Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной деятельности
1.1 Проблема развития коммуникативных навыков детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития в психолого- педагогического литературе 7
1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Театрализованная деятельность как средство коррекции
коммуникативного навыка детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
Вывод по главе 1 33
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по проблемы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной деятельности
2.1 Этапы, методы и методики оценки уровня развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой
психического развития 37
2.3 Проект по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной деятельности 41
2.4 Рекомендация педагогам и родителям по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной деятельности 46
Вывод по главе 2 49
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 56
Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения- так считал Антуан Сент-Экзюпери. Философы рассуждали об этом много веков, и эта тема остается актуальной и сейчас. Жизнь человека проходит в постоянном общении. В настоящие время коммуникативный навык рассматривается в качестве одного из важных условий развития ребенка, основного фактора развития личности. Изучение особенности общения детей старших дошкольников с задержкой психического развития с окружающими играет большую роль для понимания особенностей формирования их психики.
Для детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР), вопрос о развитии общения является немаловажным на сегодняшний день. Особенности таких детей начали изучать Т.А. Власовой и Т.С. Певзнер. На данный момент дефектология уже имеет исследования, определяющих ряд отличительных черт в развитии у детей с ЗПР, а также располагает программами развития. Многие вопросы остаются полностью не изучены, среди них - формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР. Важным моментом в психическом развитии дошкольника является общение со сверстниками и взрослыми. В исследованиях О.Я. Гойхман, Ю.М. Жукова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.К. Марковой отмечается, что установление взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности. М.И. Лисина, А.К. Маркова подчеркивают, что процесс общения является не только проявление личностных качеств, но и их развития в процессе общения. Это обуславливается тем, что во время коммуникации усваиваются общечеловеческий опыт, ценности, знания [14; с.384], [18;87-90].
ЗПР является одной из распространённых форм психической патологии детского возраста. В настоящее время дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции. Для детей с ЗПР свойственно изменение способов общения. Многим характерны дефекты звукопроизношения, затруднено действия принятия и осознания речи. Все это приводит к тому, что у этих детей нарушено речевое общение. Неполноценность в развитии ребенка, в зависимости от дефекта выражается по-разному, но все равно приводит к отстраненности ребенка от группы нормально развивающихся сверстников. Отсюда следует, что проблема развития коммуникативного навыка важна и востребована. Проблемой общения дошкольников занимались такие ученые как Л.С. Выготский, Ю.М. Жуков, Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева, М.И Лисина, А.А Леонтьев, А.К. Маркова, Л. А. Петровская, П.В. Растянников, Р.Д Тригер и др.
Театр в детском саду рассматривается как средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность помогает формировать опят коммуникативных навыков благодаря тому, что литературное произведение или сказка для дошкольников всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелось). С помощью театра ребенок познает мир не только умом. но и сердце, выражая при этом свои эмоции. Также театрализованная деятельность помогает раскрыть внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей. Ребенок благодаря театру научится видеть прекрасное в жизни и людях, взаимодействуя с другими персонажами, дошкольник научиться согласовывать свои действия с действия партнера, научится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его. Таким образом, театрализованная деятельность поможет преодолеть трудности в коммуникативном навыке [17;22-26].
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан проект по развитию коммуникативного навыка в театрализованной деятельности. Результатом проекта является календарно-тематический план, конспекты мероприятий и игры по развитию коммуникативного навыка детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности развития коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованной деятельности и разработать проект по формированию коммуникативных навыков в театрализованной деятельности старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с ЗПР в театрализованной деятельности имеет психолого-педагогические особенности и будет более эффективным, если:
1. Будет разработан проект по формированию коммуникативных навыков в театрализованной деятельности старших дошкольников с ЗПР.
2. На констатирующем этапе эксперимента будет проведена психолого-педагогическая диагностика коммуникативных навыков старших дошкольников с ЗПР.
3. Будут разработаны рекомендации по развитию коммуникативных навыков детей с ЗПР.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Определить психолого-педагогические особенности детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Рассмотреть театрализованную деятельность как средство коррекции коммуникативного навыка детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Определить этапы, методы, методики развития коммуникативного навыка детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
6. Разработать проект по формированию коммуникативных навыков в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
7. Составить рекомендации воспитателям по развитию общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался теоретический метод: изучение и обобщения психоло- педагогических источников по проблеме исследования; и эмпирический метод: анализ полученных данных, беседа, наблюдение, анкетирование.
База исследования. Исследование развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 370 г. Челябинска».
Проблемой развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста занимались ведущие специалисты. Точки зрения А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина заключается в том, что понимание общения как коммуникативной деятельности. С.Я. Рубинштейн считает, что у дошкольников с ЗПР медленно образуются и закрепляются речевые формы, беден словарный запас. Данные экспериментальной работы Е.С. Слепович показали, что у детей с ЗПР в различных сферах деятельности превосходит деловое общение со взрослыми.
Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. У детей с ЗПР существенно снижена потребность в общении, они затрудняются составлять сложные предложения, их речь отличается фрагментарностью и бессвязанностью.
Театрализованная деятельность влияет на коррекцию коммуникативного навыка ребенка. Помогает снизить уровень невратизации, снимает психическое и физическое напряжение, улучшает общее состояние ребенка. Дошкольник приобретает свою индивидуальность, приобретает коммуникативные навыки.
Этапы, методы и методики подобраны по возрастам, физическим и психическим особенностей детей. Целью которых является выявления уровня развития коммуникативного навыка детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР. В целом констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР - это подтвердили методики. Методика 1 «Отражение чувств» (Дыбина О.В., Козлова А.Ю.) показала, что высокий уровень развития чувств у старших дошкольников с ЗПР составляет 10%, средний уровень у 60% и у 30% детей низкий уровень развития отражения чувств. Методика 2 «Строитель» (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.) доказала, что преобладает низкий уровень развития совместной работы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 60% , средний уровень составил 40% детей, высокого уровня развития совместной деятельности детей нет. Методика 3 «Неоконченный рассказ» (Фопель К.) описывает, что средний и низкий уровень наблюдается у 50% детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, высокого уровня нет.
В ходе реализации проекта планируется, что у детей разовьется коммуникативная деятельность, эмоциональная и социальная адаптированность, появятся навыки сотрудничества, дети научатся уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания.
В дошкольном учреждении необходимо уделять особое внимание коррекционной работе и начинать ее как можно раньше. Формирование внеситутивных форм общения может на занятиях, так и вне: во время игр, прогулок, в уголке природы и т.д. Педагогам в ходе занятий следует формировать у детей познавательные мотивы общения, вовлекать их в беседы на познавательные темы. Во время общения с детьми необходимо стимулировать их активность. Ребенок должен понимать, что его слышат, чувствуют и понимают. Родители должны уделять достаточное внимание и ребенку. Возвращаясь домой дошкольник должен чувствовать, что ему рады.
Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, задачи исследования решены.
1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001.с.168.
2. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2002. с.40-45.
3. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учеб. метод, пособие. - СПб. : КАРО, 2005.с.288.
4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - 352 с.
5. Борякова, Наталья Юрьевна. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития : организационный аспект : методическое пособие : доп. М-вом образования и науки РФ / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. - Москва : В. Секачев : ИОИ, 2004. с.66.
6. Вольская, О. В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития / О. В. Вольская // Экология человека. - 2006. с.21-23.
7. Выготский, Л.С. Основы дефектологии СПб., М., Краснодар, 2003
8. Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2001. с.272.
9. Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. Киров, 2001. с.142.
10. Защиринская, О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР /Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. 432 с.
11. Киселева, В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / В. А. Киселев // Дефектология. - 2007. - N 3. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 13 (7 назв. ).
12. Кондратьева, С. Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2006. - N 5. - С. 40-45.
13. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-365 с.0
14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
15. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005. 194 с.
16. Лисиной, М.И. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца,: педагогика, 1994. 269 с.
17. Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР / Е. В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - N 4. - С. 22-26.
18. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2004. С. 87-90.
19. Масленникова, О.М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности // Молодой ученый. 2014. №19. С. 581-583
20. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Педагогика, 2007. 304 с.
21. Певзнер, М.С., Власова Т.А. Дети с временными задержками развития.
- М.: Педагогика, 2008 с123
22. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
23. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
24. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим -Бад. - М.: Наука, 2011. - 338 с.
25. Переслени, Л.И., Мастюкова, Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С5-8.
26. Переслени, Л.И., Мастюкова, Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики//Вопросы психологии.-1989
27. Подъячева, И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с ЗПР / И.П. Подъячева. М.: Просвещение, 2001. 169 с.
28. Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2009. 216 с.
29. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования/Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З. Неверович /Москва «Педагогика» 1986
30. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
31. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. Ярославль: Академия развития, 2008. 128 с.
32. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В. Ульенкова. М.: Просвещение, 2000. 294 с.
33. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М. Шипицына,О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.
34. Эльконин, Д.Б. детская психология: учеб.пособие для
студ.высш.учеб.заведений / д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.