Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая задача 6
1.2 Средства развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 19
Вывод по первой главе 33
2. Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности в МКДОУ детский сад №12 города Карабаша 36
2.1 Цели, задачи опытно-практическая работа по развитию творческих способностей детей старшей группы МКДОУ детский сад №12 города Карабаша 36
2.2. Педагогические условия развитие творческих способностей детей
старшей группы МКДОУ детский сад №12 43
2.3. Результаты опытно-практической работы 52
Вывод по второй главе 59
Заключение 60
Список использованной литературы 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность проблемы творческого развития в современном обществе стала настолько значимой, что её вполне реально можно отнести к "проблемам века". Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются педагоги и психологи всего мира.
Однако сущность творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. В связи с этим появляется необходимость поиска новых способов и форм развития творчества, причем начиная с дошкольного возраста [3, с 28].
В современном мире люди каждый день решают массу задач и совершают огромное количество дел. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.. Творчество - это субъективный процесс создания нового, выход за рамки. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Формирование творческой личности ребенка - одна из важнейших задач дошкольной педагогики.
Выгодский Л.С. писал: «Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая»
Но меняя окружающий мир человек не может не меняться и сам, не с проста говорят: «Хочешь что - то изменить, начти с себя». Ведь, по сути, создание чего - то нового - это способность человека менять свой взгляд на окружающую, его реальность.[12, с 49].
Исследователи творческого процесса едины в том, что творчество базируется на внутренних умственно-духовных задатках, присущих каждому человеку с рождения, и высвобождается при определенных условиях окружающего мира.
Развитие у детей творческих способностей неотъемлемая часть воспитания разносторонне развитой личности. Она включает такие понятия как: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы выявить и апробировать педагогические условия развития по развитию творческих художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная цель позволила сформулировать задачи данного исследования.
Задачи исследования:
1) изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) определить средства по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
3) апробировать средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4) проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста возможно если:
1) теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;
2) выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и системно использовать их в педагогической деятельности;
Методы исследования - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, обработка данных.
Методологической базой исследования послужили работы ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева, А.В. Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, В.И. Кириенко, Т.С. Комаровой, Н.В. Рождественской Практическая значимость работы заключаются в том, что выявленные приемы и средства изобразительной деятельности могут быть использованы воспитателями в их практической деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 города Карабаша «Красная шапочка».
Дошкольный возраст в настоящее время рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и развития творческих способностей.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Ребенок, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч.
Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.
В работе мы рассмотрели определение способностей как индивидуально-психологических особенностей личности; мы выяснили, что существуют различные подходы к рассмотрению природы творческой способности, одни из них сводятся к рассмотрению ее как врожденной, не изменяющейся характеристике, другие - как поддающейся изменениям. Однако, очевидно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены.
Мы выяснили, что творчество для детей дошкольного возраста предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Теоретический анализ литературы показал, что при умелом руководстве процессом развития изобразительного детского творчества, с учетом возможностей и интересов каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов.
На занятиях изобразительной деятельностью происходит воспитание человека, творчески относящегося к любому делу, благодаря применению нетрадиционных техник рисования у детей развивается фантазия, образное мышление, происходит активизация творческого воображения.
Исследовательская работа была проведена в три этапов, в процессе которых происходило развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам занятий по изобразительной деятельности с использования нетрадиционных техник рисования.
Анализ проведенной серии занятий показали, что у детей есть огромный интерес и желание проявлять творчество, но с ними необходимо постоянно заниматься для повышения уровня развития творческих способностей, иначе эти способности в дальнейшем могут угаснуть.
В ходе сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики мы сделали вывод о том, что применение нетрадиционных техник в процессе рисования способствует развитию у детей творческой активности, желания рисовать, стимулирует к созданию разнообразных и относительно неповторимых оригинальных замыслов, развивает воображение, способность видеть необычное в обычных предметах. Тем самым нами была подтверждена возможность развития творческих способностей нетрадиционными техниками рисования в процессе реализации серии занятий по изо-деятельности. Это утверждение подтверждается достоверными данными, полученными в ходе исследования.
1. Айдарова, Л.И. Ребенок и слово. Мир детства [Текст]/ Л.И. Айдарова. - М., 1981. - С. 109 - 145.
2. Айдарова Л.И., Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения «поэтики» в курсе родного языка // Вопросы психологии.[Текст]/ Л.И. Айдарова, Г.А. - М., 1977. - № 1. - С. 17 - 29.
3. Богословский, В.В. Общая психология. [Текст]/ В.В. Богословский - М., 1981. - 635 с.
4. Боровик, О.В. Использование заданий на воображение как метода
коррекционной работы [Текст]// Дефектология./ О.В. Боровик - М., 1999. -
№ 2. - С. 18 - 25.
5. Боровик, О.В. Развитие воображения.[Текст]/ О.В. Боровик - М., 2002. - 235 с.
6. Боровик, О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании.[Текст]/ О.В. Боровик - Биробиджан, 1998. - С. 45 - 56.
7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст]/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967. - 278 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/ Л.В. Выготский - М., 1967. - 74 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие высших психических
функций.[Текст]/Л.С. Выготский - М., 1960. - 378 с.
10. Гаврилушкина, О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей.[Текст]/ О.П. Гаврилушкина - М., 1976. - 167 с.
11. Глоцер, В.В. Дети пишут стихи [Текст]/ В.В. Глоцер - М., 1964. - 265 с.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения[Текст]/ В.В. Давыдов - М., 1986. - 274 с.
13. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии [Текст]/ О.М. Дьяченко - 1988. - № 6. - С. 18 - 25.
14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст]/ О.М. Дьяченко. - М., 1996. - 275с.
15. Забрамная, С.Д. Развитие ребенка в ваших руках [Текст]/ С.Д. Забрамная. - М., 2000. - 189 с.
16. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии[Текст]/Е.В. Заика. - 1993. - № 2. - С. 21 - 29.
17. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст]/ Л.В. Занков. - М., 1990. - 424 с.
18. Занков, Л.В. О начальном обучении [Текст]/Л.В. Занков- М., 1963.¬427 с.
19. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества[Текст]/ Т.С. Комарова. - М., 1995. - 190 с.
20. Левин, В.А. Школа детства // Начальное образование в России. Инновация и практика [Текст]/ В.А. Левин. - М., 1994. - С. 65 - 85.
21. Моран, А. История декоративно-прикладного искусства [Текст]/ А. Моран. - М., 1986.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология[Текст]/ В.С. Мухина. - М., 1997. - 483 с.
23. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст]/ В.С. Мухина. - М., 1981. - 154 с.
24. Новлянская, З.Н. Почему дети фантазируют?[Текст]/ З.Н. Новлянская - М., 1978. - 153 с.
25. О творческих работах в средней школе[Текст]. - М., 1962. - 265 с.
26. Обучение и развитие [Текст]/ Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975. - 379 с.
27. Петровский, А.В. Воображение // Общая психология[Текст]/ А.В. Петровский. - М., 1997. - С. 127 - 145.
28. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст]. -
Ярославль, 1996. - 143 с.
29. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - М., 1979. - Т. 3. - 375 с.
30. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения [Текст]/ Л.Н. Толстой. - М.: Учпедгиз, 1953. - 469 с.
31. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М., 1960. - 379 с.