Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №80497

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
1.1. Специфика деятельности руководителя в системе управления
современной образовательной организацией 7
1.2. Основные черты личности руководителя 25
1.3. Выводы по 1 главе 42
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Анализ личностных качеств руководителей и оценка эффективности их деятельности 43
2.2. Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом 56
2.3. Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ

Для решения теоретических и практических задач управления образовательным учреждением все большее значение имеют сегодня базовые принципы и методы управленческой науки. Современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание основ управления. Уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя при создании условий, способствующих формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.
Достижения современной науки и ее вклад в практику управленческой деятельности образовательной организации необходимо рассматривать как важнейший резерв повышения эффективности решения проблем, встающих сегодня перед педагогическими коллективами и обществом в целом.
Несоответствия между современными требованиями и реальным уровнем управленческой культуры руководителей образовательных учреждений касаются в основном следующих моментов:
- недостаточное знакомство с современными теориями управления и формирования управленческой культуры;
- недостаточное развитие навыков профессионального анализа особенностей своей личности и личности коллег.
Таким образом, назрела необходимость создания соответствующей программы обучения управленческих кадров, которая обеспечит возможность повышения профессиональной компетентности и культуры управления.
Психологическая наука исследует особенности личности руководителя образовательной организации (Е.Е.Ведров, А.Г.Ковалев, И.С.Ладенко, В.Я.Ляудис, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, Е.И.Степанова, Г.П. Щедровицкий и др.), рассматривает личностные характеристики, оказывающие положительное или отрицательное влияние на исполнение его социальной роли.
В последние годы усилился интерес к проблеме эффективного управления педагогическими системами, его сущность раскрыты в работах В.И.Зверевой, Ю.А. Конаржевского, В.С.Лазарева, М.Г.Макарова, Н.В.Немовой, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и других.
Анализ научной педагогической литературы, касающейся вопросов управления образовательным учреждением, а также изучение опыта управленческой деятельности показывают, что в настоящее время недостаточно внимания уделено личностным особенностям руководителя образовательной организации, его качествам и эффективности работы, требованиям, которые предъявляет к нему современное общество.
Выбранная нами тема - «Личностные особенности руководителя образовательной организации и их влияние на процесс управления» актуальна, потому что рассматривает основные особенности личности руководителя и современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом.
система управления педагогическим коллективом, предмет - личностные качества руководителей и их влияние на эффективность управления педагогическим коллективом.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управления образовательным учреждением будет повышаться, если руководитель, зная предъявляемые к нему требования, стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы для грамотного управления педагогическим коллективом.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:
- диагностика личностных качеств руководителей и их заместителей;
- определение стиля управления педагогическим коллективом;
- анализ эффективности работы руководителей и их заместителей;
- составление перечня качеств личности современного руководителя;
- составление программы совершенствования личности руководителя.
Новизна данного исследования заключается в попытке определить роль личностных качеств руководителя в процессе управления образовательным учреждением.
Методологическую основу исследования составляют: взгляды различных ученых на роль руководителя в процессе управления (Бандурка A. М., Розанова В.А., Кабаченко Т.С. и др.), теории управления педагогическими системами Лазарева В.С., Поташника М.М, Сластенина B. А.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности, тестирование, ранжирование, наблюдение, беседа, тренинг, упражнение, деловая игра, лекция, семинар, анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «культура управления» применительно к сфере образования, в обосновании зависимости между уровнем личности руководителя и состоянием управленческой культуры в образовательном учреждении.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в практической деятельности руководителей образовательных учреждений.
База исследования: Коммунальное государственное казенное предприятие КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управление образования акимата Костанайской области.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теории и практики управления образовательным учреждением, результаты теоретико-экспериментальной работы, выявленные личностные особенности руководителей образовательной организации и их роль в повышении эффективности управленческой культуры, позволили обозначить наиболее важные качества личности руководителя, проявляющиеся в их деятельности:
- высокая культура, безупречная нравственность;
- умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.);
- общий уровень развития;
- целеустремленность;
- знание науки об управлении;
- индивидуально-психологические свойства;
- умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе;
- целеустремленность;
- оптимистичность;
- самоорганизованность;
В.А. Сластенин утверждает, что управленческая культура позволяет руководителю адекватными средствами в оптимальный промежуток времени достигать поставленных перед педагогическим коллективом целей
Однако анализ литературы, показывает, что в педагогической науке нет общепринятого понятия «управленческая культура руководителя», не разработаны критерии эффективного управления, не определена роль личностных факторов, влияющих на формирование управленческой культуры руководителей образовательных учреждений.
Нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организована и проведена экспериментальная работа.
Целью экспериментальной работы было изучение место и роль личностных факторов в формировании управленческой культуры у руководителей (заведующих отделением и заместителей) колледжа, а также разработана программа целенаправленного формирования управленческой культуры у руководителей образовательных учреждений.
На первом этапе экспериментальной работы решались следующие задачи: сбор и анализ информации об уровне управленческой культуры руководителей (заместителей), определялись признаки для диагностирования уровня сформированности личностных компонентов управленческой культуры до их включения в процесс формирующего эксперимента.
Результаты исследования показали, что основная масса вовлеченных в эксперимент руководителей имеют средний уровень управленческой культуры. Для них характерна несформированность одного или нескольких личностных компонентов управленческой культуры: неумение руководителей правильно принимать управленческие решения, строить свои отношения с подчиненными, быстро перестраиваться, принимать на себя ответственность за принятые решения.
Примерно одинаковое количество руководителей показали либо достаточно высокий, либо очень низкий уровень управленческой культуры. Т.е. это руководители, которые соответствуют высокому уровню над повышением уровня управленческой культуры, т.к. они не отвечают основным требованиям.
Таким образом, результаты подтвердили необходимость разработки программы развития личностных качеств руководителей и повышения эффективности управления педагогическим коллективом, направленной на развитие рефлексивного компонента в структуре управленческой культуры руководителя образовательной организации.
Первые шаги в данном направлении уже дали свои положительные результаты в виде повышения категории квалификационного уровня части директоров и заместителей; в активизации инновационной деятельности, организации системы повышения квалификации педагогов с привлечением казахстанских и российских ведущих специалистов.
Все это подтверждает нашу гипотезу о том, что эффективность управления образовательным учреждением будет повышаться, если руководитель, зная предъявляемые к нему требования, стремится к самосовершенствованию с целью развития тех личностных качеств, которые необходимы для грамотного управления педагогическим коллективом.



1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л. Наука, 1992. - 240 с.
2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков: Мысль, 2008. - 169 с.
3. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения //
Личность и общение: Избр. труды. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - С. 55-64.
4. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.: Наука, 2002. - 345 с.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М.: Гардарики, 2008. - 288 с.
6. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Центр «Пед. поиск», 2010. - 160 с.
7. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. - М.: Наука, 2003. - 145 с.
8. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1993. - № 2. - С.184 - 196.
9. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. - 214 с.
10. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.: Пед. общество России, 2000. - 384 с.
11. Князев Е. Об искусстве управлять школой // Директор школы. - 1995. - № 6. - С.77-85.
12. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М. Политиздат, 1988. - 271 с.
13. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.
14. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. М.: Дело, 1996. - 352 с.
15. Кудряшова Л.Д., Каким быть руководителю: Психология
управленческой деятельности. - Л.: Лениздат, 2006. - 160 с.
16. Кузнецов В. Личность директора школы // Народное образование. - 1993. № 9/10. - С. 19-23.
17. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. - М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004, - 496 с.
18. Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы:
Учебное пособие. - М.: Центр социальных и экономических
исследований, 1997. - 336 с.
19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1997. - 460 с.
20. Михеев. В. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 368 с.
21. Ольшанский В., Волжская Н. Престиж должности и авторитет личности // Директор школы. - 2000. - № 4 - С. 3-10.
22. Омаров А. М. Предприимчивость руководителя. - М.: Издательство
политической литературы, 1990. - 254 с.
23. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:
Политиздат, 1981. - 170 с.
24. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. -
М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.
25. Пикельная В.С. Теоретические основы управления (школоведческий ас пект). - М.: Высшая школа, 1990. - 175 с.
26. Пименовский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 97- ЮЗ.
27. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой // Директор школы. - 2007. - № 6. - С. 34 - 40.
28. Практическая психология для менеджеров: учеб. пособие. Под ред. М.А. Кириллова. - М: Познание, 2006. - 199 с.
29. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
30. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении
персоналом. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 160 с.
31. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социальные организации и управление. - Воронеж, 2005. - 230 с.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. - М.: Владос, 1999. - 383 с.
33. Розанова В.А. Психология управления. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 384 с.
34. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. Под. ред. Лазарева В.С. - М.: Педагогика, 2005. - 270 с.
35. Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. - 139 с.
36. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с.
37. Свеницкий А.Л. Социальная психология управления. - СПб.: СПбГУ, 2012.- 202 с.
38. 2001. - 140 с.
39. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 2000. - 203с.
40. Станкин М.И. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес школа», 2012. - 368 с.
41. Тейлор Ф.У. Менеджмент / Пер. с англ. - М.: Конролинг, 1992. - 137 с.
42. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. - М.: Владос, 2006. - 287 с.
43. Управление персоналом организации. Под. ред. А.Я. Кибанова. М.: Дело, 2007. - 280 с.
44. Файоль А. Общее и промышленное управление / Пер.с франц. - М.: Дело, 2002. - 180 с.
45. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. Т.1. - М.:
Прогресс, 1992. - 380 с.
46. Фролов П.Т. Школа молодого директора. - М. Молодая гвардия, 1988. - 137 с.
47. Фролова Т. Начнем с познания себя. К вопросу о саморегуляции педагогов и руководителей школ // Директор школы. - 2007. - № 6. - С. 11-19.
48. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2002. - 320 с.
49. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии. - М.,: Высшая школа, 2009. - 304 с.
50. 7 главных качеств хорошего руководителя [Интернет ресурс]: http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/lichnye-kachestva/p13600/(Дата обращения - 05.08.2018).
51. Личные качества руководителя [Интернет ресурс]: http://kak-
bog.ru/lichnye-kachestva-rukovoditelya(Дата обращения - 05.08.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ