Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХАРАКТЕРИСТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕТАФОРЫ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ Л.Е. УЛИЦКОЙ «ДЕТСТВО-49»

Работа №80494

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования 7
1.1. Из истории изучения метафоры 7
1.2. Классификации метафоры 12
1.3. Метафора в творчестве Л.Е. Улицкой 16
Глава II. Структурно-грамматическая характеристика метафоры в цикле рассказов Л.Е. Улицкой «Детство-49» 18
2.1. Классификация по количеству метафорических центров 18
2.2. Морфологическая характеристика метафоры 22
2.3. Грамматические модели метафорических комплексов 26
Глава III. Семантическая классификация метафоры в цикле рассказов Л.Е. Улицкой «Детство-49» 36
3.1. Классификация объектов метафорического изображения 36
3.2. Классификация средств метафоризации 39
3.3. Семантические метафорические модели 41
Глава IV. Функциональный анализ метафоры в цикле рассказов Л.Е. Улицкой «Детство-49» 51
4.1. Текстообразующая функция метафоры 51
4.2. Денотативно-коннотативные функции метафоры 54
Заключение 65
Список литературы

Метафора уже с Античности привлекала внимание ученых, крупнейших мыслителей - от Аристотеля, Квинтилиана до философов эпохи Просвещения и далее до философов, лингвистов XX века - М. Блэка, Р. О. Якобсона. О феномене метафоры было создано множество трудов отечественных и зарубежных лингвистов, литературоведов, философов. Несмотря на большое количество работ о метафоре, интерес у исследователей не утратился и по сей день. Существует множество исследований метафоры в области лингвистики, литературоведения, психологии, философии и др.
На современном этапе развития лингвистической науки метафора с особым интересом исследуется с лингвокультурологической, лингвоэтической, психолингвистической, этнолингвистической точек зрения. «Предметом изучения здесь становились объем и содержание данного понятия, характер ассоциативных блоков, лежащих в основе метафоры и в известной мере определяющих её природу; ее стилистические возможности, семантика, функции, закономерности процесса метафоризации, устройство метафорического знака, особенности использования метафоры в конкретном идиостиле» [23, с. 5].
В современной лингвистике одной из актуальных проблем является лингвистический анализ художественного произведения, предполагающий выявление индивидуальной манеры письма. Мировоззренческие установки автора, реализующиеся через употребление в тексте различных изобразительно - выразительных средств, составляют художественный стиль писателя. «Среди всех изобразительных средств, реализующих художественное содержание литературного произведения, особенности авторского мироощущения и индивидуальной поэтики, метафора занимает особенное место. Это определяется ее объективными свойствами: с одной стороны, неожиданность, новизна употребления рождает экспрессивность текста
На данный момент в лингвистической науке, несмотря на всю долгую историю изучения метафоры, нет единого взгляда на природу, сущность, функции метафоры, а следовательно, непротиворечивой классификации, способной охватить все разновидности метафор. До сих пор остается актуальной мысль, высказанная В. В. Виноградовым: «Вопрос о метафоре как принципе семантического образования чрезвычайно сложен и труден. И прежде всего он нуждается в расчленении: классификация типов метафоры, объяснение их отличий с психологической и лингвистической точек зрения - неотложная задача семантики» [23, с. 112].
Для языка современной литературы характерна тенденция использования слов в особых, индивидуально-авторских значениях, формирующихся длительное время, и может быть осмысленным лишь в контексте всего творчества автора. В результате такое словоупотребление более оригинально, «поскольку все необычное выразительно» [11]. Авторская семантика в текстах может быть выражена через выразительно-изобразительные средства языка (тропы и фигуры), к которым относится метафора. Метафора занимает одно из значительных мест среди средств, реализующих художественное содержание произведения, особенности индивидуальной поэтики. С данной тенденцией связано появление и развитие в языке множества новых моделей (семантических, структурно-грамматических), в которых реализуется метафорическое значение.
Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, появлением в современной литературе новых метафорических моделей, обусловленных расширением ассоциативных связей как в мире художественного сознания, так и языкового, во-вторых, неизученностью этих моделей. Метафора - одно из средств отражения мировоззренческих установок автора, средств создания художественного образа.
автора, охарактеризовать и выявить функциональные особенности метафоры в цикле рассказов Л. Е. Улицкой «Детство-49».
Задачи исследования:
1. Выявить структурные признаки метафор в исследуемом материале.
2. Сформировать семантическую типологию метафор по итогам анализа языкового материала.
3. Определить художественные функции рассматриваемых метафор.
Материалом для исследования стал цикл рассказов Л. Е. Улицкой «Детство-49». Путем сплошной выборки из текста было извлечено 90 конструкций с метафорами.
Объект исследования - метафорический строй цикла рассказов Л. Е. Улицкой «Детство-49».
Предметом исследования являются структурные, семантические, функциональные свойства метафоры в исследуемых текстах.
За методологическую и методическую основу изучения метафоры взяты работы лингвистов и литературоведов: Н. Д. Арутюновой, Ш. Балли, М. Блэка, М. В. Москвина, В. Г. Гака, Л. Н. Рынькова, В. К. Харченко, В. В. Виноградова, Г. Н. Скляревской, А. П. Чудинова.
Методы исследования. При проведении исследования нами были использованы лингвистические методы описательный и семантико-стилистический, описательные приемы и математического методов.
Приемы описательного метода:
• наблюдение над текстами рассказов Л. Е. Улицкой;
• сплошная выборка материала и фиксация его на карточках;
• классификация материала по разным основаниям;
• анализ и обобщение;
• описание и характеристика.
Прием математического метода - количественный анализ метафор, использованных автором.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на долгую историю изучения метафоры, огромное количество трудов, созданных лингвистами, философами, литературоведами, интерес к ней не исчерпан и по сей день.
Н. Д. Арутюнова, известный лингвист, занимавшийся проблемами теории метафоры, отмечала усилившийся интерес к метафоре в конце XX века: «Изучение метафоры традиционно, но было бы неверно думать, что оно поддерживается только силой традиции. Напротив, оно становится все более интенсивным и быстро расширяется, захватывая разные области знания - философию, логику, психологию, психоанализ, герменевтику, литературоведение, литературную критику, теорию изящных искусств, семиотику, риторику, лингвистическую философию, разные школы лингвистики» [37, с. 5].
Кроме того, всеми исследователями отмечается сложность и многогранность данного явления, обусловившие отсутствие единой разработанной классификации метафор.
В современной лингвистике одной из актуальных проблем остается лингвистический анализ художественных произведений, направленный на выявление индивидуально-авторской манеры письма, его мировоззренческих установок, находящих выражение в использовании изобразительно - выразительных средств, среди которых метафора занимает особое место. Для языка современной литературы свойственна тенденция употребления слов в индивидуально-авторских значениях, которые могут быть осмыслены лишь в контексте всего произведения или в творчестве автора в целом. Данной тенденции подвергаются и метафорические конструкции, что обусловило появление и развитие в языке новых моделей, в которых реализуется метафорическое значение.
В творчестве Л. Е. Улицкой, как было показано в ходе исследования, эта тенденция находит яркое выражение на уровне тропов, обусловленная расширением ассоциативных связей, и как следствие, породившая множество новых метафорических моделей.
При решении задач, поставленных нами в работе, были выявлены следующие аспекты метафорического строя исследуемого материала:
1. Структурные признаки метафор в исследуемом произведении.
В результате структурного анализа мы пришли к выводу о том, что по количеству единиц-носителей метафорического образа в цикле рассказов Л. Е. Улицкой простая метафора (72% случаев) преобладает над развернутой (28% случаев).
Кроме того, структурный анализа показал, что по частеречной принадлежности метафоры в цикле рассказов «Детство-49» бывают субстантивными, адъективными, глагольными, а также метафоризации подвергаются причастия.
Метафорическое значение может реализовываться в семи выявленных нами конструкциях:
1. Существительное в именительном падеже + существительное в родительном падеже.
2. Существительное в винительном падеже + существительное в родительном падеже.
3. Существительное в именительном падеже + существительное в творительном падеже.
4. Существительное в творительном падеже + прилагательное.
5. Существительное в косвенных падежах + глагол.
6. Существительное или местоимение в именительном падеже + глагол (грамматическая основа предложения).
7. Конструкции, в которых один из компонентов метафорического словосочетания входит в состав причастного, деепричастного или адъективного оборота.
2. Сформирована семантическая классификация метафор по итогам анализа языкового материала. Данная типология была основана на «синтезе» семантических классификаций В. П. Москвина и А. П. Чудинова, наиболее отвечающих целям нашего исследования.
По тематической принадлежности вспомогательного субъекта нами были выявлены такие типы метафор, как:
1. Антропоморфная;
2. Анималистическая;
3. Природная (или природоморфная по А. П. Чудинову);
4. Пространственная;
5. «Экономическая»;
6. Милитаристская;
7. Сенсорная
Средствами метафоризации выступают: глаголы действия, глаголы речи, прилагательные, наречия, причастия и деепричастия с зависимыми словами.
Метафоризации подвергаются конкретные и абстрактные существительные, обозначающие : предметы быта (инструменты, предметы одежды, мебели, части тела, здания); абстрактные существительные, обозначающие чувства, эмоции, состояние героев рассказа (решительность, напряжение).
Можно сделать вывод о том, что разнообразие явлений, предметов, лежащих в основе сравнения, отражает сложность восприятия писателем мира, а также определено авторской задачей - отразить во всех деталях и подробностях послевоенную действительность и сохранить ее в памяти потомков. Кроме того, автором актуализируются, в том числе и через метафоры, мотивы памяти, перерождения, единства человека с природой, обретение людьми друг друга, которые находят выражение в тщательности подбора образов, сравнений, положенных в основу метафоры.
психологического параллелизма, олицетворения, оксюморичности, конкретизации внешнего признака предмета (объективация).
В ходе функционального анализа мы выявили определяющую особенность функционирования метафоры в цикле рассказов - ее полифункциональность. Метафоры, наряду со своей функцией, могут иметь еще одну.
Благодаря нашему исследованию мы выяснили, что метафора в цикле рассказов является одним из продуктивных приемов, эффективным средством создания художественного образа и занимает одно из значительных мест среди средств, реализующих художественное содержание произведения, поэтому функции, которые выполняют метафоры в цикле рассказов, столь значительны: от организации цикла, композиции сборника до построения образов. Авторской концепции мира, явленной в цикле рассказов, свойствен поиск единения природы и человека, перерождение, нахождение людьми друг друга.
На лексическом уровне - метафора данного автора лаконична, но в то же время содержательна, ёмка, о чем свидетельствует большое количество именно простой метафоры, план выражения которой представлен одной единицей. Большое количество субстантивных метафор, конструкций, где одни или оба компонента метафорического словосочетания являются именами существительными, что свидетельствует о стремлении автора отразить мир в его конкретных, бытовых чертах.
организма является отражением индивидуальных особенности мировосприятия автора, так как по образованию писатель является биологом - генетиком, мыслящим в биологических категориях (тело, организм).
Таким образом, метафора в цикле рассказов Л. Е Улицкой служит средством создания художественного образа и способом выражения авторской концепции мира в произведении.



1. Аристотель. Об искусстве поэзии [Текст]. - М.: Гослитиздат, 1957. - 183 с.
2. Артюнова, Н. Д. Функциональные типы языковой метафоры / Известия АН. СССР. Сер. лит. яз. 1978. - Т. 37. - №4. - с. 334.
3. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс. Вступительная статья // Теория метафоры. М., 1990. С. 5 - 32.
4. Арутюнова, Н. Д. Метафора [Текст] // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 5987 с.
5. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. - 3-е изд. - М., 2005. - 571 с.
6. Балашова, Л. В. Русская метафора: прошлое, настоящее, будущее. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 496 с. (Studia Philologica).
7. Бессарабова, Н. Д. Метафора как языковое явление. Значение и смысл слова: художественная речь, публицистика. / Под ред. Д.Э. Розенталя. - М.: Изд-во МГУ, 2007.
8. Блэк, М. Метафора // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 160-163.
9. Богданова, Е. С. Метафора в художественном тексте: функции, восприятие, интерпретация // Е. С. Богданова / Вестник Рязанского государственного университета, 2016, №4, С. 12-19.
10. Будаев, Э. В. Дискуссия о метафорах в современной зарубежной педагогике [Текст] / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов // Педагогическое образование в России. - 2007. - № 1. - С. 188-200.
11. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика [Текст]. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 255 с.
12. Вознесенская, И. М. Метафора в системе словесных изобразительных средств рассказа // Художественный текст: Структура. Язык. Стиль. М., 1993. С. 142-146.
13. Гак, В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В. Н. Телия. - М.: Наука, 1988. С. 11-26.
14. Гибадуллина, Л. З. Языковые особенности современной женской прозы / Л. З. Гибадуллина // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15.
- № 3(1). - С. 995 - 996.
15. Горбачевский, А. А. Теория языка: учебное пособие / А. А. Горбачевский.
- 1-е изд. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. - 444 с.
16. Жданова, Е. А., Абжамалова, Н. Д., Свич, Н. А. Метафора и процесс метафоризации значения слов / Е. А. Жданова, Н. Д Абжамалова., Н. А. Свич // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-i-protsess-metaforizatsii-znacheniya-slov(дата обращения: 16.02.2019).
17. Лакофф, Д., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 389.
18. Лебедева, Е. К. Метафора как средство описания внутреннего эмоционального состояния человека // Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991. - С.54-68.
19. Левин, Ю .И. Структура русской метафоры // Уч. зап. Тартуского гос. ун¬та. Труды по знаковым системам. - Тарту, 1965. - Т. 2. - Вып. 181. - С. 293-299.
20. Лейдерман, Н. Л., Липовецкий, М. Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т.
- Т. 3. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
21. Лингвистический анализ художественного текста : Учеб. пособие / А. Ю. Мазилова; Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского.
- Ярославль : ЯГПИ, 1988. - 84[1] с.
22. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. Ярцева В.Н. М.:-Сов. энциклопедия, 1990. - 608 с.
23. Москвин, В. П. Русская метафора: параметры классификации // В. П. Москвин. Филологические науки. - 2000.
24. Москвин, В. П. Выразительные средства современной русской речи.
Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П. Москвин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 940 с.
25. Москвин, В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. Изд. 2-е, перераб. И доп. М.: ЛЕНАНД, 2006. - 184 с.
26. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация): Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2000. - 198 с.
27. Ортега-и-Гассет, Х. Две главные метафоры / Х. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры. Под ред. Н. Д ,Арутюновой. - М.: Прогресс, 1990. - 77 с.
28. Розенталь, Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
29. Русинова, Л. В. Авторская метафора в прозе В. Токаревой, Н. Горлановой и Л. Улицкой: от слова-понятия к слову-образу // Л. В. Русинова / Вестник Ленинградского государственного университета, 2010, №1, С. 99-111.
30. Рыньков, Л .Н. Именные метафорические словосочетания в языке художественной литературы XIX века. (Послепушкинский период). Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во., 1975. - 182 с.
31. Садовникова, Т. В. Поэтика цикла Л. Улицкой «Детство-49» /
Т. В. Садовникова // Филологический класс, 2014, № 2 (36). - С. 88-94.
32. Скляревская, Г. Н. Метафора в системе языка / отв. ред. Л. Н. Шмелев.- СПб.: Наука, 1993. -152 с.
33. Смирнов, И. С. Метафора как объект научных исследований // И. С. Смирнов / Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2016, №2. - С. 80-83.
34. Стрельцова, Е. А. Языковые особенности художественных текстов
В. Токаревой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой / Е. А. Стрельцова // Вестник Череповецкого государственного университета, 2014, №3. - С. 137-140.
73
35. Телия, В. Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация (Виды наименований). - М.: Наука, 1977. - Кн. 2. - С. 129 - 221.
36. Телия, В. Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке. - М.: Наука, 1981. - 269 с.
37. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак.высш.учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. - Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса.
Теоретическая поэтика. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. - 512 с.
38. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.
39. Товт, А. М. Выразительные средства создания художественного образа в текстах Л. Улицкой и Л. Петрушевская // А. М. Товт / Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010, №7 (87), С. 188-192.
40. Туранина, Н. А., Кулюпина, Г. А., Заманова, И. Ф. Метафорическая составляющая женской прозы //Н. А. Туранина, Г. А. Кулюпина,
И. Ф. Заманова / Культурная жизнь Юга России, 2017, №1 (64), С.118¬120.
41. Туранина, Н. А. Индивидуально-авторская метафора в контексте и словаре. - Белгород, 2001. - 125 с.
42. Фатеева, Н. А. Языковые особенности современной женской прозы. Подступы к теме / H. A. Фатеева // Русский язык сегодня: сб. ст. Вып. 1 / отв. ред. Л. П. Крысин. - М., 2000. - С. 575.
43. Харченко, В. К. Функции метафоры. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. - 88 с.
44. Чудинов, А. П. Теория метафорического моделирования на современном этапе развития / Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2000. - 76 с.
45. Щурова, С. Г., Смольская, Г. В. Семантические особенности концептуальных метафор в книге Л. Улицкой «Люди нашего царя» / С. Г. Щурова, Г. В. Смольская // Вестник КГУ, 2010, № 3. - С. 144-147.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ