ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 7
1.2 Особенности процесса формирования здорового образа жизни у
младших школьников во внеурочной деятельности 15
1.3 Направление работы педагога по формированию здорового образа
жизни у младших школьников во внеурочной деятельности 22
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы 32
2.2 Программа внеурочной деятельности по формированию здорового
образа жизни у младших школьников 36
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ
ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46
3.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования 46
3.2 Анализ результатов исследования и их интерпретации 50
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Здоровье - ценность общества. Здоровье является следствием правильного развития личности. «Здоровье есть высочайшее богатство человека», писал врач Гиппократ [1]. В современном мире снижение двигательной активности младших школьников, проблемы с экологией, чрезмерная учебная нагрузка, стрессы, неправильный режим дня, нерациональное питание привели к сильному ухудшению состояния здоровья школьников. Сейчас главной задачей государственной политики в области образования является здоровье будущего поколения. Улучшить состояние здоровья школьников, а также привить ценностное отношение к своему здоровью возможно только в том случае, если в школе создать здоровьесберегающие технологии, выполнять требования реализации образовательных программ и работать с родителями. Цель школы - научить ценить свое здоровье.
Формирование здорового образа жизни становится актуальной задачей для педагога, работающего с детьми начальной школы.
На социальном уровне значимость работы обусловлена необходимостью формирования ЗОЖ детей, начиная с первого класса.
На научно-методическом уровне значимость работы обусловлена недостаточной практической разработанностью и направлений работы педагога по данной проблеме.
На практическом уровне значимость работы обусловлена важностью исследования работы учителя по формированию ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности, для практической деятельности учителей начальных классов.
Своим опытом в области моделирования здорового образа жизни делятся (Н. М. Амосов, В. И. Жолдак), сохранения и восстановления здоровья (И. А. Аршавский, Н. А. Агаджанян, И. И. Брехман). Формируют здоровье педагогические условия (А. Г. Бусыгин, Э. М. Казин). По мнению
ученых Э. М. Казин, Н. К. Смирнов, В. П. Лукьяненко, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, формирование здорового образа жизни у школьников зависит от правильно организованного учебного процесса в школе.
Высокая учебная нагрузка усугубила состояние здоровья младших школьников. И. И. Брехмана, В. В. Колбанова, В. П. Петленко, считают, что отрицательно на здоровье влияют: экстремальная учебная нагрузка, нездоровое питание, неправильно организованный режим дня, недостаточное количество знаний о здоровье у обучающихся, педагогов и родителей, некачественная работа школы по формированию знаний о здоровье. На основе изучения и анализа, имеющихся в науке исследований, была сформулирована проблема исследования, определяющаяся противоречием между необходимостью работы педагога по формированию ЗОЖ у младших школьников, и недостаточным количеством методического обеспечения по вопросу формирования ЗОЖ во внеурочной деятельности.
Проблема исследования заключается в следующем, каковы направления работы педагога, по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности?
Учитывая актуальность, выделенные противоречия и недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы, мы определили тему исследования: «Работа педагога по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность разработанной программы внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ у младших школьников.
Объект: процесс формирования здорового образа жизни.
Предмет: работа педагога по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эффективность, если будет выявлен уровень знаний о здоровье и ЗОЖ, и в процесс обучения будет введена программа, направленная на формирование ЗОЖ.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2. Проанализировать особенности процесса формирования ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Охарактеризовать направление работы педагога по формирования ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Внедрить, экспериментальным путем проверить результативность разработанной программы по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Исследование и анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
2. Анкетирование, тестирование обучающихся. Цель - раскрыть отношение детей к здоровому образу жизни.
3. Формирующий эксперимент.
База проведения эксперимента: Базой исследования была МОУ Саргазинская СОШ п. Саргазы, Сосновского района, Челябинской области. В эксперименте приняли участие обучающиеся в возрасте 7-8 лет.
Этапы исследования: Исследование проводилось в четыре этапа:
1. Проводился анализ данной проблемы в педагогической литературе, рассматривались основные понятия, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбор методических технологий.
2. Проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
3. В рамках формирующего эксперимента внедрялась педагогическая программа «Здоровое поколение»; проводился контрольный этап экспериментальной работы.
4. Проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
1. Деятельностный подход к психическому развитию (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); развитие личности в образовательном процессе (А. Н. Леонтьев, Л. М. Митина);
2. Система развивающего обучения (В. Г. Афанасьев, Л. В. Занков, В. П. Зинченко);
3. Гуманистическая теория личности (А. Маслоу, К. Роджерс); социально-культурное развитие человека в системе образования (В. И. Андреев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, К. Роджерс).
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении направлений работы педагога по формированию ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость состоит в создании рабочей программы, которая формирует здоровый образ жизни у младших школьников во внеурочной деятельности, и которая может быть использована в работе учителем по данной проблеме.
Структура исследования: работа состоит из: введения; III глав; выводов по каждой главе; 69 списка использованных источников; 6 приложений.
Здоровье детей является главной ценностью общества. Укрепление, сохранение и восстановление здоровья общества сложная социальная проблема, к решению которой привлечено внимание медиков, социологов, валеологов, педагогов. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что наблюдается общее ухудшение состояния здоровья общества.
Здоровье человека в основном зависит от его образа жизни, поведения; охрана здоровья является проблемой не только и не сколько медицинской, сколько социальной и социально-педагогической. В анализе литературы установлено, что образ жизни - это результат воспитания, который предполагает создание определённых ценностных установок и сознательного, и ответственного поведения.
Здоровый образ жизни целесообразно формировать в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, т.е. в период интенсивного развития интеллектуальных и эмоционально-волевых сил, и способностей ребёнка. Анализ литературы также подтвердил, что большое значение в формировании знаний о здоровом образе жизни, имеет слаженная деятельность педагогического коллектива и семьи ребёнка.
Коллектив МОУ Саргазинской СОШ призван повышать знания о ЗОЖ школьников и обеспечивать семью психолого-педагогической поддержкой. Повышение эффективности совместной работы при формировании ЗОЖ школьника требует использовать современные социально-педагогические технологии, включающие повышение активности и самостоятельности, инициативности и ответственности всех субъектов социально-педагогических процессов: педагогов, родителей, детей.
сведения легли в основу разработки программы по формированию ЗОЖ школьника.
Данная программа включала ряд компонентов: повышение уровня знаний о ЗОЖ педагогов, родителей, детей и их семьи в целом; профилактика заболеваний; просвещение родителей с целью оздоровления семейных отношений, быта и культуры взаимоотношений между ее членами; внедрение в деятельность детей валеологического знания и мотивации к ЗОЖ; формирование здоровых, полезных привычек и искоренению вредных для здоровья; обучение приёмам саморегулирования в повседневной жизни (Приложение Ж).
Основные компоненты программы: валеологическое просвещение детей и родителей; повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников; мотивация обучающихся к соблюдению норм ЗОЖ в повседневной жизни; формирование ответственности родителей за здоровье и образ жизни своих детей; формирование социальных установок на здоровье; формирование семейных традиций ЗОЖ; профилактика вредных привычек и формирование полезных.
Данная программа направлена на комплексное и всестороннее развитие валеологических знаний всех участников педагогических процессов.
Важнейшими характеристиками предлагаемой программы является повышение активности и ответственности всех участников воспитательного процесса. Для этого использовалось не только психолого-педагогическое и валеологическое образование, но и разработка собственных уроков по теме формирования ЗОЖ школьника, проведение конкурсов ЗОЖ среди обучающихся начальных классов.
1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз» [Текст] : Автореф. докт. дис. / Надежда Павловна Абаскалова. Барнаул : 2012. 48 с.
2. Айзман, Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Роман Иделевич Айзман. Новосибирск : 2014. 26 с.
3. Амосов, Н. М. Раздумье о здоровье [Текст] / Николай Михайлович Амосов. Москва : ФиС, 2014. 63 с.
4. Апухтина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально ориентированный подход / Татьяна Валерьевна Апухтина // Школа здоровья. Москва : 2017. 21 с.
5. Армеева И. А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся / Ирина Александровна Армеева. Вологда : 2014. 29 с.
6. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний [Текст] / Г. П. Артюнина, С. А. Игнатькова. Москва : Академический Проект; Гаудеамус, 2008. 227 с.
7. Артюкович, Е. В. Охрана и развитие зрения учащихся в условиях образовательной школы [Текст] / Е Артюкович // Здоровье ребёнка. Тезисы докладов и сообщений VI Междунардной конференции «Ребёнок в современном мире. Открытое общество и детство. СПб. : 2016. 92 с.
8. Базарный, В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике (Президентская программа «Дети России») / Владимир Филлипович Базарный. Сергиев Посад : 2015. 42 с.
9. Баладанов, О. Ю., Козловский, И. З., Бахтинов, О. П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников [Текст] // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ / О. Ю. Баладанов, И. З. Козловский, О. П. Бахтинов. Ставрополь : Изд-во СГУ : 2012. 172 с.
10. Беляев, Н. Г. Возрастная физиология [Текст] / Николай Григорьевич Беляев. Ставрополь : Изд-во СГУ : 2014. 103 с.
11. Бехтерев, В. М. Личность и условия ее развития и здоровья [Текст] // Владимир Михайлович Бехтерев. // Под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой. Москва : Издательство «Институт практической психологии» : 1997. 97 с.
12. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Евгения Васильевна Бондаревская //Педагогика. Москва : 2009. 17 с.
13. Борытко, Н. М. Воспитательная деятельность педагога [Текст] / Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, С. Д. Поляков. Москва : «Академия», 2008. 336 с.
14. Боровская, Л. А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / Любовь Александровна Боровская. Психологические и педагогические н^ауки. Москва : 2013. 97 с.
15. Бурханов, А. И. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков // А. И. Бурханов, Н. В. Барышева, Т. А. Мищенко. - Самара : 2013. 88 с.
16. Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / Светлана Валерьевна Бутова // Начальная школа. Москва : 2006. 98 с.
17. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания: уч. пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Яков Семёнович Вайнбаум. Москва : «Просвещение», 2016. 240 с.
18. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст] / Эдуард Наумович Вайнер. - 5 изд. Москва : «Флинта : Наука», 2007. 416 с.
19. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / Петр Алексеевич Виноградов. Москва : «Мысль», 2010. 288 с.
20. Вишневская, Е. Л. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни [Текст] / Елена Леонидовна Вишневская. Москва : 2014. 36 с.
21. Гладышева, О. С. Программа «Уроки здоровья и ОБЖ» [Текст] / Ольга Семёновна Гладышева. Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2008. 17 с.
22. Гуманистический подход к охране здоровья / Отв. Ред. Н. Беркович; перевод с нагл. под ред. К. В. Григорьева. Москва : Аспект Пресс, 2008. 254 с.
23. Гундаров, И. А. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ [Текст] / И. А. Гундаров, Н. В. Киселев, О. С. Копина. Москва : 2015. 30 с.
24. Долгова, Н. В. Волшебные правила здоровья [Текст] / Наталья Витальевна Долгова // Начальная школа. 2007. 21 с.
25. Дорошкевич, М. П. Основы валеологии и школьной гигиены [Текст] / Михаил Петрович Дорошкевич. Москва. 2003. 238 с.
26. Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни [Текст] / Владимир Иванович Дубровский. Москва : «Флинта»; «Retorika.», 2014. 1 с.
27. Дыхан, Л. Б. Педагогическая валеология [Текст] / Лариса Борисовна Дыхан. Москва : «Март», 2005. 527 с.
28. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном пространстве. Новокузнецк : Издательство ИПК, 2014. 107 с.
29. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: высш. Учеб. Заведении [Текст] / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. Москва : «Владос», 2000. 192 с.
30. Казначеев, В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии [Текст] / Влаиль Петрович Казначеев // Валеология. 1996. - № 4. - 75 с.
31. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / Валентина Ивановна Ковалько. Москва : «ВАКО», 2007. 297 с.
32. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр / Валентина Ивановна Ковалько. Москва : ВАКО, 2009. 208 с.
33. Колпанов, В. В. Основы педагогики здоровья [Текст] : Монография / Владимир Васильевич Колпанов. СПб : изд-во БПА, 2015. 155 с.
34. Колесникова, М. Г. Школы здоровья в Санкт-Петербурге: изучение результативности [Текст] // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Труды IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 20-22 ноября 2014 г. Том 9, часть СПб : СПбГПУ, 2014. 215 с.
35. Колосова, Т. С. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста [Текст] / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина, JI. B. Морозова; под общ. ред. Т. С. Колосовой. Архангельск : Изд-во Поморского гос. ун-та, 2007. 159 с.
36. Куинджи, Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья
школьников [Текст] : Методическое пособие /
Наталья Николаевна Куинджи. Москва : «Аспект Пресс», 2000. 139 с.
37. Куинджи, Н. Н., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье. // Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова Гигиена и санитария, 2016. 44 с.
38. Кучма, В. Р., Степанова М. И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков // В. Р. Кучма, М. И. Степанова Здоровье населения и среда обитания. 2016. 28 с.
39. Лисицын, Ю. П. Здоровый образ жизни. История и современность [Текст] / Юрий Павлович Лисицын. Москва : НИИ истории медицины РАМН, 2012. 136 с.
40. Лисицын, Ю. П. Слово о здоровье [Текст] / Юрий Павлович Лисицын. - Москва : 2016. 2 с.
41. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Юрий Павлович Лисицын. Москва : «Знание». 2015. 15 с.
42. Люсько, Е. М. Школа здоровья [Текст] / Е. М. Люсько, Ю. А Лежнева. Минск : 2006. 19 с.
43. Макарова, В. И., Дегтева, Г. Н., Афанасенкова, Н. В. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова Российский педиатрический журнал. 2016. 32 с.
44. Мальчевская, И. В. Организация деятельности «Школы здоровья» в условиях мегаполиса: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Ирина Витальевна Мальчевская. Москва : 2006. 20 с.
45. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / Владимир Васильевич Марков. Москва : «Академия», 2011. 320 с.
46. Мартыненко, А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи [Текст] / А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский. Москва : «Медицина», 2015. 13 с.
47. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Елена Анатольевна Мечинская. Москва : «Вентана- Граф», 2008. 112 с.
48. Мотылянская, Р. Э. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни [Текст] / Р. Э. Мотылянская, Э. Я. Каплан // Теория и практика физической культуры, 2014. 14 с.
49. Назарова, Е. Н., Жилов, Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст] / Е. Н. Назарова, Жилов Ю. Д. Москва : ИЦ «Академия», 2008. 256 с.
50. Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование. / Под ред. М. В. Антроповой, В. И. Козлова. Москва : Педагогика, 2013. 34 с.
51. Остроумов А. А. Избранные труды [Текст] / Алексей Александрович Остроумов. Москва : 1950. 331 с.
52. Ощепкова, Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста [Текст] / Татьяна Леонидовна Ощепкова // Начальная школа. 2006. 90 с.
53. Психология здоровья: Учебник [Текст] / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб : «Питер», 2006. 607 с.
54. Разработка и моделирование единого здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательном учреждений. // Управление школой, 2015. 38 с.
55. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособие, для сред, и высш. пед. учеб. заведении, преп. начальн. классов и родит. [Текст] / сост. Л. В. Ковинько. Москва : «Академия», 2006. 288 с.
56. Рост, Т. К. Я здоровье берегу сам себе я помогу: Школа, программа укрепления здоровья // Татьяна Константиновна Рост Начальная школа. 2016. 70 с.
57. Серенко А. Ф. Социальная гигиена и организация
58. Сергеева, Б. В. Средства формирования здорового образа жизни младших школьников [Текст] / Бэлла Владимировна Сергеева // Проблемы педагогики: научно-методический журнал. 2017. 18 с.
59. Синягина, Н. Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности [Текст] / Наталья Юрьевна Синягина // Воспитание школьников. 2009. 16 с.
60. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / Александр Григорьевич Сухарев. Москва : «Медицина», 2014. 270 с.
61. Трещева, О. Л. Валеология: факультативный курс для 1-го класса [Текст] : учебное пособие / Ольга Львовна Трещева. Омск : АФиС, 2013. 31 с.
62. Трещева, О. Л. Системная организация валеологического образования школьников [Текст] // Ольга Львовна Трещева Теор. и практ. физ. культ., 2015. 8 с.
63. Фомина, Т. А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников [Текст] // Татьяна Александровна Фомина Молодой учёный. 2016. 513 с.
64. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст] : Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. - Москва: «Просвещение», 2015. 320 с.
65. Чернышев, А. В. Моделирование и прогнозирование состояния
здоровья школьников с учетом особенностей их образе жизни и образовательного процесса на муниципальном уровне [Текст] / А.
В. Чернышев, Г. Я. Клименко, О. Н. Чопорно. Саратов : издательский комплекс ООО «Фрагмент», 2008. 205 с.
66. Чечельницкая, С. М. Программа «Педагогики здоровья» для начальной школы / Светлана Михайловна Чечельницкая // Школа здоровья, 2015. 86 с.
67. Чумаков, Б. Н. Валеология. Курс лекций [Текст] / Борис Николаевич Чумаков. Москва : «Просвещение». 2015. 31 с.
68. Чумаков, Б. Н. Основы здорового образе жизни. Курс лекций [Текст] / Борис Николаевич Чумаков. Москва : Педагогическое общество России, 2009. 15 с.
69. Шабунова, А. А. Здоровье и здравоохранение [Текст] : Учебн. пос. / А. А. Шабунова, М. В. Морев, Н. А. Кондакова. Москва : «Просвещение», 2000. 407 с.