позволяет привлечь интерес как к экономическим предметам, так и к реальным экономическим процессам; сформировать у них потребность занимать активную жизненную позицию; адаптировать к сложным рыночным условиям.
Базой исследования послужил бюджетное учреждение профессионального образования «Урайский политехнический колледж». В рамках прохождения педагогической и преддипломной практики, предусмотренной учебным планом направления 38.02.04. «коммерция (по отраслям) проводились первоначальные замеры знаний и навыков у студентов второго курса. Предлагаемые дидактические средства нового поколения образовательного процесса при изучении экономических дисциплин бюджетном учреждении профессионального образования «Урайский политехнический колледж» многообразны:
• Лекция вдвоем ("блочная" лекция)
• Лекция-брифинг
• Лекция с ошибками
• Лекция-дискуссия
• Лекция-консультация
• Вопрос - ответы.
• Вопросы - ответы - дискуссия.
• Метод обсуждения в малых группах.
• Неклассические семинары.
В выпускной квалификационной работе предложены ряд дидактических инструментов образования методического характера для более эффективного изучения дисциплины Б. 3.18. «Основы экономики».
Рекомендации по внедрению интерактивных методов образовательного процесса при изучении экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации:
1. Разработать примеры конкретных заданий (казусов) по экономических дисциплин».
2. Проводить 8 из 16 практических занятий в семестре с использованием визуальных дидактических инструментов образования
3. Разработать электронное учебное пособие по экономических дисциплин», предусматривающее изучение курса с использованием учетных программ.
4. Внедрить опыт использования изучения и экономического анализа экономических документов.
5. Использование в образовательном процессе творческие задания и презентация полученных результатов.
Констатирующие замеры знаний и навыков в рамках преддипломной практики показали значительный рост среднего балла результатов теста, что говорит об эффективности предлагаемых мер по внедрению дидактических средств нового поколения.
1. Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - 2012. — Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/513950/(дата обращения:06.05.2016)
2. Базаров, Т. Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации :дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Т. Ю. Базаров. — М., 1999. — 678 с.
3. Гуревич А. М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2006.
4. Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И.П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов / под. Ред. В.В. Гуры. - Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. Ин-та, 2010. - 108 с.
5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.
6. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным /Е.В. Евплова//Начальная школа плюс До и После. -2011. -№ 11. -С. 84-87.
7. Евплова Е.В. Элементы урока: приветствие /Е.В.
Евплова//Начальная школа. -2013 -№ 8. -С. 25-28.
8. Козина И. Casestudy: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189.
9. Гнатышина Е.В. Методика профессионального обучкния [Текст]/Евплова Е.В., Гнатышина Е.В., Тубер И.И.// Учебно-методическое пособие / Челябинск, 2015.
10. Гнатышина Е.В. Профессионально - педагогическое образование на рубеже веков [Текст] /Гнатышина Е.А., Герцог Г.А.,
Савченков А.В., Алексеева Л.П., Уварина Н.В., Гнатышина Е.В., Корнеева Н.Ю., Белевитин В.А. // Коллективная монография / Челябинск, 2014.
11. Гнатышина Е.В. Мировозрзренческие аспекты информационной подготоски педагога профессионального обучения [Текст] //В книге: Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург. Научные редакторы: Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. 2013. С. 35-37.
12. Корнеев Д.Н. [Текст] / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ //Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю. В сборнике: Педагогика и образование: новые методы и технологии Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 52-67..
13. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. - №112.
14. Магура М.И., Курбатова М.Б., Организация обучения персонала компании, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012 г., с. 97.
15. Масалков, И. К. Стратегия кейс стади: методология
исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. — М. : Академический Проект ; Альма Матер, 2011. — 443с.
16. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс- метод: общие понятия / Маркетинг. 1999. № 1. С. 107-111.
17. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 176с.
18. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии :Активное обучение : учебное пособие / А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192с.
19. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография. Под ред Г.Н. Прозументовой. Томск. Изд-во Том. Ун-та 2005 г.
20. Полат, Е.С. Метод проектов / Е.С.Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып.2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Минск : РИВШ БГУ, 2003. — С. 39—47.
21. Психолого-педагогическое сопровождение реализации
инновационных образовательных программ / под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. — М. : Изд-во МГУ, 2007. — 120с.
22. Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «BeginGroup», 2004 г., с. 47.
23. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев : Центр инноваций и развития, 2002. — 286с.
24. Скуратовская Н. С. Кейс-метод в оценке персонала //
Справочник кадровика. 2007. № 5. С. 98-104.
25. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: СПб.; М.: ВПО, 2000.
26. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 432с.
27. Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., Колобова М. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).
— СПб.: Реноме, 2013. — С. 167-169.
28. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.
29. Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования /Сборник статей. Пермь: Издательский дом "Самоцвет", 2005 - 200 с.
30. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Интерактивное обучение в техникуме. СПб: Питер, 2000. 432 с.
31. Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 - 443 с.
32. Кожинов В.Я. Интерактивное обучение М. ИНФРА-М, 2005 - 328 с.
33. Кондраков Н.П. Интерактивное обучение. М.: Норма, 2006 - 640 с.
34. Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежныйопыт
35. Костин Р.С. Совершенствование методики преподавания дисциплины "Бухгалтерский управленческий учет" в условиях компьютеризации учетно-аналитических и управленческих функций на предприятиях//СПО, 2004, № 4
36. Лапп В. П. Методика преподавания курса "Бухгалтерский учет" на основе электронного учебника //СПО, 2005, № 2
37. Интерактивное обучение: Учебник, 2-е изд. перераб и доп. / И.И.Бочкарева и др. , под ред. Я.В. Соколова. - Москва.: Проспект, 2004 - 524 с.
38. Бычкова С.М., Соколов В.Я. Методические указания и темы курсовых работ по изучению курса "Аудит". СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского аграрного университета, 2000,
39. Лисицкая Т.В. Основные принципы преподавания бухгалтерского
учета в экономическом заочном вузе: приемы и способы их
реализации//СПО, 2004, № 4
40. Макарова Е. Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса //Финансрвый менеджмент, 2003, № 5
41. Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 - 256 с.
42. Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002 - 432 с.
43. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.
44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.
45. Скоун Т. Управленческий учет М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003 - 144 с.
46. Соколов В.Я. Изучение типов изменений в балансе. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2003 г. Факультет статистики, учета и экономического анализа. Март-апрель 2004 г./Сб. Док. СПб: 2005
47. Соколов В.Я. Принцип нейтральности бухгалтерской отчетности. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 г. Факультет статистики, учета и экономического анализа. Март-апрель 2000 г./Сб. Док. СПб: 2000
48. Соколов В.Я. Профессиональные общества бухгалтеров Санкт- Петербурга / Бухгалтерский учет в Санкт-Петербурге 1703 - 2003, СПб.: Юридический центр Пресс, 2003
49. Соколов В.Я. Теоретические начала (основы) двойной
бухгалтерии. Монография.- СПб.: Изд-во С.-Пете бургского
государственного университета экономики и финансов, 2006 - 344 с.
50. Чередникова М.В. Методика преподавания дисциплин
[Текст]. Учебное пособие / Чередникова М.В., Евплова Е.В., Гнатышина Е.В. // Челябинск, 2016.