ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСОЛИДИРОВАННОМ УЧЁТЕ И КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЁТНОСТИ 9
§ 1. Понятие консолидированного учёта, и его отличия от иных видов учёта. Понятие консолидированной отчётности 9
§ 2. Цель и значение консолидированного учёта и консолидированной отчётности 16
§ 3. История развития российского законодательства о консолидированном учёте и консолидированной отчётности 21
§ 4. Источники правового регулирования консолидированного учёта и консолидированной отчётности 32
§ 5. Совершенствование законодательства о консолидированном учёте и консолидированной отчётности 38
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО УЧЁТА И КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЁТНОСТИ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РАСКРЫТИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЁТНОСТИ 44
§ 1. Субъекты и объекты консолидированного учёта и консолидированной отчётности 44
§ 2. Состав консолидированной отчётности. Порядок аудита консолидированной отчётности 52
§ 3. Порядок представления консолидированной отчётности 60
§ 4. Порядок раскрытия консолидированной отчётности 65
§ 5. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной отчётности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 84
Развитие процессов глобализации экономики привело к формированию групп организаций, которые рассматриваются в качестве единого хозяйствующего субъекта. О деятельности такой группы необходимо получение обобщенной информации, характеризующей ее финансовое положение, финансовые результаты и изменения финансового положения. Указанная информация формируется посредством проведения консолидации. Сущность процедуры консолидации состоит в объединении показателей деятельности отдельных организаций и исключении операций, совершенных между ними. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» (далее - Закон о консолидированной финансовой отчётности) подготовка консолидированной отчётности должна осуществляться в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (далее - МСФО).
МСФО - это набор стандартов и интерпретаций, регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой пользователям для принятия ими экономических решений в отношении организации. Международные стандарты финансовой отчётности с 1973 года разрабатываются и утверждаются Комитетом по Международным стандартам финансовой отчётности (с 2001 года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности). Целью деятельности указанной организации является улучшение и гармонизация правил, стандартов и процедур, связанных с представлением финансовой отчётности, так как единые стандарты позволят оценивать и сравнивать результаты деятельности различных организаций более эффективно.
Введение и реализация требования о подготовке консолидированной отчётности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности способствует повышению прозрачности и открытости деятельности организаций. Обеспечивает единообразие и сравнимость финансовой отчётности российских организаций с аналогичными иностранными хозяйствующими субъектами. Повышается инвестиционная привлекательность организаций и расширяется возможность их доступа к международным финансовым рынкам. Осуществляется дальнейшее сближение национальных и международных стандартов бухгалтерского учёта.
Вопросам формирования и раскрытия консолидированной отчётности посвящены исследования таких авторов, как А.Н. Борисов, О.А. Борзунова, Н.В. Генералова, В.Г. Гетьман, Л.А. Евстратова, С.Н. Карельская, С.И. Кожевникова, И.Р. Коновалова, Л.И. Куликова, О.В. Малинина, Т.М. Медведева, Н.В. Неелова, С.И. Пучкова и других.
Ведению консолидированного учёта для целей составления на его основе консолидированной отчётности посвящено небольшое количество работ, среди которых выделяются труды О.В. Бурлаковой, Н.В. Горшковой, A.A. Красильникова, И.А. Кузнецова, С.Ю. Леонтьева, B.C. Плотникова. Тем не менее, в большинстве своем они посвящены положениям Федерального закона «О консолидированной финансовой отчётности» в редакции от 27 июля 2010 года. В связи с действием уже седьмой редакции от 3 июля 2016 года указанного Закона многие ранее выдвинутые положения подлежат новому осмыслению.
В 2014 году в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 111-ФЗ в Закон о консолидированной финансовой отчётности и изданием в 2015 году Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 2176-р «Об утверждении перечня федеральных
государственных унитарных предприятий и перечня открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» , круг организаций, обязанных составлять, представлять и раскрывать консолидированную отчётность по МСФО был расширен в несколько раз.
Последние поправки внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 262- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 262-ФЗ). Им введены дополнительные требования к консолидированной отчётности и процедурам ее раскрытия.
Цель работы заключается в формировании целостного представления о современном правовом регулировании отношений по ведению консолидированного учёта и формированию и представлению консолидированной отчётности. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие консолидированного учёта и проанализировать его отличия от иных видов учёта (бухгалтерского финансового, управленческого, налогового) учётной системы Российской Федерации;
- определить понятие консолидированной отчётности;
- установить цели и значение консолидированного учёта и
консолидированной отчётности;
- рассмотреть историю развития российского законодательства о
консолидированном учёте и консолидированной отчётности;
- определить источники правового регулирования консолидированного учёта и консолидированной отчётности и их дальнейшее совершенствование;
- установить субъекты и объекты консолидированного учёта и консолидированной отчётности;
- рассмотреть состав консолидированной отчётности;
- исследовать порядок аудита, представления и раскрытия консолидированной отчётности;
- определить органы осуществляющие надзор за представлением и раскрытием консолидированной отчётности.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых в области гражданского и предпринимательского права: B.C. Белых, Е.П. Губина, И.В.
Ершовой, П.Г. Лахно, В.П. Мозолина, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинского, О.Ю. Скворцова, Е.А. Суханова, М.Ю. Челышева и др.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности», Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», указы Президента
Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, Международные стандарты финансовой отчётности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчётности, признанные для применения на территории Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие консолидированный учёт и консолидированную отчётность в Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, в том числе акты арбитражных судов Российской Федерации, информационные материалы, размещаемые на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, ресурсы глобальной информационной сети Интернет.
В исследовании, с целью получения объективных данных, применялись такие общенаучные методы, как индукция, дедукция, анализ, синтез. В работе также применялись историко-правовой и сравнительно-правовой, формально¬логический и формально-юридический методы. Историко-правовой метод позволил проанализировать особенности развития правового регулирования консолидированного учёта и консолидированной отчётности и выявить предпосылки возникновения такого вида учёта в учётной системе Российской Федерации, как консолидированный учёт. С помощью сравнительно-правового метода была предпринята попытка определить отличия консолидированного учёта от иных видов учёта, таких как бухгалтерский финансовый, управленческий, налоговый. Формально-логический и формально-юридический методы использовались при анализе текстов нормативных правовых актов, формулировании определений.
Исследование состоит из введения, двух глав, включающих десять параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Применения в Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчётности возможно благодаря реформированию национальной системы бухгалтерского учёта. Соблюдение МСФО способствует повышению прозрачности и открытости деятельности организаций, обеспечивает единообразие и сравнимость финансовой отчётности российских организаций с аналогичными хозяйствующими субъектами за рубежом, повышает инвестиционную привлекательность организаций и расширяет возможности доступа их к международным финансовым рынкам, и способствует дальнейшему сближению национальных и международных стандартов бухгалтерского учёта.
Было выяснено, что в основе консолидированного учёта положена система нормативного регулирования, основанная на положениях Федерального закона «О консолидированной финансовой отчётности», иных нормативных актов Российской Федерации, а также Международных стандартов финансовой отчетности, признанных для применения на территории Российской Федерации. Основными пользователями консолидированного учёта являются собственники и управленческий персонал группы организаций, которые получают информацию о деятельности группы с целью проведения ее анализа и оценки прогнозов развития, следовательно, консолидированный учёт может быть использован в управленческих целях и целях подготовки консолидированной отчётности, составляемой по МСФО. Целью консолидированного учёта является представление информации о финансовом положении и финансовых результатах группы организаций. В качестве функций консолидированного учёта выделяются информационная и аналитическая учётные функции. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что консолидированный учёт является отдельным видом учёта, так как он обладает отличительными признаками, позволяющими обособить его от других видов учёта.
Суть консолидированной отчётности в том, чтобы показать, что группа организаций представляет собой единый субъект экономической деятельности, так как для пользователей отчётности важен именно экономический, а не юридический аспект. Раз цель финансовой отчётности состоит в том, чтобы ее пользователи получили адекватное представление о финансовом положении и деятельности предприятия и могли на этой основе принимать управленческие решения, то в ситуации, когда одни организации контролируют другие, возникает необходимость в консолидации финансовой отчётности, ведь более логично анализировать сведения по всей группе в целом, как о единой хозяйственной единице, независимо от количества и местонахождения юридических лиц, входящих в неё.
В настоящее время субъектами консолидированного учёта и консолидированной отчётности являются 10 категорий организаций: 1) кредитные, 2) страховые, за исключением страховых медицинских организаций, 3) негосударственные пенсионные фонды, 4) управляющие компании инвестиционных, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, 5) клиринговые организации, 6) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, 7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, 8) эмитенты ценных бумаг, включенных в котировальные списки, 9) организации, учредительными документами которых предусмотрено представление и (или) раскрытие консолидированной отчётности, 10) организации, подпадающие под сферу действия Закона о консолидированной финансовой отчётности в силу иных федеральных законов (например, Государственная компания «Российские автомобильные дороги», Государственная корпорация «Росатом», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и
экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др.). Значит, круг организаций, обязанных составлять, представлять и раскрывать консолидированную отчётность по МСФО был увеличен в сравнении с предыдущими редакциями Закона о консолидированной финансовой отчетности, что позволяет говорить о том, что сфера действия Федерального закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой
отчётности» расширилась.
Консолидированная отчётность составляется по тем же правилам, что и индивидуальная отчётность, то есть в соответствии с МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчётности», значит, полный комплект консолидированной отчётности включает: отчёт о финансовом положении (бухгалтерский баланс); отчёт о прибылях, убытках и прочем совокупном доходе; отчёт об изменениях в собственном капитале; отчёт о движении денежных средств; примечания, состоящие из краткого обзора основных положений учётной политики и прочей пояснительной информации; сравнительную информацию за предшествующий период; отчёт о финансовом положении на начало предшествующего периода.
В ходе исследования было отмечено, что Закон о консолидированной финансовой отчётности в 6 редакции от 14 ноября 2014 года не содержал требований к сроку, в течение которого раскрытая консолидированная отчётность должна быть доступна для заинтересованных лиц, сроков представления промежуточной консолидированной финансовой отчётности и сроков ее раскрытия. Однако последняя редакция Закона о консолидированной финансовой отчётности от 3 июля 2016 года устанавливает, что промежуточная консолидированная отчётность представляется ее пользователям (акционерам, учредителям, собственникам имущества организации) не позднее 60 дней после окончания отчётного периода, за который составлена. Введены дополнительные требования к раскрытию консолидированной отчётности, в частности, раскрытая в Интернете отчётность должна быть доступна для заинтересованных лиц вместе с аудиторским заключением либо иным документом, составленным по результатам аудиторской проверки, в течение трех лет с даты размещения такой отчётности. На территории Российской Федерации были введены в действие международные стандарты аудита, предусматривающие следующие виды проверок финансовой информации прошедших периодов: аудит финансовой информации, обзорная проверка финансовой информации. Аудируемое лицо вправе выбрать форму проверки, если нужна высокая степень уверенности в достоверности финансовой отчётности, то проводится аудит. Если для решения стоящих перед аудируемым лицом задач достаточна ограниченная уверенность, проводится обзорная проверка финансовой отчётности
Также необходимо указать, что нарушения, возникающие при представлении, раскрытии и хранении консолидированной отчётности, могут повлечь административную и уголовную ответственность.
Хранение консолидированной отчётности не регулируется Законом о консолидированной финансовой отчётности, поэтому применяется часть 1 статьи 18 Закона «О бухгалтерском учёте», требующая хранения отчётности и аудиторских заключений в соответствии с правилами государственного архивного дела.
В рамках подготовки проекта Федерального закона № 120718-7 «О
внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчётности» и в статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» ведется дальнейшее совершенствование законодательства о консолидированной отчётности в части предоставления права отдельным организациям устанавливать отличные от календарных даты начала и окончания отчётного периода. С учётом вновь вводимой нормы, позволяющей организациям устанавливать для составления консолидированной финансовой отчётности отличный от календарного года отчётный период, законопроектом предусматривается также дополнение Закона о консолидированной финансовой отчётности нормами, определяющими особенности исчисления первого отчётного года для годовой консолидированной отчётности, отчётного периода и первого отчётного периода для промежуточной консолидированной отчётности.
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: [принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - 4 августа. - № 31. - Ст. 4398.
2. Российская Федерация. Законы. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: [федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Российская Федерация. Законы. Часть первая Налогового кодекса
Российской Федерации: [федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. -
Ст. 3824; Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации: [федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
4. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон от 30.12.2001 № 195 - ФЗ (ред. от 17.04.2017)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
6. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учёте: [федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016)] [Текст] // Российская газета. -
2011. - 9 декабря. - № 278.
7. Российская Федерация. Законы. О консолидированной финансовой отчётности: [федер. закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016)] [Текст] // Российская газета. - 2010. - 30 июля. - № 168.
8. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»: [федер. закон от 03.07.2016 № 262-ФЗ] [Текст] // Российская газета. - 2016. - 6 июля. - № 146.
9. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности: [федер. закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017)] [Текст] // Российская газета. - 2008. - 31 декабря. - № 267.
10. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности: [федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.07.2016)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.
11. Российская Федерация. Законы. Об организованных торгах: [федер. закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ (ред. от 03.07.2016)] [Текст] // Российская газета. - 2011. - 26 ноября. - № 266с.
12. Российская Федерация. Законы. О центральном депозитарии: [федер. закон
от 07.12.2011 № 414-ФЗ (ред. от 13.07.2015)] [Текст] // Собрание
законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7356.
13. Российская Федерация. Законы. О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: [федер. закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016)] [Текст] // Российская газета. - 2009. - 20 июля. - № 131п.
14. Российская Федерация. Законы. О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: [федер. закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ (ред. от 03.07.2016)] [Текст] // Российская газета. - 2007. - 5 декабря. - № 272.
15. Российская Федерация. Законы. О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»: [федер. закон от 23.11.2007 № 270- ФЗ (ред. от 28.11.2015)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 48 (2 ч.). - Ст. 5814.
16. Российская Федерация. Законы. О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»: [федер. закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4341.
17. Российская Федерация. Законы. О рынке ценных бумаг: [федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016)] [Текст] // Российская газета. - 1996. - 25 апреля. - № 79.
18. Российская Федерация. Законы. О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте: [федер. закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)] [Текст] // Российская газета. - 2011. - 11 февраля. - № 29.
19. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности»: [федер. закон от 05.05.2014 № 111-ФЗ] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 19. - Ст. 2316.
20. Российская Федерация. Президент РФ. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»: [указ
Президента РФ от 03.04.1997 № 278 (ред. от 19.09.1997) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 14. - Ст. 1608.
21. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении Положения о
признании Международных стандартов финансовой отчётности и
Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности для применения на территории Российской Федерации: [постановление
Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 (ред. от 26.08.2013)] [Текст] // Российская газета. - 2011. - 11 марта. - № 51.
22. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий и перечня открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности: [распоряжение Правительства РФ от 27.10.2015 № 2176-р (ред. от 30.01.2017)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - 9 ноября. - Ст. 6272.
23. Российская Федерация. Минфин. О введении документов Международных стандартов финансовой отчётности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.06.2016 № 98н] [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - 2016. - 18 июля.
24. Российская Федерация. Минфин. О введении Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 № 217н (с изм. от 11.07.2016)] [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - 2016. - 8 февраля.
25. Российская Федерация. Минфин. О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2012 № 126н] [Текст] // Финансовая газета. - 2012. - 20 сентября. - № 36.
26. Российская Федерация. Минфин. Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчётности: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2011 № 156н] [Текст] // Российская газета. - 2011. - 9 декабря. - № 278.
27. Российская Федерация. Минфин. Об утверждении Порядка проведения конкурса по определению экспертного органа для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав Международных стандартов финансовой отчётности, на территории Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.04.2011 № 41н] [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - 16 мая. - № 20.
28. Российская Федерация. Минфин. Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2004 № 180] [Текст] // Российская Бизнес-газета. - 2004. - 20 апреля. - № 27.
29. Российская Федерация. Банк России. О порядке представления в Банк
России годовой консолидированной финансовой отчётности организациями, указанными в пунктах 2 - 5 и 8 части 1 статьи 2
Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О
консолидированной финансовой отчётности»: [указание Банка России от 01.09.2014 № 3374-У] // Вестник Банка России. - 2014. - № 95.
30. Российская Федерация. Банк России. О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации: [указание Банка России от 24.11.2016 № 4212-У (ред. от 27.02.2017)] // Вестник Банка России. - 2017.
- № 12-13.
31. Российская Федерация. Банк России. О представлении кредитными организациями финансовой отчётности: [указание Банка России от 02.03.2015 № 3580-У (ред. от 19.12.2016)] // Вестник Банка России. - 2015.
- № 34.
32. Российская Федерация. Банк России. О раскрытии и представлении
головными кредитными организациями банковских групп
консолидированной финансовой отчётности: [указание Банка России от 03.12.2012 № 2923-У (ред. от 16.01.2017)] // Вестник Банка России. - 2012.
- № 75.
33. Российская Федерация. Законы. О финансово-промышленных группах: [федер. закон от 30.11.1995 № 190-ФЗ] [Текст] // Российская газета. - 1995. - 6 декабря. - № 236 (утратил силу).
34. Российская Федерация. Правительство РФ. О представлении годовой
консолидированной финансовой отчётности: [постановление
Правительства РФ от 03.03.2012 № 179] [Текст] // Российская газета. -
2012. - 14 марта. - № 55 (утратило силу).
35. Российская Федерация. Минфин. О введении в действие и прекращении
действия документов Международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2015 № 9н] [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный интернет-портал правовой
информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - 2015. - 13 февраля (утратил силу).
36. Российская Федерация. Минфин. О введении документов Международных стандартов финансовой отчётности в действие на территории Российской
Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.2014 № 151н (ред. от 28.12.2015)] [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный интернет-портал правовой
информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - 2015. - 15 января (утратил силу).
37. Российская Федерация. Минфин. О введении в действие документов Международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.12.2013 № 135н] [Текст] // Российская газета. - 2014. - 24 января. - № 15 (утратил силу).
38. Российская Федерация. Минфин. О введении в действие документа Международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 07.05.2013 № 50н] [Текст] // Российская газета. - 2013. - 12 июля. - № 151 (утратил силу).
39. Российская Федерация. Минфин. О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.04.2013 № 36н (ред. от 28.12.2015)] [Текст] // Российская газета. - 2013. - 5 июня. - № 119 (утратил силу).
40. Российская Федерация. Минфин. О введении в действие документов Международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2012 № 143н (ред. от 02.04.2013, с изм. от 21.01.2015)] [Текст] // Российская газета. - 2012. - 21 декабря. - № 295 (утратил силу).
41. Российская Федерация. Минфин. О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2012 № 106н] [Текст] // Российская газета. - 2012. - 15 августа. - № 186 (утратил силу).
42. Российская Федерация. Минфин. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности на территории Российской Федерации: [приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н (ред. от 02.04.2013, с изм. от 21.01.2015)] [Текст] // Российская газета. - 2011. - 9 декабря. - № 278 (утратил силу).
II. Материалы судебной практики.
1. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.03.2017 № Ф05-1058/2017 по делу № А40-173426/2016 «Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
2. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.02.2017 №
Ф10-5715/2016 по делу № А48-476/2016 «Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ за
непредставление или нарушение порядка и сроков предоставления информации, предусмотренной законом, а равно представление
информации не в полном объеме или недостоверной информации. Требование удовлетворено, поскольку административным органом не доказано событие правонарушения. В связи с тем, что общество применяет упрощенную систему налогообложения, оно обязано предоставить акционеру только декларации по упрощенной системе налогообложения за соответствующие периоды» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
3. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.07.2016 № Ф09-7559/16 по делу № А60-54374/2015 «О признании недействительными постановления о привлечении к ответственности по части 9 ст. 19.5 КоАП РФ, предписания. В удовлетворении требования отказано, поскольку совершение правонарушения доказано, обязанность по раскрытию КФО возникла у общества в связи с регистрацией проспектов ценных бумаг, а также ввиду наличия подконтрольных организаций, прекращение торгов в отношении ценных бумаг не устраняет обязанность по раскрытию КФО, тот факт, что само общество подконтрольно иному лицу, представляющему КФО, не имеет правового значения» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
4. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от
01.08.2016 № Ф04-2886/2016 по делу № А27-156/2016 «Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение обществом как эмитентом эмиссионных ценных бумаг срока раскрытия промежуточной консолидированной финансовой отчётности. В удовлетворении требования отказано, поскольку факт правонарушения установлен, доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, невозможность своевременного раскрытия необходимой информации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, не представлено» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
5. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от
05.05.2016 № Ф04-928/2016 по делу № А27-12939/2015 «Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ за непредставление акционеру всех запрошенных документов. В удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общества установлено наличие состава правонарушения, соблюден порядок привлечения к ответственности. Консолидированная финансовая отчётность обществом составлялась, находилась в открытом доступе в офисе и в обобщенном виде размещена на сайте, оснований для отказа в предоставлении отчётности акционеру не имелось» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2014 по делу № А45-17950/2013 «О признании недействительным предписания уполномоченного органа по финансовым рынкам. В удовлетворении требования отказано, поскольку установленный уполномоченным органом срок для выполнения обществом предусмотренной законом обязанности по представлению акционеру испрашиваемых им документов признан достаточным, кроме того, общество может обратиться с ходатайством о продлении срока исполнения оспариваемого предписания» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
7. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.07.2013 № Ф04-2532/13 по делу № А45-29494/2012 «По делу о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 19.11.2012 № 51-12-758/пн о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС Гарант
8. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 № 07АП-9860/2015 по делу № А27-12939/2015 «О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
9. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу А45-19072/2013 «По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ за непредставление в срок копий документов годовой консолидированной финансовой отчётности» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
10. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № 09АП-4359/2017 по делу № А40-173852/16 «Объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения заключается в нераскрытии информации, раскрытие которой предусмотрено федеральным законом в установленный законом срок» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
11. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016
№ 09АП-50226/2016 по делу № А40-133095/16 «В удовлетворении
заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, отказано правомерно, поскольку обществом в сети Интернет промежуточная консолидированная финансовая отчётность за спорный период не раскрыта» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
12. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 № 09АП-43339/2013 по делу № А40-100876/2013 «Заявление об отмене предписания ФСФР России удовлетворено, так как факт отсутствия обязанности заявителя представлять в контрольный орган консолидированную финансовую отчётность установлен вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
13. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу № А21-5874/2013 «Судом признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания, поскольку при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, обстоятельства совершенного
юридическим лицом правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления годовой консолидированной финансовой отчётности, не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям, следовательно, данное правонарушение является малозначительным» [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано / СПС КонсультантПлюс
III. Специальная литература.
1. Авдеев В.В. Международные стандарты финансовой отчётности: заменят ли они полностью российские стандарты? // Все для бухгалтера. - 2012. - № 5. - С. 6-10.
2. Балтазар Э., Бейерсдорф М., Бонэм М. Некоторые аспекты первого применения МСФО // Аудиторские ведомости. - 2014. - № 9. - С. 39-55.
3. Барамидзе Г.А. Правовое регулирование финансового контроля
государственных корпораций (на примере Государственной корпорации «Росатом») // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 12. - С. 73-83.
4. Белых В.С. Предпринимательское право России: Учебник / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко и др., ответственный редактор В.С. Белых - М.: Проспект, 2009. - 656 с.
5. Берг О. Консолидированная финансовая отчётность // Российский бухгалтер. - 2014. - № 8. - С. 10-16.
6. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2011.
7. Борзунова О.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2011. - 48 с.
8. Булгаков С.Н. Акционерные общества // СПС КонсультантПлюс, 2017.
9. Васильев Ю.А. Отчётность по итогам прошедшего года // Услуги связи: бухгалтерский учёт и налогообложение. - 2015. - № 2. - С. 6-16.
10. Генералова Н.В., Карельская С.Н. Появление консолидированной отчётности в России // Международный бухгалтерский учёт. - 2015. - № 15. - С. 11-21.
11. Генералова Н.В., Карельская С.Н. Эволюция регулирования консолидированной финансовой отчётности в России // Международный бухгалтерский учёт. - 2014. - № 29. - С. 13-28.
12. Гетьман В.Г. Совершенствование нормативно-правовых основ бухгалтерского учёта и финансовой отчётности // Международный бухгалтерский учёт. - 2014. - № 18. - С. 54-57.
13. Горшкова Н.В. Историческое развитие консолидированного учёта и отчётности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учёт. - 2012. - № 16. - С. 2-6.
14. Диркова Е. Концептуальные основы МСФО // Расчет. - 2014. - № 11. -С. 58-59.
15. Диркова Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 04.11.2014 № 344- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Нормативные акты для бухгалтера. - 2014. - № 24. - С. 11-15.
16. Иноземцев О.В. РСБУ vs МСФО: консолидация // Главная книга. - 2014. - № 9. - С. 40-46.
17. Кожевникова С.И. Правовое регулирование внедрения МСФО: реалии и перспективы для российской экономики // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 3. - С. 259-264.
18. Кожевникова С.И. Проблемные аспекты внедрения МСФО в России // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 5. - С. 781-787.
19. Кожевникова С.И. О правовых аспектах внедрения международных стандартов финансовой отчётности // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 5. - С. 568-574.
20. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник / В.Ф.
Попондопуло, 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2015. - 608 с.
21. Кондрат Е.Н. Консолидированный надзор и раскрытие банковской информации: комментарий к Федеральному закону от 2 июля 2013 года № 146-ФЗ (постатейный). - М: Юстицинформ, 2014. - 254 с.
22. Кравец Д.А. Международные стандарты финансовой отчётности // Делопроизводство и кадры. - 2015. - № 2. - С. 73-111.
23. Кузьмин М. Введение в МСФО. Концептуальные основы финансовой отчётности // МСФО на практике. - 2013. - № 6. - С. 23-32.
24. Лакша Ю. Переходим на МСФО. Последние изменения законодательства // Расчет. - 2016. - № 8. - С. 26-27.
25. Леонтьев С.Ю. Консолидированный учёт группы взаимосвязанных организаций: Дисс. ... канд. эконом. наук / С.Ю. Леонтьев. - Казань, 2011. - 269 с.
26. Малинина О.В. Консолидированная финансовая отчётность: новшества и
современные реалии // Промышленность: бухгалтерский учёт и
налогообложение. - 2017. - № 2. - С. 16-23.
27. Медведева Т.М. [Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»] // Акты и комментарии для бухгалтера. - 2016. - № 8. - С. 11-14.
28. Медведева Т.М. Новые правила раскрытия консолидированной финансовой отчётности // Актуальные вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения. - 2016. - № 8. - С. 29-34.
29. Международные стандарты финансовой отчётности: Учебное пособие / Я.Н. Куницина, Т.А. Лаврухина, Н.Г. Сапожникова и др.; под ред. Н.Г. Сапожниковой. - М.: КНОРУС, 2012. - 368 с.
30. Морозова Т.В. Международные стандарты финансовой отчётности: Учебное пособие. - М.: МФПУ «Синергия», 2012. - 480 с.
31. Неелова Н.В. Институт консолидированной финансовой отчётности в Российской Федерации // Аудитор. - 2016. - № 5. - С. 19-29.
32. Новикова С.Г. Годовая бухгалтерская отчётность: обратите внимание на Рекомендации Минфина // Пищевая промышленность: бухгалтерский учёт и налогообложение. - 2015. - № 3. - С. 21-29.
33. Плотников В.С., Плотникова О.В., Бежан М.В., Мельников В.И. Концептуальная основа консолидированной финансовой отчётности // Международный бухгалтерский учёт. - 2015. - №39. - С. 2 - 26.
34. Плотников В.С., Плотникова О.В. Концепция подготовки финансовой отчётности: концепция консолидированной финансовой отчётности и международная концепция интегрированной отчётности // Аудитор. - 2014. - № 10. - С. 42-50.
35. Плотников В.С., Плотникова О.В. Этапы формирования концепции консолидированной финансовой отчётности // Бухгалтер и закон. - 2015. - № 4. - С. 17-21
36. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. - 992 с.
37. Пучкова С.И. Информационное значение консолидированной финансовой отчётности в условиях перехода на Международные стандарты финансовой отчётности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 9. - С. 28-31.
38. Рабинович А. Как будет развиваться бухучёт? План Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 гг. // Финансовая газета. - 2012. - № 10. - С. 8-9; - № 11. - С. 8.
39. Российское предпринимательское право: Учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; ответственный редактор И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2011. - 1072 с.
40. Сафарян К.В. Новый Закон «О бухгалтерском учёте»: основные изменения // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 9. - С. 3-20.
41. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: Учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. - М.: Юстицинформ, 2014. - 402 с.
42. Соколова Т.А., Бородин О.С. Консолидированная отчётность и ее нормативно-методическое обеспечение // Право и экономика. - 2012. - № 9. - С. 58-62.
43. Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: Дисс. ... докт. юрид. наук / М.Ю. Челышев. - Казань, 2008. - 501 с.
44. Щадилова С.Н. Подготовка консолидированной отчётности в соответствии с МСФО // Аудитор. - 2014. - № 4. - С. 60-67.